О чем заставляет задуматься литература 19 века. Классическая литература (русская)

О чем заставляет задуматься литература 19 века. Классическая литература (русская)

Стихотворение «Властителям и судиям» было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано - в «Санкт-Петербургском Вестнике». С большим трудом добивался поэт этой публикации. И всё же обличительная ода была напечатана в популярной газете. Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него своё чисто «русское» возмущение от «деяний сильных мира сего».

На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделённые высокой властью. Автор убеждает читателя в том, что властвовать на Земле может только Бог, и лишь он может быть справедливым. По мнению Державина, «властолюбцы» не способны понять простого человека и тем более помочь ему. Поэт горько «кричит» о несправедливости, подлости, равнодушии и алчности добравшихся до власти «земных богов» . Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема её ясна - убедить правителей жить по законам человечности и добродетели. Ещё Державин обращается и к «судиям» . Он в их лице видит мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стиха - посодействовать «высокому судейству» и покарать «возмущённым» словом «зазнавшихся» владык.

По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание «карай лукавых» - это явный призыв к политическому перевороту. Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно отнеслась к «Властителям и судиям». В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела. Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.

Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: «Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своём государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно. Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения… И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств. И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный… Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек. Он стал клеймить «земных» правителей силой своего поэтического слова».

«Властителям и судиям» написано ямбом , с помощью перекрёстной рифмы: судит-будет (женская), их-злых (мужская). Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: невинных-бессильных (прилагательные), покров-оков (существительные), знают-потрясают (глаголы). Но есть и исключения: судья - я, внемли-земли.

В эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги властны, страстны, смертны . Это придаёт стихотворению торжественность и силу. Историзмы : рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ - подчёркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова. Слог Державина величав и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина сравнения :

И вы подобно так падёте,
как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
как ваш последний раб умрёт!

Прилагательные увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.

Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И всё же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью - одой - называют державинское стихотворение. Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.

Работа

ученицы 10 класса

Амгинской СОШ №2

имени В.В.Расторгуева

с. Амга РС(Я)

Илларионовой Аины

Размышления о литературе 19 века

19 век – время, когда литература достигает особого расцвета и заслуженно получает название «золотой век». В самом начале золотого века искусство начало резко меняться, отделяясь от серых масс, поэзия стала расцветать. В дальнейшем литература сделала огромный шаг вперед. Наши классики стали создавать, действительно, ценные художественные образы.

Русская литература – это литература глубокого психологического анализа человека. Одним из поэтов, в чьих произведениях присутствует подобный признак, является М. Ю. Лермонтов. Его известная поэма «Мцыри» олицетворяет глубокий душевный кризис и стремление к свободе. Мцыри тонко понимает и чувствует окружающую среду. Там он отдыхает после монастыря и наслаждается природой. В этом произведении меня восхищает героический характер Мцыри. Он стремится познать мир, хочет слиться с природой и стать свободным человеком, как вольный народ.

Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь – это одно из самых прекрасных чувств и самых значимых во всем мире. Особое восхищение у меня вызывает повесть Александра Ивановича Куприна. Большинство из его произведений пронизаны темой любви, «Гранатовый браслет» не исключение.

Наверное, каждый, кто читал повесть А. И. Куприна, скажет, что она про любовь. Сильную любовь, которую испытывал скромный канцелярист Желтков. Однако любовь его совершенно необыкновенна – безнадежна, безответна, но так прекрасна и чиста! К огромному сожалению, повесть оканчивается гибелью героя. Вера была для него всем – единственной радостью жизни и единственным утешением, он жил только любовью к ней. И, когда ее отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством.

В русской литературе печальных историй из-за неразделенной любви немало. Самым ярким примером можно назвать прекрасную повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В этой повести речь идет о молодом дворянине по имени Эраст и молодой девушке Лизе. Эраст казался ей очень добрым и умным, но в то же время, по словам автора, «ветреным и слабым». Между молодыми вспыхивает пламя любви. Лиза безнадежно влюбляется в Эраста, но он принимает решение расстаться с ней и жениться на богатой вдове, чтобы погасить свой долг. Главная героиня, разбитая и несчастная, прыгает в пруд.

Во время чтения повести невозможно не встать на сторону Лизы, не прочувствовать всю ее любовь, жгучую горечь разочарования и обиды, но, кажется, что Лиза не любила Эраста, а была влюблена, что свойственно девушкам, как она.

После прочтения я сделала для себя некий вывод, что «любовь» и «влюбленность» абсолютно разные чувства. Любить – это значит понимать, находить в недостатках плюсы, не общаться с возлюбленным в свободное время, а находить время для общения с ним, любить, не смотря ни на что и навсегда, а влюбленность – это чувство, которое резко вспыхивает и внезапно угасает и, если их перепутать, то последствия могут быть необратимыми.

Конечно, тема любви свойственна многим поэтам. Например, великий писатель А. С. Пушкин. Без этого прекрасного чувства не родились бы эти волшебные строки:

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье

Как гений чистой красоты…».

На мой взгляд, произведения А. С. Пушкина отличаются, в своих стихах он затрагивает чувство прекрасного в каждом человеке, его лирика полна любовных переживаний.

Вернемся к повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Александр Иванович всегда и всюду благословлял любовь. Он говорил: «Я ничего более целомудренного еще не писал…». Действительно, сквозь его творчество проходит самоотверженная любовь, все его персонажи настолько живо изображены, что заставляют переживать вместе с ними каждое событие. Я считаю, что «Гранатовый браслет» может служить эталоном настоящего гуманизма и величия человеческой души. Наверное, каждый человек, прочитавший это произведение становится чуточку лучше и понимает то, насколько трагична бывает любовь, которая кажется чем-то, что за пределами сознания, разума, расчета.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что 19 век – это эпоха романтизма, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом. Также, поэзию этого века можно назвать эпохой расцвета духовных сил и временем горячих стремлений к свету. Именно в 19 веке литература приобретает всемирно-историческое значение.

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

  • Степной орел - сообщение доклад

    Степной орел представляет собой мощного хищника, который обитает по территории Евразии. У него имеются развитые когти и клюв, а гнезда он предпочитает размещать на ровной поверхности земли и практически не использует для этого деревья

Ворчество А. С. Пушкина является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в «мир Пушкина», с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и «Повести Белкина». Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах «Евгений Онегин». Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений А. С. Пушкина, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя. Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и взаимоотношения между героями романа.

Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером. Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени.

Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши». В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды.

Это – «молодой повеса», франт, «как денди лондонский одет», жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе.

Для света этого было достаточно: «Свет решил, что он умен и очень мил». Автор подчеркивает в Онегине его «резкий, охлажденный ум», показывая скептика, «философа в осьмнадцать лет»: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет «русская хандра»: он разочарован в действительности и, «несмотря на молодость», пресыщен чувствами.

И все-таки в Онегине, «герое своего времени», много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его «хандре» было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней (V, 26). Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что «русская хандра» - не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди. Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью.