Психологическая характеристика ребенка в школе пример. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Психологическая характеристика ребенка в школе пример. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ученика __________ класса

МКОУ СОШ с. Селезениха

_________________.

Раздел 1. Обшие сведения о ребенке

Анкетные данные.

1. Дата и место рождения ____________________________________

2. Домашний адрес __________________________________________

3. Сведения о родителях ______________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)___________________________

2. Хронические заболевания (какие) ______________________________

3. Особенности функционирования нервной системы:

Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

1. Занятия общественно-полезным трудом (каким) _______________________

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой)________________________

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких) ______________________

4. Занятия спортом (каким) ______________________________________

5. Занятия организационной работой (какой)________________________________

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка.

Направленность интересов:

1. на учебную деятельность.

2. на трудовую деятельность.

3. на художественно-эстетическую деятельность.

4. на достижения в спорте, туризме.

5. на отношения между людьми.

О т н о ш е н и е к д е л у:

1. Общественная активность

    Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

    Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего

    • собственного времени.

    Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

    Редко принимает участие в общественных делах.

    Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

    Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и

    старается сделать ее хорошо.

    Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного

    характера редки.

    Редко охотно берется за работу.

    Чаще всего старается уклониться от любой работы.

    Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность

    Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

    В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

    Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

    Очень редко выполняет порученное ему дело.

    Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Инициативность

    Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

    Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

    Редко сам начинает новое дело.

    Почти никогда сам не начинает новое дело.

    Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Организованность

    Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

    В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

    Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо

      отчитываться.

    Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени.

    Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность

    Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

    В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки

    и культуры.

    Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

    Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

    Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

    Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

    Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

    Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

    Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

    Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда

    неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

8. Коллективизм ,

    Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому

    оказать помощь и поддержку.

    Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

    Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

    Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

    Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом

    «Не лезь не в свое дело».

9. Честностъ, правдивость

    Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,

    когда ему невыгодно.

    Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

    Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

    Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

    Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость

    Активно борется с тем, что считает несправедливым.

    Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

    Редко выступает против того, что считает несправедливым.

    Не добивается справедливости.

    Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие

    В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной

  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

    Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

    В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

    В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительностъ

    Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

    Как правило, с удовольствием общается с людьми.

    Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

    Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

    Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества

    Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

    Как правило, помогает товарищам.

    Помогает товарищам, когда его просят.

    Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

    Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивостъ

    Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

    Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.

    Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

    Почти не умеет сочувствовать другим.

    Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичностъ

    Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

    Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

    Часто бывает невежлив и нетактичен.

    Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

    Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

О т н о ш е н и е к с е б е

16. Скромность

    Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

    Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

    Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.

    Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

    Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

1 7. Уверенность в себе

    Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

    Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

    Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

    Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

    Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

    Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

    В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

    Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

    К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

    Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы

    Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

    Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.

    Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

    В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

    Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

    Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

    Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

    Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

    Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

    Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

    Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

    Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

    Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

    Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

    Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

22. Смелость

    Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

    В большинстве случаев отступает перед силой.

    Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

    Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

    В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

    Иногда колеблется перед ответственным решением.

    Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

    Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость

    Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

    Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

    Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

    Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

    Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание

    Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

    Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

    Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

    Часто не может подавить нежелательные эмоции.

    Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в шко л е

27. Симпатия

    Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

    В классе ребята относятся к нему с симпатией.

    Пользуется симпатией только у части одноклассников.

    Пользуется симпатией у отдельных ребят.

    В классе его не любят.

    Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спорт.школа, клуб, и т.п.).

    Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоций

29.Внимание

    Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

    Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

    Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

    Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

    Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

30.П а м я т ь

    При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

    При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

    Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.

    Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

    При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

    Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

31.Мышление

    Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

    Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

    Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

    В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

    Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32.Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь

    Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм.

    Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

    Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

    Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий эмоциональный тонус

    Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

    Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

    Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

    По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.

    Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная уравновешенность

    Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

    Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

    Эмоционально уравновешен.

    Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

    Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.

Примечание: Задача данной карты-схемы - помощь учителю наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, сопорой на которые

должен строиться воспитательный процесс.

Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из

степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по этой схеме родителями или самим

учеником. В этом случае ученик дает себе самооценку, подчеркивая по линейке например, синим цветом, родители – зеленым, учитель - красным.)

Составление характеристики на ученика или на группу учащихся - это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Только грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником (классом), получить представление о его личностных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития школьника, в то время как предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником.

В различные периоды требования к составлению характеристик на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.

Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика:

  1. должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
  2. разделить учеников по уровню преобладания тех или иных особенностей;
  3. показать отношение преподавателя к ученику;
  4. должна составляться по стандартной схеме;
  5. должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, не знакомых с характеризующимися школьниками;
  6. процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
На основании перечисленных выше требований была разработана " ", использующая метод экспертных оценок в графическом виде (эксперт - классный руководитель). Данная карта позволяет составить наиболее правильную и объективную характеристику на ученика.

Индивидуальные и психологические особенности учащихся отображены в карте в виде шкал, по краям которых расположены минимальная и максимальная степени выраженности этих особенностей. Один край шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой - показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. При заполнении карты необходимо на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от краев шкалы характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.

Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю (в случае смены классного руководителя) в работе с классом:
3 класс - карта, с обобщенными сведениями об ученике, составляется для учителя средней школы (пока ещё не знакомого с учащимся) учителем начальной школы;
7 класс - карта составляется в период перехода учащегося к дифференцированному обучению (выбор профилирующего направления, техникума, ПТУ);
9 класс - карта составляется для выявления профессиональных наклонностей ученика, для его дальнейшей подготовке к поступлению в ВУЗ.

Если школьник обучается по одиннадцатилетней программе, тогда "Психолого-педагогическую карту учащегося" рекомендуется составлять в 4, 8 и 10 классах.

Для наглядного примера приведем несколько готовых характеристик на учеников разных классов (с пояснениями), которые были получены при помощи психолого-педагогической карты.

Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

1. Общие сведения об учащемся

Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

(Имя и фамилия ученицы вымышленные. Такая ученица не учится и не училась в нашей школе. Все совпадения носят случайный характер)
Характеристика
на ученицу 7 класса филиала

МОУ СОШ №3 г.Гусева
«СОШ в п. Михайлово»

Иванову Викторию Николаевну
Иванова Виктория родилась 25 января 1995 года в г. Кызыл республики Тыва. Проживает в Гусевском районе, пос.Майское, ул. Центральная, д. 6. Обучается в филиале МОУ СОШ № 3 «СОШ в п. Михайлово» с 1 сентября 2009 года. Прибыла из МОУ СОШ № 3 г. Черняховска Калининградской области. За время обучения сменила 7 учебных заведений. В 7 классе была оставлена на повторное обучение. Имела годовые неудовлетворительные оценки по алгебре, геометрии, истории Отечества, иностранному языку.
Воспитывается в неполной многодетной семье матерью Ивановой Светланой Игоревной. У Виктории две младшие сестры. Виктория курит.
Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; наблюдается неадекватная смена настроений.
Виктория, вероятно, из-за частой смены школ, частого пропуска уроков, недостаточной домашней подготовки имеет большие пробелы в знаниях по многим предметам. Мотивация к учению слабая. Внимание на уроке неустойчивое, часто забывает тетради, ручки. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроках. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Не организована. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Виктория часто не выполняет домашнее задание, отвлекается на уроках, нарушает дисциплину, мешает другим ученикам работать на уроках, прячет дневник. На замечания учителей не реагирует должным образом или отвечает грубостью, руганью. Очень часто пропускает уроки без уважительных причин.
Не проявляет инициативы в общественной деятельности. Нередко отказывается участвовать в общественных делах, старается уклониться от любой работы. Часто не выполняет свои обязанности по самообслуживанию (дежурство по школе, дежурство по классу, участие в трудовых субботниках) или выполняет очень небрежно после многократных напоминаний.
По характеру девочка замкнутая, упрямая, склонна ко лжи. Виктория плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности. Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склона к бурным эмоциональным проявлениям. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Часто не может подавить нежелательные эмоции, наблюдались случаи сквернословия. Всегда резка, невыдержанна как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других учащихся, грубит, применяет физическую силу.
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Нарушает Устав школы. Отказывается выполнять требования учителей. Оказывает негативное влияние на одноклассников.

Хотя Виктория трудный подросток, состояла в Черняховске на учете в милиции, мать, несмотря на многократные приглашения, посетить школу отказывалась. Общение с матерью Виктории происходит по телефону. Мать Виктории во всем обвиняет школу, и оказать влияния на дочь уже не может.

Директор филиала:
Классный руководитель:
Дата

http :// mihailovoschool . ucoz . ru / index / karta _ skhema _ psikhologo _ pedagogicheskoj _ kharakteristiki _ uchenika /0-281

Карта - схема психолого - педагогической характеристики ученика
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
1.1. Анкетные данные.
1. Дата и место рождения

2. Домашний адрес
3. Сведение о родителя

1.2. Сведения о состоянии здоровья
1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);
2. Хронические заболевания (какие);
3. Особенности функционирования нервной системы:
быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
стабилен в проявлении настроения;
преобладает возбуждение;
возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
1.4. Внешкольные занятия (систематические)
1.Занятия общественно-полезным трудом (каким)
2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);
3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
4. Занятия спортом (каким); _
5. Занятия организационной работой (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка

2.1. Направленность интересов:
1. на учебную деятельность.
2. на трудовую деятельность.
3. на художественно-эстетическую деятельность.
4. на достижения в спорте, туризме.
5. на отношения между людьми.
2.2. Отношение к порученному делу:
1.Общественная активность
Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое
собственное время.
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
Редко принимает участие в общественных делах.
Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие
Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.
Редко охотно берется за работу.
Чаще всего старается уклониться от любой работы.
Всегда уклоняется от выполнения любого дела
3. Ответственность
Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
Очень редко выполняет порученное ему дело.
Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
4. Инициативность
Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
Редко сам начинает новое дело.
Почти никогда сам не начинает новое дело.
Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность
Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.
Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность
Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки
и культуры.
Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда
неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
2.3. Отношение к людям
8. Коллективизм
Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом
«Не лезь не в свое дело»
9. Честность, правдивость
Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,
когда это ему «невыгодно».
Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
Склонен всегда говорить неправду.
10. Справедливость
Активно борется с тем, что считает несправедливым.
Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
Редко выступает против того, что считает несправедливым.
Не добивается справедливости.
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие
В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность
Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
Как правило, с удовольствием общается с людьми.
Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
Замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
Как правило, помогает товарищам.
Помогает товарищам, когда его просят.
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость
Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.
Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
Почти не умеет сочувствовать другим.
Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
15. Вежливость, тактичность
Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
Часто бывает невежлив и нетактичен.
Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.
Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
2.4. Отношение к себе
16. Скромность
Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.
Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
17. Уверенность в себе
Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае
действительной необходимости.
Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам
может справиться.
Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.
18. Самокритичность
Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы
Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.
Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.
Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.
20. Стремление к успеху, первенству
Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
21. Самоконтроль
Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
2.5. Волевые качества личност
22. Смелость
Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
В большинстве случаев отступает перед силой.
Всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность
Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
Иногда колеблется перед ответственным решением.
Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
24. Настойчивость
Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,
не отступает перед трудностями.
Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
Противоположные случаи редки.
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны
или требуют кратковременных усилий.
Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное
25. Самообладание
Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
Часто не может подавить нежелательные эмоции.
Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
2.6. Положение ребенка в школ е
26. Авторитет в классе
Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.
В классе авторитетом не пользуется.
27. Симпатия
Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
В классе ребята относятся к нему с симпатией.
Пользуется симпатией только у части одноклассников.
Пользуется симпатией у отдельных ребят.
В классе его не любят.
28. Авторитет во внешкольных объединениях
Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная.школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т.п.).
Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спорт.школа, муз.школа, клуб, дворовая компания и т.п.).
Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.
Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется
(спорт.школа, клуб, и т.п.).
Не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических проссов и эмоциональность
29.Внимание
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
30. П а м я т ь
При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.
Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
31.Мышление
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,
обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом
обдумывания и решения задач.
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь
Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез
взволновать рассказ, фильм.
Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.
Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
33.Общий эмоциональный тонус
Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.
Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.
34.Эмоциональная уравновешенность
Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
Эмоционально уравновешен.
Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям
Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.
Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например: ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.

Перечень вопросов,

отражающих основные показатели

учебной деятельности учащегося.

  1. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (степень социальной зрелости учащегося; ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни).
  2. Учебные навыки (степень сформированности учебных навыков к настоящему моменту; динамика формирования знаний и навыков за какой-либо значительный период времени: с начала обучения, за четверть и т.д.; целенаправленность, умение себя контролировать; внимательность, работоспособность, активность; способность к решению задач: насколько быстро ориентируется в условиях задачи и находит решение, наличие необходимости повторений, дополнительных разъяснений, темп работы и т.д.)
  3. Развитие устной речи и языковые умения (звукопроизношение: правильное или нарушенное; состояние активного словаря, наличие аграмматизмов в речи).
  4. Самостоятельность мышления и умение выделить главное.
  5. Эмоционально-поведенческие особенности (реакция на успех и неудачи, наличие учебной мотивации: сформирована; сформирована недостаточно; не сформирована).
  6. Доминирующие причины слабой успеваемости или недостаточной воспитанности, перспективы улучшения успеваемости и воспитанности
  7. Особенности семейного воспитания и другие сведения.

Предварительный просмотр:

  1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
  1. ФИО ребенка
  2. дата рождения ребенка
  3. состав семьи
  4. ФИО родителей
  5. дата рождения родителей
  6. образование родителей
  7. место работы родителей
  8. статус семьи (благополучная, неблагополучная)
  9. обучение ребенка в данной школе, классе, у данного учителя
  10. учился в других школах
  11. дублировал классы
  12. наличие в семье условий для занятия ребенка
  13. отношение родителей к неуспеваемости ребенка
  14. трудности обучения по всем предметам, какому-то конкретному
  15. характер затруднений (постоянный, временный)
  16. как относится неуспевающий к своим неудачам (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения, теряет интерес к работе…)
  17. какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей (усиление контроля и помощи, облегчение и индивидуализация заданий при работе с классом, дополнительные занятия после уроков, на дом, указания родителей как помочь ребенку)
  18. занимается ли у логопеда
  19. понимает ли ребенок требования учителя
  20. ребенок левша, правша, владеет двумя руками в одинаковой степени
  1. ВОЗМОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  1. устает к концу школьного дня
  2. на уроках поет, громко говорит, ходит по классу, лезет под парту и т.д.
  3. подвижен, неусидчив
  4. отвлекаем, трудно сосредотачивает внимание
  5. обижается при несогласии с ним, невыполнении его требований
  6. энергичен, уверен в себе
  7. подавлен, угрюм
  8. задевает других детей
  9. часто плачет
  10. быстро и часто меняется настроение
  11. избыточно серьезен, степенен
  12. вял, сонлив, медлителен, не успевает работать с классом
  13. отказывается отвечать устно
  14. впечатлителен, чувствителен
  15. переживает плохие отметки
  16. опаздывает на уроки
  17. всегда недоволен, ворчлив
  18. лжив, нахален, нагл
  19. прогуливает уроки
  20. бывает вспыльчивым, капризным
  21. при раздражении теряет самоконтроль, кричит
  22. дети его отвергают, не принимают
  23. легко становится лидером
  24. зависим, подчиняем
  25. может нагрубить, ударить
  26. застенчив, стеснителен
  27. боится старших
  28. игнорирует, отказывается от сотрудничества
  1. НАСТРОЕНИЕ
  1. преобладает хорошее
  2. преобладает пониженное
  3. преобладания не отмечается
  4. устойчивое- неустойчивое
  5. легко меняется от незначительных причин
  1. УТОМЛЯЕМОСТЬ
  1. утомляемость часто, редко
  2. утомляется от физических нагрузок
  3. утомляемость от общения
  4. при утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, раздражительность, физическая вялость
  1. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ
  1. часто «отсутствует» на уроке
  2. не слышит вопроса – кратковременный характер
  3. периодически включается
  4. стабильно удерживает внимание
  1. УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ
  1. пассивен
  2. отвечает, если спрашивают
  3. активно участвует в уроке
  4. чрезмерная активность
  5. переключение внимания на себя
  6. часто неправильные ответы
  1. ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  1. большую часть времени занимается «своими» делами («возиться», рисует и т.д.) – общается с другими, отвлекает их, переключает внимание на себя
  2. включается в обучение на отдельных темах
  3. постоянно активно и творчески работает с материалом урока
  1. ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  1. медленный
  2. средний
  3. быстрый
  4. неравномерный
  1. СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
  1. усваивает не с первого раза и с трудом
  2. сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия
  3. быстро входит в материал и легко формирует навык

Предварительный просмотр:

Примерная характеристика ученика 9 класса

(примерная характеристика ученика выпускного класса)

Характеристика

1990г рождения,
учащегося 9 класса МОУ ___________ СОШ,
проживающего в _________________ ул. ______________
______________ского района _____________ области

Обучается в данной школе с 5 класса. За время учебы
показал себя человеком с уравновешенным характером. С учителями
не конфликтует, со сверстниками поддерживает ровные отношения.
Добросовестно относится к выполнению возложенных на него
поручений: дежурство по классу, во время генеральных уборок.
Интеллектуальные способности ____________ хорошие. Но не всегда эти способности задействованы им в полной мере. За время обучения показал
хорошие знания по математике. Занятия посещал регулярно, пропусков
занятий по неуважительным причинам не имел. Принимал активное
участие в общественной жизни класса.

Образец 2

Характеристика
на ученика 3 А класса
МОУ «Средней общеобразовательной школы №6»
Иванова Ивана Ивановича,
… года рождения,
Проживающий по адресу: …

Учеба: учится неплохо, чуть выше среднего, учебой почти не интересуется, мало читает, определенных учебных интересов не имеет.

Поведение: часты нарушения дисциплины; конфликты с учителями возникают очень редко, а с соучениками часто;

Отличается очень высокой двигательной активностью, неусидчивостью.

Общественная активность средней выраженности, равно как и организаторские способности и инициативность. Промежуточное положение ученик занимает между лидерами и ведомыми.

Общение в школе: по популярности в классе срединное положение, зато отсутствуют недруги. Чрезвычайно общителен, постоянно старается быть на людях, в гуще событий, ищет новые впечатления и знакомства.

Отсутствие стеснительности. Отзывчив. Отличается самостоятельностью суждений.

Личностные особенности: не тревожен, уверен в себе, самооценка высокая и не завышенная, честолюбив, скорее вызывает симпатию учителя, заполнявшего карту.

Общение в семье: живет в дружной семье, отношения с родителями доверительные, ему предоставляют большую самостоятельность, но стараются не ослабить контроль за поведением. В отношениях учителя с родителями конфликтов не возникает.

Образец 3

Характеристика
на ученика 8 А класса
МОУ «Средней общеобразовательной школы №19
с углублённым изучением отдельных предметов»
Иванова Ивана Ивановича,
26.06.1994 года рождения,
Проживающий по адресу: …

Иванов Иван Иванович за время обучения поменял три школы. Учился на «удовлетворительно». Любимыми предметами считаются трудовое обучение, физкультура (ходил на футбол), ОБЖ.

В организации каких-либо мероприятий не проявлял активности, в школьных соревнованиях участвовал, но редко.

Он часто болел хроническими, простудными заболеваниями, что сказалось на его успеваемость. Частые пропуски перешли в прогулы без уважительной причины. За 2 четверти пропущено 36дня (216 уроков), а 7 дней (42 урока)- по болезни.

Ваня приучен трудиться, помогает маме по дому, но в школе чаще всего уклоняется от любой работы. Трудовую практику не прошёл. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

По отношению к коллективу равнодушен. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в свое дело». Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. Часто бывает невежлив и нетактичен. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.

Мама воспитывает двоих детей одна. Дочь живёт с ней, а сын большую часть проводит время у бабушки. Из-под контроля вышел. Мама не справляется с сыном.

Обрвзец 4

Характеристика
на ученика 9 А класса
ГОУ «Средней общеобразовательной школы №5»
Афанасьевой Галины Андреевны,
… года рождения,
Проживающая по адресу: …

Учеба: учится хорошо, с интересом, много читает, но интересов, связанных с будущей профессией, не имеет совсем.

Поведение: покладиста, дисциплинирована, спокойна, доброжелательна, конфликтов с учениками и педагогами нет, не очень усидчива, «воспитуемость» выше среднего.

Общественная активность высокая. Галина инициативна, проявила себя как неплохой организатор, охотно выполняет поручения, лидерские позиции в классе не занимает, хотя авторитетом среди одноклассников пользуется.

Общение в школе: много друзей, но некоторые соученики ее недолюбливают; очень общительна, открыта, не боится выступать в незнакомой обстановке, отзывчива, самостоятельность мышления недостаточная, является «опорой педагога».

Личностные особенности: уверена в себе, уровень самооценки довольно высокий, нечестолюбива, вызывает симпатию педагога.

Атмосфера в семье неконфликтная, но отношения недостаточно доверительны, уровень взаимопонимания с родителями невысок, родители строго контролируют ее поведение и ограничивают самостоятельность. Отношения педагога с родителями можно охарактеризовать как нейтральные.

1. Заголовок: Характеристика учащегося ____________ класса ___ школы №___.

2. В начале характеристики указать, в течение какого времени учится ученик в данной школе.

3. Охарактеризовать, каково отношение ученика к учению: желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения.

4. Охарактеризовать уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

  • умение выделять главное в учебном материале: стремление выделить и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;
  • умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно;
  • уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собранность, организованность.

6. Охарактеризовать культурный кругозор: начитанность школьника, широту сто культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни. Отметить, как школьник делится своими знаниями по эстетической культуре с товарищами. Раскрыть имеющиеся у школьника художественные способности и показать, как они реализуются в классном и школьном коллективе.

7. Охарактеризовать общественную и трудовую активность школьника.

Указать выполняемое общественное поручение, уровень добросовестности и инициативы, проявляемых при его выполнении, охарактеризовать стремление добровольно включаться в общественные дела, инициативность, заинтересованность в общественных делах коллектива.

Раскрыть степень трудовой активности: включение в труд по самообслуживанию в школе, труд на производстве, другие виды трудовой деятельности. Показать отношение к труду: интерес, желание, умение трудиться, добросовестность в труде.

Указать награды, грамоты, благодарности, полученные за общественную и трудовую активность.

8. Охарактеризовать состояние здоровья, физическую закалку, отношение к занятиям физкультурой и спортом. Отметить участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Указать, при наличии занятий в спортивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения.

9. Охарактеризовать нравственную воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, честность, порядочность.

10. Охарактеризовать взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса.

11. Обязательно завершить характеристику рекомендациями ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, работе над недостатками. В 9-м и 11-ом классе дать рекомендации по профориентации учащегося.

Психолого-педагогическая характеристика на ученика 9 класса КГСОУ

"__________ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

Виктора, 22. 11. 1992 г. р.

Витя поступил в школу в возрасте 9 лет, в 2001 году. Ранее обучался в ____________начальной школе. Живут с отчимом, который нигде не работает, семья малообеспеченная, многодетная, все взрослые члены семьи курят, в том числе и в доме, при малолетних детях.

Физическое развитие подростка среднее, страдает язвой желудка, обостряющейся осенью и весной, часто болеет простудными заболеваниями. У Вити низкий уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы.

Подросток не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители. Нарушения чтения и письма у Вити обусловлены системными нарушениями речи. При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Требуется время на врабатываемость. Читает Виктор монотонно, по слогам и замедленно, пропускает буквы и слоги, читает неправильно окончания. Стихи не учит. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает самостоятельно. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас незначительный.

Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет с множеством ошибок. Слабо владеет навыками работы с инструментами. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока. Ранее трудовое обучение по состоянию здоровья проходил по профилю "обслуживающий труд", сейчас обучается по профилю "штукатурно - -малярное дело", отношение к данному профилю нейтральное. При усвоении технико - технологических знаний нуждается в помощи учителя. В заданиях самостоятельно не ориентируется, нуждается в дополнительных пояснениях учителя, анализом ошибок и самоконтролем не владеет, разметку не выполняет, отчёт о проделанной работе делает под руководством учителя. Навыками работы с инструментами Витя не владеет. При выполнении трудовых операций быстро утомляется, не способен к волевому усилию. Ранее усвоенные знания подросток в работе не применяет. Трудности преодолевает только с помощью учителя.

Витя эмоционально неуравновешен. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. Активен в общении со сверстниками, но взаимоотношения поверхностны. Предпочитает игровую деятельность, эмоционально незрел. К конфликтам не склонен, добродушен, готов помочь товарищу. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы. Способен контролировать свои эмоции. У Вити не сформированы санитарно - гигиенические навыки, подросток грязный, неопрятный, за собой не следит и к своему внешнему виду равнодушен. Нужен постоянный контроль за внешним видом, чистотой одежды, рук, прической.

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные.

Фамилия, имя.

Дата рождения.

Школа, класс.

Специализация школы.

Сведения о состоянии здоровья.

Часто ли болеет (часто, средне, редко).

Хронические заболевания (какие).

Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
  • стабилен в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

Успеваемость .

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические).

Занятия общественно полезным трудом (каким).

Занятия в художественной самодеятельности (какой).

Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.

Занятия спортом (каким).

Занятия организационной работой (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:

На учебную деятельность;

На трудовую деятельность;

На художественно - эстетическую деятельность;

На достижение в спорте, туризме;

На отношения между людьми.

Отношения к делу:

  • Общественная активность.

Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

Отказывает участвовать в общественных делах.

  • Трудолюбие.

Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

Редко охотно берется за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

  • Ответственность.

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело.

Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

  • Инициативность.

Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Почти никогда сам не начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

  • Организованность.

Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.

Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

  • Любознательность.

Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.

Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.

Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

  • Аккуратность.

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет

общественное имущество, даже портит его.

Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

  • Коллективизм.

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.

Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.

Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

  • Честность. Правдивость.

Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.

Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

Склонен всегда, говорить не правду.

  • Справедливость.

Активно борется с тем, что считает несправедливым.

Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

Редко выступает против того, что считает несправедливым.

Не добивается справедливости.

Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  • Бескорыстие.

В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.

Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • Общительность.

Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

Как правило, с удовольствием общается с людьми.

Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

Замкнут, необщителен.

  • Чувство товарищества.

Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогает товарищам.

Помогает товарищам, когда его просят.

Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

  • Отзывчивость.

Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.

Почти не умеет сочувствовать другим.

Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  • Вежливость, тактичность.

Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

Часто бывает, невежлив и нетактичен.

Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

  • Скромность.

Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.

Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.

Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  • Уверенность в себе

Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.

Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

  • Самокритичность.

Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  • Умение рассчитывать свои силы.

Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.

Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

  • Стремление к успеху, первенству.

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.

Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».

Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

  • Самоконтроль.

Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

  • Смелость.

Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

В большинстве случаев отступает перед силой.

Всегда отступает перед силой, трусит.

  • Решительность.

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое - либо ответственное решение.

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

  • Настойчивость.

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.

Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  • Самообладание.

Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.

Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

Часто не может подавить нежелательные эмоции.

Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

  • Авторитет в классе.
  • Симпатия.

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

В классе ребята относятся к нему с симпатией.

Пользуется симпатией только у части одноклассников.

Пользуется симпатией у отдельных ребят.

В классе его не любят.

  • Авторитет во внешкольных объединениях.

Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).

Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.

Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.

При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.

Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.

Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.

Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
- Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Общий эмоциональный тонус.

Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.

Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

Эмоционально уравновешен.

Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незна