Что такое идеалы? Нравственный идеал. Идеалы и нравственные ценности

Что такое идеалы? Нравственный идеал. Идеалы и нравственные ценности

Мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая, в свою очередь, отражается в событиях повседневности, произведениях искусства, религиозных и научных трудах. При рассмотрении этого положения важно прийти к понятию «нравственный идеал». Идеал - это:

1) наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном;

2) образ совершенства в отношениях между людьми;

3) высший образец (безусловный) нравственной личности.

Философский словарь даёт следующее определение нравственного идеала - это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившие такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

При рассмотрении нравственных систем особенно важно понять соотношение в них действительности и идеала. К этой точке зрения показательны два исторически сложившихся подхода - натуралистический и трансцендентальный. В рамках натуралистического подхода можно выделить три трактовки понятия «идеала»:

1) рассматривает идеал как результат обобщения и абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека;

2) идеал - это результат обобщения норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия (таким образом, понятие «идеал» сближается с нормой поведения);

3) идеал представляется как вытекающие из социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы (идеал сохраняет образ совершенства). Но: идеал здесь сводится к ценностной ориентации или поведенческой установке, лишается универсальных и абсолютных характеристик.

В рамках трансцендентального подхода идеал трактуется как существующий вне зависимости от реальности и даётся человеку непосредственно в его нравственном опыте, что входит в противоречие с реальностью, должным и фактами. Данный подход характерен для русской религиозной философии, что нашло своё отражение в трудах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, которые создают свою религиозную систему, но опираясь на факты, приводят всё же идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Однако следует заметить, что вопрос о происхождении идеала до сих пор остаётся не выясненным. Но от идеала зависит определение содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного и так далее и тому подобное, что находит отражение в культуре.

Понятие нравственного идеала начало выделяться очень рано. Неявно оно существовало уже в первобытную эпоху. Исследования первобытной культуры и верований обращают наше внимание на такие характерные особенности, как антропоморфизм, анимистические воззрения, различные виды магии, тотемизм, система запретов и ограничений, ритуалы и обряды, мифология.

Общепризнанно, что организационным и нормативным принципом первобытного общества выступают кровнородственные отношения. Структура общества в целом совпадает с системой родства. Антиномия «свои - чужие» задаёт бинарные оппозиции при рассмотрении понятий окружающего мира в первобытном обществе. Эти оппозиции являются, также как и аналогии, ассоциации, создаваемые одновременностью событий, причинами, способствующими неверному отображению событий. Человеческие способности и умысел проецируются на правду, что порождает неразличение практически- целесообразных и магических действий.

Нормативная регуляция имеет институциональный характер, моральная норма первоначально тождественна обычной норме, не выделяется в синкретичной регуляции поведения, не подвергается абстрактному анализу, она является общезначимой в условиях родовой демократии. Моральная норма в условиях первобытности не выступает как абстрактный императив и инструмент морализирования, она предполагает и оставляет свободу выбора, поддерживается институционально, а в патриархальном обществе уже защищена личным авторитетом, подтверждается к исполнению методами принуждения и наказания. Особо выделяется система запретов (табу), которые формируют сознание и волю индивидов. Наиболее полным в данном качестве предстаёт словарь родственных отношений, орудий деятельности и предметного окружения, например утвари и объектов охоты.

Первичной социальной регламентацией позднего родового строя является обычай талиона, или принцип равного воздаяния, кровной мести, в котором отражаются коллективная ответственность и архаические представления о справедливости. Архаичная нравственность лишь отвечает характеру приспособления рода к природным условиям. Социальная регуляция характеризуется синкретичностью обычаев, норм, представлений, стереотипов. Табу, ритуал и миф - вот те средства нормативной регуляции, которые выражают составляющие нравственного идеала. Но они е способствуют нравственной рефлексии, они, скорее, выступают в качестве организаторов жизни общества и имеют практическое значение. Таким образом, мы можем говорить о том, что в первобытную эпоху моральное сознание находится лишь на стадии формирования.

Следующей по времени возникновения формой существования нравственного идеала являются древнейшие своды законов, которые представляют в своей основе обобщение и итоговую запись обычного права. Кодексы обычного права фиксируют юридические, религиозные и этические нормы, регулирующие имущественные, семейные, культовые, общественные отношения. В сферу анонсированных требований и предписаний заключены наиболее популярные общинные идеал и нормы, а также политические идеи, укрепляющие позиции классового общества.

Древнейшее законодательство опиралось на этические представления родовой эпохи. Общинное сознание оценивало эти законы как важнейший механизм, соединяющий в религиозном сознании естественное право как торжественное слово, заверение в том, что отныне закон космической правды- справедливости будет повсюду соблюдаться. Именно тогда формируются представления об идеальном правителе, имеющего божественное происхождение и являющегося защитником обездоленных, справедливым судьёй. Сильны представления о правде-справедливости, поэтому любое отклонение от них осуждается. Но религиозные и этические нормы этой эпохи, с точки зрения основания выполнения, имеют в своей основе идею возмездия, а не добровольного выполнения.

Древнейшие своды законов, таким образом, обеспечивали строительство государства, это такие своды законов как - законы Хаммурапи, законы Ману, надписи Ашоки и Тора, или Пятикнижие Моисея.

Для нас особенно важно рассмотреть Пятикнижие Моисея, или Тору, так как это одна из составляющих частей Библии. Пятикнижие является манифестом монотеизма, идеологией этического эгоизма, обоснованием иерократии, этической функции жречества и экспанических устремлений союза израильских племён. Это моральный кодекс ранее угнетаемых племён и идеи, в нём заключённые являются альтернативой порабощения, геноцида. Пятикнижие не отрицает корысти и грабежа, а напротив радуется богатой добыче, присвоенной в результате военной победы. Эта герметичная мораль, которая рекомендует культурный изоляционизм, нетерпима в отношении чуждых ценностей (идолов, обычаев), фактически не развивает нормы внешнего общения. Учение Моисея разъясняет гарантии добра, или блага, понимаемого в обычном и, возможно, тривиальном смысле. Ведь благо для человека, когда он и его близкие сыты, одеты, обуты, обеспечены пропитанием на будущее, есть золото и серебро, рабы, скот. Благо включает в себя богатство, долголетие, здоровье, продолжение рода. И всё это рассматривается как божье благословение за религиозно-нравственные заслуги. Это догма прижизненного воздаяния от Бога за благочестие - каждому «по путям его» - оказалась несостоятельной после утраты Израилем независимости. Именно после этого возникает необходимость в добром Боге, появляется Иисус Христос с его Нагорной проповедью и основным положением - «возлюби ближнего как самого себя». Особо следует выделить в Пятикнижии Декалог, или Десять заповедей, который носит запретительный характер: да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (1), не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся и не служи им (2), не произноси имя Господа Бога твоего напрасно (3), соблюдай день субботний (4), почитай отца и матерь твою (5), не убий (6), не прелюбодействуй (7), не кради (8), не произноси ложного свидетельства на ближнего своего (9), не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего (10).

Декалог учит любить Бога и оценивает человека в зависимости от его религиозности (благочестия) и неукоснительного соблюдения заповедей, которые являются не просто высшей мудростью и этической ценностью, транслированием свыше, но и главным элементом договора между иудеями и Богом.

Таким образом, древнейшие кодексы представляют собой запись норм обычного права, они более ориентированы на ценности строящегося государства, а не на приоритет нравственных требований, моральных чувств, нравственной справедливости, милосердия. Древнейшие кодексы содержат основные культурообразующие нормы (не убий, не укради и так далее). С ними обращаются как с некоторой сверхъестественной данностью. А не человеческим изобретением. Эти нормы опираются на систему принуждений и наказаний, но эти нормы призваны воспрепятствовать моральному разложению, несправедливости, социально-этическому беззаконию, эгоизму.

Важно также сказать и об этических учениях Древнего Востока. Здесь уместно говорить о китайской философии как о суперэтике, так как сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписанного права и тому подобных явлений. Более того, в китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также и онтологический смысл. Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких как «добро», «благодать-добродетель», «подлинность-искренность», «гуманность», и прочих. Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства видят его специфическую заслугу в выработке универсальной теории - «моральной метафизики».

Центральную этическую категорию «добро» в китайском языке выражает иероглиф «шань», этимологически связанный с образами барана и флейты, что заключает в себе представление о моральном единстве материального и духовного начал. Сами древнекитайские учёные трактовали изображение флейты, входящее в иероглиф «шань», как обозначение речи, подчёркивая тем самым духовный компонент семантики. Последняя охватывает все три основных вида норм и ценностей - этических, эстетических и деонтологических, благодаря чему термин «шань» изначально определялся с помощью иероглифов «мэй» (красота) и «и» (долг, справедливость). В состав этих всех трёх ценностно-нормативных категорий входит элемент «баран» (ян) в качестве символа общественно признанной чувственно-материальной ценности. Поэтому в лексике китайской философии «добро» - «шань» охватывает всё «хорошее» и напоминает древнегреческую «каллогатию», подразумевая не только благое и добродетельное, но и благообразное и доброкачественное. Данные основные особенности китайской философии сформировались ещё в «золотой век» её истории, когда в ней происходила идейная борьба «ста школ» (VI - Ш вв. до н. э. и были сформулированы четыре главные этические программы - гуманизма (конфуцианство), утилитаризма (моизм), натурализма (даосизм) и этатизма (легизм).

Давайте рассмотрим эти четыре этические программы более подробно.

Конфуцианство мы можем рассматривать в первую очередь как систему, представившую идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесённого, но практически почти бездействующего («обращённого ликом на юг») правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственной властью во всех её гражданских (но не военных) аспектах - от административного до идеологического.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство - одна семья», например. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре, где преимущественное место занимали отношения между отцом и сыном.

Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило своё внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, его положении в мире и обществе, способностей к знанию и действию.... Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, судьбоносное Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Но эту проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества, взаимодействия людей. Он сделал фокусом своего учения анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности», и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности». Нормативный тип человека, по Конфуцию, - «благородный муж», познавший небесное «предопределение» и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы является и высшим принципом практики познания для Конфуция, переходящее в «золотое правило нравственности». И смысл человеческого бытия для него - утверждение в Поднебесной высшей всеобщей формы социально-этического порядка - «Пути» (дао), важнейшие проявления которого «гуманность», «должная справедливость», «взаимность», «разумность», «мужество», «[уважительная] осторожность», «сыновняя почтительность», «братская любовь», собственное достоинство, верность, «милостивость» и другие. Конкретным воплощением Дао в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель». Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское Дао.

Последователи Конфуция много внимания уделяли развитию этических представлений и исследованию природы человека, развивая своё учение. Это способствовало и тому что во П веке до н.э. конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и вплоть до 19 века развивалось как внутреннее китайское явление в философии, не испытывая стороннего влияния. Только в конце 19 века конфуцианство в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этикосоциальной тематике первоначального конфуцианства. В 20 веке развитие конфуцианства связано с сочетанием неоконфуцианства и отчасти буддийской философии со знанием европейской и индийской философии, что позволяет говорить о том, что современное постнеоконфуцианство является выражением национальной идеи в Китае, моральным основанием развития китайского общества.

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Итак, духовность, согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и caмopeгуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и cмыcлом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное

стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:

Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие,

Обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Наш народ, некогда благочестивый и верный Господу, народ-богоносец, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике поработили многих. Подвергается разрушению семья - основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности. Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность - это не пустые слова, это основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества. История государств и далекой древности, и современности подтверждает эту мысль. Многие культуры прошлого пришли к своему упадку именно в результате вырождения духовной основы личности. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не сознаваемая до конца. Это стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала - к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной - христианской, православной.

Школа, и мы – учителя обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал. А как мы это можем сделать в школе? В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество

Подлинное образование во все исторические эпохи нацеливается на воспитание личности в христианском ее понимании, для которого важно наличие в ней духовной основы, сопряженной с Богом. Божественный дар, данный человеку, неповторимый для каждого из нас, – это ОБРАЗ БОЖИЙ! И лишь в этом понимании центральности образа Божия в человеке можно связать основные истины о человеке и построить целостную систему воспитания и образования в школе, в том числе и систему классных часов.

Отправной точкой урока, в том числе, и классного часа всегда был ВОПРОС. Поставим же перед собой и учеником вопросы: «Для чего человек живет?»,

«Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. В этой точке, в этих вопросах пересекаются задачи Школы и Церкви.

Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает идеального человека. Это – Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества.

Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия должен стоять Христос, Бог, через уподобление которому, через уподобление его Святым, хотя бы и отчасти, только и может совершенствоваться человек. Недаром чтение житий Святых было самой любимой и неотъемлемой традицией на Руси для каждого русского человека, научавшей его различать истинность и ложность, праведность и грех, осознавать смысл своего земного существования.

В условиях современного плюрализма понимания нравственности насущно необходимо подчеркнуть важность и неотложность восстановления традиционного для России идеала нравственности, а именно восстановления в системе непрерывного образования традиции российского воспитания с четкими критериями личной и общественной нравственности, представленными во всей полноте в православной духовной культуре. Истинность нравственных поступков должна поверяться по отношению только к Абсолюту, а не к разнообразным, пусть даже самым гуманным, общественным идеалам. Тогда:

– ответственность человека - это ответственность перед Богом;

– терпимость к окружающим - это не толерантность в понимании всетерпимости любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;

– отношение к Отечеству - это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;

– цель жизни - это не утоление бесконечных желаний и получения удовольствий, а преодоление повседневных трудностей при сохранении верности идеалу;

– свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;

– красота - это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;

– счастье - это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому;

– смерть - это не конец человеческого существования, а начало вечной жизни, поэтому отношение к ней определяет весь строй и образ жизни человека на земле и т.д.

Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а Христоцентричный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

– любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

– патриотизма и гражданского долга;

– человеческого достоинства и профессионализма;

– семейных традиций и социальных отношений и пр.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной, и тут мотивация всех методов, направленных на развитие учеников, обязательно лежит в области религиозных устремлений человека.

Задача каждого преподавателя и воспитателя - дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.

В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

Если мы хотим достичь поставленной цели, то мы с вами сами должны обладать этим нравственным идеалом, и дать нашим ученикам возможность встретиться с людьми, имеющими такие же устремления. Достоинство человека с этой точки зрения головокружительно высоко, ибо человек подобен Богу и обязан быть праведен и свят.

Вполне понятно, что мы в школе имеем общие задачи воспитания подростков, которые решаются и Православной Церковью. Стояние за Правду, самоотверженное бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому

так много святых князей воинов – от Александра Невского и Дмитрия Донского до Федора Ушакова, воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и

яркий пример служения нравственному идеалу. Через знакомство с историей жизни (житием) известных воинов – героев, через встречи с ветеранами войн необходимо дать возможность подросткам впитывать живительную силу личного примера стойкости духа и служения своему народу и Отечеству.

Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Крупицу знаний дадут 34 часа курса «Основы православной культуры», преподавание которого «направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни. Далее речь пойдет об учителе, потому что именно учитель ежедневно заходит в класс и работает с детьми, открывает с ними школьные учебники и анализирует, учит, выразительно читает, влияя на формирование личности каждого своего ученика. Задачей учителя является вовсе не передача своим подопечным некоей суммы конкретных знаний в области богословия. Для этого, помимо формального разрешения, необходимо еще и специальное образование. Куда важнее зародить интерес к своей исторической культуре без купюр, без привнесенных искажений. А интерес, как известно, рождает тягу к знаниям. Но прежде всего такой интерес должен возникнуть у самого педагога. «Невольник не богомольник», - гласит народная мудрость. Никакой инструкцией не заставишь человека любить Православную культуру, видеть в православной вере истоки духовности и нравственности русского человека.

Эмоциональный мир педагога – это распространяющаяся энергия, она не может не захватить, не увлечь, оставить равнодушным слушателя. Эмоциональный мир является внешним проявлением внутреннего содержания человека, т.е. его духовной стороны. В воспитании позиция и навыки взрослого в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важна. А ведь учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается ребенок в своей жизни.

Фактически учитель занимает второе место, первыми, конечно, стоят родители. Духовное развитие учителя охватывает все сферы жизни, в том числе и

деятельность. У учителя это прежде всего деятельность, направленная на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, развитие их личностных качеств. «Средняя школа должна воспитывать человека быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Будущее нашей страны сидит сейчас за школьными партами. Во многом будущее России находится в руках современных учителей. Каким оно будет?

В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  5. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  6. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  7. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  8. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Библиографический список

  1. Н.Н. Голикова. Духовный мир ученика и учителя.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009.
  3. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Народное образование. - М. - 2010. - № 1
  4. А.М. Кондаков, Л.П. Кезина «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Серия «Стандарты второго поколения» – М.: «Просвещение», 2011.
  5. Лихачев Д.С. «Русская культура»: Сборник статей / Д.С.Лихачев. - М.: «Искусство», 2000.
  6. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Книга для учащихся и учащих Л.В.Сурова.- Изд. Владимирской епархии, 1996.

Нравственный идеал и другие понятия морального сознания. Нравственный идеал и действительность. Назначение нравственного идеала. Идеал и антигерой. Соотношение нравственного и социального идеала

Выше мы рассмотрели целый ряд основополагающих понятий морального сознания, содержание которых составляет, можно сказать, основу нравственной культуры. Но конкретному человеку в его повседневной жизни, в самых различных, порой конфликтных ситуациях, необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, пример для подражания, наглядный ориентир для действия.

В самом обобщенном виде такой наглядный пример и выражается в нравственном идеале, который, можно сказать, представляет собой конкретизацию для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, смысле жизни, других понятий морали. Реально в качестве идеала выступает или живая историческая личность (чаще всего идеализированная), вернее, ее отлакированный образ -- начиная от Александра Македонского и кончая Лениным, Сахаровым и другими выдающимися деятелями современности поэтами, артистами и т.д. Этому образу часто приписывают все необходимые нравственные качества, если их недостает и делают жизнь по... Дзержинскому, Матросову и т.д. В качестве реального воплощения идеала нередко выступает герой какого-либо литературного произведения. В прошлом, да отчасти сегодня, немало было подражателей у Печорина, Базарова, Рахметова, Корчагина и т.п. Перечень этих "живых" и вымышленных идеалов можно продолжить до бесконечности. Однако важно подчеркнуть: у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет и содержание нравственных ценностей той или иной личности, и технологию их выполнения. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам (с определенными оговорками).

Разумеется, надо отдавать себе отчет в том, что идеал по своей природе нечто не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же перестает играть свои функции -- "маяка", ориентира. Однако идеал не должен быть совершенно недосягаемым, пришельцем иных миров. В этом случае он не в состоянии стимулировать активность индивида, ибо чтобы он ни предпринимал, все будет тщетно. Неслучайно Иисус Христос -- воплощение нравственного совершенства для христиан -- является богочеловеком, т.е. в нем и божественная, недоступная простому смертному природа, и человеческая природа. Христианский идеал, говорят православные богословы, выражается не односторонним подчеркивание божественного начала. Они напоминают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он конкретно помогал страждущим и обездоленным, осуждал злых и т.д.

Но реальная нравственная жизнь человека состоит не только из добра, справедливости, счастья, порядочности и благородства. В мире немало зла, несправедливости, бесстыдства и т.д. Средоточие нравственного негативного выражается в своеобразных антиидеалах, в антигероях и т.д. В качестве их выступает как конкретные исторические деятели, начиная от Герострата до Гитлера, так и многочисленные герои произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Т. Булгакова и др. Причем, и в этом случае реальным историческим лицам, вернее их образам, приписываются чаще всего одни лишь отрицательные черты. Видимо, для того, чтобы этот антиидеал был более эффективен. Надо признать, что антиидеалы также могут сыграть позитивную роль: они ярко, по-своему убедительно показывают, как не надо чувствовать, мыслить, действовать, т.е. они отвращают от зла.

Со времен Платона предпринимались попытки создавать схемы идеального общества (государства), конструировать различные утопии (как и антиутопии). Но стоит помнить, что социальные идеалы могут рассчитывать на свое настоящее, а не на временное воплощение, если они базируются на основе вечных нравственных ценностей, если они согласуются с нравственными идеалами.

В разделе на вопрос Характеристика Софьи из комедии Недоросль заданный автором Илья Рыбин лучший ответ это Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение «мудрость» . В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели.
Софья – сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причинено ей зло) . Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал . Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал.

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.

Понятие о нравственном идеале распространяется и на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности. Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.

Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.

16. Смысл и цель жизни

Смысл жизни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

17 вопрос: Взаимодействие морального и политического сознания. Политическое сознание представляет собой своеобразный, динамичный сплав чувств и представлений, в котором по-своему выражается круг интересов, связанных с деятельностью государства и других политических институтов. Политическое сознание выражает и защищает насущные, жизненно важные интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Эти интересы - экономические прежде всего, национальные, т.е. интересы той или иной страны, культурные и т.д. Нередко политическое сознание изображается сознанием преимущественно классовым, даже партийным. Да, устремления отдельных социальных групп в нем выражены достаточно ясно. Но различные классы, группы не могут сосуществовать, не учитывая, хотя бы в минимальной мере, чаяния других слоев населения. В противном случае наступает непрерывная гражданская война. Кроме того, у любого государства есть общие для всего населения интересы: охрана границ, отстаивание своих специфических устремлений на международной арене, сохранение культуры, традиций, как и элементарное человеческое сочувствие и сострадание, одобрение и т.д. Однако следует признать, что на ранних этапах развития государства (рабство, крепостничество) действительно доминировало политическое сознание господствующих сословий. В последние же столетия (особенно в ХХ веке) политическое сознание наполняется все в большей мере общечеловеческим содержанием. Исторически менялся и характер взаимодействия морального и политического сознания. Пожалуй," вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой и моралью. "Цель оправдывает средства", - этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до ХVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в ХХ веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании. Во всяком случае ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации. В чем же различие между моральным и политическим сознанием? Как отмечалось выше, политическое сознание обслуживает прежде всего горизонтальные устремления людей, а моральное - не только горизонтальные, но и вертикальные. Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных политических институтов. Именно моральное сознание задает ориентиры политическому сознанию. Центральные понятия морального сознания - это понятия добра и зла. Отправным же понятием политического сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется с силой, принуждением или угрозой принуждения ("угроза страшнее наказания"), с ограничением свободы человека. Моральное же сознание насилие допускает лишь в виде исключения - для обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех или иных поступков. Словом, различий между моральным и политическим: сознанием немало. Но есть и точки соприкосновения, есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то абстракция. Оно реализуется в конкретных органах, в их деятельности. И прежде всего сущность такого или иного государства воплощается в праве. Именно через право государство, политическое сознание (обращенного в отличие от морали преимущественно к большим группам населения) доходит до отдельного гражданина. Но регулируя межличностные отношения, право вынуждено опираться на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие исходные нормы, как "не убий", "не укради др. входят и в мораль, и в право. Кроме того, имеется и "общее" понятие и у морального, и у правового сознания - понятие "справедливости", «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость - это следование законам, установленным государством. Для морали - справедливость - это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы, Кроме того, для морального сознания принцип равенства значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал считаться важным, существенным лишь в самые последние дес?6?

18 вопрос: Мораль и религия: сходство и различия Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Например, софист Критий (46О-4О3 гг. до н. э.) в недошедшей полностью до нас трагедии утверждал следующее: С умом глубоким мудрый муж впервые Боязнь богов для смертных изобрел, Чтоб страх у злых какой-нибудь, да был, Начнут ли делать, говорить или думать Хотя б тайком... Много веков спустя (в ХV в.) французский просветитель Вольтер, резко обличавший католическую церковь, в то же самое время заявлял, что, если Бога не было бы, то его следовало бы выдумать - для того, чтобы обеспечивать выполнение нравственных заповедей: "Я хочу, чтобы мой управляющий, моя жена и моя прислуга верили в Бога. Я думаю, что в этом случае меня будут меньше обкрадывать и обманывать". Даже ярый атеист П.А. Гольбах признавал, что некоторые люди отвергают религию только потому, что она является для них стеснительной уздой, мешает им вольготно предаваться порокам. Но с другой стороны, также с глубокой древности известна и противоположная точка зрения на характер взаимодействия религии и морали. Так, живший около ХХ веков назад римский философ Лукреций Кар, являвшийся последователем Демокрита и Эпикура, в своей поэме "О природе вещей" писал, что религия немало "нечестивых и преступных деяний рождала", а религиозные проповедники выдумали множество бредней, "могущих смутить и нарушить все, жизненные устои". Много веков спустя французские просветители вопрошали: "Почему имеются алтари, но отсутствуют добрые нравы? Почему так много священников, но так мало честных людей?". Жесткую критику в адрес религии высказывали Л. Фейербах, марксисты. Известный английский ученый Б. Расселл считал именно христианство главным препятствием на пути нравственного прогресса. 3.1 Фрейд писал: "Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность". Обличительных или, по меньшей мере, сдержанных характеристик религии можно привести немало. Где же истина? Крайние оценки роли религии в нравственной жизни, по всей видимости, не совсем верны и они касаются большей частью каких-то отдельных, действительно, крайних, проявлений. Истина, видимо, где-то посередине. Надо признать, что характер воздействия религии на нравственную жизнь человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, напри- мер, христианство и религию Древней Греции, боги которой особой моральностью не отличались), от того, какие компоненты религии и в чьих целях используются, от исторической эпохи, культуры народа и т.д. Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и их спецификой, их различиями (хотя иногда пытаются отождествить религию и мораль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет собой путь к Добру, высшим нравственны" ценностям, к нравственному совершенствованию. А религия есть путь к Богу, скорее почитание Бога. Эти два пути мог совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать Авраама (библейский патриарх) за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намерение у Авраама убить сына было несомненно. Во имя спасения души грешника их сжигали на кострах инквизиции. А вот весьма откровенное высказывание одного из новоявленных проповедников Уитнесса Ли: "...Главный вопрос во вселенной - не этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или сатаны как смерти. Ты должны освободиться от этического или моралистического взгляда на вещи". Далее. В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании (во всяком случае - сознании светском). Именно: рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства - любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию. Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общественное мнение. (Заметим, сам факт существования церковных "должностей" не всегда благотворн?6?

19 вопрос: Противоречия религиозного учения о морали В то же время, раскрывая нравственный потенциал религии, не стоит его преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Тем более, что нередко крупные религиозные деятели, проповедники сами критически его оценивают, весьма сдержанно, а порой и резко характеризуют повседневную жизнь рядовых верующих. Известный православный священник А. Тень в одной из своих лекций говорил следующее: "Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности". В этом же смысле, хотя и не столь резко, высказывался и известный американский проповедник Б. Гремм, по мнению которого христиане довольно часто не являют собой пример "христианской любви и частоты". Высказываний подобного рода нетрудно умножить. Не всегда радуют христианских идеологов и результаты многочисленных социологических исследований, проводимых в промышленно развитых странах. Конечно, поступки конкретного человека зависят от многих факторов, а не только от его религиозных убеждений, которые, к тому же, могут отличаться поверхностью. Зададимся вопросом: "А всегда ли верующие могут найти в религиозном учении ясные нравственные ориентиры? Не сталкиваются ли сами христианские мыслители с теми проблемами, на которые у них нет ясного, однозначного ответа?"/Конечно, и советские этические учения сталкиваются с серьезными проблемами, имеют различные точки зрения на решение одних и тех, порой весьма принципиальных, вопросов (об этом мы уже говорили). И в этом плане религиозное учение становится в один ряд с другими этическими воззрениями и не может претендовать на истину в последней инстанции, на исключительную роль в нравственном просвещении населения. Правда, нельзя не отметить, что религиозные проповедники имеют немалые преимущества в связи с существованием достаточно развитых, могущественных религиозных организаций, религиозного культа, вошедшего в плоть и кровь повседневной жизни многих народов, а также влияние многовековых традиций. В чем же конкретно проявляются противоречия в религиозно-моральном сознании, в определенной мере отрицательно сказывающиеся на поведении верующих, снижающих нравственный потенциал религии? Думается, вряд ли имеет позитивное нравственное значение наличие острых противоречий не только между различными мировыми религиями, но и между отдельными разновидностями христианства. Так, некоторые православные авторы критикуют западных богословов за то, что они на первое место ставят вторую заповедь о любви к ближнему, а заповедь о любви к богу отодвигают на второй план, т.е. они исходят скорее из милосердного ближнего, нежели из милосердного Бога. А это, по мнению православных проповедников, искажает сами основы нравственности, ибо человеку в ней отводится слишком значительное место. Эти же авторы обвиняют протестантизм в мистическом индивидуализме (вместо православной соборности), в религиозном утилитаризме и эгоизме, в увлечении горизонтальными, земными, проблемами (См.: Журнал Тос-ковской патриархии. - 1994. - № 4. - С. 29-3О). Православные священнослужители считают, что учение кальвинизма о безусловном предопределении Богом жизни человека приводит к "нравственному индифферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла" (Зноско-Боровский Т. Православие. Римско-католичество. Про-тестантизм и Сектантство. Сравнительное богословие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. -1992. - С. 1О5). Обращает на себя внимание, что идеологи различных разновидностей христианства апеллируют в первую очередь к Библии. Это лишний раз свидетельствует о наличии в самом Священном писании множества различных противоречий, разноликих тенденций. В этой же связи стоит вспомнить, что взгляды целого ряда выдающихся русских мыслителей (Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и др.) получали весьма неоднозначную оценку со стороны русской православной церкви. В том числе и по вопросам морали. Для религиозно-этической мысли существует немало острых вопросов. Некоторые из них мы уже отмечали выше. Например, вопрос о существовании зла. Попытки религиозных мыслителей побудить человека примириться с существующим злом (страданиями, несправедливостью и т. д.) вряд ли находят понимание у многих верующих. Точно также весьма трудной, как мы отмечали, для религиозных идеологов является и проблема свободы. Абсолютная свобода ведет к умалению могущества Бога. Впрочем, абсолютная свобода реально и не существует, ибо человек во все времена, во всех обстоятельствах чем-либо ограничен. Но может быть, действительно все волосы на голове человека сочтены и ни один волосок не упадет без воли Бога? В этом случае человек перестает быть личностью и превращается в робота, которому дана программа действия. В какой же мере человек независим от Бога? Вопрос очень трудный для религиозного мышления. "Трагизм и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной норме и нра

20 вопрос: Если нравственный прогресс существует, то какова его специфика? Для понимания сущности нравственной жизни человека важно знать, изменяется ли нравственность в ходе исторического развития общества или остается практически неизменной. Уже в древнем мире возникли представления о развитии нравственности. У Протагора, Демокрита, Платона, Лукреция Кара встречаются мысли о том, что человечество к современному им состоянию пришло от дикости. Платон в сочинении "Государство" писал, что люди первоначально жили во вражде друг с другом (враждовали между собой даже боги!), творили несправедливость, но, отведав всего этого, с избытком, они "нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор". Иначе говоря, с образованием государства установился определенный порядок, уменьшилась вражда, бесчинства. Это нашло свое выражение и в религиозных представлениях: Платон уже не доволен Гомером и Гесиодом, что они так "легко" изображали богов, которые якобы творили не только добро, но и зло. По мнению Платона, удел богов - только добрые дела. Словом, моральное сознание стало уже ощутимым фактором общественной жизни, культуры. Близкие мысли проводятся и Лукрецием Карож в его поэме "О природе вещей". Он отмечал, что люди первоначально не только не могли пользоваться огнем, но "общего блага они не блюли". Наибольшее развитие и признание идеи социального и нравственного прогресса получили в эпоху Просвещения. Известный экономист А. Тюрго в своей знаменитой речи " Последовательные успехи человеческого разума" утверждал, что в обществе наблюдается беспрерывность развития человеческого разума, смягчаются нравы. Другой просветитель - Кондорсе (1743-1894) провозглашал, что в человеческом разуме заложена способность к бесконечному совершенствованию, и призывал построить общество, в котором истина, счастье и добродетель будут связаны единой цепью. Он же проникновенно провозглашал: "Никогда развитие не пойдет вспять!" Оптимистический взгляд на духовное, нравственное развитие общества разделяли также многие представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье и др.), революционные демократы, марксисты. С конца ХХ века идея прогресса стала терять свое влияние в определенной части общества (здесь свою роль сыграли работы Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера и др.), тем не менее до сих пор она, может быть более осторожно и осмотрительно, но все-таки признается значительной частью населения. Вера в прогресс все еще свойственна многим людям. Какие же аргументы обычно приводятся в пользу данного взгляда на историю нравов? Прежде всего отмечается очевидность прогресса в науке, технике, технологии и в ряде других видов человеческой деятельности. Мораль же, как регулятивный фактор, не может стоять в стороне, также должна совершенствоваться, обогащаться. Другое дело, что нравственный прогресс имеет свою специфику. Эта специфика выражается, прежде всего, в том, что нравственный прогресс идет не синхронно с прогрессом науки и техники. Изобретение паровоза или компьютера еще не означает революции в нравах, в проявлении добродетели. Сам нравственный прогресс - не есть прямолинейное восхождение, а представляет собой довольно сложное, противоречивое движение с попятными отступлениями, с уходом "в сторону" и т.д. Наконец, нельзя не отметить, что различные уровни, компоненты морали прогрессируют не в равной мере. В морали имеются довольно устойчивый, хотя и тонкий, пласт "вечных" постулатов, аксиом, которые изменяются в незначительной степени. Меняется, главным образом, сфера их применения. Так мы уже отмечали, норма "не убий" первоначально распространялась только на членов рода, а ныне она приобрела универсальный, общечеловеческий характер. Меняются формы их реализации. Принципиально новые постулаты появляются крайне редко. Другое дело - нравы. В этом слое моральной жизни прогресс более очевиден. Как уже отмечали многие авторы (начиная с Вл. Соловьева, если брать отечественную мысль), от века к веку происходит гуманизация, облагораживание нравов, непосредственных отношений между людьми, обогащается нравственная культура. Как отмечал Вл. Соловьев, с появлением государства, с развитием духовной культуры иным становится общение между людьми. Я могу к какому-то человеку питать злобные чувства. Но я не бросаюсь на него, как это было на ранних этапах человеческой истории, с кулаками, не грызу его зубами, а наоборот, обращаюсь с ним, может быть, подчеркнуто учтиво. Точно также, продолжал русский философ, и в отношениях между народами взаимная неприязнь, недоверие не всегда доходит до войны. Сами же войны, писал Вл. Соловьев, в ХХ веке более походят "на формально обусловленную дуэль двух порядочных людей, нежели на драку двух пьяных мастеровых". Да и сама война, особенно после кровавых 1 событий ХХ века, считается в принципе недопустимой, аморальной. Хотя следует призна

21 вопрос: Научно-техническая революция и нравственность Нравственное, духовное развитие современного общества в большой степени зависит от научно-технической революции, которая, как принято считать, началась в середине ХХ века и является частным проявлением научно-технического прогресса, который осуществляется практически на протяжении всей человеческой истории. Научно-техническая революция привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Значительно повысилась производительность труда, жизнь человека стала более обеспеченной, комфортной, динамичной. Появилось множество новых профессий, ранее неизвестных. Резко возросло количество добываемой информации (информационный взрыв). Заметно вырос удельный вес городского населения (урбанизация - от лат. urbanis- городской). Нетрудно назвать и множество других изменений в повседневной жизни, вызванных научно-технической революцией. Естественно, они ярче всего проявляются в промышленно-развитых странах. Каким же образом все эти изменения сказываются на нравственности? Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители не без основания полагают, что науки (естествознание) не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. Как отмечал еще А. И. Герцен, смысл жизни не найти на дне реторты. "Перед последними вопросами жизни и смерти, добра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде", - писал в начале века С.Н. Булгаков. "Наука не решает вопрос о ценностях", - утверждал выдающийся английский ученый Б. Рассел. Высказываний подобного рода можно привести немало. Подобные суждения в известной мере отличаются категоричностью. Однако очевидно, что исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру. Но если научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, то она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь человека. Точно также следует признать, что достижения НТР могут использоваться как в добрых, так и в злых целях. Простейший пример: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой - к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д. Разберемся в этом более обстоятельно. И первоначально отметим позитивное влияние НТР на повседневную нравственность. Сразу необходимо указать на то, что развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровню его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к самым различным произведениям искусства, к последним достижениям науки и т. д. - А это очень важно при оценке самых различных явлений, поступков, ибо широкий кругозор дает возможность индивиду учитывать многие обстоятельства, предвидеть будущее и не уподобляться чеховскому герою, свертывающему гайки с железнодорожного полотна. Повышению общей нравственной культуры способствует и то, что этические исследования становятся более изощренными. Тем более, что сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др. Именно в последние десятилетия появились также направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигуманных целях. : Нельзя не отметить и того обстоятельства, что современная высокопроизводительная, часто дорогая техника и" технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, на химических заводах, на транспорте и т.д.). Можно сказать, что научно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности самых различных предприятий. Однако современный научно-технический прогресс создает и немалые трудности для полноценной нравственной жизни. О6 этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в ХХ веке. Например, Н. Бердяев отмечал, что техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышле?6?

22 вопрос: Нравственное воспитание в жизни общества Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Может, и не столь своеобразно, но важность воспитания подчеркивали и другие выдающиеся мыслители древности. Пифагор, живший почти на тысячу лет ранее Иоанна Златоуста, говорил, что главное для человека - "наставить душу к добру и злу". Другой выдающийся философ античности - Демокрит писал следующее: "Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье". Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении "Политика" резонно отмечал, что "законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб". Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество. Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных (прежде всего, нравственных) ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Хорошо известно, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении, людьми в полном смысле этого слова не становятся. Таким образом, не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание - воспроизводство духовное - является обязательным условием человеческой истории. При этом, как мы уже отмечали, каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, "не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт". Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни. Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям. (О взаимоотношении морали и права, политики, религии мы говорили ранее).

23 вопрос: Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания Воспитание, особенно нравственное, представляет собой чрезвычайно сложный процесс, результаты которого не всегда предсказуемы. Думается, воспитателю весьма важно иметь представление о тех факторах, которые в значительной мере предопределяют направленность воспитания. Эти факторы мы можем (и то в известной мере условно) отнести либо к объективным, т.е. независимым от сознания, воли воспитателя и воспитуемого, либо к субъективным, зависимым от человека. К объективным факторам следует отнести, прежде всего, особенности среды, в которой живет человек. А именно - это социально-экономические отношения, которые господствуют в ту или иную эпоху, в той или иной стране, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация. Все это, несомненно, фиксируется в значительной мере во внутреннем мире человека, определяет направленность его поведения, духовно-нравственных исканий. Конечно, моральные ценности имеют общечеловеческий характер и достаточно консервативны. Но они воплощаются в конкретных условиях жизни. Их трактовка, их роль будет пониматься у дворянина несколько иначе, чем у простого крестьянина, у богатого и у бедного. Особенно все сказывается на нравах, уровне нравственности. Скажем, путь к добру и злу у богатого будет отличаться от такого же пути у бедного. Роскошь подталкивает к разгульному образу жизни, лени, безответственности, а нищета к озлобленности, зависти, агрессивности и т.д. Еще Вл. Соловьев писал, что преступность "питается и поддерживается средою нищеты, чрезмерного механистического труда и неизбежного в этой среде одичания, так что и самые разумные и человеколюбивые пенитенциарные воздействия на личность отдельных преступников в общем оказались бы малоуспешными". Ясно, что формирование высоких нравственных убеждений в богатых и бедных районах должно идти неодинаково, с учетом специфики жизни молодого человека. Не зависят от воли воспитателя и целый ряд индивидуальных особенностей подростка, а именно - его возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик, условия семейной жизни и др. Но эти все факторы так или иначе отражаются на его внутренней жизни, на его духовных исканиях. Так, внешняя непривлекательность, плохое здоровье могут стимулировать замкнутость, агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе. У человека со слабым типом нервной системы чаще возникают переживания страха, а у индивида с сильным типом нервной системы - гнева, ярости. Определенный отпечаток процесс нравственного вос-питания подрастающего поколения откладывает и пробле-ма взаимоотношения отцов и детей - проблема вечная, ибо уже в древнем обществе можно было встретить упреки в адрес молодых людей (легкомысленны, не чтят старших и т.д.), а молодое поколение издавна корит старших (особенно это заметно в наше демократичное время) за консерватизм, за приверженность к устаревшим обычаям, нравам. У молодежи может проявляться тенденция к моральному релятивизму, а у старшего - к морального догматизму, авторитаризму, неумению учитывать новые условия, новые конкретные механизмы воплощения вечных нравственных ценностей. Вопрос о взаимоотношении поколений требует особого рассмотрения. Ты же сейчас отмечаем, что и его важно учитывать в процессе воспитания. К факторам субъективного порядка необходимо отнести специфику личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого. Профессиональная и методическая подготовка учителя также из этого ряда факторов, ибо уровень этой подготовки в немалой степени зависит от него самого. От человека зависит, в какой степени он увлекается спортом, спиртным, азартными играми, сомнительными предприятиями и т. д. (Хотя, конечно, склонности формируются и под воздействием окружающей среды. Иначе говоря, грань между объективными и субъективными факторами довольна подвижна и условна.) От индивида, его "работы над собой" зависит, и его эмоциональное богатство или бедность. Здесь следует подчеркнуть, что субъективный фактор наиболее "отзывчив" на воспитательные действия. Учитель в состоянии существенно обогащать эмоционально-чувственный, интеллектуальный мир молодого человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости "развивать, утверждать в детских сердцах чувствительность к тончайшим проявлениям человеческих чувств - к радости, горю, одиночеству". Таким образом, становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Поэтому успех в воспитательной деятельности далеко не всегда гарантирован. Своеобразным признанием данного обстоятельства является евангельский сюжет. Вместе с Христом распяли двух разбойников. Но лишь один внял проповеди богочеловека (а не простого воспитателя), а другой остался глух к обаянию Христа. И нынешние педагоги нередко обходят проблему эффективности воспитательного процесса. Однако она существует, о чем свиде

24 вопрос: Марксистская этика. К.Маркс. Ф.Энгельс Маркс и Энгельс выводят этические взгляды, нормы морали из экономических отношений, из экономических условий существования классов. Марксизм отбросил идеалистические теории морали, согласно которым моральные принципы стоят над историей и выводятся из внеисторического источника – бога, абсолютной истины, абстрактного самосознания. В действительности люди всегда черпали свои моральные взгляды из своих реальных отношений, с изменением которых изменялись и моральные взгляды, представления о добре и зле. Марксистская этика утверждает,что формирование и усвоение человеком нравственных принципов и норм может происходить только в процессе практической деятельности. Связь морали с экономическими отношениями обычно бывает очень сложной. В развитии морали, как и в развитии других форм общественного сознания, имеет место относительная самостоятельность. Это означает, что новые классы не создают свои этические воззрения, полностью отличные от воззрений предшествующих эпох, а видоизменяют их, отбрасывая то, что им не нужно, и сохраняя то, что соответствует новым экономическим отношениям, положению данного класса в обществе. Основоположники марксизма видели, что в развитии морали большое значение имеет сила привычки, сила традиций, благодаря чему в обществе долгое время сохраняются определённые моральные взгляды, нормы, оценки и сохраняются даже тогда, когда исчезли или существенно изменились условия, их породившие. Они видели также, что большое влияние на мораль оказывают политика, религия, философия, искусство, а сами эти формы общественного сознания испытывают на себе влияние определённой морали. Всё это означает, что экономическое развитие определяет не прямо и непосредственно, а обычно лишь в конечном счёте мораль определяет направление, в котором видоизменяются или преобразуются моральные взгляды людей, их нормы поведения, оценки. Марксизм показал, что в «морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс», что в морали прогрессивных классов, в их этических системах, выражающих в той или иной степени интересы народных масс, борющихся против эксплуатации и угнетения, имеется положительное содержание, которое не исчезает, а развивается новыми прогрессивными общественными силами. Рабочий класс наследует лучшие моральные ценности человечества, все положительные приобретения прогрессивной этической мысли прошлого и развивает их на основе принципов классовой морали. Источники морали следует искать в общественном бытии, в реальном мире, в материальных условиях жизни людей. А так как общество развивается и изменяется, то, очевидно, и мораль, порождённая общественными отношениями, также развивается и изменяется, она не является системой вечных и неизменных норм. Причины изменения морали следует искать в изменении способа производства, который имеет определяющее значение для всех других общественных отношений. Прогресс общества, основанный на частной собственности, совершается через классовую борьбу, что опять же обусловливает классовый характер морали и теорий о ней. Марксизм доказал не только зависимость морали от общественного бытия, а раскрыл её функциональное значение. Обратное воздействие морали на породившее её бытиё, её значение для развития общества. Мораль может играть прогрессивную роль только тогда, когда она отвечает потребностям общественного развития. И наоборот, её реакционная роль определяется защитой устаревших и отмирающих общественных форм и сил. Марксизм преодолел традиционные трудности этики, выраженные в основном в противопоставлении формы содержанию морали, нравственных норм действительности, и превратил этическую теорию в науку о происхождении и сущности морали, о её роли в жизни людей. Марксистская этика исследует то, что есть в действительной нравственной жизни людей и, исходя из этого обосновывает, какой должна быть мораль будущего. Марксистская этика не удовлетворяется простой констатацией нравственных явлений, а указывает и активно утверждает новое и прогрессивное в морали общества. С изменением и развитием её объекта развивается и марксистская этика.