Переход из католичества в православие. Переходный период: Как православные становятся католиками

Переход из католичества в православие. Переходный период: Как православные становятся католиками
Переход из католичества в православие. Переходный период: Как православные становятся католиками

Я стал католиком летом 2013 года. Точнее будет сказать – начал путь, потому что фактически и официально я прошел обряд присоединения лишь в ноябре 2016. Сальвадор Канальс писал, что «мир делится на две большие категории людей. Одну из них составляют те, что нашли Бога и поэтому любят его всем сердцем; другие же, хотя и ищут Его всем сердцем, но еще не нашли. Первым Господь завещает: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим» (Мф 22:37), а вторым обещает: «Ищите, и найдете» (Мф 7:7)» (Сальвадор Канальс «Размышления об аскетике») Летом 2013 года в маленьком хорватском городке Макарска я отчетливо услышал это обещание, тем самым начав новый путь – путь перехода из второй категории людей в первую. Можно ли сказать, что тогда я обрел веру? С одной стороны – да, ведь я услышал призыв Господа, а «вера приходит с услышанным» (Рим. 10:7) . С другой стороны, я никогда не был атеистом, признавая существование Бога. Я был путником без пути. Получив обещание и встав на путь, я еще не знал, не понимал, но интуитивно уже чувствовал, что меня ждет, чувствовал, что «все возможно у Бога» (Мф 19:26) .

Это было странное время. Мы стояли на пороге российско-украинского конфликта (столь тяжело мне давшегося тогда и дающегося по сей день, учитывая, что я украинец, проживающий в России и женатый на русской), мой бизнес вот-вот должен был развалиться, а на нашу семью лечь тяжелое бремя долгов. Непростое время, но как писал тот же Канальс, «для Бога все времена хороши, и Он зовет нас на путь святости в каждый час» (Сальвадор Канальс «Размышления об аскетике»).

Я помню вечер, когда мне лично было дано обещание. Мы с женой стояли у входа в Храм Святого Марка в самом центре Макарски. Этот небольшой, удивительно уютный храм, построенный в 18-ом веке (строился с 1700 по 1756 гг.), был битком забит людьми, поющими на непонятном нам языке. И тем не менее, на каком-то глубоком, внутреннем уровне, я все понимал. Когда священник произнес “offerte vobis pacem” («приветствуйте друг друга с миром и любовью») в начале обряда Причащения, люди стали жать нам с женой руки, обнимать нас, улыбаться нам и кланяться. Мы отвечали с радостью и трепетом. Не понимая значения происходящего, я с готовностью принимал с миром этих незнакомых мне людей, людей, которых видел в первый и, скорее всего, последний раз в жизни. В тот момент я был полностью подчинен волне радости и почти абсолютного счастья. Конечно же, я осознаю, насколько пафосно было это чувство, осознаю, что на меня влияли внешние факторы: море, отпуск, чужая, овеянная мистикой и своей историей, страна, очарование маленького католического храма и так далее. Но разве пафос ситуации так уж важен? Разве можно считать это чувство радости лишь искушением? Даже если так, «с великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иакова 1:2-3). Именно это «терпение» и сыграло свою роль в моем пути. «Всем предложил он одну и ту же цель. Пути к ней разные, потому что «в доме Отца моего обителей много (Ин 14:2)», но конечная цель – святость – едина для всех…» (С. Канальс «Размышления об аскетике») . Сейчас я могу сказать, что в тот день «к Тебе прилепилась душа моя» (Псалом 63:2-9) . Получив обещание в такой форме, я принял Христа как Учителя. Ведь Христос не из тех учителей, которых выбирают сами, к которым в школу записываются. Нет. Как пишет Андрей Пузыкин в книге «Учитель Иисус»: «Ученики Иисуса не просили о зачислении в «школу», как это делали ученики фарисеев. Напротив, они были призваны самим учителем… Обычно только Бог призывал людей» . В тот день Учитель Иисус призвал меня во время Мессы в храме Святого Марка в хорватском городке Макарска.

Церковь Святого Марка в Макарске. Фото: Monelka

Итак, я встал на путь. Тогда я, безусловно, не осознавал этого в полной мере. Я не думал о таких вещах, как святость или причастие, не считал себя даже грешником, просто потому что не мыслил такими категориями. Я ничего по сути не знал о христианстве. Будучи еще в младенчестве крещеным в Православной Церкви, я никогда не ходил в храм, не посещал богослужения, не молился, то есть – не жил христианской жизнью. Впрочем, как заметил Шарль Пеги («Новый теолог»): «Никто больше так не сведущ по части христианства, как грешник. Никто кроме святого… И в принципе, это все тот же человек».

Вернувшись из Хорватии в Москву, я не ринулся сразу в церковь, не схватил с полки Библию. Нет. Мой путь был долгим. Но «Богу свойственно оказывать милость» Фома Аквинский, «Сумма теологии», II III , q 30, a 4) , и Он проявил эту милость по отношению ко мне, не дав мне затеряться и не позволив забыть о данном мне обещании. Сколько раз я убеждался в последующем в постоянстве явления этой милости, даже в минуты отчаяния и в состоянии греха? Верно заметил Святой Августин: «Бог скорее сдержит гнев, чем милость» (Св. Августин «Исповедь») , и как же не сдержан в этом смысле Он бывал со мной!

Несколько раз в течение года я посещал воскресные Мессы в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. Я сидел на скамье сбоку, чувствуя неловкость и практически ничего не понимая. Вслед за Святым Амвросием я мог бы воскликнуть тогда: «Я погружен в туман невежества!» Постепенно я начал читать Писание, купил в лавке монастыря Святого Франциска на Шмитовском проезде «Чин Святой Мессы» и молитвенник. Я помню, как летом 2014 мы с женой почти каждые выходные ездили за город на электричке: Дмитров, Звенигород, Сергиев Посад. Я брал с собой молитвенник и учил наизусть молитвы: Верую, Отче наш, Радуйся, Мария. В 2015 я стал чаще посещать Мессы, лучше понимать, что происходит, начал преклонять колено при входе. Я учился. Но пока что я лишь настраивал свои пять чувств. Познать Христа я был еще не способен. Слишком «земной» была моя жизнь первые 27 лет, а «все земное – ничто перед превосходством познания Христа» (Флп 3:8) . Поразительно, но впервые мне, человеку нетерпеливому и склонному бросать дела на полпути, хватило терпения пройти этот путь – путь ученика Христа. Я и сейчас, конечно же, на этом пути. Но если раньше меня вело вперед обещание, то сейчас меня ведет любовь, ведь «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8) , а «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим 8:26) .

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. Фото: wikipedia

За то время – почти три года – что я нерешительно шел к катехизации, мне ни разу не было явлено чудо, я не стал свидетелем мистического откровения или переживания, мне не снились символические сны. Я думаю, Бог вообще не любит нарушать законы физики, им же созданные. А как хотелось иногда увидеть чудо! Казалось, что вот тогда-то я бы точно все понял в один момент и уверовал бы самой прочной на свете верой. Конечно, это глупости. Хуже того, это еще и искушение, весьма опасное. Что же меня защищало? «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов 23:10) .

В моей семье нет католиков, нет и православных, живущих христианской жизнью. Мне не было явлено очевидных знамений. Я никогда и ни с кем не говорил о Боге, о вере, о смерти. Сначала, размышляя о своем пути к Богу, я думал, что причиной тому является мое желание поговорить с кем-то обо всех этих вещах, о моей жизни. Как писал датский философ Серен Кьеркегор, «в существенную беседу следует вступать лишь с Богом да с самим собой» . С самим собой у меня не получалось вплоть до 2013 года, и я стал искать общения с Богом. Так я думал долгое время, считая, что именно по этой причине я так исступленно и неумело молюсь, читаю Библию, хожу на Мессу (к концу 2014 я уже хорошо знал чин, сидел не с боку, а со всеми, вместе со всеми пел, преклонял колени и слушал проповеди). Отчасти это верно, но лишь отчасти. На самом деле – сейчас я понимаю это очень отчетливо – я боялся стать «ходячим мертвецом». Иными словами, я страстно стремился к Богу, чтобы начать жить, а не существовать, переходя из точки А в точку Б. Поэтому, наверное, мне впервые в жизни и достало терпения пройти столь долгий путь. Подобно Апостолу Петру, после каждой неудачи, каждого препятствия, каждого сомнения, я восклицал: «мы трудились всю ночь, и ничего не поймали» (Лук 5:5) . Но каждый раз, по милости Божьей, мне хватало сил остаться верным выбранному пути, и я вновь говорил: «по слову Твоему закину сеть» (Лук 5:5).

Я хотел приступить к катехизации еще в 2015 году, но что-то меня остановило, и я не пришел. Я чувствовал, что еще не готов, что сам себе еще не полностью доверяю. Я много читал, много работал, много молился, уповая на то, что однажды смогу сказать: «Сеявшие со слезами, будут пожинать с радостью» (Пс 126 (125), 5) . Я хотел «пожинать с радостью».

Сколько раз я сомневался? Сколько ночей я провел в мучительных размышлениях? Я еще не догадывался, что к тому времени, еще не став католиком на бумаге, я стал им внутри, в сердце. Именно тогда я уже начал свое служение. Вот потому-то на меня и обрушились сомнения и искушения: «Сын мой! Если ты начинаешь служение Господу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1) . Но, в то же время: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни» (Иак 1:12) .

Я приступил к катехизации в январе 2016 года. Каждое воскресенье я исправно ходил в храм на занятия, узнавая все больше и больше о Христе и Его Церкви, а на самом деле – о самом себе. Даже тогда я часто пребывал в страхе. Это был страх перед ошибочностью моего восприятия. Я часто думал, а что если я что-то не так понимаю, что если я что-то преувеличиваю, а что-то наоборот преуменьшаю? Этот страх прошел и больше никогда не возвращался, когда я принял простой факт – «дал нам Бог не духа боязни, но силы и любви» (2 Тим. 1:7) .

Катехизация обычно занимает от года до полутора лет. Нашей группе повезло, так как мы приступили к занятиям в Год милосердия, объявленный Папой Франциском. Благодаря этому мы смогли присоединиться к Католической Церкви именно в Год Милосердия, что я считаю очень символичным.

Я быстро понял, что вопрос веры — это не вопрос моего личного убеждения, желания или удобства. Я понял, что это вопрос решимости, необходимой для того, чтобы ответить на призыв. Сначала – услышать этот призыв, а потом ответить. И ответом этим является имя Господа, то есть мое к нему обращение: «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притчи 18:10) .

Когда я обратился к Богу, я уже – Его. Пусть грешник, пусть неумелый ученик, пусть сомневающийся, но, тем не менее, я уже Его, принадлежу Ему, а значит нахожусь на пути спасения.

Также я довольно быстро осознал, что Христос уже спас меня тогда, на Кресте. И что я стремлюсь не к какому-то новому спасению, но к тому самому, уже обещанному мне на кресте. И «Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своей милости» (Титу 3:5а).

Именно на занятиях по катехизации мне объяснили весь смысл чина Святой Мессы и литургического года, смысл и значение молитвы и ее постоянной практики. Я понял, что значит молиться за кого-то, и что значит просить Бога о чем-то. Ведь в большинстве случаев «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8,26)» .

Именно на занятиях по катехизации я понял, что значит называть себя католиком, и какую ответственность это на меня накладывает. Ответственность эта не перед людьми, но перед собой, перед моей совестью. А совесть, как известно, это голос Бога внутри. Это именно та ответственность, взяв которую на себя, я становлюсь по-настоящему свободным, максимально свободным. «К свободе призваны вы», пишет апостол Павел (Гал., гл. 5, ст. 13) и продолжает: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Там же, гл. 5, ст. 1 ). Как же он дарует нам эту свободу? «Познайте истину, и истина вас освободит» (Иоанн, гл. 8, ст. 32) . А что же такое истина и как ее познать? Конечно же глагол «познать» означает «соединиться», а не просто «узнать». Что же до понимания истины, то Христос ответил на это так: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6) . Познать истину значит соединиться со Христом, встать на его пусть, жить им. В этом ключ обретения свободы. Это свобода от греха, свобода от смерти. Будучи свободным, человек способен любить безраздельно, служить другим с радостью, а значит и спастись. И здесь нет места компромиссу, ведь нельзя быть свободным наполовину, так же, как и истина не может быть верной лишь частично: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине» (1 Ин 1, 6-7).

В ноябре 2016 года вся наша группа присоединилась к Католической Церкви. Мы по очереди подходили к алтарю, за которым стоял настоятель отец Иосиф, клали правую руку на Библию и, глядя на своих братьев и сестер, читали клятву.

После я пошел на свою первую исповедь, сжимая в трясущихся руках шесть густо исписанных страниц — плоды испытания совести, длившегося неделю. Ох, как же это было непросто. «Великая бездна сам человек, <…> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца» (Блаженный Августин «Исповедь») . Прошлое с трудом открывалось мне, рыщущему в поисках грехов, совершенных мною за всю мою жизнь. Страниц становилось все больше, но чем больше их было, тем радостнее становился я, ведь «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9) . «Очистит от всякой неправды» — значит позволит познать Истину.

Сразу после своей первой исповеди я вкусил свое первое Причастие. Милостью Божией я стал тем, кем должен был стать, ответив на призыв Христа еще тогда, летом 2013 года, наслаждаясь вечерней прогулкой по крошечному хорватскому городку – я стал свободным человеком.

Николай Сыров

Тридцатишестилетний кубинец архимандрит Иероним (Эспиноза) был известным ученым-химиком и выпускником католического богословского учебного заведения. Однажды он случайно попал на службу в православный храм и после этого резко изменил свою жизнь, принял монашество и посвятил себя служению Православной Церкви

Католик с высшим теологическим образованием, окончивший семинарию, неожиданно принимает православную веру. Более того - его рукополагают в сан православного священника. Как же такое случилось?

Это было действительно неожиданно. Если бы за десять лет до этого мне сказали, что однажды я покину Римо-католическую церковь и перейду в другую конфессию, тем более в Православие, - я бы не поверил. Я говорю «тем более в Православие», потому что в католических церковных кругах Кубы о православии почти ничего не знали, а когда о нём всё-таки заходила речь, в связи с ним непременно упоминали беспорядок, невежество и отступление от веры! Церковное образование я получил у иезуитов, известных своей особой преданностью папскому престолу.

Я абсолютно уверен, что мое обращение было промыслительным. Первый раз я пришёл в православный храм св. Николая в Гаване с любопытством студента, изучающего древнегреческий язык, - хотел найти там древние тексты и ни о чём более не помышлял. Но тогда, в час Вечерни, я понял (не столько умом, сколько душой), что существует нечто другое, именно то, чего мне не хватало столько времени в католических службах, хотя я этого и не осознавал. Так я постепенно стал приближаться к Православию и всё серьёзнее изучать его.

«Как мог сменить веру католик с теологическим образованием?»

В первую очередь благодаря молитве. Мне очень помогли Отцы Церкви - читая их труды, я постепенно начал понимать многое и видеть некоторые вещи в другом свете.

Обрели ли вы душевное спокойствие и совершенство приближения ко Христу после перехода в другую Церковь?

Душевное спокойствие - определённо. Именно это является причиной моего обращения, потребность в богословских изысканиях появилась уже потом. В Православии я нашёл то, чего мне не хватало в латинской церкви, в Православии я нашёл духовную, эсхатологическую составляющую. В католической церкви сильнее составляющая катехизаторская, позитивистская, академическое знание. Ей недостаёт элемента духовного и священнотаинственного. Я не говорю, что образование не важно, напротив, как академическое, так и духовное образование вкупе с молитвой помогают нам в нашем пути к Богу, но прежде всего - именно молитва, непрестанная молитва.

Если Христос - Единый, Неделимый и Неразделённый, как мы можем утверждать, что наша вера более правильна (так сказать, мы Его «правильнее славим»)?

Я лично могу предложить вам такой опыт. Оставим на мгновение богословие и рассмотрим проблему с точки зрения нерелигиозного человека. Мы проведём этот опыт в практических целях. Я спрошу: какая Церковь из всех церквей и сект мира происходит непосредственно от апостолов и самого Христа? Ответ несложен. А какая из них сохранила единое богословское учение и традицию на протяжении веков? Сохранила единство, когда другие, например копты или латиняне, отделились от её ствола? Думаю, ответ очевиден. Это Православие.

Ради духовного сана Вы оставили даже занятия химией…

Мои занятия точными науками в целом - не только химией, но и математикой, а в особенности молекулярной физикой, очень помогли мне в духовной жизни. Это может показаться странным, но лично мне они помогли понять законы физического функционирования Вселенной (по крайней мере, вплоть до границ, очерченных наукой). Это укрепило мою веру в Бога и мою жизнь как клирика. Верующий человек и в науке и физических законах видит волю и руку Божию - именно там, где другие ищут основание для своего неверия.

Отметили ли вы какие-либо различия по существу между греческим и католическим богословием?

Различий множество. Существует общая основа: период истории Церкви до последнего Вселенского собора, примерно до IX века, когда на Западе начинается господство франков после победы Карла Великого. Затем пути и обеих Церквей, и их богословия стали расходиться всё сильнее и сильнее. Мы больше не можем говорить о едином богословии. Сейчас латинское богословие, особенно академическое, основано большей частью на учении блаженного Августина и Фомы Аквинского. Из теологии Фомы Аквинского проистекает все западное богословие, которое вот уже почти тысячу лет отдалено от православного. Новые догматы, новые богословские решения, папские энциклики (которые вместе с догматом о непогрешимости папы имеют догматический характер) и новые движения, такие, как теология освобождения, заполнили академическую нишу на Западе. Православные же богословы избегали новшеств, стараясь сохранить учение отцов Вселенских Соборов - не в неподвижности, как нас обвиняют католики, а, напротив, придавая богословию его подлинный характер. Поэтому в прошлом веке о. Иоанн Романидис выдвинул идею об опытном богословии, т.е. о богословии, происходящем не только от академического знания, но и от опыта обожения.

Сейчас единственная религия, которая продолжает распространяться, - это ислам. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Не только ислам - ещё и протестанты, мормоны и многие другие. За это мы несём большую ответственность. Они просто заполняют не занятые нами ниши. И когда я говорю, что это наша личная ответственность, я имею в виду не одну лишь Церковь - и власти, и правительство, и каждого из нас. Когда Церковь не ведёт духовно-просветительскую работу, когда власти не только не интересуются деятельностью церкви, но и порой ей мешают, когда правительство во имя псевдодемократии принимает в парламенте законы, нарушающие священные каноны (как в случае легализации абортов), когда мы с гордостью называем себя православными христианами, но порог храма переступаем только на Пасху и Рождество или же становимся «эхом» СМИ, обвиняя Церковь и её иерархов на основании первых же «желтых» новостей - тогда мы оказываемся союзниками еретиков и предателями нашей родины, основание и столп которой - православная вера и кровь тысяч мучеников, отдавших жизнь за свободную и православную Грецию.

Как Вы считаете, находит ли нынешняя проповедь Церкви отклик среди верующих? Может быть, растущее безбожие объясняется неспособностью Церкви к убеждению?

Церковь на протяжении всей своей истории многое испытала, переживала периоды и упадка, и расцвета. В нашу эпоху мы испытываем не только экономический кризис, но и кризис традиционных ценностей. И в целом, проанализировав нынешнюю ситуацию, вы увидите, что все религиозные системы переживают кризис. Мир потерял надежду, и люди пытаются найти решение проблем путём поиска новых ощущений. Я верю, что вера во Христа - источник единственной надежды, которая может вознаградить человека. Вне Христа надежды нет. Долг всей Церкви и каждого верующего в отдельности - дать надежду этому миру. Церковь должна обновить свой евангельский характер и вновь понести миру благую весть, мир сегодня нуждается в том, чтобы услышать её голос, но звучащий с той силой, с какой он звучала в апостольскую эпоху, и, самое главное, со свидетельством веры, с любовью.

Другие церкви и религии имеют божественное происхождение или являются изобретением людей?

Церковь - Единая, Кафолическая и Апостольская, Богом создана, Богом живёт и к Богу движется. Все другие есть не что иное, как напрасное стремление неразумных людей к счастью, надежде и спасению.

Принятие католичества - это, конечно, серьезное решение, требующее немало времени и размышлений. Тем не менее, стать католиком не так уж и сложно. Если вы готовы сделать первый шаг в сторону старейшей христианской церкви планеты - знайте, вас уже ждут!

Шаги

Часть 1

самопостижение

    Сядьте и серьезно подумайте. Переход в католичество изменит вашу жизнь. Это решение посерьезнее всех прежних. Католичество станет частью вашей жизни, потому не стоит принимать это решение, если в сердце есть сомнения. Подумайте хорошенько. Учтите, что даже если вы - фанат Рождества как праздника, то вряд ли это может лечь в фундамент веры.

    • А вы вообще в курсе, что такое христианство и, в частности, католичество? Если да, то хорошо, но продолжайте знакомиться с матчастью. Если же нет… что ж, всегда можно обратиться за помощью, в том числе и через интернет.
    • Вы верите в то, что Иисус суть Сын Божий и истинный Мессия? Верите ли вы в Святую Троицу - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого духа? А в Деву Марию? В преосуществление? Да? Отлично, тогда продолжаем.
  1. Прочтите Библию и катехизис. Что такое Библия вы, думаю, знаете, а что такое катехизис? Правильно, сборник ответов на самые распространенные богословские вопросы. Кстати, очень полезное чтиво.

    • Сказать по правде, Библия… архаична. Ее непросто понять, она длинная. Если времени у вас не много, то можно ограничиться книгой Бытия и Евангелиями (ну или, хотя бы, Новым заветом), из которых вы узнаете, как был создан мир и что там за история с Иисусом. Кроме того, не стыдно будет со священником говорить.
  2. Учтите собственные обстоятельства. Если ранее вы с католичеством вообще никак не пересекались, то ждите полного и всестороннего погружения в предмет. Если же вы уже крещеный и просто меняете конфессию, то все будет проще и быстрее.

    • Строго говоря, крещеный человек может обойтись и без, скажем, воскресной школы. Это, конечно, во многом зависит от уровня образования и веры, но все же многим крещеным достаточно просто прийти в церковь и заявить о своем желании принять католичество.

    Часть 2

    ищем подходящую церковь
    1. Посетите местные католические церкви. Вряд ли это сложно - поищите адреса в сети и вперед! Церковь - это такое большое здание с крестом на крыше, если кто еще не в теме.

      • Одна церковь - хорошо, четыре - лучше. Церковь в определенной степени похожа на колледж, они в целом похожи, но в частностях - сильно различаются. Далеко не каждая церковь станет для вас домом.
    2. Посетите Мессу. Вы же не покупаете машину без тестдрайва? Покупаете? Ууу… В общем, в церковь могут прийти даже не-католики. Так почему бы не воспользоваться этим и не посмотреть, что там и как там? В церквях рады всем. Если у вас есть друг-католик, готовый объяснить, что происходит в тот или иной момент мессы - замечательно. К Причастию вас, конечно, не приведут, но зато во всем остальном поучаствуете. Поверьте, никто не заметит, что вы не принимали участия в таинстве Эвхаристии. В церкви рады всем.

      • Не принимайте решение под впечатлением от какой-то конкретной мессы или какой-то отдельной церкви. Процедура католического богослужения - штука гибкая. Где-то служат адаптированные для подростков Мессы, где-то - аккомпанируют на гитаре, а где-то и негритянский хор зажигает. Суть богослужения в том, чтобы донести слово Божие до тех людей, которые пришли его послушать. Соответственно, с людьми общаются на их языке, только и всего. К слову, не стоит недооценивать и роль пастора! В общем, ищите и да обрящете.
    3. Молитесь. Одно только то, что вы не член партии с 191… эээ… не католик, еще вовсе не значит, что вам нельзя молиться. Более того, это вовсе не значит, что Бог вас не услышит! Молитесь и обращайте внимание на то, как это на вас влияет. Если после молитвы вы ощущаете душевный подъем - это хороший знак.

    Часть 3

    приходим в церковь

      Свяжитесь с выбранной вами церковью. Скажите, что вы хотите стать католиком. После этого вас, скорее всего, определят на какое-то время в воскресную школу для взрослых для, так сказать, адаптации. Кроме того, вам также придется обсудить свое решение со священником, а потом - посещать богослужения. Впрочем, это не так уже и страшно.

      • Как правило, за одной церковью закреплен один район. Впрочем, если хотите, всегда можно получить посещение посещать церковь в другом районе.
    1. Поговорите со священником. Он спросит вас, почему вы решили стать католиком, спросит, точно ли вы уверены в своем решении, а также уточнит, в курсе ли вы о всем том, что такое “быть католиком”. Если священник даст добро, то вы перейдете на следующий этап.

      Начните посещать воскресную школу для взрослых. Там вам расскажут про историю церкви, про веру и ценности католичества, про то, как должно совершаться богослужение и т.д. На этом этапе вам можно будет присутствовать на богослужениях и мессах лишь частично - под причастие вас пока подводить не будут.

      • Тем не менее, молиться и общаться вам можно. Со временем вы определенно подружитесь с теми, кто будет с вами в одном классе!
    2. Завершите обучение и найдите крестного отца. Как правило, обучение длится литургический год, за время которого вы познакомитесь со всеми обрядами, постами, праздниками и всем прочим. По истечению этого времени вы получите крестного отца - человека, который будет помогать в вам в вопросах веры.

  3. Поищите в сети книги про католичество и почитайте их.
  4. Если что-то непонятно - задавайте вопросы священнику.
  5. Предупреждения

  • Переходите в католичество только если истинно веруете.
  • Католической церкви уже немало веков, у нее много обрядов и ритуалов. И если вы не уверены в том, что хотите сделать это всей частью своей жизни - погодите переходить в католицизм.
  • С католицизмом связано немало заблуждений, которые, впрочем, может развеять любой знающий человек.
  • Не-христиане причастия не получают, таковы традиции. Причащаются, как-никак, плоти и крови Христа, а давать такое кому попало - грех. Так что потерпите до поры.
    • Вместо причастия можно получить благословение, для чего нужно подойти к алтарю, положив левую ладонь на правое плечо, а правую - на левое. Учтите, что благословлять могут только священники.

Самое главное, чего Церковь ожидает от желающего к ней присоединиться - твердого и сознательного Евангелия Иисуса Христа и решимости следовать за Божественным Учителем, с готовностью пройти под Его руководством через все перипетии земного и даже небесного существования. Без этого ключевого момента - личной преданности и веры Иисусу Христу - говорить о присоединении к Его Церкви можно только в некоторой перспективе.

Второе важное условие - исповедание, т.е. принятие за окончательную и необсуждаемую истину, содержимого Никейского , который Католическая Церковь зафиксировала в качестве ключевого норматива веры в далеком IV веке:

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, единосущного с Отцем, чрез Которого всё сотворено.

Для нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребённого. И воскресшего в третий день согласно с писаниями. И восшедшего на небеса и сидящего по правую руку Отца. И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

Во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

Символ веры заключает в себе все важнейшие католические постулаты, отталкиваясь от которых мы приходим к признанию авторитета Христовой Церкви - единой, святой, вселенской (в оригинале - католической) и апостольской. Именно Церковь названа апостолом «столпом и утверждением истины» (1Тим 3:15), поэтому вера в Церковь Иисусову также важна, как и вера в Самого Иисуса, что и провозглашает Символ веры. Соответственно, уверовав во Христа и доверившись Ему, мы принимаем руководство Его Церкви и во всем, что касается веры и нравственности, следуем ее наставлениям. На практике это выражается в послушании церковному разуму, учащему посредством вселенских и поместных соборов, в послушании уполномоченным учителям и пастырям.

Переход из Православия в Католичество

Содружество поместных церквей, условно называемое Православной Церковью*, является наиболее близким по вероисповеданию к Католической Церкви, поэтому переход из «православия» в католичество наиболее легок и прост.

Все православные таинства - крещение, миропомазание, венчание, священство - Католическая Церковь признает, а потому при переходе православному не нужно проходить их заново. Для того, чтобы стать католиком, нужно просто подойти к ближайшему католическому священнику и попросить его принять вас в качестве члена Вселенской Церкви. В некоторых случаях, после личного собеседования, священник может направить на катехизацию, т.е. курс изучения Писания и Предания, но чаще всего, если результат собеседования будет удовлетворительным, вас просто попросят прочесть Никейский символ веры, и с того момента вы уже будете полноценным членом католической общины. Никакого специального «чина присоединения» к Католической Церкви помимо крещения и миропомазания не существует.

Переход в Католицизм из протестантизма

Переход в Католическую Церковь из протестантских церквей - таких как лютеранская, пресвитерианская, методистская, баптистская, пятидесятническая или какая-либо другая церковная община, исторически преемственная протестантской Реформации - чуть более сложен в силу ряда принципиальных отличий в учении и практики у католиков и протестантов.

Водное крещение, совершенное в церкви, где исповедуют правильную апостольскую веру в Триединого Бога, Католическая Церковь признает как истинное духовное рождение не зависимо от того, кем и в каком возрасте верующий был крещен. Но все остальные таинства - брак, миропомазание, священство - нужно будет повторить.

Дело в том, что эти таинства, передающие те или иные дары Святого Духа, обретаемы только в цепи апостольских рукоположений, восходящей к Самому Христу и Его апостолам. В результате Реформации учение и практика церковных таинств в отделившихся от Католической Церкви общинах были сущностно искажены, что повлекло разрыв преемственности Святого Духа. Поэтому для ищущего истину протестанта нужно будет как бы пройти духовно путь вспять, вернуться к утраченным истокам Божественной Истины и харизматов (даров Святого Духа).

Католическая Церковь для протестантов является родной матерью, она говорит с вами на одном языке, мыслит в понятных для вас категориях, служит человечеству так же, как служат многочисленные протестантские миссии, разбросанные для святого Евангелия по всему земному шару. Здесь вы сможете реализовать все ваши дарования и инициативы в служении Христу. Для этого в Католической Церкви разработано множество инструментов - многочисленные братства, конгрегации, ордена, миссии, содружества, союзы, у каждого свое призвание, у каждого свои задачи и цели, дополняющие главную цель Католической Церкви: являть присутствие Христа в этом мире вплоть до скончания веков.

Процесс воцерковления в Церковь-Матерь не будет для вас скучным. Вам также как и православным нужно начать с собеседования с католическим священником, который и разработает для вас надлежащую схему присоединения к Церкви.

Чаще всего, экс-протестант проходит полный курс катехизации, длящийся от двух-трех месяцев до года, в ходе которого будет ознакомлен с основами церковного учения, с историей, богословием и практиками Католической Церкви. Затем, если вы до того не были крещены в Православной Церкви, вам уделят таинство миропомазания (передачу Святого Духа, осуществляемую возложением рук апостольских после крещения - см. Деян. 11 гл.) и вы сможете приступить к исповеди и Причастию Господнему.

В какую из Католических Церквей лучше переходить?

Возможно, это не всем известно, но в рамках Католической Церкви существует большое разнообразие поместных католических церквей, имеющих различные обряды богослужения, различные традиции благочестия и собственные богословские школы. Наиболее известная из таких поместных церквей - Римско-католическая Церковь . Она является наиболее крупной католической церковью с древнейшей историей и аутентичной западной обрядовостью. Во многих городах Украины, России и других странах экс-СССР именно РКЦ более всего распространена.

Другая известная и многочисленная Церковь - Греко-Католическая . В зависимости от страны вашего проживания, это может быть Украинская, Российская, Белорусская, Русинская, Румынская или даже Греческая Греко-Католическая Церковь. Всё это поместные церкви, которые некогда состояли в расколе с Католической Церковью и принадлежали сообществу Православных Церквей, но затем восстановили единство со Вселенской Церковью, вступив в евхаристическое общение (сопричастие) с престолом святого Петра, церковью Рима. Все эти церкви практикуют византийский (греческий) обряд тождественный тому, который есть в Православной Церкви. Богословски и культурно они принадлежат византийской традиции, их единственное отличие от православных церквей - полное вероучительное единство с Римско-католической Церковью и разной глубины юрисдикционное подчинение Риму.

Формально, человек крещенный в византийской (т.е. православной) традиции при переходе в Католическую Церковь считается греко-католиком даже в том случае, если становится прихожанином поместной католической церкви другого обряда, например латинского, в случае, если воцерковливается к римо-католикам, или армянского, если примыкает к Армянской Католической Церкви. Но на практике, как правило, никто за этим не следит и верующий волен выбирать себе обряд и приход по душе.

Сходите на Богослужение в доступные в вашем городе храмы поместных католических церквей, пообщайтесь со священством, с монахами, с простыми верующими-мирянами и подумайте, насколько для вас данное духовное общение близко. Конечно, принадлежать истинной Церкви Христовой нужно невзирая ни на какие материальные обстоятельства, и стоит воцерковиться даже в том случае, если в доступном для вас католическом приходе вы на первых порах не найдете глубокого духовного общения. Уверяю вас: очень скоро Господь даст вам хороших спутников в вашем духовном пути, и вы не будете одиноки, ведь в любом случае нашим главным Собеседником и Другом является Сын Божий, БогоЧеловек Иисус Христос.

При любом выборе, вы будете обладать полнотой всех духовных даров, вверенных Христом Церкви две тысячи лет назад и обильно питаемых Духом Святым вплоть до настоящего времени.

Все поместные католические церкви находятся в полном сопричастиии друг с другом, и воцерковившись в одной из них, вы сможете абсолютно спокойно посещать Богослужения и участвовать в церковных таинствах любой другой католической церкви, включая столь необходимые исповедь и Причастие.

Как сказал Господь в Евангелии от Иоанна, «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Успехов вам в этом благодатном пути! Пусть не пугают вас трудности, которые могут возникнуть в вашем духовном путешествии. Иисус за вас уже всё прошел, всё отстрадал, вам нужно просто актуализовать уже имеющийся у вас духовный потенциал и принести Господу обильные плоды Его Святого Духа.

Я православный и был крещен с детства. Думаю принять католицизм. Могу ли я его принять и каким образом? То есть, каков будет процесс и насколько это долго? Ведь я уже крещен, но Православный, а у нас с Католической Церковью особой разницы нету, как брат и сестра. Я, если честно, очень редко хожу в нашу церковь, если только на Пасху. Но я думаю, мне ближе Католичество, у меня совсем другие взгляды.

Вячеслав

садовник, программист, Чело"Век"

Топки, Кемеровская область

Уважаемый Вячеслав, довольно странный вопрос Вы обращаете к православному священнослужителю - о том, как Вам покинуть Православную Церковь и стать католиком. Вряд ли Вы можете ожидать, во-первых, поощрения этого поступка, а во-вторых - инструкций, как Вам в данном случае действовать. Если уж Вы примете такое решение, то за разъяснениями Вам следует обращаться к той конфессии, куда Вы предполагаете направить свои стопы.

Не стремлюсь оказать на Вас никакого мировоззренческого давления, но просто задам вопрос, который Вы сами себе повторите: Вы хотите стать католиком вместо православного потому, что сравнили догматы веры, пришли к твердому убеждению, что Папа Римский есть наместник Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви? Что он есть гарант церковной истины, и его веро- и нравоучительные суждения, высказанные особенным образом - ex cathedra - являются безошибочными? Вы убеждены, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а не только от Отца, как мы провозглашаем в Никео-Константинопольском Символе Веры? Путем тщательного разбора Вы пришли к взгляду, что чистилище и индульгенции есть необходимая часть христианского учения о спасении? И многое другое. Или Вам понравилось нечто иное? Скажем, органная музыка, внешний вид священнослужителей, эстетика католического богослужения?

Если первое - то, не разделяя этого выбора, я не могу не отнестись к нему с уважением. Если второе или какие-то другие косвенные причины (скажем, бывает, что люди за супругой переходят в другую веру или по каким-то практическим соображениям жизненного порядка), - то это не очень основательный фундамент для принятия такого ответственного решения, как смена веры. Это шаг такой, перед которым нужно семь раз отмерить, или даже семижды семь раз, прежде чем один раз отрезать. Да и тот факт, что Вы и прежде в Православной Церкви не были усердны ни в изучении основ веры, ни в посещении богослужений, не вселяет уверенности в серьезности Вашего решения. Так что подумайте прежде крепко.