Ансамбль м. Балет ансамбль игоря моисеева

Ансамбль м. Балет ансамбль игоря моисеева
Ансамбль м. Балет ансамбль игоря моисеева

Особый вид искусства. Народное творчество является родоначальником всех современных направлений и течений музыки и хореографии. Танец - лучшее отображение народной души, здесь нет места фальши - в стилистике танца и музыкальном рисунке ярко и объемно проявляются этнические и национальные особенности.

В 1937 году в России был создан первый профессиональный народный ансамбль . Главным подвижником и руководителем стал Игорь Моисеев - сейчас обладатель всех возможных наград и регалий, а тогда заведующий хореографией Театра народного танца. Дворянин по происхождению, Игорь Александрович был танцором балета, потом работал балетмейстером в Большом театре, имел прекрасное хореографическое образование. Новый ансамбль он видел, как собрание единомышленников, влюбленных в этнический танец.

Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева появился на свет в начале февраля 1937 года. Тогда тридцать танцоров собрались в Московском Доме хореографа в Леонтьевском переулке и с интересом слушали вступительное слово будущего руководителя. Задачи, которые Моисеев поставил перед коллективом, были неожиданно необычными. Мастер хотел, чтобы постановки были максимально приближенными к действительности, поэтому труппе пришлось много ездить по стране, собирая фольклорные элементы и наблюдая народный танец в оригинальном исполнении.

Первой работой коллектива стала программа «Танцы народов СССР », а через год, в 1939 году были представлены на суд публики «Танцы прибалтийских народов ». С 1940 года Моисеев ставит европейские танцы, при этом ни разу не выехав за границу, не видя оригинальных композиций, ансамбль делает постановки с уникальной точностью образов и движений. Подопечным Моисеева удалось раньше всех советских начать гастролировать за рубежом.

Ансамблю народного танца Игоря Моисеева рукоплескали Франция, Великобритания и США, его ансамбль собирал аншлаги в Ла Скала и выходил на бис в Гранд Опера. За годы работы было поставлено более 300 народных композиций, ансамбль объездил с гастролями почти все страны мира, собрал все возможные государственные награды, в том числе и от иностранных государств. Игорь Александрович до последнего дня не оставлял работу в ансамбле.


Коллектива находится в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Главная задача, которую поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытовавших в то время в Советском Союзе образцов фольклора. С этой целью артисты коллектива отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В результате появились первые программы ансамбля — "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы прибалтийских народов" (1939).

В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы почти все средства сценической культуры: различные виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа "Танцы славянских народов" (1945) создавалась в условиях, когда Моисеев не имел возможности выехать за рубеж. Хореограф воссоздал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами.

При непосредственном участии известных балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея) Игорем Моисеевым была создана программа "Мир и Дружба" (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора 11 стран.

С 1938 года ансамбль по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945) ансамбль Игоря Моисеева является негласным Российским послом мира.

В 1958 году ансамбль первым из советских коллективов выехал на гастроли в США, что положило начало культурным связям между СССР и США.

В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив был удостоен звания академического. В 1987 году ансамбль был награжден Орденом дружбы народов.

Визитными карточками коллектива стали номера "Партизаны", флотская сюита "Яблочко", старинная городская кадриль, молдавский жок, украинский гопак, русский танец "Лето", зажигательная тарантелла. Большой успех ансамблю снискали одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — "Веснянки", "Цам", "Санчакоу", "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина, "На катке" на музыку Иоганна Штрауса, "Ночь на Лысой горе" на музыку Модеста Мусоргского, "Испанская баллада" на музыку Пабло ди Луна, "Вечер в таверне" на музыку аргентинских композиторов и др.

После смерти художественного руководителя Игоря Моисеева в 2007 году ансамбль стал носить его имя.

Сегодня в репертуаре Ансамбля народного танца , поставленных Моисеевым. Это танцы, миниатюры, хореографические картины и сюиты, одноактные балеты на музыку русских композиторов-симфонистов Александра Бородина, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского.

В составе ансамбля — большая группа артистов балета и симфонический оркестр.

Художественным руководителем — директором коллектива является народная артистка России Елена Щербакова.

С 1943 года при ансамбле народного танца работает Школа-студия . В программу обучения помимо специальных дисциплин — классического, народно-сценического, исторического, дуэтного танца — входят джаз-танец, гимнастика, акробатика, актерское мастерство, игра на фортепиано и народных музыкальных инструментах, история музыки и театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

26-27 сентября в Ташкенте пройдет одно из самых ожидаемых культурных событий, долгожданный праздник для ценителей искусства танца и музыки – на сцене Дворца Форумов выступит легендарный Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Чтобы поразить ташкентских зрителей красотой танцев народов мира, приехали 80 артистов балета.

Накануне благотворительных концертов нам удалось побеседовать с художественным руководителем ансамбля – Еленой Щербаковой. Она рассказала об истории создания коллектива, репертуаре, тяжелых буднях и гастролях, создателе ансамбля - хореографе и балетмейстере Игоре Моисееве и поделилась своими впечатлениями о Ташкенте, который посещала 36 лет назад.

Об истории появления ансамбля и его создателе

Ансамбль был создан в 1937 году. Игорь Александрович Моисеев – великий балетмейстер, режиссер, философ, создатель жанра народно-сценической хореографии, который перенес народный танец на профессиональную сцену, и сделал его профессиональным видом искусства на основе своей собственной уникальной хореографии, которая подчинена законам сценического искусства. Игорь Моисеев создал собственную школу при ансамбле, которая была основана в тяжелейшее время – в самый разгар Великой Отечественной Войны, в 1943 году. Сегодня 99% артистов ансамбля – лучшие выпускники нашей школы. В этом году, школа-студия при ансамбле отметит свое 75-летие.

Красной нитью через все уникальное творчество Игоря Моисеева проходит его философия добра, которое сегодня не только полностью сохраняет, но и приумножает Балет Игоря Моисеева – нести людям добро, вне зависимости от политических режимов, этнической принадлежности, вероисповедания.

Как учатся будущие артисты ансамбля

В школу мы принимаем детей от 12 до 14 лет, после 8 класса общеобразовательной школы.

Мы не делаем акцент на то, чтобы дети выступали с первого года обучения – свой первый концерт они демонстрируют уже перед самым выпуском, потому что самое главное для нас – обучить их основам классического танца, азам актерского мастерства и, конечно, моисеевской школе танца. Без этого выход на большую сцену невозможен. Главная наша задача, чтобы учащиеся понимали, что все, что они будут танцевать на сцене, было понятно зрителю. Каждое движение головы, руки, ноги должно что-то говорить, о чем-то рассказать. Народный танец не бывает без темы.

О трудовых буднях «моисеевцев»

Рабочая неделя у «моисеевцев» шестидневная, всего один выходной день. Наш рабочий день начинается в 10 утра, с урока классического танца для подготовки артиста к репетициям и длится до 15.00, а затем с 19.00 до 21.00. Между нашими репетициями проходят занятия школы в наших залах. К сожалению, своего собственного здания у нее до сих пор нет.

Об артистах балета

Всего в ансамбле 90 артистов балета, их средний возраст – 23-25 лет. Но у нас есть уникальный артист, Рудий Ходжоян, Народный артист России, кавалер многих орденов и медалей, который в свои 75 лет великолепно исполняет главную партию «Отца» в еврейской сюите «Семейные радости», поставленной именно на него Игорем Моисеевым в 1994 году. Рудий Ходжоян также является аккомпаниатором всех восточных и кавказских танцев в ансамбле. Он является педагогом-репетитором танца аргентинских пастухов «Гаучо» - визитной карточки ансамбля.

О репертуаре

Мы сохранили весь репертуар Игоря Моисеева, который шел в последние годы его жизни, и даже приумножили его. Сейчас в нашем репертуаре – 200 уникальных номеров. Мы постоянно меняем и обновляем программу – так, к уже существующей добавилось 7 новых танцев и один мини спектакль - «Танго “Del Plata”» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатта, премьера которого состоялась в мае 2018 года.

О феномене ансамбля

Мы полностью сохранили все уникальное наследие Игоря Моисеева, все традиции заложенные мастером, моисеевскую школу танца. Наши выступления отличаемся тем, что все, что происходит на сцене – это правда. К тому же, наши артисты обладают уникальной энергетикой, способностью разжигать задор у публики. Даже флегматичные зрители на наших концертах становятся темпераментными. Ансамбль Игоря Моисеева единственный коллектив, который имеет свой малый симфонический оркестр (32 человека). Все музыкальные обработки написаны специально для состава нашего оркестра. В репертуаре есть уникальные одноактные балеты, поставленные Игорем Моисеевым на музыку русских композиторов-симфонистов – Бородина, Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова.

О собственном творческом пути

Я пришла в ансамбль (1969г.) после окончания хореографического училища при Большом театре, ныне это Академия хореографии. Увидя ансамбль, еще будучи студенткой, для себя я решила, что если меня не попаду в ансамбль, то танцевать не буду и сразу пойду на педагогическое отделение ГИТИСа. Мне повезло. Игорь Моисеев принял меня в ансамбль. Проработав 23 года, став солисткой ансамбля, перед уходом на творческую пенсию, Игорь Александрович предложил мне попробовать себя как педагога в нашей школе, а через два года, в 1994-ом сделал мне предложение стать директором ансамбля. Время было очень тяжелое, 90-е годы, перестройка, никому не было дела до искусства. Но мы сумели сохранить ансамбль в первозданном виде!


Елена Щербакова и Игорь Моисеев

Об искусстве в современном мире

2 ноября 2018 года будет 11 лет, как с нами нет нашего создателя, но планку мы держим самую высокую, все, как было при Игоре Александровиче. К сожалению, сегодня есть тенденция, включать в народные танцы эстрадные элементы и современную музыку. Я этого неприемлю. Я за чистоту жанра. Я за то, чтобы каждый народ хранил и передавал из поколения в поколение народные танцы. Для меня народный танец и слово «шоу» несовместимы.

Кроме этого, развивающиеся технологии иногда не лучшие спутники для искусства, поскольку они забивают духовность. Люди перестают читать книги – за них мыслит интернет.

Сегодня очень модно украшательство – много огней, световые декорации, костюмы с блестками. А ведь в народе все было по-другому. Девиз моисеевцев – минимум украшательства - максимум исполнительства.

О Ташкенте и узбекском танце

Я потрясена красотой Ташкента, как и все наши артисты, которые здесь впервые. На каждом углу чувствуется восточное гостеприимство. Вернуть ансамбль в Узбекистан давняя мечта и ее смогли воплотить - «Газпромбанк», АО «Узбекнефтегаз», Международная нефтесервисная компания Eriell Group, за что им огромное спасибо.

Я была в Ташкенте 36 лет назад, во время наших гастролей, и это очень долгий срок, учитывая, что мы пропагандируем культуру Узбекистана по всему миру. В репертуаре ансамбля есть узбекский танец с блюдами, поставленный Игорем Моисеевым еще в 1937 году. Сейчас он имеет огромный успех. В этом году в Италии узбекскому танцу зрители аплодировали стоя.

Предыстория

Становление Моисеева

В 1920 году отец привёл 14-летнего Игоря Моисеева в балетную студию Веры Масоловой, бывшей балерины Большого театра . По мнению отца, танцы должны были положительно влиять на становление личности сына, а также придать ему правильную осанку и манеру держаться. Три месяца спустя Вера Масолова, придя с Игорем Моисеевым в Хореографический техникум Большого театра , сказала директору, что Моисеев должен учиться у них. После вступительного экзамена он был зачислен на курсы .

В 18 лет, после окончания техникума, Игорь Моисеев стал танцовщиком Большого театра, а в 24 года - балетмейстером и поставил несколько концертов . Однако после смены руководства Большого театра ситуация изменилась. Новый директор Елена Малиновская возмутилась тем фактом, что балетмейстером стал 24-летний танцовщик: обычно ими становились после ухода со сцены и в более зрелом возрасте. Малиновская не сняла Моисеева с должности, однако ставить ему новые танцы запретила. При новом главном балетмейстере Ростиславе Захарове ситуация в театре стала сложнее: Захаров увидел в Моисееве серьёзного конкурента, что привело к продолжительному конфликту .

История

Создание ансамбля

Ради работы в ансамбле Игорь Моисеев оставил академическую сцену и должность солиста и балетмейстера Большого театра. В коллектив были приглашены наиболее талантливые участники фестиваля. Основной задачей ансамбля Игорь Моисеев считал творческую обработку и популяризацию танцевального фольклора народов СССР, для изучения которого артисты отправлялись в экспедиции и фиксировали народные танцы, песни и обряды по всей территории страны .

Чтобы воссоздать точные образцы танцевального творчества, ансамбль проводил консультации с музыкантами , фольклористами , историками и музыковедами . Для максимального раскрытия и выражения экспрессии танца в постановках широко использовались классическая музыка, актёрское мастерство, драматургия и сценография . Игорь Моисеев поддерживал высокий уровень профессионализма всех танцоров и не выделял в группе солистов: каждый участник постановки мог исполнять как главные, так и второстепенные роли .

Датой основания театра считается 10 февраля 1937 года: в этот день состоялась первая репетиция коллектива . Первый концерт прошёл в московском театре «Эрмитаж» 29 августа того же года . Изначально коллектив состоял из небольшого оркестра народных инструментов и тридцати танцоров .

С 1938 года ансамбль начал регулярно выступать в Кремле на банкетах . После этого от Игоря Моисеева 18 раз требовали вступить в КПСС : считалось, что беспартийные не должны управлять коллективами. В 1940-м, во время очередного банкета, Иосиф Сталин поинтересовался делами коллектива. Игорь Моисеев пожаловался на отсутствие подходящего места для репетиций, которые приходилось проводить даже на лестничных площадках. На следующий день после разговора коллективу предложили любое столичное здание на выбор. Игорь Моисеев выбрал полуразрушенное здание, в котором ранее располагался Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда . Через три месяца здание отремонтировали и репетиционная база группы получила постоянное помещение .

Военные выступления

Школа народного танца была открыта в 1943 году после возвращения ансамбля в столицу. Её выпускники получали работу как в самом ансамбле, так и в других танцевальных коллективах .

Послевоенное время

Пик популярности ансамбля пришёлся на послевоенные годы. ГАНТ являлся визитной карточкой СССР и стал первым ансамблем в стране, который побывал на гастролях более чем в 60 странах. К примеру, в 1945 году коллектив посетил Финляндию , в 1954-м - Китай , в 1955-м - Францию и Великобританию , в 1956-м - Ливан , Египет и Сирию . В 1958 году ансамбль побывал в США , в 1963-м - в странах Южной Америки , а в 1974-м - в Индии . Выступления способствовали налаживанию конструктивных межгосударственных отношений и даже влияли на моду: после выступления во Франции в 1953 году француженки стали носить сапожки «казачок » . Каждый год на гастроли по стране и за рубежом уходило до девяти месяцев .

В 1965 году за программу «Дорога к танцу» коллектив получил звание академического ансамбля , а в 1987-м был награждён Орденом дружбы народов . В 1989 году, после гастролей в Израиле , между СССР и Израилем были установлены дипломатические отношения .

Современность

Игорь Моисеев работал с коллективом до самой смерти и даже находясь в больнице давал рекомендации танцорам после просмотра видеозаписей репетиций ансамбля . Он умер 2 ноября 2007 года, не дожив двух месяцев до 102 лет. За более чем 70 лет работы Игорь Моисеев поставил около 300 произведений. По его словам, «в жизни ансамбля было одно счастливое обстоятельство: коллектив быстро получил признание и на протяжении десятилетий не знал провалов» . После смерти художественного руководителя ансамбль получил его имя .

С 2011 года должность художественного руководителя-директора ансамбля занимает Елена Щербакова . На 2012 год в коллективе работало уже седьмое поколение моисеевцев: 90 артистов балета и оркестр из 32 музыкантов. Репертуар ансамбля превысил 300 оригинальных номеров . В 2015-м ансамбль получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов России . На 80-летие ансамбля коллектив сформировал юбилейную программу, которая состояла из произведений в постановке Игоря Моисеева . Также к юбилею открылась выставка, где были представлены костюмы, неопубликованные рукописи, программки концертов, фотографии участников коллектива, опись подарков ансамбля за 1939-1948 годы и сувенирные спичечные коробки с изображением артистов .

В 2018 году художественный руководитель ансамбля Елена Щербакова была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени .

Репертуар

Игорь Моисеев ставил народные танцы по канонам XIX века и оттачивал классическую технику артистов. Так как советские и современные авторы не обладали подобной культурой, коллективу было крайне сложно обновлять репертуар после смерти основателя ансамбля. Однако в репертуаре ансамбля постоянно появляются новые номер. Например, адыгский танец Аслана Хаджаева «Тляпатет», корейское «Трио» - для разучивания танца Ким Чен Ир прислал в Москву национальные костюмы и балетмейстера. Также восстановлен некогда закрытый номер 1961 года «Рок-н-ролл », который в своё время вызывал бурный ажиотаж среди зрителей и оттенял народные танцы .

Лучшими танцами ансамбля считаются «Сиртаки », «Яблочко », «Венгерский танец », «Татарочка », «Калмыцкий танец», «Финская полька», танец аргентинских пастухов «Гаучо», «Ночь на Лысой горе », «Русский танец» .

Циклы

Циклы, поставленные Игорем Моисеевым :

  • Цикл «Картинки прошлого»: «Подмосковная лирика» (1938), «Полька-красотка с фигурами и комплиментами» (1939), «Воскресенье» (1942), «Трепак » (1943), «Сюита старинных русских танцев» (1943), «Городская фабричная кадриль » (1945), «По дворам» (1948), «Скоморошьи игрища» (1966), «Еврейская сюита „Семейные радости“» (1994).
  • Цикл «Советские картинки»: «Красноармейская пляска» (1937), «Колхозная улица» (1940), «Флотская сюита „День на корабле“» (1942), «Футбол» (1948), «Два Первомая» (1948), «Партизаны» (1950), «Призывники» (1959), «На катке» (1959), «Праздник труда» (1976).

Программы

Под руководством Игоря Моисеева были подготовлены следующие программы .

  • «Танцы народов СССР» (1937-1938)
  • «Танцы прибалтийских народов» (1939)
  • «Танцы славянских народов» (1945)
  • «Мир и Дружба» (1953)
  • Класс-концерт «Дорога к танцу» (1965). В программу входили номера «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька».
  • «В гостях и дома» (1983)
  • «Танцы народов мира»

Отдельные постановки:

  • Зимняя фантазия «Метелица» (1959)
  • Одноактный балет «Половецкие пляски» (1971), включающая номера: «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал».
  • Хореографическая картина «На катке» (1980), включающая номера: «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал».
  • Одноактный балет «Ночь на Лысой горе» (1983), включающая номера «Ярмарка» и «Ночь на Лысой горе».
  • Одноактный балет «Испанская баллада» (1983)
  • Одноактный балет «Вечер в таверне» (1986)
  • Еврейская сюита «Семейные радости» (1994)
  • Азербайджанские танцы: «Возгалы» (1937), «Таракяма» (1938), «Свидание» (1939, постановка Т.С. Израилова), «Газахи» (1939, постановка Т.С. Израилова), «Десмолы» (1941, постановка И.И. Арбатова), «Чабаны» (1959)
  • Аргентинские танцы: танго «В таверне Родригес Пенья» (1963-1965), Танец пастухов «Гаучо» (1967), «Маламбо» (1986)
  • Армянский танец «Мирчаи» (1938)
  • Армяно -курдская сюита танцев (1937): «Майнуки», «Керцы», «Крынги», «Пайлянчо», «Шейхана», «Яна-Яна», «Лоркя», «Ваграми», «Хаса-Бараси», «Наро», «Авуэ-Баши»
  • Башкирский танец «Семь красавиц» (1953)
  • Белорусские танцы: «Крыжачок» (1937), «Лявониха» (1937), «Бульба» (1940), «Юрочка» (1940), Полька «Янка» (1945), Полька «Мама» (1948)
  • Болгарские танцы: «Быстришка тройка» (1953), «Болгарский танец» (1965)
  • Бурятские танцы: Бурято-монгольская сказка «Цам» (1950)
  • Венесуэльский танец «Хоропа» (1983)
  • Венгерские танцы: «Чардаш», «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове» (1951-1952), «Танец со шпорами», «Понтозоо» (1953, пост. М. Рабаи)
  • Вьетнамский танец: «Танец с бамбуком» (1983)
  • Немецкий танец: «Немецкий вальс» (1953)
  • Греческие танцы: сюита греческих танцев «Сиртаки» («Сиртаки», «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четвёрками», «Общий финальный танец») (1991)
  • Грузинский танец: «Шалахо» (1940-1941)
  • Грузинско-аджарские танцы: «Картули» (1937), «Хоруми» (1937)
  • Гуцульские танцы: «Аркан» (1948), «Танец девушки и двух парней»
  • Египетский танец (1997)
  • Ирландский танец «Молодость»
  • Испанские танцы: «Испанская баллада» (1983), «Арагонская хота» (1963-1965)
  • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
  • Казахский танец «Кок-пар»
  • Калмыцкий танец «Чичирдык», «Ишкымдык»
  • Китайские танцы: «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу»
  • Киргизские танцы: «Юрта», «Кыз кумай», «Танец киргизских девушек»
  • Корейский танец
  • Латвийские танцы
  • Литовские танцы
  • Македонский женский танец, «Дзюрдевка», «Селянчица»
  • Марийский танец
  • Мексиканская сюита
  • Молдавские танцы: «Жок улмаре. Сюита», «Хора», «Чиокирлия», «Жок», «Молдавеняска», «Коаса», «Ла спалат», «Сфределуш», «Молдаваночка», «Хитрый Макану. Сюита», «Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба», «Юла»
  • Монгольские танцы: «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
  • Нанайские танцы: «Фехтование на палках», «Борьба двух малышей»
  • Осетинский танец «Симп»
  • Польские танцы: «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
  • Румынские танцы: «Бриул», «Мушамауа», «Оашский танец»
  • Русские танцы: «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица»
  • Словацкий танец
  • Таджикские танцы: «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой»
  • Танец казанских татар
  • Танец крымских татар «Черноморочка»
  • Танцы США : «Сквер-данс», «Назад к обезьяне (Рок-н-ролл)»
  • Торгутский танец
  • Узбекские танцы: «Пахта», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“»
  • Украинские танцы: «Веснянки. Сюита», «Прощание», «Гадание», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
  • Финский танец «Комическая полька»
  • Цыганский танец
  • Чешский танец «Чешская полька»
  • Чувашский танец
  • Эстонские танцы: «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трёх танцев»
  • Югославские танцы: «Сербиянка», «Кукунешти»
  • Якутский танец «Добрый охотник»

Примечания

  1. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (неопр.) (недоступная ссылка) . Культура.РФ (2013). Дата обращения 6 июня 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  2. , с. 357-361.
  3. Ушёл из жизни Игорь Моисеев (неопр.) . Телеканал “Россия - Культура” (2 ноября 2007). Дата обращения 6 июня 2018.
  4. Игорь Шевелев. Танцующий век (неопр.) . Российская газета (20 января 2006). Дата обращения 6 июня 2018.
  5. Оксана Полякова. Искусство танца – выше политики (неопр.) . Вечерняя Москва (29 ноября 2014). Дата обращения 6 июня 2018.
  6. Игорь Моисеев: «Нужно идеально владеть своим телом, чтобы оно стало послушным каждой мысли» (неопр.) . OrheusMusic.Ru (2013). Дата обращения 6 июня 2018.
  7. Евгения Коробкова. Десять великих танцев Игоря Моисеева (неопр.) . Известия (11 января 2016). Дата обращения 6 июня 2018.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.