Картина родина мать зовет описание. "родина-мать зовет" - плакат, призывающий к борьбе с захватчиками

Картина родина мать зовет описание.
Картина родина мать зовет описание. "родина-мать зовет" - плакат, призывающий к борьбе с захватчиками

Лицо женщины, изображенной на агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму. Тем не менее у этого образа-символа был реальный прототип – Тамара Тоидзе.

Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Однако именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым.

Художник Ираклий Тоидзе

Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор – он был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». По его рассказам, он как раз работал над ними, когда 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» – попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски. Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.

Тамара Тоидзе

Как утверждает сын художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого. В сборнике его стихотворений Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».

Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.


Французский плакат времен Первой мировой войны. Фрагмент

Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику. Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука – это характерный жест эмоциональных женщин-грузинок.

Агитационные плакаты Франции, Греции, СССР, дивизии *Галичина*, США

Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.

Плакат *Родина-мать зовет!*. Фрагмент

Уважаемая редакция! Посылаю вам открытку «Родина-мать зовет!» и фотографию моей матери Анны Ивановны Цибизовой. Фотоснимок сделан камерой «Турист» в 1941 году. История такая. Мама с утра ходила отоваривать хлебные карточки в булочную. Булочная находилась на углу Остоженки и 1-го Зачатьевского переулка. С утра мама стояла в очереди за хлебом. Художник из всех стоящих в очереди выбрал ее позировать в студии. Потом мама мне рассказала об этом случае. Одета она была в темный халат, подвязана шалью светло-коричневого цвета.
От Цибизова Владимира Акимовича, ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда. Увы, вынуждены огорчить автора письма: у женщины, изображенной на плакате «Родина-мать зовет!», есть совершенно реальный и единственный прототип. Впрочем, все по порядку.

В кармане маленьком моем есть карточка твоя…

Автор плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.
Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его…
Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…
Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…
Долгие годы, вплоть до начала 90-х, я проходил службу в редакции газеты «Красная звезда». За это время в качестве военного корреспондента я объездил пусть не весь, но большую часть Советского Союза. Приходилось мне бывать и в столичных и в дальних гарнизонах, на кораблях, аэродромах и «точках». А поскольку я был сотрудником идеологического отдела, в сферу моего внимания во время командировок непременно попадали Ленинские комнаты и каюты, Дома офицеров, клубы воинских частей и другие культурно-просветительные учреждения. Так вот, таким же обязательным атрибутом их оформления, как портреты основателя государства и очередного генсека, была репродукция с плаката «Родина-мать зовет»!

Многоликий образ

Я встретился с сыном художника Александром Ираклиевичем. Вот что он рассказал.
- Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга». В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них есть такая: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Это, может быть, не совсем точно, но я так запомнил… Я думаю, что, может быть, этот образ и взят оттуда.
А история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», - ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин - молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа - грузинских женщин - и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение.
Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.
Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг - сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…»
Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» - и сразу стал делать наброски».
Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.
Как потом рассказывала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день, 22-го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень уставала.
Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…»
История показала, что Ираклий Тоидзе был прав. Родина-мать - это не «портрет жены художника». Это портрет Матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица…

АВТОР плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его…

Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…

Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…

Я ВСТРЕТИЛСЯ с сыном художника Александром Ираклиевичем. Вот что он рассказал.

— Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга». В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них есть такая: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Это, может быть, не совсем точно, но я так запомнил… Я думаю, что, может быть, этот образ и взят оттуда…

А история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», — ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение.

Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.

Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…».

Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски».

Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.

Как потом рассказывала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день, 22-го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень уставала.

Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

История показала, что Ираклий Тоидзе был прав. Родина-мать — это не «портрет жены художника». Это портрет Матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица…

Плакат «Родина-мать зовет!»

Автор плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его.

Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…

Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…

Долгие годы, вплоть до начала 90-х, я проходил службу в редакции газеты «Красная звезда». За это время в качестве военного корреспондента я объездил пусть не весь, но большую часть Советского Союза. Приходилось мне бывать и в столичных и в дальних гарнизонах, на кораблях, аэродромах и «точках». А поскольку я был сотрудником идеологического отдела, в сферу моего внимания во время командировок непременно попадали Ленинские комнаты и каюты, Дома офицеров, клубы воинских частей и другие культурно-просветительные учреждения. Так вот, таким же обязательным атрибутом их оформления, как портреты основателя государства и очередного генсека, была репродукция с плаката «Родина-мать зовет!»…

Лицо женщины, изображенной на знаменитом агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму. Тем не менее у этого образа-символа был реальный прототип – Тамара Тоидзе.

Плакат был создан через несколько дней после вторжения немецких войск в CCCР, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Но именно этому плакату было суждено стать символом эпохи и вдохновить миллионы людей на стойкость и мужество.


Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор – он был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». По его рассказам, он как раз работал над ними, когда 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!».


Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» – попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски. Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.


Как утверждает сын художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого. В сборнике его стихотворений Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».


Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.


Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику. Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука – это характерный жест эмоциональных женщин-грузинок.


Агитационные плакаты Франции, Греции, СССР, дивизии «Галичина», США

Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.