Поль гоген когда ты выйдешь замуж смысл. История жизни

Поль гоген когда ты выйдешь замуж смысл. История жизни
Поль гоген когда ты выйдешь замуж смысл. История жизни

«Никто не хочет моих картин, потому что они не такие, как у других художников…

Странная, безумная публика, которая требует от живописца максимально возможной оригинальности - и при этом не приемлет его, если его произведения не напоминают произведения других!» Произведения Гогена никогда не напоминали других. Потому что он всю жизнь сам изобретал свое искусство.

Сегодня его называют одним из самых дорогих художников мира. В 2015 году его картина «Когда свадьба?» была куплена за 300 миллионов долларов. Если бы нищий расклейщик афиш Поль Гоген знал об этом в середине 1880-х, он посмеялся бы. Его судьба не предвещала ни славы, ни богатства, ни всемирного признания.

Скиталец

Кажется, Полю Гогену на роду было написано скитаться по миру. Его бабушка Флора Тристан покинула Францию и отправилась в Латинскую Америку. Сам он родился в Париже в 1848 году, но довольно быстро его семья отправилась к родственникам в Перу. В пути, во время этого переезда, умер отец. В 17 лет Поль нанялся на торговый корабль и увидел Чили и Бразилию… Что его манило? Желание все время быть в пути, не сидеть на месте. А может быть, пугали серые будни во французском Орлеане, где семья оказалась после возвращения из Перу. Иногда кажется, что Гоген провел в пути половину жизни.

Биржевой брокер

Эпопея с торговым флотом стоила Полю расположения матери. Но опекун, друг семьи Гюстав Ароз, помог юноше и устроил его работать на биржу. Начались годы процветания, Гоген женился на датчанке Метте Гад, у него родились пять детей, он был доволен и жизнью, и своим хобби. По воскресеньям, когда выдавалось свободное время, он рисовал.

Поначалу это было лишь приятное увлечение. А потом, при посредничестве того же Ароза, он познакомился с импрессионистами, понял, как близки ему их идеи, принимал участие в выставках… И постепенно почувствовал, что живопись — это его настоящее призвание.

В нищете

Отказ от работы на бирже и решение посвятить себя искусству не поняла и не приняла Метта. Она решила жить в родном Копенгагене со всеми детьми, кроме младшего, который остался с отцом. Они оказались в Париже в настоящей нищете: выставки не кормили, картины не продавались, и иногда их приходилось оставлять трактирщикам в оплату за гостеприимство. А будущий самый дорогой художник мира зарабатывал, расклеивая на парижских улицах афиши.

Импрессионизм, которому следовал Гоген, переживает кризис, и, погруженный в творческие поиски, Поль уезжает в Бретань. Снова в пути, снова неприкаян, но он мучительно ищет новую творческую манеру. Так рождается синтетизм — упрощенная стилистика письма, яркие краски, декоративность, стремление объединить картины реального мира и свое представление-впечатление о них. Те черты, по которым мы безошибочно узнаем руку мастера.

Рай земной. Что он искал на острове?

В конце 1880х — начале 1890-х Гоген вновь много путешествует. Говорят, что он искал Рай на Земле, поэтому побывал и на Мартинике, и на Маркизских островах, и на Таити. Именно с Таити ассоциируется сегодня имя художника.

«Он восстал против Бога, подобно ангелу тьмы, и Господь низверг его, аки Сатанаила, — свои дни художник Гоген закончил в пьянстве и распутстве, страдая позорной болезнью…», — говорил о нем не слишком лестно глава местной католической миссии. Что ж, Гоген действительно не был образцом морали: не ходил в церковь, жил с малолетней любовницей, пил сам и спаивал туземцев, а под конец жизни заболел сифилисом… И творил: за время жизни на Таити он написал в общей сложности около 100 картин. Но признания, а значит, и денег, все не было.

Что искал он на острове? Скорее всего, первозданную туземную красоту. Но ее уже не было: европейские поселенцы постепенно убивали местные традиции, искореняли обычаи. Однако яркие краски острова и сохраняющаяся естественность жизни не отпускали художника.

Публика смеялась над его картинами

Гоген пытался вернуться в Париж, бывал там наездами. Проводил выставки, но публика смеялась над его картинами, считая их похожими на иллюстрации из детских книжек. Жить на Таити или на Маркизских островах было проще — дешевле, поэтому с помощью друзей он опять возвращался в свой так и не обретенный земной рай.

И все меньше писал. Хотя и оставался заметной фигурой. Отличавшийся в молодости огромной физической силой, гнувший подковы, работавший землекопом, Гоген всегда обращал на себя внимание. На Таити он конфликтовал с местными чиновниками, издавал газету тиражом в 20 экземпляров, подбивал местных жителей не отдавать детей в католическую школу… И не собирался возвращаться в Париж, где уже начинала расти волна интереса к его картинам и его популярность. Но он об этом не знал.

Гоген умер в 1903 году. Друзья художника не исключали, что это было убийство или самоубийство: около тела лежал шприц с морфием. Его похоронили, имущество продали с молотка, а часть просто выкинули. Местные жандармы еще не знали, что Европа начинает сходить с ума по его полотнам…

Резные трости Гогена сейчас хранятся в музее Нью-Йорка. Балки хижины, которые художник покрыл не совсем пристойной резьбой, перевезены в Бостон. Каждый экземпляр газеты, издававшейся Гогеном, ценится на вес золота.

Поль Гоген закончил картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», взял коробочку с ядом и пошел в горы, чтобы умереть

Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» имеет одну особенность: она «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался Гоген.

1. Спящий ребенок символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. По словам искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах».

2. Собака - символ бед, которые поджидают человека на земле.

3. Три женщины символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», - говорит Марина Прокофьева.

4. Мужчина, срывающий плод с древа добра и зла , - символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания.
Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.

5. Фигура с рукой на голове олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.

6. Две фигуры в красном . «На картине Гогена, - рассказывает Марина Прокофьева, - они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».

7. Птица - символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.

8. Женщина в черном символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, - замечает Прокофьева, - поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние - радостный покой».

9. Источник - символ вечности.

10. Статуя божества олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.

11. Фигура подростка символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.

12. Коза, котенок и щенок - это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.

13. Обнаженная - символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.

14. Старуха символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, - говорит Марина Прокофьева, - будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».

15. Птица с ящерицей в когтях - это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.

16. Название картины на французском - D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? Сегодня картина находится в коллекции Музея изящных искусств (Бостон, США).

Жизнь Гогена - это бегство. Маниакальное бегство от цивилизации. Поль родился в Париже, но до семи лет воспитывался в перуанском поместье у дяди и навсегда полюбил экзотическую природу, размеренную жизнь и простоту человеческих отношений. Франция, куда он вернулся с матерью в 1855 году, так и не стала ему домом. Поэтому художник любил путешествовать по дальним странам. А когда ему исполнилось сорок семь (в 1895 году), решил навсегда перебраться в Полинезию, на Таити, где уже бывал.

Однако на этот раз жизнь на острове не заладилась. Гоген поссорился с новой колониальной администрацией и поэтому никак не мог устроиться на работу. Накопленные деньги быстро закончились. Оставалось только писать картины и отсылать их во Францию в надежде на продажу. Но меценаты не особо интересовались гогеновским творчеством, и художник погряз в долгах. К тому же у него начались серьезные проблемы со здоровьем: воспалились ноги, болело сердце, мучила экзема, не отпускали приступы кровохарканья. Не давали работать конъюнктивит и головокружения.

«У меня нет даже куска хлеба, - писал Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, - чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да еще пресноводными креветками». Гогена душила депрессия, и он решил покончить жизнь самоубийством. Но перед смертью ему хотелось написать последнюю картину, которая стала бы духовным завещанием.

«Я думаю, - обращался художник к Монфреду, - что это полотно… превзойдет все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность». К концу декабря 1897 года работа «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» была готова. А в первых числах января 1898-го Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы. Там он решил умереть.

Однако художник переусердствовал - он принял слишком большую дозу яда, которая спровоцировала безостановочную рвоту. Благодаря ей Гоген спасся. Несостоявшийся самоубийца промучился всю ночь, но остался жив. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. Психологам известны случаи, когда неудачная попытка суицида снимала депрессию.

В 1898 году судьба сжалилась над Гогеном: картины потихоньку стали продаваться, ему удалось устроиться на работу делопроизводителем в Управление общественных работ, конъюнктивит прошел - все свободное время художник проводил за мольбертом. Начался новый этап творчества: Гоген создал цикл картин, тематически близких к «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», но в иной, солнечной палитре.

ХУДОЖНИК
Поль Гоген

1848 - Родился в Париже в семье журналиста.
1849 - Вместе с родителями уехал в Перу.
1855 - Возвратился во Францию.
1865–1871 - Служил в военном флоте.
1871 - Стал биржевым маклером в Париже, начал заниматься живописью (пейзажи в стиле импрессионизма: «Заснеженный сад», 1879; «Яблони», 1879).
1883 - Бросил биржу ради занятия искусством («Бретонская пастушка», 1886; «Купальщица у мельницы», 1886).
1888 - Порвал с импрессионизмом, начал работать в манере постимпрессионизма («Видение после проповеди», «В кафе», «Белая лошадь»).
1891 - Совершил первую поездку на Таити, написаны картины «Куда ты идешь?», «Беседа», «А ты ревнуешь?».
1893 - Возвратился во Францию, создал таитянский цикл («Таитянка с фруктом», «Горы на Таити», «Отахи одна», «Источник пресной воды», «Воскресенье»).
1895 - Снова отправился на Таити, пережил духовный кризис («Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», 1897), ознаменовавший новый этап в творчестве («Таитянские пасторали», «Две девушки с цветами манго»).
1901 - Переехал на Маркизские острова.
1903 - Умер на острове Хива-Оа.

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже 7 июня . Отец его был журналистом. После революционных переворотов во Франции, отец будущего художника собрал всю семью и отправился в Перу на корабле, намереваясь остановиться у родителей своей жены Алины, и открыть там собственный журнал. Но в пути у него случился сердечный приступ, и он умер.

Поль Гоген прожил в Перу до семилетнего возраста. Вернувшись во Францию, семья Гогенов поселилась в Орлеане. Но Полю было совсем неинтересно жить в провинции и скучно. При первой же возможности он покинул дом. В 1865 году он нанялся работником на торговое судно. Время шло, и количество посетивших Полем странам увеличивалось. За несколько лет Поль Гоген стал настоящим моряком, который побывал в разных морских передрягах. Поступив в на службу во французский морской флот Поль Гоген и дальше продолжал бороздить просторы морей и океанов.

После смерти матери Поль оставил морское дело и занялся работай на бирже, которую ему помог найти его опекун. Работа была хорошая и казалось, что проработает он там еще долго времени.

Женитьба Поля Гогена


Женился Гоген в 1873 году на датчанке Мэтт-Софи Гад . За 10 лет совместной жизни жена родила пятерых детей, а положение Гогена в обществе становилось все прочнее. В свободное от работы время Гоген занимался своим любимым хобби – рисовал.

Гоген был совсем не уверен в своих художественных силах. Однажды, одну из картин Поля Гогена отобрали для показа на выставке, но он не сказал об этом никому из семьи.

В 1882 году начался биржевый кризис в стране, и дальнейшая успешная работа Гогена начала вызывать сомнения. Именно этот факт помог предопределить судьба Гогена как художника.

К 1884 году Гоген уже жил в Дании , так как денег на проживание во Франции не хватало. Жена Гогена преподавала французский язык в Дании, а он пытался заниматься торговлей, но у него ничего не получалось. Начались разногласия в семье, и брак распался в 1885 году. Мать осталась с 4 детьми в Дании, а Гоген вернулся в Париж с сыном Кловисом.

Жить в Париже была сложна, и Гогену пришлось переехать в Бретань. Ему тут нравилось. Бретонцы очень своеобразный народ со своими традициями и мировоззрением, и даже со своим языком. Гоген чувствовал в Бретани себя прекрасно, у него снова проснулись чувства путешественника.

В 1887 году, взяв с собой художника Шарля Лаваля, они отправились в Панаму. Поездка оказалась не очень удачной. Гогену приходилось много работать, чтобы обеспечить себя. Заболев малярией и дизентерией Полю пришлось вернуться на родину. Друзья приняли его, и помогли выздороветь, и уже в 1888 году Поль Гоген снова перебрался в Бретань.

Случай с Ван Гогом


Гоген был знаком с Ван Гогом , который хотел организовать колонию художников в Арле. Именно туда он и пригласил своего товарища. Все финансовые расходы брал на себя брат Ван Гога Тео (мы упоминали об этом случае в ). Для Гогена это была хорошая возможность вырваться и пожить без всяких забот. Взгляды художников разошлись. Гоген стал руководить Ван Гогом, начал себя преподносить как учителя. Ван Гог, уже страдавший в то время психологическим расстройством не смог такого вытерпеть. В какой-то момент он накинулся на Поля Гогена с ножом. Так и не настигнув свою жертву Ван Гог отрезал себе ухо, а Гоген уехал обратно в Париж.

После этого случая Поль Гоген провел время в разъездах между Парижем и Бретанью. И в 1889 году посетив художественную выставку в Париже, он принял решение поселиться на Таити. Денег естественно у Гогена не было, и он начал распродавать свои картины. Скопив около 10 тыс. франков он отправился на остров.

Летом 1891 году Поль Гоген принялся за работу, купив небольшую соломенную хижину на острове. На многих картинах этого времени изображена жена Гогена Техура, которой было всего 13 лет. Ее родители с радостью отдали ее в жены Гогену. Работа была плодотворной, Гоген написал много интересных картин на Таити. Но время шло, и деньги кончались, к тому же Гоген заболел сифилисом. Он больше не мог терпеть, и уехал во Францию, где его ждало небольшое наследство. Но на родине он провел не много времени. В 1895 году он снова вернулся на Таити, где он также бедствовал и жил в нужде.

Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.

Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?

Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали . Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.


Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, .

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.


Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Гоген в Бретани

Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.


Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.


Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Информация о картинах в конце статьи*

Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.

С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген в тропиках

В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.

Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.

Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org

Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.


Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. , г. Москва

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.


Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».


Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru

Личная жизнь Гогена в тропиках

Про личную жизнь Гогена на острове ходит много легенд.

Говорят, художник был весьма неразборчив в связях с местными мулатками. Страдал от многочисленных венерических заболеваний. Но имя некоторых возлюбленных история сохранила.

Самой известной привязанностью была 13-летняя Техура. Юную девушку можно увидеть на картине “Дух мертвых не дремлет”.


Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк. Wikipedia.org

Гоген бросил её беременную, уехав во Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить. Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание.

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Поль Гоген. 2015 г. Коллекция художника

В России работ Гогена много. Все благодаря доволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.

Один из главных шедевров Гогена “Девушка, держащая плод” хранится в в Санкт-Петербурге.


Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru

Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) 1848-1903 г.
Ведущий художник периода постимпрессионизма, график, скульптор. Биография и картины

Поль Гоген был выдающимся художником, не стеснявшимся бросить вызов обществу, своей семье, традициям живописи, которые устанавливались веками, и самое главное самому себе. Его судьбу можно назвать необычной, а поступки порою безрассудными, но, пожалуй, сложно найти ещё одного такого художника, который слепо следовал за своим искусством, отказавшись от многих благ и в этом видевший источник вдохновения и счастья.

Жизнь до Таити

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Мать будущего живописца была дочерью знаменитой писательницы и анархистки, а отец обозревателем известного политического издания. Гоген рано теряет родителей – отца не стало, когда мальчику едва исполнился год, а известие о смерти матери его застигает на корабле «Лизитано», куда тринадцатилетний Поль нанимается в качестве ученика лоцмана.

Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши. В 1871 году Гоген устраивается на биржу, что считается хорошей оплачиваемой работой, а через год знакомиться со своей будущей супругой Метте Софи Гад, с которой он родит пятеро детей.

В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).

В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген.

В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить. Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.

Следующая главная веха в биографии Гогена-знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога.

Писать и творить — в тропики!

После краткой поездки на Мартинику, которая хоть и не была удачной, Гоген, наконец, понял, где его творчество найдёт благодатную почву. Он выбрал Таити, надеясь уехать от шумного Парижа с напыщенными критиками, стремясь найти здесь уединение и уклад, напоминающий первобытный – Гоген тянулся к истокам.

Однако по прибытию в 9 июня 1891 года Гогена ждало разочарование: колония постепенно обживалась европейцами, и художника здесь встретили не дикие хижины, а добротные дома, крытые железными крышами. Ему стоило больших усилий найти заповедный уголок – им оказалась полинезийская деревушка Матаиеа. Здесь Гоген организовывает мастерскую, где напишет более 80 картин всего за два года, посвящённые туземной жизни, удивительным верованиям и мифам края и красоте окружающей природы. Ещё одним любопытным фактом является то, что в деревушке Гоген находит новую музу – ею оказалась тринадцатилетняя туземка Техура, которая будет его женой до отъезда мастера в 1893 во Францию и родит ему ребёнка.

Пребывание в Париже было недолгим, хотя и ярким – Гоген заканчивает работы, начатые ещё на острове, организовывает знаменитые «четверги», которые собирают художников Парижа, и выставляет свои бретонские и таитянские работы на персональной выставке. Публика ошеломлена уведенным – обнажённые фигуры в естественных позах, сочные цвета и чёткие контуры, неприкрытая реалистичность, пластика и декоративность делают эти картины непохожими ни на что созданное доселе. Однако с коммерческой точки зрения, выставка провалилась, и Гоген навсегда покидает материк, отправляясь в Океанию до конца своей жизни…впрочем, и похоронен художник будет на Маркизских островах.

«Я великий художник и знаю об этом…»

Сегодня эта фраза может показаться слишком самоуверенной, но глядя на работы Гогена остаётся лишь это признать.

На островах Гоген снова много работал, писал пейзажи, влюблялся и горевал (особенно после известия о смерти единственной дочери), здесь были созданы самые великие шедевры живописца – «Заклинание», «Зов», «Белая лошадь», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», «Никогда больше». «Почему ты сердишься» и многие другие.

В 1901 году Гоген переезжает на Хива-Хио (Маркизские острова), где строит хижину, которой даёт громкое название «Дом наслаждений», и снова берёт в жёны молодую туземку. Последние годы помимо творческой работы, Гоген занимается журналистикой…и много спорит с местными властями и католической миссией. Гогена не стало 8 мая 1903 года.

Он совсем чуть-чуть не дожил до своего признания, когда Воллар организовав грандиозную выставку, представил лучшие работы Гогена, а Салон посвятил ему осеннюю экспозицию, вызвавшую восхищение публики критиков. Гоген этого не увидел, хотя мастер и так знал о своей гениальности…что ж, он оказался прав…