Виды и формы проведения мероприятий. Народные гуляния

Виды и формы проведения мероприятий. Народные гуляния
Виды и формы проведения мероприятий. Народные гуляния

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий" подготовлен для выступления на районном методическом объединении и содержит практические советы по организации внеклассных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мирновская общеобразовательная средняя школа № 34»

Ефремовский район Тульская область

Развитие творческих способностей

Учащихся через систему

Внеклассных мероприятий

Выступление

На РМО учителей начальных классов

Подготовила

Яковенко Ольга Борисовна

Учитель начальных классов

2012 год

План

  1. Введение.
  1. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.
  1. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.
  1. Система работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве через систему внеклассных мероприятий.
  1. Заключение.

I. Введение.

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности.

В школе проводился опрос учащихся школ: “Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, музыку, самостоятельно рисовать, изобретать, выдумывать что-то новое?” Оказалось, что 48% учащихся, которые, забыв, наверное, о своих дошкольных и первых школьных годах, утверждал, что ничего из перечисленного он не пытался сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагога! Разработка методики по различным видам творчества – одна из задач педагогики творчества.

При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

II. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

  1. Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.
  2. Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.
  3. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.
  4. Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
  5. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

III. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу-воспитателю необходимо четко продумать цели своей работы.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  5. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  1. Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
  2. Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
  3. Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
  4. В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

  1. предварительная работа организатора;
  2. коллективное планирование;
  3. коллективная подготовка;
  4. коллективное проведение дела;
  5. коллективное подведение итогов.

К методическим требованиям, предъявляемым к организации и проведению внеурочных мероприятий, можно отнести следующие положения:

  1. заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
  2. информативность используемого материала;
  3. привлекательность форм внеурочной работы;
  4. обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
  5. целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
  6. массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.

Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.

Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

  1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.
  2. Иметь познавательное значение.
  3. Активизировать общественную деятельность детей.
  4. Обеспечивать мыслительную активность участников игр.
  5. Создавать условия для детского творчества.
  6. Соответствовать принципу: “Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц”.

Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения– вот основные задачи, которые реализуются в игре.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

  1. Определение темы и даты проведения мероприятия.
  2. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия.
  3. Определение формы проведения мероприятия.
  4. Разработка программы-сценария мероприятия.
  5. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.
  6. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).
  7. Распределение ролей и поручений.
  8. Проведение консультаций и репетиций.
  9. Оформление места проведения мероприятия.
  10. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.
  11. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).
  12. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).
  13. Анализ мероприятия, выводы.

В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

  1. Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.
  2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.
  3. Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.
  4. Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.
  5. Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности класса. Развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога – воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

IV. Система работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве через систему внеклассных мероприятий.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:

  1. “Эти забавные животные”,
  2. “Космические путешествия”,
  3. Юные пожарные”,
  4. Горячие сердца”,
  5. “А ну-ка, девочки”,
  6. “Будущие защитники Отечества”,
  7. “Самый, самый, самый…” и т. д.

Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Среди разного рода игр можно выделить и классифицировать следующие:

  1. Игра-драматизация.
  2. Игра-загадка.
  3. Игровое моделирование.
  4. Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – наиболее приемлема для младших школьников. Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой разыгрывание какой- либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей. В процессе подготовки и проигрывания обеспечивается двойное воздействие на личность: исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу; с другой стороны, дополнительное воздействие оказывает реакция зрителей, создается единое эмоциональное состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).

Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.

Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Игра “Слепой и поводырь”: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль “слепого”, второй – роль “поводыря”. “Поводырь” в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

Игра “Моющая машина”: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

  1. “Золотая осень”,
  2. “Прощание с Азбукой”,
  3. “Праздник правил дорожного движения”,
  4. “Праздник здоровья”,
  5. “Новый год”,
  6. “Подарок мамам”,
  7. “Здравствуй, лето”,
  8. “Прощание с начальной школой” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения КТД.

Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе, эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.

V. Заключение.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

В классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Литература.

1.Журнал «Воспитательная работа в школе» №6, 2003г.

2.Журнал «Воспитательная работа в школе №1, 2004г.

3.Л.Г.Нещерет «Солнцеворот», н.Новгород: Педагогические технологии, 2008г.

4.А.Ж.Овчинникова, В.И.Мясцова, А.М.Пашкова «Как прекрасен этот мир, посмотри!»,М:Прометей, 1997г.

5.И.Л.Беляева «Семейный калейдоскоп. Программа работы с детьми младшего школьного возраста», Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие творческих способностей младших школьников через систему внеклассных мероприятий

Ш кола- педагогический центр всестороннего развития личности

Воспитательное пространство Освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач. Результат освоения воспитательной среды. Рождается внутри педагогической деятельности, благодаря специально организованной деятельности. Средство развития творческого потенциала личности ребёнка, пространство детской общности. Сообщество детей и взрослых.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Цель работы педагога- формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.

Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка. Обеспечение педагогической поддержки творческих устремлений учащихся. Повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении воспитательных дел в классе. Формирование круга традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Алгоритм построения воспитательной работы Предварительная работа организатора. Коллективное планирование. Коллективная подготовка. Коллективное проведение дела. Коллективное подведение итогов.

Требования к внеклассной деятельности. Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий. Информативность используемого материала. Привлекательность форм внеурочной работы. Обязательность выполнения взятых учащимися поручений. Целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий. Массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

Формы проведения внеурочных мероприятий

массовые эпизодические п ериодические вечера, конкурсы, викторины, КВН, концерты п остоянные п редметные недели о лимпиады к алендарные праздники

индивидуальные групповые

Организация познавательно- развивающей деятельности в икторины, аукционы знаний заседания клуба любознательных, конкурсы проектов, конкурсы эрудитов, деловые игры, интеллектуальные марафоны, смотр знаний, конкурсы изобретателей и фантазёров, турнир ораторов, устные журналы

Нравственное воспитание в ечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, литературно-музыкальные композиции, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность

Эстетическое воспитание л итературные и музыкальные утренники и вечера, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, конкурсы рисунков, чтецов, исполнителей

Патриотическое воспитание с мотры строя и песни, клуб интересных встреч, зарничка, фестиваль патриотической песни, неделя военного кино, выпуск газеты «Галерея памяти», В ахта памяти, беседы, конкурсы, викторины

Физическое воспитание Соревнования, весёлые старты, состязания сильнейших, спортивно- творческие праздники, эстафеты, малые «олимпийские » игры, День народной игры, «зоологические» забеги, турниры, походы, дни здоровья, акции

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия

Определение темы и даты проведения мероприятия. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия. Определение формы проведения мероприятия. Разработка программы-сценария мероприятия. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, музыкальное оформление, набор дидактического материала). Распределение ролей и поручений. Проведение консультаций и репетиций. Оформление места проведения мероприятия. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо). Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.). Анализ мероприятия, выводы.

Примерная схема анализа внеурочного мероприятия Актуальность выбора темы мероприятия. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям, уровню владения иностранным языком. Массовость и активность учащихся в подготовке и проведении мероприятия. Адекватность приемов, способов и форм проведения мероприятия поставленным целям. Успешность реализации поставленных целей. Оценка мероприятия участниками, коллективом педагогов учебного учреждения и методистами.


Формы и виды культурно-досуговых мероприятий, способы проведения различного рода мероприятий имеют в своей структуре один общий скелет - это организационные этапы, этапы подготовки, репетиционный период, финальный этап - непосредственно реализация замысла. Культурно-массовые мероприятия обеспечивают свободное выражение и формирование мнений, приобщение к культуре, стимулирование творческого потенциала, развития духовности, саморазвития и самообразования. Они выступают как средство приобщения детей и взрослых к совместному действию согласно плану и тематике.

В современном мире, где высока доступность компьютерных технологий, где цензура не выдерживает никакой критики, где культура общества становится с каждым годом всё ниже, возникает необходимость в проведении различного рода мероприятий, нацеленных на саморазвитие, на приобщение к культуре и спорту.

Уровень образованности детей, по сравнению с прошлыми десятилетиями, становится на порядок ниже. Достаточно почитать переписку подростков в чатах и убедиться в этом. Всё своё свободное время дети проводят за компьютером, что также негативно сказывается на их физической форме.

Дети перестали читать

Формы проведения мероприятий для школьных учреждений влючают воспитательные меры, направленные на приобщение детей к чтению. Книга всегда являлась источником информации. В нравственном, интеллектуальном и эстетическом развитии детей роль ее бесспорна - чтение улучшает грамотность, повышает общий культурный уровень, открывает новые горизонты, эмоционально обогащает, раскрывает творческий потенциал и, что немаловажно, оказывает довольно сильное влияние на формирование духовной основы личности.

Но чем больше информационные, компьютерные технологии проникают в жизнь человека, тем реже дети берут в руки книгу. В первую очередь это обусловлено их нежеланием читать. Ведь намного проще включить планшет и запустить игру. Книга же заставляет трудиться.

Мероприятие для детей в библиотеке ставит перед собой цель - приобщить ребёнка к миру литературы, показать, что от чтения можно получать эстетическое наслаждение, научить ребёнка сопереживать героям произведения, доказать, что книга и только книга является единственно верным, неиссякаемым источником информации, что она может стать другом и советчиком. Посредством литературы дети учатся видеть доброе, разумное, вечное.

Организация Дня открытой книги

Все организационные и подготовительные этапы возлагаются на библиотекаря. Программа мероприятий составляется с учетом возрастной категории детей, круга интересов и современных тенденций. Первостепенная задача - определится с темой и формой события. Затем прописывается примерный сценарий мероприятия. Для достижения цели (приобщения детей к чтению и книге) существует много различных по сложности и трудоёмкости в подготовке вариантов его проведения. Это различные викторины, литературные суды, КВН, кружки любителей литературы, книжные клубы и многое другое.

Что касается формы проведения мероприятий, она может быть произвольной, но в любом случае важно учитывать следующие факторы:

  • Мероприятие не должно быть перегружено (длительность его должна соответствовать возрастной категории: для детей младшего школьного возраста - 20-30 минут с учетом их неусидчивости, для детей постарше, подростков и старшеклассников - около часа).
  • Если это викторина или конкурс и в неё вовлечены все присутствующие участники, то вопросы должны быть оптимального уровня сложности. Ввиду сильно сложных и чрезмерно лёгких вопросов или заданий, дети быстро потеряют интерес к мероприятию.
  • Событие - не самоцель, а средство воспитания.
  • Мероприятие должно быть интересным, захватывающим, вызывать у участников и посетителей сильные эмоции и переживания, стимулировать творческие способности детей.

Библиотека - фундамент культуры

Библиотека является важным социальным институтом общества, основной задачей которого является гармоничное интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения. За учебный год библиотека проводит много акций, мероприятий, выставок, в течение года ученики, любители книги, активно посещают литературные кружки.

Летний лагерь

В летнее время, когда наступает период игр и развлечений, когда появляется возможность отдохнуть от учебы, снять напряжение, восполнить энергоресурсы, власти города совместно с учителями организовывают летний пришкольный лагерь.

Он играет очень важную роль в оздоровлении и воспитании детей. Для детей, посещающих летний лагерь, созданы максимально комфортные условия для увлекательного и полезного времяпрепровождения. В программе - походы и экскурсии по знаковым местам города, проведение различных викторин, конкурсов, литературных игр. Детей старших классов часто привлекают в летний лагерь в качестве вожатых в младших группах, развивая в них тем самым руководящие способности. Ежедневно проводится зарядка, часто организовываются танцы и всевозможные квесты. Детям в таких лагерях зачастую предоставляется питание для восполнения энергии, затраченной в активных играх.

В споре рождается истина

Фразу «В споре рождается истина» приписывают Сократу, но в то же время говорится, что Сократ «противопоставил спору диалог». У каждого старшеклассника наступает момент, когда ему уже недостаточно информации о правилах и нормах поведения, предоставленной учителем. У человека в это время проявляются такие качества, как самооценка, критичность, социальная активность. Появляется стремление к саморазвитию, а также желание самостоятельно разобраться в сложных ситуациях. В этом возрасте у старшеклассников возникает потребность в диспутах - данная форма внеклассной работы помогает высказать ученику свою точку зрения, отстоять её.

Литературный диспут — это столкновение мнений, расхождение во взглядах, словесная борьба одного участника (спор-монолог), когда один участник ведёт спор с самим собой в присутствии слушателей (ещё такой диспут называют внутренним спором), двух или более участников (спор-диалог), когда в споре относительно конкретной темы принимают участие все присутствующие.

Задача руководителя - в определении формы проведения мероприятий, обеспечении их качества, привлечении участников к организованному диспуту. Главная цель - обучить юношей и девушек противостоять оппонентам, что положительно скажется в их взрослой жизни, когда, уже вышедшие из-под опеки родителей и учителей, они, попадая в стихийные диспуты, смогут достойно выстоять и проявить себя. Умение правильно вести себя на диспуте, отстоять свою точку зрения может помочь в будущем также при приёме на работу. Подобные дебаты проводятся среди школьников с целью выработать эмоциональную стойкость перед оппонентом, способность контролировать свои эмоции во время горячего спора.

Правильно выбранная профессия - половина успеха

Способом помочь ученику, подростку, подходящему к завершающему этапу обучения в общеобразовательной школе, хоть на малую долю определиться с направлением дальнейшего обучения и профессии является мероприятие, которое часто называют Днем открытых дверей. Подобные события стали доброй традицией и проходят во всех высших (и не только) учебных заведениях минимум один раз в год. В этот день родители вместе с учениками посещают различные вузы.

Цель мероприятия заключается в донесении важной для будущего студента, абитуриента, информации о конкретном учебном заведении, освещение его плюсов и выгод. Естественно, для учебного заведения, проводящего данное мероприятие, это залог привлечения как можно большего числа студентов, здесь имеет место коммерческая выгода. Но и для родителей, безуспешно пытающихся уговорить своё чадо посвятить себя той или иной профессии, это шанс наглядно продемонстрировать все ее положительные стороны и склонить ребенка к нужному решению.

Сложно переоценить важность такого мероприятия, как День открытых дверей. Оно имеет массу положительных моментов, причём для всех - как для организаторов, так и для посетителей. Помимо информативной части мероприятия, гостей ждут экскурсии по аудиториям, возможность пообщаться с будущими преподавателями и другими студентами, узнать от них об их успехах и многое другое. А значит, это предоставляет уникальную возможность сменить скоропостижно принятое решение или ещё раз убедиться в правильности оного. Поэтому абитуриенту непременно следует посетить выбранный вуз в день открытых дверей.

Внеклассные занятия как средство воспитания

Ещё одной важной составляющей образовательного процесса является такое воспитательное мероприятие, как внеклассное занятие, проводимое непосредственно учителем или преподавателем с целью непосредственного воспитательного воздействия на детей. Организация внеклассных мероприятий по предмету способствует более успешному обучению, а также обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие детей. Это отвечает одной из основных идей воспитательного процесса.

Проведение внеклассных мероприятий способствует прокладыванию моста между теоретическими знаниями и практическим опытом, формирует профессиональные качества. Развивающее воспитательное мероприятие способствуют выявлению и развитию индивидуальных способностей, раскрытию творческих потенциалов через привлечение школьников к реализации различных проектов.

Особенностью внеклассного мероприятия является отсутствие каких-либо жестких регламентаций в выборе средств и методов. В большинстве случаев контроль результатов осуществляется эмпирически, основан на наблюдении за коллективом.

Мозговой штурм

В качестве культурно-досуговых мероприятий с древних времён проводятся различного рода интеллектуальные игры, одними из самых древних таких развлечений считаются шахматы, шашки, маджонг. Это формы проведения досуга детей, где главным инструментом является эрудиция. В таких играх, как правило, требуется отвечать на вопросы, касающиеся разнообразных сфер жизни человека, а победитель награждается каким-либо призом. Очень распространены такие игры: «Своя игра», «Интеллектуальные олимпиады», «Что? Где? Когда?» и многие другие.

Как форма воспитательного процесса такое мероприятие в состоянии превратить вполне серьёзную интеллектуальную занятость учеников в праздник, захватывающее действие, в котором с удовольствием принимают участие не только дети младших классов, но и старшеклассники.

Формы проведения мероприятий интеллектуального характера, в отличие от серьёзных предметных олимпиад, более интересны, увлекательны. Интеллектуальные игры охватывают широкий спектр жизнедеятельности человека. Целью их проведения в учебных заведениях самых разнообразных уровней является выявление способностей и стимуляция к развитию творческого потенциала учащихся. Они помогают научить детей нестандартно мыслить, принимать неожиданно верные решения в условиях ограниченного времени, позволяют детям проявить себя, применить знания и умения в конкретных ситуациях. Участие детей в интеллектуальных играх позволяет расширить кругозор, потренировать эрудицию и логическое мышление. Ведь без должной подпитки даже самый яркий талант со временем сойдёт на нет.

Спорт - это жизнь

Спортивные мероприятия и физкультурно-массовые формы проведения праздников для развития крепкого тела и здорового духа у подрастающего поколения играют немаловажную роль. Основная цель спортивных мероприятий - это популяризация спорта, так как он является залогом здоровья нации. Физические занятия отвлекают молодёжь от пагубных привычек, прививают достойные качества, способствуют формированию устойчивого психического здоровья (спорт помогает инвалидам адаптироваться к нормальной жизни с учетом их индивидуальных особенностей). Спортивные мероприятия помогают направить физическую агрессию подростков в мирное русло.

История спортивных состязаний берёт своё начало ещё с древних времён, когда родилась идея у древних римлян проводить Олимпийские игры. Такие мероприятия помогают сгенерировать энергию группы и направить ее на осуществление положительного социального действия, исключая опасность разрушения установленного порядка. Путем проведения спортивных состязаний можно удивительным образом сплотить членов одной группы и создать настоящую команду! Сейчас, помимо стандартных соревнований, таких как борьба, бег, стрельба и так далее, появляются самые невообразимые и смешные спортивные состязания, тем не менее интересные и полезные.

В рамках школьной программы по физической подготовке детей ежегодно организовывают спортивные агитбригады в форме музыкально-спортивного фестиваля, в которых принимают участие дети, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Праздник для всех

В культурно-досуговых мероприятиях принимает участие большое количество людей, иногда население всего города. Само определение термина "культурно-массовое мероприятие" имеет довольно широкий диапазон вариантов. Оно может быть проведено в форме шумных празднеств, различных торжеств, гуляний и ярмарок. Обычно культурно-массовые мероприятия проводятся на свежем воздухе, на стадионах, городских площадях. Могут носить как политический, досуговый, так и рекламный характер.

Это возможность для жителей города отдохнуть, расслабиться, а для музыкантов и различных групп самодеятельности - показать себя. Политики посредством таких событий могут привлечь на свою сторону как можно больше электората. В подобных мероприятиях органично сочетаются духовность и физическая культура, спорт и искусство.

Музыкально-поэтический вечер как одна из форм культурно-массового мероприятия представляет собой выступление одного или нескольких артистов, посвящённое тому или иному событию искусства или деятелю, часто подобные вечера проводят в приятной романтической обстановке, с чтением стихов великих поэтов, знаменитых деятелей, с исполнением песен на слова стихов поэта, которому посвящён памятный день.

На ярмарках производители имеют возможность показать свою продукцию, рассказать о ней, а посетители - попробовать тот или иной продукт и составить о нем первое впечатление. В это время молодые дарования всех сфер искусства показывают музыкальные и театрализованные представления, тем самым делая себе рекламу. Гостей ярмарки радуют также праздничная торговля, выставка техники, элитных пород птицы, ремесленные ряды и аттракционы, спортивные состязания.

Программа мероприятий обычно состоит из описания событий, указания времени их проведения, заблаговременно публикуется на сайте города. Также готовятся афиши и выпускаются буклеты, чтобы все желающие могли посетить торжество, приуроченное к какому-либо событию. Мероприятия, подразумевающие под собой собрание большого количества людей, регламентированы согласно закону. В период всего праздника обеспечивается усиленная охрана всех охваченных гулянием территорий.

Новогодние праздники: проведение мероприятий

Новый год и Рождество - это праздники, которые отмечают во всём мире. Их ждут все — от малышей до их бабушек и дедушек. Им приурочены мероприятия на главных площадях во всех городах, утренники во всех домах культуры и творчества, школах и детских садах, новогодние представления в высших учебных заведениях. Организаторы и участники, как правило, начинают готовиться к новогодним праздникам задолго до их наступления. Сценарий мероприятия утверждается высшим компетентным органом конкретного учреждения, который проводит то или иное мероприятие. В школах и детских садах к проведению торжества привлекают детей, готовят конкурсы и различные развлекательные сценки.

Главным атрибутом праздника, естественно, является украшенная ёлка, вокруг которой принято водить хороводы. Культурно-массовые мероприятия, связанные с новогодними празднованиями, были введены в России в конце 17 века Петром Великим. По правде говоря, идея празднования Нового года не 1 сентября, а 1 января быстро прижилась.

Указом Петра Великого был разработан примерный сценарий праздника - украшать вход в жилище сосновыми, можжевеловыми, еловыми ветками, с 1 января по 7 января жечь костры, веселиться, дарить друг другу подарки. Новогодние мероприятия пришли в Россию из Европы, и Петр I лично следил за выполнением всех правил празднования. В 1700 г. народ лицезрел не виданные ранее фейерверки. Идея перенести новогодние мероприятия на зимний период заключалась в том, что Пётр Великий стремился в Европу, в которой на тот момент был 1699 год от Рождества Христова, в России же был 7208 год от сотворения мира. Такая большая календарная разница приносила большие неудобства для политических взаимоотношений с Европой. Переход на летоисчисление от Рождества Христова решил одним разом массу проблем.

Массовые народные гуляния

Массовые гуляния в духе исконно русских традиций веселого массового праздника, таких как Масленица, Святки, Светлая и Радоницкая недели, Семицко-троицкий цикл, проводились на Руси с давних времён. Обычно они проходили под открытым небом с танцами, ряженьем, играми, хороводами, игрой на гармошках, сопелках, дуделках, с характерными обрядами поджигания костров, символическим сжиганием чучела.

Массовые мероприятия, сопровождающиеся многодневными народными гуляниями, берут начало ещё с дохристианских времён. Их прародительницей была Масленица. Этот праздник можно считать самым ярким и весёлым, ведь он приурочен ко дню весеннего солнцестояния, то есть к началу нового года. Дата празднования Масленицы не фиксированная, отмечается она ровно за неделю до начала Великого поста, поэтому торжественные народные гуляния отмечаются каждый год в разное время.

Агитбригада -небольшой,обычно передвижной,самодеятельный или профессиональный кон-цертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.

Академия читательская -цикл мероприятий(уроков),посвященных обучению пользователей ос-новам информационной культуры.

Акция -(от лат. actio)действие,выступление(например,политическая акция, дипломатическая акция ).

PR-акция -разнообразные мероприятия,направленные на увеличение популярности библиотеки(книги, писателя) и ее (его) узнаваемость.

Альманах - (от араб.Альманах-календарь),мероприятие о книгах(произведениях,авторах)объ-единённых по тематическому, жанровому или др. признаку.

Арт-встреча -встреча с искусством.

Арт-пространство (выставочный зал) -художественная акция(творчество),активно внедряющее-ся в реальное пространство, при этом само пространство выступает в качестве арт-объекта, или слу-жит лишь обрамлением для него.

Арт-час -час искусства.

Ассорти -мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.

Атака мозговая (мозговой штурм) -интеллектуальная игра,требующая от участников в мини-мальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного об-суждения.

Аукцион знаний -творческое мероприятие,разновидность викторины,способствующие привитиюинтереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобрете-нию знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, за-требованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы - приз по-лучает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колоколь-чик.

Аукцион интеллектуальный -интеллектуальное состязание,где можно«продать»и«купить»ма-териализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «По-купка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Цель: укрепление авторитета. Знания, стимулирование интереса к интеллектуальным и художественным ценностям, источникам информации.

Аукцион литературный -литературная игра,где копируются правила настоящих аукционов:вы-игрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопро-сы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т. д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.


Бал -литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью,более строгим эти-кетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.

Бал литературный -литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью,бо-лее строгим этикетом и классическим набором литературных тем, следующих в заранее определён-ным порядке.

Бал-маскарад -костюмированный бал.

Балаганчик -маленькое,веселое,шутовское действие,явление подобное балаганному представ-лению, по духу передает атмосферу народного праздника.

Бенефис -мероприятие,устраиваемое в честь одного автора(книги,произведения,читателя).

Бенефис книги -мероприятие,устраиваемое в честь одной книги.

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) -это мероприятие посвящено лучшему читателю.Зара-нее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого прохо-дит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровожда-ется музыкальными номерами игровой программой.

Бенефис читающей семьи -мероприятие,устраиваемое в честь одной семьи,которая определяет-ся лучшей читающей семьей в библиотеке.

Беседа -диалоговая форма массового мероприятия,которая начинается сообщением библиотекаряи продолжается разговором с аудиторией.

Беседа-диалог -беседа в форме диалога двух ведущих.

Беседа-диспут -беседа с элементами диспута(спора).

Беседа-игра -беседа с элементами игры.

Беседа-обсуждение -беседа с элементами обсуждения.

Беседа-практикум -беседа с практическими занятиями.

Библиографический обзор -краткое изложение каких-либо документов,расположенных в логи-ческой последовательности. Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий и т. д. Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными и тематическими.

Библио-глобус -мероприятие,посвященное книгам об истории,культуре,традициях разных стран,путешествиях и путешественниках.

Библио-кафе -форма мероприятия,построенного по типу кафе,где в меню вместо блюд подаютсякниги (авторы, мини-меропрития) Н-р: «В „Библиоменю“ входят книги на любой вкус: от незатей-ливых книжных блюд до самых вкуснейших и изысканнейших!»

Библиокараван -цикл выездных мероприятий,выставок,обзоров,объединенных одной темой,ипредставленных в разных организациях и учреждениях.


Библио-кросс -акция,направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или заопределенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.

Библио-обзор контрастный -обзор,в который включены книги разные и контрастные по стилю,жанру, теме (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).

Библио-шоу -библиотечное мероприятие яркое,показное,рассчитанное на шумный внешний эф-фект.

Библиотечный журфикс -это встречи с интересными людьми самых разных профессий в опреде-ленный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Биржа информационная -специально организованное развлечение,содействующее развитию ин-формационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее работу биржи. Как известно, биржа - место оптовой продажи товаров по образцам, где брокеры (маклеры) помогают продать или приобрести товар. Библиотечный «товар» информация об источнике (книге, журнале, газете и т. д.). «Брокеры» сами ищут товар, изучают его и рекламируют (продают). Роль брокеров выполняют читатели. Они ведут «банковские книги»), куда заносят заказы-задания для подготовки к биржевым торгам; найти интересную книгу по определенной тематике, отыскать в ней самый занимательный эпизод, подготовить краткий рассказ о книге. Библиотекарь просматривает записи, корректирует их, помогает советом.

Блиц -какое-либо мероприятие,очень быстрое,проводимое за короткое время или содержащеесписок вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.

Блиц-опрос -очень быстрый,проводимый за короткое время опрос.

Блиц-турнир -очень быстрый,проводимый за короткое время турнир.

Бой -соревнование между группами с использованием,например,взаимообмена знаниями.

Бой интеллектуальный -соревнование знатоков чего-либо,интеллектуало.

Бой ораторов -соревнование ораторов.

Брейн-ринг -игра между двумя(и более)командами в ответы на вопросы.Их преимущества в том,что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают воз-можность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.

Бюро литературных новинок -мероприятие по продвижению новинок литературы среди чита-тельской аудитории, пропаганда лучших литературных имен, в том числе через организацию творче-ских встреч.

Вернисаж -мероприятие,посвященное художественному творчеству,проводимое в торжественнойобстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица.

Вернисаж литературный -мероприятие,посвященное иллюстраторам книг,проводимое в торже-ственной обстановке.


Вечер -вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения;вечера могут быть литера-турными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.; организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению.

Вечер библиотечный -комплексное мероприятие,сочетающее познавательные и занимательныеэлементы, межличностное общение участников, художественное (литературное, изобразительное, музыкальное) оформление. Может быть на любую тему: вечер исторический,вечер изящной сло-весности, вечер загадочный, вечер краеведческий, вечер критики и восхвалений, вечер отдыха, вечер памяти, вечер-фантазия, вечер семьи, вечер смеха/юмора, вечер-встреча, вечер-дискуссия, вечер-комплимент и др.

Вечер библиографический -вечер,посвященный библиографии,с использованием библиографи-ческих методов и форм работы.

Вечер вопросов и ответов -мероприятие,позволяющее участникам получить ответы на животре-пещущие вопросы из «первых уст», из официальных источников (представителей органов местной власти, организаций, учреждений).

Вечер книги -посвящается фактам и событиям,изложенным в произведениях печати,а такжежизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений. Проводятся вечера, знакомя-щие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранны-ми с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

Вечер литературный -массовое мероприятие,которое посвящается творчеству того или иного пи-сателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам).

Вечер поэзии -массовое мероприятие,которое посвящается поэзии,может посвящаться творче-ству одного поэта или отдельной теме.

Вечер поэтического настроения -массовое мероприятие,которое посвящается поэзии,сопровож-дается чтением стихов всеми присутствующими или большинством.

Вечер-аукцион -вечер с элементами аукциона.

Вечер-портрет -мероприятие,цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера,ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный старо-жил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие приносит когда присутствует герой вечера. Мероприятие прово-дится также как и литературный вечер.

Вечер-посвящение -вечер,посвященный кому-либо или чему-либо.Вечер-реквием-вечер памя-ти, посвященный печальным или трагическим датам истории.

Вечер художественного чтения -специально организованная программа выступлений в нефор-мальной камерной обстановке. Чтецы один на один со слушателями, без грима, декораций, бутафо-рии, световых эффектов, исполняют композиции по известны произведениям, читают стихи или рас-сказы.

Вечер-элегия -музыкальный или лирический вечер,посвященный поэтическим или музыкальнымпроизведениям, проникнутым меланхоличным, печальным настроением.


Комильфо-вечер (вечер хороших манер) -вечер,посвященный этикету.

Вечеринка литературная -встреча друзей,знакомых(обычно вечером)для обсуждения литера-турных произведений, посвященная литературным темам, проведенная в неринужденной, дружеской обстановке.

Вечеринка светская -встреча друзей,знакомых(обычно вечером)для совместного проведениявремени, отдыха, развлечения в непринужденной, дружеской обстановке.

Видео-мероприятие или его часть,связанное с записью и воспроизведением видеоинформации,несущая информацию об изображении и демонстрирующее его.

Видеовикторина -викторина с использованием видеофрагментов.

Видеокруиз -мероприятие-путешествие(круиз)с использование видеоматериалов.

Видеолекторий -лекторий,использующий видеофрагменты.

Видеосалон -цикл мероприятий,где показываются видеоматериалы(фильмы,клипы и т.д.).

Видеоурок -урок,построенный с помощью видеоматериала Видеоэкскурсия-экскурсия,запи-санная и воспроизводящаяся с помощью видеоаппаратуры Видеоэнциклопедия - мероприятие, по-строенное по типу энциклопедии, с помощью видеоматериала Визит - официальное посещение, с деловой целью Визитки литературные - мероприятие, состоящее из кратких характеристик каких-либо произведений, книг, авторов поданных в интересной (можно театрализованной) форме.

Викторина -познавательная игра,состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областейзнаний с целью расширения образовательного кругозора присутствующих. Подбор вопросов осу-ществляется с учетом возраста присутствующих, уровня их знаний. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».

Викторина-поиск -мероприятие с элементами поиска ответов на занимательные вопросы по со-держанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

Викторина сюжетная -интеллектуальная игра,построенная на основе занимательного сюжета,вкоторый вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т. д.

Шанс-викторина -викторина,в которой участвующему даются варианты ответов.

Экспресс-викторина -быстро(за короткое время)проведенная викторина.

Электронная викторина -викторина с применением компьютерных технологий.

Витражи -литературные мероприятие о произведениях декоративного искусства изобразительногоили орнаментального характера.

Витрина литературная -мероприятие,подготовленное для демонстрации предлагаемых книг,произведений, средство рекламы данных книг, произведений.


Встреча -собрание,устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь,беседы,обсуждения,торже-ство по поводу прибытия кого-либо.

Встреча за самоваром -встреча в камерной обстановке с угощением.Как правило,на фольклор-ную тему.

Встреча литературная -встреча,посвященная литературе.

Встреча тематическая -встреча,посвященная какой-либо теме.

Встреча-интервью -встреча,подготовленная и проведенная в форме интервью.

Встреча-презентация -официальное представление,открытие чего-либо созданного,организо-ванного (н-р, презентация нового журнала,книги,организации и т. п.).

Встреча читающих людей (читателей) -собрание в библиотеке любителей и знатоков книги,чте-ния, с целью обсудить вместе вопросы формирования позитивного образа человека читающего.

Выборы литературные -мероприятие,посвященное избранию путем голосования лидеров средилитературных героев или имитация избирательной кампании, где кандидатами выступают литера-турные герои.

Выставка -форма библиотечного обслуживания,обеспечивающая путем наглядной демонстрациидокументов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах. Разные формы и виды выставок смотри ниже (2 часть пособия).

Газета-молния -особый вид мероприятия,содержащий экстренные сообщения о каких-либо важ-ных событиях, требующих безотлагательного размышления, призывающих к скорейшему решению.

Газета говорящая (устная) -чтение вслух одним или несколькими чтецами статей и информациииз текущей прессы.

Газета живая -театрализованное представление,основанное на газетном материале или на острыхзлободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жан-ров журналистики.

Галерея -мероприятие,построенное по типу последовательного ряда,вереницы образов,типов,тем.

Гид литературный -мероприятие-путеводитель по литературным местам или книгам(произведе-ниям).

Глобус литературный -мероприятие-рассказ о писателях разных стран.

Горница поэтическая -комплексное мероприятие,оформленное как поэтическая встреча в обста-новке народного быта. Здесь уместен разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйкой вечера может стать народная сказительница или баян, Арина Родионовна и др. В гости к ним приходят герои народного эпоса - богатыри, купцы и т.д. Оформление интерьера соответствует фольклорному характеру встречи.

Гороскоп литературный -мероприятие,построенное по типу гороскопа,где литература(книги,авторы) подобраны по знакам того или иного гороскопа.


Гостиная литературно-музыкальная -комплексное мероприятие,оформленное как тематическаявстреча в камерной обстановке. Различают поэтические, литературно-музыкальная, музыкальные, театральные гостиные. Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мяг-ких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым. Тема-тика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие рассказы. Театральная гос-тиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустни-ка. М. также Салон.

Громкое чтение -мероприятие универсальное для всех возрастов,где читатели собираются длячтения вслух небольшого по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами.

Гуляние народное -времяпрепровождение большого количества людей под открытым небом сразвлечениями, танцами, в библиотечной практике обычно посвящено различным народным кален-дарным праздникам (масленица, святки и т. д.), сопровождается рассказом и показом народных тра-диций.

Гурман-вечер любителей…. жанра -вечер,посвященный определенному жанру литературы,под-

готовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.

Дебаты литературные -публичные споры при обсуждении литературных тем,обмен мнениями политературным вопросам.

Дебют -первое появление для публики книги,автора,произведения и т.д.

Дебют литературный -первое появление для публики литературного произведения или автора.

Девичник -встреча,вечеринка,на которые собираются девушки,женщины или может быть меро-приятие о книгах, посвященных женщинам или написанных женщинами.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23

I. Введение.

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности.

В школе проводился опрос учащихся школ: “Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, музыку, самостоятельно рисовать, изобретать, выдумывать что-то новое?” Оказалось, что 48% учащихся, которые, забыв, наверное, о своих дошкольных и первых школьных годах, утверждал, что ничего из перечисленного он не пытался сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагога! Разработка методики по различным видам творчества – одна из задач педагогики творчества.

При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

II. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

  1. Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.
  2. Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.
  3. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.
  4. Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
  5. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

III. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу-воспитателю необходимо четко продумать цели своей работы.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  5. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

  • предварительная работа организатора;
  • коллективное планирование;
  • коллективная подготовка;
  • коллективное проведение дела;
  • коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.

Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.

Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

  • Игра должна содействовать сплочению коллектива.
  • Иметь познавательное значение.
  • Активизировать общественную деятельность детей.
  • Обеспечивать мыслительную активность участников игр.
  • Создавать условия для детского творчества.
  • Соответствовать принципу: “Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц”.

Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения– вот основные задачи, которые реализуются в игре.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.

В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

  1. Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.
  2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.
  3. Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.
  4. Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.
  5. Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности класса. Развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога – воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

IV. Система работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве через систему внеклассных мероприятий.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:

  • “Эти забавные животные”,
  • “Космические путешествия”,
  • “Юные пожарные”,
  • “Горячие сердца”,
  • “А ну-ка, девочки”,
  • “Будущие защитники Отечества”,
  • “Самый, самый, самый…” и т. д.

Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Среди разного рода игр можно выделить и классифицировать следующие:

  1. Игра-драматизация.
  2. Игра-загадка.
  3. Игровое моделирование.
  4. Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – наиболее приемлема для младших школьников. Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой разыгрывание какой- либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей. В процессе подготовки и проигрывания обеспечивается двойное воздействие на личность: исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу; с другой стороны, дополнительное воздействие оказывает реакция зрителей, создается единое эмоциональное состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).

Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.

Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Игра “Слепой и поводырь”: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль “слепого”, второй – роль “поводыря”. “Поводырь” в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

Игра “Моющая машина”: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

  • “Золотая осень”,
  • “Прощание с Азбукой”,
  • “Праздник правил дорожного движения”,
  • “Праздник здоровья”,
  • “Новый год”,
  • “Подарок мамам”,
  • “Здравствуй, лето”,
  • “Прощание с начальной школой” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения КТД.

Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе, эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.

V. Заключение.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

В классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Культурно-массовые мероприятия проводятся с целью всестороннего духовного развития человека. Со спецификой их подготовки, а также разнообразием форм вы можете ознакомиться из материалов данной статьи

Организация и проведение масштабных социально-культурных массовых мероприятий имеет свои особенности.

Они зависят от таких факторов, как масштаб, многопрофильность и многоплановость.

При подготовке таких мероприятий требуется координация действий различных учреждений и служб.

Главное в статье:

Какие функции выполняет культурно-массовая работа

Культурно-массовая деятельность имеет универсальный характер, который объясняется, в первую очередь, богатством ее видового и предметного разнообразия. Главная цель такой работы заключается в обеспечении всестороннего духовного развития населения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Ее основными функциями являются:

  1. Гедонистическая.
  2. Воспитательная.
  3. Развивающая.
  4. Социализации.
  5. Возрождения народных традиций.
  6. Художественно-творческой активности.

Культурно-массовая работа в определенной степени носит характер забавы, направленной на то, чтобы отвлечь посетителей от насущных проблем. При этом она несет в себе что-то новое, способствующее дополнительному образованию и самообразованию человека.

В процессе такой работы воспитывается эстетический вкус, развиваются творческие способности, происходит возрождение духовных ценностей. Она является своеобразным стимулом социальной активности людей, включения их в культурно-творческий процесс.

Какая специфика подготовки массовых мероприятий соцкультурной направленности

Работа по подготовке и проведению массового характера осуществляется в поэтапном порядке. Начинается она с создания оргкомитета. Его председателем, как правило, назначается представитель соответствующего органа власти. В состав могут быть включены сотрудники разных структур, которые отвечают за те или иные виды работы.


В обязанности оргкомитета входит:

  • составление плана работы и определение общего замысла события;
  • нахождение источников финансирования и утверждение сметы расходов;
  • оказание помощи в установлении связи между другими организациями и учреждениями;
  • наблюдение за ходом мероприятия;
  • анализ проделанной работы.

На заседаниях организационного комитета заслушивается информация, касающаяся подготовки по каждому отдельному направлению мероприятия. Члены комитета могут выезжать на места и оказывать помощь в налаживании взаимосвязи между теми или иными структурами, которые имеют непосредственное отношение к данному событию.

Кроме головного оргкомитета, могут создаваться организационные комитеты регионального уровня или же отдельные рабочие группы по конкретным направлениям общей программы. Работа каждого из этих структурных элементов осуществляется в соответствии с планами. В них детально описывается профильная часть программы мероприятия.

Работа оргкомитета продолжается даже после начала мероприятия. В это время члены комитета ведут наблюдение за ходом события, при необходимости оказывают помощь. По его окончании оргкомитет проводит анализ проделанной работы.

Отдельную специфику имеет организация таких культурно- массовых мероприятий, как конкурсы и смотры. Их подготовка и проведение осуществляется в следующем порядке:

  • создание рабочей группы;
  • уточнение целей и задач;
  • планирование работы;
  • назначение ответственных за каждый раздел плана;
  • подбор участников;
  • подготовка сценарной основы;
  • репетиционно-постановочные действия;
  • реализация проекта;
  • анализ полученного результата;
  • подведение итогов.

Оргкомитет разрабатывает условия конкурса, организовывает оповещение, осуществляет предварительный отбор участников. Особая роль в подготовке и проведении данных мероприятий отводится жюри.

Как провести культурно-массовое мероприятие

Проведение массового мероприятия социально-культурной направленности – процесс сложный, требующий тщательной подготовки. Его основными этапами являются:

  • определение темы, задач, масштаба и формы мероприятия;
  • сбор первоначальной информации и формулировка целей;
  • составление сметы;
  • создание рабочих групп для подготовки и проведения события;
  • разработка сценария;
  • проведение репетиций;
  • реализация проекта;
  • анализ мероприятия.

Деятельность рабочих групп направлена на решение единой задачи, которая заключается в достижении понимания целесообразности этой деятельности. Если каждый участник группы будет заинтересован в осуществлении поставленной задачи, станет намного легче.

Очень важным моментом является создание оптимальных организационно-педагогических условий для осуществления творческого процесса. Это позволит выработать у участников чувство ответственности за порученное дело. У них появляется возможность соизмерить собственные силы.

Наиболее сложным и не менее ответственным этапом является проведение самого мероприятия. При этом очень важно иметь план наблюдения за его эффективностью. Организаторы каждую минуту должны быть готовыми к любой, даже самой неожиданной реакции зрителей. Ведь самое главное, это не растеряться и найти выход из любой ситуации.

Заключительным этапом является анализ массового мероприятия. Он проводится для того, чтобы участники, выполняя оценку проделанной работы, смогли проявить самокритичность. В результате анализа делаются выводы, учитываются все недоработки, вносятся предложения, разрабатываются рекомендации.

Какие формы проведения массового мероприятия

В современном обществе накопилось достаточное количество практического опыта в области проведения массовых мероприятий. С годами сложились определенные культурные традиции, сформировались основные формы и приемы.

Сегодня можно выделить два типа массовых мероприятий:

  1. Крупномасштабные – массовые зрелища, театрализованные представления, праздники и другие;
  2. Маломасштабные – ритуальные и церемониальные шествия.

Наиболее часто массовые мероприятия проводятся в форме праздника. Эта форма события отличается такими качествами, как:

  • многогранность;
  • коллективное сотворчество;
  • способствование формированию и духовному развитию человека;
  • способность отражать художественные, исторические и экономические ценности народа.

Массовые праздники и зрелища в своей структуре могут содержать представления, ритуалы, обряды, спектакли, состязания, парады, шествия и прочее. Хотя каждая из перечисленных форм может существовать и как отдельная единица.

Наиболее крупной формой современного массового мероприятия является театрализованное представление. Оно проводится на основе сценария и имеет собственную идейно-тематическую основу. В настоящее время такое событие проводится редко, так как для его осуществления требуется немало организационных усилий и финансовых затрат.

Такие крупномасштабные мероприятия в большинстве случаев проводятся для детей в период новогодних праздников во дворцах культуры. Если речь идет о маломасштабных событиях, то они могут входить в состав крупномасштабных или же проводиться самостоятельно.