Значение жанра сказки в мировом искусстве слова. Отражение мира русской волшебной сказки в декоративно-прикладном искусстве

Значение жанра сказки в мировом искусстве слова. Отражение мира русской волшебной сказки в декоративно-прикладном искусстве

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Орловский областной колледж культуры и искусств

Курсовая работа

по дисциплине

«Народное художественное творчество»

Тема «Сказки и их значение »

Подготовила: студентка

IV курса народно-

хорового отделения

Набатова В.

Преподаватель: Васильева Н.И.

Орел – 2005


План

1. Исследование и изучение сказок

2. Что такое сказка?

3. Основные принципы сказок

4. Значение сказок в жизни человека.


Введение

В отчете о деятельности Отделения этнографии и состоящих при нем комиссий Императорского Русского Географического общества за 1914 год в числе награжденных состоит имя Иосифа Федоровича Каллиникова: «Серебряная медаль Общества: Иосифу Федоровичу Каллиникову за собирание этнографических материалов в Орловской губернии, в частности за собирание сказок (отзыв дан академиком А. А. Шахматовым)».

Писатель, поэт, переводчик и этнограф И. Ф. Каллиников, уроженец Орла / 1890 г. - 1934 г. /, явился продолжателем традиций своих земляков П. В. Киреевского и П. И. Якушкина в деле собирания устно-поэтического творчества родного края.

Еще будучи студентом Петербургского политехнического института им. Петра Великого Каллиников, интересуясь народным творчеством, записал на Орловщине тексты народных песен и сказок. Тетрадь собранных материалов он принес в редакцию журнала «Русское богатство», где служил редактором литературного отдела его бывший учитель Орловской гимназии, писатель Ф. Д. Крюков. Тот и посоветовал начинающему этнографу показать записи академику А. А. Шахматову.

В эти годы при поддержке Шахматова предпринимались экспедиции и командировки по России и за границу для пополнения сведений по диалектологии, истории русской письменности, бытовой поэзии и фольклору, для составления словарей. Известно также, что в 1910-е годы Географическое общество берет на себя инициативу в деле собирания и издания сказок. Очевидно, Шахматова привлекли материалы Каллиникова, интересна была и география мест.

Первые поездки по Орловщине для сбора этнографии и фольклора были осуществлены П. И. Якушкиным в начале 19 века; немногочисленные сказки, собранные им, вошли в собрания А. Н. Афанасьева. В дальнейшем богатейший сказочный фольклор Орловщины целенаправленно не собирался и не изучался. «Собирайте в деревне сказки», - таков был ответ Шахматова.

Получив от Императорского Географического общества легитимацию отделения русского языка и словесности, фонограф и денежное пособие, Каллиников едет в свою первую экспедицию по Орловщине.

Сказки Калинникова и его доклады, сделанные на заседаниях сказочной комиссии Русского географического общества, были опубликованы в журнале «Живая старина» /1913г. -1915/,а основные работы - «О собирании сказок в Орловской губернии» и «Сказочники и их сказки» - выпущены отдельными оттисками. Работа молодого этнографа была по достоинству оценена академиком А. А. Шахматовым, который дал отзыв для представления Каллиникова к серебряной медали.

4 марта 1915 года академик Шахматов от имени Российской Императорской Академии наук извещал Каллиникова: «Имею честь уведомить Вас, что Отделение русского языка словесности, заслушав записку Вашу от 7 февраля сего года, постановила ассигновать Вам на издание записанных вами сказок в течение 1915, 1916 и 1917 годов по пятисот рублей, предоставив Вам выбор типографии».

В 1916 г. Орловская типография преступила к печатанию Каллиниковских сказок - «Народные сказки Орловской губернии», но с перерывами / издание было приостановлено в 1919 году / удалось напечатать лишь первые семь с половиной печатных листов.

Сам Каллиников высоко оценивал значение фольклорных экспедиций по Орловской губернии для дальнейшей писательской деятельности. В автобиографии /1932/ он писал: «Каждая мелочь в деревенской избе запечатлелась у меня в памяти. Фольклор является школой жизни для писателя. Записи и разговоры углубили знание языка и обогатили запас выражений. Источником моих изучений была орловская губерния, где собирали фольклорные материалы мои земляки Якушкин и братья Киреевские, которые давали орловские сказки Пушкину. Из того же источника черпали свои запасы языка Тургенев, Лесков, Андреев, Бунин и иные писатели-земляки... Это была Россия Гоголя, Замятина, Лескова и отчасти Печерского, Россия помещиков, феодальная мещанская и монастырская». В письме к однокашнику-орловцу Е. Соколу Каллиников в последние годы жизни признавался: «...Если бы не было России, деревни, раздольных песен ее и того, что она вдохнула в меня, когда я бродил за сказками, за ее песнями - не стоило бы жить».

При всем разнообразии приемов и подходов могучим и всеопределяющим в народном творчестве всегда было слово. Его не знающее преград действие ощутимо уже в самых простейших видах сказок! Ребенка знакомят с ними, как только он обретает способность понимать слова, связывать понятия угодами роль сказки в жизни ребенка возрастает, пока не наступает пик такого его влечения к ней, что взрослые даже испытывают неудобство от требований детей поведать новые сказочные истории или бесконечно повторять уже известные. "Родители нередко рассказывают ребенку и не детские сказки, при

Нет сказки без вымысла. В равной степени это относится к любой сказке -сказкам взрослых и детским сказкам, но в детской сказке вымысел существует только ради дидактики, наставления, пусть даже самого ценного. У вымысла детской сказки иное значение.? Сказка прежде всего воссоздает в воображении картины и сцены, которые сами по себе делают ребенка сопереживателем всего того, о чем идет речь. Ребенок следит за ходом действия в сказке, радостно принимает благополучное окончание. В эмоциональном опыте сочувствия персонажам, в приобщении ребенка к борьбе за победу и состоит самая важная ценность сказочного вымысла - в особенности волшебного.


1. Исследование и изучение сказок

Главной стороной сложной проблемы происхождения сказочного вымысла в волшебных сказках - установление связи волшебного вымысла с обрядом - значит разъяснить многое в происхождении сказочной фантастики. Однако это не означает, что понята ее природа.

По убеждению первобытного человека, в поле, в лесу, на водах и в жилище - всюду и постоянно он сталкивается с враждебной себе живой, сознательной силой, ищущей случая наслать неудачу, болезнь, несчастье, пожары, разорение. Люди стремились уйти из-под власти таинственной, мстительной и жестокой силы, обставив свою жизнь и быт сложнейшей системой запретов - так называемых табу (полинезийское слово, обозначающее «нельзя»). Запрещение (табу) накладывалось на отдельные действия человека, на прикосновения его к отдельным предметам и пр. При известных обстоятельствах нарушение запрета влекло за собой, по мнению первобытных людей, опасные последствия: человек лишался защиты, становился жертвой внешнего мира. Эти представления и понятия людей породили многочисленные рассказы о том, как человек нарушает какой-либо из бытовых запретов и попадает под власть враждебных себе сил. Волшебные сказки отчетливо передают ощущение постоянной опасности, которой подвергается человек перед лицом незримых и всегда мо­гущественных таинственных сил, владычествующих в окружающем мире.

Сказочный вымысел - свидетельство могучего размаха живой мысли человека, попытавшегося еще в древности выйти за пределы практики, сурово ограниченной возможностью исторического времени.

Существует несколько видов магии: парциальная магия характерна и для сказочного повествования о смерти Кощея. Смерть Кощея, говорится в сказке, на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на высоком дубе. Герой валит дуб, разбивает сундук, ловит зайца, а затем выпорхнувшую из зайца утку, добывает скрытое в ней яйцо и, наконец, берет в руки иглу, ломает кончик - и вот «сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть».

Магия соприкосновения нашла отражение в эпизоде сказки о волшебном зеркальце: рассказывается, как девица повязала на шею ленту и тут же заснула. Злое чудовище пожирает сердце убитого змея, чтобы сравняться с ним в силе и побить того богатыря, который одолел самого змея. Соприкосновение с вещами в ряде магических обычаев влечет за собой достижение чаемого результата. Это контактная магия.

Разнообразны в сказках виды вербальной, т. е. словесной, магии. По слову отворяются подземелья - только скажи: «Дверцы, дверцы, отворитеся!» Свистнул-гаркнул Иван молодецким посвистом, богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».

Сказка воспроизводит чудо как явление, возникающее в результате выполнения обрядово-магических действий.

Ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, чудесные пяльцы, волшебная мельница, деревянный орел, какой-нибудь чудесный ящичек, в котором скрыт целый город с дворцами, слободами и окрестными селами, не содержат в себе ничего магического. Это художественный вымысел. Сказочный вымысел, связанный с древнейшей хозяйственной магией, сохранился лишь как отголосок каких-то обычаев, которым первобытные люди приписывали магические последствия.

Хорошо передает волшебная сказка разнообразные виды любовной магии.

Любовная магия знает «наговоренное» питье и еду, вкусив которых человек «приворожится».

В сказке о Василисе Премудрой героиня так возвращает любовь своего суженого: взяла да и пустила каплю своей крови в тесто для пирога, предназначенного на свадебный стол. Сделали пирожок и посадили в печь. Когда отрезали кусок пирога, из него вылетели голубь с голубкой. Голубь заворковал, а голубка говорит ему: «Воркуй, воркуй, голубок! Не забудь ты свою голубку, как Иван свою позабыл!»

Порча, сглаз, насылка, напускание вреда - словом, разнообразные виды вредоносной магии также полно отражены в сказках. Порча в сказочном повествовании обычно осуществляется через непосредственное соприкосновение: достаточно лишь напиться какого-нибудь зелья, принять внутрь какую-нибудь наговоренную еду, дотронуться до наговоренного предмета. Сказки рассказывают о какой-то чудесной воде, глоток которой превращает человека в животное. В знойный день брели сироты Аленушка с братцем в далеких краях: Напился братец воды из лужи и стал козленком («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Характер волшебных действий в сказке совпадает с видами и типами народной магии. В науке выделены следующие виды магии: лечебная, вредоносная (порча), любовная, хозяйственная. Среди второстепенных видов магических обрядов надо, обратить особое внимание на магию беременности и рождения. В сказках встречаются все виды этих магических обрядовых действий.

2. Что такое сказка?

Три фактора влияли на поэтический стиль сказок о животных: связь с древними поверьями о животных, воздействие социальной иносказательности и, наконец, возобладавшее детское начало.

То, что сказкам о животных исторически предшествовали предания и рассказы о животных, привело к верному и точному воспроизведению в них некоторых существенных повадок зверей даже после того, как действия животных стали восприниматься как людские действия. Сказочная лиса, как и настоящая лиса, любит наведываться в курятник. Она живет в норе. Попав в глубокую и узкую яму, не может выскочить из нее. Лиса не может просунуть голову в узкий кувшин.

Каждая из сказок о животных воссоздает богатые подробностями бытовые истории. Речь зверей и птиц, внутренние мотивы их поступков, действия, самая житейская обстановка - все свидетельствует об обыденном и привычном. Сказочные герои живут жизнью обыкновенных людей.

Комическое содержание сказок о животных развивает у ребенка чувство реального и просто веселит, активизируя душевные силы ребенка. Однако сказки ведают и печаль. Как контрастны в них переходы от печального к веселому! Чувства, высказываемые сказкой, столь же ярки, как и эмоции у ребенка. Ребенка может огорчить, пустяк, но столь же легко его утешить. Плачет зайчик у порога своей избушки. Его выгнала коза-дереза. Неутешен он в горе. Пришел петух с косой:

Я иду в сапожках, В золотых сережках,

Несу косу - Твою голову снесу По самые плечи,

Полезай с печи!

Коза кинулась вон из избы. Радостям зайца нет конца. Весело и слушателю («Коза-дереза»).

Отличить волшебную сказку от других видов не всегда легко. Была попытка принять за главное в волшебных сказках то, что «центральным субъектом повествования» в них сделан человек, а не животное. Но этим признаком как критерием пользоваться оказалось затруднительно, так как не выявлена специфика волшебных сказок. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей, огненный змей; и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы; чудесные события: воскрешение из мертвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-нибудь предмет, путешествие в иное, далекое царство. Чудесный вымысел лежит в основах этого вида сказки.

Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.

В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия,

Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды - несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходится ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали

Без фантастики немыслима ни одна сказка. Такое понимание близко нашим обиходным понятиям о сказке. Мы и сегодня, желая указать на несоответствие какой-нибудь речи истине, говорим, что она - сказка.

Афанасьев сделал следующий вывод: «Нет, сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира». Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера-сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, - творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.

Сказка, ее образы, сюжеты, поэтика - это исторически сложившееся явление фольклора со всеми чертами, присущими массовому коллективному народному творчеству.

3. Основные принципы сказок

Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.

Сказке как жанру фольклора свойственны черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора.

Сказки убеждают нас в том, что в них преобладает стремление сказочников изложить задуманную мысль.

В волшебных сказках создан целый мир фантастических предметов, вещей и явлений. В медном, серебряном и золотом царствах, разумеется, свои законы и порядки, не похожие на известные нам. Здесь все необычно. Недаром волшебные сказки предупреждают слушателя уже в самом начале словами о неведомом тридевятом царстве и незнаемом тридесятом государстве, в котором произойдут «неправдошние» события и будет поведана затейливая и занятная история удачливого героя.

Сказка пробуждала и воспитывала лучшие качества в людях.

Сказка ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

Сказки - своеобразный идейно-эстетический и этический кодекс народа, здесь воплощены нравственные и эстетические понятия и представления трудового народа, его чаяния и ожидания. В сказочной фантастике отражаются черты народа, ее создавшего.

Сказка вышла из народного быта: в ней говорится о сватовстве, она смеется над спесью и т. д. В ней передано много верных реальности истин.

Каждая сказка несет в себе обобщенную мысль. Каким бы множеством правильных наблюдений над повадками зверей и птиц ни были наполнены сказки, они всегда говорят об общем. Условность вымысла и здесь соответствует широте художественных обобщении.

Общий иронический замысел сказки иногда сопровождается ритмизацией повествования. Таковы «Ерш Ершевич», «Курочка ряба», «Колобок», сказка «Бобовое зернышко» о том, как петух подавился зерном, сказка «Нет козы с орехами». Иронический стиль таких сказок выражается в нарочито подчеркнутых рифмовках и созвучиях слов по ходу рассказа. Простые рифмы звучат насмешливо и комически: «В старые годы, в старопрежние, в красну весну, в теплые лета сделалась такая соморота, в мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пропускать» («Мизгирь»).

В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи. Ведь сказка - это прежде всего проза. В сказках встречаются и стилевые ритмические клише: зачины вроде «жил-был», концовки типа «стали жить-поживать и добра наживать», типичные формулы с характерными инверсиями: «Прибежала лиса и говорит»; «Вот идет лиса и говорит мужику» и т. д. Правда, эти свойства сказочного стиля в природе повествовательной речи.

Речь точно передает душевное и психологическое состояние говорящего.

Слово в сказке полностью передает устно-исполнительскую игру.

Образ раскрывается целиком лишь во всем словесном тексте и, только исходя из него всего, можно понять устно-исполнительскую игру сказочника-актера. Игра и слово в сказке связаны столь прочно, что рассматривать их как взаимно дополняющие начала можно, лишь признавая при этом определяющую роль словесного текста, в котором заключается все богатство сказочного повествования.

4. Значение сказок в жизни человека

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки - конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос - какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них - характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма­териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка - образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Так что же такое сказка?

Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художест­венные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

Отличие сказочного вымысла от вымысла, который встречается в других фольклорных произведениях, - изначальное, генетическое. Отличие выражается в особой функции и в мере использования вымысла.

Своеобразие вымысла у сказок любого типа коренится в их особенном содержании.

Обусловленность художественных форм жизненным содержанием - главное для понимания любого поэтического жанра. Своеобразие сказки невозможно уловить, если обращать внимание только на формальные ее свойства.

Попытавшись понять и изучить сказочный фольклор я убедилась в том, что народные сказки никогда не были беспочвенной фантазией. Действительность представала в сказке как сложная система связей и отношений. Воспроизведение реальности сочетается в сказке с мыслью ее творцов. Мир действительности всегда покорен воле и фантазии сказочника, и именно это волевое, активное начало всего привлекательнее в сказке. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Душа человека, как и прежде, в прошлом, открыта для поэтических очарований. Чем поразительнее технические открытия, тем сильнее чувства, утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности ее вечной красоты. В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в грядущие столетия. И тогда люди будут восхищаться искусством сказок о лисе и волке, медведе и зайце, колобке, гу­сях-лебедях, Кощее, огнедышащих змеях, Иванушке-дурачке, плутоватом солдате и о многих других героях, которые стали вечными спутниками народа.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Орловский областной колледж культуры и искусств Курсовая работа по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема «Сказки и их значение»

Сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна. В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т.д. привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет. Эта мысль очень нравилась замечательному педагогу В.А. Сухомлинскому. Перефразируя ее, он говорил, что есть нечто сестринское, близкое между сказкой и игрой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.
писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.

Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка – наиболее древний жанр литературного творчества; художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в котором сюжет, порожденный действительностью, окрашен элементами фантастического вымысла. Существуют фольклорные сказки, издавна бытовавшие как распространенный жанр устного народного творчества, а также литературные сказки, созданные писателями в качестве самобытного литературного произведения.
Сказка – первый жанр развернутого литературного повествования, доступный детям с раннего возраста. На протяжении дошкольного детства сказка выступает одним из основных источников познания и освоения окружающего мира. Нравственный опыт, накопленный и отшлифованный человечеством на протяжении тысячелетий, ребенку необходимо усвоить всего за несколько лет. И сказка играет в этом исключительную роль. Ее содержание определяется представлениями о нравственных идеалах, о добре и зле, воплощенных в образах положительных и отрицательных героев. В конечном счете добро в сказке торжествует, положительные герои одерживают верх над силами зла и несправедливости. Это создает для ребенка эмоционально положительный жизненный фон, формирует оптимистичное восприятие мира. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка. Они передают нравственные понятия не в виде сухого издания, а в яркой, увлекательной, ясной по смыслу и забавной форме. В то же время они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки воспитывают эстетическое отношение к природе, к человеку, к труду и творчеству.

Воспитательное воздействие сказки определяется тем, что она, прежде всего, воздействует на чувства ребенка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. Слушая сказку, ребенок в воображении идентифицирует себя с положительными героями, живет их благородными чувствами, соучаствует в их подвигах. Родителей должно насторожить, если сопереживание ребенка связано с отрицательными персонажами: обычно это свидетельствует о каком-то психическом неблагополучии.

Жизнь современного ребенка насыщена сложными играми, теле- и видеофильмами, и сказке в ней остается все меньше места. Тем более, что многие родители, считая сказки наивными и примитивными, стараются сосредоточить внимание ребенка на более полезных, с их точки зрения, занятиях. Не следует, однако, забывать, что формирование социальной и нравственной зрелости – одна из важнейших задач воспитания. И поэтому нельзя недооценивать сказку, являющуюся не только средством развлечения, но и воспитательным инструментом.

Сказки являются очень полезным материалом для развития познавательного интереса. В неожиданностях фольклорного мира встречается очень много образных и тонких логических ситуаций, доступных детям.
В книге «Сказка как источник творчества детей» особо отмечается, что «сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», невыявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.) способности.

Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, взрослые должены вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческого потенциала, предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов. От взрослых требуется мобилизация всех способов, приемов, формирующих творческие качества личности: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образная память, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, т.е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.

Заявка на участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Отличник просвещения»

Сведения об участнике нужно впечатать в приведенную ниже таблицу. Необходимые пояснения по этим пунктам приведены под таблицей (пункты под таблицей заполнять не нужно).

Номинация

Фамилия, имя и отчество участника

Наименование образовательного учреждения (с указанием населенного пункта)

Тема (название) работы)

Регион

Электронный адрес

(Да или Нет)

Исследовательская работа

Иванова Мария Александровна

МБДОУ детский сад № 394

г. Самара

Роль народной сказки в развитии и воспитании детей

Самарская область

[email protected]

Роль народной сказки в развитии и воспитании детей

    Введение. Сказка как жанр русского фольклора.

    Роль народной сказки в развитии и воспитании детей.

1. Фольклор – универсальная педагогическая система

развития и воспитания детей.

2. Сказки – художественный способ познания мира

ребёнком.

3. Познавательное и воспитательное значение сказок

о животных.

4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.

5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой

    Заключение. Народная сказка и художественная

литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Сказка как жанр русского фольклора.

Что такое сказка? На первый взгляд может показаться, что вопрос этот совершенно праздный, что это всякому известно. Такие взгляды высказывались даже в науке. Финский учёный Х.Хонти пишет: «Одностороннее определение всем известного понятия является, собственно говоря, излишним: каждый знает, что такое сказка, и может чутьём отграничить её от так называемых родственных жанров – народного предания, легенды и анекдотов». Можно отметить, что и А.Н.Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. По утверждению В.Я.Проппа: «1)сказка признаётся повествовательным жанром (баять – сказывать, рассказывать); 2) сказка считается вымыслом».

А.С.Пушкин писал в 1824 году из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но великий поэт не просто слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал записывать их, а позднее создал свои знаменитые сказки-поэмы.

В моей жизни сказки занимают большое и важное место. Именно с ними связаны первые воспоминания о детстве; именно они до сих пор помогают верить в чудеса и, значит, надеяться на лучшее. Сказки в мир нашей семьи вносят добро, понимание, тепло. Больше всего любила я вечера, когда мама – учитель литературы – читала, готовясь к урокам, сказки вслух. Тогда затихал даже мой старший брат, мы с ним усаживались под бочок мамы и забывали обо всём на свете.

Я уверена, что в воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Тот, кто «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка – лучший учитель. А это значит, что изучение сказок остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе. Цель моей работы – показать роль народной сказки не только в воспитании, но и в развитии детей.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

1. Фольклор – универсальная педагогическая система развития и воспитания детей.

Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из поколения в поколение передавалась из уст в уста , хранилась лишь в памяти народа. Мировая литература не знала бы ни «Илиады», ни «Одиссеи» Гомера, ни исландских саг, ни русских сказок и былин, если бы они не были записаны, собраны. В России такими первопроходцами-собирателями фольклора были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.М.Языков, В.И.Даль, А.Н.Кольцов. Первый свод народных русских сказок собрал и издал в 1855 – 1863 годы А.Н.Афанасьев. Точно так же впервые были собраны и изданы в XIX веке образцы детского народного творчества, загадки, исторические песни, причитания и другие жанры фольклора. Этот век по праву называют золотым , имея в виду высочайшие достижения литературы. Он был золотым и для собирания, изучения, издания русского фольклора.

Само слово «фольклор» в более точном переводе с английского означает народоведение, народознание . Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит – самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства».

Но фольклор – это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор – основа основ воспитания и развития детей. Это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приёмов, а облекли их в художественную форму.

Фольклор – это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца), которую ещё только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии и школы искусств. В фольклоре всё это заложено изначально. Народная педагогика попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического, художественного воспитания.

В фольклоре первые месяцы и годы имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берёт за основу тот самый «критический период развития» ребёнка, в котором, как утверждают специалисты, и «происходит решающая закладка звуковой информации». Решающая – на всю жизнь!

Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

А, баю,баю,баю,

Сидит ворон на краю

И играет во трубу.

Звонко трубушка играет,

Сон и Дрёму нагоняет.

Спи, доченька, усни,

Угомон тебя возьми.

С первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде.

О магическом значении детского фольклора многие даже не подозревают. А ведь «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки», «Сорока-сорока, где была? – Далёко» - это наилучший способ координации движения, детской гимнастики (древнейшая аэробика), как скороговорки – развития речи, устранения её природных недостатков (древнейшая логопедия), где всё основано на ритме, на поэтическом слове.

«Идёт коза рогатая», детские игры – это уже следующая ступень народного художественного многоуровнего воспитания. А в результате – незаметно и ненавязчиво – уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую и музыкальную школу, получил представление о ритме и рифме.

Фольклор – это ещё и постижение языковых богатств живой народной речи. Мы не должны забывать, что фольклор – устная, а не письменная литература. Известный фольклорист А.И.Никифоров писал по этому поводу в 1927 году: «Произведения народной словесности – не литература, которая пишется писателем молча за столом. Наоборот, сказка, песня, былина и т.п. прежде всего произносятся. Текст сказки без учёта его исполнения – труп. И изучение этого текста даст понимание анатомии сказки, но не жизни сказочного организма».

2. Сказки – художественный способ познания мира ребёнком.

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказочный дидактизм начинается с первых же незамысловатых сюжетов о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия – художественная, воплощённая в образах, сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь ненавязчиво, как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным... Но ребёнок даже не подозревает, что в «Гуси-лебеди», в «Сестрице Алёнушке и братце Иванушке» ему внушаются все эти педагогические табу.

Психология детей, основные законы детской логики и восприятия – всё это учтено в фольклоре, обобщающем педагогический опыт народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. Детские «страшилки» - древнейший фольклорный жанр. Слушая такие сказки-страшилки «о мертвецах, о подвигах Бовы», засыпал юный Пушкин, ими заслушивались мальчишки в тургеневском «Бежином луге». Не говоря уже о том, что «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» Н.В.Гоголя, «Русалка», «Жених» А.С.Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова, как и многие другие произведения так называемой «неистовой» школы русского и европейского романтизма (литература «ужасов» своего времени), основывались на подобных же народных страшилках-сказках. Преодоление чувства страха, по мнению психологов, тоже входит в систему педагогического воспитания.

Ко всем перечисленным особенностям фольклора необходимо добавить ещё одну. Фольклор – не только самая национальная, но и самая интернациональная форма искусства. Почти все сказочные сюжеты относятся к числу «бродячих», совпадающих в фольклоре многих стран и народов. В узбекских, татарских, сербских, скандинавских сказках есть свой «Колобок», как и в литовских, шведских, испанских – своя «Репка», в португальских, турецких, индийских, арабских – своя «Царевна-лягушка». И Емеля, и Алёнушка с братцем Иванушкой, и Снегурочка, и Крошечка-Хаврошечка – все эти сказочные образы тоже совпадают. Причём совпадения бывают подчас настолько разительны, что не оставляют, казалось бы, никаких сомнений в заимствованиях. Так, например, в русской сказке Иванушка взывает у пруда:

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А сестрица Алёнушка отвечает ему:

Иванушка-братец!

Тяжёл камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

В итальянской сказке этот диалог братца и сестры выглядит так: «Сестрица моя! Ножик наточен, котёл готов, меня хотят зарезать». – «Братец мой! Я в глубине колодца, не могу тебя защитить». В немецкой: «Ах, сестрица, спаси меня! Собаки хозяина гонятся за мною». – «Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне. Земля – моё ложе, вода меня покрывает. Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне».

Подобных примеров можно привести немало, но они свидетельствуют не о заимствованиях, а о совпадениях жизненных и исторических ситуаций: все матери мира убаюкивают и пестуют своих детей одинаково, все богатырские поединки, встречи с «неузнанными» детьми, братьями, сёстрами совпадают, как совпадают решения одинаковых арифметических задач вне зависимости от того, где эта задача (дважды два – четыре) решается: в Африке, Китае, России, Америке или Индии.

Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – всё это заключено в фольклорной сказке, в педагогическом и творческом гении народа.

3. Познавательное и воспитательное значение сказок о животных.

В современной школьной программе народные сказки делятся на три вида: о животных, волшебные и бытовые. Следует остановиться на огромной воспитательной и развивающей роли каждой из этих групп.

Сказки о животных возникли на очень ранней стадии развития человеческого общества и сначала имели чисто практическое, жизненно важное значение для человека. Они представляли собой рассказы древних охотников, звероловов, рыбаков о действительных событиях, происшедших с ними, и были незамысловатыми повествованиями о наиболее примечательных повадках зверей, птиц и рыб. Наряду с реальными чертами эти рассказы несли на себе отпечаток связи с древними формами сознания людей далёкого прошлого – одушевлением природы (анимизмом), убеждённостью в происхождении того или иного человеческого рода от какого-нибудь животного или даже растения (тотемизмом) и, наконец, верой в возможность волшебного (магического) воздействия на различные явления окружающего мира. На первых порах эти рассказы не были иносказательными. Постепенно знания людей об окружающем их мире расширялись, вера в сверхъестественные силы терялась, а власть над природой росла.

С утратой наивного отношения к природе, преклонения перед животными в этой жанровой группе всё чаще проявляется новый, иронический подход к персонажам данных повествований. Образы многих животных изображаются не только страшными, но и смешными. С той поры образы зверей, рыб, птиц используют как иносказания для обличения изъянов и слабостей человека. Рассказы о животных становятся настоящими сказками.

Каждый из персонажей сказок о животных воспроизводили какие-то строго определённые свойства, присущие отдельным людям. Так, например, самый сильный лесной зверь центральной части России – медведь – был воплощением хищного, не ограниченного властью человека; волк символизировал ханжество и жестокость в сочетании с умственной ограниченностью; лиса олицетворяла обман, изворотливость и вероломство; заяц и мышь – слабость и боязливость; петух – доверчивость и храбрость; сокол – смелость и нравственное величие; коршун – жадность и свирепость; ёрш – находчивость и изворотливость и т.д. Обнажая отношения людей, сказки о животных осуждали человеческие пороки.

В наше время сказки о животных по-прежнему имеют большое познавательное и воспитательное значение, так как не только не только знакомят детей с особенностями поведения и характерными повадками различных зверей, птиц и рыб, но и несут большую воспитательную нагрузку. Популярная сказка о репке, например, говорит о роли коллектива; сказка о коте, петухе и лисе – о силе дружбы; сказки «Мужик, медведь и лиса», «Лиса-повитуха» и др. осмеивают излишнюю словоохотливость, несообразительность, абсурдность поведения некоторых персонажей.

Русские сказки о животных довольно несложны по строению, часто невелики по объёму. Удачное сочетание их стилевого своеобразия со специфическими приёмами их исполнения (звукоподражание, использование жестов, мимики, песен) позволяет ненавязчиво учить ребёнка различать хорошее и плохое, добро и зло, правду и ложь, развивать умение узнавать животных по звукам, которые они издают, по внешним признакам и повадкам.

4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.

Волшебные сказки своим появлением обязаны трудовой деятельности человека далёкого прошлого. Преодолевая силы природы, люди не просто хотели познать окружающий их мир, они мечтали об облегчении своего труда, о превращении безлесных пространств в цветущие сады, о чудесных помощниках из числа известных им и воображаемых животных и растений. О фантастических скоростях передвижения и о многом другом. Эти добрые мечты стали первоэлементом значительного числа волшебных сказок. Сообщаемые факты и персонажи волшебных сказок малоисторичны и с полным основанием считаются вымышленными.

Главные персонажи волшебных сказок: Иван-крестьянский или солдатский сын, царевич или королевич, Андрей-стрелец, Ясен Сокол, Емеля-дурак и другие – как правило, наделяются прекрасной внешностью, замечательными внутренними качествами, незаурядными способностями. Нередко для большей рельефности образа сказочники в начале повествования стремятся не только не показать всего этого, но и представить своего героя существом глупым, беззащитным, с отталкивающей внешностью, нелестными поступками. За это его не любят родные братья и незнакомые люди. Но наступает момент, когда главный персонаж, на удивление всем, коренным образом меняется: он легко решает самые сложные задачи, без труда побеждает многих врагов, справляется с любым делом и, как вознаграждение за всё доброе, получает несметные богатства да ещё девицу-красавицу в жёны. По справедливому замечанию М.Горького, сказочный герой, «презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда – победитель всех жизненных невзгод...»

Важное место в волшебных сказках занимают близкие к главному персонажу женские образы: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Марья Моревна, Синеглазка, Настасья-золотая коса. Каждой из них, наряду с характерной для представителей слабого пола женственностью, присущи неиссякаемая активность, творческая энергия, жизнелюбие, незаурядная смекалка и невиданная сила. Рядом с ними представлены и нежные образы терпеливых, скромных, необоснованно преследуемых, но позднее по заслугам вознаграждаемых женщин типа падчерицы, сестрицы Алёнушки, Снегурочки, Золушки и других. Чем-то близкие по своей судьбе к образу гонимого всеми Ивана, эти героини вызывают глубокое сочувствие слушателей.

Героям волшебных сказок в успешном решении задач большую помощь оказывают реальные и фантастические животные (Сивка-бурка, свинка-золотая щетинка, кот-баюн, серый волк, утка, орёл, щука и др.), а также существа и предметы, наделённые сверхъестественными качествами («дядьки», «старушки задворенки», Объедало, Слухач, печка, речка-молочные берега, яблоня и т.п.). Большое значение в сказках имеют чудесные предметы и диковинки, которые нередко выполняют очень ответственные задачи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, меч-самосек. Примечательны и различные «неисчерпаемые» предметы: скатерть-самобранка, шапка-платилка, сумочка-котомочка, а также волшебные шапка-невидимка, молодильные яблоки, живая и мёртвая вода.

Чудесными вещами и диковинками в сказках бывает очень трудно завладеть, и на своём пути к ним герой вступает в конфликт с теми, кто олицетворяет в волшебных сказках тёмные, враждебные силы. Среди них – завистливые и хитрые братья и сёстры, несправедливые и жадные цари и купцы, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Змей Горыныч, Чудо морское, Горе. Все они являются воплощением бесчеловечности, вероломства, свирепости, силы, уничтожающей всё хорошее и светлое в жизни.

Но враги героя, несмотря на их чудовищную силу и фантастическую живучесть, в конце концов оказываются побеждёнными, в финале сказки добро торжествует над злом.

Воспитательное и развивающее значение волшебных сказок в том и состоит, что они учат преодолевать любые препятствия в достижении поставленной цели, оставаться жизнелюбивыми даже в самых тяжёлых ситуациях, верить во всепобеждающую силу добра.

5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой жизни.

Бытовые сказки появились значительно позже волшебных и сказок о животных и были прочно связаны с повседневной жизнью народа. В них почти не встречается ни фантастических условий, в которых действуют персонажи, ни чудесных дел героев, ни сверхъестественных помощников. В этих сказках всё происходит в обыденной, нередко деревенской, обстановке, главными персонажами обычно являются землепашцы, плотники, сапожники, солдаты, просто мужики.

Среди бытовых сказок можно выделить темы, связанные с показом личных и семейных отношений, с рассказом о делах мудрых и находчивых людей и некоторые другие. В сказках о семейно-личных отношениях речь идёт о женитьбе или выходе замуж основных героев повествования, о супружеских взаимоотношениях, о перевоспитании мужьями нерадивых и непокорных жён, о неумении и нежелании жён вести домашнее хозяйство. В этих сказках высмеиваются супружеская неверность, измена, обман.

В группе сказок о мудрых и находчивых людях особое место занимают многочисленные варианты произведений о поражающих своим умом девочке или девушке, о не теряющихся в любой обстановке солдате или крестьянине. Эти сказки очень ярко раскрывают внутреннее благородство, умственное превосходство простого человека над господами. Главные герои таких сказок могут выйти из любого затруднительного положения, способны выполнить такие задания и ответить на такие вопросы, которые оказываются не под силу богачу. И вместе с тем эти герои готовы от души посмеяться над глупым хозяином, плутоватой старушкой, весьма недалёким генералом. Изображая в сказках всё то положительное, что присуще обычным труженикам, сказочники с нескрываемым удовлетворением показывают их превосходство над господами. Оно неизменно проявляется в торжестве разума, справедливости, умелом преодолении героем любых враждебных сил.

Повествуя о взаимоотношениях простого народа с классом имущих, сказочники нередко выдают желаемое за действительное. Забитый, бесправный крестьянин в этих сказках неизменно выходит победителем. Он прекрасно видит и умело использует каждый из недостатков своего барина. Мужик не просто смеётся над пороками господ («Барин и мужик», «Солдат и барин», «Барыня и цыплятки»), но и различными способами карает своих противников («Сердитая барыня», «Барин и плотник», «Про нужду»). Причём крестьянин действует против барина не с помощью чудесных «сонных капель», а самым реальным способом – трижды избивает барина, угоняет его тройку лошадей, забирает у барыни деньги да ещё свинью с поросятами.

Характерной особенностью бытовых сказок является то, что в них народ, бичуя пороки, присущие отдельным людям: лень, упрямство, неряшливость, жадность и глупость, - вместе с тем показывает то лучшее, что характерно для людей труда: блестящий практический ум, незаурядную смекалку, умение хорошо выполнять любую работу. Понятно, что бытовые сказки готовили детей к взрослой жизни, показывали её сложности и трудности и в то же время убеждали в силе ума, смекалки, смелости и хитрости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Фольклорная сказка и художественная литература.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны, не замечаешь и того, как с их помощью многому учишься. Велико значение русских народных сказок в воспитании и развитии детей. Впитав в себя многовековой опыт человека, отразив его мысли и надежды, сказки учат и наставляют людей, будят их сознание, заставляют серьёзно задуматься над важными проблемами современности. Решительно высмеивая человеческие пороки, русская сказка всегда славила доброе и светлое, что было на земле. Всё сказанное выше подтверждают и результаты опроса, проведённого среди воспитанников нашей группы в детсаде, лишь 1 из которых утверждает, что не любит сказки. Ребята считают, что народные сказки учат добру, смелости, справедливости, трудолюбию, честности, мудрости (именно в такой последовательности сложилось процентное соотношение). Они уверены, что в сказках самые добрые герои те, кто слабее, кого обижают. Не нравятся им герои злые, жадные, бездушные, завистливые, коварные, несправедливые, хвастливые, нечестные (Кощей – 68%, баба Яга – 29%). И все опрошенные (даже тот, который не любит

Не случайно к произведениям сказочного фольклора, к его героям часто

обращалась художественная литература. Силу фольклорного слова чувствовал А.С.Пушкин. Отсюда особое внимание поэта к форме и стилю народной сказки, которое проявило себя уже в образах его ранней поэмы «Руслан и Людмила». Позже в сказках о царе Салтане, о золотой рыбке, о попе и работнике его Балде Пушкин, по утверждению Т.Ф.Курдюмовой, «вступит в прямое поэтическое «соперничество» с фольклорными оригиналами».

Линию творческого взаимодействия фольклора и литературы продолжают М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой. Особую красоту и одушевлённость повседневной жизни видит в народных сказках Н.В.Гоголь. Взаимодействие литературы XIX века и фольклора развивается по направлению от использования отдельных элементов к изображению развёрнутых картин крестьянской жизни и народных духовных идеалов. Важным рубежом в этом движении становится творчество Н.А.Некрасова, в стихотворениях и поэмах которого разрабатывается тема «народного счастья».

Устное народное слово тонко чувствовал Н.С.Лесков, вслед за которым сказовую обработку используют А.Ремизов, Б.Пильняк, А.Платонов. Обращение всех названных авторов к стилевым канонам фольклорной сказки связано со стремлением передать глубинные смыслы, искони присущие национальной культуре, использовать её великую воспитательную и развивающую силу.

Список литературы.

    Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.

    Восточнославянские волшебные сказки. Составитель Т.В.Зуева. – М., 1992.

    Литература народов России. – М.: Дрофа, 2002.

    Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1977.

    Нугайбекова М.А. Пословицы и поговорки как средство формирования компетенций. Самара, 2005.

    Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г.Круглов. – М., 1990.

    Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1 – М.: Дрофа, 2002.

Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни.

В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

Действие народной сказки развертывается на фоне родной природы. Ребенок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают преодолеть препятствия. Картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Кроме сказок, народом создано большое количество песенок, прибауток,потешек, считалок. Разнообразные по содержанию, они уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так, в песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто не работал: дров не пилил, воду не носил.

Песенки забавляют ребёнка, сопровождают его игры, развивают чувство юмора, учат его мыслить. С первых месяцев жизни ребенок прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напевает ему мать, вкладывая в нее много теплоты и ласки. Веселые песенки, потешки связаны с движением и отличаются бодрым ритмом. Очень близки детям песенки о животных.

В народных песенках имеется большое разнообразие ритмов в зависимости от содержания – это или речитативная считалка, или плясовая потешка, или спокойная колыбельная песня. Первые музыкальные восприятия ребенок получает именно от напевов своих песенок.

Сказка создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживания герою, у некоторых из них одно прослушивание художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и более глубоко прочувствовать смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме. Хорошей почвой в данном случае является насыщенность сказки диалогами, динамизм действия, характерные роли-маски.

Таким образом, сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

Пугливому и робкому ребёнку полезно почитать сказку "О трусливом зайце", жадному, эгоистичному - "О рыбаке и рыбке", "Три жадных медвежонка", капризной девочке - "Принцесса на горошине" и т.д. Если у вашего ребёнка эмоциональные проблемы (он тревожен, агрессивен или капризен), попробуйте сами сочинить для него сказку, где герои и их приключения будут помогать решать ребёнку его проблему (страх, неуверенность, одиночество, грубость и т.д.). Можно придумать такое существо, которое немного внешне (глазами, волосами, ушами) и характером (драчун, робкий, капризный) похоже на вашего ребёнка и у которого по сюжету придуманной сказки появляется много возможностей и выборов для того, чтобы преодолеть препятствия. Ребёнок сам найдёт выход из травмирующей его ситуации. Но рассказывая сказку ребёнку, обязательно закончите её сразу. И говорите обычным голосом, к которому ребёнок привык в реальной жизни.

Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, только родителям надо помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.

Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Четкая, стройная композиция, увлекательная фантазия волшебной сказки, яркие образы героев, выразительный и предельно лаконичный язык, ритмичность, законченность сюжета короткой песенки делают эти произведения высокохудожественными по форме. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, живот­ное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выру­чать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включаю­щей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда по­втор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они иг­рают в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую оче­редь именно их.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразитель­ный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколь­ко групп, но обычно исследователи выделяют три большие груп­пы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатири­ческие).

Лекция

Мифологические и сказочные персонажи стали героями произведений русского искусства, в первую очередь, народного, начиная с древнейших времен. Народное искусство – один из носителей национальной памяти. Именно в нем сохранились образы славянской мифологии. Зачастую эти образы настолько трансформировались со временем, что нам трудно понять, что изображено на том или ином произведении. Но многие персонажи узнаваемы. Это и русалки-фараонки, украшавшие дома в Нижегородской губернии, и образы Матери Сырой Земли в северных красно-белых вышивках, и сказочные птицы Сирин и Алконост, появляющиеся во многих видах народного искусства – вышивке, росписи по дереву, а также в лубочных картинках, и многие другие. В народной игрушке – глиняной (Дымковской и Каргопольской) и деревянной (Богородской) – также изображалось много сказочных персонажей – особенно популярны были и остаются герои пушкинских сказок.

При Петре I происходило активное приобщение к достижениям многовекового европейского, в том числе античного, искусства, в связи с чем в XVIII – первой половине XIX вв. в произведениях выпускников и преподавателей Академии художеств в Петербурге (живописцев И.Акимова , А.Лосенко , П.Соколова , К.Брюллова , П.Басина , А.Иванова , скульпторов И.Прокофьева , Ф.Гордеева , Ф.Щедрина , М.Козловского , Б.Орловского , И.Витали и многих других) появляются герои античной мифологии – Зевс и Фетида, Нарцисс и Гименей, Парис и Меркурий, Аполлон и Венера, Диана и Прометей). По заказу Петра I были заказаны в Италии и установлены в Летнем саду около 90 скульптур, в том числе на мифологические сюжеты (Аполлон и Диана, Рок и Немезида, нимфы, музы Талия и Терпсихора, Вертумн и Помона и многие другие).

Особая страница русского искусства в этот период – украшение интерьеров зданий, в том числе дворцов, входящих ныне в комплекс Русского музея, росписями и скульптурой на сюжеты античной мифологии. Это и плафоны С.Торелли , Дж.Валериани и Э.Липгарта в Мраморном и Строгановском дворцах, и рельефы А.Адамсона в Академических залах Михайловского дворца, и росписи на сюжеты гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» А.Виги на стенах Белого зала Михайловского дворца.

Во второй половине XIX века пробуждается интерес к русской истории, к фольклору, к народному искусству. В произведениях профессиональных художников (в первую очередь В.М.Васнецова ) входят герои былин (богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) и сказок (Аленушка, Иван-царевич, Кощей). На рубеже XIX-XX веков Н.К.Рерих обращается к теме былин в серии монументальных панно "Богатырский фриз", которые он исполнил для одного из петербургских особняков. М.А.Врубель создает своего «Богатыря», а также серию майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». И.Я.Билибин находит свой собственный стиль книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства. Многие художники обращались в этот период и к античной мифологии: А.Н.Бенуа, В.А.Серов, Е.Е.Лансере, Н.Д.Милиоти, Н.К.Калмаков, М.Ф.Ларионов.

В 1933 году издательство Academia выпустило сборник «Калевала» с оригинальными иллюстрациями группы «мастеров аналитического искусства» школы П.Н.Филонова : Т.Н.Глебовой, А.И.Порет, М.П.Цыбасова и других. К теме этого всемирно известного карело-финского эпоса обращались и другие художники – Н.Кочергин, В.Курдов, М.Мечев, Г.Стронк, Т.Юфа .

В XX веке сказочные образы живут, в первую очередь, в народном искусстве и в книжной иллюстрации. Особая роль в формировании облика советской детской книги принадлежит издательству «Детгиз» , созданному в Ленинграде 1933 году. Это издательство называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Художественную редакцию возглавлял В.Лебедев, под руководством которого работали В.Конашевич, В.Курдов, Ю.Васнецов, Н.Тырса, А.Пахомов, Е.Чарушин, А.Якобсон и многие другие.

Более 200 книг оформила Т.Маврина , единственный советский художник, удостоенный премии имени Г.Х.Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

В наши дни сказочные темы чаще всего появляются в народном искусстве – в миниатюрной росписи Палеха, Холуя, Мстеры, в богородской, дымковской и каргопольской игрушках.

Приглашаем к участию в виртуальной выставке музеи, участвующие в нашем проекте!