Общественный деятель культуры российской империи 19 века. Культура России XIX века

Общественный деятель культуры российской империи 19 века. Культура России XIX века
Общественный деятель культуры российской империи 19 века. Культура России XIX века

XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

Выступление декабристов в 1825 г. привело к появлению духа революционных преобразований. Литература занимала первое место по степени влияния на русское общество, отражая разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Огромное влияние на общественную жизнь оказывали журналы, отражающие литературные веяния различных стилей. Сентиментализм Н. Карамзина и В. Жуковского сменил классицизм Г. Державина и выступал за сближение литературного языка с разговорным. После войны 1812 г, пришел романтизм, отвечавший настроениям в обществе и свое выражение нашедший в балладе. Поэма выступала второй формой романтической литературы. В ней действительность представала в раздвоенном виде («Демон» М. Лермонтова). Лирика Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева стала высшим достижением русского романтизма в литературе. После войны 1812г. в обществе сформировались идеи патриотизма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в искусстве первой половины XIX в. Особую популярность приобрел исторический жанр, пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы С. Щедрина, морские пейзажи И. Айвазовского, мелкие проникновенные пейзажи, в которых прославляется девственная русская природа, И. Шишкина. Во второй половине XIX в. в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к появлению нового направления - «бунт тринадцати». Скульптура еще оставалась верной классицизму, оставаясь связанной с архитектурным творчеством, постепенно отдавай предпочтение реалистическим направлениям: П. Клодт (скульптура конных групп на Аничковом мосту). Поздний классицизм, преобладающий в архитектуре, постепенно отдавал свои права эклектике. Началась эпоха градостроительства. На основе памятников древнерусской архитектуры были построены здание Исторического музея в Москве (О. Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А. Парланд). К концу XIX в. стал появляться стиль модерн.

Культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название «декаданс». Итальянский писатель Ф. Маринети основал в 1909 г. футуризм, позже возникают новое общество экспрессионистов «Синий всадник», дадаизм, аудизм, кубизм. Стили и методы в культуре XX в.. отходят от классических приемов художественного творчества, их многообразие получает название модернизм, который объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса. Реализм, существуя параллельно с модернизмом, проявлял себя по-разному, но ярче всего - как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселлини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Имена А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда связывают с символизмом, которым представлена декаданская литература рубежа веков. Одним из ведущих литературных направлений середины XX в. является экзистенциализм. Как литературное направление он возник во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю) и утверждал «чистое» немотивированное действие, индивидуализм, отражал одиночество человека во враждебном ему абсурдном мире. Как вызов обществу, как последовательное разрушение реального образа, который отражает мир привычными средствами, возник так называемый абстракционизм - крайняя форма модернизма. У его истоков стоят В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др. На смену ему в 60-х гг. пришли авангардизм, поп-арт и постмодернизм.

Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

В 1811-1815 гг. произошел поворот к реакции и мистицизму. На первый план выступил милитаризм и охранительные тенденции. Носителем их стал всесильный временщик Аракчеев. Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал» монархов, помогающих друг другу в борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. Декабристы были разгромлены и на трон вступил Николай I (1825-1855).

Политика нового императора, не доверявшего дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

С вступлением на трон Александра II (1855-1881) началась т.н. «оттепель». В обществе обсуждались назревшие преобразования, были амнистированы декабристы, расширились права печати. В 1861 г. отменено крепостное право, а вскоре последовали новые реформы - отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало. С 1866 г. (неудачное покушение на императора) правительство повернуло к реакции.

Между тем в образованной молодежи разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение получали идеи народничества (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.

Опыт Отечественной войны впервые существенно сблизил элитное сословие с простым народом, сделав на время социальную пропасть между ними менее значимой, чем национальные приоритеты. В.Г. Белинский писал о 1812 г. Как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», усматривая смысл этих изменений не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования». Новая для России идея ответственности дворянства перед своим народом, усилившая влияние общественно-политической европейской мысли эпохи Просвещения, создала другой культурный феномен 19 в.- движение декабристов. Декабризм в России продемонстрировал обществу совершенно новый тип русского человека, способного бросить вызов произволу деспотичной власти, и стал для нескольких поколений критерием дворянской чести, нравственной почвой для будущих общественных преобразований.

Именно дворянское сословие сыграло главную роль в развитии русской культуры первой половины 19 века., поскольку главным образом дворяне имели в данный период благоприятные материальные и социальные условия для образования и художественного творчества. Тем не менее представленная преимущественно дворянами передовая русская культура объективно выступала против сословного неравенства, крепостного права, самодержавного и чиновничьего беззакония. Парадоксален тот факт,что гигантский скачок в культурном развитии, совершенный Россией в 19 веке, произошел на фоне «запоздалой» и во многом непоследовательной экономической и политической модернизации.

Подъем русской культуры в 19 веке был вызван целым рядом обстоятельств:

Русское общество переживало период радикальной трансформации, становления национального самосознания и постепенной демократизации общественной жизни. Наиболее интенсивно эти изменения проявляются во второй половине 19 века, в пореформенный период, поставивший перед страной собственные задачи.

Усиливается специализация различных сфер культурной деятельности, особенно в науке, где появляются новые направления исследований, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии и литературы, литературы и других видов искусства.

Модернизация экономики требует все большего числа грамотных, квалифицированных специалистов, развивается сеть специализированных учебных заведений, расширяется база буржуазной демократической культуры.

Но остается сильным и груз традиционных отношений, буржуазное общество в России 19 века, ещё не сложилось. Великая русская культура в полной мере отразила все противоречия и болезненную конфликтность своего времени, наиболее ярко проявившиеся в творческой деятельности российской интеллигенции.



Культура России в первой половине 19 века — значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный.

Предпосылки зарождения и культурного развития «золотого века»

Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью общенациональных интересов. Гуманитарное просвещение, начатое еще при Екатерине Второй, дало толчок к развитию образования, открытию множества учебных заведений и расширению возможностей получения новых знаний.

Раздвинулись границы государства, на территории которого проживало около 165 разных народов со своими обычаями и менталитетом. Продолжали традиции своих предшественников новые мореплаватели и первооткрыватели.

Русско-французская война 1812 года повлияла на формирование патриотической мысли, морально-нравственных ценностей русского народа. России в первой половине 19 века привлекла к себе интерес укрепившимся в обществе национальным самосознанием.

Однако сложившаяся политическая ситуация внутри страны не давала полной свободы для реализации всех идей в искусстве. Восстание декабристов и деятельность тайных обществ заставили российских императоров препятствовать проникновению передовых мыслей в любые культурные сферы.

Наука

Совершенствование народного просвещения отразила культура России в первой половине 19 века. Кратко его можно назвать двойственным. С одной стороны, открывались новые учебные заведения, с другой — были введены строгие цензурные меры, например, отменены уроки философии. Кроме того, университеты и гимназии постоянно находились под строгим надзором Министерства народного просвещения.

Несмотря на это, русская культура в первой половине 19 века характеризуется большим рывком в развитии науки.

Биология и медицина

Скопившийся к началу 19 века материал о животном и растительном мире требовал переосмысления и разработки новых теорий. Этим занялись русские естествоиспытатели К.М. Бэр, И.А. Двигубский, И.Е. Дядьковский.

Были собраны богатейшие коллекции растений и животных из разных уголков мира. А в 1812 году прошло открытие Ботанического сада в Крыму.

Свой ощутимый вклад в развитие медицины внес Н.И. Пирогов. Благодаря его самоотверженному труду мир узнал, что такое военно-полевая хирургия.

Геология и астрономия

С началом века дождалась своего часа и геология. Ее развитие охватило все русские земли.

Существенным достижением стало составление первой геологической карты России в 1840 году. Сделал это ученый-исследователь Н.И. Кокшаров.

Астрономия требовала тщательных и скрупулезных вычислений и наблюдений. Это занимало много времени. Процесс значительно облегчился, когда в 1839 году была создана Пулковская обсерватория.

Математика и физика

В математике были сделаны открытия мирового масштаба. Так, Н.И. Лобачевский прославился своей «неевклидовой геометрией». П.Л. Чебышев обосновал закон больших чисел, а М.В. Остроградский занимался аналитической и небесной механикой.

Первую половину 19 века можно назвать золотым временем для физики, ведь был создан первый электромагнитный телеграф (П.Л. Шиллинг), получен результат опыта электрического освещения (В.В. Петров), изобретен электромотор (Э.Х. Ленц).

Архитектура

Художественная культура России в первой половине 19 века привлекала значительный интерес общества. Важнейшей особенностью ее развития стала быстрая смена стилей, а также их комбинация.

В архитектуре до 1840-х годов царил классицизм. Стиль ампир можно узнать во множестве зданий двух столиц, а также многих областных центрах, бывших ранее губернскими городами.

Для этого времени характерно сооружение архитектурных ансамблей. Например, или Сенатская в Петербурге.

Ярких представителей этого стиля породила культура России в первой половине 19 века. Архитектура выражалась в трудах А.Д. Захарова, К.И. Росси, Д.И. Жилярди, О.И. Бове.

Ампир сменил русско-византийский стиль, в котором были построены храм Христа Спасителя, Оружейная палата (архитектор К.А. Тон).

Живопись

Для этого периода в живописи характерен интерес к личности обычного человека. Художники отходят от традиционных библейского и мифологического стилей.

Среди других выдающихся скульпторов той поры были И.И. Теребенев («Полтавская баталия»), В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский (фигура ангела на Александровской колонне) и т.д.

Музыка

Огромное влияние героического прошлого испытывала на себе культура России в первой половине 19 века. Музыка подверглась влиянию народных мелодий, а также национальной тематике. Эти течения отражает опера «Иван Сусанин» К.А. Кавоса, произведения А.А. Алябьева, А.Е. Варламова.

М.И. Глинка занимал центральное место среди композиторов. Он утвердил новые традиции и открыл невиданные до этого жанры. Опера «Жизнь за царя» в полной мере отражает суть всего творчества музыканта.

Русская культура в первой половине 19 века породила еще одного гениального композитора, который ввел в музыку жанр психологической драмы. Это А.С. Даргомыжский и его великая опера «Русалка».

Театр

Русский театр открывал простор воображению, практически отказавшись от парадных постановок в стиле классицизма. Теперь там преобладали романтические мотивы, трагедийные сюжеты пьес.

Одним из самых знаменитых представителей театральной среды был П.С. Мочалов, исполнивший роли Гамлета и Фердинанда (по Шекспиру).

Реформатор русского актерского искусства М.С. Щепкин был выходцем из крепостных крестьян. Он подал совершенно новые идеи, благодаря которым его роли восхищали, а Малый театр Москвы стал самым популярным местом среди зрителей.

Реалистический стиль в театре был порожден произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.

Литература

Важнейшие общественные проблемы отражала культура России в первой половине 19 века. Литература укрепляла обращаясь к историческому прошлому страны. Примером тому служит Н.М. Карамзина.

Романтизм в литературе был представлен такими выдающимися фигурами, как В.А. Жуковский, А.И. Одоевский, ранний А.С. Пушкин. Поздний этап творчества Пушкина — это реализм. «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник» вписаны в это направление. Помимо этого, М.Ю. Лермонтов создал «Героя нашего времени», который является выдающимся образцом литературы реализма.

Критический реализм стал основой творчества Н.В. Гоголя («Шинель», «Ревизор»).

Среди других представителей литературы, повлиявших на ее становление, можно назвать А.Н. Островского с его необыкновенно реалистичными пьесами, И.С. Тургенева, который уделял свое внимание теме крепостной деревни и природе, а также Д.В. Григоровича.

Литература внесла весомый вклад в культурное развитие России. Первой половине 19 века характерно становление современного литературного языка взамен тяжеловесного и витиеватого языка века 18-го. Творчество писателей и поэтов этого периода стало знаковым и повлияло на дальнейшее формирование не только русской, но и мировой культуры.

Вобравшая в себя и переосмыслившая труды русской и европейской цивилизаций культура России в первой половине 19 века создала крепкий фундамент для благоприятного развития науки и искусства в дальнейшем.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:

19 век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа, Среденй Азии и других земель она стала не просто огромной, но и поистине необъятной страной - империей. Начатые Петром 1 преобразования также продолжались. Россия медленно выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области 19 столетие стало для Росссии временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом принадлежит двум великим писателям - Достоевскому и Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовно культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. В первой половине рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815 г.). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему остается средневековым феодальным обществом. Реформа 1861 года изменила положение, но она была непоследовательной и половинчатой, практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия.

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры 19 века, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, крепостничество и реформа по его отмене. Происходили значительные успехи в деле развития образования, которые способствовали дальнейшему прогрессу науки. Ученые-математики: Лобачевский, Маркова; асторономия: Струве. Физика: Петров, Ленц, Якоби, Шиллинг; химия: Менделеев, Зинин, Бутлеров; география: Беллинсгаузен, Лазарев; биология: Пирогов, Склифосовский; история: Карамзин, Соловьев, Ключевский. Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особо выделяется деятельность Даля, составителя "Толкового словаря живого великорусского языка".

19 век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школи и течени - от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: Чаадаев, Киреевский, Герцен, Чернышевский, Соловьев. То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Наиболее благоприятным и плодотворным 19 век оказался для худ. культуры, которая переживала невиданный подхем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма был Карамзин. Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве Дельвига, Козлова, Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом антастики и меланхолии составляют содержание произведений Жуковского и Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Тютчева и Одоевского.

Наряду с литературой расцвет переживает музыка. Огромный вклад внесла "Могучая кучка" - группа русских композиторов, куда входили Балакирев, Бородин, Кию, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Романтизм в русской живописи 19 века представляют Кипренский и Щедрин, успешно развивается русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы "Гроза", "Доходное место", "Лес", "Бесприданница", постановка которых сделала русский театр классическим.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.