Четыре заблуждения о конфуцианстве. «Благородный муж» как исполнитель Воли Неба

Четыре заблуждения о конфуцианстве. «Благородный муж» как исполнитель Воли Неба
Четыре заблуждения о конфуцианстве. «Благородный муж» как исполнитель Воли Неба

Вместе с тем все исследователи-синологи определяют религию Китая как «Три учения» : конфуцианство (жу цзя), даосизм (дао цзя) и буддизм (фо цзя) .

Традиционно учебники религиоведения следуют приведенному перечислению и, следовательно, включают конфуцианство в сферу религии. Этот принцип использован и при составлении настоящей главы.

Руководствуясь признаками, присущими религиозному мировоззрению, которые были обозначены ранее во вводной главе, мы можем сделать вывод, что, несмотря на свой внешне светский характер, конфуцианство вполне соответствует основным критериям религиозного учения. Его содержание:

– относится к сфере духовной деятельности человека;

– предполагает переживания мистического характера, в результате которых внутреннее наполнение человеческой жизни должно быть гармонизировано;

– утверждает существование духовного мира в форме Неба (Тянь) и сонма предков;

– признает необходимость совершения ритуала, в частности – жертвоприношений, то есть содержит культовую практику.

Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. В самой Поднебесной это учение известно под названием жу цзя , что буквально означает «учение мудрецов/мыслителей», или «школа ученых». Европейский же термин происходит от имени человека, оказавшего фундаментальное влияние на формирование учения.

Из сохранившихся исторических источников мы можем почерпнуть немало сведений о жизни и деятельности Конфуция. Правда, стоит отметить, что некоторые биографические данные едва ли могут рассматриваться как достоверные и носят, скорее, легендарный, мифологический характер.

Конфуций: сведения о жизни легендарного учителя

Конфуций – это латинизированный вариант имени Кун ФуЦзы (кит. «мудрец/ученый/философ [из рода] Кун»). Кун – фамильное, родовое имя, а собственное его имя было – Цю .

Время жизни Конфуция – это эпоха Чунь Цю (букв. «Вёсны и осени»), ознаменовавшаяся мощным политическим и социальным кризисом в Поднебесной и закатом государства Чжоу. Власть верховного правителя – Чжоуского Вана – крайне ослабела, патриархальные нормы взаимоотношений между людьми не соблюдались, вассальные царства вели постоянные войны друг с другом, внутри каждого удельного княжества шла борьба аристократов за власть.

Фактически государственная система Китая была на грани краха, и закономерным итогом этого кризиса должен был стать окончательный распад страны. В этих условиях многие представители знати утратили былое влияние и даже были вынуждены искать себе пропитание посредством частных уроков, преподавая традиционные китайские тексты. Одним из таких учителей и был основатель конфуцианства.

Происхождение и первые годы жизни

Философ происходил из древнего, но обедневшего и потерявшего политическое значение рода, который восходил к императорской династии Шан. Традиционно датой его рождения считается 551 год до н. э .

Его отец – Шулян Хэ – был чиновником княжества Лу, и на момент рождения сына ему было 63 года. Ситуация осложнялась тем, что мать новорожденного – Янь Чжэнцзай – была не законной женой Шулян Хэ, а лишь его 17-летней наложницей.

Когда Конфуцию исполнилось полтора года, он потерял отца. Мать, опасаясь притеснений со стороны вдов и близких родственников Шулян Хэ, покинула дом, где родился младенец, и переехала в Цюйфу (восточный Китай, провинция Шаньдун), где вскоре снова вышла замуж.

Конфуций рос в весьма стесненных условиях. «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами», – свидетельствовал позднее учитель .

Несмотря на это, он оставался жизнерадостным ребенком и любил исполнять обряды умершим предкам. Сам он в следующих словах описывал свой жизненный путь: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала» .

Вступление в брак

В 19-летнем возрасте Конфуций женился, однако, по всей видимости, в браке он не нашел счастья. По крайней мере, об этом мы можем судить из его собственных слов: «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть» .

Имя его супруги неизвестно. Поздние источники сообщают нам, что она была родом из царства Сун. Она родила мудрецу сына и дочь. Потомки Конфуция проживают в Китае (на Тайване) и поныне и пользуются огромным уважением в обществе. Показательно, что сам учитель считал привязанность к домашнему очагу и семейному уюту недостойным настоящего мудреца и благородного мужа (цзюнь цзы ).

Впоследствии философ вел жизнь странника, часто переходя с места на место в поисках возможности для реализации своего учения. О его супруге ничего при этом не сообщается, из чего исследователи делают вывод, что фактически он оставил свою жену.

К моменту женитьбы Конфуций прекрасно освоил шесть искусств , или шесть канонов (лю и ), знание которых требовалось от всякого образованного человека того времени. Данный комплекс навыков включал в себя понимание ритуалов, музыкальную грамотность, умение стрелять из лука, управлять колесницей, считать и писать.

Начало карьеры

Государственная карьера Конфуция началась с того, что он занял место смотрителя амбаров у одного из местных феодалов, принадлежащих к роду Цзи. Затем он получил повышение по службе, став в том же аристократическом семействе смотрителем над скотом.

Уже тогда у него появляются и первые ученики.

Согласно легендарным сведениям, зафиксированным китайским историографом Сыма Цянь (ок. 135–86 гг. до н. э.) в его фундаментальном труде «Ши-цзи» («Исторические записки»), в довольно молодые годы Конфуций посетил с познавательными целями двор династии Чжоу, находившийся в городе Лои (современный Лоян). Там он встретился с архивариусом по имени Ли Эр , более известным как Лао-цзы . Они имели содержательный разговор, в результате которого оба собеседника остались в восхищении друг от друга, но сохранили убежденность в неправильности воззрений оппонента. Это неудивительно, если иметь в виду, что оба участника разговора стали в итоге духовными лидерами двух противоборствующих учений: конфуцианства и даосизма.

В частности, Лао-цзы сказал о своем собеседнике следующее: «Светлый и глубоко вникающий во все ум приближается к погибели, поскольку он любит обсуждать других. Тот, кто много знает и широко рассуждает, угрожает своему бренному существованию, поскольку он вскрывает зло в других людях» .

Около 517 года до н. э. правящая династия царства Лу была отстранена от власти другими аристократическими родами. Конфуций был вынужден вместе со своим патроном бежать в царство Ци. Здесь его принял новый правитель и, побеседовав, дал ему во владение удел Ниси, тем самым введя его в сообщество феодалов. Кроме того, государь назначил его на высокий пост при дворе. Однако вскоре мнение правителя поменялось – Конфуций был отстранен от должности и спустя два с лишним года после отъезда из родного княжества вынужден был вернуться в Лу.

Учительство

Здесь начинается продолжительный, длящийся почти полтора десятилетия период жизни Конфуция, когда он ищет возможность продолжить карьеру, однако его способности остаются невостребованными при дворе. В это время он активно занимается редактированием древних текстов, составивших впоследствии культурный хребет китайской цивилизации, и общается с многочисленными учениками.

Он ведет занятия в форме бесед и принимает в свою школу людей за весьма скромную плату – «три связки сушеного мяса» , но не отказывает в учительстве и тому, кто не имеет возможности заплатить даже такую цену. В результате среди его учеников оказываются не только представители аристократических фамилий, но и простолюдины. Таким поведением Конфуций подтверждает свою идею о том, что имя благородного мужа должно даваться не по происхождению, а по внутреннему состоянию человека – в соответствии с устроением его сердца.

Наконец, в 51 год Конфуций обрел долгожданную возможность применить на практике свое учение. В 501 году до н. э. правитель Лу – Дин-гун – назначил его начальником уезда Чжунду.

Всего лишь через год уезд пришел в цветущее состояние, и окрестные правители стали подражать Конфуцию в методах управления.

Видя успехи своего чиновника, правитель назначает его ответственным за организацию общественных работ (сяо сыкун ). Для упорядочения системы налогообложения учитель разделил все пахотные земли на пять категорий и установил нормы податей в зависимости от качества наделов. Иначе говоря, Конфуций реализовал на практике свою идею социально-экономической справедливости.

Государственная служба

Следствием положительных изменений стало назначение его на должность да сыкоу – чиновника, ответственного за расследование уголовных и политических преступлений. Еще через некоторое время Конфуций занял место ближайшего советника государя. Фактически он стал управлять всем царством Лу. Сбылась его мечта: он был теперь тем самым цзюнь цзы – благородным мужем, который являет преданность правителю и управляет государством на основании высших этических принципов.

Весной 499 года до н. э. состоялись переговоры на высшем государственном уровне между монархами государств Лу и Ци. Царство Ци было могущественной державой, однако Конфуций, являясь старшим сановником в свите своего монарха и соорганизатором встречи, сумел обставить дело таким образом, что по окончании переговоров более сильное царство – Ци – уступило Лу несколько спорных территорий. Едва ли подобный результат был достигнут исключительно силами главного советника, однако отрицать его заслуги также было бы неправильно.

Воодушевленный успехами, Конфуций стремится усилить власть государя, для чего предпринимает операцию по ослаблению вассальных городов-государств, требуя разрушить их крепостные стены и сдать оружие. Нельзя сказать, что попытка была полностью успешной, однако укреплению власти монарха данный проект, несомненно, способствовал.

К этому периоду деятельности учителя относится эпизод, оспариваемый последователями Конфуция, однако подтвержденный некоторыми свидетельствами, в частности – текстом Кун-цзы цзя-юй («Семейные речи Конфуция», или «Речи Конфуция для школы») – литературным памятником III века, приписываемым ученому-конфуцианцу Ван Су. Борясь за укрепление власти монарха, Конфуций столкнулся с политической оппозицией в лице представителей родовитой знати. Одним из таких людей был Шаочжэн Мао. Конфуций приговорил его к смертной казни только за то, что тот «питал злые и подлые умыслы» .

Государственная карьера Конфуция в качестве главного советника продолжалась всего лишь четыре года (с 501 по 497 год до н. э.) и оборвалась внезапно. К смещению учителя с государственной должности был причастен правитель княжества Ци. Историк Сыма Цянь описывает это событие в почти эпических тонах. Однако большинство специалистов считает эту историю соответствующей действительности.

«Тогда отобрали в Ци восемьдесят красивых девушек, нарядили в цветастые одежды, научили танцевать “канлэ” и, усадив в тридцать повозок, запряженных четверками коней, покрытых вышитыми попонами, направили в дар правителю Лу» . Правитель, увлеченный новой забавой, напрочь забросил государственные дела. После принятия подарка «три дня [в Лу] не прислушивались [к советам] об управлении, а после жертвоприношения Небу и Земле жертвенное мясо не было роздано дафу [высокопоставленный государственный чиновник в Древнем Китае. – Примеч. прот. О. К. ]. И тогда Кун-цзы ушел из столицы Лу» .

Иными словами, во время ритуальной раздачи жертвенного мяса участникам церемонии Конфуций был обойден вниманием. Это было грубейшим нарушением ритуала, оскорблением сановника и указанием на неуместность его пребывания на своей должности. Вероятно, фигура мудрого советника, обладающего высоким моральным авторитетом, не соотносилась с нравами монаршего двора – это хорошо понимали не только государь со свитой, но и сам философ.

Последние годы жизни: странствия, учительство, писательство

Начиная с этого момента 55-летний Конфуций начинает свое долгое странствие по Поднебесной, надеясь, что его мудрость будет востребована одним из правителей. На протяжении 14 лет он перемещается из города в город в сопровождении учеников, нигде не имея постоянного пристанища.

Скитания, полные скорбей, унижений и опасностей для жизни, завершились возвращением в родное царство Лу. К тому времени один из способнейших последователей мыслителя занял там высокое государственное положение и сумел расположить сердце властителя к своему учителю. За год до этого скончалась и супруга Конфуция, которой он тяжело переживал.

В родной стране Конфуций должности не получает, но организовывает частную школу, в которую за весьма скромную плату принимает людей вне зависимости от их происхождения. По свидетельству Сыма Цяня, «Конфуций учил Песням, Преданиям, ритуалам и музыке. Учеников у него было около трех тысяч, семьдесят два из них постигли полностью все шесть искусств, а тех, кто <...> усвоил учение, насчитывалось очень много» .

Наряду с преподаванием Конфуций занимается археографическими изысканиями и редакцией древних текстов. В частности, он усердно работает над следующими текстами:

– «И цзин» («Канон перемен», или «Книга перемен»); – «Шу цзин» («Книга истории», или «Книга документов»); – «Ши цзин» («Книга песен»); – «Ли цзи» («Записки о ритуале», или «Книга благопристойности»); – «Юэ цзи» («Записки о музыке», или «Книга музыки»). Перечисленные тексты стали основополагающими, ключевыми для всей китайской культуры, оказали определяющее влияние на формирование мировоззрения и национального характера жителей Поднебесной, а опосредованно – и на культуру других народов Дальнего Востока.

Вместе с тем мыслитель предпринимает и сочинительские труды. Он пишет «Чюнь цю» («Вёсны и осени») – летопись родного царства Лу с 722 по 479 год до н. э.

В 479 году до н. э. в возрасте 73 лет Конфуций умирает.

Похороны состоялись на берегу реки Сышуй, в них участвовал весь город. В соответствии с ритуалом и согласно древней традиции ученики построили хижины рядом с могилой наставника и жили в них, строго исполняя все траурные ритуалы на протяжении трех лет.

Духовное наследие и воспоминания современников

Впоследствии учениками Конфуция на основании воспоминаний его слов и поступков был создан знаменитый "Лунь Юй" («Беседы и суждения»). Этот текст является основным источником знаний о жизни и деятельности философа.

Следует сказать, что сам Конфуций не был пустословом. Согласно дошедшим до нас сведениям, он вполне соответствовал тому идеалу благородного мужа, который проповедовал.

Часто Конфуция называют реформатором, это и верно, и неверно. Верно в том смысле, что он действительно пересмотрел многие традиционные представления своего времени; неверно же в том отношении, что Конфуций никогда не ставил себе целью что-либо реформировать или тем более изобретать новое учение. Напротив, все его устремления были направлены к сохранению традиционных представлений и возрождению государственной жизни в духе древности.

В завершение описания фигуры Конфуция процитируем учеников, оставивших воспоминания об учителе, содержащиеся в десятой главе «Лунь Юй», которая носит характерное название «В своей деревне»:

«В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало».

«В ожидании аудиенции, беседуя с низшими чинами, он казался ласковым, в беседе с высшими чинами – твердым». «Он не садился на циновку, постланную криво». «Когда был на пиру в своей деревне, то уходил с него лишь после стариков».

«Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: “Никто не пострадал?”. О лошадях не спросил». «Если князь приказывал ему явиться, то шел, не дожидаясь, когда для него запрягут коней».

«Когда умирал его друг, которого некому было похоронить, он говорил: – Я похороню».

Ключевые тексты конфуцианской традиции

Как было сказано ранее, Конфуций занимался археографическими исследованиями, а также редакцией древних текстов. Он стремился упорядочить их и привести к единому варианту.

В результате сложился так называемый конфуцианский канон , обозначаемый термином Лю И . Этот термин, как говорилось выше, был известен и до рождения философа и буквально означал «шесть канонов», или «шесть искусств». Под ним понимались практические навыки, которыми должен был обладать всякий аристократ. Однако в более поздние эпохи термин обозначает уже определенный набор текстов, связанных с личностью основателя конфуцианства.

И цзин – «Канон Перемен» – книга, использовавшаяся при гадании. В ней содержится 64 символа-гексограммы, каждой из которых соответствует глава с толкованием. В свою очередь каждая гексограмма состоит из шести элементов – линий – целых или разорванных. Совокупность всех возможных комбинаций этих элементов как раз и дает число 64. Каждая статья описывает некий тип жизненной ситуации и перспективы ее развития. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с попыткой описать все многообразие явлений Вселенной при помощи двоичного кода;

Ши цзин – «Книга песен». Сюда вошли: a) народные песни; б) оды и гимны, употреблявшиеся при дворе императора; в) ритуальные песнопения. Последователи Конфуция считали, что он изъял отсюда песни, связанные с любовными чувствами;

Шу цзин – «Книга документов» / «Книга истории». Книга содержит мифологические сведения о начале истории Китая, описывает эпоху легендарных императоров древности, тем самым задавая парадигму общественно-политических отношений;

Ли цзи – «Записи о ритуале». Описание древних установлений, порядков и ритуалов;

Юэ цзин – «Книга музыки». Эта книга, к сожалению, не сохранилась, и потому впоследствии конфуцианский канон включал себя не шесть, а пять канонов, так называемое «Пятикнижие» (У Цзин );

Чунь цю – «Вёсны и осени» – летопись родного для Конфуция княжества Лу (с 722 по 479 год до н. э.), составленная, по преданию, самим учителем.

В эпоху Сунь (X-XIII вв. н. э.) в канон вошло также так называемое «Четверокнижие» (Сы шу ), которое включало в себя:

Лунь Юй – «Беседы и суждения» – запись бесед Конфуция с учениками. Здесь также содержатся сведения о жизни самого философа;

Чжун юн – «Учение о середине и постоянстве» – трактат этического характера. Книга выделилась в самостоятельный текст из «Записей о Ритуале» (Ли цзи). Автором считается Цзы Сы – внук Конфуция;

Да сюэ – «Великое учение» – текст, также выделенный из «Ли цзи». Является этико-политическим манифестом конфуцианства. Авторство невозможно установить с точностью; по традиции, книга приписывалась ученику Конфуция Цзэн Цзы;

Мэн цзы – книга, названная по имени выдающегося конфуцианского философа Мэн цзы (372–289 гг. до н. э.). В трактате обосновывается идея изначальной доброты человеческой природы (син шань ). Способом выявления этой доброты предлагается считать следование конфуцианской практике.

Учение Конфуция

Конфуцианская метафизика

Представления Конфуция о духовном мире являются в основном отражением тех религиозных представлений, которые господствовали в Китае в его время. В отношении религии, как и во всех остальных принципиальных вопросах, мудрец придерживался своей универсальной формулы: «Я передаю, но не создаю, я верю в древность и люблю ее» .

Показательно, что вся полнота учения представлялась Конфуцием своим ученикам как Вэнь («традиция», «культура»), то есть совокупность базовых норм, задающих матрицу бытия как отдельного человека, так и всего общества.

Такой подход вполне объясняет, почему «учитель не говорил о чудесах, силе, беспорядках и духах» .

Вместе с тем Конфуций с уважением относился к обрядам, целью которых было воздействие на духовные сущности. «Когда в его деревне изгоняли демонов поветрий, он стоял на восточной лестнице в парадном одеянии» .

Во время посетившей его болезни мудрец свидетельствовал о себе: «Я уже давно обращаюсь с молитвой к духам» .

Однако Конфуций предпочитал хранить осторожность, когда его вопрошали о духовных или таинственных предметах.

Вместе с тем Конфуций указывал на необходимость почитания Неба (Тянь ) посредством жертвоприношений и настаивал на познании его воли (мин ), которая должна быть определяющей в жизни всякого достойного человека – благородного мужа (цзюнь цзы ).

Гносеологические основания конфуцианской этики

Термин "мин" , хорошо известный еще в древности, получает дальнейшую разработку в трудах Конфуция. Чаще всего его переводят как "судьба" , «Мандат Неба» или "Воля Неба" .

По мнению Конфуция, человек не способен изменить волю Неба. Однако он обязан знать, чего Небо хочет от него. При этом данное знание соотносилось не с личностью конкретного человека, а с его социально-политическим статусом. Попросту говоря, Небо желает, чтобы каждый член общества и каждый гражданин государства действовал в соответствии с определенными ему обязанностями.

Очевидно, что поступать в соответствии с требованиями своего долга далеко не всегда просто, более того, далеко не всегда подобные поступки приносят очевидную пользу человеку.

Конфуций вполне осознает это и настаивает на том, что в идеале следует поступать «как должно», «как правильно», не заботясь о последствиях.

Знание "Тянь Мин « (букв. «воли Неба») необходимо каждому человеку, стремящемуся к совершенству. Конфуций утверждал: «Не зная воли [неба], нельзя стать благородным мужем» .

Знание Мин дает обладающему им важнейшее преимущество – свободу от колебаний и постоянных сомнений, так часто терзающих человека. Ведь зная Мин, человек действует, не боясь проиграть. Его действие теперь оценивается не по конечным, практическим, утилитарным результатам, а по соответствию его личному долгу.

В итоге человек освобождается как от жажды победы, так и от парализующего страха поражения. Он пребывает во внутреннем покое, полностью сознавая, что действует так, как должен. Учитывая сказанное, можно понять, почему Конфуций говорил: «Благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен» .

В результате подобного подхода в конфуцианстве была сформулирована концепция «действия без цели» . Для того чтобы проиллюстрировать указанное положение учения, обратимся еще раз к биографии самого Конфуция.

В «Лунь Юй» есть примечательный эпизод, в котором один из оппонентов учителя (вероятно, сторонник даосской традиции) высмеивает философа, называя его тем, «кто продолжает делать то, в чем, как он знает, ему не достичь успеха» . Сам факт того, что последователи Конфуция записали и сохранили данный эпизод, говорит о том, что главным в действиях мудреца является не успех, а правильность исполняемых действий.

Именно поэтому в другом месте один из ближайших учеников философа, возражая своему оппоненту, говорит: «Для благородного мужа служба – это выполнение своего долга, даже когда уже известно, что путь не может быть осуществлен» .

Вся жизнь Конфуция была осуществлением этого принципа. Он путешествовал многие годы, проповедуя свое учение в эпоху государственной раздробленности и политического хаоса, не заботясь при этом о том, будет ли услышан его голос. Он говорил о своем служении: «Если мое учение проводится в жизнь, на то воля [неба], если мое учение отбрасывается, на то воля [неба]» .

«Благородный муж» как исполнитель Воли Неба

Итак, знание и следование Воле Неба для Конфуция являются отличительными чертами того, кого он называет «благородным мужем " (Цзюнь цзы – букв. «Сын правителя»). Понимание этого термина весьма важно для восприятия всего конфуцианского учения.

Цзюнь цзы – это образцовая личность, которую Конфуций предлагал в качестве нравственного ориентира своим последователям. Этот идеал он пытался осуществить в своей жизни, хотя сам себя прямо так не называл.

В основании учения о благородном муже лежит идея неразрывной связи, соотнесенности личного нравственного самосовершенствования и общественной/государственной деятельности. Главной целью деятельности таковой личности является создание идеального государства времен древних императоров Яо и Шунь. Конфуций настаивает, что только высоконравственный, совершенный человек может заниматься государственной деятельностью.

Противоположностью Цзюнь цзы является «низкий человек» – сяо жэнь (букв. «маленький человек»). «Низкий человек» – это собирательный отрицательный образец, пример того, как не следует поступать, чего следует избегать. Сяо жэнь – полная противоположность благородного мужа, его нравственный антипод. Это личность, не желающая выполнять воли Неба, во всем ищущая свою мелкую выгоду, неспособная сохранять достоинство в трудных ситуациях.

Интересно, что благодаря влиянию конфуцианской морали на национальное сознание купцы в Китае стояли на иерархической лестнице ниже крестьян.

Основные добродетели «благородного мужа»

Последователи Конфуция, пытаясь систематизировать учение основателя традиции, сформулировали принцип «пяти постоянств» (У чан ) благородного человека.

Под постоянствами понимаются добродетели: – Жэнь («гуманность»), – И («справедливость»), – Ли ("ритуал"),

Чжи («разумность»), – Синь («искренность»). Рассмотрим подробнее содержание каждой добродетели.

Главная добродетель благородного человека – Жэнь . Это понятие переводят чаще всего как «гуманность» или «человеколюбие» , иногда же описательно – «любовь к людям» .

Сам Конфуций довольно просто объяснял, что такое Жэнь :

«Фан Чи спросил о человеколюбии [т. е. о «Жэнь». – Примеч. прот. О. К. ]. Учитель ответил: – Это значит любить других» .

Конфуций считал, что гуманность присуща природе человека. Ее легко обнаруживает всякий, кто захочет действовать с любовью к людям. Он свидетельствовал: «Разве человеколюбие далеко от нас? Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие приходит» . к людям должна быть стержнем мотивации поступков благородного мужа.

Фундаментальное значение гуманности у Конфуция видно из того, что «термин «человек, исполненный Жэнь» становится синонимичным с термином «добродетельный человек"" .

Только гуманность может стать основанием для созидания духовно крепкого, нравственно здорового общества, будь то вся нация или одна семья. Конфуций учил: «Не делай другим людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» .

В «Да сюэ» читаем: «Не используй того, что ненавидишь в высших, для использования низших. Не используй того, что ненавидишь в низших, на службе высшим. Не используй того, что ненавидишь в тех, кто впереди, для того, чтобы опередить тех, кто позади. Не используй того, что ненавидишь в тех, кто позади, для того, чтобы следовать за теми, кто впереди. Не используй того, что ненавидишь справа, для того, чтобы показать слева. Не используй того, что ненавидишь слева, для того, чтобы показать справа. Это называется принципом применения меры» .

Социальными формами человеколюбия являются чжун («преданность другим», в первую очередь – старшим) и шу («великодушие» к людям, то есть забота о них). В связи с этим весьма показателен следующий отрывок из «Лунь Юй»:

«Учитель сказал: – Мое учение пронизано одной идеей. Цзэн-цзы воскликнул: – Истинно так! Когда учитель ушел, ученики спросили: – Что это значит? Цзэн-цзы ответил: – Основные принципы учителя – преданность [государю] и забота [о людях], больше ничего» .

Только тот, кто любит других, способен выполнить свой долг в обществе, быть справедливым и поступать правильно.

Мы подошли ко второй важнейшей конфуцианской добродетели – И . И чаще всего переводят как «справедливость» , хотя, судя по употреблению термина в текстах конфуцианской традиции, его, скорее, следовало бы перевести как «правильность», «социальное долженствование», «следование своему призванию», «готовность исполнять долг» .

Проще говоря, И – это категорический императив, предписывающий человеку делать в обществе то, что он должен, независимо от того, будет ли это действие успешным и выгодным для человека. Если же он действует ради выгоды, то это действие несправедливо по сути, хотя внешне и может выглядеть таковым.

Закономерно при этом, что само понятие выгоды ли носит в конфуцианстве резко отрицательный характер и противостоит в этическом смысле справедливости (И ). Конфуций говорит: «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду» .

Ли – термин, обозначающий ритуал. Однако это ритуал не просто в значении церемонии, но и некая нормативность всех сторон жизни человека и общества, этикет в европейском понимании этого слова, но основанный не столько на правилах приличия и устоявшихся формальных обычаях, сколько на религиозном восприятии ритуала как единственно правильного способа организации жизни в любых ее проявлениях. Ритуал, таким образом, отражает приведенные выше категории, то есть учит человека справедливости, следованию долгу и выявляет гуманность его внутренней природы.

Чжи («разумность» или «мудрость») – категория, ценимая не только в конфуцианстве. В данном случае очевидно, что мудрость означала среди прочего осознание правильности учения Конфуция и готовность следовать ему.

Синь («искренность», «чистосердечие») – добродетель, служащая коррелятом к ритуальности, призванная способствовать насыщению обряда и государственно-общественного служения живым содержанием, верной эмоциональностью и помогающая человеку внутренне утвердиться в своих трудах на благо других. Совершение обрядов, а равно и выполнение своего долга только тогда будет правильным, если оно основано на непринужденном и нелицемерном стремлении поступать в соответствии с принципами гуманности и справедливости.

Этика социально-политических отношений в конфуцианстве

Конфуций рассматривал всякое сообщество, будь то двор правителя, отдельное княжество или вся Поднебесная, как структуру, являющуюся аналогом семьи. Именно семья задает, по его мнению, парадигму отношений между всеми членами любого сообщества.

Позднее в конфуцианстве была сформулирована концепция, получившая название У лунь – пяти вариантов (видов) человеческих взаимоотношений:

– между отцом и сыном (цинь) ; – между правителем и подданным (и ) ; – между мужем и женой (бе) ; – между людьми разного возраста (сюй) ; – между друзьями и компаньонами (синь) . Пять постоянств соотносились с «Тремя устоями» (Сань ган) .

Под ними понимались три формы повеления (подчинения): – государя и подданного (властителя (начальствующего) и подчиненного); – отца и сына (старшего по возрасту (по положению) и младшего); – мужа и жены. В основе всех вышеперечисленных типов отношений лежит принцип сяо «сыновней почтительности» . Поскольку семейные отношения проецировались вообще на все сферы жизни человека, то предполагалось, что без сяо не может быть правильной ни семейной, ни общественно-государственной жизни.

Концепция общественно-государственной реформы

Для Конфуция было очевидно, что реальное положение вещей далеко от проповедуемых им идеалов. Неизбежно должен был возникнуть вопрос: как можно исправить сложившуюся ситуацию? Этот вопрос, носящий теоретический характер, задает в «Лунь Юй» один из учеников Конфуция:

«Цзы-лу спросил: “Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению государством. Что вы сделаете прежде всего?”

Учитель ответил: “Необходимо начать с исправления имен”.

Цзы-лу спросил: “Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?”

Учитель сказал: “Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного”» .

Идея исправления имен (Чжэн мин) – это требование соответствия внешнего положения и внутреннего содержания личности. Говоря иначе, формальный статус человека должен соответствовать его поведению, словам и поступкам.

При этом предполагается, что каждое имя является отражением природы вещи и потому должно быть реальное согласие между ними. В противном случае вещи и люди перестают соответствовать своему наименованию, что грозит хаосом всякому сообществу.

Соответствие человека его социальному статусу (а в категориях Конфуция – «имени») означало в метафизическом плане следование своему дао .

Если человек не следует своему дао , его имя должно быть изменено. Он должен быть лишен имеющегося статуса и наделен иным, соответствующим его душевному состоянию и поступкам.

Применительно к положению государя это означало возможность утери им Небесного мандата и, как неизбежное следствие, – гэ мин – государственного переворота.

С определенными оговорками подобный подход применим к каждому из членов общества. Именно поэтому Конфуций говорит: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном» .

Всякое имя (государь, сановник, отец, сын) подразумевает определенные обязанности. Поэтому носители имен, указывающих на положение человека в обществе или семье, должны исполнять свой долг, на который это имя указывает.

Конфуцианская ритуальная практика

В соответствии с традиционными китайскими представлениями земной мир не имеет существенных отличий от мира небесного и является его отражением. Это стало как причиной сакрализации власти государя, так и причиной сближения административных обязанностей чиновничества с жреческими функциями.

На государственном уровне существовало даже специальное ведомство, следившее за правильностью и своевременностью отправляемых обрядов – Департамент церемоний , входивший в число шести высших органов управления в империи.

Показательно также, что существовала даже практика жалования божествам почетных титулов.

Ритуал являлся актом проецирования небесной реальности на дольний мир и вместе с тем приводил жизнь людей в соответствие с горним, божественным порядком. Отсутствие же ритуала означало разрыв с Небом и вообще с сакральностью бытия и, как следствие, – анархию и полную деградацию всякого человеческого сообщества.

Основная цель главных государственных ритуалов – обеспечение благоденствия и процветания общества, что немыслимо без правильного внутреннего устроения его членов. Соответственно, ритуал, устанавливая связь с божеством, одновременно выполнял нормирующую и гармонизирующую роль применительно к каждому его участнику. Обрядовые действия назидали человека и указывали ему на его место в социуме, призывая тем самым к следованию своему дао .

Неслучайно именно поэтому в конфуцианском Китае чиновник, проявивший нерадение в исполнении своих ритуальных обязанностей, подлежал суровому наказанию.

Ключевым элементом ритуалов были жертвоприношения. Формально их можно разделить на несколько разрядов:

1 . Великие жертвоприношения (да сы) совершались самим императором. Объектами культа выступали Небо, Земля, предки императора и духи злаков (шэ цзи).

2 . Средниежертвоприношения (чжунсы) такжебылиуделом императора, а поклонение при этом совершалось Солнцу, Луне, Юпитеру (по положению которого высчитывались календарные даты), духам неба и земли, покойным императорам предыдущих династий, божественному покровителю земледелия Шэн нуну, а также Лэй цзу – покровительнице шелководства. Последнему божеству жертвы приносила императрица. Кроме того, по образцу столицы в крупных городах также проходили аналогичные богослужения.

3 . Малыежертвоприношения (сяосы) совершалисьнаместах силами чиновничества и не предполагали участия императора.

4 . Жертвоприношения в связи с катаклизмами (наводнением, эпидемией, голодом и т. д).

Отдельным видом ритуалов были жертвоприношения в честь самого Конфуция. Его культ входил в число отправляемых императором. Существовали и священные места, связанные с жизнью и деятельностью учителя. В масштабах всего государства он почитался как покровитель науки и учения.

Кроме того, существовали местные культы с жертвоприношениями на могилах почитаемых людей, оставивших о себе добрую память. Примечательно, что, согласно древней китайской традиции, ритуал траура сына по покойному родителю предполагал строгую аскезу в течение трех лет, а также проживание в особой хижине, установленной подле могилы покойного.

Традиционные чинопоследования состояли из двух этапов: демонстрации объекту поклонения жертвенных даров и самого акта передачи их через сожжение на специальном алтаре.

В качестве жертвенных предметов использовалась пища или предметы бытового характера, а сожжение означало перенос их на иной уровень бытия. Все обряды, как правило, сопровождались музыкой, для чего в храмах часто хранились специальные инструменты, используемые особыми оркестрами в случае необходимости.

Отдельной темой, связанной с государственной обрядностью, являются ритуалы кэ цзюй , совершавшиеся в рамках проведения экзаменов на занятие административной должности, а также сопровождавшие вступление чиновника в должность, а равно и его отставку.

Конфуцианство в истории Китая

В 478 году до н. э., то есть уже через два года после смерти Конфуция, на его родине в Цюйфу был построен храм в его честь. Позднее храмы появляются и в других городах (Пекине, Шанхае).

Почти сразу после кончины учителя его последователи разделились на несколько направлений. Наиболее значительными последователями и интерпретаторами учения Конфуция стали Мэн Цзы (372–289 гг. до н. э.) и Сюнь Цзы (ок. 313–238 гг. до н. э.) – авторы двух одноименных трактатов.

Уже в эпоху своего становления конфуцианству пришлось выдержать суровую конкурентную борьбу за влияние на государство и общество с альтернативными учениями: даосизмом, моизмом и легизмом . Это период так называемого «раннего конфуцианства» .

Император Цинь Шихуанди (246–210 гг. до н. э.) провозгласил легизм официальной идеологией. Конфуцианству же была объявлена настоящая война: последователи Конфуция лишались должностей, священные тексты уничтожались (известные ныне трактаты были восстановлены по памяти во II веке до н. э.). Самым драматическим эпизодом противостояния стала казнь 460 ученыхконфуцианцев, погребенных заживо.

В эпоху династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), которая пришла на смену династии Чжоу, начинается общенациональное почитание Конфуция. Ему совершают поклонение сами императоры, приносятся жертвоприношения в его честь, в школах призывают в молитвах его имя. Он считается божеством, предвидевшим существование царствующего дома и в своем труде «Вёсны и осени» зашифровавшим политический идеал, реализованный на практике правящей династией (Хань).

Делаются попытки творческого осмысления древних идей в контексте новых политических реалий. В результате конфуцианство становится полноценной мировоззренческой системой и получает статус государственного учения. В современной синологии этот вид учения именуется «классическим конфуцианством» .

В I веке н. э. при покровительстве императора осуществляется огромная работа по унификации канона, формируется официальный культ Конфуция, создается система экзаменов кэ цзюй , позволившая закрепить сакральный статус конфуцианских текстов и создать систему социальных лифтов, действовавшую на протяжении двух тысячелетий.

Экзамены предполагали среди прочего демонстрацию знаний (фактически – наизусть) канонических трактатов и владение «Шестью искусствами» (см. выше), в частности, умения метко стрелять из лука и писать стихи. Экзамены имели трехступенчатую структуру, начинались в провинции и заканчивались в столице. Выдержавший все испытания занимал искомую административную должность. Формально так было до начала XX века .

В эпоху династии Тан (618–907) конфуцианство столкнулось еще с одним конкурентным учением – буддизмом. В результате попыток дать адекватный ответ на вызовы, брошенные новой религией, во многом благодаря трудам ученого Хань Юя (768–824) появилось «неоконфуцианство» .

В XIX веке учение пережило еще один кризис по причине столкновения с западной культурой. В этот период появляются новые трактовки конфуцианства, в том числе нацеленные на синтез с идеями, рожденными в недрах европейской цивилизации.

В XX веке на основной территории Китая установился коммунистический режим. Коммунисты с уважением относились к личности Конфуция, осознавая, что идеи учителя, пропитавшие жизнь простого народа, в том числе крестьянства, невозможно игнорировать на путях управления новым государством.

Ситуация изменилась в эпоху реформ Мао Цзэдуна . Проводимая им «культурная революция» (1966–1976) апеллировала к идее прогресса. Конфуцианство же было объявлено препятствием на пути к светлому будущему.

Тем не менее учение Конфуция преодолело и этот сложный период, и в 1970–1980 годах, в эпоху социально-политических реформ Дэн Сяопина , конфуцианство вновь стало заметной духовной силой, в значительной степени влияющей на общественное сознание современного Китая.

Литература

Васильев П. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Глаголев С. С. Религии Китая. М., 1901. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972.

Конфуций. Лунь юй. Изречения / Конфуций. М.: АСТ-Астрель, 2011.

Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; АСТ, 2001.

Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993.

Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). М.: Стилсервис, 2009.

Фэн-Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.

4

В Храм Конфуция мы попали после обеда, часа в три, и с удовольствием провели там остаток светового дня. От площади Тяньаньмэнь (в кафе, рядом с которой, нам и пришла идея посетить это знаковое для всего Китая место) до храма Конфуция добрались достаточно быстро и легко. Сначала на метро до станции «Yonghegong» (линии метро № 2 и № 5), далее в метрах ста от выхода «С», сразу нашли очень известный ламаистский монастырь Юнхэгун, и, дав себе обязательство посетить и его, направились прямиком в храм Конфуция, до которого было совсем близко. Да простит нас монастырь Юнхэгун, мы не выполнили данное обязательство и не увидели его. Попав на территорию соседнего храма, почтенного храма Конфуция, очень уютного, тихого и сравнительно мало посещаемого, мы не нашли силы покинуть его до самой последней минуты разрешенного времени посещения. К этому времени закрылся и монастырь Юнхэгун, а назавтра нас ждал Храм Неба и поезд до Пинъяо.

Немного пройдя по тихой улочке, вдоль высокой стены, над гребнем которой видны черепичные крыши древних построек и кроны не менее древних кипарисов, подойдем к воротам в храм.

3


1


Заходим. Нашему взору открывается анфилада из трех дворов, разделенных стенами и воротами.

1


1


На территории храма Конфуция, так все пропитано мудростью и ученостью, что непременно тянет на глубокомысленные размышления. Вот лично мне прилетел такой неожиданный вопрос: насколько религиозны китайцы? А если есть вопрос, надо искать ответ. С одной стороны, все достаточно просто. Разве может быть не религиозен народ, принадлежащий к тысячелетней цивилизации, живущий в стране, наполненной храмами и часовнями, алтарями и монастырями. Но, если считать, что основными признаками религии являются наличие догм, представления о божественном сотворении мира, о существовании божеств, не имеющих ничего общего с простыми смертными, то ответ на поставленный вопрос будет иным. Китайцы не религиозны.

В Китае уже много веков существует понятие «трех религий», включающее конфуцианство, даосизм и буддизм. Китайцы не признают между ними жестких границ, оставаясь верными утверждению: «Три учения составляют, по сути, одно».

4


3


Одно из этих трех учений, конфуцианство, наименее религиозно. Эта система основана на связях между законами природы и моральными запретами. Наблюдая за миром и перенося эти наблюдения в жизнь посредством обучения, это учение создает основу для социальной организации. Конфуцианство не проповедует идею о том, что семья имеет главу, поскольку Бог так пожелал. Вовсе нет. Просто природа демонстрирует нам, что выжить в условиях анархии невозможно. Лишенное божеств в персонифицированном виде, конфуцианство признает существование природных сил, которые являясь неумолимыми, активно действуют в этом мире. Вопрос о посмертном существовании конфуцианство решает скорее символически, без какого-нибудь отношения к реальности, в основном через культ предков. Во всяком случае, оно далеко от поисков бессмертия.

2


Даосизм такое же древнее учение, как и конфуцианство. Существует легенда, что Конфуций ученик Лао-цзы, так ли это, точно не известно. Но жили два легендарных китайских философа в одно время. Лао-Цзы («мудрый старец») основатель философского учения о Великом Абсолюте. Нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Даосизм (от китайского слова «дао» «путь», «первооснова всякого бытия») также имеет в своей основе идею прислушивания к путям природы. С одной стороны, упор делается на практику медитации. Основная идея практической философии Лао-Цзы это абстрагироваться от всяких связей с обществом, проводить время, размышляя в одиночестве. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главный принцип — принцип неделания, бездействия, а главная добродетель — воздержание. С другой стороны, даосизм имеет религиозную составляющую. Во-первых, происходило обожествление Лао-Цзы, для чего была разработана серия ритуалов, практик и магических церемоний. Эти культы отправлялись жрецами, местом отправления культа могли быть храмы или часовни или иная магическая территория, определенная жрецами. Позже в религиозном даосизме появилось много богов. Часто это были люди, которые через посвящение или обретение мудрости смогли победить смерть. Таким образом, существует путь, который посредством некоторого числа практик, аскетического поведения и занятий магического характера, может привести посвященного в тайны учения к бессмертию.

5


И, наконец, буддизм. Он пришел из Индии, где жил Сиддхаратха (собственное имя Будды), также известный под именем Гаутама Шакъямуни. Причем он жил как раз в эпоху Конфуция и Лао-Цзы. В Китай буддизм пришел в начале первого века нашей эры. Основное учение Будды содержит четыре истины: жизнь это страдание; страдание происходит из желания; желание укротимо; страдание может быть побеждено правильным мышлением. Победить страдание — это значит суметь посредством соответствующих практик и медитаций выйти из цикла реинкарнаций, в который вновь и вновь низвергают людей ошибки, совершенные ими. Те, кто смог очистится в достаточной степени, чтобы подняться до уровня, где угасает желание, являются святыми или пробужденными. Сиддхаратха — один из пробужденных.

8

2

Кстати, вы заметили, что мы уже долгое время находимся на территории храма Конфуция. Будет более справедливым, если мы уделим основное внимание именно этой легендарной личности.

О Конфуции, великом китайском философе, чьи теории очень нравились китайским императорам

За 500 лет до нашей эры на территории современного Китая находилось множество княжеств, которые вели беспрерывные междоусобные войны. Это стало основной причиной возникновения большого количества философских учений, которые стремились объяснить несовершенство бытия, причину бесконечных бедствий народа. Китайские философы хотели найти путь преодоления страданий и горя. Правители государства - императоры и князья - стремились окружить себя мудрецами, чтобы производить впечатление мудрых правителей. Философы с учениками странствовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Наиболее известным философом того времени и был Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Конфуций это латинизированная форма фамилии и титула, в Китае его зовут или Кун Фу-цзы (мудрый учитель Кун) или Кун-цзы (философ Кун).

2

Он не оставил после себя письменных работ, но его ученики сохранили память об учителе. Из отрывков его поучений была создана книга «Беседы», в которой Конфуций сформулировал моральный идеал совершенного человека, основными качествами которого должны быть: гуманность и чувство долга.

Конфуций говорил об обществе идеального порядка, в котором каждый знает своё место, где существует деление на - верхи и низы: те, кто думает и управляет государством, и те, кто работает и подчиняется. Принадлежность к этим группам определялась знаниями и моральными качествами человека. Основа порядка — суровое подчинение старшим. Слепая покорность воле старшего - необходимое условие стабильности общества.

5


Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями, с тем же даосизмом. Но, после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.), оно постепенно усилилось, и стало государственной идеологией императорского Китая.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества.

Предполагалось, что нравственное самосовершенствование человека является предпосылкой его успешной деятельности на государственном поприще, что и является целью его нравственного развития.

Последователи Конфуция считали, что государство это аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный глава рода. В традиционной китайской семье была жесткая иерархия, в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему. Соответственно, и конфуцианская доктрина предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности, что было выражено в нормах о «пяти взаимоотношениях» — отношениях между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями.

Идеальная личность конфуцианства — «благородный муж», им мог быть любой человек, независимо от происхождения. Единственный критерий его «благородства» — строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.
Большую роль играл в конфуцианстве культ предков. Конфуцианство не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы предки действительно присутствовали» демонстрируя этим свою искренность и развивая в себе гуманность - сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

2


После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Например, система экзаменов, главный способ формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся, а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера (первые два варианта, имеют объяснение, но, не знаю, чем так провинились парикмахеры) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 года, когда она была заменена европейской общеобразовательной системой. Влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа.

О храме Конфуция, который столице Китая подарили монголы

Когда монголы покорили Китай, они спустя некоторое время поняли, что хорошо бы склонить китайское чиновничество на свою сторону. И тогда в 1302-1306 годах они построили и подарили своей новой столице храм Конфуция, предшественник нынешнего. Современный облик храм приобрел в 1906 году, когда уже обреченная династия Цин (помните историю о злобной императрице Цыси, доведшей империю до краха) решила поднять авторитет храма Конфуция, чтобы противопоставить его влиянию христианства.

К этому времени мы уже достаточно прогулялись по дворам и павильонам, находящимся в тени вековых деревьев. Хочу обратить внимание на 198 каменных стел, покрытых иероглифическими надписями.

3


1


На них записаны имена и даты рождения всех 51624 соискателей, успешно сдавших экзамены на высшую ученую степень «цзиньши», дающую право работать на государственных постах.

А еще на территории храма можно увидеть старый кипарис, огороженный заборчиком. Ему, между прочим, более 700 лет.

4

А в эпоху Мин (помните эту империю — царство кастратов) произошла история, связанная с этим деревом. Один министр совершал церемонию поклонения, во время которой сломанная сильным порывом ветра ветка сорвала с него черную сетчатую шляпу (отличительный знак чиновников его ранга). Человек он был не очень хороший, и потому люди посчитали, что этот кипарис может отличать добро от зла. И дали кипарису имя «Кипарис, поражающий пороки».

Кстати, в храме очень много очень старых деревьев. Меня очень впечатлили глицинии.

7


Эти древовидные вьющиеся субтропические растения с крупными кистями душистых лиловых цветов растут и в моем городе. У нас их высаживают, так, чтобы их ветви, толщиной с виноградные лозы, обвивали беседки или ползли по стене. А в храме Конфуция я увидел невероятной толщины стволы этих деревьев. Сколько же они повидали на своем веку?

Центральное сооружение храма зал Великого Достижения (Дачэндянь), в котором императоры совершали церемонию поклонения Конфуцию.

3


Здание было построено в 1302 году, затем горело, и было заново отстроено в 1411 году. В 1906 году оно было расширено. Двускатная крыша покрыта глазурованной черепицей желтого цвета, цвета императорской власти. В зале Дачэндянь царит полумрак.

2

2

2


В цветах убранства преобладает пурпур и полустертая позолота. Под потолком установлены доски с надписями, прославляющими Конфуция и его учение. В центре зала установлена табличка духа Конфуция, ей поклонялись как самому Конфуцию.

Перед ступеньками зала происходила какая-то церемония с участием большой группы китайских подростков, одетых в старинные одежды. Возможно, это была репетиция представления, воссоздающее обстановку «великого жертвоприношения».

2


1


Нет страны, с которой современный россиянин сталкивался бы чаще, чем с Китайской Народной Республикой. Товары даже самого высокого качества на поверку оказываются made in China , президент объявляет отношения с Китаем приоритетными для России, в Сибири растут чайна-тауны. Присутствие восточного соседа становится все более ощутимым, а необходимость понять его — все более насущной.

Двроец Большого Успеха. Одно из центральных зданий в храмовом комплексе Конфуция в Пекине

Но понять Китай невозможно, не познакомившись с его религией. Китай без Конфуция все равно что Россия без Пушкина.

«Оказавшись в Китае, нужно непременно проехать по знаменитым местам древнего мудреца Конфуция», — с этой мыслью я садился в общий вагон поезда, направлявшегося в провинцию Шаньдун. Вы смотрели в детстве кино про Гражданскую войну? Так вот китайский «общий вагон» — это нечто подобное. Тюки. Десять мест в одном ряду. Люди лежат и стоят в проходах. Тамбуры забиты толпами пассажиров под завязку.

В вагоне на меня поначалу смотрели как на негра в глухой сибирской деревне. Что, мол, за дикий иностранец среди честного азиатского люда? Общение пошло в гору, когда народ понял, что я еду на родину Конфуция, в город Цюйфу. На непередаваемой смеси китайских, английских и русских слов попутчики стали говорить о своей любви к Кун-цзы (так местные жители называют Конфуция). Студент-харбинец рассказал, что со школьных лет помнит древние изречения о почитании старших. Компания картежников отложила игру, чтобы объяснить мне дорогу к знаменитому дворцу Яньшэнгун-фу. Я показал им православный крест: христианам, мол, Конфуций тоже интересен. Уже перед выходом на ночной перрон дружба народов зашла так далеко, что мы всем дорожным колхозом без единого грамма спиртного спели «Подмосковные вечера». Кто же такой Конфуций? Почему упоминание о нем на китайской земле позволяет растопить ледок недоверия в общении с незнакомцами?

Без богословия

Две с половиной тысячи лет тому назад, 27 августа 551 года до Р. Х., появился на свет младенец. В Китае это было время разброда и морального упадка. Великая империя династий Шан и Чжоу распалась на многочисленные, воюющие между собой мелкие царства. Авторитет центральной власти был близок к нулю. Местные властители в основном заботились лишь о своем обогащении, простой народ бедствовал… Мальчик был сыном 63-летнего чиновника Шулян Хэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Чиновник вскоре скончался, и Янь Чжэнцзай вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. Несмотря на знатное происхождение, Конфуций много работал и жил в бедности. В 17 лет он занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. Вскоре в его ведение поступил и скот государства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота» — таковы были слова мудреца. Позднее он учил других: «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

После смерти матери Конфуций ушел в отставку и сосредоточился на изучении древней китайской мудрости и ритуалов. К 30 годам он решился набрать учеников и создать свою школу. Учительство стало настоящим призванием молодого человека. Потом его назовут Кун-фу-цзы (Кун-цзы), что означает «Учитель из рода Кун». Китайская культура навсегда свяжется с его именем. Именно его учение поможет сцементировать воедино возродившуюся Поднебесную империю.

В Пекине на этом месте поклоняются Конфуцию с 13 века

Конфуций не любил говорить о себе, весь свой жизненный путь он описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет я обрел прочную основу.

В 40 лет я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет я познал волю Неба.

В 60 лет я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Каждый день храм Конфуция а Пекине посещает много туристов

Наиболее известные изречения «Мастера Куна» записаны его учениками и собраны в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Мне больше всего запомнилось вот это пророческое место из 24-го стиха пятнадцатой главы «Лунь Юй»:

«[Ученик] Цзы-гун спросил:

— Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?

Учитель ответил:

— Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».

Алтарь в пекинском храме Конфуция. Здесь приносились мирные жертвы в честь Великого Учителя и его последователей. Считается, что иероглифы написаны китайскими императорами

Китайские изречения были записаны в V веке до Рождества Христова. Сравните их с откровением Господа пророку Моисею на Синайской горе примерно в XIII веке до Р. Х: «…люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Лев. 19, 18). Или со словами Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). Что Израиль, что древний Китай — заповедь Божия одна и та же. В Азии Господь вложил ее в уста праведного учителя Конфуция.

Спустя столетия после смерти учителя его последователи сформулировали «Три руководящих принципа» и «Пять постоянных правил». Первый и главный принцип — это подчинение подданных правителю. Затем следует принцип подчиненности сына отцу и жены мужу. Пять правил озвучивают самые важные конфуцианские добродетели: человечность (жэнь), праведность (и), ритуал или пристойность (ли), мудрость (чжи) и верность (синь). Все эти традиционные указания стали официальной идеологической основой китайского общества на всех уровнях, от социальных и личных ситуаций до глобальных политических коллизий.

Читаешь Конфуция и четко понимаешь, что он сознательно избегал богословских вопросов. Он не учил тонкостям в понимании Божественного. Он учил тому, как жить праведно самому и как праведно управлять другими: «Учитель редко говорил о выгоде, воле Неба и человеколюбии» (Лунь Юй, 1: 9). Нам, христианам, тоже можно спокойно принять многое из морального учения древнекитайского мудреца. Смотрите сами.

«Учитель сказал:

— Добродетель не бывает одинокой, у нее непременно появятся соседи» (Лунь Юй, 4: 25).

Преподобный Серафим Саровский сказал:

— Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Что же получается? Мудрец Конфуций — это китайский предтеча христианства? Мысль соблазнительная. Многие поколения миссионеров пытались применить ее на практике.

Конфуцианцы чтут память четырех великих учеников Великого Учителя. "Приделы" в их честь находятся справа и слева от главного "алтаря"

Китайцы оказались несговорчивы

Первый контакт между конфуцианством и христианством, скорее всего, произошел во время династии Тан, когда древнехристианские еретики-несториане пришли в Китай через Персию. Доказательства этого события выгравированы на каменной стелле, которая была воздвигнута в 781 году и раскопана в 1623-м. Согласно надписи несторианского священника Адама, сириец-несторианин Алобэнь прибыл вместе со священниками в танскую столицу Чанъань (нынешний Сиань) в 635 году. Его приветствовал премьер-министр. Он был допущен на прием к императору. Через три года был основан столичный христианский монастырь Дацинь (или «Храм Персии»). Несторианское христианство искало поддержки в конфуцианстве, особенно в его этическом учении. В переводах библейских книг десять Господних заповедей были перефразированы. Первые четыре заповеди обобщались как «люди должны почитать и бояться Небесного Отца». Остальные шесть концентрировались на сыновнем почитании родителей (основное положение конфуцианства). Несториане сочетали служение правителю, родителям и Богу в триединое требование для верующих. Для закрепления в политической системе конфуцианского Китая несториане ввели ритуалы поклонения императору и устанавливали статуи танских императоров в местах богослужений.

Вот так выглядит жертвенник Конфуцию

Несторианство процветало по всей стране около двухсот лет. Однако к концу танской династии имперская толерантность к «заграничным религиям» исчерпалась. В 845 году начались массовые гонения на «варварские культы» — буддизм, несторианство и прочие иноземные верования. По документальным источникам тех времен, более двух тысяч несторианских миссионеров были высланы из Поднебесной империи.

Контакты христианского мира с Китаем прекратились на многие столетия. Лишь во времена монгольской династии Юань в Пекине вновь появились верующие во Христа. Однако европейские христиане того времени практически ничего не знали об учении Конфуция. Ситуация изменилась в XVII веке благодаря итальянцу Маттео Риччи. С 1597 года он возглавлял духовную миссию иезуитов на всей территории континентального Китая. В проповеди католицизма Риччи сделал ставку на образованную элиту Востока и на «локализацию» христианства для китайского общества. Это был блестящий проект!

Храм Конфуция в Цюйфу. Одна из достопримечательностей Цюйфу -- это дворец потомков Кун-цзы. Уже два года спустя после смерти Учителя правитель государства Лу постановил устроить на месте его дома храм. А ухаживать за храмом поручили внукам и правнукам Конфуция. Столетия спустя каждый император стремился по-своему прославить память великого мудреца. Храмовые помещения становились все помпезнее, ну а прямые потомки Конфуция продолжали жить неподалеку от могилы своего знаменитого пращура, получая все новые и новые титулы и привилегии. Усадьба и храм занимали большую часть площади средневекового Цюйфу

Иезуитский монах знакомил китайских придворных с новейшими техническими новинками того времени. Он в совершенстве изучил язык и письменную культуру новой для себя страны. В его внешнем облике ничто не напоминало о напыщенных папских легатах с выбритыми подбородками и макушками. Он отпустил длинную бороду и сменил западные одежды на облачение ученого конфуцианца. Маттео Риччи не представлял свою веру как нечто иностранное или новое. Вместо этого он учил, что китайская культура и народ всегда хранили веру в Истинного Бога. Христианство — это просто самое совершенное выражение древней веры. Поэтому китайский Господь Небесный (Тянь Чжу) — это Иисус Христос . Риччи поддерживал традиции почитания предков.

Храм Конфуция в Цюйфу изнутри

Такая проповедь принесла ему славу большого ученого при императорском дворце. Христианами стали образованнейшие люди миньской династии. Они поверили, что христианство — это то, чему учили правители древнейшей династии Чжоу и Конфуций. Католическая Церковь закрепилась в Китае. Риччи был с почестями похоронен в Пекине. Его могила сохранилась до сих пор и охраняется государством.

Однако взаимная приязнь между католиками и конфуцианцами недолго продержалась после смерти выдающегося миссионера. С китайской стороны стали раздаваться критические голоса против христиан: «То, что эти варвары считают добром и злом, противоречит истинному смыслу высказываний наших святых и мудрецов». С другой стороны, Ватикан тоже считал, что в «локализации» Христовой веры Риччи зашел за пределы возможного. В 1704 и 1715 годах Папа Римский издал указы о недопустимости почитания Конфуция и поклонения предкам. К власти в Пекине тем временем пришла новая династия Цин. Император Канси, в свою очередь, издал в 1720 году декрет о запрещении работы западных миссионеров в стране. Это стало концом самой известной попытки соединить воедино конфуцианство и христианскую веру.

У нас много общего

Русская православная духовная миссия в Китае появилась в Пекине в начале XVIII века. Духовное окормление потомков русских пленников и дипломатические заботы не оставляли времени на нахождение общего языка с конфуцианством. Отношение к государственной китайской идеологии было довольно скептическим.

Абрикосовая беседка. По преданию именно на этом месте Конфуций проводил беседы с учениками

Так, в 1858 году глава 13-й миссии архимандрит Палладий (Кафаров) писал о конфуцианстве, что оно «выше всего ставит политическую мораль», «лишено начал спиритуализма и вместе с тем впадает в грубые суеверия», «внедряет глубокий эгоизм», а «относительно высокие правила его нравственной философии развили в нем горделивое самосознание и спесь и утвердили его в самообольщении». Назвав обращения в христианство из касты конфуцианцев «трудными и непрочными», Палладий предупредил, что китайское правительство в нынешнем виде никогда не примирится с христианством, так что и для православных, еще не навлекших на себя в Китае больших подозрений, дело без борьбы не обойдется. «В самом деле, может ли быть мир и общение между животворною верою нашею и застоем конфуцианства; между христианским просвещением и ветхими основами правительственной системы отживающего Китая? Рано или поздно конфуцианство, этот пан Восточной Азии, должно пасть перед силою Креста, вместе с язычеством, как по явлении Спасителя, по свидетельству Предания, пал пан классического мира».

Могила Конфуция в Цюйфу

С подобными утверждениями можно поспорить. История Православия полна примеров, когда мы твердо исповедали догматы, но при этом впитывали и духовно преображали лучшие достижения национальной культуры других стран. Нужно отсеивать зерна от плевел.

Также и с конфуцианством. Неприятие архимандрита Палладия можно понять. Официальная идеология могла производить самое неблагоприятное впечатление. Живое учение о нравственном и общественном совершенстве просто использовали для псевдотеоретического оформления действий тех, кто находился на государственной службе. Правдолюбцы и мудрецы были вынуждены сосуществовать с начетниками и лицемерами.

Здесь похоронен внук Конфуция. После победы китайской революции в 1949 году поместья и дворцы конфуцианских родственников отошли в собственность государства. На их территории был устроен музей. Там-то я и прочитал, что сейчас насчитывается 82 поколения прямых потомков Мастера Кун-цзы. Документированное генеалогическое древо насчитывает ныне 4 миллиона потомков Конфуция. Многие из них эмигрировали в Японию, Корею, Сингапур, Европу и Америку. Официальный глава рода (этот титул передается от одного старшего внука к другому) находится на Тайване. Из 600 тысяч жителей Цюйфу 100 тысяч являются потомками Конфуция. Удивительно!

Однако любовь Конфуция к истории родного народа, его личная праведность и неутомимая любовь к учению достойны всякого подражания. «Учитель сказал: я передал то, чему меня учили, не сочиняя своего; я верю в древность и люблю ее чистосердечно». (Лунь Юй, 7: 1). Недавно на примере этой фразы мне пришлось объяснять знакомым китайским христианам важность Священного Предания. Смотрите, даже самый главный учитель Поднебесной империи старался не изобретать отсебятины, а изучал традиции предков и передавал их своим ученикам. Вот так и в Церкви надо держаться Символа веры и святоотеческих преданий. Не забывая, конечно, о Священном Писании. Кстати религиозный культ «Великого Учителя» возник спустя несколько столетий после его смерти. В наше время он тесно переплетен с даосизмом и буддизмом. Разумеется, эту сторону конфуцианства мы никогда не примем.

И все же в главном христианском принципе любви к Богу и человеку нам легко найти общий язык с почитателями великого китайского мудреца. Мэн-цзы, один из главнейших мыслителей раннего конфуцианства писал, что начало всех добродетелей находится в человеческом сердце. Только следуя своему сердцу, человек может стать по-настоящему человечным и праведным. После Мэн-цзы большинство конфуцианцев сходятся в мысли об изначальной доброте человеческой натуры. Если эту доброту лелеять как росток в саду, то душа обязательно вырастет в прекрасное цветущее дерево, полное добродетелей.

Поклонение Конфуцию особенно распростанено среди китайских студентов и чиновников

И еще интересный момент. У неоконфуцианцев распространена практика своеобразной безмолвной молитвы, тихого сидения в сосредоточенности ума на духовном сердце. Следуя этому пути, каждый человек может познать суть вещей и стать мудрецом. Ну а мудрец всегда стремится к единству с Небом.

Долгие годы считалось, что конфуцианство выживает только благодаря статусу государственной идеологии. Но Поднебесная империя рухнула, а учение Конфуция продолжает жить. Оно пережило период гонения в годы маоизма и вновь набирает силу. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто постоять у могилы Кун-цзы и посчитать количество делегаций, прибывающих сюда бесконечной вереницей. Забавно, что у некоторых китайских школьников и студентов в этой очереди я видел крестики на груди. Конфуций для них — не помеха вере во Спасителя Христа.

Диакон Алексий ЧЕРКАСОВ

СПРАВКА

Диакон Алексий ЧЕРКАСОВ — клирик Православной Церкви в Америке.

В настоящее время живет в Пекине и работает в местном отделении компании «Майкрософт». Несет церковное послушание при Успенском храме на территории посольства России в КНР.

Горы Цинчэншань (провинция Сычуань, т.е. «четыре потока») относятся к числу пяти самых живописных горных массивов Китая. Их название переводится как «Зеленая крепость». Горы состоят из 36 величественных вершин, склоны которых покрыты густым вечнозеленым лесом и зарослями бамбука. Здесь, на фоне изумительных пейзажей, в VI-V вв. до н.э. зародилась одна из китайских традиционных религий – даосизм. В список объектов ЮНЕСКО здесь включена также древняя оросительная система Дуцзянъянь, созданная в III в. до н.э. у реки, являющейся левым притоком Янцзы – самой большой реки страны. Эта ирригационная система, послужившая образцом для создания оросительных систем в других районах Китая, действует и в наше время.

Гора Тайшань («Великая гора») – одна из пяти священных гор Китая, которая ассоциируется у китайцев с восходом солнца. Она находится в провинции Шаньдун («к востоку от горы»), примерно в 400 км к югу от Пекина. У подножия горы расположен город Цюйфу – родина древнекитайского философа Конфуция (VI-V вв. до н.э.). Самая высокая вершина сакральной горы – Пик Нефритового императора (1545 м). Храм Божества Горы Тай на вершине Тайшань стал местом паломничества императоров со времен династии Цинь (III в. до н.э.). От подножия горы к ее вершине китайские правители поднимались по каменной лестнице, состоящей из более чем 7000 ступеней. Длина этого пути – около 10 км. На горе сохранилось 22 храма, около ста развалин, 800 каменных плит и более 1000 наскальных рисунков и надписей. Здесь же находится самый большой храмовый комплекс Китая – Даймяо (III в. до н.э.).

(провинция Шаньдун) были возведены в V в. до н.э. по указу правителя царства Лу. Ныне комплекс зданий, известный как храм Конфуция, включает более ста строений. Храм окружен стеной из красного кирпича, обрамлен мемориальными арками и украшен угловыми башнями. В знаменитой стене Луби замурованы священные конфуцианские тексты. В главном зале – статуя сидящего Конфуция, в руках у него дощечка для записей. Место захоронения философа – Роща Конфуция, здесь же могилы более 100 тысяч его потомков. Небольшой дом семьи Кун превратился со временем в аристократическую резиденцию, включающую свыше 150 зданий, образующих огромный дворцовый комплекс.

Расположены на юго-востоке Китая, на границе провинций Фуцзянь («область рек») и Цзянси («к западу от реки»). Горная гряда, состоящая из 36 вершин, почти круглый год окутана туманом. Несмотря на то, что горы Уишань не причислены к пяти священным горам Китая, они по праву признаны одними из самых живописных китайских горных систем. Уединенная красота этих мест в течение многих веков привлекала буддийских монахов и даосских паломников. Основоположник неоконфуцианства Чжу Си жил в этих местах и открыл здесь две школы. В горах находится множество старинных храмов и монастырей, а также руины Княжьего города династии Хань (I в.). На отвесных скалах у реки Цзюцюйси можно увидеть «висячие гробы», самому старому из которых около четырех тысяч лет. Это самый древний наскальный гроб в мире. Считается, что обычай хранить предков в подвесных гробах сложился у местного населения еще в эпоху неолита.

Расположен на юго-востоке Китая, в провинции Цзянси. Горы Лушань – один из духовных центров китайской цивилизации. Живописные ландшафты этих мест в течение многих веков привлекали сюда монахов, мыслителей, поэтов и художников. Основатели даосизма и буддизма создавали здесь свои первые школы. До наших дней сохранилось около 400 древнейших построек. Богатейшую культуру гор Лушань дополняет их разнообразная природа.

Небольшой, по китайским меркам, городок Цюйфу (его население всего около 700 тысяч человек), находящийся на севере провинции Шаньдун, так бы и остался, никому не известен, если бы не один из его знаменитых жителей - Конфуций. Здесь находятся три архитектурно - парковых комплекса связанные сего именем. Храм поклонения Конфуцию — Кунмяо (Храм Конфуция), родовая усадьба Конфуция и его потомков — Кунфу (Усадьба Кунов) и кладбище рода Кун — Кунлинь («Лес Кунов»). Ежегодно миллионы паломников и туристов приезжают в Цюйху, что бы увидеть места жизни и служения великого человека и философа, почтить его помять и поклониться его могиле.

Неудивительно, что для участников информационного тура организованного Компанией «Чайна Трэвел» (Москва) при непосредственном участии Главного Управления по Туризму Провинции Шаньдун, посещение Цюйфу было обязательным.

Наверное, найдётся немного людей, которые не слышали о Конфуции. Этот древнекитайский философ и мыслитель, посредством основанной им философской системы, ныне известной как конфуцианство, оказал огромное влияние на жизнь в Китае и всей Юго-Восточной Азии, и определил её течение на столетия вперёд. Не являясь религией, конфуцианство достигло статуса государственной идеологии. Этот статус в той или иной мере сохраняется до сих пор, наряду с буддизмом и даосизмом.

Цюйфу - город, в котором родилась мать Кун Цю (настоящее имя Конфуция). Здесь же, после смерти отца, будущий философ провел годы юности, здесь же и последние годы жизни, уча людей и систематизируя свои труды.

Храм поклонения Конфуцию

Небольшой храмовый комплекс из трёх деревянных строений, посвящённых Конфуцию, был основан в Цюйфу его последователями через два года после смерти учителя в 478 году до.н.э. Расположен комплекс был примерно в том месте, где Конфуций преподавал.

В последствие на протяжении двух с половиной тысяч лет комплекс неоднократно перестраивался и достиг к настоящему моменту огромных размеров.

Происходило это в основном потому, что каждый из одиннадцати, посещающих комплекс, императоров Китая хотел оставить память о себе в виде храмов, триумфальных входных ворот и прочих строений. Вместе с увеличением количества строений увеличивалась и площадь комплекса.

Сегодня он занимает более 20 гектаров, имеет 9 дворов, соединенных между собой многочисленными воротами и павильонами, насчитывает 466 отдельных помещений, и 54 мемориальные арки.

Окончательный облик храмовой ансамбль приобрел в XIV - XVII веках. Впоследствии серьёзно пострадал от пожара, но был восстановлен в 1725 году.

Родовая усадьба Конфуция

Потомки Конфуция проживали рядом с посвященным ему храмовым комплексом, практически, с момента его основания. Но только в 1055 году, после пожалования потомку Конфуция в 46 поколении титула «Яньшэн-гун» — «продолжатель рода из поколения в поколение», их родовая усадьба превратилась в подлинно дворцовый ансамбль. Здесь проживали потомки старшего внука по прямой линии наследников Конфуция.

В1935 году последний из носителей титула «Яньшэн-гун», потомок Конфуция в 77 поколении, покинул её. К тому моменту усадьба занимала площадь 160 тысяч квадратных метров и насчитывала 480 строений. В таком виде она прибывает и сейчас.

Все здания усадьбы выстроены в характерном для традиционной китайской архитектуры стиле. Её устройство отражает жизни феодального общества того времени. Усадьба представляет собой крепость с оборонительной стеной, лабиринтом из двориков, переходов и галерей. Как и было положено в то время, всё поместье разделено на мужскую и женскую половину.

Кроме жилых помещений усадьба включает в себя большой сад с различными плодовыми и декоративными деревьями.

Во всей истории Китая не было ни одного рода, который бы на протяжении 1000 лет неизменно пользовался таким высоким общественным положением, как род Конфуция.

Кладбище рода Кун и могила Конфуция

Недалеко от усадьбы Конфуция расположено родовое кладбище рода Кун (потомков Конфуция). Здесь же находится могила самого учителя. Правда, прах Конфуция был перенесён сюда только через двадцать лет после его кончины.

Также на кладбище покоятся сын Конфуция, внук и ещё более 100 тысяч его потомков. Гигантский рукотворный парковый комплекс, на котором и находится кладбище, в настоящее время превышает территорию в два квадратных километра.

Как мы уже сказали ранее, кладбище насчитывает более 100 тысяч могил. Многие из них украшены надгробными камнями, статуями, и стелами с эпитафиями.

Во времена культурной революции в Китае хунвэйбинами (красногвардейцами) могила Конфуция была вскрыта. Тело в захоронении обнаружено не было. Было ли тело Конфуция перепрятано, или его вообще никогда не было в этой могиле - история умалчивает.

Интересен тот факт, что сегодня любой китаец, носящий фамилию Кун, является потомком Конфуция. И, как потомок Конфуция имеет право быть захороненным на этом кладбище. Правда для этого он или его родные должны уплатить в казну 200 юаней, тело усопшего должно быть кремировано, и на месте захоронения урны с прахом не устанавливается никакой памятной доски.

А ещё на этом парковом кладбище обитают синие сороки. Таких птиц нет более, нигде. Говорят, что это души потомков Конфуция охраняют его.

Вадим Лисецкий - журналист FIJET