Радимов, павел александрович. Радимов павел александрович Сырой вечер ∞

Радимов, павел александрович. Радимов павел александрович Сырой вечер ∞

Какой простор! Руси великая краса!
Тебя забыть нельзя, и разлюбить нет силы.
Над головой светлы, высоки небеса,
И сердцу дорог край, родной, любимый, милый…

Чувство родины существует для каждого из нас. А родная природа не только то, что невольно видит и чем любуется глаз. Мы приходим к её пониманию при чтении произведений Пушкина, Тургенева, Фета, Пришвина, Паустовского, Есенина и других.
Любуясь живописными полотнами Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова. Творчество П.А. Радимова мы воспринимаем двояко: как поэта и живописца.
Отец Павла Александровича, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам священника, но юношу влекло искусство.
С детских лет в нем проявились два одинаково сильных влечения: к поэзии и к живописи. И хотя они так и прошли через всю его жизнь, как две струи, все же можно сказать о том, что Радимов был поэтом в живописи и живописцем в поэзии.
И все-таки учиться Радимов стал в духовном Зарайском училище, а затем в Рязанской духовной семинарии. И там Павел Радимов в числе добровольных учеников художника Шумова самозабвенно отдается живописи и рисованию. Это было время первоначального становления таланта будущего художника и поэта. В Рязани Радимов делал этюды с натуры, изучая изобразительное искусство.
В 1905 году, не окончив семинарий П.Радимов уехал в Москву с твердым намерением получить художественное образование.
Но живописная мастерская, куда он поступил учиться, его салонным, далеким от реализма искусством. Радимов оставляет Москву и в 1906 году поступает учиться на историко-филологический факультет Казанского университета. Там он учился живописи и рисованию у художника Фешина, которого И.Е. Репин называл одним из величайших русских живописцев.
В это время формируется мировоззрение Радимова, совершенствуется мастерство, мелодичные, понятные простому человеку, как его картины. Его поэзия учит понимать красоту родных, русскую природу.
Вооружившись кистью и пером, Радимов выходил на поиски прекрасного, и земля раскрывала перед ним свои неисчерпаемые россыпи красок. Восторгаясь красотами родной природы, пишет поэтические строки:

Не губить хочу жизнь свою,
А любить и радостно пылать,
Оттого-то сторону родную
Называю теплым словом: мать.

Упорная работа, неустанное стремление к совершенству принесли свои результаты: в 1908 году на художественных выставках появились первые картины П.А.Радимова. Наряду с успехами в живописи, он многого достигает и в поэзии, становясь художником-поэтом, певцом русской природы. Первый сборник его стихов вышел в 1912 году.
Географически Павел Радимов – поэт и живописец Подмосковья. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонежск, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск.
Певец природы, Радимов больше всего тянулся к средней полосе России. Живя в Абрамцево, под Москвой, он не разрывал связи с Рязанской землей: нередко посещал родной край и написал больше тридцати этюдов, отображающих близкую ему с детства природу Рязанщины.

Сорока щиплет паклю из пазов,
К морозу тянет, ветлы в серебре.
Примолкший день пустыней от снегов,
Ветряк крылом не машет на горе.

Зайчиных лап в снегу петлят следы.
В синеющих дымках с утра село.
Под пышной бахромою снят сады.
С головкой вешки в поле замело.

Покоем тишины и дуб объят,
Век сторожем стоит на перекрестке.
Какой простор! Куда и кинешь взгляд –
Пушинки, льдинки, снеговые блески.
1953год

Он говорил, что самое большое и благотворное влияние на него творчество оказали рязанские поля и луга, поэзия Сергея Есенина и дружба с художником, земляком Абрамом Ефимовичем Архиповым.
Об этой связи с родным краем свидетельствует его живописные полотна и особенно стихи. В них отразилась природа Рязанского края, его люди, историческое прошлое: "Княгиня Евпраксия”, "Омут на Вожже”, "Рязань”, "Родина”, "Дом Пирогова”, "Павлов”, "На Оке”, "Есенин” и другие.

*Княгиня Евпраксия*

В Зарайске – городе в старинные года
Смерть приняла ты на покрове снежном
Под башнею была, погребена тогда
С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.

Зимой морозною ворвалася орда,
И пламеня деревень взвилось столбом мятежным.
Как черная пурга, нагрянула беда,
И разоренный край простором стал безбрежным.

На похоть и позор жестокому монголу
Тогда не отдалась ты, верная жена,
С узорной лестницы низринулася долу
И память веков теперь окружена,
Три каменных креста я помню над могилой,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.
1943год

*Омут на Воже*

Воспоминаньями себя тревожу,
Я помню Глебово и речку Вожу.
Передо мною луг некошен и нетронут,

Вдали лесок, осинник молодой,
У Глебова обрыв и черный омут,
Что там лежит под темною водою?

И мысль бежит вопросам тем навстречу,
Былых времен страница мне ясна,
Здесь дал Донской впервой татарам сечу
С дружиной москвитян, и кровь алей вина

Стекала в омут тот. Следов я не примечу
Боев старинных. Край цветет. Весна.
И марево волной колеблется далече,
И неба высока немая тишина.
1952год

Еще в 1914 году Павел Александрович по рекомендации известного уже в то время художников Репина и Поленова был принят в члены Товарищества передвиженных выставок. В 1922 году, будучи последнем председателем Товарищества, Радимов организовал 47-ую по свету выставку. Ему была отведена художественная мастерская в Кремле. Он написал ряд портретов государственных деятелей, создал большое количество этюдов старого, древнего и обновленного Кремля.
Кто бывал на выставках картин П.А Репина, того невольно должны были привлекать яркие, лирические и задушевные пейзажи Подмосковья и памятники русской старины – Кремль, соборы, церкви, башни. Особенно известны его картины, посвященные временам года: "Март”, "Ранняя весна”, "Поздняя осень”, "Зимний закат”, "Березы” и другие.
Занимаясь живописью, Радимов продолжал писать стихи. Он был членом литературного объединения "Кузница”. Начиная с 1912 года Радимов имел дружеские отношения с величайшим поэтом России Сергеем Есениным, вместе с которым около года прожил на одной квартире.
Вот как отзывался и писал Павел Александрович Радимов о своем друге земляке Сергее Есенине:
"Впервые я увидел его на одном литературном вечере в Москве. Председателем вечера был Валерий Брюсов. Я прочитал свои стихи "Журавли”.


*Журавли*

Дни расставания пришли с журавлями,
Тянутся их косяки над полями,
Слышите в небе и вопль и молва.
На крутом склоне желтеет трава.
Дымкой седой заходили туманы,
Желуди дуб уронил на поляны.
А на реке на крапивы глухой
Ветер беседу ведет с осокой.
В дальнем болоте виднеются цапли,
Нехотя с неба срываются капли.

Когда ушел с эстрады, за кулисами ко мне, протягивая руки, поздравляя с успехом подошел улыбающийся, жизнерадостный Есенин. Глаза Есенина светились веселым блеском, он был весь в движении. Как поэта он меня знал: ведь село Ходяйново от Константинова в сорока верстах. Уже потом бывали мы с Есениным и в Солотче, и на станции Рыбное...
Однажды встретились мы с ним у Моссовета. Есенин сказал: «Приходи ко мне завтра в пять, буду читать новую поэму "Анна Снегина”. В назначенный час в квартире его стали собираться гости: Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Корнелий Зелинский и другие…
Свою поэму Есенин читал изумительно. Мы слушали его, как потрясенные: звучали проникновенные строки о новой жизни в деревне. Казался мне Есенин по-пушкински народным поэтом”.
Радимов был покорен необыкновенным поэтическим талантом своего земляка и сохранил о нем самые добрые воспоминания. В память об этой дружбе Радимов написал стихотворение "Есенин”, где он называет поэта русокудрявым юным Лелем.

Начинает разворачиваться лист,
Скоро кинет кисть черемуха в саду,
По проселку ходит с песней гармонист,
Как Есенин в незапамятном году.

Эти песни он у родины узнал,
Не одну он деву-кралю целовал,
Оттолкнуть его девчонка не могла,
И черемуха, как кипень, зацвела.

Где ты, гений незадачливый Сергей,
Песней Русь теперь прославилась твоей,
Средь полей ты бродишь и среди долин,
Русокудрый юный Лель, крестьянский сын.

Павел Александрович Радимов много лет был председателем Ассоциации художников революционной России. Участвовал в создании этой организации и Е.А. Кацман, член-корресподент Академии художеств СССР. Он так рассказывает о нашем земляке:
"Самое яркое воспоминание, связанное у меня с Радимовым, - это поездка в 1926 году к Репину, в Финляндию.
Репин заболел. Его дочь прислала письмо художнику Бродскому, а тот показал его нам с Радимовым. И вот все мы отправились в путь немедленно, чтобы хоть чем-то помочь Илье Ефимовичу. Репин был рад нашему появлению, а мы старались не очень утомлять его разговорами. Как-то, когда Репин отдыхал, отправились мы, с Павлом Александровичем на прогулку. И вот смотрю: Радимов стоит и палкой на песке пишет длинные строчки. Я подошел к нему, и он прочитал:

«Старый художник у моря
живет,
сединой убеленный.
В море вскипают валы,
волны, как время бегут.
Старец думает думу
о жизни,
шумящей, как море.
Ветер искусству его
вольную славу поет!»

Я сказал Радимову, что это замечательно, как у Гомера, и мы пошли к Репину. Радимов прочитал ему эти строки. Илья Ефимович растрогался: «Цельно, и как красиво!»”
Радимов посвятил Репину свой стих "Море”, а портрет Репина, созданный Радимовым хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Друзьями Павла Александровича были знаменитые Кукрыниксы. Один из них, Николай Александрович Соколов, с огромной любовью отзывался о своем друге:
"Радимов любил русскую землю и писал свои лирические пейзажи всегда с настроением. Он не мудрил, не изобретал какого-то философского отношения к природе: что видел, что чувствовал, то и передавал на холсте. Павел Александрович Радимов был искренним и честным художником и сохранил свое, радимовское, лицо в живописи. И в поэзии тоже”.
Скромный, чуткий и взыскательный мастер, Радимов изобразил на холсте много картин, которые были взяты в Третьяковскую галерею, Музей Революции, Музей имени Ленина и музеи других городов. Его картины распространились на выставках в Италии, Германии, Англии, Америке.
Художник рисовал выдающихся деятелей международного коммунистического движения – Клару Цеткин, Сен-Катаяма, Георгия Дмитрова, Василия Каларова, негритянского писателя Клорда Миккея. В своих работах он стремился показать современника – вожака революционных масс.
Верность своей теме. Через родную его сердцу Русь Радимов видел красоту и теплоту своей Родины. В стихах он это выразил так:


О, сколько милой красоты
И прелести необычайной
Во всем: в глубоком рыхлом снеге,
В тычинках вешних и кустах,
В примолкших избах и дворах,
В звенящем вскрике, хрустком беге,
В леске синеющем едва.

Тема крестьянского быта, исторического прошлого русского народа составляет основное содержание стихов и картин Павла Радимова. Историческое прошлое отразилось в ряде стихотворений поэта: "Дом Пирогова”, "Куликово поле” и другие

*Куликово поле*

Я с детства помню Вас, Ослабя – Пересвет,
Монахи – иконки несокрушимой силы.
Стоял туман в лугах, слетал с небес рассвет.

И солнце купы под лучом позолотило.
А на земле была великая вражда.
Донского тихий стан, пред ним гроза-орда.

Вот тучный богатырь от ней несется вскачь
И злою епанчой по росным травам плещет.
Он наводил на Русь полон, и смерть, и плачь.
Он яростно коня ременной плеткой хлещет.

Но смерть найдет себе неистовый палач.
Сжал Пересвет копье и сдвинул брови резче.
Вот сшиблись, пыль кипит, подковы искры мечут.
Богатыри мертвы, и бой трубит трубач.

В свое время творчество Павла Александровича Радимова высоко оценил Максим Горький, отличив народность его стихов и картин. До конца своих дней Павел Александрович Радимов писал книгу воспоминаний "Утрой живописца”, в которой рассказывается о детстве и юности, а также встречах с выдающимися людьми.
Павел Александрович Радимов был человеком, страстно влюбленным в жизнь. И на склоне лет он, сильный и спокойный, поражал всякого, кто с ним знакомился, с энергией, веселостью, широтой интересов и увлечений.

Деревья в инее, а снега вовсе нет.
Зима задумалась у столбовой дороги.
Радимов Павел я, художник и поэт,
Советский гражданин и человек нестрогий.

В Коломенском краю своей написал сонет,
Бродя вблизи Оки, где берега пологи,
Где протекала пора моих ребячьих лет,
Где ездил много раз, усевшийся на дороги.

Я помню, помню Вас поемные луга!
Вот на реке паром, вот Ловцы, Белоомут,
Вот бричка ямщика и с колкольцам дуга.

Вот Горки на яру и под горою омут.
Внизу ж стоят строга, и зелени нет края,
Дай ширь, твою вдохнуть, о сторона родная!

Не стало Павла Александровича 12 февраля 1967 года. На восьмидесятом году жизни от нас ушел яркий талант, соединявший в себе редкое дарование живописца и поэта.
Когда раскрываешь книгу стихов Павла Александровича Радимова, дополненную красочными иллюстрациями с его картин, создается целостное впечатление об удивительном разнообразии и красоте родной природы и необыкновенно талантливом русском народе – созидателе. А всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, покоряло гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества. На протяжении полувека кистью художника и словом поэта Радимов служил людям, которые ценили и ценят его прекрасное творчество.

Заслуженный художник России, Почетный член Российской академии художеств, заместитель председателя Московского отделения ВТОО «Союз художников России» (МОСХ России), член ВТОО «Союз художников России» с 1998 года, член Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков АИС с 2011 г.

Подробнее:

Заместитель председателя Московского отделения ВТОО «Союз художников России» (МОСХ России)
Заслуженный художник России,

Почетный член Российской академии художеств

Член ВТОО «Союз художников России» с 1998 года,

член Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков АИС с 2011 г.

Награды:

Диплом ВТОО «СХР» (2004, 2005 гг.), Медаль «50 лет МОСХ России», 2009 г., диплом ТСХР (2010 г.), благодарность РАХ, 2010г., золотая медаль ВТОО «СХР» (2011, 2013 гг.), Почетная грамота Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, 2011г., медаль РАХ «Достойному», 2012г., Золотая медаль РАХ, 2012г., Стипендия Министерства культуры РФ, 2013 г., благодарность заместителя министра Образования и науки за участие в жюри Конкурса детского и юношеского творчества, 2017 г.

Творческая деятельность:
Как художник занимаюсь декоративным искусством и ювелирным дизайном, являюсь автором серии кабинетных часов,декоративных объектов, украшений интерьера.
Принимал участие в ряде крупных выставок, таких как: Всероссийская выставка «Россия Х», Москва, ЦДХ, 2004 г. Всероссийская выставка декоративно-прикладного искусства, Москва, Музей декоративно-прикладного искусства, 2005 г.; Всероссийская выставка «Отечество», Москва, ЦДХ, 2008 г.; Выставка художников Московского региона «50 лет МОСХ России», Москва, МГВЗ «Новый Манеж», 2008-2009 гг.; Всероссийская выставка «Россия XI», Москва, ЦДХ, 2009г.; Выставка РАХ, МОСХ России, ТСХР «Искусство сегодня», Москва, Беговая,7, 2009, 2010, 2011гг.; Международная выставка «Встреча друзей», Харбин, КНР, 2012г., Всероссийская выставка «Россия XII», Москва, ЦДХ, 2013г., Всероссийская выставка ювелирного искусства «Ретрофутуризм», Москва, 2015 г.
С 1998 года по настоящее время занимаюсь организационной и административной работой в Московском отделении ВТОО «Союз художников России» (ученый секретарь, оргсекретарь, заместитель председателя)
С 2001 года по настоящее время вхожу в состав Экспертного художественного совета МОСХ России, занимаюсь экспертизой и оценкой произведений скульптуры и декоративно-монументального искусства.
С 2000 г. по настоящее время сотрудничаю с ООО «Комбинат монументально-декоративного искусства» в качестве составителя сметно-договорной документации, художника-исполнителя, начальника ПТО и пр.
С 2000 по 2015 гг. сотрудничал с газетой «Московский художник» в качестве отв. Секретаря, редактора, автора. Составитель Иллюстрированного справочника МОСХ России, 2003 г., Информационного справочника «МОСХ России 50 лет » (совместно с Н.И.Аникиной), 2008г.,составитель и редактор Сборника статей (совместно с Н.И. Аникиной) «Дискурсы авангарда в советском официальном искусстве 2-й половины ХХ века», Москва, МОСХ России, 2017 г.,автор более 30 статей о художниках и художественных выставках, участник ряда конференций Российской академии художеств и Союза художников России на темы истории и развития изобразительного искусства, в т.ч. доклад «Нетрадиционные материалы и инновационные технологии как художественный прием в авторском ювелирном искусстве», РАХ, 2013 г., статья «Проблемы уничтожения и повреждения памятников монументального искусства 1960 – 1980-х годов», 2016 г., статья «Советская техническая эстетика 2-й половины ХХ века», 2017 г.

Павел Александрович Радимов - художник, общественный деятель, жизнь и творчество которого связаны со становлением советского изобразительного искусства. Он был одним из последних представителей Товарищества передвижных художественных выставок и одним из основателей и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР). Радимов вошел в историю советского искусства прежде всего как мастер пейзажа. Тонкие лирические картины русской природы, а также виды старых городов с памятниками древнерусского зодчества - основная тематика его творчества.

Будущий художник родился в 1887 году в селе Ходяйнове Рязанской губернии. Его прадед, дед и отец были сельскими дьячками. Павлу Радимову также прочили духовную карьеру. Его отдали сначала в духовное училище в Зарайске, а затем в Рязанскую семинарию. В семинарии Радимов начинает самостоятельные занятия рисунком и живописью. Уже в это время искусство становится его главным увлечением. Радимов бросает семинарию и уезжает в Москву, мечтая поступить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в столицу он прибыл с опозданием - вступительные экзамены в Училище уже окончились. Но приезд в Москву не был напрасным. В течение года Радимов берет уроки живописи в частной студии Большакова. Однако в 1906 году Радимов поступает в Казанский университет, на историко-филологический факультет, после окончания которого преподает историю искусства и литературу в Казанской художественной школе. Все эти годы он не бросает занятия живописью. Благотворное влияние на его становление как профессионального живописца оказало знакомство и творческое общение с художником Н. И. Фешиным, выпускником Академии художеств.

Ранние работы Радимова - пейзажные и жанровые этюды небольшого формата ("Осенний базар", 1911; "Деревня Кукушкино под Казанью", 1912; "Башкирия. Близ Стерлитамака", 1913). Фрагментарность, "случайность" композиции, обобщенность в изображении фигур, крупные мазки, наложенные на плоскость холста, подобно мозаике, отличают работы Радимова в этот период. Уже тогда художник выставляет свои работы на выставках передвижников, а затем становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В первые же годы после Октябрьской революции Радимов активно включается в культурное строительство. Он совместно с товарищами организует бесплатные выставки картин, в 1919 году становится заведующим отделом искусств Наркомпроса Татарской республики. В 20-е годы Радимов выступает одним из инициаторов объединения художников реалистического лагеря, которые видели будущее советского искусства в неразрывной связи с жизнью народа.

В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России, в которую вошли бывшие передвижники и молодые советские художники. Радимов был первым председателем АХРР и членом правления до конца существования объединения. Члены АХРР ставили перед собой задачу "документально изобразить великий момент истории в его революционном порыве". В этот период художник создает серию портретов героев революции - М. В. Фрунзе, С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова, А. В. Луначарского. Строгость, предельная лаконичность образной трактовки и композиции отличают эти портреты, ставшие своеобразными этюдами для большого полотна на историко-революционную тему "Выступление В. И. Ленина на IV конгрессе Коминтерна в 1922 году" (1927).

В 20-е годы Радимов в своей живописи обращается к тематике народных праздников, обрядов и обычаев ("Хоровод", "Невеста", "Хлебановна", все 1928). Для этих полотен характерны этнографическая точность воспроизведения деталей быта и вместе с тем свободная живописная манера, яркий насыщенный колорит. В них прослеживается близость к творчеству живописцев старшего поколения - Ф. Малявина, А. Архипова.

Радимов много путешествовал. Еще в 1910-е годы он побывал в татарских деревнях, в Башкирии, пожил среди марийцев и чувашей. Он писал о том, что "художнику путешествовать необходимо - зорче видит его око, яснее разум, умнее желания". В 1934 году Радимов совершает поездку в Туркмению. Там живописец создает портреты, в которых психологическая характеристика персонажей сочетается с интересом к детальной передаче особенностей национального костюма, украшений ("Портрет Юсуповой", "Дервиш в Хиве", обе 1935), а также пейзажи, сочная цветовая гамма которых созвучна самим краскам южной природы ("Хорезм. Новый Ургенч", "Базар в Тамаузе", "Утро в Фирюзе", все 1935). В полотнах Радимова была запечатлена и древняя среднеазиатская архитектура, величественная и монументальная ("Мавзолей Тюрабек Ханым", "Мечеть в Аннау", обе 1934).

Иным был подход при создании картин, посвященных родной русской природе. Так, в пейзаже "Речка Воря" (1935) художник стремится передать едва уловимые состояния осенней природы, используя тонкие сочетания серебристо-серых, перламутровых тонов. Природа России никогда не была для Радимова отделена от ее истории. Тема славного прошлого отечественной культуры приобрела решающее значение в творчестве художника в годы Великой Отечественной войны. Она развивается Радимовым в серии "Памятники старины", в пейзаже "Весна в Загорске" (1943), во многих других полотнах, представляющих памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры, Загорска, Звенигорода. Загорск и его окрестности вдохновляли художника до последних дней его жизни. Сам Радимов писал: "С детских лет у меня пристрастие к памятникам отечественной истории, и высшее наслаждение для меня - поехать посмотреть маленький городок Московской или соседней области..."

Творчество Радимова было неразрывно связано с русским реалистическим искусством, верность которому он сохранял всю свою долгую творческую жизнь.

О. Лысцова

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.

Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
    • 13.06.2019 Организаторы торгов анонсируют продажу шедевров ИЗО, ДПИ и старинных книг. Суммарный эстимейт около 90 миллионов рублей
    • 11.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики и одна бронзовая скульптура
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Павел Александрович Радимов (11 сентября 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния — 12 февраля 1967,Хотьково, Московская область) — русский советский «крестьянский поэт » и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года.

    Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.

    Родился в деревне в Рязанской губернии. Отец — сельский священник в Рязанской губернии. Окончил духовную семинарию и историко-филологический факультет Казанского университета, одновременно брал уроки рисования. В 1912 участвовал в выставке художников передвижников с жанровыми картинами на тему крестьянской жизни; в 1914 по рекомендации Поленова и Репина вступил в Товарищество художников-передвижников.

    Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. Тогда же дебютировал как поэт: в 1912 издал первый поэтический сборник «Полевые псалмы», который и Н. Гумилев, и В. Брюсов отметили как многообещающий. Вышедшая через два года в Казани вторая книжка П. Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше ее не высовывать носа», — писал Н. Гумилев, особо отметивший длинную поэму в гекзаметрах «Попиада» (историю семинариста, едущего вместе с отцом по приходам выбирать себе невесту).

    В дальнейшем П. Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным «античным» размером, давали эффект неожиданной современной стилизации «Трудов и дней» Гесиода. Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объеме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

    После революции на стороне победившей власти включился в культурно-агитационную работу сначала в Казани (возглавлял отдел искусств Наркомпроса Татарии), потом в Москве. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна».

    Дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным. Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов. В стихах остался верен себе, рассказывая в гекзаметрах, сонетах и октавах о том, как баба парится в бане и как нужно правильно печь блины.

    П. Коган в 1926 писал: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время... Революция уперлась в проблему крестьянина». Вскоре «проблема крестьянина» была решена на государственном уровне, и П. Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.).

    Издал еще с десяток книг; итоговый сборник «Столбовая дорога» вышел в 1959.