Профессионал — кто это? Что необходимо знать и уметь профессионалу? Кто такой настоящий профессионал.

Профессионал — кто это? Что необходимо знать и уметь профессионалу? Кто такой настоящий профессионал.
Профессионал — кто это? Что необходимо знать и уметь профессионалу? Кто такой настоящий профессионал.

Как приобрести счастье? Эти вопросы можно смело поставить в один ряд, ведь они определяют качество нашей жизни и не позволяют ей переходить в обычное существование.

Компетентные люди

Людей, которые хорошо разбираются в том или ином вопросе, всегда уважали и уважают, к ним обращаются, их советуют своим близким, друзьям и знакомым. Они редко ищут работу, скорее, работа находит их сама. Такие личности ценятся на вес золота.

Компетентность - это качество, с которым невозможно родиться. Это результат приобретения знаний, опыта, тренировок и других усилий над собой. Если человек не работает над собой, предпочитает быть инертным и закрытым, то, следовательно, имеет низкий уровень жизни.

Иметь общее представление можно о многих вещах, но поистине компетентным можно стать лишь в какой-то одной сфере. Как правило, люди, которые стремятся к познанию и пытаются узнать что-то новое каждый день в разных сферах жизни, не могут стать настоящими профессионалами своего дела. Профессионализм и истинная компетентность - это умение копать вглубь, а не вширь.

Знать общие идеи - это прекрасно, но когда мы попадаем к хирургу, то хочется, чтобы он знал анатомию, а не только общие идеи.

Искусственный интеллект

В современном мире многие математические и различные механические работы может исполнять робот. Компьютеры могут держать в себе столько информации, причем она настолько структурированная, что человеческий мозг не может с ними конкурировать.

Что касается математики, то тут компьютеры являются лучшими профессионалами своего дела. Люди, которые несколько десятков лет назад могли вычислять суммы четырехзначных слагаемых, находить разность чисел, считались гениями и профессионалами. Сейчас же необходимость такого таланта резко снизилась.

Но есть сферы жизни, в которых искусственный интеллект не может превзойти человека - это искусство. Компьютер может создавать что-то качественно новое только руками человека.

Также искусственный интеллект слаб в вопросах психологии и того, что касается эмоциональной сферы человека. Профессионализм должен быть уместным и полезным для конкретной эпохи.

Понятие термина

Умение качественно и умело выполнять свою работу в любое время, при любых условиях и в любом состоянии называют профессионализмом. Поясним. Если вы хорошо рисуете, поете или танцуете только тогда, когда вас посетила муза, то способным вас назвать можно, а профессионалом еще рано.

Чтобы стать мастером, нужно не только совершенствоваться в том или ином деле, но и работать над своими волевыми задатками: приглушить сон, когда усталость вас сбивает с ног, терпеть боль, даже когда она мешает прямому выполнению дела и т. д.

Касаются не только приглушения ваших физических и моральных состояний, но и быстрой адаптации к внешним условиям. Вспомните гениального скрипача Никколо Паганини, который сыграл свой "Каприс" на одной струне, так как остальные во время выступления лопнули.

Уровни профессионализма

Выделяют пять основных уровней профессионализма:

  • допрофессионализм;
  • профессионализм;
  • суперпрофессионализм;
  • непрофессионализм;
  • послепрофессионализм.

Допрофессионализм

Любой человек, мечтающий стать мастером своего дела, профессионалом, проходит через этот этап. Он характеризуется ознакомлением с определенным видом труда, освоением правил, норм, концепций, нюансов и других обязательных составляющих. Данный уровень развития профессионализма отличается своей сложностью и необходимостью, но в то же время неэффективностью.

Допрофессионализм можно наблюдать у стажеров, молодых специалистов или новичков в любой сфере деятельности. Это то прекрасное время, когда тебе прощают косяки и ошибки, это тот момент, когда можно и нужно набивать свои собственные шишки и учиться на недочетах не только других, но и собственных.

Как ни странно, но чем больше ошибок делает человек на этом этапе, тем более профессиональным он будет в будущем. Главное, не разочароваться в себе и не перестать стараться.

Профессионализм

Эксперты высокого качества, профессионалы своего дела сначала осваивают на высоком уровне нормы и правила своей профессии. Они работают "по шаблону" и исполняют свою работу прилежно и хорошо.

Достигнув этого уровня, человек ощущает себя частью профессии, исходя из своего опыта может видеть другие пути решения тех или иных проблем, которые не прописаны в статутах, может вносить в свою очередь, распределяется на подуровни.

Как определить, достигли ли вы хотя бы начального уровня профессионализма? Если можете эффективно обучать новичков, то есть рассказать о специфике работы или профессии, ознакомить с главными проблемами, с которыми он может столкнуться, обучить алгоритму исполнения определенных действий и т. д., то вы уже чего-то достигли в своем деле.

Суперпрофессионализм

Это высший уровень профессионализма, которого мечтает достичь любой здравомыслящий человек. Дотянуться до него можно только в том случае, когда человек вырастает из рамок своей профессии. Он не только на высшем уровне может исполнять свою работу, но умеет сделать революцию в своей родной сфере деятельности.

Такой человек полон уникальных идей. Эти люди уже не думают о том, как сделать свою работу, а о том, как изменить данную сферу деятельности человека к лучшему. Даже к нетворческой профессии они начинают относиться креативно.

Именно такие личности у руля всемирного прогресса, они сдвигают с мертвой точки многие науки, создают революционные продукты и всячески пытаются делать этот мир лучше. Их имена вписываются в историю.

Такие личности воспринимают мир иначе. Одни, смотря в окно, видят пейзаж за ним, другие - оконную раму, третьи - тюль. Суперпрофессионалы владеют прекрасным "зрением" во всех трех регистрах и умеют вовремя переключаться. Также они осваивают ряд смежных профессий или наук.

Непрофессонализм

Непрофессионалы - это люди, которые довольно длительное время работают в какой-либо сфере, но все еще не смогли достигнуть высот, овладеть в достаточной мере навыками, освоить правила и т. п.

Скорее всего, эти личности не отличаются нужными талантами и способностями, возможно, они выбрали для себя не ту профессию.

Непрофессионализм - это не приговор, а, наоборот, показатель того, что человек пробует себя в разных сферах и находится в поиске. Если же это длится годы или десятилетия, то нужно решать проблему.

Нужно изначально выбирать те профессии, в которых вы будете эффективны и полезны для общества, в которых ваше развитие будет проходить с большим удовольствием, а не под дулом увольнения.

Часто непрофессионалы задерживаются на своей работе, потому что их устраивает оклад, график, престиж, условия, коллектив, поэтому свой непрофессионализм они тщательно скрывают за гиперактивностью на рабочем месте. Больше тратят времени и сил не для личностного совершенствования, а для создания видимости своей работы.

Послепрофессионализм

На данный уровень выходят люди, которые дожили до пенсионного возраста. В прошлом они были востребованными компетентами и точно знают, как стать профессионалом своего дела. Некоторые делятся своим опытом с молодым поколением, оставаясь неизменными гуру своего дела, тем самым еще больше повышая свой профессионализм.

Этот период жизни все проживают по-разному: кто-то продолжает совершенствоваться и наставлять, а кто-то приобретают новые увлечения и тоже достигают больших успехов.

Профессионалы - умные люди, а умные люди живут дольше, так как их мозг более пластичен, а нейронные связи более крепкие, значит, и мозг более качественный. А это и есть тот самый орган, который контролирует все тело.

Этапы профессионализма

Можно определить такие:

  1. Адаптационный этап. Это период вхождения в профессию, ознакомления с основными правилами, методами, проблемами, приемами и техниками. Первые год или два человек приспосабливается к новой роли исполнителя. Учеба - это процесс поглощения знаний, а работа - воспроизведения их на практике. Часто данный этап проходит болезненно, а у некоторых людей затягивается на годы.
  2. Самоактуализация. Почувствовав себя в профессии, у человека вырабатывается свой собственный почерк, стиль и алгоритм действий, он уже знает о своих сильных сторонах, научился сглаживать слабые. На этом этапе личность развивается средствами профессии.
  3. Свободное владение. На этом уровне человек усвоил все нормы и правила своей профессии, ознакомился со всевозможными проблемами и их решениями. Выполнение своих прямых обязанностей больше не требует особых усилий.

Как быть профессионалом?

Вот несколько советов:

  1. Не бояться неудач. Как правило, успеха достигает тот, кто не зацикливается на своих неудачах, а, наоборот, радуется им. Любое поражение имеет огромное количество нужной информации, которую не получить, если случайно не промахнуться. Нужно сделать выводы и забыть негативные эмоции - они тормозят процесс профессионального роста.
  2. Люди, которые являются профессионалами своего дела, планируют свой день. Для этого используют ежедневник, органайзер или специальные приложения для смартфона. Если человек серьезно настроен по отношению к своему будущему, он ценит время больше, чем любые другие ресурсы.
  3. Умение Какие-то дела требуют очень срочного решения, другие могут подождать, третьи - не имеют вообще никакого значения. Истинный профессионал умеет правильно оценивать ситуацию.
  4. Если вы работаете в сфере "человек-человек", то уважение и внимание к людям - залог успеха. Если вам приходится вести переговоры, общаться, обслуживать, учить, лечить и т. д., нужно быть максимально приветливым, ведь положительный эмоциональны обмен дает силы и энергию для дальнейшего профессионального становления.
  5. Систематичность играет большую роль в приобретении необходимого опыта. Если выполнять свою работу с определенной регулярностью, то можно добиться огромного успеха даже в тех сферах, в которых, казалось, вы абсолютный дилетант.
  6. Нужно любить то, что вы делаете. Когда человек получает удовольствие от работы, он трудится более эффективно и с меньшими затратами.

Профессионалы своего дела

Примеров может быть много, ведь огромное количество профессионалов трудятся в тени, но именно благодаря им мы ездим на эскалаторах, ходим по ровным дорогам, носим красивую одежду, пользуемся новейшими гаджетами, слушаем прекрасную музыку, вовремя прилетаем на самолете и т. д.

Все те блага цивилизации, которые мы имеем возможность наблюдать и использовать ежедневно, были сотворены руками истинных профессионалов.

Именно благодаря личностям с врожденным перфекционизмом и стремлением к идеальности мы знаем очень много знаменитых и достойных брендов и доверяем им, имеем возможность смотреть и восторгаться фееричными шоу.

Профессионалов и компетентных людей всегда ценят, они на слуху, на языке и в голове как ориентир. На них ровняются, у них учатся, им подражают, с ними советуются и никогда не перестают уважать.

Музыкант, который может сыграть произведение на одной струне, когда остальные лопнули, спортсмены, выступающие на мировых соревнованиях со сломанными ногами, руками или позвоночником, пилот, который совершает вынужденную посадку где-нибудь в тайге, врач, который оперирует тридцать часов подряд - это суперпрофессионалы, и пока на земле есть люди, которые умеют так отдаваться профессии, человечество не под угрозой.

В современном мире быть непрофессионалом равно катастрофе. Но не нужно забывать, что для приобретения профессионализма требуется минимум 10000 часов кропотливого труда.

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

Когда кто-то ставит перед собой цель стать экспертом в том или ином навыке, в первую очередь на ум приходит фраза «совершенство в практике»: чем больше времени вы посвятите делу, тем большего мастерства сможете достичь. Однако нужно уделять время не только количеству, но и качеству. Предприниматель и финансовый эксперт Эль Каплан (Elle Kaplan) рассказала о принципах так называемой «избирательной практики», эффективность которой подтверждают ученые.

Андерс Эрикссон (Anders Ericsson), профессор психологии и автор книги «Пик: секреты новой науки мастерства» (Peak: Secrets from the New Science of Expertise), на протяжении 30 лет изучал людей, ставших лучшими в том или ином деле – от шахматных гроссмейстеров до лучших музыкантов-виртуозов мира. Его наблюдения идут вразрез с традиционными представлениями. Эрикссон обнаружил, что если вы хотите стать невероятно успешным в чем-то, важно не только и не столько количество проведенных за практикой часов, но и их качество.

Правило, которым пользуются мастера, называется «избирательная практика» – обоснованный метод, который поможет вам стать лучшим в том, в чем вы захотите.

Но в чем проявляется эта «избирательность»? Для большинства навыков и умений не все виды практики одинаково полезны. Простое повторение (выполнение одних и тех же действий снова и снова) поможет вам выработать привычку, но не всегда сделает вас лучше.

Бихевиоральный психолог Джеймс Клир (James Clear) солидарен с этой точкой зрения: «Мы часто думаем, что становимся лучше в чем-то только потому, что приобретаем опыт. На самом деле, так мы попросту укрепляем свои привычки, а не развиваемся».

А теперь объясним: суть избирательной практики заложена в ее названии, то есть нужно подходить к делу с определенными намерениями, целями и расчетом. Каждый ваш шаг должен иметь четкий смысл, вы должны точно знать, чем заниматься в каждый конкретный день, а также как и когда вы достигнете своей цели.

Вот несколько способов ввести избирательную практику в свою повседневную жизнь.

Не бойтесь неудач

«Неудачи позволили мне узнать о себе такие вещи, которые я не смогла бы узнать больше никак».

Джоан Роулинг

Усвоив мысль о том, что неудачи помогут вам достичь величия, вы сможете перейти к избирательной практике. Вместо того, чтобы снова и снова повторять изученные вами вещи, вы сможете совершенствоваться в том, что удается вам меньше всего.

Растите постепенно

«Наберитесь терпения. Саморазвитие – это очень тонкая материя, это святая земля. Нет способа найти путь короче и срезать».

Не пытайтесь научиться всему сразу. Лучше отрабатывайте по одному навыку за раз, так вы постепенно сможете дойти до чего-то большего (и это точно будет того стоить).

Разбейте свою новую цель на сегменты – с чего вам стоит начать, чтобы продолжить свой путь? Вы умеете читать ноты, чтобы играть на только что купленной гитаре? Вы научились правильно разминаться перед марафоном, на который только что записались? Осваивайте дело понемногу, и конечный результат окажется куда солиднее, чем если бы вы схватились за все сразу.

Ключевые слова : молодой специалист, опытный профессионал, качества человека

Многие путают слова «специалист» и «профессионал». Но если разобраться, так ли они похожи? Чтобы понять, кого надо называть профессионалом, а кого специалистом, нужно понять разницу между словами специальность и профессия . Казалось бы. Попробуем.

Со специалистом всё проще некуда. Закончил вуз, получил специальность. Всё. Стал специалистом. Есть кое-какая теория, кое-какие навыки в потенциале. Опыт необязателен. Как говорят в народе, это молодой специалист . Нулевой уровень.

Далее при помощи добавления прилагательных получаем более продвинутых специалистов. Есть опытный специалист – у него есть опыт, значит, он проработал по специальности несколько лет. Есть высококлассный специалист или специалист высокого уровня . Он получил статус человека, классно разбирающегося в каком-то аспекте совей специальности. А еще есть липовый спец – он с умным видом делает липу.

Что с профессионалом? По логике, профессионал – это тот, кто занимается чем-то в пределах своей профессии, дела. Присмотримся, используя этимологическую лупу:

Профессия – это слово из английского языка. Человек, называвший себя профессионалом, прилюдно объявлял какое-либо дело своей профессией. Глагол «profess» так и переводится – «открыто признавать».

Сегодня всё изменилось. Посмотрите на слова «киллер-профессионал» или «вор-профессионал». Есть еще профессиональные вымогатели и нищие. Что за бред? Пусть попробуют публично объявить о своих «делах». Их же сразу повяжут!

Если значение слова «профессионал» не вяжется со словами «киллер» и «вор», почему возникли такие словосочетания? Потому что значение слова «профессионал» изменилось. Теперь оно значит не столько «быть представителем профессии», сколько «делать дело без ошибок, на высшем уровне». А какое это дело, полезное или вредное, никого не волнует. То есть дело в данном случае не обязательно является социально «одобряемой» профессией. Вот так всё перевернулось с ног на голову.

В принципе, в этом и есть принципиальная разница между специалистом и профессионалом. Специалист ассоциируется только с работой в сфере деятельности, которой он обучался в университете и действует в рамках профессии, причем, как правило, на своём рабочем месте в одной организации.

Кстати, замечены случаи употребления в речи таких фраз, как «специалист-профессионал», что значит специалист, который выполняет свои обязанности без ошибок, беспредельно качественно.

Что касается профессионала, то в последнее время наблюдается тенденция называть профессионалом человека, который действует не столько в рамках профессии, работы, сколько совершает деятельность, которая приносит прибыль вообще . Получаешь много денег за то, что делаешь – называйся профессионалом! Прекрасно разбираешься в своей области, но не умеешь на этом заработать? Хоть тресни, профессионалом считаться не можешь.

Кроме этого профессионал более самостоятелен. Тот, кого называют профессионалом, всегда гораздо компетентнее специалиста в таких вопросах, как организация процессов и времени, коммуникация, управление финансами и деловая независимость. Грубо говоря, профессионал более самостоятелен и свободен, чем специалист, который, как правило, «прилипает» к организации и все вышеперечисленные «сложные» задачи оставляет решать руководству.

Вообще, слово «специалист» более понятно русскому человеку. Даже в словарях оно определено более четко, чем слово «профессионал». Загляните в словарь Ожегова, например. А слово «профессионал» как правило, определяется посредством слова «специалист» с добавлением отличительных признаков. Потому что это слово еще не до конца прижилось в русском языке. Поэтому пока его значение нестабильно.

Но подытожим.

Кто лучше работает? И профессионал, и специалист работают хорошо, только вот профессионал гораздо больше зарабатывает.

Кто компетентнее? В вопросах специальных тонкостей высококлассный специалист не уступает профессионалу. А вот в вопросах самостоятельности на уровне организации делового процесса профессионал выгодно отличается от специалиста.

Чье мнение стоит больше? Того, кто дает более жизненный совет. Значит, мнение профессионала. Хотя есть кто-то, чьё мнение еще дороже. Но об этом в следующий раз.
сайт – автор и источник

Есть ли в нашей жизни навык, который способен сделать человека успешным практически во всех отраслях, независимо от того, с какой конкуренцией придется столкнуться? Мы будем преуспевать во всем и научимся добиваться любых целей. Что же это за навык, которым владеют успешные люди и не пользуются менее удачливые? BroDude расскажет тебе, как из зеленого юнца перейти в разряд достойного мужа, как превратиться из незадачливого любителя в профессионала, который гарантированно добивается поставленных целей.

1. Не нужно ждать вдохновения

Возьмем в пример сценариста, которому необходимо ежедневно делать большой объем работы. С одной стороны, это его деятельность, за которую он получает деньги, с другой – нужно некоторое количество вдохновения, чтобы делать то, что необходимо. Можно ли делать работу хорошо только тогда, когда чувствуешь мотивацию и силы творить, особенно в такой творческой профессии? Безусловно, это неотъемлемые качества, но еще большую роль играет самодисциплина.

Если работать полагаясь лишь на вдохновение, то получится создавать качественный материал время от времени, а основной пласт задач будет выполнен из рук вон плохо. Секрет в том, что ты должен понимать необходимость своей работы и делать все для ее выполнения, не давая мозгу и шанса подумать, что определенная деятельность требует вдохновения, иначе работать будет невозможно.

Отличным примером стал разговор Стивена Кинга (СК) и Джорджа Мартина (ДМ), в котором иллюстрируется пример того, как важно настроить себя на работу, а не ждать вдохновения:


ДМ: Да как тебе удается писать столько книг за такое короткое время? Я думаю: «Отличные были полгода, я написал аж три главы», а ты написал за это время три книги!
СК: Это моя работа. Я пишу по 6 страниц в день, а затем редактирую их. Выходит, что книгу с 360 страницами я пишу около двух месяцев.
ДМ: У тебя нет дней, когда находит ступор? Ты написал за неделю одно предложение? Когда ты проверяешь электронную почту и думаешь: «Может, не так уж я и талантлив?». У тебя не бывает таких дней?
СК: Нет.
ДМ: (дарит миру и Кингу непередаваемую гримасу, изобилующую всей гаммой эмоций, переживаний и капелькой ненависти).

Какие оправдания ты можешь найти для себя после того, когда сам Стивен Кинг, король ужасов, говорит о том, что даже столь тонкая субстанция, как вдохновение, может быть систематизирована и ? Если ты профессионал своего дела, то тебе не нужны жалкие оправдания: ты просто берешь и делаешь свою работу.

2. Разница между профессионалом и любителем

Неважно, в чем именно ты пытаешься стать лучше, но если делать работу только тогда, когда пик мотивации на пределе, то не получится развить в себе умение последовательно совершать определенные действия, чтобы добиться результата и стать профессионалом. Это даже можно назвать суперспособностью – ежедневно придерживаться графика и выполнять свою работу, особенно когда не чувствуешь необходимость этого в данный момент. Именно такая способность и нужна тебе, чтобы преуспевать в своих делах. Когда ты тренируешься каждый день, независимо от обстоятельств, то делаешь свое тело все лучше и лучше, работаешь над навыками, становишься лидером в своей профессии. Это действенно, это работает, но почему же так сложно соблюдать это правило?

3. Быть профессионалом очень непросто

Приблизить планы к их реализации очень непросто, насколько бы ты ни был профессионален. На самом деле, быть профи очень сложно. Большую часть времени мы боремся со внутренними конфликтами. У нас есть цели, которых бы очень хотелось достигнуть, но мы приступаем к их реализации только тогда, когда находим для этого достаточное количество времени, вдохновения или мотивации.

Даже создав идеальное расписание, будут дни, когда ты захочешь схалтурить и не выполнить свою работу. В зале не будет сил на тренировку, на работе будешь сидеть в соцсетях. Но умение активировать работоспособность именно в тот момент, когда меньше всего хочется трудиться, и делает человека профессионалом. Профи всегда придерживаются графика, а любители подвластны воздействию внешних факторов, которые способны нарушить их расписание.

4. Ты никогда не пожалеешь о начале важной работы

Мы не хотим сделать из тебя трудоголика и не говорим, что лишь потому, что работают больше остальных. Их козырь заключается в дисциплине и том, что они делают необходимые вещи для достижения результата, а не говорят об этом.

Есть цель, которая для тебя очень важна, и ты будешь много работать над тем, чтобы достигнуть ее. Не потому что хочешь больше работать, а от осознания важности конечных результатов и необходимости трудиться, чтобы их добиться. Тебе придется работать не тогда, когда будет удобно, а когда это будет необходимо. Стать профессионалом – значит, выполнять первостепенно приоритетные задачи, невзирая на прочие факторы. Не стоит строить из себя трудоголика и играть роль жертвы, которая загружена делами сверх меры. Это удел любителей, не осознающих важности великой цели, которой необходимо достигнуть.

5. Как стать профессионалом

Есть три шага, с помощью которых как настоящего про.

1. Осознай, для чего именно ты хочешь усердно трудиться
Твоя цель – это главный импульс, ведь намного проще получить что-то, когда знаешь, чего хочешь. Звучит просто, но многие люди не добиваются успеха лишь потому, что не знают предмета своих желаний.

2. Создай расписание, в котором будут указаны все действия
Это необходимо сделать, чтобы ежедневно отслеживать задачи, с которыми предстоит разобраться. Очень важно создавать расписание из действий, которые нужно выполнить, а не из результатов, которых нужно достичь.

3. Придерживайся графика в течение хотя бы одной недели
Перестань ныть о том, как тяжело следовать расписанию на месяц или год, и соблюдай свое недельное расписание. В течение следующих 7 дней не позволяй себе сходить с выбранного пути. Делай так каждую неделю, не выстраивая грандиозных планов. Со временем ты заметишь, как выработаешь дисциплину и будешь крайне требователен к соблюдению графика.