Биографии писателей и поэтов. Основные даты жизни, творчества и общественной деятельности в

Биографии писателей и поэтов. Основные даты жизни, творчества и общественной деятельности в

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО 5

1853 15 (27) июля - В городе Житомире Волынской губернии родился Владимир Галактионович Короленко.

1864 - Поступает в гимназию.

1871 - С серебряной медалью оканчивает гимназию и поступает в Технологический институт в Петербурге.

1873 - Уход из института. Корректорская работа.

1874 - Принят в Петровскую земледельческую и лесную академию.

1876 - Исключен из академии за подачу коллективного заявления. Поселение в Кронштадте под гласным надзором полиции. Чертежная, работа.

1877 - Поступает в Горный институт в Петербурге. Корректорская работа в газете «Новости». Участие в похоронах Некрасова.

1878 - Изучает сапожное ремесло, намереваясь принять участие в «хождении в народ».

Братьями Короленко, Владимиром и Юлианом, переведена книга Ж. Мишле «Птица». Первое выступление в печати - заметка в газете «Новости» - «Драка у Апраксина двора (Письмо в редакцию)».

1879 - Арест и высылка в город Глазов Вятской губернии. Сапожный труд. В журнале «Слово» напечатаны «Эпизоды из жизни «искателя». Выслан в Березовские Починки.

1880 - Арест и препровождение в вышневолоцкую политическую тюрьму. Написан рассказ «Чудная». Короленко отправлен в ссылку в Сибирь. На арестантской барже писался очерк «Ненастоящий город». Возвращен с дороги и поселен под надзором полиции в городе Перми. В «Слове» напечатан «Ненастоящий город». Служба табельщиком и письмоводителем на железной дороге.

1881 - Напечатан рассказ «Временные обитатели «подследственного отделения». Отказ от присяги. Выслан в слободу Амга Якутской области.

1882–1884 - Земледельческий и сапожный труд. Написаны рассказы «Убивец», «Сон Макара», работа над рассказами «Соколинец», «В дурном обществе», «Бродяжий брак» («Марусина заимка»), «Станочники» («Государевы ямщики») и др.

1885 - Поселение в Нижнем Новгороде. Сотрудничество в газетах «Волжский вестник» и «Русские ведомости». Напечатаны рассказы «В ночь под светлый праздник», «Старый звонарь», «Глушь», «Сон Макара», очерк «На станке». Участие в журналах «Русская мысль», «Северный вестник». Появились рассказы «Убивец», «Соколинец».

1886 - Опубликован «Лес шумит». Женитьба на А. С. Ивановской. Посетил Л. Н. Толстого. Напечатаны повесть «Слепой музыкант», рассказы «Сказание о Флоре Римлянине», «Море», очерк «Содержающая». Вышел в свет 1-й том «Очерков и рассказов».

1887 - «Прохор и студенты». Знакомство с А. П. Чеховым и Г. И. Успенским. «На заводе». Вошел в редакцию «Северного вестника». Напечатаны «За иконой», «На затмении». Отдельное издание «Слепого музыканта». Работа в Нижегородской архивной комиссии.

1888 - Напечатаны «По пути». «Из записной книжки» (первая редакция «Черкеса»). «С двух сторон». Выход из редакции «Северного вестника». Рассказ «Ночью».

1889 - Встречи с Н. Г. Чернышевским в Саратове. Посещение Короленко А. М. Горьким.

1890 - Вышли очерки «В пустынных местах», «Павловские очерки».

1892 - Работа на голоде. Статьи «По Нижегородскому краю».

Появились в печати рассказы «Река играет», «Ат-Даван». Сотрудничество в «Русском богатстве».

1893 - Статьи «В голодный год» в «Русском богатстве». Заграничное путешествие.

1894 - Напечатаны «Парадокс», «Божий городок», «Драка в Доме». Вошел в редакцию «Русского богатства».

1895 - Напечатана в «Русском богатстве» повесть «Без языка». Появился очерк «В борьбе с дьяволом». Вторичное разбирательство мултанского дела. Статьи в защиту мултанцев.

1896 - Переезд в Петербург. «Фабрика смерти», «В облачный день». Работа над рассказом «Художник Алымов». Выступление защитником в мултанском деле.

1897 - Поездка в Румынию. «Над лиманом».

1899 - Напечатан очерк «На даче» («Смиренные»). Написана сатирическая сказка «Стой, солнце, и не движись, луна!». Работа над повестью «Набеглый царь». Вышел в свет рассказ «Маруся» («Марусина заимка»).

1900 - Избран почетным академиком. Редакторская работа. «Огоньки». Поездка в Уральск. Переезд в Полтаву. Напечатан рассказ «Мгновение».

1901 - Напечатаны рассказы «Мороз», «Последний луч», очерки «У казаков».

1902 - Поездка в город Сумы на процесс павловских сектантов. «Воспоминания о Г. И. Успенском». Отказ от звания почетного академика.

1903 - Напечатаны статьи «Самодержавная беспомощность» и «Суррогаты гласности для высочайшего употребления». Рассказ «Не страшное». Поездка в Кишинев. Написан очерк «Дом № 13» (не пропущен цензурой). Празднование пятидесятилетнего юбилея Короленко.

1904 - Короленко - редактор-издатель «Русского богатства».

Воспоминания «Памяти А. П. Чехова». Напечатаны «Воспоминания о Чернышевском». Опубликован рассказ «Феодалы».

1905 - Статья «9 января в Петербурге». Начало работы над «Историей моего современника». Участие в газете «Полтавщина» (позже «Чернозем»). Борьба с погромщиками в Полтаве. Воззвания к населению города с антипогромными призывами. Запрещение «Русского богатства» за печатание «Манифеста» Петербургского Совета рабочих депутатов. Напечатан очерк «Дом № 13». Около 60 статей на общественно-политические темы.

1906 - «Открытое письмо статскому советнику Филонову». Травля писателя черносотенцами. Начала печататься «История моего современника». Опубликована статья «Слова министра. Дела- губернаторов». Около 40 статей в течение года.

1907 - Напечатаны статья «Сорочинская трагедия», «Из рассказов о встречных людях».

1909 - Очерк «Наши на Дунае».

1910 - Статьи «Бытовое явление», «Черты военного правосудия». Встреча с Л. Н. Толстым. Участие в похоронах Толстого.

1911 - Напечатаны статьи «В успокоенной деревне», «К чертам военного правосудия», «Истязательская оргия», «Ликвидация псковской голодовки» и др.

1913 - Статья о Короленко в «Рабочей правде» «Писатель-гуманист». На процессе Бейлиса в Киеве. Статьи «Господа присяжные заседатели».

1914 - Выезд за границу на лечение. Подготовка к изданию полного собрания сочинений. Вышло в течение года девять томов полного собрания сочинений в издательстве т-ва А. Ф. Маркс.

1915 - Статья «Отвоеванная позиция». Возвращение в Россию. «Мнение мистера Джаксона о еврейском вопросе». Работа над повестью «Братья Мендель».

1916 - Редакторская и публицистическая деятельность. Напечатаны статьи «Старые традиции и новый орган», «О ма-риампольской измене» и др. Работа над «Историей моего современника».

1918 - Работа над «Историей моего современника». Статья «На помощь русским детям».

1919 - Работа в Лиге спасения детей. Протесты против грабежей и погромов деникинцев. Шесть «Писем из Полтавы». Издан 2-й том «Истории моего современника».

1920 - Посещение А. В. Луначарским. Работа над 3-м томом «Истории моего современника». Письма Луначарскому о текущих событиях.

1921 - Резкое ухудшение в состоянии здоровья. Закончен 4-й том «Истории моего современника». 25 декабря Короленко умер. 27 декабря на заседании IX Всероссийского съезда Советов делегаты почтили память писателя. 28 декабря - траур в Полтаве, гражданские похороны В. Г. Короленко.

Из книги Карпинский автора Кумок Яков Невахович

Основные даты жизни и деятельности 1846, 26 декабря (7 января 1847 н.ст.) - Рождение А.П.Карпинского на Урале, Богословский завод (ныне г.Карпинск).1858, лето - Путешествие в «золотом караване» в Петербург.7 августа - Поступление в Горный кадетский корпус.1866, 11 июня - Окончание

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Дополнение к портретам автора Шубин Борис Моисеевич

Некоторые даты жизни, творчества и медицинской деятельности А. П. Чехова 1860 – 17(29) января – рождение А. П. Чехова.1869–1879 – Учеба в Таганрогской классической гимназии.1879 – Переезд Антона Павловича в Москву и поступление на медицинский факультет Московского университета.1880

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1912 г. Родился в Нью-Йорке1932 г. Получил степень бакалавра по экономике и математике в Ратгерском университете1937 г. Началось многолетнее сотрудничество с Национальным бюро экономических исследований1950 г. Являлся консультантом по

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

Основные даты жизни и деятельности 1912 г. Родился в Винчестере1934 г. Окончил Йельский университет со степенью бакалавра экономики1936 г. Получил степень магистра юриспруденции в Бейлиол-колледже Оксфордского университета1937 г. Начал карьеру на Уолл-стрит1937 г. Женился на

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

Основные даты жизни и деятельности 1947 г. Родился в городе Энн-Арбор1969 г. Получил степень бакалавра в Принстонском университете1971 г. Получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса1973 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском университете, стал профессором

Из книги автора

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги автора

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Более чем сорокалетний творческий путь Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) поровну распределяется между XIX и XX вв. Его первый рассказ («Эпизоды из жизни искателя») был написан в 1879 г., а почти за неделю до смерти он еще работал над своим главным произведением — «Историей моего современника».

Соответственно многое связывает писателя с русской классической литературой XIX в., но и век двадцатый с его настойчивыми поисками путей переустройства жизни во всех ее сферах и не менее настойчивым стремлением дать новую жизнь искусству, вдохнуть в него новое содержание оказал существенное влияние на творчество Короленко.

Необычайна биография писателя. Его отец — украинец, состоявший на русской государственной службе и исполнявший свои обязанности судьи с поистине «дон-кихотской» честностью, которую и унаследовал его сын. Мать — полька, человек религиозный, совершавшая свой тихий подвиг любви, «соединенной с печалью и заботой», так же самозабвенно, как героиня повести «Слепой музыкант».

Детство свое Короленко провел в Житомире и Ровно — небольших городках юго-западной России, где национальные проблемы стояли особенно остро. Отдав в детстве дань романтическому увлечению героическим прошлым Украины и Польши, юный Короленко обращается к «передовой русской мысли», и это приводит к тому, что родной становится «не Польша, не Украина, не Волынь, не Великороссия, — а великая область русской мысли и русской литературы, область, где господствовали Пушкины, Лермонтовы, Белинские, Добролюбовы, Гоголи, Тургеневы, Некрасовы, Салтыковы».

И в дальнейшем жизнь многократно будет ставить Короленко в положение, когда нужно делать выбор, причем внешне ситуация будет такова, что по видимости никакого выбора не будет требоваться. Так, например, после убийства народовольцами Александра II правительство потребовало, чтобы все осужденные по политическим делам подписали присягу «на верноподданство новому государю».

Для большинства осужденных это была пустая формальность, а вопрос, подписывать или не подписывать, даже не ставился. Но Короленко после долгих и нелегких размышлений отказался от присяги, поплатился за это ссылкой в Якутию, но никогда впоследствии не сомневался в правильности своего поступка.

Точно так же, когда «по высочайшему повелению» в 1902 г. было отменено избрание М. Горького в почетные академики, Короленко вместе с Чеховым отказался от этого почетного звания. Объясняя мотивы своего отказа, Короленко писал: «...моя совесть, как писателя, не может примириться с молчаливым признанием принадлежности мне взгляда, противоположного моему действительному убеждению» (10, 346).

Когда появились первые очерки и рассказы Короленко, то критикой прежде всего была отмечена романтическая направленность его произведений, сочетающаяся с очень конкретными бытовыми и даже этнографическими описаниями. Тема «вольной волюшки», к которой всегда стремится его герой, каким бы маленьким ни казался он самому себе и окружающим и сколь бы суровыми и бесчеловечными ни были обстоятельства его жизни, быстро выявила своеобразие творчества молодого писателя.

Откликаясь на запросы своего времени, Короленко в критических статьях, дневниковых записях, письмах часто размышляет о том, какие требования к литературе выдвигает современная эпоха, каким должно быть искусство нового времени, что может оно взять из прошлого и что мешает дальнейшему его движению.

Широко известны высказывания Короленко о том, что реализм и романтизм представляют собой как литературные направления абсолютизацию двух противоположных методов изображения человека и общества в их взаимосвязи. Короленко считал, что реализм, основное требование которого — «верность действительности», уподобляет литературу зеркалу, отражающему «то, что есть», «данное состояние общества».

А так как литература целиком зависит от данного состояния общества (в качестве научного обоснования такой зависимости Короленко, в частности, ссылается на теорию И. Тэна), то дать верное отражение действительности — это значит раскрыть причинную обусловленность явлений жизни, отражаемых литературой.

Именно так понимаемый реализм, писал Короленко в 1887 г., идет по тому же пути, что и «чистая наука», но при всей их близости цели науки и искусства все же различны: «И в то время как цель научной работы — дать точное познание предмета в его соотношениях к другим, цель художественного произведения включает в себя первую и прибавляет к ней еще новую: оно стремится установить непосредственную связь данного предмета с глубокими тайниками вашей души посредством вашего воображения, посредством отраженных симпатических чувств и т. д.».

Сведение задачи искусства к установлению «причин и неминуемых следствий» Короленко считал заблуждением, происходящим от смешения одного из важнейших принципов искусства с его целью. Реализм для него «лишь условие художественности, условие, соответствующее современному вкусу, но <...> он не может служить целью сам по себе и всей художественности не исчерпывает».

Неоднократно подчеркивая, что деятельность человека не может выйти «из пределов причинности» и, следовательно, «наши идеалы отразят на себе наш характер, наше прошлое», Короленко в то же время утверждал, что хотя это отражение является важным условием искусства, цель его все же — «в движении, в тех или других идеалах».

Позднее в письме к В. Гольцеву (1894) Короленко противопоставит две точки зрения на художественное творчество: Чернышевского,6 писавшего, что художники «только слабые копиисты» природы, а потому «явление всегда выше изображения», и что нужно стремиться «к реальной правде, как к пределу», — и Мопассана, который подчеркивал, что художник «творит свою иллюзию мира, то, чего нет в действительности, но что он создает взамен того, что есть».

Короленко призывает соединить в одно эти положения, так как не может быть иллюзии мира «без отношения к реальному миру», и в мечтах, идеалах, иллюзиях героев художественных произведений или их создателя всегда проявляется «рождающееся в нас новое отношение человеческого духа к окружающему миру».

Идеал же Короленко определял и как «высшее представление о правде», живущее в душе художника, и как мечту, «являющуюся наилучшим критерием действительности», и как «общую концепцию мира», в соответствии с которой художник группирует явления окружающей жизни, и просто как «возможную реальность».

Отсюда цель истинного художественного произведения заключается, по мысли Короленко, в том, чтобы воспринимающий его мог или представить себе критерий, с которым подходит художник к отражению действительности, или в самом этом отражении мог найти то, что соответствует «высшему представлению о правде», выработанному художником. Последнее же требование заставляет писателя (и это весьма важно для понимания творчества Короленко) изображать «не одно то, что является господствующим в данной современности».

Короленко не принимает натурализм, в произведениях представителей которого действительность принижается и лишается героического начала, а человек полностью определяется жизненными условиями и не способен подняться над ними. Отдавая должное натуралистам за попытку освоения достижений естественных наук и за внимание к новым явлениям жизни, Короленко считал, что уделом натуралистической литературы становится средний, обычный человек.

В то же время романтизм, сосредоточивающий внимание на человеке незаурядном, героическом, стоящем вне общества, не способен, по утверждению Короленко, объяснить, как сложилась такая личность, да и принципиально не ставит такой цели.

Поэтому новое направление в литературе должно стать синтезом реализма и романтизма, в котором крайности этих направлений исчезнут. В соответствии с этим изменится и отношение к герою. «Открыть значение личности на почве значения массы — вот задача нового искусства, которое придет на смену реализма», — пишет Короленко.8 Подобного синтеза в литературе конца XIX столетия не произошло, но реалист Короленко никогда не забывает в своем творчестве о романтико-героическом начале в жизни.

Для русской общественной мысли конца XIX — начала XX в. был характерен обостренный интерес к социологическим проблемам. В это время, помимо статей Н. Михайловского, большой популярностью пользуются социологические работы П. Лаврова, В. Берви-Флеровского, С. Южакова, М. Ковалевского. С большим интересом читаются и обсуждаются труды по философии и социологии И. Тэна, Г. Спенсера, О. Конта, Г. Тарда, П. Лакомба, Э. Дюркгейма.

В 90-е гг. возникает увлечение марксистской социологией. Эту особенность в развитии русской общественной мысли хорошо выразил в своих воспоминаниях Д. Овсянико-Куликовский: «„Социология“, не для меня одного в ту эпоху, было слово особенное, слово с обаянием и властью, — одно из тех, от которых воспламеняются молодые души, — и его магическая сила не уступала могуществу таких вещих слов, каковы Свобода, Прогресс, Идеал и т. д. Социология — венец научного здания. Она откроет законы социальной жизни и прогресса и тем самым даст человечеству возможность преодолеть все отрицательные стороны, все бедствия и недуги цивилизаций».

В 80-х гг. для большинства свободомыслящей русской интеллигенции стала очевидной несостоятельность практических форм и методов борьбы за социальную справедливость, выдвинутых народниками. Но была и другая сторона теории народников — этическая.

И если процесс осмысления ряда народнических догм довольно быстро закончился отказом от них, то этика народников еще долгое время питала русское общество. Идея долга и совести, жажда принести себя в жертву ради простого народа, чувство праведного гнева за несправедливое общественное устройство — все это сохранялось в сознании русской интеллигенции как ценности, которыми не может и не имеет права поступиться человек, жаждущий добра и справедливости.

Этическое богатство народнической теории, героическая жертвенность и высота духа народнической интеллигенции не могли быть безоговорочно отвергнуты радикально настроенными представителями рубежа веков, так как новой этики, равной по значению народнической, в это время по существу еще не было создано. Вот почему для многих представителей поколения Короленко полный отказ от нравственных норм и критериев народничества обозначил бы отказ от демократических идей, от поисков путей преобразования общества.

Появление нового взгляда на жизнь, опирающегося как на открытия социологии и естественных наук, так и на сочетание трезвого исследования действительности с построением «социальных утопий», в которых предугадывается «действительность завтрашнего дня», Короленко связывает именно с поражением народнических методов борьбы.

Когда многочисленные представители народнического движения пошли «в народ» и предъявили ему «таблицу несправедливой социальной арифметики», то крестьяне не только не вступили на путь революционной борьбы, а наоборот, чаще всего отдавали своих искренних благожелателей в руки тех, кто заботился о сохранении существующего порядка. «И мы были поражены сложностью, противоречиями, неожиданностями, которые при этом встретились», — пишет Короленко об этой трагической неудачной «встрече» интеллигента-правдолюбца и простого крестьянина.

Для некоторой части интеллигенции результатом встречи с «меньшим братом» было разочарование в народе; для другой, и Короленко в том числе, — осознание чрезвычайной сложности тех проблем, которые так узко схематично трактовались предшествующим поколением, и стремление найти новые пути понимания человека.

Главным представителем нового субъективно социологического направления в русской общественной мысли Короленко считал Н. К. Михайловского, чьими статьями он «увлекся <...> и пропагандировал их между товарищами» еще в период учебы в Петровской сельскохозяйственной академии.

Ответ на вопрос, как отразилось учение Михайловского на творческих принципах Короленко, помогает осмыслить своеобразие как эстетических взглядов писателя, так и его общественной позиции.

Формулируя основные понятия своей социологии, Михайловский писал в 1875 г., что «субъективным методом называется такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого» и тем самым «приближается к истине настолько, насколько он способен переживать чужую жизнь». Нравственный идеал Михайловского приобретает вполне определенное конкретно-историческое содержание, когда он выдвигает требование «пережить жизнь» крестьянина, встать на точку зрения народа и подчинить общие категории «цивилизаций идее народа».

Смысл приведенных взглядов Михайловского хорошо поясняют очерки Г. Успенского, затрагивающие проблему взаимного непонимания между крестьянином и «интеллигентом-народолюбцем».

Пытаясь осмыслить причины этого непонимания, Успенский делает важное открытие: поступки, взгляды, моральные нормы крестьянина, казавшиеся автору-рассказчику непонятными, нелогичными, рационально не объяснимыми, на самом деле представляют собой стройную систему мироотношения, отдельные компоненты которой настолько пригнаны, что из нее невозможно вынуть тот или иной «кирпичик», как бы ни желал этого автор, находящийся вне данной системы и оценивающий ее с позиции интеллигента-просветителя.

Так, если бы повествователь в очерках «Власть земли» и «Крестьянин и крестьянский труд» указывал, что одни моральные нормы крестьянина хороши, а другие дурны, то в таком случае можно было бы только узнать, какие из этих норм он сам считает истинными, но никак нельзя было бы понять, почему крестьянин в своей жизни руководствуется именно этими этическими принципами.

Встав же на точку зрения крестьянина, Успенский понял, что в рамках существующей в настоящее время крестьянской культуры эти нормы обусловлены всей системой представлений данного социального слоя и мерить их нормами другой культуры так же нелепо, как пытаться измерить площадь комнаты с помощью термометра.

Требование Г. Успенского и Михайловского «встать на точку зрения крестьянина», таким образом, не сводилось к естественному и необходимому для писателя изображению мира через сознание и восприятие героя. За этим требованием стоял отказ от элементарно-оценочной позиции, при которой читатель хорошо представлял себе мировоззрение автора, критерии его оценок, в то время как сам объект авторского исследования во многом оставался «закрытым».

Простейшая оценка тех или иных сторон культуры изучаемого социального слоя при всей внешней ее справедливости не позволяла понять взаимосвязанность, взаимообусловленность «плохих» и «хороших» сторон, которые, будучи вычленены из живого организма культуры, часто приобреталисовсем другой смысл, иную значимость. Короленко принимает данное положение, находя, что художник должен учитывать при изображении своих героев и чужие точки зрения. Поясним это на примере одного из ранних произведений писателя — рассказа «Чудна́я», написанного в 1880 г. в пересыльной тюрьме, но опубликованного в русской прессе только в 1905 г.

Волей судьбы жандарм Гаврилов встречается с мужественной, волевой девушкой-революционеркой Морозовой. Их отношение друг к другу заранее определено той системой представлений, которая сложилась в их социальной среде и справедливость и нравственность которой не ставится ими под сомнение.

Гаврилов до встречи с ссыльными «усердно» служил в эскадроне, мечтал о повышении и твердо знал, что «начальство зря не накажет». Поэтому девушка-революционерка для него — преступница, «змееныш», «дворянское отродье». Морозова же, наоборот, «усердно» нарушала основные законы государства, «начальство» в котором наказывало и поощряло по правилам весьма далеким от справедливости, и потому Гаврилов для нее прежде всего «враг», так как одет в жандармскую шинель и состоит на службе у государства.

«Пережить чужую жизнь», встать на точку зрения Гаврилова и увидеть за ненавистным ей жандармским мундиром доброе сердце крестьянина Морозова не способна. И потому так жестоки ее слова в конце рассказа по его адресу: «Простить! вот еще! Никогда не прощу, и не думайте, никогда! Помру скоро... так и знайте: не простила!».

В сознании же Гаврилова, попавшего в среду ссыльных революционеров, происходят пока еще едва заметные, но уже необратимые изменения. Он утрачивает интерес к службе и даже известие о том, что ему не будет присвоено звание унтер-офицера, к которому он когда-то так стремился, принимает теперь с полным равнодушием.

И если ранее Гаврилов всегда знал, как нужно относиться к жизни и людям, имел на все готовые и, по его мнению, единственно правильные ответы, то теперь он уже во многом сомневается и задает мучающий его вопрос: «И все я эту барышню сердитую забыть не мог, да и теперь то же самое: так и стоит, бывает, перед глазами. Что бы это значило? Кто бы мне объяснил!».

Уже в этом раннем произведении Короленко находит свой способ преломления действительности, благодаря которому открывает в психологии, социальном поведении, мировосприятии своих героев такие области, какие не были еще достаточно освоены русской классической литературой XIX в.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Русская литература XIX века

Владимир Галактионович Короленко

Биография

Короленко, Владимир Галактионович - выдающийся писатель. Родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно - в «Истории моего современника». Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Все это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями - Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов. Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью. В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств. Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжелую нужду; обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц. В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию. В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из академии. Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении». Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полу-этнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год» (Санкт-Петербург, 1893). Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. Общественная деятельность Короленко за все время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода «учреждением»; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое «Мултанское дело», когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно поведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки. В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895, No 1 - 3 и отдельно), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто - диккенсовским юмором. С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли». В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук, Короленко был в числе первых, избранных в почетные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почетные академики Горького, Короленко вернул свой диплом при письменном протесте. С 1900 года Короленко поселился в Полтаве. - Короленко начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой не был замечен. Его первая повесть «Эпизоды из жизни искателя» появилась в «Слове» 1879 года. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в им самим изданные собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них «Эпизодов». А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов. Герой рассказа - «искатель» - как-то органически, до мозга костей проникнут сознанием, что каждый человек должен себя посвятить общественному благу и ко всякому, кто заботится только о себе и думает о своем личном счастье, относится с нескрываемым презрением. Интерес рассказа в том и заключается, что в нем нет ничего напускного: это не щеголянье альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. И в этом настроении - источник всей дальнейшей деятельности Короленко. С течением времени отпала нетерпимость сектантства, исчезло презрение к чужому мнению и миросозерцанию, и остались только глубокая любовь к людям и стремление доискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какой бы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейской грязи они ни скрывались. Удивительное уменье отыскать в каждом человеке то, что, в pendant гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать das ewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в «Сне Макара», которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютировал в «Русской Мысли» 1885 года. Что может быть серее, неинтереснее той обстановки и той жизни, изобразить которую задался автор. Почти объякутившийся житель затерянной под полярным кругом сибирской слободы напился на последние деньги отвратительной водки, настоенной на табаке, и поколоченный своей старухой за то, что напился в одиночку, а не разделил с ней омерзительного питья, завалился спать. Что может сниться такому почти потерявшему человеческий образ полудикарю, официально считающемуся христианином, но на самом деле и Бога представляющему себе в якутском образе Великого Тойона? И все же автор успел заметить и в этом скотоподобном облике тлеющую божественную искру. Силой творческой власти он раздул ее и осветил ею темную душу дикаря, так что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Мастерской рукой дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства и убеждая читателя, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды, а в том, что никто никогда не учил Макара отличать добро от зла. Успех «Сна Макара» был огромный. Превосходный истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко) - все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы. Одна из характернейших сторон успеха, выпавшего на долю как «Сна Макара», так и других произведений Короленко - всеобщность этого успеха; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о Короленко написал критик «Московских Ведомостей», Говоруха-Отрок, известный своей ненавистью ко всему «либеральному». Вслед за «Сном Макара» появился рассказ «В дурном обществе» - тоже одно из коронных произведений Короленко. Рассказ написан в совершенно романтическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из романтического склада души автора, и потому блеск рассказа не мишурный, а отливает настоящим литературным золотом. Действие опять происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно «дурное»; автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, «униженными и оскорбленными», хотя сделать это он мог очень легко, имея в своем творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа «из замка» преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют и развратничают - и, однако, сын «пана судьи», случайно сблизившись с «дурным обществом», ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою он любит безумно. И такова сила всякого истинного чувства, что все дурное в жизни «дурного общества» отскакивает от мальчика, ему передается только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование Маруси. Образ маленькой страдалицы Маруси, из которой «серый камень», то есть подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиям новейшей русской литературы, и смерть ее описана с той истинной трогательностью, которая дается только немногим избранникам художественного творчества. По романтическому тону и месту действия к рассказу «В дурном обществе» близко примыкает полесская легенда «Лес шумит». Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Зорким глазом подсмотрел он не только общую физиономию леса, но и индивидуальность каждого отдельного дерева. Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. Он воскресил совсем-было исчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева, пейзаж. Чисто романтический пейзаж Короленко имеет, однако, мало общего с меланхолическим пейзажем автора «Бежина Луга». При всей поэтичности темперамента Короленко меланхолия ему чужда, и из созерцания природы он пантеистически извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия, рассказам Короленко принадлежат еще «Слепой музыкант» (1887), «Ночью» (1888) и рассказ из еврейской жизни: «Иом-Кинур». «Слепой музыкант» написан с большим искусством, в нем много отдельных хороших страниц, но, в общем, задача автора - дать психологический очерк развития у слепородженного представлений о внешним мире - ему не удалась. Для художества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, для науки - слишком много художества. Поистине благоухающим можно назвать рассказ «Ночью». Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Такой тон создается только с помощью качества, драгоценнейшего для беллетриста - памяти сердца, когда художник воссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств и настроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказе фигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачно справившемуся с тяжелыми родами, они кажутся простым физиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад при таком же «простом» физиологическом акте потерял жену, и жизнь его разбита. Вот почему он не может согласиться, что все это очень «просто». И автор этого не думает; и для него смерть и рождение, как и все человеческое существование - величайшая и чудеснейшая из тайн. Оттого и рассказ весь проникнут веянием чего-то таинственного и неизведанного, к пониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределенными порывами сердца. В ряду сибирских рассказов Короленко, кроме «Сна Макара», заслуженной известностью пользуются «Из записок сибирского туриста», с центральной фигурой «убивца». Всепроникающая гуманность автора выразилась здесь с особенной глубиной. Всякий другой повествователь, рассказав историю, с обычной точки зрения, «справедливого» убийства, в котором невольный «убивец» явился мстителем за ряд злодейств и избавителем от смерти матери с 3 детьми, наверное, на этом бы и успокоился. Но «убивец» - человек необычного душевного склада; он правдоискатель по преимуществу и не удовлетворяет его справедливость, достигнутая путем пролития крови. Мечется в страшной тоске «убивец» и не может примириться с страшной коллизией двух одинаково священных принципов. Та же коллизия двух великих начал лежит в основе небольшого рассказа «В пасхальную ночь». Автор вовсе не имеет намерения осуждать тот порядок, по которому арестантам не дозволяют бежать из тюрем: он только констатирует страшный диссонанс, он только с ужасом отмечает, что в ночь, когда все говорит о любви и братстве, хороший человек, во имя закона, убил другого человека, ничем дурным в сущности себя не заявившего. Таким же отнюдь не тенденциозным, хотя и всего менее бесстрастным художником является Короленко и в превосходном рассказе о сибирских тюрьмах - «В подследственном отделении». В яркой фигуре полупомешанного правдоискателя Яшки автор, с одной стороны, с полной объективностью отнесся к той «народной правде», пред которой так безусловно преклоняются многие из ближайших автору по общему строю миросозерцания людей. Но, вместе с тем, Короленко любит свою собственную, свободно родившуюся в его чуткой душе, правду слишком живой любовью, чтобы преклониться пред всем, что исходит из народа, только потому, что оно народное. Он благоговеет пред нравственной силой Яшки, но весь душевный облик искателя какого-то «прав закона», прототип мрачных фигур раскола, фанатиков, сжигавших себя во имя защиты обрядности - ему нимало не симпатично. - Переселившись на Волгу, Короленко побывал в Ветлужском крае, где на Святом озере, у невидимого Китеж-града, собираются правдоискатели из народа - раскольники разных толков - и ведут страстные дебаты о вере. И что же вынес он из этого посещения? (рассказ: «Река играет»). «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскуемого народом града… Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью». Короленко всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшей навеки. Другой рассказ из волжской жизни - «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые так враждебно отнеслись к «остроумам», приехавшим наблюдать затмение, прониклись удивлением пред наукой, столь мудрой, что даже пути Господни ей ведомы. В заключительном вопросе рассказа: «когда же окончательно рассеется тьма народного невежества?» слышится не уныние, а желание скорейшего осуществления заветных стремлений. Вера в лучшее будущее составляет вообще основную черту духовного существа Короленко, чуждого разъедающей рефлексии и отнюдь не разочарованного. Это его резко отличает от двух ближайших сверстников по писательскому рангу, который он занимает в истории новейшей русской литературы - Гаршина и Чехова. В первом из них обилие зла на земле убило веру в возможность счастья, во втором - серость жизни посеяла невыносимую скуку. Короленко, несмотря на множество личных тяжелых испытаний, а, может быть, как раз благодаря им, и не отчаивается, и не скучает. Для него жизнь таит множество высоких наслаждений, потому что в победу добра он верит не из банального оптимизма, а в силу органического проникновения лучшими началами человеческого духа. К середине 1890-х годов чисто художественная деятельность Короленко достигла своего кульминационного пункта. Среди написанных им с тех пор произведений есть прекрасные очерки и этюды, в ряду которых особенно нужно отметить «Государевых ямщиков» и «Мороз» (из сибирской жизни), но нового для характеристики литературного облика автора они не дают. С 1906 года Короленко начал печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника». По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его «записки - не биография, не исповедь и не автопортрет»; но, вместе с тем, он «стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ее красивыми или яркими чертами правды художественной». В результате «историческое» или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим. К тому же вышедшие пока 2 части «Истории моего современника», главным образом, посвященные начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трех национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины. Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском, Михайловском, Чехове, - которые он объединил под общим заглавием «Отошедшие». Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку. Блестящее место в литературном формуляре Короленко занимает обширная публицистическая деятельность его - его многочисленные газетные и журнальные статьи, посвященные разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью. Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению народных нужд и бедствий. Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в «Голодном годе», или в произведшем огромное впечатление «Бытовом явлении» (1910) есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга. В общем, высокое положение, которое занимает в современной литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в «бытовое явление» смертные казни, Короленко уже «не может молчать», по выражению Толстого; ему не боязно говорить об «избитом сюжете». И искренность гуманизма Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не «партиец», он гуманист в прямом и непосредственном смысле слова. Сочинения Короленко пользовались всегда большим успехом на книжном рынке. Вышедшая в 1886 году 1-я книга его «Очерков и рассказов» выдержала 13, 2-ая книга (1893) - 9, 3-я книга (1903) - 5, «Слепой музыкант» (1887) - 12, «В голодный год» - 6, «Без языка» (1905) - 5, «История моего современника» (1910) - 2 издания. - В десятках тысяч экземпляров разошлись выпущенные разными книгоиздательствами мелкие рассказы Короленко. Первым сколько-нибудь «Полным собранием сочинений» Короленко является то, которое приложено к «Ниве» (1914, в 9 томах). Сравнительно полная библиография написанного Короленко дана в обстоятельной книжке княгини Н. Д. Шаховской: «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики» (Москва, 1912). - Ср. Арсеньев, «Критические этюды» (том II); Айхенвальд, «Силуэты» (том I); Богданович, «В годы перелома»; Батюшков, «Критические очерки» (1900); Арсений Введенский («Исторический Вестник», 1892, том II); Венгеров, «Источники» (том III); Владиславлев, «Русские писатели»; Волжский, «Из мира литературных исканий» (1906); Ч. Ветринский («Нижегородский Сборник», 1905); Гольцев, «О художниках и критиках»; Ив. Иванов, «Поэзия и правда мировой любви» (1899); Козловский, «Короленко» (Москва, 1910); Луначарский, «Этюды»; Мережковский («Северный Вестник», 1889, 5); Ю. Николаев (Говоруха-Отрок) («Русское Обозрение», 1893 и отдельно); Овсянико-Куликовский («Вестник Европы», 1910, 9, и «Собрание сочинений», 9); Поктовский, «Идеализм в произведениях Короленко» (Казань, 1901); С. Протонопов («Нижегородский Сборник», 1905); Пругавин («Русские Ведомости», 1910, No 99 - 104); Скабичевский, «История новой русской литературы»; Столяров, «Новые русские беллетристы» (Казань, 1901); Седов («Вестник Воспоминаний», 1898, 3); Треплев, «Молодое Сознание» (1904); Уманьский («Нижегородский листок», 1903, 130); Чуковский, «Критические рассказы» (1910).

Владимир Галактионович Короленко, родился 15 июля 1853 года в Житомире. Отец его был из старинного казацкого рода, а мать, являлась дочкой польского помещика, проживавшего на Волыни. Его отец был чрезвычайно чистым человеком, занимавшим должностные судебные посты в разных городах Украины.

Детство и юность Короленко провёл в небольших городах, где часто встречались три национальности: поляки, евреи, русские и украинцы. Бурно протекающая жизнь оставила свой отпечаток и на творчестве известного писателя. В ней видны лучшие стороны польской колоритности и украинской задушевности. Большое влияние на писателя оказало течение русской общественной мысли в 70-х годах 19 века.

В 1870 году Короленко окончил учёбу в Ровенском реальном училище. Незадолго до этого, скончался его отец, оставив многочисленное семейство без копейки денег. И когда Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический университет, ему приходилось сводить концы с концами из-за нехватки средств.

Благодаря связям матери, ему всё-таки удаётся переехать в Москву, в 1872 году, и поступить в академию. Через два года, он был исключен из стипендиатов академии, после подачи коллективного заявления от товарищей.

Перебравшись снова в Петербург, он начинает тяжёлую трудовую жизнь вместе со своими братьями. А в конце 70-х годов его арестовывают по подозрению в ряде совершённых административных преступлений. За эти деяния, Короленко был сослан в Сибирь, где жил до 1885 года. В этом году, за его примерное поведение и ряд заслуг перед государством, писателю разрешают поселиться в Нижнем Новгороде. За годы своей жизни автор создал немало прекрасных произведений. Нужно сказать, что в разные периоды, были написаны соответствующие произведения.

К числу самых ярких эпизодов жизни Короленко в Нижнем Новгороде, можно причислить "Мулатское дело", благодаря которому он спас от каторги, обвинявшихся в ритуальном убийстве вотяков.

Короленко имел прогрессирующую болезнь сердца. Но, несмотря на это, он до последних дней своей жизни, занимался благотворительной деятельностью и помогал детям сиротам. Умер писатель от воспаления мозга в 1922 году.

Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Мировоззрение Короленко формировалось в бурные и мятежные шестидесятые годы, с их реформами во многих областях общественной жизни и государственной системы, с пробудившимся свободомыслием и активной деятельностью "мужицких демократов". 1863 год вошел в историю как навеки памятный год польского восстания, одним из вождей которого был белорус Кастусь Калиновский. Эти события произвели глубокое впечатление на Короленко, жившего в той части Российской империи, где это восстание было особенно бурным.

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом "Эпизоды из жизни искателя". Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного "сектантства" в среде интеллигенции. Пафос рассказа - в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. "Ищите!" - к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести "Прохор и студенты" На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

С философской аллегорией перекликается повесть "Слепой музыкант", в основном созданная в 1886 году и впоследствии неоднократно подвергавшаяся авторской доработке. "Основной психологический мотив этюда, - писал Короленко, - составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение". Поясняя идею повести (или этюда, как он именовал ее), писатель в другом месте сделал признание, что в этом произведении отразилось романтическое настроение его поколения в юности, и в этом своеобразный и живой колорит. В повести раскрыта душевная драма слепого, который через высокое и одухотворенное искусство понял и "увидел" мир. Под стремлением слепого музыканта "к свету" нетрудно было разглядеть глубоко социальное стремление угнетенных достичь таких общественных порядков, при которых было бы соблюдено их естественное право на счастье. Счастье героя повести как отдельной личности стало возможным только в результате сближения с народом, в готовности и способности служить ему своим талантом.

Сила Короленко - в критике и обличении всех сторон самодержавно-политического строя в России. В пореформенной действительности он обнаруживал явные следы "крепостнической традиции", показывал проявления всевластья помещиков над крестьянами и произвол чиновников, равнодушие властей к положению народа, задавленного и подверженного голоду, недоеданию и высокой смертности из-за нехватки питания и периодических неурожаев. Об этом Короленко поведал в книге очерков "В голодный год" (1892), которая в свое время глубоко потрясла всю Россию правдивым изображением трагедии современной писателю деревни.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.

Владимир Короленко родился 15 июля 1853 года в украинском городе Житомир. Его дед, Афанасий Яковлевич, имел казацкие корни. Предки Короленко по материнской линии были шляхтичами, и будущий писатель с детства говорил на польском языке, как на родном. Его отец служил уездным судьей и отличался суровым, замкнутым характером, но в то же время обладал высокими нравственными качествами, славился своей честностью и бескорыстием. Галактион Афанасьевич серьезно повлиял на представления и склад ума своего сына, хотя впоследствии писатель говорил, что между ними не было «никакой внутренней близости». Тем не менее, Короленко неоднократно возвращался к образу отца в своих произведениях: рассказ «В дурном обществе» (1885), автобиография «История моего современника» (1905-1921).

В молодые годы Короленко жил в небольших городках, где тесно переплетались между собой польские, русско-украинские и еврейские традиции. Межнациональный колорит, смесь кровей, воспитание, культура разных народов - все это нашло отражение в творчестве писателя, определило его художественную манеру. Короленко стал художником-гуманистом, порицающим национальную рознь и всякого рода нетерпимость в обществе. Сказалось и влияние матери, Эвелины Иосифовны, ревностной католички, женщины эмоциональной и впечатлительной.

В 1868 году скончался Галактион Афанасьевич, и семья Короленко стала бедствовать. По окончании гимназического курса в Ровно, в 1871 году Владимир поступил в Технологический институт Петербурга, однако нужда заставила его бросить учебу и устроиться работать корректором. Не без помощи матери в 1872 году Короленко переезжает в Москву, где становится стипендиатом в Петровско-Разумовской земледельческой Академии. Именно тогда он начинает увлекаться идеями народничества. В 1876 году, за подачу прошения от имени 79 студентов об отмене церберских порядков в Академии, Короленко исключили и выслали в Кронштадт.

Последняя неудачная попытка получить высшее образование состоялась в 1877 году: он был зачислен в петербургский Горный институт, но не проучился там и двух лет. Короленко был арестован по доносу, обвинен в революционной деятельности и вновь выслан из столицы - в город Глазов. (Правда, еще до ареста, в 1879 году молодой человек все же успел дебютировать как писатель, опубликовав в журнале «Слово» новеллу «Эпизоды из жизни искателя»).

Следующие шесть лет Короленко провел в тюрьмах и ссылках: Березовские починки, Вятка, Вышний Волочек, Амгинская слобода. Он продолжает много писать: только в 1880 году им созданы рассказы «Ненастоящий город», «Яшка», «Чудная». Последний был написан в Вышневолоцкой политической тюрьме, под впечатлением от знакомства с девушкой-революционеркой Эвелиной Улановской. Рукопись была тайно передана на волю. В 1893 году рассказ напечатали в Нью-Йорке и Лондоне (в нелегальных русских газетах), а в России его опубликовали под названием «Командировка» лишь в 1905 году.

С 1881 по 1884 год Короленко жил в Якутии, куда его выслали за отказ присягать восшедшему на престол императору Александру III. Под впечатлением от суровой обстановки, переносимых тягот, окружающей нищеты, но вдохновленный сибирской природой, писатель задумал и создал целую серию блистательных новелл, впоследствии опубликованных в столичных журналах: «Убивец» (1882), «Сон Макара» (1883), «Соколинец» (1885), «Федор Бесприютный» (1885) и т.д. Успех рассказа «Сон Макара» был столь огромен, что молодому прозаику было сразу отведено одно из первых мест в рядах русской литературы того времени.

С высочайшего соизволения императора, в 1885 году он поселяется в Нижнем Новгороде. Здесь Короленко женится на Евдокии Ивановской, русской революционерке и народнице, также прошедшей через аресты и ссылки. В 1886 и в 1888 годах у них рождаются дочери Софья и Наталья.

С Нижним Новгородом связан самый плодотворный период в жизни писателя, продлившийся 11 лет. Его сибирские рассказы выходят отдельной книгой в 1886 году, а через три года публикуется второй сборник, состоящий из произведений волжского периода. Повести и новеллы, литературные заметки и воспоминания выходят из-под его пера одна за другой - хрестоматийные «Дети подземелья» (1885), этюд «Слепой музыкант» (1886), ставший подлинным триумфом писателя и выдержавший только при жизни Короленко пятнадцать изданий, «За иконой» (1887), «Черкес» (1888), «Ночью» (1888), «Птицы небесные» (1889), этнографические «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891) и другие. Он проявляет себя подлинным гуманистом, выражая почти в каждом произведении беспокойство о судьбе русского народа. В каждом человеке он пытался увидеть, открыть самые лучшие стороны, очистить его от житейской грязи.

В Нижегородской губернии Короленко ведет также активную общественную деятельность, выступает против произвола властей, организует бесплатные столовые для голодающих (своими впечатлениями он делится в многочисленных очерках, выпущенных в 1893 году специальным изданием под общим названием «В голодный год»). К числу самых заметных эпизодов этого периода жизни Короленко относится «дело вотяков»: благодаря защите писателя были спасены от каторги удмуртские крестьяне, ложно обвинявшиеся в ритуальных убийствах. Он опубликовал цикл громких статей «Мултанское жертвоприношение».

В 1890-е годы Короленко путешествует по Крыму и Кавказу, совершает вояж по Америке. Под впечатлением от увиденного, в 1895 году он создает рассказ-аллегорию «Без языка» (1895), описывающий жизнь украинца-эмигранта. Прозаик получает признание и за рубежом, его рассказы выходят на нескольких языках. С 1895 по 1900 год Короленко живет в Петербурге, где работает редактором и издателем журнала «Русское богатство». Здесь публикуются его блестящие новеллы «Марусина заимка» (1899) и «Мгновение» (1900).

Он продолжал открыто выступать против беззакония властей, против смертной казни, против «белого» и «красного» террора, обличал деятельность военно-полевых судов, осуждал продразверстку и раскулачивание. Короленко придавал большое значение публицистике, не менее важной в его творчестве, чем беллетристика. Авторитет писателя был колоссален, по сути, в то время он стал настоящим символом русской демократической литературы.

В 1900 году он был одним из первых, кого избрали почетным академиком петербургской Академии наук, вместе с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Но через два года Короленко заявил письменный протест в связи с исключением из числа академиков Максима Горького и сложил с себя звание.

В 1900 году Владимир Короленко, в связи с ухудшением здоровья, переезжает в Полтаву, где продолжает писать многочисленные публицистические статьи и очерки. Он очень болезненно относился к происходящим в стране политическим событиям, остро реагировал на каждое общественно-значимое событие, любой межэтнический или социальный конфликт.

Короленко ненавидел самодержавие и яростно осудил действия царского режима, направленные на подавление революционного движения 1905 года. В 1911-1913 годах активно выступал против шовинистов и реакционеров, раздувавших громкий судебный процесс над евреем Менахемом Менделем Бейлисом, обвиняемом в убийстве 12-летнего мальчика. В то же время он опубликовал не менее десяти статей, разоблачавших ложь и фальсификации, организованные правительством и черносотенцами. Среди них - «Бытовое явление», «Дело Бейлиса», «В успокоенной деревне», «Черты военного правосудия».

Короленко весьма неоднозначно воспринял Октябрьскую революцию 1917 года. Называя себя «беспартийным социалистом», он не разделял большевистских идей и не одобрял те методы, которыми осуществлялось строительство социализма. Вместе с тем писатель выступал и против контрреволюционеров, осуждая творимые ими погромы, казни, грабежи и бесчинства. Современники называли его «нравственным гением», «совестью России».

Короленко был гуманистом и демократом во всем, не принимал насилие ни в какой форме и всегда становился на защиту личности, прав угнетенных. Его деятельность оказывала значительное влияние на самые разные слои русского общества того времени. В 1920 году он написал шесть писем А.В. Луначарскому. Обращения остались без официального ответа, но их автор получил следующую оценку наркома просвещения - «прекраснодушный Дон-Кихот».

В Полтаве Короленко очень много работает, невзирая на прогрессирующую болезнь сердца, основывает колонии для беспризорных, организует сбор продовольствия для детей Петрограда и Москвы, избирается почетным председателем Всероссийского комитета помощи голодающим. В последние годы жизни Короленко трудился над объемной эпохальной автобиографией «История моего современника», которая подводила итоги его общественной и художественной деятельности, в то же время характеризуя значительный период русской истории. Это произведение создавалось на протяжении 15 лет, но, к сожалению, осталось незаконченным.

Владимир Галактионович Короленко умер 25 февраля 1921 года от рецидива воспаления мозга. Похоронен в Полтаве, на Старом кладбище.

Короленко и сила его творчества

В силу романтического склада души автора, рассказ вылился в, по-настоящему, романтическом стиле, каждое слово которого протекает очень спокойно и насыщает действие разнообразными сильными акцентами. Действие рассказа протекает в среде, где человеческое сознание затуманено и не осознает в полной мере, что есть свобода, что есть любовь, что есть счастье. Воры, нищие, сумасшедшие люди - все эти отбросы живут в развалинах старого замка и не выходят за его пределы. Автор настоял на том, что общество, показанное через «потерянных» людей, на самом деле не нуждается в жалости, и является «дурным».

Имея склонность к меланхолии или чрезмерной сентиментальности, он распорядился бы своим материалом по иному и заставил бы читателя переживать трагедию отверженных. Однако этого не происходит и не должно происходить. Намерения автора показать лживых, грязных в душе людей, облекаются в жуткую форму. Жители замка пьют, воруют, развратничают. Однако не все в душе этих людей прогнило. В черствости есть своя мягкая корка. Тибурцый любит свою дочь, и хочет уберечь её от посягательств той системы, в которой он взращен и живет. Девочку зовут Маруся, она невинна как слеза. Автор выписал в ней образ страдалицы, из которой окружающая обстановка высасывает все жизненные силы, всю красоту той непорочной юности, которая выросла в девочке и продолжает расти. В итоге истории, она умирает, и смерть её написана поистине трогательно, так, что слезы невольно наворачиваются на глаза и чувствуешь первую по-настоящему сильную утрату.

В читателе, как и в героях, просыпается совесть и чувства. Глядя на место действия этого рассказа, невольно вспоминается легенда «Лес шумит», которая написана практически в подобной сказочной манере. В ней говорится о том, как пана убивает оскорбленный простолюдин. Однако, несмотря на столь банальную сюжетную канву, подробности истории описаны с огромной тонкостью и чутьем. Великое мастерство было вложено в сюжет. Прекрасно показана общая физиономия леса, личность каждого отдельного дерева. Лес в описании оживает и становится живым участником разворачиваемых событий.

Короленко - поэт с чисто меланхоличными чертами характера. Его нити души волнуются при виде трогающих картин повседневности, при виде цветущей, яркой природы. Короленко принадлежат еще "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888) и рассказ из еврейской жизни: "Иом-Кинур". В «Слепом музыканте» автор с большим мастерством и искусством дал психологический портрет развития гниющего общества. Здесь научное переплетается с художественностью и создает странный симбиоз.

Поистине благоухающим можно назвать рассказ "Ночью". Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Эти детские мысли и рассуждения читаются так искренне, потому, что написаны ребенком, который остался верен своей детской наивности до самых поздних лет. Он всегда знал, что в детстве является ребенком, который все еще удивляется и задает много вопросов, но очень важных вопросов. Однако в рассказе имеют место и взрослые. Есть молодой доктор, который отвечает на этой вопрос просто, без всяких изгибов в сторону. Он говорит что это просто физиологический акт и ничего более. Ничего заумно философического здесь ничего нет и не может быть. Но для другого персонажа, который из-за этого акта потерял свою супругу, все кажется намного сложнее и объемнее.

Мы прекрасно видим, как автор наслаждается тем, что описывает ситуации, как примеры того, что есть в мире. Он смотрит на жизнь человека, как на величайшую и прекрасную тайну. Одним из лучших рассказов Короленко, в котором говорится о Сибири, является «Из записок сибирского туриста». Автор раскрывает в рассказе огромную степень гуманности и понимания. Несмотря ни на что, он любит тот мир, в котором живет. Здесь история убийцы рассказана с огромным гуманизмом и душевностью. Он необычного душевного склада. Однако автор готовит для него испытание, в котором герой разрывается, не в силах понять и избрать сторону, к которой примкнуть. Тот же выбор между двумя началами лежит в основе маленького рассказа «В пасхальную ночь». Автор не хочет и не намерен осуждать тот принцип, который позволяет преступникам бежать из заточения. Он в своей манере просто рассказывает историю, которая якобы произошла, и рассказывает её так, будто это какое-то чудо, аналогов которого нет больше на свете.

Вскоре после своего переселения на Волгу, Короленко написал рассказ «Река играет», в котором герои ведут страстные дебаты, касательно веры и выбора своего жизненного пути. В рассказе автор выделяет такие слова: «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскаемого народом града... Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью».

Короленко при всей своей наивности, считает, что народная мысль еще не утратила своей силы и голоса, и может в любой момент прозвучать, как звучала раньше. Его другой рассказ, из той же волжской жизни «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что люди съезжаются наблюдать великое затмение солнца, и постепенно проникаются к нему таким сильным удивлением, что начинают восторженно хвалить науку и мудрствовать по поводу неё, хотя сами до этого относились с презрением ко всем мудрствованиям других.

Короленко всю свою жизнь верил в лучшее будущее. Его гуманизм и надежда на исправление человека доходили до космических горизонтов. Он мечтал о том, чтобы сделать человека лучше. Мечтал о том, чтобы направить его на путь истинный, показать дорогу, путь к исправлению. Он делал все, чтобы человек понял, для чего он рожден, чтобы он понял, что его жизнь должна не понапрасну растрачиваться на бессмысленные нравоучения или бесполезное прожигание, а тратиться с умом. С верой в том, что перерождение возможно, и все зависит от самого человека. Он, как писатель, смотрящий в будущее, не разочаровывается и не скулит. Он знает, что судьба человека всегда находится в состоянии варьирования. Что он всегда предпочитает жизнь на грани, и что у каждого в душе есть хотя бы капля греха. Для него жизнь - это один большой идеал, высокие грани и бесконечные границы.

В середине 1890-х годов, Короленко достигает пика своего творчества. Это кульминация его жизни, а вместе с ней и его творчества. В этот период он пишет много произведений и прекрасных очерков, а также этюдов, среди которых «Государевы ямщики», «Мороз» и другое.

В 1906 году, автор начинает печатать свой самый большой, самый обширный труд, автобиографическую повесть «Историю моего современника». В ней автор попытался дать отчет о своей жизни. Через персонажа показать свою жизнь. В этой работе он сознательно идет на жертвы, он ставит на плаху красоту слогу и чистоту описаний, дабы подвести повествование под реалистические каноны, под автобиографический стиль. И это ему удается. Чувствуется правда и её сила. В этом двухтомнике Короленко рассказывает о своих молодых годах жизни, о том, как он рос и креп как личность. Как рождались его взгляды, и закалялась душа.

Короленко прекрасный писатель, и умеет писать и о других. Его перу принадлежат воспоминания о крупных писателях Михайловском, Чехове, Успенском. Все эти воспоминания он объединил под общим названием «Отошедшие». Среди этих очерков стоит выделить об Успенском, написанный со всем выразительным мастерством, со всем колоритом и силой художественного слова.

Помимо известного талантливого писателя Короленко раскрывается и как гений публицистики. Он пишет многочисленные журнальные и газетные статьи, в которых говорит о злобах дня, раскрывает актуальность современной общественной жизни и его проблем. Где бы он ни трудился, везде был в центре общественного мнения и сознания. Он держал внимание людей своей силой, своим разумом подавлял в них негативные моменты и говорил, как им жить. Но главное, они его слушали.

В таких произведениях, как «Голодный год» и «Бытовое явление», он выступил в роли ярого критика общественной жизни. Читая их, мы видим сильного человека, знающего за что и как бороться. Он рыцарь пера, в нем изящность таланта соприкасается с неподдельным образованием.

И напоследок стоит заметить, что Короленко не партийный писатель, как Маяковский. Его творчество полностью держится на гуманизме, красоте и правде слова. Он гений своего дела и это чувствуется каждым, кто хоть раз соприкоснется с его творчеством.

Произведения Короленка всегда имели огромный интерес и пользовались неубывающим спросом. Его книги выдерживали не одно переиздание. Такие знаменитые книги, как: «Слепой музыкант», «Без языка», «История моего современника» пережили не одно переиздание, и являются рекордами в литературном наследии автора. Его мелкие рассказы расходились и сейчас расходятся в десятках тысяч экземпляров. Одна из полнейших библиографий Короленка дана в книге Н.Д. Шаховской «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики».

Выдающийся писатель и общественный деятель, - Владимир Короленко, оставил после себя огромное количество литературных трудов, большая часть из которого с огромным успехом расходятся и до сих пор. Наше поколение также нуждается в его наследии, ибо те принципы, который заложил автор в свои произведения, живут и до сих пор. Вечные вопросы всегда остаются вечными. И Короленко прекрасно это понимал.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Короленко Владимира Галактионовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.