Светлана Захарова: «Большинство балерин не знают реальной жизни. Прима-балерина Светлана Захарова: интервью с новой Анной Карениной Большого театра Представление с участием светланы захаровой

Светлана Захарова: «Большинство балерин не знают реальной жизни. Прима-балерина Светлана Захарова: интервью с новой Анной Карениной Большого театра Представление с участием светланы захаровой
Светлана Захарова: «Большинство балерин не знают реальной жизни. Прима-балерина Светлана Захарова: интервью с новой Анной Карениной Большого театра Представление с участием светланы захаровой

Российская артистка балета, солистка Мариинского театра в 1996–2003 годах, прима-балерина Большого театра (с 2003) и миланского театра «Ла Скала» (с 2008). Народная артистка России (2008), лауреат Государственной премии РФ (2006). Депутат Государственной думы РФ IV и V созывов.

Биография Светланы Захаровой

Светлана Захарова родилась 10 июня 1979 в Луцке Украинской ССР, СССР, в семье военнослужащего Юрия Сергеевича и педагога Галины Даниловны. Мама - хореограф детской танцевальной студии, привила девочке любовь к искусству. Под ее руководством Светлана освоила первые па и добилась на начальном этапе результатов.

С 1989 по 1995 год училась в Киевском хореографическом училище. В 1995 году получила второе место в балетном конкурсе Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Vaganova-Prix , уступив только выпускнице этой Академии. После чего ей поступило предложение перейти учиться в Академию сразу на выпускной курс. Это был единственный случай такого экстерна в учебном заведении. В 1996 году окончила Академию по классу Елены Евтеевой, после выпуска была принята в труппу Мариинского театра, где ее художественным руководителем стала Ольга Моисеева . В течение сезона начинающая артистка стала солисткой театра.

Творческий путь Светланы Захаровой

Дебютом балерины стал спектакль «Бахчисарайский фонтан» , в котором девушка танцевала партию Марии. Но главным успехом в начале карьеры Захаровой является балет «Жизель» , где Светлана исполнила главную роль.

С 2003 года занимается под руководством в Большом театре.

В апреле 2008 года Светлана Захарова становится примой-балериной миланского театра «Ла Скала» .

В ее репертуаре самые ответственные роли в классических балетах «Спящая красавица» , «Лебединое озеро» , «Баядерка» , «Дон Кихот» , «Щелкунчик» и многих других.

Еще большую популярность принесла работа над спектаклем «Тогда и теперь» , где артистка сотрудничает с хореографом Джоном Ноймайером , который сумел по-новому взглянуть на балерину и показал, что Светлане доступны классика и ультрасовременное видение танца.

В это же время Светлана Захарова начинает гастролировать по миру. Во Франции она становится первой балериной из бывшего СССР, которая танцует на сцене Парижской оперы после развала Союза. Также танцовщице покоряются Нью-Йорк, Лондон, Буэнос-Айрес, Мюнхен, Неаполь и др.

В 2013 году отказалась танцевать не в первом составе, тем самым и от участия в последней премьере 237-го сезона Большого театра - балете Джона Кранко «Онегин» . Конфликт с Захаровой стал причиной увольнения директора театра Анатолия Иксанова .

Захарова танцевала партию Маргариты Готье в балете «Дама с камелиями » на музыку Ф. Шопена , поставленном Джоном Ноймайером по одноименному роману Александра Дюма-сына на сцене Большого театра в Москве. Премьера прошла 20 марта 2014 года. Партнером балерины стал премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов .

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи исполнила роль Наташи Ростовой.

С 2007 по 2011 гг. Светлана Захарова - депутат Государственной думы в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия», член фракции «Единая Россия», член Комитета ГД по культуре.

Является одним из учредителей фонда «Талант и успех», спонсируемого из госбюджета.

С 2015 года Светлана Захарова художественный руководитель российского фестиваля детского танца «Светлана» , а также инициатор его проведения.

В марте 2017 года Захарова приняла участие в передаче «Главная роль» на телеканале «Культура» с телеведущим . В программе речь пошла о новой программе балерины Amore, которую она представила со сцены Большого театра. В ее сольную программу вошло три одноактных балета.

В 2018 году Светлана Захарова вместе с актером, театральным режиссером и экс-директором Латвийской Национальной оперы стала ведущей 4-го сезона проекта « .

Личная жизнь Светланы Захаровой

Замужем за скрипачом Вадимом Репиным . 17 февраля 2011 года пара стала родителями дочки Анны Репиной .

Артистка обладает множеством премий, призов и званий: 1995 - вторая премия Международного конкурса молодых танцовщиков Vaganova-Prix (Санкт-Петербург, Академия им. А. Я. Вагановой), 1997 - приз «Балтика» «Надежда»; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете» (за исполнение женской партии в балете Джорджа Баланчина «Серенада»), 2000 - премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете» (за исполнение партии принцессы Авроры в балете «Спящая красавица», редакция Сергея Вихарева), 2001 - специальный приз Санкт-Петербурга «Люди нашего города» за достижения в балете, 2002 - Etoile, приз журнала Danza & Danza (Больцано, Италия), 2005 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Ипполиты/Титании в балете Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь»), 2005 - заслуженная артистка Российской Федерации, 2006 - Государственная премия Российской Федерации («За талантливое воплощение сценических образов, развитие великих традиций русского балета»), 2008 - Народная артистка Российской Федерации, 2010 - офицер ордена Искусств и литературы (Франция), 2015 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партий Маргариты Готье в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями» и Мехменэ Бану в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви»).

Фильмография Светланы Захаровой

Герой нашего времени (2017) /… Мери («Княжна Мери»)
Дама с камелиями (2015) /… Маргарита Готье
Лебединое озеро (2014) /… Одетта/Одилия
Дочь фараона (2014) /… Аспиччия, дочь фараона
Баядерка (2013) /… Никия, баядерка
Легенда о любви (2014) /… Мехменэ Бану, царица
Большой балет: Прямой эфир из Москвы (2010-2012) / The Bolshoi Ballet: Live from Moscow (сериал)
Балерина (2006) / Ballerina (ТВ)

«Такой балерины не было, нет и не будет», – так сказал о балерине Светлане Захаровой знаменитый французский модельер Ив Сен-Лоран, и под этими словами с готовностью подпишутся многие поклонники балета.

Родилась будущая артистка в 1979 году в украинском городе Луцке. Отец был военным, а мать работала в хореографическом коллективе. По ее инициативе Светлана начала заниматься в кружке народного танца в Доме пионеров, но позднее у девочки возник интерес к классическому балету, и в 1989 году ее отправили учиться в Киев.

В Киевском хореографическом училище наставницей Светланы становится В. Сулегина. Ученица проявляет незаурядные данные – не только пластичность и гибкость, но и артистичность, музыкальность. В 1995 году ее направляют в Ленинград на престижный конкурс Vaganova-Prix. Светлана представляет первую вариацию из балета «Пахита», вариацию из па-де-де в хореографии , па-де-де Голубой птицы из балета «Спящая красавица» (партия Принцессы Флорины). Светлана была самой юной участницей конкурса – и ей это не помешало удостоиться второй премии, а также получить приглашение в Академию русского балета им. , причем зачисляют ее на последний курс – это был поистине беспрецедентный случай в истории прославленного учебного заведения. В Академии она учится у Е. Евтеевой.

После окончания Академии танцовщица была принята в труппу Мариинского театра, и сразу же С. Захаровой доверили весьма сложную партию классического репертуара – роль Повелительницы дриад в « » – и Светлана блестяще справилась с этой ролью. На нее обратила внимание не только публика, но и Ольга Моисеева – в прошлом балерина, а в то время – педагог-репетитор. Под ее руководством Светлана Захарова подготовила несколько партий: Мария в « », седьмой вальс и мазурка в « », Гюльнара в « » и наконец – заглавная роль в « ». Это весьма сложная партия – и балерина стала самой юной ее исполнительницей. И зрители, и критики были единодушны в своих восторгах.

В 18-летнем возрасте С. Захарова уже была прима-балериной Мариинского театра. В репертуаре ее появляются разные партии. С одной стороны, это классический репертуар (« », « », «Спящая красавица», « »), с другой – балеты («Симфония до мажор», «Серенада», « », «Аполлон»), («Тогда и теперь»), (« »). Таким образом, балерина проявляет себя как универсальная исполнительница, которой доступны разнообразные направления в хореографическом искусстве. Дважды артистка удостаивалась премии «Золотая маска» – в 1999 году за балет «Серенада», а в 2000 – за роль принцессы Авроры.

В 1999 году С. Захарова впервые предстает перед иностранной публикой – на гастролях театра в Аргентине она исполняет роль Медоры в балете « ». Год спустя она выступает в балете « » в хореографии , поставленном совместно с «Нью-Йорк сити балле», в « », поставленном Н. Макаровой в Бразилии. В 2001 она участвует в спектакле « » в Парижской национальной опере. В 2002 году балерина танцует в гала-концерте на «Площади искусств» в Монреале с Х. М. Карреньо и в концерте памяти в театре «Ла Скала» с . В том же году в Парижской опере С. Захарова выступает в балете « » в постановке . По рекомендации , который увидел балерину на репетиции, директор театра приглашает ее танцевать в одном из спектаклей Парижской оперы.

За время работы в Мариинском театре Светлана Захарова исполнила около тридцати ролей. Не раз она получала приглашение в Большой театр, но привязанность к Мариинскому была велика, трижды балерина отказывалась, но в 2003 году она все-таки согласилась. По словам С. Захаровой, это решение было обусловлено желанием исполнять нечто новое: «Я не ушла из Мариинского театра, я просто перешла работать в театр с другим репертуаром», – говорила артистка.

В Большом театре репетитором С. Захаровой становится . В репертуаре балерины появляются новые роли – например, Аспиччия в балете «Дочь фараона» в постановке П. Лакотта (запись этого спектакля была издана на DVD-диске).

С 2004 года Светлана Захарова много выступает за рубежом: « » (Никия) в Гамбурге, « » (заглавная партия) в Милане, « » (Китри) в Токио, « » (Одетта-Одилия) на рождественском спектакле в Париже, юбилейные концерты в Лондоне и Париже… Совмещать активную гастрольную деятельность со спектаклями в Большом театре непросто, но балерине это удается: Эгина в « », Пара в желтом в «Русских сезонах» А. Ратманского на музыку Л. Десятникова.

Некоторые современные балетмейстеры создают балеты специально для Светланы Захаровой. Например, японский хореограф Асами Маки поставил для нее балет на музыку Г. Берлиоза «Дама с камелиями». Балет имел успех и в Токио, и в Москве, а балерина, по ее словам, «чувствовала себя как в драматическом театре».

Итальянский танцовщик Франческо Вентрилья поставил для нее балет «Захарова. Суперигра» на музыку молодого итальянского композитора Эмильяно Пальмьери. В этом спектакле балерине пришлось воплотить образ, казалось бы, нетипичный для балета – персонажа компьютерной игры, которому надлежит пройти все уровни и достичь бессмертия.

И еще об одной роли Светланы Захаровой нельзя не упомянуть – Наташа Ростова. «Первый бал Наташи Ростовой» в постановке Раду Поклитару стал одним из самых запоминающихся моментов церемонии открытия Олимпиады в Сочи в 2014 году. Партнером балерины был . Свои чувства во время этого выступления артистка описывает как «волнение вперемешку с невероятной эйфорией и счастьем от происходящего».

Светлана Захарова – не только человек искусства, но и политический деятель. В 2006 году балерина становится членом Совета по культуре и искусству при Президенте России, а с 2008 по 2012 год являлась депутатом Государственной Думы.

Музыкальные Сезоны

МОСКВА, 9 марта. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Прима-балерина Государственного академического Большого театра России (ГАБТ), народная артистка РФ Светлана Захарова совершит мировой тур со своей сольной программой "Amore" и подготовит новый проект современной хореографии.

Планам знаменитой танцовщицы посвящена пресс-конференция в ТАСС, в которой вместе с самой балериной участвует ее коллега по Большому театру - солист балетной труппы и одновременно генеральный продюсер компании MuzArts Юрий Баранов.

"Прежде, чем отправиться в мировой тур со своим сольным проектом "Amore", Светлана Захарова покажет эту программу 14 и 15 марта на Исторической сцене Большого театра", - сообщил в интервью ТАСС Баранов. Он напомнил, что программа уже была показана в ГАБТ 24 и 25 мая прошлого года и прошла с аншлагом.

"Многие зрители тогда не смогли попасть на спектакли, поэтому мы решили, спустя почти год, повторить "Amore", выражаясь театральным языком, "на бис". Кстати, и сейчас все билеты полностью раскуплены", - проинформировал продюсер. По его словам, зрительский ажиотаж вполне оправдан. "Такую Захарову, какой она предстала в программе "Amore", публика ранее не видела", - констатировал Баранов.

"Неизвестная Захарова"

Захарова подтвердила, что в программу вошли три одноактных балета, которые она никогда прежде не исполняла. "Я не люблю долго танцевать одно и то же", - сказала балерина. "Но классические спектакли к этому не относятся: их хочется танцевать как можно дольше" - сказал она.

"Современные балеты - совсем другая история, - считает прима. - Рисковать, пробовать себя в совершенно ином стиле - артисту это необходимо. Я не боюсь экспериментировать, люблю быть разной, непредсказуемой". Она призналась, что давно мечтала сделать сольный проект. По словам артистки, хореографов она выбирала сама.

"Мы репетировали целый год, и это было удивительное время, потому что мы работали с большой любовью. Недаром же наш проект так и называется "Amore", что в переводе с итальянского означает "любовь". И все наши три балета рассказывают о любви - счастливой и трагичной, серьезно и с юмором", - заметила балерина.

Программа

Открывается проект балетом "Франческа да Римини" в постановке Юрия Посохова. В прошлом премьер балета Большого театра, он стал успешным хореографом, на счету которого не один десяток балетов, в их числе и "Франческа да Римини". История любви, увековеченная в "Божественной комедии" Данте, оживает в балете на музыку Чайковского, заглавную партию в котором исполняет Захарова. Ее любовником на сцене стал солист Большого театра Денис Родькин, в роли ревнивого мужа - еще один премьер ГАБТ Михаил Лобухин.

Следующий балет в программе называется "Пока не пошел дождь". Его автор - немецко-нигерийский танцовщик и хореограф Патрик де Бана. Премьер трупп Мориса Бежара и Начо Дуато, он также является известным постановщиком. Специально для Захаровой он поставил новеллу про мечту о всепоглощающей любви, где прима предстала в образе героини. В качестве ее партнера выступает сам де Бана, в балете также занят солист ГАБТ Денис Савин.

Завершается проект балетом "Штрихи через хвосты", который на музыку Моцарта сочинила ирландский хореограф Маргерит Донлон. В этом балетном фарсе Захарова предстала в неожиданном для нее комическом амплуа. К настоящему моменту проект "Amore" был показан не только в Москве, но и в других городах мира.

Мировой тур "Amore"

"По сути мировой тур "Amore" начался с премьеры, которая состоялась в мае прошлого года в итальянском городе Модена, - сказал Баранов. - Потом программа была показана в другом итальянском городе - Парма. И уж после этого Светлана решилась представить свой проект в Большом театре".

По словам продюсера, Захарова очень трепетно относится к сцене Большого театра, считая, что на эти подмостки можно выносить только хорошо подготовленную работу. "Так что поначалу мы слегка "обкатали" ее проект в Италии, где Захарову очень любят, а уж потом представили в Большом театре", - сказал Баранов. Он напомнил, что после Москвы "Amore" вновь отправился в Италию и побывал в Равенне и Генуе. Проект также был показан в Монте-Карло, добавил Баранов.

Рассказывая о дальнейших планах, он сообщил, что зарубежные импресарио с интересом относятся к сольному проекту Захаровой. "Проблема заключается в загруженности самой балерины, которой непросто выкроить в своем плотном графике время для гастрольных поездок", - заметил продюсер.

При этом он проинформировал, что уже точно известно, что 4 и 5 августа "Amore" будет показан на Кипре, на 24 и 25 сентября его гастроли запланированы в Токио, а 20 ноября сольный проект Захаровой будет представлен на сцене лондонского "Колизеума". "Также ведутся переговоры о гастролях в Турции, Испании, Греции, Болгарии, Сербии, Венгрии и Финляндии", - перечислил Баранов, подчеркнув, что мировой тур "Amore" продлится до 2018 года.

Впереди новый проект

"Проект Захаровой очень успешен и востребован", - констатировал продюсер, добавив, что на этом балерина вовсе не намерена останавливаться. Напротив, она думает о новой программе. "Мы планируем сделать новую программу, которая полностью будет поставлена для Светы", - заявил Баранов. Он заверил, что уже сейчас по этому поводу ведутся переговоры со знаменитыми хореографами мира.

"Мы не останавливаемся на достигнутом, а идем дальше. Подбираем разных хореографов, не похожих друг на друга, оригинальных по почерку и стилю. Хотим сделать еще более интересный трехактный проект, который никого не оставит равнодушным. Рассчитываем, что мировую премьеру новой программы Светланы Захаровой сможем показать в марте 2019 года", - заключил Баранов.

Благотворительный фестиваль

Захарова сообщила, что в третий раз проведет Благотворительный фестиваль детского танца "Светлана", основателем и художественным руководителем которого она является. Смотр состоится 28 марта в концертном зале "Россия" в Лужниках. "Первый фестиваль прошел в 2015 году", - напомнила Захарова. "Мы тогда очень волновались, как все получится, - сказала артистка. - Но, похоже, наша "Светлана" прижилась, и теперь мы проводим фестиваль уже в третий раз".

По словам Захаровой, "Светлана" проводится в первую очередь для того, чтобы показать, насколько многогранны и талантливы российские дети. При этом артистка отметила, что отбор на фестиваль жесткий. Коллективы, которые в итоге получают право выйти на московскую сцену, являются лауреатами различных конкурсов, в том числе международных. "Во многом строгий процесс отбора юных танцовщиков продиктован тем, что фестиваль благотворительный. Причем, благотворительность заключается абсолютно во всем, начиная от приезда детей, их проживания в Москве и заканчивая распространением билетов", - пояснила балерина.

Она проинформировала, что в этом году в фестивале примут участие около 600 юных танцоров в составе 17 творческих коллективов со всей страны, в том числе из Магнитогорска, Оренбурга, Керчи, Ульяновска, Калуги, Волгограда, Казани, Курска, Ижевска, Пензы и Санкт-Петербурга. Прима отметила, что на данный момент "Светлана" - российский фестиваль, но в ее планах - выход на мировой уровень.

Внимание к юным танцорам у Захаровой в семейных корнях: ее мать Галина Захарова - бывший педагог, хореограф детской студии. Свою дочь, шестилетнюю Анну, Светлана Захарова также хотела бы в будущем видеть танцовщицей. "Я бы очень хотела, чтобы она танцевала", - говорит артистка. "Это прекрасное искусство, и дети, которые занимаются танцем, выгодно отличаются от сверстников", - считает прима Большого театра.

Балерина на все амплуа

Светлана Захарова родилась в Луцке (Украина). В 1989 году поступила в Киевское хореографическое училище, однако выпускной курс закончила в Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге.

С 1996 по 2003 год была солисткой Мариинского театра. С 2003 года - прима-балерина Большого театра, также является этуалью миланского театра Ла Скала (с 2008 года). Занята в спектаклях классического и современного репертуара. "Светлане Захаровой подвластны все танцевальные стили, от классики до модерна. Она - балерина на все амплуа", - считает руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев.

"Я знаю Свету еще со времени ее учебы в Вагановском училище, - сказал Вазиев. - Потом она пришла в Мариинский театр, и я поручил ей первый спектакль - это была "Жизель". (Вазиев тогда возглавлял балет Мариинки - прим. ТАСС). Потом мы уже встретились в Ла Скала - я там руководил балетом, а Светлана Захарова выступала в статусе этуали".

"Теперь мы вместе работаем в Большом театре. Должен отметить, что на всем своем творческом пути Захарова остается истинной звездой, одной из лучших балерин мира", - подчеркнул он.

Народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Юрьевна Захарова родилась 10 июня 1979 года в городе Луцке (Волынская область, Украина).
Ее отец был военнослужащим, мать — педагог, хореограф детской студии.
В десятилетнем возрасте Светлана поступила в Киевское хореографическое училище.
В 1995 году, завоевав второй приз на Международном конкурсе молодых танцовщиков в Санкт-Петербурге, девушка была принята сразу на третий выпускной курс в Академию русского балета имени А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге.
Будучи студенткой академии, Светлана танцевала "Тени" в "Баядерке" и Повелительницу дриад в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса, Машу в "Щелкунчике" Петра Чайковского и "Умирающего лебедя" Камилла Сен-Санса на сцене Мариинского театра.
В 1996 году, по окончании Вагановской академии, Захарова была принята в балетную труппу Мариинского театра.
В театре балерина танцевала партии Принцессы Флорины в "Спящей красавице" и Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" Петра Чайковского, Марии в "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева, Гюльнары в "Корсаре" и Жизели в одноименном балете Адольфа Адана, Манон в одноименном балете Жюля Масне, Джульетты в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева и др.
В сезоне 2003/2004 Светлана Захарова перешла в труппу Большого театра. Дебют в качестве солистки состоялся 5 октября 2003 года в балете "Жизель".
В Большом театре Светлана Захарова исполняет партии Аспиччии в "Дочери фараона" Цезаря Пуни, Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" и Принцессы Авроры в "Спящей красавице" Чайковского, Никии в "Баядерке" и Китри в "Дон Кихоте" Минкуса, Раймонды в одноименном балете Александра Глазунова, Кармен в "Кармен-сюите" Жоржа Бизе — Родиона Щедрина, Эгины в "Спартаке" Арама Хачатуряна, танцует ведущую партия в "Бриллиантах" на музыку Чайковского в балете "Драгоценности".
Балерина — первая исполнительница партии Золушки в одноименном балете Сергея Прокофьева (хореография Юрия Посохова), Медоры в "Корсаре" Адана (хореография Мариуса Петипа, постановка и новая хореография Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки) .

Творчество балерины отмечено многими званиями и наградами. В 2001 году она получила премию Санкт-Петербурга в области культуры "Люди нашего города", в 2007 году была удостоена Государственной премии РФ. В 2008 году Захаровой было присвоено звание народной артистки РФ.

В 1998 году Захарова завоевала I премию Международного конкурса артистов балета в Джексоне. Лауреат премии "Золотая маска" (1999, 2000). Награждена призами журнала "Балет".
Является обладательницей титула "этуаль" итальянского журнала DANZA & DANZA . В 2008 году первой среди русских артистов была удостоена звания "этуаль" балетной труппы миланского театра Ла Скала.
В 2010 году балерина стала офицером французского ордена "За заслуги в искусстве и литературе".
Светлана Захарова замужем за скрипачом Вадимом Репиным. В 2011 году в семье родилась дочь Анна.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Она является первой исполнительницей в Большом театре Ипполиты (Титании) в "Сне в летнюю ночь" на музыку Феликса Мендельсона-Бартольди и Дьердя Лигети, Cолистки в "Серенаде" на музыку Чайковского, Смерти в "Юноше и смерти" на музыку Иоганна Баха, Маргариты Готье в "Даме с камелиями" на музыку Фредерика Шопена.
В 2009 году в рамках творческого вечера примы состоялась мировая премьера посвященного ей балета "Захарова суперигра" Эдди Пальмьери в постановке Франческо Вентрильи, где балерина исполнила главную партию Светланы.

"Маргарита и Арман"


В 2013 году в рамках своего творческого вечера в Большом театре Захарова исполнила партию Маргариты в балете "Маргарита и Арман" на музыку Ференца Листа (хореография Фредерика Аштона).
Светлана Захарова выступает на знаменитых сценах мира, таких как Парижская национальная опера, лондонский концертный зал Альберт-холл, Ковент Гарден, Метрополитен-опера, Римская опера, Ла Скала, Новый национальный театр Токио и др.
Гала-концерты Захаровой регулярно проходят в Италии, Греции, Сербии.

"Дон Кихот" Па-де-де.



Один из последних проектов балерины "Па-де-де на пальцах и для пальцев" — совместное выступление со своим мужем, известным скрипачом Вадимом Репиным, на музыкальном фестивале в итальянском городе Равенна в июне 2014 года. Его премьера состоялась в России в апреле на Транссибирском арт-фестивале.
В декабре 2007 года Светлана Захарова была избрана депутатом Государственной думы пятого созыва по списку партии "Единая Россия", была членом комитета по культуре.
В 2006-2011 годах и с 2012 года — член Совета по культуре и искусству при президенте России.

"Жизель." Фрагмент из балета.



"Лебединое озеро". Адажио.

  • Фото: Игорь Павлов
  • Стиль: Ирина Дубина
  • Интервью: Александра Мендельская
  • Прическа: Евгений Зубов @Authentica club @Oribe
  • Макияж: Любовь Найденова @2211colorbar

«Э то же Chapurin? Все его вещи как будто сшиты для меня», — замечает Светлана Захарова, рассматривая платье, нежное и невесомое, как она сама. Платье действительно сшито именно для нее, по спецзаказу сайт: утром перед встречей с прима-балериной главного театра страны мы забрали его «с пылу с жару» из ателье Игоря Чапурина на Саввинской набережной. Участие дизайнера и «внештатного костюмера» российского балета сыграло не последнюю роль в том, что прима согласилась дать нам интервью: как известно, выкроить время для общения с журналистами Светлане Захаровой очень сложно, тем более, сейчас, когда ее новая программа «Amore», собрав невероятные овации в Москве, отправляется в путешествие по мировым сценам.

В качестве декораций для съемки мы выбрали ни много ни мало Московский Планетарий: «поместить» звезду мирового масштаба рядом с другими небесными телами казалось амбициозной, но вполне логичной идеей. Есть в этом какая-то метафорическая поэтика, не правда ли? Впрочем, излишней «звездности», ожидаемой от примы Большого и Ла Скала (на миланской сцене балерину называют не иначе как «этуаль»), Светлана Захарова не проявляет и ведет себя с редким профессионализмом: послушно следует напряженному графику съемки, стойко переносит неожиданный холод в помещениях музея и, не взирая на свое насыщенное расписание (через день Светлане улетать в Токио на спектакль), терпеливо и с улыбкой отвечает на все вопросы. Возможно, все дело в том, что долгие годы балетной жизни научили эту хрупкую девушку преодолевать любые трудности без единого намека на усилие. За 6 часов нашей совместной работы Одетта XXI века (редакций «Лебединого озера» она станцевала больше десяти) выпивает лишь две чашки капучино Nespresso, чем вызывает желание расспросить ее про строгий режим питания. Но стилист Евгений Зубов — единственный, кому балерина доверяет свои волосы — проявляет трогательную заботу о своей подопечной и просит нас обойтись без банальностей в интервью. Поэтому в беседе с артисткой мы поднимаем совсем другие темы: о том, как совмещать личную жизнь и карьеру, о закулисной жизни балета в России и за границей и почему она отказалась от съемок в «Большом Вавилоне».


Платье, Chapurin

Вы прима-балерина Большого театра и этуаль театра Ла Скала, танцевали на всех главных мировых сценах. Чем отличаются ваши ощущения, когда вы выходите на сцену в Милане и в Москве?

Любой выход на сцену особенный, нужны долгая подготовка и настрой. Не скрою, где бы я ни выступала, наиболее «эмоциональной» всегда была сцена Большого театра: здесь самая высокая концентрация и самое сильное волнение. Говорят, что родные стены помогают: с одной стороны, да, но с другой — внутри меня происходит такая буря эмоций, как нигде больше.

Может быть, российская публика более придирчива?

Нет, любого зрителя не обманешь. Неважно, где ты выступаешь: либо публике нравится, либо она остается равнодушной. Думаю, здесь, на сцене Большого, на меня влияет ее особенный исторический дух.

Выступая в Милане, Париже, Нью-Йорке, вы ощущаете, что несете ответственность за имидж страны? Чувствуете себя именно русской балериной?

Конечно, ощущение определенной ответственности есть. Горжусь тем, что я русская балерина, и тем, что воспитана в лучших традициях русской балетной школы — без преувеличения лучшей в мире.

Правда ли, что в Европе и США к балеринам и вообще к работникам театра относятся строже в плане дисциплины: серьезно штрафуют за пропуск репетиции и другие нарушения?

Для танцоров театр — это прежде всего работа. Поэтому, как и в других сферах, за нарушение трудовой дисциплины руководство имеет право вас оштрафовать. В Большом, как и во всем мире, строго следят за этим, но для ведущих исполнителей есть исключения. Мы работаем на качество, а не на количество проведенных часов в репетиционном зале, поэтому солисты в любом российском театре сами вправе определять свой режим. В заграничных театрах расписание репетиций составляется на неделю вперед: неважно, устал ты или нет, ты обязан быть в зале, если твоя фамилия обозначена. Но это относится постоянной труппе театра — не к гастролерам. Так что и там я придерживаюсь удобного мне графика.

Вы удивительным образом совмещаете успешную карьеру балерины с насыщенной личной жизнью. Как вам это удается?

Мне кажется, еще с советских времен сложился стереотип, что балерина должна себя полностью отдавать сцене: не иметь детей, все время думать о ролях, репетировать. Мое поколение более свободно в этом плане: танцовщицы без страха уходят в декретный отпуск, некоторые дважды за карьеру успевают. Я даже больше скажу: это идет всем на пользу. Рождаются другие чувства, появляются новые силы, эмоции… Жизнь меняется, скорость и ритм совсем уже другие, и так или иначе на все должно хватать времени, главное — желание. Мы живем в век новых технологий и скоростей: все так быстро проходит, что хочется многое успеть и испытать в жизни.


Платье, Chapurin


Ваш график расписан на несколько лет вперед, и у вашего мужа наверняка не менее плотное расписание. Как удается поддерживать крепкие семейные отношения и уделять достаточно внимания ребенку?

Когда мы с Вадимом познакомились, жизнь каждого из нас уже была такой: гастроли, выступления, репетиции, встречи… Другого ритма ни я, ни он не знаем, и жаловаться нам не на что: изначально это был наш сознательный выбор. При любой возможности мы приходим на выступления друг друга. Обсудить спектакль после, услышать мнение любимого человека мне очень важно. Доченьке нашей уже 5 лет. Она воспитанный творческий ребенок: ходит на спектакли и концерты и знает, что, если у меня выступление, она должна вести себя тихо и не шуметь, пока я отдыхаю. Конечно, поначалу приходилось ей это объяснять, но сейчас она и без слов все понимает. Аня привыкла и к нашим постоянным отъездам. В 2,5 года она уже смотрела балет «Жизель» в Праге и вообще с раннего возраста летала со мной на гастроли. Сейчас Аня занимается танцами, гимнастикой, английским, поэтому больше привязана к Москве. Моя мама всегда рядом — они большие друзья: дочка зовет ее по имени, так как бабушкой мою маму никто в семье назвать не решается. Мама — самый близкий и родной человек, кому еще можно доверять, как не ей?

Вы не раз признавались, что с радостью отдадите дочь в балет. Опираясь на свой опыт, какой самый главный совет вы ей дадите?

Она очень подвижная! Надеюсь, занятия танцами будут всю ее энергию направлять в правильное русло. Советы трудно давать, но я точно знаю, что кроме дисциплины балет дает жизнь в красоте, мечту и цель. Ребенок начинает стремиться к чему-то с раннего возраста и быстрее взрослеет. Если дочь выберет мой путь, я с радостью поддержу ее.

Сейчас балет активно подается в массы — его показывают по ТВ, артисты участвуют в различных медийных проектах. Также несколько лет назад спектакли Большого стали транслировать в кино. Как вы относитесь к подобной популяризации искусства?

Положительно, ведь это делает балет более доступным. Не у всех есть возможность пойти в Большой театр по разным причинам. А так поклонники балета со всего мира могут оказаться на спектакле с участием любимых артистов, не выезжая за пределы своего города. Благодаря таким трансляциям моих поклонников становится все больше. Эти спектакли снимает профессиональная команда из Франции, они хорошо знакомы с театром и знают, как нужно снимать балеты — говорят, смотрится на большом экране потрясающе! Часто слышу это от людей из разных стран. Другое дело, что для меня как для исполнителя это дополнительная нагрузка. Во время трансляции танцуешь не только для зрителя в зале: камеры стоят с разных сторон, и ты не знаешь, в какой момент и с какого ракурса тебя снимают, показывают твои движения дальним планом или лицо — крупно. И возможности что-то поменять после показа нет. Танцуя, я должна контролировать себя больше, чем обычно. Трансляция действительно идет в прямом эфире: ее смотрят сотни тысяч зрителей. После таких нагрузок я гораздо дольше восстанавливаюсь и прихожу в себя.

Не кажется вам, что сама магия похода в Большой театр теряется, когда спектакль показывают в кино?

Публика, насколько я знаю, собирается на такие трансляции не как в кино, а как в академический театр: люди одеваются соответствующе, аплодируют во время спектакля и после него. Судя по посещаемости таких мероприятий, это надо людям. Все равно многие смотрят записи моих спектаклей на Youtube — сотни тысяч просмотров! Так пусть лучше аудитория увидит целый спектакль в качественной съемке на большом экране, нежели отрывки в плохом качестве, снятые тайно, порой с верхнего яруса, на смартфон.


Боди, Maison Margiela; юбка и накидка, Dries Van Noten (все — Leform)

Пусть лучше аудитория увидит целый спектакль в качественной съемке на большом экране, нежели отрывки в плохом качестве, снятые на смартфон.

У балерины, тем более танцующей в нескольких труппах, постоянно меняются партнеры на сцене. Поработав с большим количеством артистов, разных по типажу и темпераменту, скажите, как вы налаживаете контакт с каждым из них?

Все мои первые партнеры — это старшее поколение потрясающих артистов: с ними я училась и набиралась опыта как начинающая балерина. Все очень трепетно ко мне относились, вводили меня в спектакли. Я многое от них взяла в плане знаний. И теперь, имея сценический опыт, я сама стараюсь помочь своим новым партнерам вникнуть в тот или иной материал. Если танцор начинает работать над ролью с нуля, я делюсь с ним своими знаниями, эмоциями, чтобы ему было легче. В эти моменты я пересматриваю и свои партии, глубже в них погружаюсь. Я заинтересована в том, чтобы рядом был не просто хороший партнер, а прежде всего интересная личность. Успех спектакля зависит от работы обоих главных исполнителей.

Нужна ли какая-то реальная эмоциональная связь с партнером, чтобы показать подлинные эмоции на сцене?

Личная связь необязательна, но нужно, чтобы присутствовала симпатия между танцующими в паре людьми. Особая химия, которая делает посторонних друг другу людей потрясающим дуэтом на сцене. И тогда публика верит всему, что происходит между исполнителями, проникается атмосферой театра. Бывает, конечно, что этого не происходит, и в таком случае включаются актерское мастерство и профессиональный опыт.

Не могу не спросить вас о совместной работе с Роберто Болле — звездой итальянского балета. Что было самым запоминающимся в работе с ним?

Мы часто вместе танцуем на сцене Ла Скалы. В Италии его имя знают даже те, кто не бывает на спектаклях. Я по-итальянски называю его bella persona: он не только уникальный танцовщик и партнер, но и хороший человек — скромный и очень закрытый. И, несмотря на свою популярность, невероятный трудоголик: готов целыми днями работать в балетном зале, бесконечно повторять поддержки и движения. С ним очень легко танцевать, он стабилен и моментально реагирует, если что-то идет не так. Одна моя подруга сказала: «На ваши репетиции с Болле можно продавать билеты». Это потому, что мы выкладываемся на них на 100 процентов. В октябре у нас запланирована «Жизель» в Ла Скале, так что мы снова порадуем зрителей нашим дуэтом.

В конце мая в Большом театре состоялась российская премьера вашей сольной программы «Amore». Что вы хотели сказать этой постановкой?

Прежде всего это мой первый большой сольный проект. Я часто выступаю с сольными концертами, но обычно это отрывки из классических спектаклей и отдельные номера. Мне хотелось сделать что-то новое, масштабное, эмоциональное, удивить и вдохновить моих зрителей. Вместе с огромной командой мы работали над этим проектом на протяжении года. Спектакль представляет собой три одноактных балета, поставленных разными хореографами, в совершенно разных стилях. «Франческа да Римини» на музыку Чайковского в постановке Юрия Посохова: я влюбилась в этот спектакль с первого взгляда! Второй — «Пока не прошел дождь» — был поставлен специально для меня австрийским хореографом Патриком де Бана: в этом спектакле нет сюжета как такового, и зритель придумывает свой смысл происходящему, на сцене есть доля эмоционального экспромта. И третий — это своеобразный балет-шутка «Штрихи через хвосты», поставленный Маргаритой Донлон на 40-ю симфонию Моцарта. В нем тонкий юмор, который не всегда просто передать на сцене. Мне хотелось, чтобы драма и философия были сбалансированы и зрители покидали представление с улыбками.

Почему вы сотрудничали именно с этими хореографами?

Когда Юрий Баранов, продюсер «Amore», предложил мне сделать сольный проект, у меня уже были идеи станцевать «Франческу да Римини» и сделать новый спектакль с Патриком де Бана. Оставалось найти только третий балет. Юрий вскоре показал мне «Штрихи через хвосты», открыв для меня Маргариту Донлон. Она никогда раньше не работала в России, и я очень рада, что так все сложилось: все три хореографа очень талантливые люди и совсем не похожи друг на друга.

Вы будете повторять эту программу?

Да, следующие выступления проекта «Amore» мы покажем 30 июня, 3 июля в Италии и 6 июля в Монако.

С кем из современных постановщиков вы мечтаете поработать?

Их много: и те, кто уже работал со мной, и те, с кем мне еще не доводилось сотрудничать. Жан Кристоф Майе, Пол Лайтвуд — я мечтаю с ними встретиться в работе. И, конечно, очень хотела бы снова сотрудничать с Джоном Ноймайером: я считаю его величайшим хореографом современности. Мне посчастливилось исполнять партию в его спектакле «Дама с камелиями». Я очень люблю Бориса Яковлевича Эйфмана: на его юбилее я станцевала отрывок из его спектакля «Красная Жизель». Это хореограф, который имеет свой собственный почерк, ни с кем его не спутаешь. Недаром его спектакли обожает публика всего мира, а его труппа работает с большим энтузиазмом и отдачей.

Не секрет, что российская публика пока еще настороженно относится к современному балету и обычно довольно прохладно принимает разного рода эксперименты. Вы думаете о том, как подать правильно новые форматы?

Когда я делаю что-то новое, думаю не только о том, что бы мне было интересно станцевать, но и о том, будет ли это интересно зрителю. Захотелось бы мне самой посмотреть спектакль снова? Для меня главное, чтобы зрители вышли из театра вдохновленными и одухотворенными.

Костюмы для проекта «Amore» делал Игорь Чапурин. Вы с ним хорошие друзья, он часто одевает вас на сцене и в жизни и даже создал платье специально для нашей съемки. Как началось ваше партнерство?

У Игоря Чапурина с балетом долгая история, как вы знаете (В 2005 году Игорь Чапурин первым из российских дизайнеров получил право создавать сценическое оформление и костюмы к балетам Большого театра. — Прим.ред. ). А подружились мы, как раз когда готовили постановку «Amore», он «одевал» балеты «Франческа да Римини» и «Штрихи через хвосты». Юрий Баранов привел меня к нему в бутик, чтобы мы могли узнать друг друга поближе, и с тех пор мы тесно сотрудничаем. Он настоящий мастер своего дела, один из самых ярких российских дизайнеров, и то, что он делает, вызывает у меня искренний восторг. Во время работы над «Amore» я полностью доверяла его видению и вкусу. Он всегда делится своими идеями с таким воодушевлением, что я согласна на все!

Кроме Chapurin одежду каких российских дизайнеров вы носите?

Я дружу с Николаем Красниковым: люблю то, что он делает для своего бренда. Очень уважаю Вячеслава Зайцева — это наша легенда и законодатель российской моды, проводник русской культуры.

Не так давно в кинопрокат вышел фильм «Большой Вавилон», раскрывающий святая святых — закулисье Большого театра. Фильм был снят по следам известной трагической истории. Как вы считаете, с какой целью он был снят и почему вы не приняли в нем участие?

Я к этому фильму отношусь отрицательно. Такое ощущение, что режиссер задумал показать очередной скандал, решив, видимо, таким образом прославиться. Настоящий Большой театр, его богатый закулисный процесс ему снять не удалось. Какие-то обрывки из жизни некоторых работников театра, не более того. Мне такие проекты неинтересны.

Уже второй год под вашим патронажем в Москве проходит благотворительный танцевальный фестиваль детского танца «Светлана». Какие планы у вас связаны с этим проектом?

Задача этого уникального мероприятия — показать, насколько разнообразен танец: от классического и народно-эстрадного до модерна — все можно посмотреть на фестивале. На сцене собираются профессиональные коллективы, ансамбли из разных городов России, которые занимают первые места на международных конкурсах. Танцуют так, что дух захватывает! И это наши талантливые дети, которые любят то, чем они занимаются. Не могу передать, насколько я благодарна педагогам и хореографам, которые воспитывают юные дарования.


Платье-комбинация, Organic by John Patrick (KM20)


Балетный мир закрытый: ты живешь как в сказке и реальной жизни почти не знаешь.

В чем заключается благотворительная часть проекта?

Мы полностью обеспечиваем проезд, проживание и питание всех участников. Приехать в Москву и выступить на одной из лучших площадок Москвы (в Концертном зале «Россия» в Лужниках) — для них награда. У меня не было цели сделать конкурс — это фестиваль, танцевальный форум, если хотите. В этом году участие в нем приняли 500 детей. Специально для фестиваля была выстроена большая сцена, сделаны очень красивые декорации. Конечно, соревновательный момент происходит на этапе отбора участников. Но главное, что дети не чувствуют конкуренции во время фестиваля — наоборот, они все с большим интересом смотрят на работу друг на друга, перенимают опыт, знакомятся. Здесь нет побежденных и победителей.

Какое-то время вы работали в думском комитете по культуре. Что вам дал этот опыт и не собираетесь ли вы вернуться в Думу?

Да, я работала в пятом созыве, и для меня этот период определенно был интересен и полезен в плане каких-то открытий. Видите ли, балетный мир закрытый: ты живешь как в сказке и, несмотря на все «приключения», реальной жизни почти не знаешь. А когда я пришла в Думу, увидела мир с другой стороны: кому-то мне удалось помочь, что-то сделать не получилось. Сейчас мой график расписан на несколько лет вперед, и все планы связаны только с искусством. Я привыкла полностью отдаваться тому, что делаю. Но не исключаю, что когда-то смогу вернуться: в жизни могут быть перемены.


Выражаем благодарность Московскому Планетарию за помощь в организации и проведении съемки.