Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Сеговия андрес

Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Сеговия андрес
Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Сеговия андрес

Стили к которым можно отнести исполнителя: Джаз, Инструментальная музыка, Акустическая музыка, Классическая музыка, Хеви-метал, Гитарная музыка, Классический рок, Latin, Classic, Барокко, Фламенко

Андрес Торрес Сеговия (исп. Andrés Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес - 3 июня 1987, Мадрид) - испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы).

Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1928 г. - первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и <<Чакона>> Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал - сперва в Сиене, а затем в Сантьяго-де-Компостела, где также много способствовал созданию местного музыкального фестиваля. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К. Паркенинг и др.)

В 1958 г. Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

В 1981 г. король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 г. Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки - Премия Эрнста Сименса.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!


    XX век принёс гитаре столь значительные, поистине революционные изменения, что стал веком второго её рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испа- ния словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба. Андрес Сеговия – художник рождённый эпохой Ренасимьенто – национального возрожде- ния, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испа- нии конца XIX - начала XX века.
    Сегодня трудно себе представить, что в на- чале его карьеры двери концертных залов Ис- пaнии были закрыты для гитары…
    Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году был первым шагом на пути изменения судьбы гитары, на- чалом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.
    Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали фортепиано или скрипка,-высо- кохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара…
  Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в круп- нейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лон- дона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым высту- пил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственны- ми пальцами гитара стала равной среди солирующих инструмен- тов – фортепиано, скрипки, виолончели. С именем Андреса Сего- вии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четы- ре приезда великого испанца в СССР – это не только триумфаль- ный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкаль- ных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия концертировал во многих городах…
    На вопрос: «Когда Вы начали играть на гитаре?» - Сеговия ответил: «До того, как я родился». В этом ответе, помимо свойственного артисту остроумия, заключён глу- бокий смысл.
    Гитара – символ Испании. В ней – её история, её душа. Гитаре народ доверяет «высказать» самые свои заветные чувства: Тебе от сердца полноты
Отвечу песенкою старой:
«Пусть скажет за меня гитара».
(Перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник)     Так Лопе де Вега в пьесе «Учитель танцев» устами Альдемаро, а с ним и вся Ис- пания выразили своё отношение к любимому инструменту. Андрес Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара, владение которой для испанца также естественно, как и дыхание. Понять Сеговию, проникнуть в это под- линно национальное явление невозможно, не прикоснувшись к его истокам – мно- говековой культуре, к традициям народного музицирования Андалузии – южной об- ласти Испании. Здесь Андрес Сеговия родился, здесь прошли его детские и юношес- кие годы.
    Где и когда родился Андрес Сеговия? На этот вопрос различные источники отве- чают по-разному. Энциклопедия испанской культуры утверждает, что «Андрес Се- говия родился в Хаэне 18 февраля 1894 года». Эти же данные приводят немецкая и итальянская энциклопедии.
    Однако, согласно данным «Музыкального лексико- на» Римана, Андрес Сеговия родился 17 февраля 1893 года в Линаресе. Те же даты приводит и американский «Биографический словарь музыкантов» Бейкера, но место рождения не уточняет: «близ Хаэна». Б.Вольман – автор книги «Гитара и гитаристы» утверждает, что «Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в Линаресе (Испания)», сопровождая эти данные сле- дующим пояснением: «Из числа противоречивых све- дений о времени и месте рождения Сеговии, приводи- мых в справочных изданиях, указанные данные, по-ви- димому, наиболее достоверны». Сам Андрес Сеговия, со свойственным ему чувством юмора, заметил однаж- ды, что исследователи вряд ли будут сражаться ради установления точной даты его рождения. «Правда зак- лючается в том, - говорит Андрес Сеговия, - что я родился 21 февраля 1893 года».
    Андалузия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте пост- роено большое четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».
    Через несколько недель после рождения Андресито его се- мья переехала в город Хаэн, знаменитый оливковыми рощами и свирепыми ветрами, способными заставлять колокола мест- ного собора отзываться мелодичным звоном. Возможно, что эти ветры и были причиной сильной простуды новорождён- ного Андресито, которая, судя по всему, должна была закон- читься трагически. Опасаясь, что ребёнок останется некрещёным, родители отнесли его в церковь. Но у Андресито оказалось достаточно сил, чтобы выплюнуть морс- кую соль, положенную ему в рот священником. Это было хорошим предзнаменова- нием: он выжил.
    Доминго Прату – автору известного «Словаря гитаристов», изданного в Буэнос- Айресе в 1934 году, - удалось разыскать акт крещения Андреса Сеговии, состоявше- гося в Хаэне в церкви св. Педро 24 марта 1893 года. Этот акт – единственный доку- мент, из которого мы узнаем имена родителей Андреса: отец Бонифасио Сеговия-и-Монторо, уроженец Линареса, и мать Роза Торрес Крус, уроженка Малаги. Имя Андресу было дано в честь его деда по отцовской линии.
    Доминго Прат отмечает, что в этом документе фамилия отца Сеговии приводится не с буквой «в», а с буквой «б»: Сегобия.
  Возвращаясь к далёким годам детства, Андрес Сеговия в «Автобиографии» с грус- тью вспоминает тот день, когда родители оставили его на попечение бездетных дяди Эдуардо и тёти Марии. Для того чтобы успокоить горько плачущего ребёнка, дядя взял его ручонку в свою и стал отбивать ритм песенки с такими словами: Чтобы играть на гитаре,
Нужна сильна рука и настойчивость.
«Эта песенка, - писал Андрес Сеговия, - произвела на меня такое впечатление, что даже сегодня, вспоминая о ней,я ис- пытываю тёплое чувство. Это первое музыкальное зерно, брошенное в мою душу». Дядя Эдуардо не мог, конечно, и предположить, какой волшебной рукой и какой огромной настойчивостью будет обладать его племянник!
    «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в этом океане. Мой ост- ров - гитара», - писал впоследствии Сеговия в своем ав- тобиографическом очерке «Гитара и я». Интересным фактом становления Сеговии как музыканта-художника является то, что он всецело занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал историю, литературу, искусство, постигал тайны гитар- ного мастерства. По его словам, он был одновременно и учителем, и учеником. Но Сеговия-учитель был безжалостен и непримирим, а Сеговия-ученик усерден и при- лежен.
    В возрасте 14-ти лет, обладая внушительной музыкальной и технической подго- товкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Затем последовали концерты в Кордове, Севилье, Мадриде. Годом позже он дал 15 концертов в Барселоне, послед- ний из них - в Каталонском дворце музыки. Затем начались беспрерывные концер- ты и гастрольные поездки. В течение ряда лет Сеговия гастролирует по Испании, за- тем, после окончания первой мировой войны - в Южной и Центральной Америке.

    В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии полу- чило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены контр- акты на выступления во всех столицах Европы.
    В 1926-27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем объездил с концертами все страны Дальнего Востока.
    По поводу его гастролей в СССР нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что дело идет о ка- ких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара - инструмент очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии к Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодо- ление границ инструмента - и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неиз- вестные возможности - в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью» /* Луначарский А.В. Сеговия (К предстоящему концер- ту). Рабочий и театр, 1926, № 10/.
    В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б.В. Асафьев писал: «...Сеговия - прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дур- ного тона. Слушать его - своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, ин- тенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота инто- наций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченное, не показ- ное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков - вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согреваю- щее звук (золотистый, сочный и нежный...) и жизненно его ритмующее» /** «Крас- ная газета» (веч. выпуск), 1926, № 66 (1070)/.
    Сеговия достиг огромной высоты художественного мастерства в овладении инст- рументом. Его безупречный музыкальный вкус и исполнительский талант дают ему право делать транскрипции сложнейших музыкальных произведений и создавать новый гитарный репертуар. Его одаренность вдохновила многих композиторов к сочинению пьес для гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос, Александр Танс- ман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико Морено-Торроба, Хоакин Родриго - вот неполный перечень имен композиторов, создавших новые ценные произведения для гитары Сеговии.
    А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества класси- ческой гитары в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго де-Компостелло присудил ему степень доктора философии и литера- туры; государственным университетом во Флориде ему присуждена степень доктора музыки.

    Андрес Сеговия побывал в 70-ти странах мира, и везде ему сопутст- вовал успех, никогда не оставлявший его, начиная с первого концерта в Гранаде. На одном из концертов он был назван великим патриархом гитары, и это в полной мере соответствует действительности!

БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)

СЕГОВИЯ АНДРЕС

СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила- Лобоса, А. Тансмана и др.
Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.
Трижды, в 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов - Д. Вильямс, Д. Брим (Великобритания), А. Диас (Венесуэла), Х. Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и др. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия - „Жизнь, отданная искусству".
Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.
Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.


СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) - выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятель-но изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра Сеговии отмечена исключительным виртуозным мас-терством, глубиной интерпретаций; он расширил техничес-кие и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнитель-ство на высокий художественный уровень. Для Сеговии на-писаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Мане-на, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила Лобоса, А. Тансмана и др.

Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдаю-щимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.

Андрес Сеговия с успехом гастролировал в Советском Сою-зе в 1926, 1927 и 1936 годах, и еще раз - в декабре 1929 г. - был в СССР проездом, возвращаясь на родину на поезде по Транссибирской магистрали после гастролей по Японии и Китаю. В СССР он с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе и еще не-скольких городах страны. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инстру-мент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Горя-чим приверженцем Сеговии был П. С. Агафошин, который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдаю-щегося гитариста. Таким образом, Андрес Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропагандистом своего инструмента.

Находясь в СССР, А. Сеговия проявлял интерес и к юным гитаристам, проводил с ними открытые уроки. 27 марта 1927 года он дал концерт специально для юных ленинградцев - учеников П. И. Исакова. Общение Сеговии с юными гита-ристами продолжались и в 1936 году во время его приезда в Ленинград, о чем свидетельствуют фотографии, запечатлев-шие испанского артиста с учениками В. И. Яшнева.

А. Сеговия с учениками В.И.Яшнева
В нижнем ряду второй справа Виль Белильников, слева в нижнем ряду Лилиана Седлецкая.

А. Сеговия с В.И.Яшневым и его учениками
Справа от Сеговии - Виль Белильников, слева - Лилиана Седлецкая; за Сеговией стоит Василий Иванович Яшнев.
г. Ленинград, гостиница "Европейская", 1936 г.

Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов – Д. Вильямс, Джулиан Брим (Великобритания), Алирио Диас (Венесуэла), Хосе Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и другие. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия – „Жизнь, отданная искусству".

Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.

Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.

Формулируя цели своего творчества Сеговия писал: "Я посвятил свою жизнь четырем главным задачам:

    отделение гитары от бездумных увеселений фольк-лорного типа;

    обеспечение ее репертуаром высокого качества, составленного из сочинений, имеющих большое значение в музыке и вышедших из-под пера композиторов, обычно пишущих для оркестра, фортепиано, скрипки и т.д.;

    донесению красоты звучания гитары до филармонической публики всего мира;

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" – Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Андрес Сеговия родился в Андалусии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья пере-ехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации на-родных гитаристов Андалусии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
– Хочешь научиться играть? – спросил он. Я кивнул в знак согласия".

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт А. Сеговии, организованый его друзьями.

"По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:
– Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть?
Я улыбнулся и сказал:
– Хорошо знакомы: мы близкие друзья.
– Он талантлив?
– Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите.
Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил:
– Вы завидуете ему? – И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал. Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал:
– Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом , благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стреми-лись впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недоста-точна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камер-ной музыки "Палау" в Барселоне, где Андрес Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных тради-ций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья , откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси" . Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт" . В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда" , которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн , на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила-Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела , средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела" , основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, – большой зал с каменными сводами, – напоминало церковь или монас-тырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так ак-тивно пропагандировал испан-скую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара любимый инструмент в Испании, Андрес Сеговия ска-зал, что один испанец – это уже целое общество, как и одна гитара – целый оркестр!

См. также:

Владимир Бобри о некоторых техни-ческих приемах Андреса Сеговии (Крат-кое изложение по книге М. Вайсборда "Андрес Сеговия", М., Музыка, 1981)

Денис Кольвах "Техника Сеговии"

Сборник материалов о Сеговии, содержащий наиболее значительные публикации о нем в советской прессе и литературе (многие из которых представлены в фотокопиях оригиналов), читайте в специальном выпуске нашего электронного журнала "История гитары в лицах" (2012, № 3) – "Сеговия в советской прессе и литературе".

ДИСКОГРАФИЯ

    Centenary Celebration

    Complete 1949 London Recordings

    EMI Recodings Volumes 1 and 2

  • Poet of the Guitar

  • Segovia Collection

    1. Ponce, Rodrigo, Torroba

      My Favorite Works

      Purcell, Scarlatti, Handel, Bach, Frescobaldi

      Five Centuries of the Spanish Guitar

    2. Castelnuovo-Tecesco

  • Short Spanish Pieces

Joaquin Rodrigo / Andres Segovia:
Fantasia Para Un Gentilhombre for guitar & orchestra

I

Villano y Recercarre........................................

II

Espanoleta e Fanfare de la Caballeria de Napoles..........................................................

III

Danza de Las Hachas......................................

IV -

Canario...........................................................

Андрес Торрес Сеговия (исп. Andrés Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес - 3 июня 1987, Мадрид) - испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы).

Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1928 г. - первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и > Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал - сперва в Сиене, а затем в Сантьяго-де-Компостела, где также много способствовал созданию местного музыкального фестиваля. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К. Паркенинг и др.)

В 1958 г. Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

В 1981 г. король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 г. Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки - Премия Эрнста Сименса.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!