Биография юрия николаевича григоровича. Последнее фуэте

Биография юрия николаевича григоровича. Последнее фуэте

Любимая профессия подарила Наталии Бессмертновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича . Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене. К юбилею артистки АиФ.ru вспоминает историю любви балерины и ее стремительный путь к признанию.

Любимица

Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта. Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.

Наталия Игоревна Бессмертнова, 1968 г. Фото: РИА Новости / Лев Носов

Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова . Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву . Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной . На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.

В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар. Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский , творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом. Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.

Наталья Бессмертнова в роли Жизель. Фото: РИА Новости / Максимов

Муза

Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем . Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью. Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой , Максимовой , Васильевым , Лавровским и Тимофеевой . Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь. К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.

Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей. 7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бессмертнову, что послужило поводом для ее увольнения. Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться. Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.

Наталия Бессмертнова в роли Анастасии в сцене из балета С.С.Прокофьева «Иван Грозный». Фото: РИА Новости / Александр Макаров

В кругу семьи

Несмотря на крепкий брак, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша . Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть. Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.

По признаниям Виталия Вульфа , который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.

Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах. К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.

Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга. Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.

МОСКВА, 2 января. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Российскому хореографу, народному артисту СССР Юрию Григоровичу в понедельник исполняется 90 лет. Отмечать столь солидную дату мастер будет в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ).

"Мы ждем Юрия Николаевича Григоровича в Большом театре, где будет показан балет "Щелкунчик" в его постановке, после окончания которого мы поздравим с юбилеем гениального мастера", - сообщил ТАСС генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

Со своей стороны, именинник подтвердил ТАСС непременное присутствие. "Конечно, буду", - заявил Григорович, при этом посетовав, что "месяц лежал с воспалением легких". "Я так простудился в Сеуле, а потом девять часов летел в самолете, где всюду продувает. Вот и захворал, очень долго приходил в себя", - поделился Юрий Николаевич.

От Сеула до Антверпена

В Сеуле Григорович восстанавливал балет "Спартак". Вообще в предъюбилейном году ему пришлось немало попутешествовать. Летом он летал в Сочи на международный конкурс "Молодой балет мира", основателем и художественным руководителем которого он является. Смотр проходил уже в шестой раз.

Потом отправился в Уфу - ставил балет "Легенда о любви" в Башкирском театре оперы и балета. Совсем недавно, в начале декабря, Григорович выпускал премьеру в Мариинском театре. "Сделал новую постановку "Каменного цветка" спустя 60 лет после мировой премьеры", - уточнил хореограф.

Следующим пунктом стал Мюнхен, - "в Баварской государственной опере поставил "Спартака", рассказал балетмейстер. "Премьера прошла с грандиозным успехом, - писали немецкие СМИ. - Григорович выходил на поклоны шесть раз, а публика стоя аплодировала в течение 20 минут".

К этому списку надо добавить еще два спектакля, над которыми Григорович работал в Большом театре. "Сначала на Новой сцене восстанавливал балет "Золотой век", а потом работал над переносом своей редакции "Раймонды" на Историческую сцену", - перечислил хореограф.

В его ближайших планах - командировка в Бельгию. "В Антверпене буду ставить "Спартак", ехать надо уже в конце января", - сообщил Юрий Николаевич.

"Не терять интерес к жизни и профессии"

В свои 90 лет мастер продолжает активную работу, сотрудничая со многими театрами мира. "Все в генах от мамы и папы", - пояснил секрет своего творческого долголетия Григорович.

"Я родом из Ленинграда, из балетной семьи - мама училась там же, в хореографическом училище на улице Росси, кстати, в одном классе с великой балериной Мариной Семеновой. Но рано вышла замуж, появились мы с сестрой, и она оставила профессию. А ее брат, Георгий Розай, был известным артистом Императорской сцены, потом участником Дягилевской антрепризы "Русские сезоны". Так что балетные гены свое влияние оказали - и на образ жизни, и на внутреннюю дисциплину", - считает Григорович.

"А папа, Николай Евгеньевич, не был человеком балета и театра, но, как сейчас вспоминаю, знал обо мне лучше меня самого, - продолжил Юрий Николаевич. - Он очень рано увидел во мне такие черты характера, от которых хотел меня оберечь, повесил даже над моей кроватью выписку из мудрых наставлений о смирении гнева, вспыльчивости, гордыни, чтобы я на это обратил внимание. Я не всегда следовал этой мудрости - иногда не мог сдерживать себя. Одно меня успокаивает: моя несдержанность никогда не была направлена против человека, я вспыхивал исключительно по профессиональным вопросам".

Творческая биография балетмейстера началась 70 лет назад, когда выпускник Ленинградского хореографического училища Юра Григорович был принят в труппу Мариинского (тогда Кировского) театра артистом балета. Там он протанцевал 18 лет и параллельно работал как хореограф. Свою первую постановку, трехактный детский спектакль "Аистенок", Григорович представил на сцене дворца культуры имени Горького в Ленинграде, когда ему было 20 лет.

С тех пор Григоровичем создано 16 оригинальных балетов. В их числе такие общепризнанные шедевры, как "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак", "Иван Грозный", "Золотой век" и другие. Более 30 лет Григорович руководил балетной труппой Большого театра. Ставил спектакли на сценах ведущих театров России, Европы, Азии и продолжает делать это по сей день.

"Возраст, конечно, никуда не денешь, не стану отрицать, - признается Григорович. - Мой дед, он был итальянец, шутил: "Все умрут, и я, может быть". Важно не терять интерес к жизни и профессии, не сидеть дома, а постоянно находиться в деле. Ведь то, что у меня было отложено на неопределенное время, так и не осуществилось".

Главная ценность - люди

Григорович с восхищением говорит о выдающихся личностях, с которыми его сводила судьба. "Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Марк Шагал, Симон Вирсаладзе, Федор Лопухов, Галина Уланова, Григорий Козинцев, Валерий Дорер, Валентина Ходасевич, Леонард Бернстайн, Сол Юрок, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин", - перечисляет Юрий Николаевич. "Встречи с яркими людьми - вот что остается навсегда", - признается он.

И вновь переключается на балетную тему. "В Большом театре труппа всегда была на высоте, - говорит Григорович. - Я помню ее, начиная с конца 1950-х годов, когда впервые приехал из Ленинграда ставить "Каменный цветок", а вскоре "Легенду о любви" и "Спящую красавицу". И потом все годы моей работы главным балетмейстером Большого я стремился сохранить эту ценность, труппу Большого, и привлекать сюда тех, кто мог украсить ее индивидуальными чертами".

Легендарными "шестидесятниками" называет Григорович Плисецкую, Стручкову, Кондратьеву, Тимофееву, Максимову и Васильева, Бессмертнову и Лавровского, Адырхаеву и Лиепу, Владимирова и Сорокину. "Вслед за ними сложилось новое поколение артистов - Надежда Павлова, Нина Семизорова, Татьяна Голикова, Мария Былова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Александр Богатырев, Ирек Мухамедов, Юрий Васюченко, Александр Ветров", - продолжает хореограф.

"За ними шли следующие и следующие, для раскрытия мастерства которых был нужен репертуар, новые постановки, этим мы и занимались все годы. При мне в Большом театре также поставили свои балеты свыше 30 хореографов - наших и иностранцев", - рассказал Григорович.

"Эра Григоровича"

И того, что сделано, оказалось так много, что выставку к 90-летию хореографа, открывшуюся в главном здании Театрального музея им. А. А. Бахрушина, назвали "Эра Григоровича". Она включила материалы из фондов Бахрушинской коллекции, Большого и Мариинского театров, Санкт- Петербургского музея театрального и музыкального искусства и личного собрания Юрия Григоровича.

Отдельный раздел экспозиции посвящен многолетнему соавтору балетов Григоровича, замечательному театральному художнику Симону Вирсаладзе (1908-1989). По воспоминаниям его племянницы Мананы Хидашели, "Григорович прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали". Вирсаладзе называли "художником, одевающим танец". В экспозиции представлены его живописные эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича.

Еще один раздел выставки посвящен Наталии Бессмертновой, жене и музе Юрия Григоровича, к сожалению, ушедшей из жизни в 2008 году. Григорович любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Вернисаж, состоявшийся 27 декабря, прошел в присутствии Григоровича, но прежде он совершил экскурсию по экспозиции. "Какая красота, как много всего интересного!" - воскликнул он. Балетмейстер прокомментировал некоторые снимки - в частности, фотографии, на которых он запечатлен со знаменитыми артистами балета Владимиром Васильевым, Рудольфом Нуреевым, Сержем Лифарем, великим композитором Игорем Стравинским, а также с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым и многими другими деятелями культуры и политики.

"Это часть моей жизни, тут мои друзья, артисты... Такая потрясающая выставка, не знаю даже, какие слова сказать... Большое счастье увидеть свою жизнь в афишах, фотографиях, книгах. Спасибо за сегодняшнее счастье", - сказал Григорович на вернисаже.

"Когда смотришь эту выставку, начинаешь понимать, что что-то сделал", - добавил маэстро. Позже в беседе с корреспондентом ТАСС Юрий Николаевич пообещал, что на днях обязательно придет на выставку снова, чтобы внимательно все осмотреть еще раз. Работа экспозиции продлится до конца февраля.

Фестиваль балета в честь Мастера

В честь юбилея Григоровича Большой театр организовал фестиваль балетов хореографа, который продлится почти два месяца - со 2 января по 26 февраля. Сам хореограф намерен смотреть свои спектакли. "Приятное ощущение, что что-то осталось в Большом театре", - поделился Григорович с корреспондентом ТАСС.

"Наш фестиваль стартует в день 90-летия Григоровича. Впечатляющие цифры, но еще более впечатляет то, что Юрий Николаевич по-прежнему готов активно работать", - сказал руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев. По его словам, во всем мире балет Большого театра "больше знают как балет, который возглавлял Юрий Григорович".

"В рамках фестиваля мы покажем все балеты, которые Юрий Николаевич поставил в Большом театре - их 11. Я очень надеюсь, что этот фестиваль пройдет на очень высоком уровне", - заявил Вазиев.

Своим мнением о Григоровиче поделилась педагог- репетитор, а в недавнем прошлом прима Большого театра, народная артистка СССР Людмила Семеняка.

"Я благодарю судьбу, что была замечена Григоровичем, великим балетмейстером и великим человеком, - сказала она. - У Юрия Николаевича уникальный дар: он умеет найти артиста. Перед моими глазами в Большом театре прошли поколения настоящих звезд: Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Богатырев... Я горжусь тем, что станцевала во всех балетах Григоровича, которого считаю самым великим балетмейстером ХХ века, и очень хочу, чтобы обращение к его творчеству продолжилось и в будущие столетия".

Артист балета, выдающийся балетмейстер, хореограф, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1973).
Народный артист Узбекской ССР (1981).
Заслуженный деятель Казахстана (1995).
Народный артист Республики Башкортостан (1996).
Герой Социалистического Труда (1986).

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Бессменный руководитель жюри:
Международного конкурса артистов балета в Москве;
Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве;
Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент.
С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии.
С 1990 - Президент фонда «Русский балет».
C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук.
C 2004 - Почётный член Российской академии художеств.
Почётный член Австрийского музыкального общества.
Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ.

театральные работы

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова
1947 - «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
1948 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского - Золотой божок
1949 - «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Шут
1950 - «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина - Половчанин
1951 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Нурали и Юноша
1951 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Шут
1951 - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1951 - «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова- Украинский танец
1951 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа - Ганс
1952 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева - Кот в сапогах
1954 - «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен - Паяц и Китайский танец
1955 - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер - Петро
1956 - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон - Ретиарий - первый исполнитель
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович - Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова - Мариинском театре
1953 - танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
1954 - танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1957 - танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
1959 - танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
1959 - танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина

1994 - «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета

1961 - «Легенда о любви» А. Меликова
1962 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1977 - «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление - 2011

Постановки в Большом театре
Оригинальные балеты
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1965 - «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление - 2002
1966 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
1976 - «Ангара» А. Эшпая, возобновление - 1987
1979 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление - 2010
1982 - «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления - 1994 и 2006

Редакции классических балетов
1963 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция - 1973, 3-я редакция - 2011
1969 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция - 2001
1984 - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление - 2003
1987 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
1991 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
1994 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
1994 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Постановки в Краснодарском театре балета
1996 - сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
1997 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1997 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1997 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1998 - «Раймонда» А. Глазунова
1999 - «Дон Кихот» Л. Минкуса
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна
2000 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
2002 - «Золотой век» Д. Шостаковича
2002 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса
2004 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
2005 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
2006 - «Легенда о любви» А. Меликова
2006 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
2007 - «Жизель» А. Адана
2008 - «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)
1955 - «Вальс-фантазия» М. Глинки - ЛХУ
1958 - танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского - МАЛЕГОТ
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Шведская Королевская опера
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Театр оперы и балета «Эстония»
1962 - «Легенда о любви» А. Меликова - Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
1963 - «Легенда о любви» А. Меликова - Национальный театр (Прага)
1965 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Софийская народная опера
1973 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Венская государственная опера
1976 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Опера де Пари, 2-я редакция - 2003
1978 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Опера де Пари
1981 - «Жизель» А. Адана - Оперный театр Анкары (Турция)
1981 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Римский оперный театр, возобновление - 1999
1983 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Датский Королевский балет
1985 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Финский Национальный Балет
1989 - «Раймонда» А. Глазунова - Ла Скала
1990 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Софийская народная опера
1992 - «Жизель» А. Адана - Софийская народная опера
1993 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Башкирский театр оперы и балета
1995 - хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Башкирский театр оперы и балета
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Башкирский театр
1995 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Башкирский театр
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1997 - «Раймонда» А. Глазунова - Большой театр Республики Беларусь
1997 - «Легенда о любви» А. Меликова - Екатеринбургский театр оперы и балета
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр (Прага)
1999 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Кремлёвский балет
1999 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
1999 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2000 - «Легенда о любви» А. Меликова - Оперный театр Стамбула
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна - Римский оперный театр
2000 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи
2001 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Оперный театр Стамбула
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный театр (Прага)
2001 - «Спартак» А. Хачатуряна - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Кремлёвский балет
2004 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2007 - «Корсар» А. Адана - Кремлёвский балет
2007 - «Спартак» А. Хачатуряна- Красноярский театр оперы и балета
2008 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2008 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
2009 - «Спартак» А. Хачатуряна - Армянский театр оперы и балета
2009 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
2010 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2012 - «Корсар» А. Адана - Башкирский театр оперы и балета

призы и награды

1957 - Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
1959 - Орден науки и искусства Республики Египет.
1969 - Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца.
1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
1970 - Ленинская премия
1972 - Почетный приз Парижской академии танца.
1976 - Орден Ленина.
1977 - Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария).
1977 - Государственная премия СССР.
1977 - Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства».
1980 - Почётный гражданин Варны.
1981 - Орден Октябрьской революции.
1983 - Государственная премия Узбекской ССР.
1985 - Государственная премия СССР - за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва.
1986 - Орден Ленина.
1987 - Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени.
1997 - Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши.
2001 - Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
2001 - Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»).
2002 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2002 - Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева.
2002 - Знак отличия «370 лет Якутия с Россией».
2002 - Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.
2003 - Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
2003 - Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия).
2003 - Почётный гражданин Кубани.
2003 - Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край).
2004 - Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени.
2004 - Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
2004 - Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства».
2005 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
2005 - Орден Достык.
2006 - Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть».
2006 - Премия и медаль имени Людвига Нобеля.
2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2007 - Орден Франциска Скорины.
2008 - Премия «Овация».
2009 - Орден Почёта (Армения).
2011 - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Премия правительства РФ в области культуры (2011) - за постановку спектакля «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
III премия Международного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Токио (1976)
Премия имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2005)
Национальная премия «Россиянин года» в номинации «Триумф» (ООО «Российская академия бизнеса и предпринимательства», 2007)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина» в категории «За выдающиеся заслуги» (Позитано, Италия, 2013)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К.С.Станиславского, 2015)

День рождения 02 января 1927

артист балета, балетмейстер

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам - 1 января), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве - Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака , а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова . В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича».

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович - балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент

С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 - Президент фонда «Русский балет»

C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 - Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 - «Татьяна» А. Крейна , балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
  • 1948 - «Баядерка» Л. Минкуса , хореография М. Петипа, В. Чабукиани , Н. Зубковского - Золотой божок
  • 1949 - «Красный мак» Р. Глиэра , балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра , балетмейстер Р. Захаров - Шут
  • 1950 - «Шурале» Ф. Яруллина , балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
  • 1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина , хореография М. Фокина - Половчанин
  • 1951 - «Бахчисарайский фонтан»

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.