Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери). Исследовательская работа по литературе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка» Отношение автора к маленькому принцу

Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери). Исследовательская работа по литературе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка» Отношение автора к маленькому принцу
Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери). Исследовательская работа по литературе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка» Отношение автора к маленькому принцу

Любая книга для меня, как и для любого читателя, начинается с заглавия. Однажды увидев в библиотеке книгу сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», непременно захотела прочесть её, легко и быстро, как все сказки о Золушках, принцах и волшебных королевствах.

Но чтение оказалось не таким легким, как я предполагала. Я часто откладывала книгу в сторону и обдумывала то, что я прочитала. И после первого прочтения вместо радостного спокойствия, как это обычно бывает после любой сказки, я ощутила какое-то беспокойство. Передо мной оказалось множество вопросов.

Для кого эта сказка написана – для детей или взрослых?

В чём её смысл? Чему она учит?

И вот тогда я обратилась к учителю литературы, посоветовавшись, мы приступили к анализу текста. Мы искали ответы на вопросы и старались выделить главное для себя.

Вот что у нас получилось.

Мы сопоставили два мира: мир детей, представленный образами шестилетнего Экзюпери и маленького принца, и мир взрослых героев сказки.

Мы нашли эпитеты-определения, характеризующие героев, выделили род их занятий, определили их жизненное кредо и отношение Маленького принца к ним, т. е. детский взгляд на жизнь взрослых людей.

Сравнив всё и проанализировав, мы сделали выводы.

Также я попыталась сопоставить взрослых людей в сказке с окружающими меня людьми.

Уже в самом начале сказки, в посвящении произведения своему другу Леону Верту, Экзюпери ненавязчиво говорит о проблеме, которая станет основной в сказке. Посвящая книгу взрослому человеку, он ищет оправдания, говоря о нём, что он «самый лучший друг», и неслучайно добавляет: «когда он был маленьким». Уже здесь стоит цель создания сказки – напомнить взрослым, что они «сначала были детьми».

С самого начала произведения, описывая мучительное для него, шестилетнего ребёнка, непонимание со стороны взрослых, Экзюпери передаёт нам своё чувство одиночества, которое и сроднило его с его героем. Это чувство неслучайно. «Маленький принц» написан Экзюпери в США в 1942 году, вдали от своей оккупированной в те годы родине и живущего там друга. Рассказчик-лётчик также тоскует, как и его Маленький принц тоскует по своей планете и по любимой им розе.

Первое разочарование, которое постигло Экзюпери, случилось в 6 лет. Взрослые «помогли» ему утратить веру в себя, так как «ничего не понимают сами» и «очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать». Приобщившись к миру взрослых и его понятиям, он всё же оставался одинок. И вот однажды он впервые за долгие годы встречает, наконец, малыша, с которым ему «пришлось поговорить по душам». Что сроднило эти две души? Гуманистическое понимание мира, умение видеть прекрасное, видеть смысл жизни и ценить её.

Проанализировав встречу лётчика с Маленьким принцем и их беседу, сопоставив восприятие мира их душами, я нашла точки соприкосновения:

Экзюпери Маленький принц

Родство душ

Одиночество;

Тоска по родине;

Рисунки;

Умение летать;

Родство с небом;

Смеются над номерами и цифрами;

Забота о мире («Берегитесь баобабов!»);

Отношение к миру взрослых;

Восхищение красотой природы.

По совету Географа, Маленький принц отправляется в путешествие на планету Земля, которая имеет «неплохую репутацию». Но на этой планете с «неплохой репутацией» насчитывается сто одиннадцать королей, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, то есть количество «странных взрослых», занимающихся бесполезными делами умножено в миллионы раз. Хотя они занимают на Земле не так уж много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы, которые на самом деле, как сорняки, могут уничтожить планету.

И животный мир обеспокоен этим. Неслучайно Маленький принц попадает на планете земля в пустыню. Это предупреждение всему взрослому миру честолюбцев и деловых людей: «Не превратите планету в одинокую пустыню». И это предупреждение не случайно, так как, сопоставив жизненные истины Маленького принца и взрослых, мы можем увидеть такую картину:

Маленький принц Взрослые

1. Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в1. Им должны повиноваться беспрекословно.

порядок свою планету. 2. Им совестно пить.

2. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце 3. Они никогда ничего не понимают сами, им всегда нужно всё объяснять.

(т. е. полюбоваться красотой природы). 4. С ними нельзя поговорить по душам.

3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (цветок, Лис). 5. Когда они хотят сострить, иной раз поневоле приврут.

4. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

5. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.

6. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений. Извержение вулкана – это всё равно, что пожар в печной трубе.

Познание мира взрослых, живущих на Земле, приходит к Маленькому принцу через знакомство с обитателями планеты.

1. Среди них одиноко. (Змея)

2. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно. (Цветок)

3. У них нет воображения. Они только повторяют то, что им скажешь. (Эхо).

4. У людей не хватает времени что-либо узнавать. (Лис)

5. Ничего они не хотят. «Там хорошо, где нас нет». Одни только дети знают, чего ищут. (Стрелочник)

6. Из-за ненужной экономии разучились радоваться жизни. (Торговец)

7. Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую. (это уже вывод Маленького принца).

Образы Цветка и Змеи. В сказке два женских образа – Цветок и Змея. И в этих образах воплощён мир женщины: женщины любимой, кокетки и мудрой женщины-матери, которая решает все загадки.

С особой нежностью описаны в сказке отношения Маленького принца со своим цветком, розой, для которого она была единственная в мире, какой больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд. За видимой храбростью скрывалась слабая, простодушная, ранимая женская душа.

Самое ужасное для маленького принца прожить, ни разу не понюхав ни одного цветка, ни разу не поглядев на звезду, никогда никого не полюбив. Маленький принц любил свою розу, и даже встретив сад, полный роз, он замечает, что эти розы отличаются от его розы своей пустотой, ради них не хочется умереть. А его цветок стал для него дороже всех на свете, за которым он ухаживал с трепетной заботой и любовью, не смотря на её жалобы и хвастовство. «Она – моя», - говорит Маленький принц с гордостью.

Личное отношение к прочитанному.

В книге Экзюпери описана жизнь Маленького принца, а в образе Маленького принца сокрыты жизни 10000000 детей. Наш детский мир, который соединяет всех детей на планете Земля и за её пределами очень откровенный, добрый, дружелюбный, отзывчивый. Взрослым не всегда легко понять наш мир, или им не всегда хочется понимать его. Да, мы можем согласиться, что когда-то они были детьми, но сейчас у них другие понятия, и все детские быстро улетучиваются. Ведь ребёнком человек проживает четверть своей жизни, а взрослым три четвёртых.

Иногда, когда мы просим их поиграть в наши игры, взрослые обязательно вспомнят, что «на кухне кипит вермишель» или в ванной протекает труба», скажут, что очень заняты. И сократят разговор: «потом» или «извини, «в другой раз», а ведь «потом» и «другой раз» долго не наступает. Для них наши занятия ерунда, ведь есть дела поважнее. Хотя через наши игры и занятия мы познаём мир и учимся быть к нему чувственным.

Для взрослых дорога каждая секунда, и пять минут посидеть, помечтать, сложа руки, для них очень большая потеря времени. Да ведь они не понимают, что «кувыркаясь» в своих заботах, взрослые просто портят себе настроение и впустую тратят свою энергию. А ведь если отвлечься во время работы хотя бы на три минуты и подумать о чём-то хорошем, можно получить немножко хорошего настроения. Нельзя всё время быть «человеком серьёзным», ведь цифры и числа - это менее интересные вещи по сравнению с красивым ночным небо или, с нежным розовым закатом.

В нашем мире главное это- дружба, взаимопомощь, доброта, а без этого его бы и не было. Нам очень сложно живётся, если нет близкого друга или случайно поссоришься с ним. Мы преданы друг другу. Даже если мы имеем много друзей, мы всё равно тянемся к новым друзьям. И самое главное нам очень сложно расстаться с другом. В этом мы похожи с Лисом: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысячи других».

В отличие от взрослого мира в нашем мире нет суматохи, проблем и вечной торопливости. Мне близки суждения Маленького принца: «И ты полюбишь смотреть на звёзды. Все они станут тебе друзьями», «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются». Мы дети намного зорче относимся к окружающему, и всегда требуем на вопрос ответа. Мы более наблюдательные и имеем более развитое чувство фантазии, даже маленькую мелочь мы можем дополнить, и из маленького вопроса сделать большой. А взрослые относятся к этому по-другому, они всегда заняты и даже если хотят что-то узнать, откладывают «на потом».

В «Маленьком принце» ностальгия свидетельствует о безусловной прочности «силовых линий», соединяющих человека с тем, что он любит, за что он в ответе. Причиняя заботы и страдания, эти духовные связи в то же время «очеловечивают» мир сказки. Здесь нет культа героического действия: гуманистическая осмысленность мира дана как его естественное состояние (отсюда образ героя-ребёнка), которое не требуется завоёвывать.

Нелепыми исключениями выглядят в этом мире «взрослые», у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извращены, обращены в пустоту: они показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами1.

Именно поэтому, мы приходим к выводу, что эта сказка А. С. Экзюпери – напоминание взрослым о том, для чего существует этот мир и дети, живущие в нём. Очень часто взрослые в своих бесконечных «серьёзных делах» и озабоченности не находят времени даже для ответов на вопросы своих детей, которые не отступаются, пока не получат ответа.

Я не всезнайка. – Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. – Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах взрослых. – Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я люблю, когда меня принимают таким, какой я на самом деле. – Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. – Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. – Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. – Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

1 Из примечаний А. В. Пояркова к сборнику произведений Антуана де Сент-Экзюпери, Москва, 1991

МИР ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ в сказке А. Экзюпери «Маленький принц»

Герой Король Честолюбец Пьяница Деловой человек Фонарщик Географ

Эпитеты, характеризующие героя Облачённый в пурпур и Тщеславный; глух ко всему, Мрачный, с повешенной головой,Занятой, серьёзный; любит Нелепый, верный своему делу; Старик- учёный; слишком важное горностай; величественный, кроме похвал. бедняга. точность. неленивый; думает не только о лицо.

ужасно гордый; абсолютный, себе.

полновластный монарх; но: добр

Поступки Смотрит на мир упрощённо; Воображал, что все им Молча сидел и смотрел на Не поднимает головы. Не Зажигает и тушит фонарь. Не Пишет толстенные книги и вещах повелевает; запутался в восхищаются. выстроившиеся перед ним замечает потухшей сигареты. нарушает уговора. вечных и неизменных.

приказах; рассердился; не Раскланивается, когда его полчища бутылок – пустых и Ему некогда разгуливать, терпел непокорства и приветствуют. полных. Пьёт. некогда мечтать. Распоряжается возражений; не знал никаких звёздами, считает и пределов и ограничений; пересчитывает их.

отдавал только разумные приказания

Жизненное кредо Все люди для него подданные. Почитать – значит признавать, Пью, чтобы забыть, что я владею звёздами, потому что Уговор есть уговор. В учебниках географии ничего

Самое важное – чтобы ему что на всей планете я всех совестно пить. до меня никто не догадался ими не должно перепутаться. Врать повиновались беспрекословно. Скрасивее, всех наряднее, всех завладеть. и пить плохо.

каждого надо спрашивать то, богаче и всех умней.

что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Впечатления Маленького принца «Странный народ эти взрослые» «Право же, взрослые – очень «Да, право же, взрослые – «Он рассуждает почти как тот «Может быть он и нелеп. В его «Вот это настоящее дело!»

странные люди» очень, очень странный народ» пьяница». «Нет, взрослые и работе всё-таки есть смысл»

(растерянный, недоумевающий; правда поразительный народ». (почтительно поклонился; ему жалю пьяницу) всё больше нравился этот человек, захотелось помочь, посочувствовал)

«Он думает не только о себе.

Вот бы с кем подружиться»

Образ Зозы - один из основных в сказке. Конечно же он символизирует женщину и любовь к женщине. На отношениях Розы и Маленького принца автор показывает проблемы стоящие на пути у настоящей любви. Роза в сказке была очень капризна и просила принца заботится о ней. И сначала Маленький принц заботился о ней, а потом в его душе поселились сомнения. Он принимал ее слова близко к сердцу и стал очень несчастен. Но после всех своих путешествий он начал понимать истину. В строках: « - Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив.» Автор говорит о такой любви, когда ты не просишь ни чего в замен, когда ты просто счастлив, что где-то там есть твой цветок. Маленький принц понимает, что напрасно слушал розу, надо было просто смотреть и наслаждаться ее ароматом. Ведь роза наполняла благоуханием всю его планету, а он не умел ей радоваться. Он понимает, что судить надо по поступкам, а не по словам. Она озаряла его жизнь, а он сбежал. Маленький принц не угадал за всеми уловками розы, ее нежность к нему, он был слишком молод, он еще не умел любить.

Многие критики сходятся во мнении, что образ розы олицетворяет жену писателя - Консуэлу де Сент-Экзюпери. Но даже если это не так, Сент-Экзюпери говорит о самом главном, о том, как надо любить. Сейчас люди стали слишком эгоистичны, они забыли, что в любви важнее отдавать, а не получать.

Образ Лиса

Оказываясь на Земле, в безлюдной пустыне, Маленький принц встречает доброго и мудрого Лиса. Который символизирует дружбу. В его лице принц обретает друга, которого так искал. Как и во многих сказках, Лис олицетворяет мудрость и знание жизни и рассказывает Маленькому принцу тайну человеческого сердца. Автор передал героям этой сказки свое понимае дружбы и ответственности за друг друга. Отношения принца и лиса - это история о настоящей дружбе. Лис учит Маленького принца, как надо любить и относиться к дружбе, люди забыли об этом и потому лишились друзей, потеряли способность любить. Сент-Экзюпери сожалеет о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу...».

Понятие «приручить»

Приручать - значит создать узы любви, единения душ. Тайну приручения открывает Маленькому принцу Лис, он объясняет, что принц для него просто мальчик, как и множество других мальчиков, и лис для принца просто очередная лисица среди тысяч других лисиц. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. (…) если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…». Автор говорит о том, что любовь и дружба - это не просто связь с другими существами, она обогащает нашу жизнь, дает понимание окружающего нас мира, наполняя его смыслом. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - вот та важная истина, которую открывает Лис. Приручить - значит: создать узы. Узы любви, доверия, дружбы и ответственности. И вот вы уже не просто двое, вы друг для друга становитесь единственными на целом свете, становитесь нужными друг другу. « - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени, что-либо узнавать». Приручение - это труд сердца, это значит связать себя с другим узами нежности, любви, ответственности. Это значит убить равнодушное отношение к этому миру. Сент-Экзюпери напомнил нам о том, что дружбу не купить в магазине, для нее нужно оксрыть свое сердце и свою душу.

Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Технология обучения: личностно - ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа - презентация).

Формирование речевых компетенций

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно - нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к повести «Маленький принц».

Цели и задачи:

раскрыть важнейшие проблемы повести;

формировать умение давать оценку поступкам героев повести;

способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;

развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Основное содержание урока.

Эпиграф урока (на доске):

И вы увидите: все станет по-другому...

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)

Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.

Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!

- Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша сегодняшняя учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе. Здравствуйте! Обратите внимание на эпиграф к уроку - это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то « … И вы увидите: все станет по-другому...».

1. Анализ произведения.

- Работа с тетрадью стр.2

- Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

мудрый (не по-детски)

добрый

отзывчивый искренний

- Расскажите о Маленьком принце

- Чем занят Маленький принц?

- Баобабы - что олицетворяют? (зло)

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

- Запишите вывод в тетрадь

- Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

- Работа с тетрадью стр.3

кокетливая

гордая

капризная красивая

- Как ведёт себя Роза?

- Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(поссорились)

(Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

- Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

- Запишите вывод в тетрадь

2. Путешествие Маленького принца (использование презентации)

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

( Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

3. Работа по группам.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. - планета короля

ІІ гр. - планета честолюбца

ІІІ гр. - планета деловой человек

ІV гр. - планета фонарщика

V гр. - планета географа

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок

4. Выступления групп, обсуждение

- Выступление І группы - планета короля

- Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение - предел его мечтаний)

- Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

- Работа с тетрадью стр.4

властолюбивый эгоистичный

величественный

- Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

- Кого надо судить, если на планете живёт только король?

- Что трудно сделать по отношению к самому себе?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Третий урок: «...суди сам себя»

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІІ группы - планета честолюбца

- Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

- Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)

- Подберите эпитеты.

Работа с тетрадью стр.5

Равнодушный

самовлюблённый

- Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста…… «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» )

- Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

- Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІІІ группы - планета пьяницы

- Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

- Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

- Работа с тетрадью стр.6


Жалкий слабый

- Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІV группы - планета «делового человека»

- Каков «деловой человек»?

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

- Работа с тетрадью стр.7


Бесчеловечный бессмысленное существование

- Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление V группы - планета фонарщика

- Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)

- Работа с тетрадью стр.8

ответственный верный слову

- Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком - в этом счастье человека

- Запишите вывод в тетрадь

- Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,

на море тишь да гладь...

Может быть, это стыдно -

так безнадежно ждать?

Напрасный огонь лучится,

виден издалека...

Я не могу отлучиться

с забытого маяка.

Я не могу отлучиться

ни на единый час

вдруг что-нибудь случится с тобой...

А огонь погас!

- Выступление VІ группы - планета географа

- Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)

- Работа с тетрадью стр.9

«слишком важен»

не настоящий

- Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

- Запишите вывод в тетрадь

5. Фронтальная работа - седьмая планета - Земля

- Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

- Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца.

«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

- Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

- Когда появился Лис? (В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания - большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое - своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза - единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.)

- Работа с тетрадью стр.10

- Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: «Т ы всегда в ответе за всех, кого приручил»

- Запишите вывод в тетрадь

- Работа с тетрадью стр. 12

- Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

- Чтение отрывка из XXVІ главы

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся» Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

6 . Все уроки Маленького принца - вывод, выставление оценок

7. Рефлексия - заполнение тетради

- Прочитайте вопросы (на слайде - вопросы из рабочей тетради)

- Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.

8. Итог урока. (звучит музыка «Маленький принц»)


Рабочая тетрадь
DOC / 5.35 Мб
Технологическая карта урока
DOCX / 30.94 Кб
Музыка к уроку
MP3 / 5.85 Мб
фонограмма детского смеха
MP3 / 873.03 Кб

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

(фонограмма детского смеха)

1) История создания произведения. «Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери:

Написан! в 1942 году в Нью-Йорке.

Первое французское издание: «Editions Gallimard», 1946 г.

В русском переводе: Нора Галь, 1958 г. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».

Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

2) Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи.

3) Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.

4) Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»

Эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

5) Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.

6) Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

7) Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

«Маленький принц» – сказка, в которой можно найти множество смыслов и подтекстов. Не только детям интересна история о мальчике с другой планеты, но и взрослые могут открыть с ее помощью много нового для себя. В произведении используется множество ярких и интересных образов. Маленький принц и Роза - пример настоящей, чистой и светлой любви.

История Маленького принца и Розы

Читатель узнает о Розе лишь к середине произведения, когда Маленький принц уже доверяет пилоту настолько, чтобы открыть ему свое сердце. Роза является цветком, который оставил Маленький принц на своей далекой планете. Ее семя занесло на планету Маленького принца ветром. Роза стала украшением жизни героя. Он ухаживал и заботился о ней, несмотря на ее капризы. Оставив ее одну, Маленький принц тоскует по ней. Он понимает, что именно о своей Розе он готов заботиться, думать и вспоминать, что никакой другой цветок не способен заменить ее. В тоске по своей возлюбленной, герой соглашается на предложение Змеи и исчезает с Земли.

Символ любви

В «Маленькой принце» Роза является символом настоящей любви. В детских глазах Маленького принца еще нет понимания любви, какой видят ее взрослые. Это чувство впервые зарождается в нем. Оно вызывает в нем удивление, он исследует и изучает его. Он тоскует по своей Розе по-настоящему, а не потому что так принято. Он ухаживает за ней из побуждений совести и чувств, а не потому, что так делает кто-то еще. Именно эта наивность наряду с огромной мудростью делает чувство настоящим, неподдельным, не основанным на специальном поиске возлюбленной. Роза однажды случайно появляется на планете Маленького принца и остается в его сердце навсегда.

После разговора с Лисом Маленький принц узнает, что красота по-настоящему прекрасна только тогда, когда наполнена смыслом, когда что-то значит. Герой не сразу разглядел в своей Розе настоящую красоту и любовь. Познакомившись на земле с другими розами, Маленький принц понимает, что только его Роза наполняет его сердце любовью, только о ней хочется заботиться. Для случайного прохожего земные розы и Роза Маленького принца могут показаться одинаковыми, но именно любовь в сердце и наполненность отношений смыслом и заботой способны отличать одну от миллиона других. «Ради вас не хочется умереть» – говорит Маленький принц земным розам. А ради своей он идет на реальную смерть, заключая страшную сделку со Змеей.

Любовь в мире Маленького принца совсем не такая, как в мире взрослых. Она не заполнена стереотипами и умыслами, она чиста и наивна. Настоящее чувство, которое не окрашено негативным влиянием общества предстает перед читателем в новом свете. Любовь Маленького принца и Розы не такая, какой мы привыкли видеть ее в произведениях, но она является самым настоящим и вдохновляющим чувством.

Воплощение женственности

Не секрет, что прототипом Розы стала жена автора. Она была капризной и вспыльчивой, но это не мешало ей любить и быть любимой. Автор заведомо прощает женщинам их капризы, оправдывает их. В словах Маленького принца выражается настоящая любовь и забота, он оправдывает капризы Розы тем, что шипы даны ей для защиты. Так бывает и в реальной жизни. На самом деле сердце Розы мягкое и нежное. Она отпускает Маленького принца в путешествие, потому что по-настоящему любит его.

Капризы Розы оправданы ее нежной душой. Без заботы она просто погибнет, ведь она не в силах ухаживать за собой сама. Она просит закрыть ее колпаком, поливать ее каждое утро и каждый вечер, но взамен она дарит свою красоту, запах, чувство настоящей любви.

Отношения Маленького принца и Розы - самые нежная и трогательная история любви в литературе. Через призму детских глаз, в философской сказке не только для детей, но и для взрослых, Экзюпери показывает это чувство с точки зрения искренности, незамутненности и даже некой наивности.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Маленький принц и Роза».

Тест по произведению