Тщеславие добродетель. Как избавиться от гордыни: православие, католицизм

Тщеславие добродетель. Как избавиться от гордыни: православие, католицизм
Тщеславие добродетель. Как избавиться от гордыни: православие, католицизм

Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих - пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.

Что означает тщеславие?

Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль - великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека - это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.

Тщеславие с точки зрения психологии

Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя ? Существуют признаки тщеславия:

  • удовольствие от лести;
  • стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
  • агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
  • излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
  • эксцентричное поведение.

Что значит тщеславный человек?

Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:

  1. Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
  2. Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
  3. Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
  4. Доминирующая потребность в «звездности» - без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
  5. Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.

Тщеславие - это хорошо или плохо?

У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты - с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

  • помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
  • является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.

Что такое тщеславие с отрицательной стороны:

  • Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
  • Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
  • Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.

Тщеславие и гордыня - в чем разница?

Эгоизм и эгоцентрированность - поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.

Честолюбие и тщеславие - отличия

Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие - между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.

Как избавиться от тщеславия?

Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива - предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:

  1. Прагматизм - качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
  2. Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
  3. Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
  4. Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути - помогают выйти из состояния тщеславия.
  5. Г.Д. Робертс - австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.

Что такое тщеславие в православии?

Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие - один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

  • Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
  • Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
  • Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
  • Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
  • Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).

Тщеславие в вере православной - один из восьми смертных грехов , присущий каждому человеку, победить который можно только смирением, покаянием и возвеличиванием роли Бога в своей жизни.

Почему тщеславие - грех

Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.

Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.

Тщеславие в вере православной - страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер - прекрасный ангел , сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.

Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

Напускное смирение, покаяние у тщеславных людей носят временных характер и обязательно проявляются в зависимости от обстоятельств.

Крик, гнев - порождение тщеславия

О гневливости, необузданном крике предупреждает преподобный Антоний Великий, который относит превозношение над ближними к греху.

Любой нераскаянный грех ведет к смерти. Апостол Павел писал, что никакой грех не должен господствовать над христианами. (Рим.6:14)

Эгоизм

Эгоизм является одним из оттенков превозношения, гордости, гордыни. Эгоист сам не находит покоя, но и другим не даст жить в радости.

Как бороться с тщеславием

Стоящий на своем убеждении эгоист - христианин скорее «лоб разобьет», чем признает себя неправым. Эгоизм рождает страх потерять уважение, пусть ложных, но соратников.

Упорство, упрямство эгоистов - страшная сила, страсть, которой тщеславный больной накрывает себя все больше, не желая выздоравливать.

Гордыня и презрение

Человек, ходящий во мгле гордости, практически никогда не замечает достижений окружающих его людей. Чужие дарования у гордеца вызывают не радость за друга, а зависть и чувство самоунижения. К человеку, постоянно занятому самим собой, никогда не дойдут высокие мысли от Бога.

Гордец с презрением относится ко всему, что его окружает, будь-то совет, наставление или порицание.

Превозношение будет постоянно держать верующего, страдающего гордыней, в подвешенном состоянии. И пока он не опустится на землю и не признает себя грешником, Царства вечного ему не видать.

Мнения священнослужителей

По словам святителя Василия Великого презрение является началом гордыни, тщеславия.

Грех тщеславия и презрения

В записках митрополита Антония Сурожского сказано, что тщеславный человек всегда ставит себя в центре событий, считает свои умозаключения критерием истины.

Над гордецами нет судьи, даже Божьего, кроме него самого. Тщеславие от гордыни отличается тем, что самовлюбленный человек жаждет поклонения и возвеличивания, а гордец ко всем относится с презрением.

Совет! Победить превозношение, самолюбование можно только презрением к нему, признав готовность предстать перед судом Божьим, оторвавшись от бесовской лжи о самом себе.

Богатому Закхею было не важно мнение людей о его поступке, когда богач небольшого роста забрался на дерево, как мальчишка, чтобы обратить на себя внимание Иисуса Христа. Закхей отбросил всякий стыд перед людьми, ему было все равно что скажет мир, самым главным для мытаря было пригласить Христа в свой дом и жизнь. (Луки 19:5)

Очень четко описал сластолюбие святитель Иоанн Златоуст , сравнив его со сменой погоды, дня и ночи. Так и тщеславный человек никогда не насытиться своим самолюбованием, пребывая в радости и унынии.

Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что истинно духовный христианин всегда будет считать себя хуже и ниже всех.

Как излечиться от тщеславных помыслов

Как это не звучит абсурдно, но основной почвой для гордыни в православии являются добрые дела. Библия пишет, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), но сделав кому-то добро, тотчас следует забыть о нем, не хвалить себя, не восторгаться собой даже глубоко внутри.

Как победить тщеславие

Заметив глубокое удовлетворение внутри себя после сделанного дела или совершенного поступка, рассуждайте, кто дал силу и кому принадлежит слава. При первых проявлениях самолюбования надо помолиться, призвав Иисуса на помощь, поставить для сатаны барьер.

«Отойди от меня, сатана. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

При выполнении любого дела православные верующие обязательно просят помощи и благословения у Святой Троицы , Святой Девы Марии и Святых. При благополучном исходе воздаем хвалу

Тому, Кто помог, не приписывая себе никаких заслуг. Бог дает:

  • силы и веру в исцеление;
  • помощь немощным и бедным;
  • средства для помощи людям;
  • деньги для строительства храмов и пожертвований.

Хороший голос, звучащий в хоре или умение передать духовную сущность святого лика - дары от Бога, в них нет заслуги человека. В притче о талантах Иисус как раз и говорит о таких случаях, когда хозяин, уезжая, оставляет рабам по таланту, а потом требует отчета. Один закопал талант, чтобы не потерять, и был изгнан, а другой приумножил свои деньги, за что получил столько же. (Мат.25:15)

Одаренные люди должны помнить, они - хорошие рабы , которых ожидает награда на Небеса, но таланты принадлежат Богу. Дьявол обязательно сыграет на возвышении самомнения, лести и похвале. Православный христианин постоянно должен помнить, все в жизни дано Богом, это Его заслуга, только Ним гордимся.

Святоотеческие правила подчеркивают, что главное оружие в борьбе с самопохвалою - ничего никогда не приписывать самому себе.

О духовной жизни:

Самое опасное - внутреннее тщеславие. Делаешь - гордишься, не делаешь - снова возникает самодовольство. Благодать выдержать пост, сила проводить в молитве часы, умение смиряться - все от Бога. Сатана только и ждет, чтобы подставить подножку христианам, используя горе и радость.

Чем больше человек наполняется духовной силой, тем выше становятся искушения от страсти тщеславия, которые ведут к болезненному падению. Излечиться от тщеславия поможет отказ от человеческой суеты. Бог помогает тем людям, которые стараются во всех делах оставаться на последнем месте во время похвалы, теряясь в тени славы. Кротость и смирение являются основным оружием против страсти превозношения.

Совет! Прекрасное лекарство от тщеславных помыслов - тайноделание, когда плоды сделанных дел остаются в тайне.

Все делается с постом , молитвой, осторожно охраняется от посторонних глаз и хвалы. Грош цена тем христианам, которые направо и налево рассказывают, сколько дней они в строгом посте, как им тяжело, при этом, даже не подозревая, что дьявол уже украл результаты аскетического подвига воздержания.

При первых признаках обнаружения в себе страсти тщеславия следует ухватиться за помощь, дающуюся свыше, молитву раскаяния.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.

Святому праведному Иоанну Кронштадтскому

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловати мене». Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися святых Христовых Таин: силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей врагов видимых и невидимых избави: светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыи обители озари: умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи святей соборней и апостольстей Церкви: милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждующих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави: во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Преподобному Силуану Афонскому

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней – мертвых, живых и грядущих – не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира – Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижника-ми Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему – земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как реагировать на похвалу и критику

Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.

Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.

Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.

В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.

По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.

Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:

  • смиряться;
  • видеть свою немощь;
  • знать духовные силы;
  • оставаться самим собой.
Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием.

Видео о том, как побороть гордость и тщеславие. Протоиерей Дмитрий Смирнов

Часто возникающий вопрос об избавлении от тщеславия волнует в основном тех людей, которые основательно устали от собственной популярности и необходимости держать себя выше остальных. Отчасти это обусловлено тем, что даже самый сложный характер, связанный с тщеславием, часто дает слабину, так как его обладатель объективно осознает, что повода для гордости за себя иногда может и не быть, так как окружающие люди выглядят намного скромнее, хотя умнее и презентабельнее страдающего этим чувством.

Как избавиться от тщеславия и гордыни

Этот вопрос важен с той точки зрения, что человек с таким качеством позже начинает испытывать трудности в общении, ведь к нему относятся с опаской, подразумевая его превосходство. Потому желание быть равным им подталкивает и бороться со своим характером, требующим лести от каждого окружающего.

Желание лести возникает у человека, когда он сильно заботится о себе и своем внешнем виде по поводу которого наиболее часто можно услышать лесть. При этом очень хочется чтобы те затраты денег или времени, посредством которых оформляется свой внешний вид, были оценены. Внедрение этого понятия в повседневную практику требует и каждодневного восхищения вашими качествами.

Оценив причину своей тщеславности, приведенную выше, логическим выводом будет уменьшение усилий по поводу своей внешности . При этом данное изречение не говорит, что нужно сильно снизить важность этого аспекта, а оно лишь подразумевает, что к ней нужно относиться чуть менее трепетно и не так дорого ценить заботу о ней. Это позволит не требовать от людей лести, так как все средства, которыми она достигалась, имеют меньшую важность конкретно для вас. Тогда и для окружающих, которые и без того ценят ваши вкусы и манеры, не потребуется говорить вам провокационные вещи.

Если тщеславие не связано с вашей внешностью, а является проекцией ваших возможностей или служебного положения, то для того чтобы избавиться от тщеславия достаточно выделить того человека, который в перспективе может сравниться с вами . При этом никогда не давайте ему собственных советов, ведь вполне вероятно, что он и так ориентируется на вас. Потому общайтесь с ним на равных и ждите, когда он покажет вам, как быть скромнее. Тогда вами будет сделан очевидный вывод, что он достиг подобного результата без тщеславия, однако представляет собой похожего на вас человека.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое тщеславие? Определение заключено в самом слове: это жажда тщетной, или, иными словами, суетной славы. Земное почитание, широкая известность, страсть к всеобщему поклонению – вот что такое пустая суетная слава.

В погоне за ней человек не приобретает для своей души ничего, но нередко отдает ей последние силы и приходит к концу жизни уставший, опустошенный, но так и не удовлетворивший своих амбициозных желаний.

С какой целью человек ищет высокого положения, жаждет известности, мечтает, чтобы его имя не сходило со страниц газет? Таким образом он самоутверждается среди окружающих его людей.

Признание, популярность, репутация, страсть признания – вот что такое, по его мнению, достойная цель. Но христианство видит истинный смысл жизни в другом – в единении с Богом.

Быстро сменяются поколения людей, изменчивы их мысли, коротка память. Оттого и признание, и почести, воздаваемые в человеческом обществе, обладают теми же свойствами. Они так же изменчивы и тленны. Стремясь всю жизнь к материальному успеху, человек тратит драгоценное время своей короткой жизни зря.

Проходит его детство, юность, наступает период взросления. Господь наделил человека Своим бессмертным Образом, подарил ему время, заповедал стяжать вечную жизнь. А мы проводим свои дни в бесплодных с точки зрения вечности занятиях, добывая суетную славу, пестуя свою страсть к тщеславию, а значит, затмевая в себе образ Божий.

В итоге к концу жизни мы приходим без духовного багажа, нам не с чем предстать перед Господом. Именно поэтому искание земных регалий и почестей отдаляет нас от Бога, а значит, противно Его воле.

Важно! Святые отцы говорят, что грех тщеславия является одним из восьми смертных (ведущих к духовной смерти) грехов, в которых необходимо обязательно каяться на исповеди. Вот они: чревоугодие, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, гордость, блуд.

Явное и скрытое тщеславие

Тщеславие имеет еще одно определение: страсть. Что это такое? Страсть – это зло, вошедшее в привычку.

Википедия описывает страсть тщеславия как стремление всегда хорошо выглядеть в глазах окружающих, желание быть уверенным в своем превосходстве, подтверждаемое лестью со стороны окружающих.

Православие называет ее королевой или матерью всех грехов, поскольку от нее рождается множество других, не менее опасных греховных страстей:

  • сребролюбие,
  • осуждение,
  • чревоугодие,
  • человекоугодничество.

Что значит явное тщеславие? Эта страсть находится на поверхности, в нем заключается для человека смысл жизни. Яркий его пример – стремление к богатству, страсть к известности. Тщеславный человек жизнь свою кладет, чтобы добиться профессиональных или спортивных успехов, занять высокий пост, добиться популярности.

С точки зрения обывателей, на первый взгляд такая настойчивость выглядит даже достоинством. Она представляется тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов, становиться примером для других.

Внимание! Иногда человек готов отдать ради своих временных целей все, что представляет собой ценности вечные: пожертвовать материнством, здоровьем, семьей. И все это ради того, чтобы погреться в лучах вожделенной славы.

Тщеславие скрытое, что это такое? Это повседневное, бытовое превозношение. Эта страсть прослеживается в жизненных мелочах, повседневных поступках. Часто бывает так, что самому человеку оно незаметно, зато окружающим хорошо видно.

Примеры бытового тщеславия можно увидеть в обычной жизни. Человек, охваченный этой страстью, служит ей даже в делах, вроде бы совершенно несовместимых. Это может проявляться, к примеру, в стремлении вести благочестивый образ жизни.

Неискреннее смирение называется смиренничеством. Смиряясь напоказ, горделивый человек как бы видит себя со стороны, любуясь собственной добродетелью. Его не оставляют тщеславные помыслы.

Примеры ложного смирения можно найти в Евангелии от Луки. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о тщеславном фарисее (законнике). Он стоял на молитве, которая звучала так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

В это же самое время мытарь (грешник, сборщик податей), стоявший поодаль, молился совсем по-другому: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Господом были услышаны обе их молитвы. Но в результате грешный мытарь оказался более оправдан Им, чем праведный в собственных глазах фарисей.

Еще одна форма проявления скрытой страсти – осуждение ближнего своего. Осуждая другого, мы оправдываем свои грехи и слабости. Пытаясь примерить на себя роль праведного судьи, занимаемся не своим делом, ведь истинный Суд может вершиться только Богом.

Воспитывая в себе духовные качества, мы должны чувство праведного гнева постепенно изменить на сострадание, участливость к человеку, в котором грех затмевает образ Божий.

Тщеславный человек

Хорошим критерием, позволяющим определить, велика ли степень скрытого тщеславия, является реакция человека на критику. В тот момент, когда будет затронуто больное самолюбие, наносное благочестие тут же улетучится, и проглянет истинное лицо гордеца. Он тут же возмущенно парирует, мол «сам такой!». Человек, обуреваемый страстью, тяжело переживает отсутствие похвал, которые питают его ненасытное самолюбие.

Можно сказать, что каждый из нас в той или иной мере болен тщеславием. Его следы проглядывают в каждом добром деле. Недаром святой Иоанн Лествичник говорил: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

Тщеславие, пишет Википедия, имеет еще одно название: «звездная болезнь». Жизнь человека, больного этим недугом, преследует одну страсть: быть на виду. Но даже если все намеченные цели будут достигнуты, он не успокоится. Страсть требует постоянной подпитки, а иначе теряется смысл его жизни. Итог такого состояния – тяжелая депрессия.

Важно! Страсть тщеславия всегда приводит за руку свою «подругу» – зависть. Где одна, там и другая. Высокомерие порождает конкуренцию, которая, в свою очередь, является источником нечистых мыслей, сожалений о том, что у ближнего что-то получается лучше. Возникает желание любым способом догнать и перегнать конкурента.

Многие знают, что тщеславный человек очень тяжел в общении. Он весь обращен в себя, эгоистичен, его любимые местоимения «я», «мне», «мое». Апостол Павел говорил: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению, почитая один другого большим себя». Дело в том, что на Страшном суде Господь будет судить нас не по делам, а по сердечным намерениям.

Если человек трудится не для того, чтобы послужить Господу, совершить доброе дело, оказать помощь, а лишь для того, чтобы добиться себе похвалы, признания, восхваления, то такое дело не приемлется Им.

Ожидание суетной славы уничтожает добрые плоды труда, и есть опасность в конце жизни остаться «у разбитого корыта».

Святые отцы утверждают, что отсутствие благодарности за свой труд и поношения очень полезны для обретения истинного смирения.

Обычному человеку трудно это принять, но это истина. Святой Исаак Сирин говорил: «Пей поношения как воду жизни». А это слова царя Давида, которые он произносил в ответ на похвалу: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу».

Борьба с тщеславием

Рассмотрим, как бороться с тщеславием. Страсть можно победить только противопоставлением ей противоположной добродетели.

От тщеславия можно избавиться, приобретя смиренный образ мыслей. Нет более прекрасного, более угодного Господу чувства.

Смирение открывает двери Царствия Небесного. Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду, потраченному на нее, но рождающемуся от этого смирению. Это – главный результат работы.

Основные пути приобретения добродетели смирения и победы над страстью тщеславия следующие:

  • Отсекать свои греховные помыслы. Необходимо следить за собой и при совершении любого дела с молитвой отвергать кичливые мысли о своих заслугах.
  • Не присваивать себе никаких достоинств. Всегда помнить, что и силы, и разумение на любое доброе дело нам даны Господом. Не ждать похвалы от людей.
  • Учиться быть скромным и великодушным. Доброе дело будет по-настоящему добрым в том случае, если делать его втайне. Примером бескорыстного делания является святитель Николай Угодник. Из его жития известен эпизод, когда святой тайком подкинул отцу бедного семейства три узелка с золотом, чтобы он на эти деньги отдал своих дочерей замуж.
  • Научиться истинной любви к себе. Да-да, как ни странно, отсутствие любви к себе мешает человеку освободиться от страсти тщеславия, бескорыстно совершать дела любви и милосердия. Не зря Господь призывает любить ближнего, как самого себя. Истинная любовь к себе означает принятие себя таким, какой есть, с недостатками, без заслуг и похвал. Нужно всегда помнить, что в тебе, как и в каждом человеке, заключен Образ Божий.
  • К критике, поношениям в свой адрес надо относиться с терпением. Это трудно, но следует учиться не отвечать на грубость злом, раздражением.

Полезное видео

Подведем итоги

Кто примет все эти эти правила, тот победит в себе пустую страсть, избавится от гордыни и тщеславия. Применить эти знания на практике непросто, но главное – начать. Господь подаст свою помощь, и постепенно появятся результаты. Дорогу осилит идущий.

1. Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов.

2. Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь,

но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

3. Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям.

4. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой.

5. Тщеславный подвижник сам себе делает двойную обиду, потому что тело свое изнуряет, а награды не получает.

6. Господь часто скрывает от очей наших те добродетели, которые мы приобрели; а человек хвалящий нас, или лучше сказать, льстящий нам, похвалою отверзает нам очи, а как скоро отверзлись они, богатство добродетели исчезает (с глаз съедаемо бывает).

7. Льстец есть слуга бесов, руководитель гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.Блажащии вас льстят вы, и стопы ног ваших возмущают, говорит Пророк (Ис. 3, 12).

8. Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом, и, как то случается в торговле, променяли одну страсть на другую.

9. Когда ближний, или и друг, укорит тебя в отсутствии или присутствии твоем, тогда покажи любовь, - похвали его.

10. Великое дело - отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее - отвратить от себя похвалу бесовскую.

11. Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему любви.

12. Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел, хотя малое, умирение сердца, тотчас побуждает его идти в мир, говоря: "иди на спасение погибающих душ".

13. Тщеславие побуждает легкомысленных, при посторонних, облекаться в смирение, и в поступках своих, в лице и голосе, показывать благоговение; за трапезою оно заставляет заметно воздерживаться; на псалмопении - ленивых делает ревностными и безголосых доброгласными.

14. Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, и в презираемых посевает памятозлобие.

15. Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям, и чрез них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих.

16. Однажды видел я, как бес тщеславия прогнал брата своего - беса ярости. Один брат рассердился на другого; но пришли миряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию; ибо не мог зараз работать обоим сим господам.

17. Кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную жизнь; одну по наружности, а другую - по образу мыслей и чувств, одну наедине с собою, а другую - на людях.

18. Предвкусивший небесную славу, естественно презирает всякую земную славу; и я подивился бы, если бы кто, не вкусив первой, совершенно презирал последнюю.

19. Видел я, как иные начинали духовное делание по тщеславию; но потом, переменив намерение в делании, предосудительное начало увенчали похвальным концом.

20. Кто возносится естественными дарованиями, как то: остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою ума, и другими подобными способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда не получит выше естественных благ; ибоневерный в маломиво многом неверен будетпо своему тщеславию (Лук. 16, 10).

21. Кто просит у Бога даров за труды, тот на опасном основании утверждается; а кто, напротив, смотрит на себя, как на всегдашнего должника пред Богом, тот сверх чаяния

своего, вдруг увидит себя обогащенным небесным богатством.

22. Не слушай веятеля сего, когда он научает тебя объявлять свои добродетели на пользу слышащих;кая бо польза человеку, если онвесь мир будет пользовать,душу же свою отщетит(Мф. 16, 26)? Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, и такое же слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтоб они не возносились; а что иное может быть полезнее сего?

23. Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездн.

24. Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет у нас, приводя к обольщению нас слова Спасителя:тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша(Мф. 5, 16).

25. Не скрывай стыда своего с тою мыслью, чтобы не подавать ближнему повода к преткновению; хотя, может быть и не во всяком случае полезно будет употреблять сей пластырь, но смотря по особенным свойствам грехов.

26. Когда хвалители наши, или, лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество грехов наших (и суд Божий, не сходный с человеческим), - и увидим, что мы недостойны того, что говорят или делают в честь нам.

27. Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство.

28. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и завершительницу.

29. Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчадия, средина - отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в

бездне) - без смущения при других делать то, что служит к бесчестью.

30. Утаивай благородство свое, и не величайся своею знатностью, чтоб не быть тебе по словам в одном, а по делам в другом устроении.

31. Видел я неискусного ученика, который в присутствии некоторых людей, хвалился добродетелями своего учителя, и, думая присвоить себе славу от чужой пшеницы, приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: "как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь".

32. Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие.

33. Покоряющиеся бесу тщеславия подвергаются безвременным движениям похоти, когда они, освободившись временно от блудных помыслов, начинают много о себе думать. Восставшие за это блудные движения приводят его к узрению кроющегося в глубине их сердца тщеславия, и научают прочее не приписывать бывающей иногда чистоты сердца собственному тщанию и усилию, следуя показанию Апостола:что имаши, егоже неси приял(1 Кор. 4, 7), туне, или непосредственно от Бога, или помощью других и посредством их молитвы.

34. Молчание и безмолвие - враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.

35. Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, и наедине обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтоб и в присутствии других не окрадываться тщеславною мыслью.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!