Герой нашего времени читать внутренние качества печорина. Цитатная характеристика печорина

Герой нашего времени читать внутренние качества печорина. Цитатная характеристика печорина
Герой нашего времени читать внутренние качества печорина. Цитатная характеристика печорина

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РАССКАЗЕ "БЭЛА"

Исходя из текста повести М. Ю.Лермонтова "Бэла", о личности главного героя Печорина Григория Александровича можно сделать следующие выводы:
Это молодой человек, офицер, привлекательной наружности, приятный с первого взгляда во всех отношениях, имеет хорошее образование, блестящий ум, прекрасный вкус; он - эстет, истинный аристократ, звезда светского общества.
Необыкновенная противоречивость его характера (стр.587) предопределяет, что с ним "…должны случаться разные необыкновенные вещи…". Противоречия пронизывают всю его натуру: пылкая страстность и логическая рассудительность, волевая целеустремленность и фатализм, эмоциональная увлеченность и апатия, романтичность и цинизм, демократичная широта взглядов и авторитаризм, непосредственное соучастие в событиях и отстраненность.
Действия главного героя повести импульсивны, ему свойственны авантюризм, любопытство и экспериментаторство.
Широта взглядов Печорина не свойственна людям его времени, и в первую очередь - это нигилизм, присущий скорее героям романов конца XIX в. Православная вера для него скорее традиция, чем руководство к действию: "…аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?...", не стоит забывать и о его многочисленных романах в Петербурге.
Не удивительно, что Печорин проявляет живейший интерес к традициям кавказских народов, но это лишь интерес исследователя. Знать - не значит уважать и следовать. Как русские национальные традиции не являются для Печорина руководством к действию, так и все прочие нормы поведения и обычаи вызывают лишь познавательный интерес.
Ум нашего героя пытлив и изобретателен, Печорин похож на ученого, ставящего эксперименты (но, увы, на живых людях). Это блестящий психолог (предтеча Фрейда), человек, блестяще выстраивающий логические цепочки (умеющий плести интриги).
Он необыкновенно целеустремленный человек, но для достижения своей цели использует зачастую нечестные средства: провокацию, подкуп, шантаж. Ему интересен процесс достижения цели, но как только желаемое осуществлено, интерес пропадает.
Несмотря на все вышесказанное, Печорин предстает перед читателем существом крайне избалованным, в высшей степени эгоистичным и, ко всему прочему, абсолютно инфантильным. Он сам -- взрослый ребенок, который познает мир, постоянно нуждается в новых впечатлениях и новых "игрушках". Пожалуй, его жизненное кредо можно выразить строками стихотворения моего знакомого, широко известного в узких кругах поэта Павла Будкина:

"Я хочу!" - и выше нет закона,
Мне иных законов не дано,
Это слово для меня икона,
Губы в губы льются, как вино.

"Дайте мне!" - мне много не надо,
Я хочу не много - всего,
Мне угодна лишь одна ограда -
На могиле тела моего.

Нет теням! Я жив среди живущих,
Рук и губ холодных не коснусь.
Пью за пальцы теплые дающих,
Тех, к которым я еще вернусь!

Пью за то, чтоб мучило и било,
Чтобы рвало мысли на куски,
Чтобы в этой жизни что-то было,
Кроме скуки, злобы и тоски!

Пью за то, чтоб места было мало,
Чтоб трещали штампы и клише.
Я хочу, чтоб тело уставало,
Не давая уставать душе!

Мой бокал почти до края полон,
Выпью я, налей еще полней!
Пусть всегда собой венчает стол он:
Жизнь - игра, желанье - ставка в ней!
Кстати Павел большой почитатель творчества М.Ю. Лермонтова
Особенно скверно, что Печорин вполне осознает свой безграничный греховный эгоизм, но нисколько не пытается с ним бороться, напротив, всячески его культивирует.
Как не печально, но в этом человеке присутствует высокомерие, не только по отношению к "дикарям", но и к собственным товарищам и сослуживцам. Его самомнение необычайно высоко, иной раз он просто ощущает себя богом.
Но почему же личность Печорина столь привлекательна для окружающих?
Наш герой, следуя своим эгоистическим побуждениям, по-детски искренен во всех своих проявлениях. Он искренне влюбляется, искренне смел и отважен, искренен в рассказах о своем разочаровании в жизни. Ему даже хочется посочувствовать и как-то утешить.
Однако имеет ли право взрослый разумный человек, да еще с таким умом и логикой идти исключительно на поводу собственных желаний?
Результат таких действий, увы, плачевен, следствием становятся гибель ни в чем неповинных людей (Бэла, ее отец, без вести пропавший брат-подросток, испорченный, кстати сказать, самим же Печориным). Отрицание всех норм поведения в обществе делает из Печорина монстра, он даже хуже разбойника Казбича (тот не позволил себе украсть Бэлу из семьи, поменяв на лошадь)
Ради выполнения собственных амбициозных целей Печорин не готов считаться ни с чувствами, ни с жизнями других, даже дорогих ему людей. За нашим героем тянется шлейф смерти и разрушения, соприкосновение с ним приносит окружающим лишь беды и несчастия, что, в свою очередь, делает Печорина тоже несчастным, не позволяет иметь долгосрочные привязанности, превращает его в циничного странника на этой земле.
Печорин - одинокий, неприкаянный, беспокойный, "гонимый миром странник", отбрасывающий смертоносную, трагическую, роковую тень на близких и любящих его людей.

P.S. Мои краткие суждения о мыслях Печорина:
Любовь - игра,
Дружба - обуза,
Привязанность - пустяк,
Судьба - Фатум (фатализм),
Жизнь - одинокое путешествие…

Говоря о характеристике Григория Печорина, в первую очередь надо отметить, что автор произведения Михаил Лермонтов явно показал свое отношение к герою Григорию Печорину. Печорин не вписывается в общество, он как бы "выпадает" из него, и дело совсем не в его внешности. Действительно, Григорий Александрович Печорин симпатичный офицер, обладает острым умом, живая и кипучая натура, имеет взрывной характер. Однако сам Михаил Лермонтов, упоминая характеристику Григория Печорина, отмечает: "Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

Григорий Александрович Печорин - это, безусловно, собранный воедино образ людей того времени, а именно 30-х годов XIX века.

Итак, Григорий Александрович Печорин - это, безусловно, собранный воедино образ людей того времени, а именно 30-х годов XIX века. Что можно интересного сказать о характеристике Григория Печорина?

Он ведет достаточно скучный образ жизни, ему одиноко, занять себя тяжело. Хотя одно время Печорин вращается в лучших кругах общества, однако все ему надоедает: и ухаживания за дамами, и светские забавы.

С одной стороны Григорий боится, что общество негативно повлияет на него, поэтому внутренне он сторонится его влияния, но с другой стороны Печорин не беспокоится о благе и благополучии других. Мало того, что он не ценит настоящую любовь и дружбу, так ко всему прочему главный герой Лермонтова не переживает о том, что своим поведением он губит судьбы оказавшихся рядом с ним близких людей. Этот факт, безусловно, значительно омрачает характеристику Григория Печорина.

Характеристика Григория Печорина в главе "Бэла"

По ходу чтения книги и анализа героя Лермонтова Печорина становится понятно, что Григорий Александрович Печорин пускается в безрассудства просто потому, что ему скучно. Но когда страсть приключения овладевает им, он расчетлив и готов пойти на все - пожертвовать дружбой, ранить чьи-то чувства, переломить что-то внутри себя. Например, в главе "Бэла" Печорин пылает страстью к девушке Бэле, и делает все возможное, чтобы добиться ее расположения. Кажется, что Григорий Печорин любит Бэлу, но как можно объяснить то, что он безжалостно рушит ее семью, насильно похищает девушку, толкает на безумство брата Бэлы Азамата, а затем одевает личину и пытается вызвать к себе сочувствие и жалость? Вряд ли такие действия можно объяснить настоящей любовью.

Размышляя над характеристикой Григория Печорина после прочтения этой главы, видно, что на самом деле Бэла была герою Лермонтова Печорину не нужна, она стала мимолетным утолением скуки и на время, пока он ее добивался, разогнала его тоску.

Правда, Григорий Александрович Печорин не лишен сострадания. Понимая, что Бэла ему не нужна, но ее сердце он покорил, Печорин продолжает ее обманывать, только теперь его обман заключается в том, что он, якобы, горячо ее любит.

Григорий Александрович Печорин пускается в безрассудства просто потому, что ему скучно. Но когда страсть приключения овладевает им, он расчетлив и готов пойти на все.

Выводы о характеристике Григория Печорина

Говоря простым языком о герое Лермонтова Печорине, скажем, что Печорин - плохой человек, объединяющий пороки своего поколения и современного общества. Но все же, из его поступков и образа мышления можно сделать важные выводе о нравственности людей в общем, и посмотреть сквозь призму порочного характера Григория Александровича Печорина на себя.

"Бэла" - Портрет Печёрина глазами Максима Максимыча: "Молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький" "Славный был малый, только немножко странный" Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но "ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет"; мог молчать часами, а мог и быть душой компании Умеет играть на слабостях людей. Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы) Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний. Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле от-вечает: "А коли она мне нравится?

" "Видно, в детстве был маменькой избалован" (Максим Максимыч о Печорине) Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни. "Невежество и простосердечие" Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам". Ему "скучно" Ипод "чеченскими пулями" . Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны - Америку, Индию, Аравию.

"Авось где-нибудь умру на дороге" Остаётся загадочной фигурой для Максима Максимыча. Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы - в ответ на утешения Печорин смеется.

"Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи" "Максим Максимыч" Портрет Печорина глазами автора-повествователя Привлекательная внешность, крепкое телосложение "Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными" Аристократические черты. Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. "Несмотря па светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке" Неуловимость образа "С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать" Необыкновенные глаза. Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся - "признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".

Блеск его глаз "ослепительный, но холодный". "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь равнодушно спокоен» "Тамань" Трагичность личности Печорина - в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале "Тамани" фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко.

В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

В повести «Княжна Мери» Печорин говорит о себе: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассуд-ку», «во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», «одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Как видно из этих высказываний, Печорин очень объективно оценивает себя и свои поступки. Лермонтов наделил своего героя огромным анали-тическим умом. Он отлично разбирается в людях, постигает их слабые и сильные стороны и потому, видимо, выходит победителем из всех столк-новений с ними. Он строго и беспощадно судит и себя, скрупулезно анали-зируя свои поступки порой его тревожит не только личная судьба, но и судьба современного ему поколения.

Хотя Печорин не раз признается, что живет головой, а не сердцем, тем не менее он не лишен сердечных порывов. Он мучительно переживает гибель Бэлы, радуется встрече с Верой: «Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания, — признается Печорин. — О, как я обра-довался этому чувству!». Вот он бешено скачет на замученном коне, чтобы еще раз увидеть Веру, «проститься, пожать руку...» «Потеряв последнюю надежду», Печорин горько плачет, «не стараясь удерживать слез и рыда-ний». Печорина потрясла страдающая Мери, он чуть не «упал к ногам ее». Он готов броситься на шею Грушницкому. Материал с сайта

Печорин тонко чувствует величие и красоту природы Кавказа, особенно показательно это в повести «Княжна Мери» при описании раннего утра в горах во время дуэли. Хочется еще отметить его несгибаемую силу воли, решимость, смелость и храбрость. Да, Печорин — человек необычный. Он это знает и сам: «... и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Он умнее и благороднее людей светского общества, к которому принадлежит по рождению и по положе-нию, — всех этих «блестящих адъютантов, бледных москвичей», аристо-кратов, съехавшихся на воды, чтобы развлечься...

Но ум может проявиться лишь в действии. «Тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует: от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном пове-дении, умирает от апоплексического удара», — так рассуждает Печорин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитатная характеристика печорина по главе белла
  • цитатная характеристика пичорина
  • з тексту повисти оберить цитати для характеристики печоріна.
  • цитатная характеристика печорина в "мери"
  • характеристика печорина в романе герой нашего времени цитаты

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению