Роль искусства в современном обществе. Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам

Роль искусства в современном обществе. Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам
Роль искусства в современном обществе. Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам

Вся техногенная цивилизация в истории человечества, начавшаяся в эпоху Возрождения и продолжающаяся до сих пор, основана на прогрессе физико-математических и других естественных наук о природе (фундаментальных и прикладных), порождавших достижения в сфере промышленности и техники. Научно-технический прогресс обеспечивал возможность возрастания комфортности и внешних благ человеческой жизни. Но из-за противоречий общественного развития эти возможности получили частичную или даже превратную реализацию. Наряду с периодами расцвета возникали явления одичания, взлёты разума чередовались с прорывами варварства, возрастание добра сменялось новыми, всё более изощрёнными и ужасными формами зла.
Жан-Жак Руссо в эпоху французского Просвещения в XVIII веке первый отметил, что технические достижения не делают людей счастливее. И с тех пор эта мысль варьируется и разрабатывается во многих философских и социологических учениях вплоть до наших дней.
Гуманистические теории, науки о человеке в истории имели, конечно, свои достижения, но они отставали и, пожалуй, до сих пор отстают от наук технических. Большие философские системы в Новое время возникли позже научных, и влияние их на жизнь человечества было далеко не столь велико. Человеческой душой занималась преимущественно религия, но её догматы остаются неизменными на протяжении веков.
И тем не менее развитие гуманизма в истории происходило и происходит. Более того, имеет определяющее значение. Если бы это было не так, то человечество просто погибло бы. Оно было бы раздавлено силами зла и погребено под развалинами собственной цивилизации, рухнувшей из-за неразрешимых противоречий. Многие сулят ему это в будущем. Но возможны и более оптимистические концепции.
В развитии гуманизма играли роль, конечно, и религия с её человечными заповедями любви и милосердия, и гуманитарные науки, особенно философия. Но главное значение принадлежало и принадлежит искусству. Именно искусство, охватывающее системой своих видов все грани человеческого бытия, развивает человека как творческую личность, совершенствуя и углубляя его восприятие мира, пробуждая фантазию, заставляя переживать, чувствовать, эмоционально реагировать на реальные явления, побуждая к осмыслению жизни в целом. Воспевая красоту, оно утверждает добро. Доставляя эстетическое наслаждение, заставляет мыслить. Оно формирует личность человека в целом. Если наука делает человека учёным, то искусство делает его Человеком, то есть развивает все его творческие силы, образующие своеобразие его личности.
Но искусство влияет на жизнь не только отдельного индивида, а и общества в целом. И не только через формирование духовного мира членов общества, но и непосредственно. Оно объединяет людей, преодолевает некоммуникабельность, летит через границы, помогает взаимопониманию наций. Всем этим и определяется великое гуманистическое значение искусства и его роль в развитии гуманизма в истории человечества.
Однако уже в конце XIX века возникли сомнения в силе искусства. В XX же веке под влиянием невиданных ранее сокрушительных катастроф, мировых войн и кровавых революций, злодеяний фашизма и тоталитарных диктатур, терроризма и межнациональных конфликтов многим мыслителям и художникам, учёным и общественным деятелям стало казаться, что гуманистические идеалы вообще оказались утопией, красивой, но не оправдавшей себя иллюзией, что они исчерпаны, утратили своё значение, ушли в прошлое, и развитие мира определяют ныне совсем другие силы.
У композитора Малера есть песня, музыку которой он потом включил в свою Вторую симфонию. В песне рассказывается, как святой Антоний проповедовал добро рыбам. Но те не слушали его и продолжали поедать друг друга. Подобных примеров, свидетельствующих о разочаровании в гуманистических ценностях, в силе добра и художественного воздействия на людей можно было бы привести множество.
Авангардистское искусство XX века прореагировало на подобные широко распространившиеся умонастроения, показав обесчеловечивание человека, алогизм бытия, иррациональность жизни, хаотичность и непредсказуемость истории, катастрофичность и бесперспективность существования. Достаточно напомнить о сюрреализме и театре абсурда. Но и все авангардистские течения прямо или косвенно связаны с этой тенденцией.
Они по-своему отразили то, что происходило в реальной общественной истории. Но сводится ли к этому вся эта история? И нет ли в ней сил, противостоящих тенденциям распада? В конечном счёте, это вопрос о том, к чему идёт человечество: к гибели или к новой ступени своего развития. То, что ныне мы переживаем некий переходный период - это для всех очевидно. Но направление развития неясно.
Гоголь в "Мёртвых душах" уподобил Россию птице-тройке, несущейся в неведомые дали. И он вопрошал: "Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа". Этот гоголевский вопрос остаётся актуальным и ныне. И ответа на него тоже нет. Мы не знаем, куда сейчас несётся не только наша страна, но и всё человечество. И тут не помогут ни гадания, ни предположения, ни научные прогнозы. Покажет только само время.
Человечество переживает сейчас многосторонний кризис, касающийся едва ли не всех областей его существования. Остановимся только на вопросе о кризисе культуры.
Об этом в нашей стране говорят общественные деятели и учёные, пишут журналисты, кричат СМИ. При этом кризис культуры касается не только нашей страны, а и многих других цивилизованных стран, он имеет глобальный характер.
Кризисом культуры у нас озабочены многие. Пути выхода из него обсуждаются, но пока не находятся.
Отмечу прежде всего, что кризис этот, конечно, есть, но он не имеет абсолютного характера. Есть сферы культуры, где можно говорить о плодотворном развитии. Это относится, например, к музыкально-исполнительскому искусству и к хореографическому (тоже исполнительскому) творчеству. Здесь каждое десятилетие выводит на художественную арену новые поколения блистательных музыкантов и артистов балета, побеждающих на многих международных конкурсах, приобретающих мировую известность и славу, становящихся звёздами культуры XXI века. Можно, вероятно, найти аналогичные явления и в других областях, например, в творчестве артистов драматического театра.
Но исполнительские искусства - это деятельность интерпретации уже существующих, ранее созданных произведений, а не рождения новых. Там же, где речь идёт о возникновении новых художественных явлений в любых видах искусства, дело обстоит сложнее. Например, в композиторском и балетмейстерском творчестве, действительно, наблюдается кризис. Здесь нет фигур, соразмерных с вершинными достижениями ХХ века, нет лидеров, нет властителей дум. Также, вероятно, обстоит дело и в других сферах художественной деятельности.
Кризис в культуре имеет две составляющие: материальную и духовную. Материальная сторона связана с недостатком финансирования во всех сферах культуры и искусства. Художественное творчество никогда не может быть на самоокупаемости и приносить прибыль. Оно почти всегда финансировалось властью, каковы бы ни были формы этой власти в истории. Оно заказывалось либо тем или иным способом поощрялось государством, церковью, сильными мира сего, меценатами и спонсорами. Это заключено в самой природе художественной деятельности и отнюдь не противоречит свободе творчества. Превращение же искусства в рыночную ценность, подчинение его коммерции, подмена свободы самовыражения стремлением к получению прибыли, денег губят его. Это показали многие писатели XIX века, например, Бальзак, Гоголь и другие.
Ныне искусство во всех цивилизованных странах финансируется государством по так называемому "остаточному принципу". Но если в других странах он составляет от 2 до 5 процентов государственного бюджета, то у нас 0,5 процентов бюджета. И, кроме того, меценатство и спонсорство в других странах оказывает гораздо большую поддержку искусству, чем у нас.
Министерство культуры, вероятно, хотело бы и могло сделать для искусства больше хорошего и необходимого, но финансовые возможности его ограничены, а в этих узких пределах едва хватает средств для сведения концов с концами и обеспечения какого-то минимума.
Из всего этого и происходит материальная составляющая кризиса. Закрываются театры, сокращается кинопроизводство, рушатся памятники архитектуры, прекращают работать журналы, ухудшается издательская деятельность, миллионы музыкантов, артистов, художников, особенно на периферии, получают нищенскую зарплату, а коммерческие шоу подавляют подлинное художественное творчество.
Могут возразить, что сказанное характеризует преимущественно 1990-е годы, и сейчас картина будто бы иная. Да, кое-что изменилось к лучшему, но, к сожалению, очень немногое. Руководители государства встречаются с деятелями культуры, выслушивают их, в ряде случаев решают наболевшие вопросы и даже иногда оказывают финансовую поддержку отраслям, оказавшимся на грани катастрофы. Но всего этого совершенно недостаточно, и слов о поддержке культуры больше, чем дела.
До сих пор, несмотря на протесты широкой общественности и прессы, не отменён абсурдный закон № 94 "О размещении заказов и услуг…", согласно которому невозможно реализовать ни один художественный или издательский проект, стоимость которого превышает 100 000 рублей, без объявления тендера (конкурса). Тендер этот требует бесконечных бюрократических проволочек, которые сами по себе уже затрудняют работу художественных и научных учреждений. Но главное - выигрывает тендер та организация, которая обеспечивает наиболее дешёвую реализацию проекта, хотя бы это было в десять раз ниже по качеству, чем необходимо для подлинного развития культуры.
До сих пор не приняты, годами лежащие в Госдуме, законы о творческих Союзах и о меценатстве. Немудрено, что и творческие Союзы, и меценатство хиреют.
Но верхом преступного скудоумия является разработанный под руководством Министра науки и образования Фурсенко проект "Закона об образовании", по сути дела, направленный на уничтожение художественной культуры в нашей стране. Не затрагивая абсурдность многих положений этого проекта, напомню только, что в нём предусматривается превращение специальных средних учебных заведений для особо одаренных детей - таких как Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, лицеи Академии художеств, Московская академия хореографии и других подобных (их во всей стране 29) - в обычные школы, только со специальным уклоном (подобно школам с уклоном в математику, в английский язык и т.п.). При этом детей до 15 лет учить только общеобразовательным предметам, а лишь после этого специальным.
Напомню, что из специальных школ для особо одарённых детей вышли почти все выдающиеся мастера отечественного искусства советского и постсоветского времени: Гилельс и Ойстрах, Уланова и Плисецкая, лучшие музыканты, артисты балета и многие деятели всех видов изобразительного искусства второй половины ХХ века. Против проекта Закона, по сути дела уничтожающего основы отечественной художественной культуры, восстала буквально вся страна. Два года все соответствующие учреждения, в том числе Академия художеств, многие великие люди искусства и науки, широкая общественность протестовали и боролись против принятия такого Закона. Но Министерство науки было глухо и упорствовало, не желая считаться ни с какими аргументами. И только благодаря вмешательству высшего руководства страны Закон этот был пересмотрен в Госдуме и сейчас подготовлен новый его вариант. Но вся эта история говорит о том, как трудно развиваться нашей культуре в условиях, когда часть чиновничества, в том числе государственного, заинтересована только в двух вещах: в экономии средств на культуру и в усреднении, стандартизации личности людей - такими легче управлять и манипулировать.
Многие деятели искусства, писатели, художники и журналисты в своём благом намерении защитить и поднять уровень культуры приводят и стараются внушить властям следующий аргумент. Без культуры невозможно плодотворное развитие ни экономики, ни юриспруденции, ни политической жизни. Поэтому культура должна войти в число приоритетов государственной политики, чего сейчас нет. Без этого не удадутся инновации и модернизация всех других сфер, в том числе экономики, что ставится ныне властями во главу угла.
Но этот аргумент верен лишь отчасти. Его можно принять только в том смысле, что если, при прочих равных условиях, во главе управления какой-либо отраслью или организацией стоит не невежда, чуждый культуре, а образованный и культурный человек, то дела в этом случае будут идти лучше.
Помните, как у Грибоедова в "Горе от ума" солдафон Скалозуб грозит вольнодумцам: "фельдфебеля в Вольтеры дам". Вот если крупными чиновниками являются, условно говоря, не фельдфебели, а пусть и не Вольтеры, но подлинно культурные люди и высокие профессионалы, то на прогрессивное развитие можно рассчитывать.
Это, конечно, так, и аргумент этот в привлечении внимания властей к культуре, разумеется, можно использовать. Но всё-таки в сути своей он неточен и даже неверен, ибо сводит культуру к прикладному значению, к помощи развитию других сфер. Культура, конечно, может иногда играть и такую роль, но это лишь одна из её функций, при этом не главная. В сути же своей культура самостоятельна, самодовлеюща, самоценна. Она - способ существования и развития человечества. И степень личной свободы человека во многом зависит от его внутренней культуры. Прикладное значение культуры возможно, но оно вторично, производно от её главного назначения. А это главное назначение - в её духовном содержании, в гуманитарном развитии человека, в формировании его личности и внутреннего мира. Именно на это должна быть направлена поддержка культуры.
Так мы подошли к другой, духовной составляющей современного кризиса культуры.
Великое искусство в истории мировой культуры всегда вдохновлялось большими идеями, заключало в себе огромную духовную наполненность. Это придавало ему действенную силу. При всём разнообразии художественных явлений разных эпох, в каждую эпоху в художественной культуре была своя парадигма, духовная доминанта, совокупность ведущих идей, что накладывало отпечаток на всю деятельность в области искусства.
В наши дни такой парадигмы, духовной доминанты эпохи нет. Об отсутствии общей национальной идеи у нас говорят давно. Скорбят по этому поводу и даже пытаются что-то изобрести. Но национальные идеи не изобретаются, они рождаются органично из самой жизни, из её духовных потенций, из движения истории. А если это движение определяется лишь здравым смыслом, прагматическими целями и латанием дыр, что характерно для нашего времени, то большой общенациональной идее, которая вдохновила бы подъём культуры, взяться неоткуда.
Отказ от коммунистического официоза, идеологического догматизма и провозглашение принципа плюрализма в общественной и духовной сферах является безусловным завоеванием постсоветского времени. Мы обрели свободу, но многие не знают, что с нею делать. Писать и говорить можно о чём угодно, но чтобы родилось большое искусство, надо знать, о чём говорить, надо чтобы было, о чём поведать людям. Между тем многие представители духовной сферы жизни пребывают в своего рода растерянности. Искусство мельчает. И это тоже одно из выражений кризиса.
Во всех сферах художественной деятельности произведения искусства рождаются сейчас в огромном количестве. Есть, конечно, и крупные художники. Но говорить о великих, эпохальных явлениях пока трудно.
Угрожающие размеры приняла так называемая поп-культура. Искусство, рассчитанное на массового потребителя, запрограммированное на популярность, было и в советское время. Если тогда ему грозила нарочитая идеологизированность, то теперь, наоборот, - духовная пустота. Поражает примитив современной эстрады, различных шоу и дискотек. И главное даже не в проникающей туда порою пошлости, а в удивительной духовной упрощённости и элементарности. Оглушительная громкость и утрированная ритмизованность крайне примитивной поп-музыки, нередко сопровождаемой также кривлянием эстрадных певцов, так захватывает толпы прыгающей, кричащей, машущей руками молодёжи, что это граничит с массовым психозом. Что это, как не одно из выражений духовного кризиса?
Конечно, только к негативным явлениям дело не сводится. Можно говорить и о противоположной тенденции: о переполненных концертных залах, театрах, музеях, где существует большое, серьёзное искусство. Но там живёт великая классика, к которой, к счастью, надеюсь, у большинства населения ещё не утрачен интерес. Новые же современные произведения, которые стали бы властителями дум, назвать трудно. Поколение "шестидесятников", которые играли в обществе такую роль, уходит. Новых явлений много, поражает их пестрота. Но даже наиболее значительные из них не всегда получают широкое распространение и признание.
Поп-культура агрессивна, она наступает, стремится вытеснить классику и серьёзное современное искусство. Но и в этих условиях, вероятно, самое правильное - опираться на традиции и принципы вершин мировой культуры. Как иначе противостоять кризису?
Российская академия художеств во главе со своим президентом З.К. Церетели стремится в своей деятельности противостоять кризису, сохраняя профессиональную художественную школу, объединяя многих выдающихся художников разных направлений, решая большие программные задачи государственного масштаба, утверждая принципы высокого искусства. Но одних её усилий, конечно, недостаточно. Необходимо, чтобы все творческие учреждения, вся художественная общественность, а главное - власти, вкладывали бы в развитие подлинной культуры максимум сил, о чём пока сказать нельзя.
В авангардистском искусстве нашего времени немало шарлатанства и дилетантизма, но есть и явления, схватывающие проблемы современной жизни. В традиционном искусстве немало эпигонского и вторичного, но есть и честное сохранение реалистических основ, и искренность в отображении жизни. Быть может, наиболее перспективным является третий путь: своеобразный синтез реалистических традиций и авангардистских достижений. Путь, рождающий новые формы современного искусства, но опирающегося на гуманистические принципы высокой мировой классики.
Черты такого синтеза можно наблюдать в ряде живописных графических и скульптурных произведений З.К. Церетели. По этому пути идут художники Н. Мухин, Б. Мессерер, Т. Назаренко, Н. Нестерова, скульпторы А. Бурганов, Л. Баранов, М. Дронов, В. Евдокимов. Среди композиторов можно назвать Р. Щедрина, А. Эшпая, Б. Тищенко, С. Слонимского, Г. Канчели, А. Пярта. В хореографическом искусстве эта тенденция наметилась в ХХ веке в творчестве Ю. Григоровича и последовавших за ним балетмейстеров О. Виноградова, Н. Касаткиной и В. Василёва и других, а ныне она наиболее отчётливо выражена в произведениях Б. Эйфмана, А. Ратманского. При всех своих индивидуальных различиях, все эти деятели искусства каждый по-разному, по-своему и в соответствии с разными национальными традициями, имеют глубокие корни в культуре прошлого, но и не минуют достижения самых новейших течений. И получается органический сплав, весьма созвучный современности.
Ныне и в будущем это направление представляется наиболее плодотворным. Сейчас нельзя творить современное новаторское искусство, игнорируя его глубинные, национальные корни и самые разнообразные классические традиции мировой художественной культуры. Но и нельзя делать вид, что не существовало Пикассо и Матисса, Модильяни и Шагала, Кандинского и Малевича в изобразительном искусстве; Стравинского и позднего Скрябина, Хиндемита и Мессиана, Шенберга, Берга и Веберна в музыке. Все они ныне стали классиками ХХ века. А потому источники современного искусства могут быть весьма многообразными, в том числе и синтетичными.
Современная история человечества характеризуется активно идущими процессами глобализации, то есть тенденцией к единению всего человечества, охватывающий самые различные сферы бытия. Как бы ни боролись против неё разного рода антиглобалисты, но глобализация - неизбежный, необходимый, объективный процесс. Идёт она и в сфере культуры. И здесь, как и в других областях, имеют место свои издержки и негативные стороны. Мы часто перенимаем из других культур не только хорошее, но и плохое, а чрезмерное увлечение процессами глобализации может создать угрозу для национальных основ той или иной культуры.
Но в целом глобализация - позитивный, прогрессивный процесс. Она расширила наши культурные горизонты, и создаёт возможности для обогащения отечественной культуры подлинными достижениями других народов. Быть может, это и есть тот луч света в конце тоннеля, который направит к выходу из кризиса. Подождём. Время покажет. А пока будем утверждать и в творчестве, и в научных исследованиях, и в критике принципы и критерии высокого искусства, опирающиеся на высшие достижения истории мировой художественной классики. Если не мы, то кто же сможет их сохранить и развивать? И мы, хочу надеяться, будем достойны выполнения этой исторической миссии.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Искусство и современность

4. Значение искусства в современном мире и перспективы его развития

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Искусство и современность

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше...

Нравственные ценности и эстетика в жизни современного человека

Религия (от лат. religio -- благочестие, набожность, святыня, предмет культа) -- такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний -- «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств...

Основы этики и эстетики

Виды искусства: - Прикладное искусство - Цирк - Архитектура - Декоративное искусство - Живопись и графика - Скульптура - Литература - Театр - Музыка - Хореография - Фотография - Кино -...

Подготовка к проведению приемов. Виды протокольных приемов

Важнейшей составной частью протокола любой страны является организация дипломатических приемов, их церемониал и этикет...

Предмет и становление эстетики

Исторически складывающаяся форма любого произведения искусства - свидетельство не только мастерства и художественных традиций эпохи, но и источник нашего знания о человеке: о том, как изменялись способы его восприятия и чувственности...

Предмет эстетики, его сущность и содержание

Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура...

Происхождение древнегреческой трагедии и эстетическая категория "трагическое"

Трагедия на пути своего становления проходит ряд стадий, развиваясь, по мнению большинства исследователей, из дифирамбического хорового произведения жителей древнего Пелопоннеса...

Происхождение и развитие морали

Всякое сильное социальное движение формулирует свое отношение к морали, - отмечают И.Л. Зеленкова и Е. В. Беляева, - и пролетариат XIX века также выработал свой взгляд на вещи. Сам образ жизни рабочего, вытекающий из совместного труда...

Социальная природа искусства

Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности. Искусство же -- гарант восприятия мира в его целостности...

Сущность и составные компоненты культуры обслуживания

Сегодня в практике российского сервиса очевидны положительные сдвиги в следующих направлениях: ¦ производители услуг осознают значение потребителей в развитии бизнеса и конкуренции; за потребителя идет борьба; ¦ трансформируются в лучшую...

Изобразительное искусство в современном мире.

В том-то и признак настоящего искусства,

что оно всегда современно, насущно - полезно.

Ф. М. Достоевский

Роль искусства в современном мире высока, так как искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, духовному освоению мира, процесс и совокупность результатов человеческой деятельности .

Одной из главных специфических функций искусства является эстетическая функция, как формирование творческого духа и ценностных ориентаций личности.

Общеизвестно, что в изобразительной деятельности детей отражаются их знания и представления об окружающей действительности . Главной задачей, которой является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

Изобразительное искусство как учебный предмет дает детям знания элементарных основ изобразительного искусства, что имеет большое значение в их эстетическом и духовном воспитании. Умение видеть в окружающей действительности разнообразие форм, цвета, видеть прекрасное в различных его проявлениях и в известной мере воспроизводить это прекрасное содействует развитию художественных способностей, формированию эстетического вкуса.

Учебный предмет «изобразительное искусство» современного, отечественного образования немного отличается от учебного предмета «рисования» советской школы, задачей которой являлось: обучить учащихся элементарным основам реалистического рисунка, дать им необходимые умения и навыки .

Задача же современного урока, как школьной дисциплины, немного шире: сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Направить приобретенные знания, умения и навыки, в данной области, на выработку универсальных учебных действий обучающихся/

Художественная деятельность в системе образования - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства .

Несмотря на некоторые различия и рисование в советской школе, и изобразительное искусство в современной системе образования рассматриваются как художественные дисциплины и образовательный предмет художественно-эстетического цикла с широкими воспитательными и учебными возможностями.

Целенаправленная, систематическая учебная деятельность современного учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Именно по этой причине качество обученности и обучаемости учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, главным компонентом которого является содержание урока, методическое оснащение кабинета и положительная атмосфера на самом уроке. В результате учебной деятельности должны быть достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты. Учителю необходимо сформировать не только познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, но и обеспечить способность к выражению самостоятельных действий .

Исходя из традиционной классно-урочной системы образования, современный учитель, основываясь на основные требования к современным урокам по новым стандартам второго поколения, выделяет системно-деятельностный подход, как наиболее эффективную форму работы, способствующую развитию универсальных учебных действий.

Конечно же, стоит затронуть и внедрение в сам учебный процесс информационных технологий, которые помогают учителю в разработке учебно-методических комплексов урочной и внеурочной учебных деятельностях.

Современный учитель должен быть компетентен не только в профессиональной (художественной) области , но и в области информационных и коммуникативных технологий.

На рис. 1 представлено взаимодействие информационных и педагогических технологий применяемых в учебном процессе изобразительного искусства.

В учебном процессе современного урока наблюдается постоянное взаимодействие разных технологий обучения, их взаимное влияние на содержание урока. Рассмотрим роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности обучения .

Рисунок 1

В условиях ФГОС вписываются и известные педагогические технологии, укрепившиеся в традиционной системе образования, направленные на разлитие личности ребенка и выработку универсальных учебных действий в ходе обучения. Следует отметить взаимодействия ИКТ и педагогических технологий обучения, которые представлены в таблице «Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства».

Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в которой являются не традиционные материалы, а информационные ресурсы и технологии сбора, обработки и передачи информации .

Поскольку изобразительное искусство является школьным предметом, а художественно-творческая деятельность учащихся неразрывно связана с учебным процессом, так как является одним из видов образовательной деятельности. То применения информационных технологий в учебной структуре современного урока занимают главное место при разработке, как самих учебных программ, так и содержания урока.

Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства.

Название технологии

Роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности

Использования ИКТ на уроках изобразительного искусства

Модульное обучения.

С использованием компьютера могут быть подготовлены материалы, способствующие организации учебной деятельности, компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов для диагностики, мониторинга уровня подготовленности обучающихся к предмету или их обученности, с дальнейшей корректировкой. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц.

В ходе педагогической деятельности неоднократно проводятся диагностики и мониторинги уровней обученности и обучаемости в форме табличек и диаграмм. Применяется программа Excel (рис. 2).

Проектный

метод обучения.

Большие возможности реализации компьютерных технологий используются в проектной деятельности обучающихся. Оформление практических результатов его публичная защита. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

На уроках художественно-эстетического цикла уделяется большое внимание и проектной деятельности обучающихся.

Цель проектной деятельности:Самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций по изобразительной деятельности. Сама форма научно-исследовательской работы не возможна без применения программ Internet и Word.

Представлена публичная защита проекта на тему: «Жанр изо - Марина» Грицкова Максима, ученика 7 А класса (2012-2013 учебный год) (рис. 4).

Проблемное обучение.

Благодаря информационным и коммуникационным технологиям осуществляется поиск, сбор, обработка информации эксперимента или исследования. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

В поиске информации о жанровом или видовом своеобразии полотен художников используется всемирная информационная сеть - Internet.

Развивающее обучение

Активно применяется на предметах художественно-эстетического цикла для развития творческого потенциала личности ребенка, ее способностей и задатков. С использованием компьютерных технологий создаются растровые и векторные рисунки, средствами программы Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint.

Широко применяется программа Paint в системе внеурочной деятельности.

На рис. 3 представлена работа «Ранняя осень» Демьянкиной Дарьи, ученицы 2 А класса.

Игровое обучение

Обеспечение деятельностного подхода и вовлечение в творческую деятельность обучающихся возможно с применением информационных технологий в обучение. Использование информационной и компьютерной техники: слайд-проектов, мультимедиа-проектов, видеомагнитофонной.

Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

Итоговая форма контроля по предмету изобразительное искусство может проходить в виде выставки-презентации детских работ с использованием программы PowerPoint.

В 7 классе, при изучении сюжетно-тематических картин, особое внимание отводится созданию композиции на библейские темы. По завершению творческих работ проводится выставка в форме презентации.

Обучение развитию критического мышления

Развитие критического мышления, вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса, возможно при использовании информационных технологий. Создание презентаций с использованием PowerPoint, создание статических и динамических изображений средствами программ Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint, поиск информации в Internet.

При объяснении нового материала или при выполнении творческой работы с натуры или по памяти при поэтапном построении предмета или объекта используются как презентации, так и растровые и векторные рисунки.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Соглашусь с мнением В. В. Алейникова о том, что внедрение компьютерных технологий в процесс создает предпосылки для интенсификации учебного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Однако их использование в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у учителей будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

Литература.

    Алейников В. В. подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Брянск, 1998

    Большой толковый словарь по культурологи/ под ред. Б. И. Кононенко. – М.:ВЕЧЕАСТ. 2003

    Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М. Просвещение. 2012

    Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах. – М., Просвещение, 1971

    Лебедева М. Б. подготовка студентов педагогического университета к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Монография. - С-Пб., 2005

    Методика обучения рисованию / под. ред. А. П. Фомичева. – М., 1983

    http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581417 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)

Культурно-историческая, политическая, социально-психологическая ситуация, в которой происходит сегодня наша конференция, характеризуется чрезвычайной остротой и неопределенностью, на первое место выдвигая не столько проблему того, что мы сделали, сколько требуя ответа на извечный вопрос – что делать? Вопрос, ставший общемировым, но нас в данном случае интересует художественно- культурологическая действительность.
Огромные технические, технологические, производственные, культурные достижения, с одной стороны, и одновременно глобальный кризис – экономический, социальный, демографический, охвативший все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум, объективно фиксируют реально новое историческое состояние развития, которое некоторые ученые связывают с рубежными переменами стадиального характера.

Важнейшим следствием и одновременно показателем этого являются принципиально новые возможности, позиции, способности человека, который оказался сегодня в качественно новом мире. Естественно, в новых условиях не может работать прежняя система художественного образования. И не потому, что плохая, а потому, что не соответствует реалиям современности. Объективно возникла жесткая необходимость построения качественно иной системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые ранее не приходилось решать.
Благодаря гигантскому потоку информации из-за интенсивного развития СМИ, миграционным процессам, развитому туризму, возникли новые формы коммуникации, произошло снятие общекультурных барьеров между разными народами, странами, что обеспечивает все более активную открытость мира человеку и человека всему миру. Человечество вышло за пределы привычной среды в принципиально новое измерение, новое пространство жизнедеятельности. В нем важная роль сегодня принадлежит паутине Интернета, приводящей к расширению контактов, изменению восприятия мира, совмещению реального и виртуального пространств.
Всепроникающая информация, в том числе и художественно-образовательная, воздействуя на сознание, мышление людей, изменяя их потребности, ценности, возможности, социальное пространство существования и функционирования, многоплановую систему отношений, объективно формирует современную естественно-культурную среду обитания, обозначаемую порой как «информационная цивилизация».
Причем, формируются разные «дистанции» действия на человека разных «пластов» и сфер этой среды – дальние, ближние, различные по емкости, насыщению, содержанию. «Среда – как подчеркивал гений отечественной психологии Л.С. Выготский, - выступает в развитии... в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль «источника развития».
И вот этот-то источник сегодня практически совершенно изменился. Он приобрел новые, в том числе тревожные для нас характеристики. Изменился и сам человек, обретя новые как положительные, так и отрицательные черты. В числе последних отмечается актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание и межэтнической, и социальной напряженности.
Задача обеспечения прогрессивного развития человека в трудных условиях функционирования современного общества актуализирует роль и значение не только науки, но и ИСКУССТВА, которое выступает не только важной и реальной силой формирования художественно-образного миропорядка, но приобретает во все большей степени действенность как «социальная сила», ибо новые образы как и научные открытия предполагают подрыв и разрушение старых канонов, разрыв привычных рамок. Отсюда именно ИСКУССТВО в тесном взаимодействии с наукой способно и призвано регулировать в целом человеческую деятельность в поисках выхода из объективно создавшегося глобально информационного кризиса, в поисках путей активного и продуктивного развития общества, выступая в значительной степени гарантом сохранения человечества.
Сегодня характерен учет ценностных факторов человеческого мироотношения, реальность творческой составляющей деятельности людей, обеспечивающей саморазвитие, «самостроительство» субъектов этой деятельности на основе реальных обстоятельств быстро меняющегося мира. Именно эти науки и искусство могут и должны создавать и предлагать смыслы, образы, имиджи, идеалы, так необходимые человечеству, отдельно взятому народу и каждому человеку. Понимание значимости гуманитарного пласта знаний издавна было присуще людям.
Сегодня педагогами, художниками и учеными изучается специфика обучения (цели, функции, принципы, дидактический цикл, формы и методы) в условиях действия иформационной образовательной среды.
Выявляются и обосновываются подвижки, изменения системы ценностей, положенной в основу конструирования содержания начального образования как средства приобщения учащихся к культурному и художественному опыту человечества.
Создан проект федерального государственного стандарта общего образования, где существенная роль отводится образовательной области «ИСКУССТВО», подготовлены материалы его методического обеспечения. Разработаны процедуры диагностики учебных достижений обучающихся.
Определена структура стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования.
Проведена необходимая работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного педагогического опыта, что позволило вычленить некоторые тенденции развития содержания образования и начать исследования по его конструированию для стандартов следующего поколения.
Выделены и описаны особенности диагностического инструментария международных сравнительных исследований, которые целесообразно учитывать при создании общероссийской системы оценки качества образования.
Сопоставительный анализ международных документов в сфере образования позволил рассмотреть различные подходы к трактовке основополагающих понятий – образовательная программа, образовательный уровень и др. А изучение стратегий развития среднего образования в разных странах выявило повсеместное доминирование ориентации на социальную справедливость, предполагающую равенство возможностей всех граждан.
Ведется разработка теоретико-методических основ комплексной оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Создается технология предотвращения возможных негативных социальных последствий использования ИКТ в образовании.
Разрабатывается методическая система комплексного, многоуровневого и многопрофильного обучения специалистов в области информатизации образования.
Создаются концептуальные модели, интегрирующие электронные технологии в аудиальное и визуальное художественное образование. Разрабатывается, в частности, модель продуктивной художественной деятельности на основе компьютерных технологий, интенсифицирующая различные этапы создания произведений искусства. В практику внедряется специально разработанные технологии музыкального и художественного обучения на основ электронного цифрового инструментария, обеспечивающая творческое и общекультурное развитие растущего человека.
В проводимых учеными и художниками-педагогами исследованиях: раскрываются особенности развития мышления растущих людей средствами информационных технологий, в том числе ведется поиск возможностей преодоления клипового мышления, когда у подростков и юношества снижается способность к анализу, снижающего творческий потенциал; определяются характер, структура, содержание, динамика отношений, в которых функционирует растущий человек; выявляются новые виды и формы деятельности, позволяющие ребенку, подростку осознавать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других; разрабатываются научные основания формирования учебников нового поколения, в том числе так называемых «электронных учебников»; устанавливаются требования к формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных ребят; обосновываются модели профилактики и коррекции девиантного поведения средствами искусства в подростковом и юношеском возрастах в условиях образовательных учреждений и досуговой деятельности.
Исследуются социокультурные проблемы, обусловленные внедрением информационно-компьютерных технологий в сферу образования. В частности, выявлено, что такой вид досуга, как «просмотр ТВ», который ранее занимал верхние строки рейтинга в структуре свободного времени школьников, теперь находится лишь на шестой строчке, уступив место «общению с компьютером», дающему доступ в Интернет. Именно Интернет стал «учителем» и «воспитателем» современных детей.
Создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам. Получив новое информационное измерение, человечество приобрело мощный потенциал для своего дальнейшего развития. В этом потенциале сокрыты как негативные, так и весьма позитивные преференции. И как всегда на перекрестке развития нам предстоит пережить Возрождение. Возрождение через искусство и культуру, через любовь к природе и духовные ипостаси. Таким образом, дуализм индивидуального сознания не дает возможность сгармонизировать реальное и ирреальное, формирует ком не разрешимых противоречий: реалисты не воспринимают ирреальной мир компьютерных образов, а юные пользователи не могут «выйти» из виртуального мира.
Общественная, индивидуальная и другие виды сознания сегодня должны наполниться зрительным (визуальным) сознанием. Причем это сознание должно не только услаждать индивида изысканными технологическими образами придуманного мира, но и открывать удивительные тайны красоты реального мира. Не компьютер, а сам человек должен научиться управлять своим сознанием. А вот каким оно должно быть – это вопрос высокой культуры и образования.
Во всем мире это уже начинают понимать. Но очень робко. Дисциплины образования области искусства в школах России играют второстепенную роль. Хотя приняты очень серьезные документы на уровне международных и внутренних законов и соглашений. «Дорожная карта художественного образования и эстетического воспитания», Постановление Правительства РФ «О поддержке художественного образования» и др.
Говоря о «ментальной» эволюции как о форме информационной революции, нельзя не вспомнить великого древнего грека Софокла, воскликнувшего «Каждая форма существенна и каждая сущность формирована». Сбалансированность, гармония - вот свойство развития.
Все это размышления сегодняшнего дня, а что будет завтра?
В этой связи имеет смысл обозначить важнейшие этапы эволюции образования и искусства в глобальном мире, которые заключаются:
1) В формировании нового коллективного сознания в мировом образовательном пространстве, сознании способного изменить адекватность и эффективность человечества и существенно расширить границы его непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
2) В интеграции эволюции сознания с отдельно взятых индивидов на их коллективы, включающие не только отдельно взятые образовательные и культуросообразные организации, но и целые общества.
3) Качественно повысить значение культуры и искусства, в том числе (и в первую очередь) национальной, как фундаментальной основы формирующихся новых производительных сил, органично связанных с общественным глобальным миропорядком.
4) Формирование принципиального изменения самого механизма восприятия мира не только отдельным человеком, но и обществом в целом, так как это восприятие формируется глобальными средствами массовой информации с использованием информационных технологий. Последние в полной мере учитывают, что «картина сильнее слова»
5) Создание концептуальных основ развития психологии искусства и методических принципов высокой нравственности, гуманистических ценностей, духовности и эстетической значимости.
6) Раскрытие особенностей этнокультурного социального пространства, в котором реально функционирует растущий человек, проведя художественно-эстетический анализ повседневности, рассмотрев средовые характеристики РЕАЛЬНОГО мира, наиболее активно действующие на детское развитие.
7) Рассмотрение и фиксирование подвижек стадиального развития способностей и потребностей растущего индивида в условиях погружения разнополярной системы художественного образования.
8). Создание многомерной методологии психодиагностического измерения и оценки интеллектуального и личностного развития детей разных возрастов в условиях художественно-творческой деятельности и оценка влияния на детский организм компьютера и техники.
9) Построение целостной, реальной картины мира средствами искусства в личном развитии индивида; подготовка его к жизни в быстро меняющейся среде; развитие критического, рационального сознания и самосознания, обеспечивающего стрессоустойчивость, критичность мышления.
10) Актуализация выработки новых художественно-эстетических концепций, как основы новой теории гуманистического образования, опирающаяся на четкие мировоззренческие позиции и научные достижения (как,например, в области интуиции, и иррационального мышления,роль бессознательного и подсознательного, образного мышления и виртуальной реальности и др.)
11) Выявление соотношения информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знания, организация информационного пространства в рамках художественно-эстетического и этнокультурного образовательного процесса. Формирование общей информационной культуры.
12) Сохранение этнокультурного потенциала в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающих поколений.
13) Раскрытие с помощью художественно-образовательных технологий интеллектуального и духовно-нравственного развития ребенка, испытывающего гигантское давление к компьютеризации. Понять и объяснить новый уровень существования и развития человека.
14) Выработка специальных программ, в которых пересекаются проблемы современного искусства, педагогики, психологии и частных методик.
15) Развитие ценностно-смысловой сферы личности, способной к самоконтролю, самореализации и самосовершенствования, ответственную, готовую к непрерывному образованию, умеющую самостоятельно принять решение, мотивированную к интеллектуальному поведению, устойчивую к фрустрации, человека культурного – субъекта социума.
16) Подготовка учителя креативно мыслящего, умеющего принимать неординарные решения,учителя – личностно – значимого, стимулирующего у растущего человека желание (потребность) творить по законам РЕАЛЬНОГО мира.
17) Системная организация гуманистического образования одаренных детей.
18) Определение условий, принципов и методов интеграции особой культуры и искусства в общеобразовательную школу детей-инвалидов, детей с особыми потребностями.
19) Решение проблемы адаптации детей мигрантов средствами искусства, включая преодоление этнокультурных сложившихся стереотипов.
20). Организация и проведение олимпиад школьников.
21). Проведение выставок и семинаров.
22).Организация межвузовских и международных пленэров и обмен творческими группами студентов и преподавателей.
23). Организация и проведение научно-практических конференций.
24). Создание на базе УМК при МПГУ информационно-координационного центра по обеспечению ХГФ страны учебно-методической литературой. Составить единый каталог научных публикаций.
25). Организация и проведение один раз в три года Съезда учителей образовательной области «Искусство».
Эти и многие другие проблемы требуют нового уровня и глубины всей научной и творческой работы в системе подготовки художников-педагогов, а также четкой координации всех видов исследовательской деятельности. В разных вузах, научно-педагогических коллективах, творческих группах с разных позиций может рассматриваться та или иная проблема, но ее решение всегда должно быть объективным и значимым в своем целеполагании.

Литература:
1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. –М.: «Художник РСФСР», 1983
2. Кузин В.С. Психология живописи. –М.: «Академия», 2006
3. Ломов С.П. Дидактика художественного образования.-М.: Педагогическая академия», 2010
4. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. - Омск, 2002
5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т.,М-В, 2005