Кто написал сказку лебединое озеро автор. Знаменитое «Лебединое озеро»: секреты и истоки балета

Кто написал сказку лебединое озеро автор. Знаменитое «Лебединое озеро»: секреты и истоки балета

Фильм снят на основе балета, исполняемого на сцене Большого театра и как в классической программе состоит из двух действия и четырёх картин.

Действие I

Картина 1

Старинный германский замок. Праздник дня совершеннолетия единственного сына - принца Зигфрида. На праздник пришли друзья и придворные. Главный руководитель праздника, мать принца - Владетельная принцесса. На празднике принца посвящают в рыцари. Теперь его жизнь определяется доблестью и долгом.
Вечереет, пир подходит к концу, звучат тосты в честь принца, его сверстницы требуют внимания, но сам принц в раздумьях, ему хочется идеальной, чистой любви. Гости уходят, оставив принца одного в его раздумьях в наступившей ночи. Появляется тень и принц понимает, что это его Судьба, но образ у неё Злого Гения. Судьба открывает перед молодым человеком тайны и манит его. Какое-то предчуствие не даёт покоя и Зигфрид уходит в мир мечты.

Картина 2

Увлечённый судьбой, принц оказывается на берегу ночного озера. В бликах воды перед ним появляется видение прекрасных девушек в образе лебедей, а в центре самую прекрасную из них - Королеву лебедей, Одетту. Зигфрид очарован её красотой и замирает. Принц потрясён и понимает, что в образе Одетты он видит свой идеал. Он влюбляется в принцессу-лебедь, признаётся в любви и клянётся в верности.

Действие II

Картина 3

Владетельная принцесса, мать Зигфрида, приглашает в замок невест и хочет найти для сына спутницу жизни. Она ставит принца перед выбором невесты и хочет, чтобы он заключил с ней брачный союз. Но Зигфрид поглощён воспоминаниями о принцессе-лебеди за которой скрывается прекрасная Одетта. Он танцует с девушками, но не проявляет к ним интереса, никто не подходит под образ его идеала.
В замке появляется новый гость, довольно странный рыцарь, со спутницей изумительной красоты,их сопровождают четыре чёрных лебедя. В спутнице рыцаря Зигфрид видит Одетту, но на самом деле это её двойник. Принц ничего не подозревая устремляется к девушке и теряет голову. А Злому Гению это только на руку и он испытывает чувства молодого человека. Двойник Одетты, на самом деле Одиллия, которая очаровывает принца игрой и Зигфрид называет её своей избранницей. В зале замка перед многочисленными гостями принц клянётся роковой клятвой в любви и верности. Но весь зал погружается в темноту и появляется образ настоящей Одетты. Зигфрид поздно понимает, что обманут и пытается устремиться вслед за образом настоящей избранницы.

Картина 4

Всё Лебединое озеро погружается в вести об нарушении клятвы принца. На берег приходит Зигфрид с просьбой о прошении, и Одетта прощает его. Но Судьба неумолима и теперь молодой человек не властен над ней.
Злой Гений радуется победе и на озеро насылает бурю, которая разъединяет влюблённых, но принц из последних сил борется со злодеем. В конечном итоге образ прекрасной Одетты исчезает в первых лучах солнца, и принц оказывается на берегу Лебединого озера один.

Лебединое озеро конец

Перед взором принца Зигфрида Лебединое озеро. Концовка фильма-балета драматическая. Обманутый Судьбой молодой человек лишился своей возлюбленной и лишь мечты и воспоминания остались у него на всю жизнь. А что случилось с Одеттой? Она так и осталась на всю жизнь прекрасным лебедем, Королевой лебедей.

Актёры, исполняющие главные роли

Светлана Захарова - Одетта и Одилия
Денис Родькин - принц Зигфрид
Артемий Беляков - Злой Гений
Игорь Цвирко - шут

Действие I Картина 1 В старинном германском замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать - Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари. Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть. Звучат последние тосты в его честь, девушки ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются и оставляют принца наедине с его мыслями. Ночь.Он чувствует рядом с собой чью-то тень. Это является сама Судьба в образе Злого Волшебника. Он хочет испытать Принца. Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты...Картина 2 Принц попадает на берег фантастического озера. В бликах воды перед ним возникают заколдованные девушки-лебеди. Он видит Одетту, самую прекрасную из них. Он клянется Одетте в любви и верности.Действие II Картина 3 В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них. Появляется Зигфрид, влюблённый в Одетту. Он безучастно танцует с девушками. Никто не может сравниться с его идеалом. Внезапно на бал прибывает странный рыцарь. На самом деле, это и есть Волшебник. Он приехал со своей спутницей. Это чёрный лебедь Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид думает, что это Одетта и уходит за ней. Злой Волшебник испытывает чувства принца. Зигфрид называет Одиллию своей невестой и клянётся в любви. В момент роковой клятвы дворей погружается во тьму. За окном предстает видение настоящей Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за образом белого лебедя.Картина 4 Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой. Злой Волшебник вызывает бурю, она разметала Зигфрида и Одетту, им невозможно соединиться. Зигфрид не может удержать исчезающую Одетту. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

Либретто - краткое содержание (литературное описание пантомимы)

Пантомима – выражение сюжета движением.

Сюжет – содержание рассказа, книги, оперы, балета, картины, спектакля.

Увертюра – вступление к опере или балету.

Антракт – перерыв в спектакле.

Музыкальные номера «Лебединого озера»:

Увертюра

Тема трагической любви

Танец Маленьких лебедей

Испанский танец

Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Инициатива, по-видимому, принадлежала тогдашнему инспектору репертуара, а в последствии управляющему императорскими театрами в Москве – В.П. Бегичеву, который был весьма известен в Москве как литератор, драматург и активный общественный деятель. Он же, совместно с балетным артистом В.Ф. Гельцером, явился и автором либретто «Лебединого озера».

Первые два действия были написаны композитором в конце лета 1875 года, весной 1876 балет был дописан и полностью инструментован, а осенью того же года в театре уже шла работа над спектаклем.

Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Московского Большого театра.

НО… первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явилась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 году М.Петипа и Л.Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову.


Действующие лица


Владетельная принцесса
Принц Зигфрид - ее сын
Бенно - друг Зигфрида
Вольфганг - наставник принца
Одетта - королева лебедей
Фон Ротбард - злой гений
Одиллия - его дочь
Церемониймейстер
Вестник
Друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, поселяне, поселянки, лебеди, лебедята

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя. В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой.

В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный её красотой и потрясенный её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.

На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его.

Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума. Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.


Галина Уланова - «Мона Лиза» русского балета
Замок Нойшванштайн и Лебединое Озеро

П.И. Чайковский (1840 - 1893 )

«Лебединое озеро», фантастический балет в 4-х действиях

Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Инициатива, по-видимому, принадлежала тогдашнему инспектору репертуара, а в последствии управляющему императорскими театрами в Москве – В.П. Бегичеву, который был весьма известен в Москве как литератор, драматург и активный общественный деятель. Он же, совместно с балетным артистом В.Ф. Гельцером , явился и автором либретто «Лебединого озера».

Первые два действия были написаны композитором в конце лета 1875 года, весной 1876 балет был дописан и полностью инструментован, а осенью того же года в театре уже шла работа над спектаклем.

Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Московского Большого театра. По мнению современников, постановка оказалась весьма посредственной, причиной чему была прежде всего творческая беспомощность хореографа-постановщика Юлиуса Рейзингера . В одном из отзывов на премьеру читаем: «…Рейзингер … проявил если не искусство, соответствующее его специальности, то замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения. Кордебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Весьма слабым был и состав исполнителей главных ролей на первых спектаклях: в роли Одетты вместо талантливой прима-балерины А. Собещанской выступала ее дублерша П.Карпакова , оркестр, руководимый малоопытным тогда дирижером Рябовым, к тому же неподготовленный к исполнению партитур, подобных «Лебединому озеру», выполнил свою задачу крайне небрежно. По свидетельству одного из рецензентов, до премьеры состоялось всего лишь две оркестровые репетиции.

Первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явлась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 году М.Петипа и Л.Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову.

Действующие лица:

Владетельная принцесса

Принц Зигфрид - ее сын

Бенно - друг Зигфрида

Вольфганг - наставник принца

Одетта - королева лебедей

ФонРотбард - злойгений

Одиллия - его дочь

Церемониймейстер

Друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, поселяне, поселянки, лебеди,лебедята.

Музыка интродукции - первый эскиз красивой и печальной повести о зачарованной девушке-птице. Нить повествования ведет нежная мелодия гобоя, родственная главному музыкальному образу балета - теме лебедя. В среднем разделе интродукции колорит постепенно меняется: набе­гают мрачные и тревожные тени, музыка драматизируется. Грозно и зловеще звучат возгласы тромбонов. Нарастание приводит к повторению начальной темы (реприза-кода), которую исполняют трубы (дублированные деревян­ными духовными), а потом виолончели на фоне тревожного гула литавр. Теперь эта тема приобретает трагический характер.

Действиепервое

Парк перед замком.

2. . Веселая пирушка по случаю совершеннолетия принца Зигфрида . Являются поселяне, которые хотят поздравить юного принца. Мужчин угощают вином, женщинам поселянкам дарят ленты и цветы.

Музыка этой сцены ярко мажорна и полна задорной энергии. По словам Лароша , в этой музыке проявляется «светлый, бодрый и могучий Чайков­ский». Средняя часть сцены - изящный пасторальный эпизод, иллюстри­рующий появление поселян. Выразителен контраст блестящего и густого из­ложения музыки в крайних частях сцены и прозрачного звучания - глав­ным образом деревянных инструментов - в среднем эпизоде.

3. . Танцуют поселяне, желающие развлечь принца. Красота этого вальса более всего в его яркой и неистощимо разнообразной мелодике. Вальс начинается небольшой вступительной частью («Интрада »), за которой следует главная тема первого раздела. Развитие этой мелодии оживляется «реющими» вокруг главного мело­дического голоса (первые скрипки) пассажами флейт и кларнетов и осо­бенно промежуточными эпизодами, на время вводящими новые ритмы и краски. Средняя часть вальса содержит еще более выразительные мелодии. Особенно запоминается певучая, лирически задушевная тема центрального эпизода:

Эмоциональность этой темы получает яркое развитие в большом симфо­ническом нарастании, приводящем к заключительной части всей пьесы (ре­приза-кода). Здесь начальные темы вальса преображаются, звучат бравур­но и празднично.

4. . Вбегают слуги и сообщают о приходе матери-принцессы. Известие это на момент прерывает общее веселье. Зигфрид идет навстречу матери, почтительно приветствуя ее. Принцесса ласково беседует с сыном, напоминая ему, что дням его холостой жизни приходит конец, завтра он должен сделаться женихом. На вопрос, кто его невеста, принцесса отвечает, что это решит завтрашний бал, на который она пригласила всех девушек, достойных стать женой принца. Он сам выберет лучшую из них. Разрешив продолжать веселье, принцесса уходит. Пир и танцы возобновляются.

В начале сцены - музыка, иллюстрирующая беспокойство и суету за­стигнутой врасплох молодежи. Появление принцессы возвещают звуки фан­фар. Новая ласково-спокойная музыкальная тема сопровождает речь матери Зигфрида :

В конце сцены возвращаетсяэнергичнаяи задорнаямузыканачала действия.

5. . Дивертисментная сюита, состоя­щая из отдельных танцев-вариаций: Интрада (вступление). А11еgго moderato . Светлая, плавно скользя­щая мелодия на фоне звонкого аккомпанемента арфы. В среднем разделе выразительность мелодии усиливается, благодаря острым гармониям и томным хроматизмам в сопровождающих голосах.

6. . В основе этой пьесы - задушевный, немного гру­стный напев русского лирического склада. Мелодия изложена в форме дуэта-канона (второй голос, вступая с небольшим запозданием, точно вос­производит мелодию первого голоса); партии поручены гобою и фаготу, звучаниекоторыхнапоминаетконтрастженскогоимужскогоголосов.

7. . Легкий и блестящий танец в ритме польки. Соли­руют деревянные инструменты (кларнет, флейта, потом фагот) под про­зрачный аккомпанементструнных .

8. . Типично муж­ской танец энергичных и массивных движений, яркий контраст к предшествующему . Изложен тяжелыми, звон­кими аккордами всего оркестра.

9. . Быстрая и виртуозно-легкая пьеса с ме­лодией у флейт и скрипок.

10. (Allegro vivace ) замыкает сюиту более обширным и разви­тым танцем оживленно праздничного характера.

11. . Новая дивертисментная сюита, состоящая из четырех номеров. Tempo di valse - вальс, очень свет­лый по колориту, грациозный по ритмике. Несмотря на краткость, танец развивается с обычной для Чайковского ак­тивностью. После прозрачного начала очень свежо звучит более густая и ритмически усложненная тема среднего эпизода. Возвращение исходной мысли обогащено мелодическим узорому флейты.

12. – Allegro. Танец-песня, один из самых обаятельных лирических эпизодов «Лебединого озера», исполнен мягкой, чисто русской меланхо­личности. Песенность этого танца подчеркнута его инструментовкой: ме­лодию почти все время ведет солирующая скрипка. В конце ей вторит столь же певучий голос гобоя. Песня непосредственно переходит в быстрый галопирующий танец. Здесь снова главную роль играет солирующая скрипка, партия которой становится блестяще виртуозной.

13. .Вальс. В главной теме очень выразителен диалог бравурного «мужского» пения корнета (дублированного первыми скрипками)иигривоотвечающихемудвухкларнетов. В репризе к теме корнета прибавляется новый мелодический голос скрипок - обычный у Чайковскогоприемлирическогообогащенияобраза.

14. (А11еgго molto vivace ). Быстрый, блестяще инструментован­ный танецзаключительного характера.

15. . Танец-действие. Охмелевший от вина Вольф­ганг пытается танцевать и смешит всех своей неловкостью. Он беспомощ­но вертится и наконец падает. Музыка наглядно иллюстрирует эту сценку, а затем переходит в быстрый веселый танец.

16. . Пантомима. Начинает смеркаться. Один из гостей предлага­ет протанцевать последний танец с кубками в руках. Музыка этой сцены - краткий связующий эпизод между двумя номерами.

17. . Эффектный праздничный танец в ритме полонеза. Оживляющий контраст вносит прозрачная музыка средней ча­сти с ее изящной перекличкой струнных и деревянных инструментов и звуками колокольчиков, подражающих звону бокалов.

18. . В вечернем небе появляется стая лебедей. Вид летя­щих птиц наводит молодежь на мысль об охоте. Оставив опьяневшего Вольфганга, Зигфрид и его друзья уходят. В музыке этого эпизода впервые проходит тема лебедя, которая является главным музыкальным образом балета, - мелодия, исполненная нежной красоты и печали. Ее первое проведение поручено гобою, который звучит на фонеарпеджиоарфыитрепетновзволнованныхаккордов тремоло струнных.

Действиевторое

Скалистая дикая местность. В глубине сцены озеро, на берегу которогоразвалинычасовни.Луннаяночь.

1. . По озеру плывет стая белых лебедей. Впереди - ле­бедь, увенчанный короной. В музыке этой сцены развивается главная ли­рическая тема балета (тема девушки-лебедя). Ее первое проведение у со­лирующего гобоя звучит, как трогательная песня, но постепенно музыка становится более драматичной. Нарастание приводит к новому изложению главной части темы в мощном звучании всего оркестра.

2. . На берегу озера появляются друзья Зигфрида , а вскоре и сам принц. Они видят стаю лебедей и уже готовы начать охоту, но птицы быстро скрываются. В это время из развалины часовни, которая освещается волшебным светом, выходит Одетта. Она умоляет принца не стрелять в лебедей и рассказывает ему печальную повесть своей жизни. Волей злого гения она (принцесса Одетта) и ее подруги превращены в птиц. Лишь по ночам близ этих развалин они могут принимать человече­ский облик. Повелитель девушек - мрачный филин - неотступно следит за ними. Чары злого гения победит лишь тот, кто полюбит Одетту безза­ветной и вечной любовью, любовью, не знающей колебаний и готовой на жертвы. Зигфрид очарован красотой Одетты. Он с ужасом думает о том, что мог убить принцессу, когда она была в образе лебедя. Над часовней зловещей тенью пролетает филин. Скрываясь в развалинах, он подслуши­вает разговор Одетты и Зигфрида .

Музыка этой сцены состоит из нескольких эпизодов, тесно связанных с действием. В первом (Allegro moderato ) - беспечно-игривое настроение лишь ненадолго прерывается вспышкой тревоги: принцвидитлебедей и

хочетвыстрелить.Мотивжалобы,звучащийвэтотмомент(деревянные духовые под аккомпанемент тремоло струнных), близок к теме лебедя. Следующий эпизод-мольбы Одетты, обращенные к принцу, - на­чинается нежной мелодией гобоя на фоне легких аккордов у струнных pizzicato .

Лирическое соло превращается в дуэт, где гобою отвечают ласково уте­шающие фразы виолончели. Развитие дуэта приводит к эпизоду рассказа Одетты. Взволнованная музыка рассказа родственна мело­дии вальса(№ 2)из первого действия. Музыкурассказапрерываютаккордытрубитромбонов,иллюстри­рующие появление филина.

Последний эпизод - драматизированная реприза рассказа Одетты. Согласно ремаркам композитора, сюда относятся слова девушки-лебедя о том, что только замужество избавит ее от власти злых чар, и пылкие вос­клицания принца: «О прости , прости меня!»

3. . Является вереница лебедей, подруг Одетты. Музыка, рисующая их (Allegro), трепетно-беспокойна . Как ответ, звучит новая ли­рически-нежная мелодия Одетты (композитор сопровождает эту тему ре­маркой: «Одетта: Довольно, перестаньте, он добрый...»); снова, как и в ариозо мольбы, солирует гобой на фоне pizzicato струнных:

Затем следует исполненная пылкой признательности фраза Зигфрида (ремарка композитора: «Принц бросает ружье») и новое проведение темы Одетты (Moderato assai quasi andante ); изложенная прозрачно и светло в высоком регистре у деревянных духовых инструментов, она как нельзя лучше соответствует ав­торской ремарке: «Одетта: Успокойся, рыцарь...»

4. . Дивертисмент, состоящий из ряда сольных и групповых танцев. Музыкальная форма сочетает в себе черты сюиты и рондо.Рефреном служит вальс, открывающийсерию танцев.

5. - игривый, ритмически задорный та­нец, мелодия которого исполняется скрипками, затем флейтами (ремарка автора: «Одетта solo »).

6. - повторение вальса.

7. - один из самых популярных номеров «Лебединого озера». Музыка его трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Инструментовка прозрачна, с преобладанием тембра деревянных духовых (характерная для Чайковского контрастная подго­товка следующего, важного номера, лирического адажио, где господствует звучание струнных инструментов). Главную тему исполняют два гобоя, поддержанные легкимаккомпанементомфагота.

8. . Любовный дуэт Одетты и принца. Это один из значительнейших номеров балета. По воспоминаниям Н. Д. Кашкина Чайковский заимствовал музыку Адажио из своей уничтоженной оперы «Ундина». Музыка передает первые признания влюбленных, их нежную робость и одушевление. Дуэт открывается волшебно звучащей каденцией арфы. Главную мелодию поет солирующая скрипка, сопровождаемая прозрачными аккордами арфы.

Начало средней части А дажио с ее отрывистыми, словно трепещущими аккордами гобоев и кларнетов, ощущается как едва приметная зыбь на зеркальной поверхности воды. Такова музыка вступления и заключения этой части, а основу ее составляет новая мелодия солирующей скрипки, полная радостного оживления и блеска.

В репризе А дажио мы вновь слышим прекрасную лирическую мелодию первой части. Но теперь сольное пение превращается в дуэт: главную тему ведет виолончель, а в высоком регистре ей вторят певучие фразы скрипки.«Песня любви»расцветает все богаче и ярче.

9. -маленькая быстрая вариация (Аll еgго ) - служит переходом к седьмому, новому проведению вальса, на этот раз усиленному всвоейзвучности.

10. . Дивертисмент завершаетсяоживленнойкодой(Аll еgго vivace ).

11. . Финал. Любовь к Одетте все более и более овладевает серд­цем принца. Он клянется, что будет верен ей, и вызывается быть ее спа­сителем. Одетта напоминает Зигфриду о том, что завтра в его замке бал, где принц по желанию матери должен будет выбрать невесту. Злой гений сделает все, чтобы заставить принца нарушить клятву, и тогда Одетта и ее подруги навеки останутся во власти филина. Но Зигфрид уверен в силе своего чувства: никакие чары не отнимут у него Одетту. Занимается заря, и наступает час прощанья. Девушки, обернувшись лебедями, плывут по озеру, а над ними простирает крылья огромный черный филин. Музыка этой сцены, основанная на теме лебедя, полностью воспроиз­водит начальныйэпизодвторого действия.

Действиетретье

Залв замкевладетельнойпринцессы.

1. . А11еgго qiusto . Начинается бал, на котором принцу Зиг­фриду предстоит выбрать невесту. Церемониймейстер отдает нужные рас­поряжения. Следует выход гостей, принцессы и Зигфрида с их свитой. Сце­ну сопровождает праздничная музыка в характере быстрого марша.

2. . По знаку церемоний­мейстера начинаются танцы. Музыка этого номера содержит ярко конт­растное сопоставление: с одной стороны - полнозвучие и блеск общего танца, с другой - прозрачность, остроумная игра тем­бров, театральная характерность«танца карликов»(среднийэпизод).

3. . Трубные звуки возвещают о при­бытии новых гостей. Церемониймейстер встречает их, а герольд объявляет принцу их имена. Девушки танцуют с кавалерами. За небольшим фанфарным вступлением следует ярко мелодичный та­нец,известный под названием«Вальса невест». Музыку танца дважды прерывают трубные сигналы - знаки прибы­тия новых приглашенных. После первого перерыва вальс возобновляется в мелодическом варианте.

Последнее, третье проведение вальса - расширенное; согласно ремарке композитора, здесь танцует «кордебалет во всем составе». В этой большой репризе вальса дается новый средний эпизод с темой у медных духовых инструментов, который вносит элемент сумрачности и тревоги.

4. .Принцесса спрашивает у сына, какая из девушек понравилась ему. Но Зигфрид не скрывает своего равнодушия к происходя­щему: его душа полна воспоминаний об Одетте. В зале появляется злой гений в образе мрачного графа Ротбарда . С ним его дочь Одиллия. Зиг­фрид поражен сходством новой гостьи с его любимой Одеттой, он решает, что это - девушка-лебедь, неожиданно явившаяся на бал, и восторженно приветствует ее. В этот момент Одетта в виде лебедя появляется в окне, пытаясь предостеречь принца от коварства злого гения. Но увлеченный Зигфрид никого не видит и не слышит, кроме Одиллии.

Начало сцены - ласковые вопросы матери к сыну и его беспокойные ответные реплики-передано мелодией «Вальса невест», принявшей теперь новый облик. Звуки труб предшествуют появлению Ротбарда и Одиллии. Следует небольшой оркестровый речитатив с характерным для Чайковского мотивомрокового«удара судьбы». И далее, на фоне тремоло струнных, остро драматично звучит тема ле­бедя,выражая отчаяние обманутой Одетты.

5. . Танец шести. Сюжетный и драматургический замысел этого дивертисмента остался неизвестным. Можно предположить, что он связан со следующей фразой из первоначального варианта либрет­то: «Танцы продолжаются, во время них принц оказывает явное предпоч­тение Одиллии, которая кокетливо рисуется перед ним».

6. . В венгерском «Чардаше» типичен контраст первой ми­норно-патетической части и бойко-жизнерадостной, с острыми ритмами, второй части (подобие «запева» и «припева»).

7. состоит из всту­пительнойкаденцииибольшого виртуозногосолоскрипки.

8. выдержан в характерном ритме «болеро», подчеркнутом звонким щелканьем кастань­ет.

9. . В итальянском - первая часть построена на мелодии подлинной неа­политанской песенки (соло корнета), а «припев» написан в энергичном праздничном движении тарантеллы.

10. . Польский танец - мазурка, в крайних частях горделивая, с воинственными притоптываниями , в средней части лирически-грациозная, инструментованная тонко и прозрачно (два клар­нета на фоне р izzicato струнных).

11. . Принцесса рада тому, что Зигфрид увлечен дочерью Ротбарда , и сообщает об этом наставнику. Принц приглашает Одиллию на тур вальса. Он все еще уверен, что прекрасная гостья - Одетта. Увле­каясь все больше и больше, он целует ей руку. Принцесса, видя это, объ­являет, что Одиллия должна стать невестой Зигфрида ; Ротбард торжест­венно соединяет руки своей дочери и Зигфрида . В этот момент становится темно, и Зигфрид видит в окне Одетту (по первоначальному варианту либретто, «окно с шумом распахивается и на окне показывается белая ле­бедь с короной на голове»). Он с ужасом убеждается, что стал жертвой обмана, но уже поздно: клятва нарушена, девушка-лебедь навеки останется во власти филина. Ротбард и Одиллия исчезают. Зигфрид в отчаянии спе­шит к озеру лебедей.

Действиечетвертое

Пустынныйбереглебединогоозера.Вдалиразвалиныискалы.Ночь...

1. . Музыка рисует подруг Одетты, добрых и ласко­вых. Красивые, мягко напевные фразы, звучащие попеременно у разных групп оркестра, чередуются с воздушными арпеджио арфы.

2. . Девушки ждут возвращения своей любимой подруги Одетты, недоумевая, куда она могла исчезнуть. В музыке этой сцены раз­вивается главная тема Антракта, которая становится все более беспокой­ной. Развитие приводит к новой, трогательно-нежной мелодии заключи­тельного раздела. Музыку этого номера Чайковский заимствовал из своей оперы «Воевода», напи­санной в 1868 г. и впоследствии уничтоженной композитором (в настоящее время восстановлена по сохранившимся материалам и включена в Полное собр. соч. П. И. Чай­ковского, т. I)

3. . Томясь беспокойным ожида­нием Одетты, девушки пробуют развлечь себя танцем. Ремарка композитора, поясняющая данный номер: «Девушки-лебеди учат танцевать лебе­дят». Музыка проникнута широкой песенностью . Главная тема - русская задушевная лирическая мелодия в характере, типичном для раннего Чай­ковского.

4. . Вбегает Одетта. Она с глубоким волнением рассказыва­ет об измене Зигфрида . Подруги утешают ее, уговаривают не думать больше о принце.

«Но я люблю его, - печально говорит Одетта».« Бедная! Улетим скорее, вот он идет!». «Он?»-О детта испуганно бежит к развалинам, потом останавли­вается.

«Я хочу видеть его в последний раз!». Темнеет. Сильные порывы ветра возвещают появление злого гения.

5. . Появляется Зигфрид . В смятении и горе ищет он Одетту, чтобы вымолить у нее прощение. Ра­дость свидания влюбленных длится недолго - появление злого гения на­поминает о непоправимости происшедшего. Одетта прощается с Зигфри­дом ; она должна умереть прежде, чем наступающее утро превратит ее снова в лебедя. Но и принц предпочитает смерть разлуке с любимой. Это повергает злого гения в страх: готовность Зигфрида пожертвовать жизнью во имя любви означает для филина неминуемую смерть. Не спо­собный победить великое чувство любви, он пытается разлучить влюблен­ных яростной бурей: вихри ветра усиливаются, озеро выходит из берегов. Одетта и вслед за ней Зигфрид кидаются с вершины скалы в пучину бур­ного озера. Злой гений падает мертвый. Апофеоз изображает светлое под­водное царство. Нимфы и наяды радостно встречают Одетту и ее воз­любленного и уносят их в «храм вечного счастья».

Музыкафиналаначинаетсяширокойпатетическоймелодией,рисующей появление Зигфрида . Его мольба о прощении, скорбь и отчаяние воплощены в теме лебедя, которая проходит теперь в страстно возбуж­денном движении.

Смятение чувств в д уше Зигфрида сливается с яростным бушеванием природы. Снова - на этот раз с предельной силой и патетичностью - звучит тема лебедя. В последнем эпизоде финала главная музыкальная тема ба­лета преображается: она вырастает в светлый, торжественный гимн побе­дившей любви.

© Инна Астахова

По материалам кн.: Житомирский Д., «Балеты Чайковского», Москва, 1957

Премьерой балета "Лебединое озеро" откроется III Международный форум "Балет ХХI век". Он пройдёт с 5 по 9 октября в Красноярском театре оперы и балета, сообщают ленты новостей информационных агентств.
Первая авторская редакция балета Петра Чайковского абсолютно неизвестна современной публике. Её премьера состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре, хореографом был Вацлав Рейзингер. Но она не получила среди зрителей того времени особого успеха, а потому была снята с репертуара.

Классикой мировой хореографии стал спектакль 1895 года, который в Мариинском театре Санкт-Петербурга поставили Лев Иванов и Мариус Петипа. А новое либретто "Лебединого озера" написал Модест Чайковский, брат Петра, после его смерти.

Как заявил хореограф постановки, заслуженный артист РФ Сергей Бобров "спектакль значительно отличается от того "Лебединого озера", которое привыкли видеть зрители". Возрождение балета Чайковского в первоначальном виде давняя мечта Боброва.

В постановке всё приведено в соответствие авторской редакции балета: партии Одетты и Одилии будут исполнять две балерины, а белое адажио пройдёт без кордебалета. "Потому что не может интимный дуэт Одетты и Принца происходить в присутствии других лебедей", - отметил Бобров. "И это было непременным условием композитора, писавшего в своё время: "Если дуэт происходит в окружении лебедей, это то же самое, что заниматься этим на площади", - заключил хореограф.

Единственное расхождение в сюжете от известного сегодня балета, которого нет в первоначальной редакции - это "Танец маленьких лебедей". Сергей Бобров уточнил: "Мы хотели, чтобы пришедший зритель получил удовольствие от нашей постановки".

История

В сентябре 1875 года Чайковский написал Римскому-Корсакову: «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

В этом первом балете Чайковского было все, что волновало и всегда будет волновать композитора. Однако Петр Ильич признавался: за эту работу взялся «отчасти из-за денег». Он чувствовал, что почему-то не хочет писать на этот сюжет.

ВЕЧЕР, ОЗЕРО, СМЕРТЬ

Образ одетых в воздушные белые одежды девушек-лебедей, обитающих по берегам заколдованного озера, восходит к традициям европейского романтического балета. Эту волшебную эпоху, чей свет уже почти померк к 1875 году, символизируют два великих балета: «Сильфида» Адольфа Нурри (1831), где блистала великая Мария Тальони, и «Жизель» Адольфа Шарля Адана (1841) по сценарию поэта-романтика Теофиля Готье.

В 1831 г. художник парижской Опера Эжен Лами придумал переживший века балетный костюм: несколько кисейных юбок, или тюников, вздувающих колоколом верхнюю юбку из белой ткани. Над юбкой в виде опрокинутого венчика цветка возвышается гладкий корсаж, украшенный букетиком цветов. Узкая шелковая лента повязана вокруг талии, цветочная гирлянда дрожит в гладко зачесанных волосах… Этот наряд, созданный для Марии Тальони в партии Сильфиды, станет не только символом поэтической мечты об идеальной, неуловимой, почти бесплотной женственности, но и атрибутом романтического балета.

Сцена из первой постановки балета «Лебединое озеро».
20 февраля 1877 г. Большой театр. Москва

В 30-е годы XIX века образ эфемерного существа, наполовину духа стихий, наполовину женщины, был самым популярным в европейском музыкальном театре. В начале 1840-х, когда сцены европейских театров начал завоевывать шедевр Адана, этот волшебный образ приобретает мрачную двойственность: мертвенно-бледная Жизель среди кладбищенских цветов, в хороводе виллисов (девушек, умерших до свадьбы).

Позднее под влиянием балета Чайковского образ девушек-лебедей, танцующих по берегам заколдованного озера, сольется с русским образом Царевны-Лебеди, столь популярной в искусстве Серебряного века.

Но в 1875 г. это был откровенно старомодный сюжет для балета с крайне скудным бюджетом (рецензенты подивятся убогости декораций К.Ф. Вальца, К. Гроппиуса, И. Шангина). Вероятно, к удивлению администрации, первая постановка «Лебединого озера» пройдет 39 раз — достаточно для того, чтобы даже принести прибыль.

НЕИЗВЕСТНЫЙ СЮЖЕТ

В традициях романтического балетного театра сценарист занимал следующее по важности место после хореографа. А в иерархии подготовки спектакля он стоял даже выше композитора. Либретто балета вместе с костюмами и экскизами декораций обычно хранилось в архивах театров, между тем как музыкальную партитуру могли за ненадобностью просто выкинуть.

Однако в том, что касается первой редакции «Лебединого озера», от авторства отказывались все. Иногда авторами первого либретто называют В.П. Бегичева и В.Ф. Гельцера, иногда считают, что они были только консультантами Чайковского. Неясен и источник самого знаменитого русского балета: одни указывают на сказку писателя Музеуса «Лебединый пруд», другие — на повесть «Ундина» Фридриха де ла Мотт Фуке, хотя последняя (как в подлиннике Фуке, так и в переводе Василия Андреевича Жуковского) не имеет ничего общего с «Лебединым озером».

Обычно Чайковский не мог работать, если не чувствовал глубокого внутреннего родства со своим сюжетом. Однако в «Лебедином озере» его что-то безотчетно тревожило. Недаром он упоминал, что стал писать «из-за денег». Так с Чайковским бывало и до, и после: тогда композитор, обычно столь аккуратный и ответственный, старался либо оттянуть работу, либо не писать вообще. В 1880-е годы он несколько лет подряд отказывался писать оперу «Пиковая дама» (в которой слишком много говорится о самоубийстве), утверждая, что сюжет его не привлекает.

Что смущало его в этом сюжете?

Принц Зигфрид празднует свое совершеннолетие в парке. Увидев пролетающую лебединую стаю, он бросает друзей и убегает вслед за птицами. В лесу, на берегу озера, среди девушек-лебедей принц находит добрую фею Одетту и клянется ей в вечной любви. На голове у феи корона, которая защищает ее от преследований Мачехи-совы — воплощения сил зла и рока. В следующем действии балета Зигфрид должен выбрать себе невесту. На балу появляется Одиллия, которую принц принимает за свою возлюбленную Одетту, и выбирает ее в жены. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бросается к озеру и умоляет Одетту о прощении. Он надеется, что фея лебединого озера уйдет с ним в мир людей. Появляется Мачеха-сова, которой принц бросает вызов. Рок побеждает, и Одетта и Зигфрид тонут в волнах разбушевавшегося озера...

…Образ старой ведьмы Мачехи-совы — воплощение ожившей смерти — будет встречаться в более поздних произведениях Чайковского. Это и злая фея в балете «Спящая красавица», чье появление сопровождается оркестровыми страницами бетховенской мощи. И, конечно, это старая Графиня из «Пиковой дамы», которую композитор называл «страшным существом».

Однако в дальнейшем этот образ из либретто балета исчезнет.

БУРЯ НА ОЗЕРЕ

Пожалуй, впервые с такой силой на балетной сцене зазвучала тема рока. Именно в период создания «Лебединого озера» композитор был одержим этой темой. Одновременно с балетом писалась симфоническая фантазия «Франческа да Римини» на его любимый сюжет из пятой песни «Ада» Данте: об убитых влюбленных Паоло и Франческе, неразлучных в аду. В мае 1877 г. будет создана и Четвертая симфония — первая, в которую Чайковский ввел то, что он назвал «темой фатума».

Впервые взявшись за сочинение балета, Чайковский создал полноценную, красочную симфоническую партитуру. Иногда утверждают, что он совершил революцию в балетной музыке. Нет, он не был первым.

Уже в XVIII в. среди европейских музыкантов поддерживалось мнение, что балетный спектакль должен озвучиваться серьезными, глубокими оркестровыми произведениями - так считал, например, Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). В 1821 г. французский музыковед Франсуа Анри Жозеф Кастиль-Блаз (1784-1857) писал, например, что «прекрасные симфонии Гайдна… концерты, скрипичные дуэты, сонаты, романсы, баркаролы — все служит для сочинения действенных балетов». Даже Людвиг ван Бетховен отдал должное балетному искусству: он написал героический балет «Творения Прометея, или Власть музыки и танца».

Музыка «Лебединого озера» может исполняться как самостоятельное симфоническое произведение. Причем это единственный из трех балетов Чайковского, чью музыку в ХХ веке будут широко использовать и для других балетных постановок. Так, балетмейстер Борис Эйфман поставит на эту музыку балет «Чайковский»: о том периоде жизни композитора, когда он сочинял «Лебединое озеро».

Музыкально-драматургический стержень всего балета — тема-лейтмотив «Лебединая песнь». (Некоторые исследователи сравнивали ее с элегической главной темой «Неоконченной симфонии» Франца Шуберта.) Она появляется в первых тактах увертюры и варьируется вплоть до финала, незаметно связывая между собой все остальные музыкальные темы и формы. Благодаря ей балет не распадается (как это бывало у других авторов, даже у Адана) на множество вставных танцевальных номеров: все они, при внешнем блеске и разнообразии, кажутся частью единого целого. При этом Чайковский не забывает, что пишет танцевальную музыку: в ходе действия он использует еще один лейтмотив, на этот раз ритмический — это вальс, романтический, элегический, меланхолический, реже ликующий, который проникает почти во все эпизоды «Лебединого озера». «Крестьянский вальс», «Вальс лебедей» и «Вальс невест» — первые крупные танцевально-симфонические формы, прообраз русской балетной музыки будущего.

Совершенно новым для романтических балетов стал образ главного героя — принца Зигфрида. До сих пор все мужчины — возлюбленные сценических фей, ундин и саламандр занимали в балетах подчиненное положение. Их роль сводилась к тому, чтобы слегка придерживать за ленту на талии улетающих со сцены сильфид. (Иногда постановщики доводили этот принцип до абсурда: в «Сильфиде» 1831 года главный герой, возлюбленный Сильфиды, вообще не танцует.)

Зато Зигфрид у Чайковского — это герой, который борется за свою любовь, проходит через страдания и гибнет, бросив вызов року. Героический мужской танец, стремительный, отточенный, исполненный мощи — тот, которым в начале ХХ в. будут ошеломлены парижские зрители русских сезонов, — был заложен Чайковским в музыке «Лебединого озера».

ГИБЕЛЬ КОРОЛЯ

Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь после смерти Чайковского. В 1894 г. Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую редакцию балета. Именно в посмертной петербургской постановке впервые появились находки, которые позднее приведут в восторг весь мир: «танец маленьких лебедей», трепетные белоснежные пачки второго «белого акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца…

Водоразделом между первой и второй постановкой балета стало международное событие, которое заставило иначе взглянуть на сюжет «Лебединого озера».

13 июня 1886 г. в водах Штарнбергского озера погиб король, меценат, мечтатель, страстный почитатель и покровитель Рихарда Вагнера — Людвиг II Баварский. Эта трагедия, взволновавшая Европу, будет долго вдохновлять художников: в ХХ веке в Италии Лукино Висконти снимет эпический фильм «Людвиг» с Хельмутом Бергером в главной роли.

Жизнь короля Людвига проходила в поисках идеала. Символом своей жизни он сделал лебедя (птицу Лоэнгрина из одноименной оперы Вагнера, потрясшей его до глубины души). Лебедь изображался на королевском гербе и даже на распятии в спальне. Монарх был одержим архитектурными и оформительскими фантазиями, за которыми не поспевали его любимые архитекторы и дизайнеры Эдуард Ридель, Георг Долман и Юлиус Хофман. В его дворцах византийский стиль смешивался со стилем Людовика XIV и с неоготикой. Один из фантастических замков Людвига II Баварского назывался Лебединым: из его окна король любовался горным Лебединым озером, по которому в те времена плавали прекрасные птицы.

В конце жизни король был отстранен от власти, объявлен душевнобольным и находился под домашним арестом. По распространенной версии, он застрелил своего врача в состоянии душевного помрачения и бросился в озеро. Чайковский прозрачно назвал гибель Людвига Баварского «ужасной», а обстоятельства, приведшие к ней, «злодейством».

Однако рассказанная в «Лебедином озере» история принца-мечтателя, который находит смерть в волнах, к концу 1880-х гг. приобрела острое политическое звучание. Сентиментальная сказка, в духе банальных сюжетов романтического балета, оказалась опасным пророчеством, чреватым международными осложнениями. Дирекции Московских театров, причастной к постановке 1877 г., вряд ли в 1886-м хотелось вспоминать, кто протащил на сцену этот милый сюжет про прудик с лебедями.

Вероятно, именно поэтому для второй постановки балета в 1894 г. понадобится фигура официального либреттиста. Наилучшим кандидатом оказался младший брат композитора Модест Чайковский, умный либреттист, с замечательным чувством музыкального театра. Модест Ильич смело поставил на либретто свое имя и при этом внес в него небольшие, но важные изменения.

Он заменил женский персонаж, Мачеху-сову, на мужчину — Злого гения. Тем самым уравновесилась структура сюжета и образовались две полярности. У небесного существа, белого лебедя Одетты, в балете Чайковского уже был злой земной двойник — черный лебедь Одиллия. Теперь черный двойник появился и у принца-мечтателя. Этот двойник, способный заколдовать окружающий мир, олицетворяет темные стороны души и разрушительную мощь власти.

В этом виде новое либретто (вместе с классической хореографической версией Петипа и Иванова) получило признание во всем мире. На долгие годы потерял важность вопрос, кто в 1875-1876 гг., за девять лет до трагедии на Штарнбергском озере, увидел — как в пророческом сне — корону, упавшую в Лебединое озеро.

Только в ХХ в. будут предприняты первые попытки вернуть на сцену авторский вариант либретто — написанного, вероятно, самим Чайковским. Величие музыки Чайковского придало иное измерение трагедии 1886 года. Если в представлениях образованного общества XIX в. жизнь Людвига Баварского была неразрывно связана с музыкой Рихарда Вагнера, то в ХХ в. многие будут воспринимать жизнь и смерть короля-мечтателя сквозь дымку меланхолической музыки к «Лебединому озеру». Как историю Людвига Баварского поставит балет Чайковского и Джон Ноймайер.

В финале, после отчаянной схватки, Черный гений побеждает: он берет безжизненное тело короля на руки и уносит его в глубокие воды Лебединого озера.

Светлана Кирилова