Идеал нравственный.

Идеал нравственный.

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"

Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое. Эта волна утверждения нравственного идеала доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

1. Изучить понятие нравственного идеала.

2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятие нравственного идеала.


1. Понятие нравственного идеала

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα – образ, идея) – высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

2. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, – это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотреть только 2 из них «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Каждому свойственно найти что-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», – рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро – вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду» – вот эпиграф повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины – честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.

Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал – понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми, не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина – верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта – это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», – писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине, я рассматривала, творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.

Список литературы

1. Словарь по этике – М. 1989.

2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. – М., 2001.

3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. – СПб. 2002.

4. Кондрашов В.А. Этика. Учебное пособие – Ростов на Дону, 2000.

В разделе на вопрос Характеристика Софьи из комедии Недоросль заданный автором Илья Рыбин лучший ответ это Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение «мудрость» . В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели.
Софья – сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причинено ей зло) . Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Нравственный идеал личности.

Нравственный идеал личности - это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный идеал моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного идеала моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего это были и есть религиозные образы - Будды, Христа, а также вымышленные литературные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединяют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат.

Следует помнить, что моральный идеал не должен быть слишком отдален от простых людей и не должен быть слишком недосягаемым. Иначе свою функцию ориентира он выполнить не сможет. Неслучайно воплощение нравственного совершенства и безупречности для христиан - Иисус Христос - богочеловек, соединяющий в себе как божественную, так и человеческую природу.

Одновременно с нравственным идеалом рисуются антигерои и антиидеалы. Это воплощение несправедливости, зла, бесчестья и т.д. Безнравственное содержание качеств и поступков антигероев и антиидеалов может играть и позитивную роль, убедительно показывая, как не следует поступать и каким не стоит быть.

Китайский философ Конфуций нравственный идеал соотнес с понятием «благородного мужа» («цзюнь - цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над самим самой. Однако и для простого простолюдина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности.

Благородный муж - соединение всех высоких качеств, идеальная личность. В первую очередь благородный муж имеет «жень» - «человеческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гуманность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь - «дао».

«Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) - конкретные нормы и образцы общественно достойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечивающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности «вэнь», культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

«Благородный муж» имеет ровные отношения с людьми, не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не расходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»).Он думает только о том, как бы извлечь собственную выгоду - представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следования ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» своевольный, грубый и невоспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

Вопросы для самопроверки

Дайте определение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Сформулируйте «золотое правило нравственности» и моральный закон И. Канта.

Что такое моральное сознание? Посредством каких элементов раскрывается его содержание?

Что такое нравственная практика и нравственное самосознание?

Какие функции мораль выполняет в современном обществе?

Что такое нравственный идеал личности? Почему для человека важно иметь нравственный идеал?

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Итак, духовность, согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и caмopeгуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и cмыcлом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное

стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:

Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие,

Обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Наш народ, некогда благочестивый и верный Господу, народ-богоносец, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике поработили многих. Подвергается разрушению семья - основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности. Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность - это не пустые слова, это основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества. История государств и далекой древности, и современности подтверждает эту мысль. Многие культуры прошлого пришли к своему упадку именно в результате вырождения духовной основы личности. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не сознаваемая до конца. Это стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала - к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной - христианской, православной.

Школа, и мы – учителя обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал. А как мы это можем сделать в школе? В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество

Подлинное образование во все исторические эпохи нацеливается на воспитание личности в христианском ее понимании, для которого важно наличие в ней духовной основы, сопряженной с Богом. Божественный дар, данный человеку, неповторимый для каждого из нас, – это ОБРАЗ БОЖИЙ! И лишь в этом понимании центральности образа Божия в человеке можно связать основные истины о человеке и построить целостную систему воспитания и образования в школе, в том числе и систему классных часов.

Отправной точкой урока, в том числе, и классного часа всегда был ВОПРОС. Поставим же перед собой и учеником вопросы: «Для чего человек живет?»,

«Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. В этой точке, в этих вопросах пересекаются задачи Школы и Церкви.

Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает идеального человека. Это – Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества.

Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия должен стоять Христос, Бог, через уподобление которому, через уподобление его Святым, хотя бы и отчасти, только и может совершенствоваться человек. Недаром чтение житий Святых было самой любимой и неотъемлемой традицией на Руси для каждого русского человека, научавшей его различать истинность и ложность, праведность и грех, осознавать смысл своего земного существования.

В условиях современного плюрализма понимания нравственности насущно необходимо подчеркнуть важность и неотложность восстановления традиционного для России идеала нравственности, а именно восстановления в системе непрерывного образования традиции российского воспитания с четкими критериями личной и общественной нравственности, представленными во всей полноте в православной духовной культуре. Истинность нравственных поступков должна поверяться по отношению только к Абсолюту, а не к разнообразным, пусть даже самым гуманным, общественным идеалам. Тогда:

– ответственность человека - это ответственность перед Богом;

– терпимость к окружающим - это не толерантность в понимании всетерпимости любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;

– отношение к Отечеству - это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;

– цель жизни - это не утоление бесконечных желаний и получения удовольствий, а преодоление повседневных трудностей при сохранении верности идеалу;

– свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;

– красота - это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;

– счастье - это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому;

– смерть - это не конец человеческого существования, а начало вечной жизни, поэтому отношение к ней определяет весь строй и образ жизни человека на земле и т.д.

Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а Христоцентричный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

– любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

– патриотизма и гражданского долга;

человеческого достоинства и профессионализма;

семейных традиций и социальных отношений и пр.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной, и тут мотивация всех методов, направленных на развитие учеников, обязательно лежит в области религиозных устремлений человека.

Задача каждого преподавателя и воспитателя - дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.

В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

Если мы хотим достичь поставленной цели, то мы с вами сами должны обладать этим нравственным идеалом, и дать нашим ученикам возможность встретиться с людьми, имеющими такие же устремления. Достоинство человека с этой точки зрения головокружительно высоко, ибо человек подобен Богу и обязан быть праведен и свят.

Вполне понятно, что мы в школе имеем общие задачи воспитания подростков, которые решаются и Православной Церковью. Стояние за Правду, самоотверженное бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому

так много святых князей воинов – от Александра Невского и Дмитрия Донского до Федора Ушакова, воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и

яркий пример служения нравственному идеалу. Через знакомство с историей жизни (житием) известных воинов – героев, через встречи с ветеранами войн необходимо дать возможность подросткам впитывать живительную силу личного примера стойкости духа и служения своему народу и Отечеству.

Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Крупицу знаний дадут 34 часа курса «Основы православной культуры», преподавание которого «направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Далее речь пойдет об учителе, потому что именно учитель ежедневно заходит в класс и работает с детьми, открывает с ними школьные учебники и анализирует, учит, выразительно читает, влияя на формирование личности каждого своего ученика. Задачей учителя является вовсе не передача своим подопечным некоей суммы конкретных знаний в области богословия. Для этого, помимо формального разрешения, необходимо еще и специальное образование. Куда важнее зародить интерес к своей исторической культуре без купюр, без привнесенных искажений. А интерес, как известно, рождает тягу к знаниям. Но прежде всего такой интерес должен возникнуть у самого педагога. «Невольник не богомольник», - гласит народная мудрость. Никакой инструкцией не заставишь человека любить Православную культуру, видеть в православной вере истоки духовности и нравственности русского человека.

Эмоциональный мир педагога – это распространяющаяся энергия, она не может не захватить, не увлечь, оставить равнодушным слушателя. Эмоциональный мир является внешним проявлением внутреннего содержания человека, т.е. его духовной стороны. В воспитании позиция и навыки взрослого в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важна. А ведь учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается ребенок в своей жизни.

Фактически учитель занимает второе место, первыми, конечно, стоят родители. Духовное развитие учителя охватывает все сферы жизни, в том числе и

деятельность. У учителя это прежде всего деятельность, направленная на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, развитие их личностных качеств. «Средняя школа должна воспитывать человека быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Будущее нашей страны сидит сейчас за школьными партами. Во многом будущее России находится в руках современных учителей. Каким оно будет?

В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  5. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  6. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  7. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  8. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Библиографический список

  1. Н.Н. Голикова. Духовный мир ученика и учителя.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009.
  3. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Народное образование. - М. - 2010. - № 1
  4. А.М. Кондаков, Л.П. Кезина «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Серия «Стандарты второго поколения» – М.: «Просвещение», 2011.
  5. Лихачев Д.С. «Русская культура»: Сборник статей / Д.С.Лихачев. - М.: «Искусство», 2000.
  6. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Книга для учащихся и учащих Л.В.Сурова.- Изд. Владимирской епархии, 1996.

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"

Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл.На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этаппульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое.Эта волнаутверждения нравственного идеаладоходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

  1. Изучить понятие нравственного идеала.
  2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятиенравственного идеала.

  1. Понятие нравственного идеала

Нравственность -есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность -есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности -это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα -образ, идея) -высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

  1. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей.Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях,пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, -это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр СергеевичПушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотретьтолько 2 из них «Евгений Онегин» и«Капитанская дочка». Каждому свойственно найтичто-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», -рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро -вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду»-вот эпиграф повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины -честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.

Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал-понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми,не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина -верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта -это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», -писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине,я рассматривала,творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.

Список литературы

  1. Словарь по этике -М.1989.
  2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. -М.,2001.
  3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. -СПб.2002.
  4. Кондрашов В.А. Этика. Учебноепособие -Ростов на Дону, 2000.