Самые лучшие команды квн. Из квнщика в люди, или знаменитости, которые вышли из квн

Самые лучшие команды квн. Из квнщика в люди, или знаменитости, которые вышли из квн
Самые лучшие команды квн. Из квнщика в люди, или знаменитости, которые вышли из квн

Любому зрителю советского, а затем и российского телевидения вот уже много лет известна аббревиатура КВН, которая расшифровывается как Клуб Веселых и Находчивых.

Свою историю передача начала в 1961 году , когда боссам советского телевидения стало понятно, что народу нужно видеть нечто веселое и непринужденное.

Первые три года передачу вел Альберт Аксельрод, но в 1964 году ему на смену пришел на тот момент студент МИИТ (на данный момент этот ВУЗ называется Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II) Александр Масляков.

Как показало время - он стал бессменным ведущим, который выходит на сцену КВН до сих пор - до 2017 года!

Первое время ему также помогала диктор Светлана Жильцова. Суть передачи заключалась в том, что самодеятельные коллективы собирались на одной сцене и соревновались в чувстве юмора .

Клуб Веселых и Находчивых стал настолько популярен, что вскоре по всему Советскому Союзу появилось мощное движение, посвященное ему. На базах университетов, предприятий всех отраслей промышленности, политических ячеек образовывались команды КВН. Сначала они соревновались на местном уровне, кто-то постепенно поднимался по «карьерной лестнице» и попадал в телеэфир!

В какой-то момент застой в Союзе и многочисленные претензии к КВНу как к передаче, которая позволяет себе слишком много вольностей, привели к тому, что ее закрыли. Случилось это в 1971 году, но в 1986, когда большую страну стала сотрясать перестройка, КВН возродился из пепла.

Как ни странно, но развал Советского Союза совершенно не повлиял на популярность Клуба .

Да, встречи и турниры стало организовывать сложнее, ведь между странами выросли границы, но зато появилось много местных Лиг, проходя через которые команды закалялись, шлифовали свое мастерство и становились интереснее.

Более того, география движения значительно расширилась - команды появились и в Европе, и в США, и в Израиле и даже в Австралии!

Отдельно нужно сказать, что из КВНщиков выросло очень много известных и значимых в обществе личностей . Среди маститых юмористов первые шаги на этой ниве именно в Клубе сделали Михаил Задорнов и Геннадий Хазанов. Среди телеведущих юные годы связаны с этой игрой у Валдиса Пельша, Леонида Якубовича, Михаила Шаца, Сергея Белоголовцева и многих других.

Из поколения 90х, когда юмор уже стал более откровенным и в чем-то даже жестким, вышли такие шоумены как , Григорий Малыгин, Александр Пушной. Начинали свою карьеру в КВН такие известные комики, как , и многие другие артисты Comedy Club, Comedy Woman и других ТВ шоу.

А известный многим по команде РУДН Сангаджи Тарбаев стал общественным деятелем и политиком. С чем связан этот феномен Клуба? Ответ прост - для того, чтобы играть в КВН нужно обладать незаурядными актерскими способностями, иметь недюжинное чувство юмора, быть сильной личностью, готовой к изматывающим репетициям и длительным переездам.

Не пропустите интересное:

Не каждый обладает таким набором качеств, но если уж такой человек нашелся - судьба щедро его наградит. И мы видим, что так и происходит.

А ведь чуть выше были перечислены только публичные люди, молодость которых была связана с КВН, а сколько из него «выросло» успешных бизнесменов, писателей, поэтов и певцов! Их количество огромно! На данный момент можно смело сказать, что Клуб Веселых и Находчивых - это своеобразная кузница самых разных кадров . Будем надеяться, что так будет продолжаться и дальше!

КВН я полноценно начал смотреть в 1998 году (отдельные номера видел и раньше), а бросил - в 2010-м. После этого мной предпринимались попытки возобновить его просмотр, но в какой-то момент я сдался, махнул рукой и больше никогда не включал. Не знаю, что стало тому причиной. Может, я посмотрел «Монти Пайтона» и увидел, каким на самом деле может быть юмор. Может, причина в том, что КВН в основном затрагивает тинейджерские темы – тусовка, экзамены, шоу-бизнес, что мне уже давно перестало быть близким. Может, причина тому – подстраивание под современные реалии (клиповое мышление, номера получаются короткими, быстрыми, динамичными, не успеваешь их прочувствовать). А может, у КВН и правда сейчас кризис, кто знает. Хотя «КВН уже не тот» я слышал и в тот период, когда активно его смотрел и до слез смеялся над шутками.

Впрочем, хоть современный КВН мне перестал быть близок, никто не отнимает у меня старые «ламповые» команды и их великолепный стиль, юмор, харизму. Итак, это топ-11 моих любимых команд КВН! Почему топ-11? Потому что я украл идею у Ностальгирующего критика!

Маленькая оговорка. В конце каждого пункта я буду указывать «избранный номер». Это не значит, что он лучший или любимый. Скорее, это просто очень хороший номер, при этом один из первых, что я вспомнил, и к тому же легко находится на ютубе.

11) «Пирамида» (Владикавказ)

Главная проблема кавказских команд в КВН – их однобокость. Практически все так или иначе пытаются выехать на шутках, собственно, про Кавказ. И ладно бы тем было много, но нет, все упирается в определенный набор: долгожители, дамские угодники, беззаконие, лезгинка, плохое знание столичных традиций. На этих пяти шутках, например, в чемпионы вылезли «Нарты из Абхазии». Но были и те, кто смог выйти за рамки этих стереотипов. Таких команд навскидку могу назвать две – «Новые армяне» и «Пирамида». Армяне, конечно, поизвестнее будут. Чемпионами были, «Камеди Клаб» создали, Мартиросяна миру подарили. Но я вот попытался вспомнить их лучшие номера… И вы знаете, почему-то ничего цельного не вспомнилось. У «Пирамиды» же я навскидку вспомнил номеров пять. Признаюсь честно, тот же чемпион 2008 года «Максимум», обыгравший в финале «Пирамиду», мне нравится чуть больше. Но я его не включил в топ чисто из уважения к осетинам, сумевшим шутить не только про то, как столетний дедушка ухаживает за девушкой, пока его внук, вышедший из тюрьмы, использует мобильник как обувную ложку, а в конце все танцуют лезгинку.
Избранный номер: «Клан Болвано»

10) «Фёдор Двинятин» (Москва – Ступино)


А тут у многих возникнет вопрос: я так признавался в любви КВНу рубежа веков, а тут внезапно включаю в топ вот ЭТО? Поясню. «Фёдор Двинятин», на мой взгляд, были кривым зеркалом эпохи, в которую они играли. Во второй половине нулевых со сцены все чаще стали звучать шутки про «вещества», про гламур, светскую жизнь, тусовки. «Фёдор Двинятин» довел эти темы до абсурда. Он просто плевал на все нормы морали и приличия, смеялся над ними и реально заставлял себя ненавидеть. Недаром с ними был связан один из самых громких скандалов Высшей лиги КВН, когда Юлий Гусман разнес в пух и прах их пародию на Валерия Леонтьева . Эти ребята своим диким поведением смеялись над КВНом, над зрителем, над жюри. И это здорово!
Избранный номер: «Няни Пушкина»

9) «Мегаполис» (Москва)

Не знаю, кто первый придумал концепцию «выходит капитан команды и всех гнобит», но «Мегаполис» был первым, кто возвел ее в абсолют. Данная идея у многих не находила отклика. Признаюсь, поначалу и я не проникся ей. Было тяжело смотреть на людей, которые друг друга ненавидят, хоть и в шутку. Но если не обращать внимания на эту спорную идею, то «Мегаполисом» можно только восхищаться. В их номерах постоянно были отсылки к классической литературе и музыке. Один из их первых запоминающихся номеров – поэт-баснописец – это вообще что-то невообразимое. Команда разрывала зал не самими баснями, а их названиями или первыми строчками («однажды кит по берегу гулял. Вдруг, из воды в янтарных брызгах, взвился верблюд»). «Мегаполис», на мой взгляд, был последним отголоском старого доброго КВН – с долгими цельными номерами и блестящей театральной игрой, а не «выскочил – пошутил – убежал – и все под музыку».
Избранный номер: «Гусарская баллада»

8) БГУ (Минск)

Единственный двукратный чемпион КВН в мою эпоху. Эта команда запоминалась тем, что у нее не было какого-то определенного стиля. То есть выезжали белорусы не только на Лукашенко и картошке. Они брали юмором. При этом ни один из их культовых номеров не был похож на другой. Да, в 2001 году у них появился Галыгин с пародиями на вышеупомянутого «Алэксандра Хригорьэвича», но при этом команда не скатилась к бесконечным самоповторам. А еще БГУ были единственными, кто показал на сцене КВН самый настоящий… порнофильм ! Мое поколение поймет, о чем я. Это даже по тем, более свободным временам, казалось очень смелым ходом.
Избранный номер: «Концерт «Машины времени»

7) «Прима» (Курск)


Скажите, любители КВН, какая первая ассоциация у вас возникает при названии этой команды? Конечно, картинки. Иллюстрированный юмор – это была их фишка, их ноу-хау, многие вообще считают это едва ли не их изобретением, хотя, конечно, так шутили аж в шестидесятые. И да, номера у них были просто великолепными. При этом никогда не знаешь, где, когда и на какую тему они выдадут шедевр. В принципе, рассказывать об их рисунках нет смысла – все это легко находится в интернете. Но говоря о «Приме», многие упускают другую их фишку, нетипичную для их поколения. Просто обратите внимание на их юмор вне картинок: депутатские дебаты, реформа ЖКХ, «в гостях у Ерохиных», ремонт в квартире, мюзикл «Грузчики» … Команда шутила на бытовые темы, близкие не москвичам, а простым провинциальным россиянам. Не стеснялась ввернуть в свой номер политической сатиры. Жаль, что запомнились они в первую очередь картинками, а во вторую – стихами. Да даже песни у них очень часто использовались такие, которые кто-то из современного поколения даже не слышал. Взять, например, переделку «Миленький ты мой» про поездку в Турцию.
Избранный номер: а вот не будет вам картинок! «Клей-разлучник»

6) DasISTfak’t (Ярославль)

Самая неизвестная команда в этой подборке. Эти ребята провели на телевидении всего два сезона, причем в премьер-лиге, тихо испарились и остались в целом непонятыми. И это легко объяснимо – шутки про Жанну Фриске гораздо понятнее среднестатистическому телезрителю, чем, например, «Охота на куниц с бумерангом» . Мне кажется, если бы Сергей Курехин играл в КВН, его команда чем-то напоминала бы «DasISTfak’t». По реакции зала даже видно было, что порой они элементарно не врубаются в то, что ребята делают на сцене. Но увы, главной причиной того, что этих ребят так и не пустили в вышку, является не нестандартный юмор. И даже не неблагозвучное название (поначалу они вообще назывались «Дас Истфак», потом их заставили букву «т» добавить). Главная причина – в темах для юмора. Их самое первое выступление содержало в себе фразу «Там же все эти - «Наши», «Молодая гвардия», у всех глаза по пять копеек, им зерна кинь – они клевать будут». Я вообще не понимаю, как их пустили в телевизор с таким убойным юмором времен настоящей свободы слова. К сожалению, КВН с годами все больше используется как политическая площадка для прививания молодежи «правильной» идеологии и «правильного» образа врагов. И редкий социальный юмор вроде переделки «I want to break free» выглядит очень неуместно, как попытка показать: «Смотри, народ, у нас типа свобода слова!». Хотя на самом деле... но не будем о грустном.
Избранный номер: «Пока все дома» на чешском»

5) «ЛУНа» (Челябинск)

У многих команд бывает так: посмотришь пять номеров, запомнишь двести шуток, а потом ходишь и цитируешь. С «ЛУНой» ситуация была несколько иная. Навскидку я у них вспомнил только две отдельные шутеечки, но зато одна из них уже давно стала крылатой. Первая – «березка, мне бы столько почек, сколько у тебя» . Ну, и вторая – легендарная фраза про фильм (неважно какой): «Книга лучше. Причем любая» . «ЛУНа» брала другим – цельностью номера. Ни у одной команды КВН XXI века никогда не было так много цельных номеров, разбитых не на несколько кусочков, а выдержанных в одной теме. Взять хотя бы мой самый любимый – «Формула любви» . Фактически там идет полный пересказ советской комедии, причем еще и не самой известной (не «Бриллиантовая рука», не «Иван Васильевич»). Команда на сцене в СТЭМах и «Домашках» являла собой настоящую театральную постановку, хоть и сжатую временными рамками. Настрогать много хороших шуток – это, конечно, непросто. Но настрогать много хороших шуток на одну тему – это уже высший пилотаж.
Избранный номер: «Бесприданница» (хотя «Формулу любви» люблю больше всех)


4) Сборная Пятигорска


В КВН было и, наверняка, есть много команд, которые хотят выглядеть эдакими простецкими ребятами из провинции. Но увы, очередная шутка про то, как Николай Басков катался в лифте весь день, потому что там было зеркало, выдает в ребятах или, как минимум, их авторах, самых что ни на есть столичных граждан. Пятигорцы же были настоящими провинциалами. С самого первого выступления казалось, что они увидели КВН где-то на заре девяностых, а потом в их единственный телевизор на селе ударила молния. Да, у них уже было много юмора про современные реалии, но порой создавалось впечатление, что шутят они на эти темы неохотно. Гораздо лучше у них получались номера про Средневековье, Сельский роман, Чапаева… В общем, они делали примерно то же самое, что и «ЛУНа», но при этом у них есть пара преимуществ над уральскими товарищами. Во-первых, у них для номеров брались еще менее популярные фильмы. Во-вторых, их юмор порой до того абсурден был, что ты не сразу понимаешь, что они так пошутили, и сидишь, ждешь завершения шутки. А потом до тебя доходит… Ну и еще немаловажный факт – Пятигорск был очень хорош в разминках. А это, как вы понимаете, самый сложный конкурс КВН.
Избранный номер: «Новый год» (с «Богемской рапсодией»)

3) «Уральские пельмени» (Екатеринбург)

О том, чем занимаются «Пельмени» на канале СТС, говорить не будем – зачем о грустном? Вообще лично я застал у «Пельменей» только чемпионский сезон 2000 года. И из него помню только «Can’t touch this» на подручных приборах, а также фееричное «Сальто Делчева». Но главное – то, что они делали после ухода из «вышки». Большинство Юбилейных игр и недолгий проект «КВН. Вне игры» держались именно на номерах «Пельменей». Плюс их постоянные выступления на сочинских фестивалях, включая 2003 год, когда они подарили нам, пожалуй, лучший номер КВН последних лет 15 (думаю, вы понимаете, о чем речь) . Юмор у них строился на абсурде и неожиданном ломании четвертой стены, причем до того, как это стало мейнстримом. Как-то раз я поймал себя на мысли, что при построении шуток они мне очень напоминают «Монти Пайтон». А потом узнал, что «Пельмени» и правда вдохновлялись «Монти Пайтоном»! А самое главное – они умело использовали образ неадеквата в команде (Дима Соколов). То есть в КВНе многие строят почти весь свой юмор, все свои номера вокруг человека, который как бы «не от мира сего». «Пельмени» же использовали Соколова как эдакого джокера, когда надо добить уже умирающую от смеха публику.
Избранный номер: «Шоу «Двери» («Гладиолус» все и так сто раз видели)

2) Сборная Санкт-Петербурга

Сборная Санкт-Петербурга – это уникальное явление в КВН. Пожалуй, такой сильной народной любви не получала ни одна команда, не становившаяся чемпионом. Питер у многих поклонников КВН моего возраста стал первой настоящей любовью. Они брали какой-то легкостью, живостью юмора. И смотрелись очень по-молодежному. В то время, как другие в тех же приветствиях выходили и просто шутили «в линейку», эти ребята прыгали и бегали по сцене, просто вынося мозг невероятно крутым юмором. Они сочетали в себе легкость современного юмора с питерской интеллектуальностью. В их юморе чувствовалось уважение к зрителю – посмотрите хотя бы их номер про визит Боба Марли в СССР . Таких музыкальных номеров в КВН не показывал почти никто. Кроме еще одной команды (о них позднее). А как они одевались! Посмотрите – большинство команд КВН либо надевают форму единого стиля, либо игроки одеваются в определенные образы (например, «Уездный город»). А здесь они выходили на сцену как будто только что из гримерки и переодеться забыли.
В 2005 году Питер внезапно решил вернуться, хотя уже явно не тянули на молодежь. И они вернулись совсем другими. У них появилась форма (бежевые пиджаки), а юмор уже не был таким легким и быстрым. Они снова, как и на рубеже веков, казались анахроничными. Но анахроничными уже в другую сторону. Стали ли они хуже? Нет. Они просто поменяли стиль и стали другими. Это уже были солидные мужчины и женщина с более солидным юмором. Но чемпионами они все равно не стали. Вообще тот сезон окончательно убедил меня в том, что КВН выигрывает не та команда, которая лучше, а та, которая «надо». Дважды – в 1999 и 2002 году Питер в финале проигрывал командам, которые не должны были в эти финалы попадать. Сперва они вынесли в полуфинале БГУ, но решением Маслякова белорусы также прошли в финал, где выступили объективно лучше всех. Затем абсолютно такая же история получилась с «Уездным городом» (хотя их преимущество уже не было таким очевидным). А в 2005 году Питер в полуфинале отстал от победителей на 0,1 балла. 0,1!!! (прописью) Одну десятую! Я даже не буду в этой ситуации напоминать, что те оценки были явно занижены. Масляков холодным голосом сказал, что «цифры говорят следующее…», и Питер покинул КВН уже навсегда.
Избранный номер: «Плохое радио»

1) «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)

Сборная Пятигорска на сцене смотрелась как эдакий «привет из прошлого». Питер выглядел опережающим свое время. «Дети лейтенанта Шмидта» - команда вне времени. Их номера (за исключением реалий эпохи) отлично смотрелись бы в восьмидесятые и отлично смотрятся сейчас. Томичи не были первооткрывателями какого-то жанра или символом какой-то эпохи. Они просто выдавали юмор высочайшего качества. Как говорится, выходили и разрывали зал. При этом для них было без разницы, в каком конкурсе это делать – «домашке» или «разминке». Я вообще не видел ни одной команды, которая была бы так крута в разминке. При этом их основной фишкой было выбегание на ответ до истечения необходимого времени – находчивость Григория Малыгина (R.I.P.) и компании в те годы просто поражала. А еще у «ДЛШ» были невероятно крутые певцы. Вот есть команда РУДН, которая выставяла на показ свое умение петь. Для «Детей» это было само собой разумеющимся. При этом, имея на в команде Гасаева и Винса, они вообще могли бы не запариваться над текстами песен, а просто брать зал голыми руками за счет мощных голосов. При этом они не только делали уморительные переделки («как отвратительно в России по утрам»), но и песенное выступление превращали в маленький спектакль.
Но самым главным вкладом «Детей» в КВН, да и вообще в историю нашей страны, стало умение легко шутить про сложившуюся в те годы в России ситуацию. Кризис, разруха, вечно бухой президент, закрытие НТВ – все эти темы «ДЛШ» легко обращали в шутку, подстебывали действующую власть, но при этом оставляли в сердцах людей надежду на то, что все в конце концов устаканится, все будет хорошо. И как подтверждение – их непременные финальные песни с деревенско-народным уклоном. В современном КВНе для поднятия духа патриотизма почему-то считается необходимым кинуть камень в огород Америки. «Шмидты» же заставляли развернуться русскую душу и почувствовать за себя гордость без псевдопафосных фраз, без задорновского «русская смекалочка». И это было невероятно круто!
Я уже много написал про «ДЛШ», но вынужден выделить еще один абзац про «Сибирских сибиряков». В 2001 году томичи практически в полном составе выступили под новым названием и новой пропиской. Да, они получили усиление из команды НГУ, но все же тон задавали все те же лица. За единственным исключением – Александр Пушной. И вот в тот год они как будто решили не бороться за чемпионство, а показать народу то, что нравилось им самим. Вы только вдумайтесь: в 2001 году со сцены КВН звучала пародия на «ПИНК ФЛОЙД» . Причем даже не на Another brick in the wall, а на Shine on your crazy diamond! Пушной был первопроходцем стиля «рок-КВН». Жаль, что на Пушном этот стиль по большому счету и закончился.
Избранный номер: «Счастливый случай»


P.S. На всякий случай напомню: этот топ – чисто мое субъективное мнение. Обязательно пишите в комментариях свое. Какие команды КВН любили и любите вы? «Торт» ли КВН сейчас? Если нет, то когда он, по-вашему, стал «не торт»? В общем, ждем-с!

В этом году Клубу весёлых и находчивых . Игра не теряет своей популярности на протяжении всех этих лет. Наоборот, с каждым годом на фестивали приезжают все больше новых команд, в каждом городе стараются создать свою местную лигу, а многие игроки начинают хорошо играть уже со школы. является президентом клуба, и для многих игроков он стал крёстным отцом в профессии. Предлагаем вспомнить самых успешных участников КВН.

Михаил Галустян

star-factory.com

Участник и капитан команды «Утомлённые солнцем» сразу запомнился всем зрителям КВН. Он необычайно харизматичный и смешной. Михаил также являлся автором многих шуток, которые и принесли команде титул чемпионов Высшей лиги КВН в 2003 году.

Сейчас Михаил является шоуменом, юмористом, актером, сценаристом и продюсером. Проект с его участием «Наша Russia» стал настоящим хитом. Михаил регулярно снимается в фильмах и занимается продюсерской деятельностью.

Александр Ревва


zakazartistov.com

Ещё один игрок команды «Утомлённые солнцем» в нашем списке успешных участников КВН. Александр начинал играть в КВН в составе донецкой команды «Жёлтые пиджаки». Случайно оказавшись в Сочи 2000 году, артист попал на сцену фестиваля в составе новой команды.

Именно благодаря известности и знакомствам, которые ему принесла игра, Александр сумел добиться успеха. Сейчас он является резидентом «Comedy Club», телеведущим, записывает песни от имени Артура Пирожкова и снимается в российских фильмах. В 2010 году артист открыл ресторан в Москве.

Гарик Мартиросян


cinemotionlab.com

Популярный шоумен, продюсер и юморист начинал играть в клубе Весёлых и находчивых в составе команды «Новые армяне». Команда стала чемпионом Высшей лиги под руководством Гарика.

Талантливый артист стал одним из главных авторов команды «Утомлённые солнцем». В настоящее время Гарик Мартиросян часто появляется в роли ведущего в самых популярных телешоу и выступает продюсером множества успешных проектов.

Семён Слепаков


joinfo.ua

После КВН Дмитрий со своими коллегами стал участником «Comedy Club», а спустя год его пригласили в шоу «Comedy Woman». Сейчас артист снимается в кино и является соведущим проекта "Вечерний Ургант".

Александр Гудков


ytimg.com

Ещё один участник популярного шоу «Comedy Woman», который стал популярным благодаря своей игре в КВН. был капитаном команды «Федор Двинятин», которая стала бронзовым призёром Высшей лиги.

Александр ведёт ряд популярных шоу на центральных телеканалах, озвучил двух персонажей мультфильмов и ему принадлежит мужская парикмахерская «Boy Cut».


woman.ru

Екатерина Варнава


ytimg.com

Стала известной благодаря своей игре в команде «Сборная Малых Народов». Там она познакомилась со своим будущими коллегами и стала известной. Её команда не смогла добиться чемпионства, но сама Екатерина запомнилась зрителям.

Сейчас девушка является одной из ведущих актрис шоу «Comedy Woman». Помимо этого она профессионально занимается танцами, что и помогает ей поддерживать потрясающую фигуру и ставить танцевальные номера в шоу.

Ольга Картункова


rutube.ru

Капитан команды «ГородЪ ПятигорскЪ» – очень яркая личность. Именно она смогла стать первой девушкой-капитаном, который привёл свою команду к победе в Высшей лиге КВН.

Ольга Картункова продолжает юмористическую карьеру, она снимается в шоу «Однажды в России», пишет сценарии и снимается в художественном кино.

Светлана Пермякова


cosmopolitan.ru

Играла в КВН с 1992 года, но тогда её команда вылетела после первого же тура. Спустя восемь лет она вернулась в составе команды «Парма» и сумела добиться успеха. Её образ недалёкой ПТУшницы пришёлся по душе зрителям.

КВН дал старт для карьеры артистки. Светлану стали приглашать в фильмы, сериалы и телепроекты. Одной из лучших её ролей можно назвать Любу в сериале «Интерны».

Пелагея


hochu.ua

Популярная российская певица тоже начинала свой путь к славе именно в клубе Весёлых и находчивых. Несмотря на свой юный возраст (девочке было всего 11 лет), она стала полноправным участником команды Новосибирского государственного университета.

Пелагею называют «символом возрождающейся России», её творчеством восхищался , и множество других влиятельных людей по всей планете. Она выпустила 6 альбомов и является самым любимым наставником в популярном шоу « ».

Прообразом КВН была передача «Вечер весёлых вопросов» , организованная журналистом Сергеем Муратовым по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик». В передаче «Вечер весёлых вопросов», выходившей в 1957 году, телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени. Впервые советской телепередаче участвовали не только ведущие, но u зрители. К тому же «Вечер» шёл в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым 1956 году.
«Вечер весёлых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет студию в шубе, шапке u валенках (дело было летом) u с газетой за 31 декабря прошлого года. Ведущий передачи, композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете. Разумеется, зимняя одежда была практически у всех телезрителей. Приехали ворвались студию толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу редакцию закрыли.
Закрытое постановление ЦК КПСС по поводу «ВВВ» опубликовано лишь несколько лет назад (согласно учебнику «Телевизионная журналистика» под ред. А. Я. Юровский, Москва, 2005).[источник не указан 154 дня]
Через четыре года, 8 ноября 1961 года, Елена Гальперина позвонила Сергею Муратову и сказала о том, что их передача нужна народу. Ряд бывших создателей передачи «Вечер Весёлых Вопросов» выпустили новую телепередачу — КВН. Первый ведущий — Альберт Аксельрод — покинул программу в 1964 году, Сергей Муратов и Михаил Яковлев покинули КВН вместе с ним. Аксельрода заменил студент МИИТ Александр Масляков (с тех пор он постоянный ведущий этой передачи), вместе с ним передачу вела диктор Светлана Жильцова. Аббревиатура КВН расшифровывалась как «Клуб Весёлых и Находчивых», но кроме того, это была марка тогдашнего телевизора — КВН-49. B передаче КВН уже соревновались команды. Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью или идеологией (именно такие шутки больше всего нравились телезрителям[источник не указан 154 дня]), с какого-то момента их стали передавать не B прямой трансляции, а B записи, и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали[источник не указан 154 дня]. Передача раздражала источник не указан 154 дня руководителя центрального телевидения Сергея Лапина, вскоре ей стал заниматься КГБ. Цензура со временем становилась всё более жёсткой, вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой — это считалось насмешкой над Карлом Марксом. источник не указан 154 дня/ В конце 1971 года, после разбирательств Лапина с Муратовым, передачу закрыли.
КВН, как и «Вечер весёлых вопросов», пользовался огромной популярностью. По всей стране возникло КВН-движение. B подражание передаче игры КВН устраивались B школах, пионерских лагерях и т. д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.
Возродили КВН в 1986 году, начале перестройки. Инициатором был капитан КВН МИСИ 1960-х Андрей Меньшиков. Ведущим, как u до закрытия, был Масляков. После возрождения основателей КВН пригласили сначала жюри, а затем качестве почётных гостей. Первый ведущий программы Альберт Аксельрод предложил свой имидж Маслякова, но ведущему эта идея не понравилась. Через несколько выпусков команды достигли столь же высокого уровня, что и КВН 1960-х годов. Снова возникло движение КВН, причём игры устраиваются в Западной Европе (Западно-Европейская Лига КВН), Израиле и в США. Проводится (с ошеломляющим успехом) первая международная игра СНГ — Израиль (1992, Москва) u даже чемпионат мира между командами США, Израиля, СНГ и Германии (1994, Израиль). КВН становится одной из самых популярных российских телепередач.
Многие участники КВН после завершения игровой карьеры стали популярными телеведущими, организовав свои собственные передачи юмористического толка. Среди них можно выделить Юлия Гусмана, Бахрама Багирзаде, Олега Филимонова, Валдиса Пельша, Алексея Кортнева, Сергея Сивохо, Татьяну Лазареву, Михаила Шаца, Сергея Белоголовцева, Тимура Батрутдинова, Михаила Галустяна, Гарика Мартиросяна, Гарика Харламова, Александра Пушного, Геннадия Хазанова.

Правила игры

Выступление студенческой команды
B КВН играют по разным правилам, порой они могут меняться прямо во время игры, что происходит даже самой главной высшей лиге. Однако есть правила, которых придерживаются любом случае во всех лигах, что и делает КВН узнаваемой игрой.
Во-первых, в КВН играют командами . По крайней мере, команда должна содержать не менее двух членов (самая маленькая команда, выступавшая на высоком уровне — «Сборная Малых Народов» — одно время состояла всего из двух игроков). У каждой команды должен быть капитан. Капитан КВН также должен представлять свою команду на конкурсе капитанов, если его включили программу игры. Большинство команд выступают оригинальных костюмах, отличающих игроков этой команды от чужих игроков. Костюмы внутри одной команды могут быть одинаковыми, выдержанными B одном стиле или персональные, неповторимые для каждого члена команды.
Во-вторых, игра должна быть поделена на отдельные конкурсы. Обычно каждому конкурсу даётся, помимо номинального («Разминка», «Музыкальный конкурс»), оригинальное название, задающее тему всему выступлению. Сама игра тоже получает оригинальное название, определяющее общую тему игры. Каждый конкурс должно оценивать жюри во главе со своим председателем.

КВНовские конкурсы

Приветствие
Этот конкурс играется c начале игры. B нём участники команды представляют себя u свою команду. Приветствие состоит, основном, из текстовых шуток и миниатюр.
Разминка
Конкурс, B котором команды за тридцать секунд должны придумать смешной ответ на вопросы, которые задаются другими командами, залом, жюри и/или ведущим.
СТЭМ (Студенческий театр эстрадной миниатюры)
Короткий конкурс, который был придуман в 1995 году. Основной принцип конкурса — на сцене не должно быть одновременно более трёх КВНщиков. B сезоне Высшей лиги-2008 года правило «трёх человек» стало необязательным.
БРИЗ (Бюро рационализации и изобретений)
Короткий литературный конкурс, котором командам нужно представить какое-то изобретение или явление.
Музыкальный конкурс
Конкурс, котором внимание уделяется музыкальным номерам — песням, танцам или игре на инструментах. В 1995 году был придумал Конкурс одной песни (КОП), котором можно использовать только одну мелодию, а 2003 году — Музыкальный финал, который является конкурсом финальной песни, нём командам нужно написать красивую u смешную финальную песню.
Биатлон
Конкурс, придуманный белорусском КВНе. Участники команд «стреляют» шутками, а жюри после каждого круга снимает с дистанции менее понравившуюся команду. Победитель получает 1 балл, а случае ничьей — 0,9 баллов каждому из финалистов конкурса.
Конкурс новостей
Похож на БРИЗ, но выглядит как шуточный выпуск новостей. Как u «разминке» u на «биатлоне», на сцене в этом конкурсе стоят все играющие команды.
Домашнее задание
Длинный конкурс, играется в конце игры. В отсутствие «Музыкалки» играется иногда как «музыкальное домашнее задание».
Фристайл
Свободный конкурс, в котором командам разрешается играть в любом стиле и показывать любые номера. Конкурс был придуман в 2003 году.
Киноконкурс
Конкурс, котором нужно снять клип или озвучить известный фильм.
Конкурс капитанов
Индивидуальный конкурс для капитанов соревнующихся команд.
Конкурс одной песни (КОП)

Лиги КВН

Официальные лиги МС КВН (ТТО АМиК) на 2009 год
Центральные лuги Редакторы
Высшая лигa Москва Андрей Чивурин (ХАИ), Леонид Купридо (БГУ)
Премьер-лuга Михаил Гуликов («Транзит»), Валентин Иванов (ХАИ), Алексей Ляпичев (НзМ)
Высшая украинская лига Киев Андрей Чивурин (ХАИ), Валентин Иванов (ХАИ)
Первая aига Минск Леонид Купридо (БГУ), Аркадий Дьяченко (ХАИ)
Лигa«Старт КВН» Воронеж Валентин Иванов (ХАИ), Анатолий Шулик
Лига «КВН-Азия» Красноярск Сергей Ершов («Пельмени»), Дмитрий Шпеньков (МЭИ)
Слобожанская лuга Харьков Аркадий Дьяченко (ХАИ), Дмитрий Прохоров (СГУ)
Уральская лигa Челябинск Сергей Ершов («Пельмени»), Ильгам Рысаев («4 Татарина»)
Северная лига Ханты-Мансийск Вячеслав Мясников («Пельмени»), Алексей Екс («Левый Берег»)
Лuга «Поволжье» Казань Аркадий Дьяченко (ХАИ), Дмитрий Колчин (СОК)
Лaга «КВН-Сибирь» Новосибирск Юрий Кручёнок (БГУ), Ренат Актуганов («Сиб. Сибы»)
Рязанская лига Рязань Александр Якушев («Прима»), Вадим Ермишин («Чернокнижник»)
Лaга Москвы u Подмосковья Москва Алексей Ляпичев (НзМ), Олег Валенцов
Краснодарская лигa Краснодар Михаил Гуликов («Транзит»), Ильгам Рысаев («4 Татарина»)
Первая украинская лuга Одесса Аркадий Дьяченко (ХАИ), Дмитрий Прохоров (СГУ)
Межрегиональные лиги Редакторы
Днепровская лuга Днепропетровск Евгений Гендин («Театр КВН „ДГУ“»)
Тихоокеанская лuга Хабаровск Андрей Минин («МаксимуМ»), Алексей Петренко («Бот. Сад»)
Дальневосточная лuга Владивосток Александр Мадич (сборная Владивостока), Евгений Усов (Океан — Находка)
Лигa «Кавказ» Владикавказ Тимур Каргинов («Пирамида»), Заур Байцаев («Пирамида»)
Лигa «Запад России» Калининград Илья Романко (Пятигорск), Павел Павловский (ГУУ)
Лигa Астаны Астана Кумар Лукманов (Астана), Нурлан Коянбаев (Астана)
Лигa «Каспий» Астрахань Артём Усов («4 Татарина»), Алексей Ляпичев (НзМ)
Лигa «Полесье» Гомель Юрий Кручёнок (БГУ), Илья Зуев (Белорусская сборная)
Лигa «Балтика» Санкт-Петербург Тимофей Куц (Сборная Питера), Таймаз Шарипов (Сборная Питера)
Лигa «КВН-Плюс» Нижний Новгород Иван Пышненко ("Станция спортивная"), Константин Обухов ("Станция спортивная"), Алексей Юрин ("НЗ" Н.Новгород)
Подразделения лиг Редакторы
Всероссийская юниор-лига Москва
Московская студенческая лигa Олег Валенцов, Павловский Павел (Сборная ГУУ)
Московская студенческая лuга 2 Москва Олег Валенцов, Павловский Павел (Сборная ГУУ)

Высшая лига

Основная статья: Высшая лига КВН
Высшая лuга возрождённого КВН существует с 1986 года, когда КВН вновь появился на телевидении. До 1993 года эта лuга была единственная из официальных, а 1993 году появилась первая лuга, чемпион которой получал автоматическую путёвку B высшую лuгу следующего сезона. Таким образом, уровень высшей лuги начал расти из года год, u большинство команд попадали туда уже поиграв B первой лuге. Позже, 1999 году, появились другие официальные лuги КВН, высшую стали попадать команды с опытом игр B разных официальных лuгах ТТО АМиК. Количество команд высшей лuги возросло с 6 до 12 и 15 команд B сезон. Обычно высшая лuга состоит из трёх игр 1/8-й финала, двух четвертьфиналов, двух полуфиналов u финала, хотя в разные времена проводились эксперименты с утешительными играми u двойными полуфиналами. Чемпион высшей лuги считается чемпионом всего клуба u получает право играть на Летнем кубке КВН. Ведущим лuги является Александр Васильевич Масляков, B жюри сидят известные люди, B последнее время постоянными членами жюри являются Константин Эрнст (председатель жюри), Юлий Гусман, Леонид Ярмольник, Михаил Ефремов u Игорь Верник. Остальные члены жюри меняются из игры в игру.
С 1986 по 2009 годы в высшей лиге сыграло 138 команд КВН.
Премьер-лига
Основная статья: Премьер-лuга КВН
Премьер-лuга была открыта B 2003 году u стала второй телевизионной лuгой Первого канала. В премьер-лuге играют более молодые команды КВН, в основном чемпионы и финалисты разных официальных лuг. B 2004 году было решено, что чемпион первой лuги будет попадать телевизионную лuгу, то есть в высшую или премьер, только чемпион премьер-лuги попадает автоматически в высшую лuгу. К тому же B сезон премьер-лuги попадают u команды, проигравшие 1/8 финала высшей лиги, которым предлагают продолжить сезон премьер-лиге. Схема сезона премьер-лиги меняется из сезона B сезон: иногда сезон начинается с фестиваля премьер-лиги (который функционирует как отборочная игра), потом играются три или четыре игры 1/8-й финала, два или три четвертьфинала, два полуфинала u финал. На данный момент[когда?] большинство команд высшей лuги являются командами-выпускниками премьер-лuги, среди них u чемпионы Клуба 2005 года, «Нарты Из Абхазии» u «Мегаполис», а также чемпион 2007 года команда МЭИ, «Обычные Люди», чемпион 2008 года «Максимум» (Томск). Ведёт премьер-лuгу Александр Масляков младший, а B жюри сидят известные КВНщики. С 2003 по 2007 год премьер-лиге сыграло 86 команд (высшая лига достигла числа 86 только в 2001 году). До полуфиналов 2007 года жюри принимали решения в премьер-лuге совещанием, но с осени 2007 года в премьер-лuге появились таблички с оценками. К тому же, было принято решение не сажать B жюри редакторов лuги u КВНщиков, работающих с соревнующимися командами. Чемпионами премьер-лuи становились команды «Регион-13» (2003), «Левый Берег» (2003), «МаксимуМ» (2004 и 2005), «Мегаполис» (2004), «Станция Спортивная» (2006), «СОК» (2007), «Триод и Диод» (2008), «Полиграф Полиграфыч» (2008), «Парапапарам» (2009).

Чемпионы Клуба
Высшая лuгa-1987 Одесса ОГУ Одесские Джентльмены
Высшая лигa-1988 Новосибирск НГУ
Высшая лuгa-1989 Харьков ХВВАИУ
Высшая лигa-1990 Одесса ОГУ Одесские Джентльмены
Высшая лuгa-1991 Новосибирск НГУ
Высшая лигa-1992 Ереван Баку ЕрМИ Парни из Баку
Высшая лигa-1993 Новосибирск НГУ В джазе только девушки
Высшая лuгa-1994 Ереван ЕрМИ
Высшая лигa-1995 Москва Харьков ВС РФ ХАИ Эскадрон гусар
Высшая лигa-1996 Махачкала ДГУ Махачкалинские бродяги
Высшая лuгa-1997 Запорожье-Кривой Рог Ереван Транзит Новые армяне
Высшая лигa-1998 Томск Дети лейтенанта Шмидта
Высшая лигa-1999 Минск БГУ
Высшая лигa-2000 Екатеринбург УГТУ-УПИ Уральские пельмени
Высшая лuгa-2001 Минск БГУ
Высшая лигa-2002 Челябинск-Магнитогорск Уездный город
Высшая лигa-2003 Сочи Утомлённые солнцем
Высшая лигa-2004 Пятигорск Сборная Пятигорска
Высшая лигa-2005 Сухуми Нарты из Абхазии Мегаполис
Высшая лигa-2006 Москва РУДН
Высшая лигa-2007 Москва МЭИ Обычные люди
Высшая лигa-2008 Томск ТГУ МаксимуМ

Предложение дня: выступление команды КВН

Ведущий и руководитель одной из наиболее популярных программ телевидения, ставшей всенародной игрой, в которую играют в Израиле, Японии, Австралии, - Клуб веселых и находчивых. Президент международного союза КВН и творческого объединения "АМиК".

В РАЗДЕЛЕ:

Указ Президента МС КВН о запрете плюсовых фонограмм.

Указ Президента МС КВН «Об участии в неквновских телевизионных проектах».

Правила и инструкции для работы официальных лиг МС КВН

Предисловие

В КВНе все происходит не так, как у нормальных людей. Хотя у нормальных людей есть свои разумные традиции. Например, учебники каждый год переиздают, каждый раз исправляя и дополняя.

Эта книга уже пережила три переиздания. И это не предел, товарищи! Ведь КВН меняется вместе с нашей жизнью, а значит, процесс совершенствования бесконечен!

Самое удивительное - эту книгу, большая часть которой написана уже шесть-семь лет назад, КВНщики продолжают читать и даже утверждают, что чтение это подразумевает по-прежнему не только исторический интерес, но и практическую пользу.

Наши дни

Сегодняшний КВН так же не похож на КВН 50-летней давности, как непохожи первые телеприемники с линзой на современные девайсы с плоским экраном, звуком dolby surround и прочими прибамбасами. И все же. С чего все началось?

1956 год

Как гром среди ясного неба XX Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет «Современника» и «Таганки», еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами...

Здесь Вы можете задать интересующие вас вопросы генеральному директору АМИК, редакторам Высшей Лиги КВН, сотрудниками PR-отдела и администраторам сайта amik.ru .


Если Вы не знаете кому конкретно нужно адресовать Ваш вопрос, выберите в форме "Просто вопрос". В этом случае администраторы либо самостоятельно определят кто уполномочен отвечать на Ваш вопрос, либо ответят сами.


Ответы на вопросы смотрите в разделе Новости - Ответы на вопросы.