Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по лексическим темам недели. Картотека подвижных игр для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по лексическим темам недели. Картотека подвижных игр для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Гибкость специфичное, но чрезвычайно важное для спортсмена качество. Подвижность в суставах, эластическая упругость мышц и связок - это способность выполнять движения с широкой амплитудой без затраты больших усилий и излишнего напряжения. От развития гибкости во многом зависит способность расслаблять мышцы, ловкость спортсмена в целом. Все это подчеркивает, насколько важно развивать гибкость всеми имеющимися средствами, в том числе и при помощи подвижных игр. Подбирать такие игры надо специально, ибо они призваны оказывать строго целенаправленное, зачастую локальное воздействие на отдельные мышечные группы, связки и суставы.


При организации игр, направленных на развитие гибкости, надо предварять им соответствующую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.


1. «Палку за спину». Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают палки сзади стоящим партнерам. При этом игрок поднимает руки вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий сзади, принимает палку и таким же способом передает ее дальше. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперед (в то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передает ее по колонне назад.


Игроку, стоящему сзади, нельзя брать палку, если партнер не пронес ее назад до конца и она находится за головой стоящего впереди партнера. Если игрок отпустил один конец палки или уронил ее, это также считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом ошибок.


2. «Гонка мячей». Игроки двух или трех команд стоят на расстоянии 1 шага друг от друга и передают мячи по колонне назад следующими способами:


а) передают мяч назад двумя руками за головой, а обратно по колонне (все поворачиваются кругом) из рук в руки под ногами; 


б) игрок, передающий мяч, держит его за спиной, поворачивается лицом к сзади стоящему партнеру и, наклонившись вперед, передает ему мяч из-за спины. Когда мяч дойдет до последнего игрока колонны, он таким же образом (переведя мяч за спину) снова направляет его вперед. Каждый игрок во время передачи мяча поворачивается кругом;


в) игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо (не отрывая ступней от пола). Игрок, стоящий сзади, получив мяч, направляет его вперед с другой стороны. Теперь уже каждый рис 9 принимает мяч, поворачивая туловище налево.


Во всех вариантах игры мяч может обойти колонну два или три раза (согласно условию). При этом игроки всех участвующих команд не бегают по площадке, а стоят на месте.


3. «Бег раков» (рис. 9). Эстафета проводится в параллельных или встречных колоннах. Первые номера садятся на пол, опираясь руками сзади. По сигналу они устремляются вперед, оторвав от земли таз и перебирая ногами и руками. Следующие игроки вступают в борьбу, когда финишируют их предшественники. За касание пола тазом во время передвижения снимается очко из тех 10 или 20, которые каждой команде присуждаются перед началом игры. За быстроту действий командам начисляются поощрительные очки.


4. «Мостик и кошка». Игроки двух команд стоят в колоннах по одному у линии старта. Перед ними в 5 и 10 шагах прочерчиваются два круга (диаметром 1 м). По сигналу первые, номера выбегают вперед и, оказавшись в первом круге, делают «мост». Затем вперед устремляется второй игрок. Он пролезает под мостиком и бежит в дальний круг, где принимает упор стоя согнувшись (выгнув спину как «кошка»). Теперь уже первый номер бежит в дальний круг и пролезает между руками и ногами партнера. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, вперед выбегают по очереди новые два игрока, а прибежавшие встают в конец колонны. Когда они вновь окажутся впереди всех, игра продолжается,причем игроки меняются ролями. Эстафета заканчивается, когда каждая пара выполнит задание по два раза.


5. «Кувырки и перекаты». Участники располагаются во встречных или параллельных колоннах. Перед играющими лежат один-два гимнастических мата. Игрок, выбегающий вперед, по сигналу делает кувырок в группировке и встает в конец противоположной колонны (предварительно коснувшись руки впереди стоящего участника). Игрок из второй колонны выполняет то же упражнение. Во время обратной перебежки игроки, повернувшись спиной к матам, принимают положение приседа и выполняют перекат через голову назад, продолжая затем бег до своей колонны.


Если эстафета проводится в параллельных колоннах, то можно условиться, что на первом мате игрок делает кувырок, а затем (пробежав 4-5 шагов) на втором мате выполняет перекат. Обежав булаву или стойку, он возвращается к своей колонне, вызывая к старту (касанием руки) второго номера.


6. «Скамейка над головой». Две или три команды строятся в колоннах друг за другом. С правой стороны от команд (у ног играющих) находится гимнастическая скамейка. По общему сигналу игроки всех команд наклоняются вправо, взяв скамейку обратным хватом, поднимают ее над головой, переводят влево и ставят на пол. После этого игроки перепрыгивают через скамейку влево и снова наклоняются вправо, чтобы взять скамейку и переставить на другую сторону.


Игра заканчивается, когда все команды переместятся с одной стороны площадки на другую. При этом (по условию игры) скамейка должна побывать над головой играющих 4-6 раз. Побеждает команда, игроки которой выполняют упражнение четко и быстро. Если скамейка одна или мала площадка для игры, команды могут соревноваться по очереди. Победителем становится команда, затратившая на упражнение меньшее количество времени.


Применяют и такой вариант игры. Игроки встают ногами на одну скамейку, а вторую, наклонившись, берут за верхнюю часть и переправляют над головой на другую сторону. Поставив ее на пол, они переходят на эту скамейку, а ту, на которой стояли, переправляют над головой в ту же сторону. Игра продолжается, пока команды не окажутся за условленной линией.

Подвижные игры. Праздничные игры

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

Цель игры: развить гибкость и ловкость.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников - передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ЗМЕЙКОЙ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.

Ход игры

Игроки делятся па 2 команды. Они располагаются в колонны па расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой - между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

ЭСТАФЕТА "ТУННЕЛЬ ИЗ ОБРУЧЕЙ"

Цель игры: развить гибкость.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.

ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические палки.

Ход игры

Игроки долятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

АРКИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: столбики, веревка.

Ход игры

В игре принимают участие 2 команды. На игровой площадке устанавливают столбики, за которые привязывают веревки так, чтобы получились арки. Причем каждая последующая арка должна быть ниже другой. Количество арок может быть различным. Задача игроков - пройти все арки, наклонившись назад. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.

ЦИРКАЧИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи.

Ход игры

В игре может участвовать разное количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Игроки встают в круг. Их задача - перекидывая мяч, ие дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

МОСТИКИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, вертушка с числами от 1 до 16.

Ход игры

Необходимо разметить игровое поле: квадрат, разделенный на 16 частей. У игроков можно взять фанты. Из числа игроков выбирается водящий, который с помощью фантов определит участника, а с помощью вертушки - номера квадратов, в которых он должен разместить 2 руки и 2 ноги. По игровой площадке расставляются все игроки. Задача каждого игрока - продержаться на ноле в неудобной позе как можно дольше. Тот, кто смог устоять дольше всех, меняется с водящнм ролями.

ПУТАНИЦА

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего - распутать путаницу.

ЯЩЕРИЦЫ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел для обозначения линии старта (финиша), флажки па подставке для обозначения места поворота, кегли.

Ход игры

В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют "кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.

ГБОУ Школа №1375 ДО № 6 г. Москва.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР для средней группы

Карточка-1 «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Карточка-2 «Катай мяч»

Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.
Описание игры: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому – нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.

Карточка-3 «Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут

Карточка-4 «Гори, гори ясно!»

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо- Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Карточка-5 «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Описание игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» ловит. Пойманного — в дом. Продолжительность 6-8 минут.

Карточка-6 «Спрячь руки за спину»

Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.
Описание игры: выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенной флажками. Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-7 «Угадай, что делали»

Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.
Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.

Карточка-8 «Два мороза»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге
Описание игры: играющие располагаются по две стороны площадки, двое водящих становятся по середине (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос) и говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их «заморозить» (коснуться рукой). Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-10 «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг
Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят
Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!
Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-11 «Ловишки с мячом»

Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Описание игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-12 «Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места
Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут.

Карточка-13 «Найди, где спрятано?»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
Описание игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Карточка-14 «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк — старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-15 «Свободное место»

Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-16 «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.
Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Карточка-17 «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге
Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-18 «Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.
Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.

Карточка-19 «Ловля бабочек»

Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.
Описание игры: выбрать четырех играющих – «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». На слово «летите» дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условное место. на слова «Бабочки сели на цветы». бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Повторить игру 6-8 раз.

Карточка-20 «Рыбаки и рыбки»

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.
Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови!», и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут.

Карточка-21 «Ловля обезьян»

Цель: развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.
Описание игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян. Продолжительность игры 5-7 минут.

Карточка-22 «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Карточка-23 «Найди и промолчи»

Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

Антонова Оксана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 "Золотой ключик" Бугульминский муниципальный район РТ
Населённый пункт: Бугульма
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека подвижных игр по степени подвижности для детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР

ПО СТЕПЕНИ ПОДВИЖНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Составила воспитатель логопедической группы

Антонова О.И.

М.П. – игра малой интенсивности;

С.И. – игра средней интенсивности;

В.И. - игра высокой интенсивности.

«Горелки» (В.И.)

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после

окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры :

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов

проводится линия.

По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию

спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

По окончании слов, дети, стоящие в последней паре бегут вдоль

колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки).

Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если Ловишка успел это сделать, то он образует с пойманным новую

становится

оставшийся

становится Ловишкой. Если Ловишка не поймал ни кого, он

остаётся

произнесения

оглядывается,

играющие

возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками) (В.И.)

Цель

Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на

действовать

Развивать

ориентировку

пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

строятся

ленточка,

заправленная

сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по

площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз,

два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После

подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг - в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три

лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается

схватить ленту.

«Простые ловишки» (В.И.)

Цель:

врассыпную,

увёртываясь от Ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию,

Ход игры:

Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки.

По сигналу – раз, два, три – лови – все дети разбегаются по площадке,

увёртываясь

запятнал,

2 вариант

Ловишка не может ловить того, кто

успел присесть.

3 вариант

остановиться и встать на одну ногу.

4 вариант

Л о в и ш к а

д о л ж е н

о с а л и т ь

убегающих мячом.

5 вариант

нибудь возвышающийся предмет.

«Салки – не попади в

болото» (В.И.)

Цель : учить детей бегать, не забегая за зрительные

ориентиры,

увёртыванием.

Развивать

ловкость,

быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры :

площадке

палочками,

ш иш ка м и,

камешками

обозначается

забегать

(муравейник,

огород). Выбирают Ловишку. По сигналу

он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный Ловишкой выходит из игры.

«Мороз – красный нос» (В.И.)

Цель

: учить детей перебегать

врассыпную с одной стороны

площадки

увёртываясь

действовать

сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание.

Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в

одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним

становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой

догоняет

старается

заморозить.

Замороженные останавливаются на том месте, где их

настиг Мороз, и стоят так до окончания пробежки.

Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить,

учитывается,

играющие

выбежавшие

оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант

протекает

предыдущая,

(Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки

лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку

пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

перебегают

стараются их заморозить.

«Коршун и наседка» (В.И.)

Цель

: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга

разрывая

сцепления.

Развивать:

действовать

согласованно, ловкость.

Ход игры

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном,

наседкой.

Остальные

становятся

наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне

вылетает

старается

цыплёнка,

стоящего

последним.

вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все

движениями

двигаются

наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант

Если детей много можно играть двумя группами.

«Краски» (В.И.)

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на

приземляясь

полусогнутой

Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять

направление во время бега.

П р а в и л а

и г р ы :

выбирается продавец и покупатель.

остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет и тихонько

сообщает его продавцу.

Итак, краски и продавец садятся на скамеечку.

Покупатель подходит к игрокам и говорит:"Тук-тук".

Продавец: "Кто там?"

Покупатель: "Я Монах в синих штанах"

Продавец: "Зачем пришел?"

Покупатель: "За краской!"

Продавец: "За какой?"

Покупатель: называет краску.

Если такой краски нет, продавец отвечает:

"Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!"

(Задания для Покупателя могут быть разные: проскакать на одной

ножке, пройти уточкой, вприсядку и т.д.

Покупатель выполняет задание и возвращается за новой краской

Если же такая краска есть, то продавец говорит: «Есть такая».

Покупатель: «Сколько стоит?»

Продавец: «Пять (1, 3, 5, 7, и т. д.) рублей» (Покупатель громко

хлопает по ладони продавца 5 раз).

При последнем хлопке названная « Краска» вскакивает

скамейки и бежит вокруг скамейки

или вокруг шеренги остальных

детей. Монах пытается её

догнать. Если он догоняет

краску, то сам становится «

Краской», а пойманный

участник – краска становится

Монахом и игра продолжается.

«Совушка»

(В.И.)

Цель:

учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную

имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Ход игры:

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в

стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут

крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и

стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и

забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова

улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

«Волк во рву» (В.И.)

Цель

учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-

100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать

ловкость, быстроту движений

Ход игры:

На середине площадки проводится две линии на расстоянии

площадки

играющие

располагаются в доме волк во рву. По сигналу воспитателя –

противоположную

площадки,

перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по

д ом р о й » ,

перебегают в дом, перепрыгивая

через ров. Волк, не выходя из рва

Пойманные дети отходят в конец рва. После 2-3 перебежек

волк назначается другой.

Охотники и утки (В.И.)

Цель игры : воспитывать ловкость.

Правила игры : Мяч бросать в спину или ноги игрокам.

Ход игры :

находятся

площадке.

«охотники»

противоположных

сторонах

площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках

мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в

уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на

стараясь

увернуться

которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра

подсчитываются

пойманные

выбираются новые водящие.

Рыбаки и рыбки (В.И.)

Цель игры: формировать согласованность двигательных

действий.

Ход игры:

находятся

площадке.

образуют «сеть» (берутся за руки – одна

свободна).

бегают по площадке, а рыбаки догоняют

соединяют

Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам.

Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или

пока не будут пойманы все игроки.

Правила игры: Рыбки не должны сталкиваться, рыбаки –

расцеплять рук

Снежная королева (В.И.)

Цель

игры: воспитывать

быстроту

ловкость.

Правила игры: Кого коснулась «Снежная

королева», превращается в «льдинку» и

остаётся стоять на месте.

игры: Игроки

находятся

площадке,

«Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки

разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их

догнать и запятнать.

Караси и щука (В.И.)

Цель: воспитывать внимание и сообразительность.

Правила игры. Карасям нельзя трогать камешки руками.

Ход игры:

Участвуют 2 группы. Одна строится в круг –

это «камешки»,

другая – «караси»,

«плавают»

находится

прячутся

камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные

временно

выбывают

повторяется

окончании

отмечается

Медведи и пчелы (В.И.)

Цели:

упражнять детей в лазании по лестнице, развивать умение

ориентироваться в пространстве.

Правила игры:

Нельзя влезать на лестницу ногами выше второй

рейки, спрыгивать с лестницы.

Ход игры:

Дети делятся на две группы: «медведи» и «пчелы». На

одной стороне зала находится улей, а на противоположной стороне

луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу

воспитателя

вылетают

(слезают с возвышений, летят на луг за

м е д в е д и

в ы б е г а ю т

б е р л о г и

з а б и р а ю т с я

(в л е з а ю т

возвышение) лакомятся медом. Как только

воспитатель

«Медведи!»,

пчелы летят к ульям, а медведи убегают в

берлогу. Не успевших спрятаться, пчелы

жалят (дотрагиваются рукой). Ужаленные

пропускают

возобновляется,

повторения

дети меняются ролями.

Мышеловка (В.И.)

Цели:

развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами,

ловкость; упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу;

способствовать развитию речи.

Правила игры:

Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как

мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Ход игры:

Играющие

неравные

образует

мышеловку.

Остальные

находятся

Играющие,

изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу,

приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас,

Вот поставим мышеловку –

Переловим всех сейчас.

останавливаются

поднимают

сцепленные

мышеловку

выбегают

воспитателя

опускают

приседают

мышеловка

захлопнулась. Играющие,

успевшие

выбежать

считаются

пойманными.

Пойманные

переходят

увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана,

дети меняются ролями.

Плетень (В.И.)

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

Ход игры:

ст роят ся

противоположных сторонах площадки и образуют «плетень»

(согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые

руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают

руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде

«Плетень!»

строятся

Отмечается команда, которая быстрее построится.

Правила игры: Очерёдность игроков в шеренге можно не

соблюдать.

«Лиса и

куры»

(В.И.)

Цель :

с п р ы г и в а т ь

п р е д м е т о в,

приземляясь на носки полусогнутые колени, бегать врассыпную, не наталкиваясь

друг на друга. Развивать ловкость, внимание. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети, изображающие кур, стоят на скамейках, кубах, пеньках. Один ребенок

выбирается лисой - она сидит в своей норе. По сигналу куры спрыгивают с

насеста и бегают по двору, подпрыгивают, похлопывают крыльями, клюют зёрна.

воспитателя

выбегает

старается

замешкавшуюся курицу. Куры должны быстро взлететь на насест. Кого поймала

лиса, уводит к себе в нору.

2 вариант

Лиса потихоньку начинает подбираться к курам, один из детей изображающий

петуха замечает лису и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу куры

убегают на насест. Петух следит за порядком и взлетает на насест последним.

Лиса ловит ту курицу, которая не сумеет удержаться на насесте или не успеет

взлететь на насест. И уводит её в нору, но на пути ей неожиданно встречается

(воспитатель)

испугавшись

отпускает

убегает, а курица возвращается домой.

Кто внимательный (С.И.)

Цель игры : воспитывать

внимание и организованность.

Ход игры:

Дети строятся в колонну,

ш а г а ю т

п л о щ а д к е

в ы п олн я ют

д в и жен и я

присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на

месте. Отмечаются самые внимательные игроки.

Правила

игры:

подаются

р а з н о й

последовательности,

продолжают ходьбу в колонне.

Ручейки и озёра (С.И.)

Цель

игры:

выполнять

перестроения.

Ход игры. Дети стоят в 2-3 колоннах, с

одинаковым

количеством

играющих

разных частях зала – это ручейки. На сигнал

«Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных

направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!»

игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать медленно, не толкая друг друга.

Все дети в круге должны взяться за руки и поднять их вверх.

«Догони свою пару» (В.И.)

Цель

учить детей быстро бегать в заданном

направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать

умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту

движений. Способствовать проявлению выносливости.

Ход игры

Дети встают парами на одной из сторон площадки: один

воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону

площадки,

повторении игры дети меняются ролями.

2 вариант

Запятнать свою пару мячом.

«Второй лишний» (В.И.)

Цель:

учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди

Развивать

внимание,

Воспитывать

подвижным играм

Правила

игры: Бегать

пересекать

хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы

все могли включиться в игру.

Ход игры.

Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не

менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них

убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь

от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в

круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь

должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка

успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

2 вариант

Можно по кругу встать парами, тогда игра будет

называться «Третий лишний».

«Перелёт птиц» (В.И.)

Цель:

учить детей бегать свободно по залу, имитируя полёт птиц,

запрыгивать

скамейки,

спрыгивать,

приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать

по сигналу.

Ход игры:

На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце

зала – пособия, на которые можно залезть – это деревья.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как

крыльями разбегаются по всему залу, на следующий сигнал: «Буря!» -

дети бегут к возвышениям и прячутся там.

воспитатель

произнесёт:

пре крат ила с ь!»

с пус ка ют с я

возвышений

разбегаются

(птицы продолжают свой полёт). Во время

воспитатель

обязательном

осуществляет страховку детей.

2 вариант:

При приближении к снарядам – деревьям разложить

препятствия дети должны их перепрыгнуть.

«Жмурки» (В.И.)

Цель

учить детей бегать по площадке врассыпную,

двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные

сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу,

ловкость, быстроту действий.

Ход игры:

Выбирается

середину

комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз

разбегаются

старается

кого-нибудь

какой-либо

опасности,

предупредить

«Огонь!».

кого-нибудь

передаёт

пойманному.

2 вариант:

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за

которую играющие не имеют права забегать. Переступивший,

условленную

считается

сгоревшим

заменить Жмурку.

«Не наступи» (В.И.)

Цель : учить детей прыгать через палочку боком вправо,

Развивать

влево, внимание, ловкость. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

Подгруппа

длиной 40см, и встают от них справа. Под счёт воспитателя и

остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от

наступил на палочку, выходит из игры.

Усложнение : прыгать поочерёдно

каждой ногой вперед, назад.

«Перелёт птиц» (С.И.)

Цель:

гимнастической

спрыгивая с неё, не пропуская рейки. Бегать

врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Развивать

ловкость,

смелость,

внимание,

умение действовать по сигналу.

Ход игры:

1 вариант:

собирается

площадки

врассыпную,

напротив

гимнастической

воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив

крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям – влезают на

стенку. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно

спускаются

деревьев,

продолжают

2 вариант:

Птицы могут летать, используя разные

лестницы

использовать скамейки, кубы.

«Построй шеренгу, круг,

колонну» (С.И.)

Цель:

двигаться

площадке

направлениях не наталкиваясь, строится в колонну, шеренгу

по сигналу. Закрепить умение строиться в шеренгу, колонну,

находя своё место соблюдать равнение. Развивать внимание.

Ход игры: дети свободно ходят в разных направлениях по

площадке.

соответствии

сигналом

стараются

построиться

заранее, в каком месте можно встать в колонну или

шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь

ориентира.

Строиться

толкаясь,

место, соблюдать равнение в колонне, шеренге.

2 вариант:

Распределить

подгруппы,

побеждает

команда, которая быстрее и лучше выполнит построение

по сигналу.

«Ловля обезьян» (С.И.)

Цель:

гимнастической

способом,

поднимаясь и спускаясь, не пропуская реек, бегать врассыпную, не наталкиваясь

друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, подражать действиям

ловцов, координацию движений, быстроту действий, ловкость.

Ход игры:

Дети делятся на две группы – обезьян и ловцов

обезьян. Дети – обезьяны размещаются на одной стороне площадки,

где есть пособия для лазания, на противоположной стороне площадки

находятся ловцы. Обезьяны подражают всему что видят. Пользуясь

заманить

сговариваются, какие движения будут показывать и показывают их на

середине площадки. Как только ловцы выходят на середину площадки,

обезьяны влезают на лестницу и наблюдают за движениями ловцов.

Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны

слезают и приближаются к тому месту, где были

повторяют

движения.

«Ловцы» - обезьяны бегут к деревьям и влезают на

них. Ловцы ловят тех которые не успели влезть на дерево. И уводят к

себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Усложнения: Ловцы должны придумать сложные движения: шпагат,

мостик, и т. д.

«Быстро возьми» (В.И.)

Цель : учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по

сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют

предметов

камешки),

следующий сигнал «Быстро возьми!»

играющий

предмет и поднять его над головой.

Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.

Игра повторяется.

2 вариант:

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и

ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.

«Пройди бесшумно» (С.И.)

Цель:

проходить

проползать

бесшумно, не стоять без движения. Развивать умение двигаться легко,

на носках.

Ход игры:

Нескольким детям завязывают глаза. Они становятся парами друг

расстоянии

вытянутых

Остальные

стараются по одному проходить через ворота бесшумно, осторожно

пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе стоящие в воротах

поднимают руки, чтобы задержать проходящего. Побеждает тот, кто

сумел благополучно пройти через ворота.

Стоять без движения нельзя, проходить в ворота. Если стоящие в

воротах поймают играющих, они сразу же опускают руки вниз.

Усложнение: Пройти через ворота спиной вперёд.

«Линеечка» (С.И.)

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

Правила

игры: Строиться

очерёдность в шеренге значения не имеет

Ход игры:

Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По

команде расходятся или разбегаются в разных направлениях,

а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на

своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее

построилась.

«У ребят порядок строгий» (С.И.)

Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать

самоорганизованность и внимание.

Ход игры:

Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за

руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

последними

строятся в круги.

О т м еч а е т с я

ком а н д а,

ко т о р а я

правильно и быстрее всех построила

Правила игры. Дети должны встать в

те же круги, в которых стояли в начале

«Фигурная ходьба»

(С.И.)

Цель:

учить детей выполнять в соответствии с заданием разные

виды ходьбы: змейкой, улиткой, цепочкой, держась за руки. Развивать

умение ориентироваться на площадке, внимание.

игры: по

воспитателя

«Улитка»

дети берутся за руки и повернувшись влево идут за

концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами

спирали должно быть не менее 1 м.

«Змейка»

дети идут в колонне от одной стороны площадки к

поворачиваются

несколько раз.

«Иголка и нитка»

дети держатся за руки, образуя цепочку.

площадки,

останавливает

предлагает

сцепленные

проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для

образования

переворачивается

продолжает идти цепочкой.

Запрещённое движение» (М.И.)

Ц е л ь

и г р ы :

р а з в и в а т ь

м о т о р н у ю

п а м я т ь,

внимательность.

Ход игры . Игроки строятся в круг, в центре – педагог.

Он выполняет различные движения, указав, какое из них –

запрещённое.

повторяют

движения,

запрещённого.

Правила

игры .

повторил

запрещенное

движение, выбывает из игры. Запрещённое движение

надо менять через 4 – 5 повторений.

«У кого мяч?» (М.И.)

Ц е л ь

и г р ы :

в о с п и т ы в а т ь

в н и м а н и е

сообразительность.

Ход игры . Игроки строятся в круг, вплотную друг к

другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми

глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу

за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и

старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то

становится в круг, а тот, у кого был найден мяч,

становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Правила игры. Игрок, уронивший мяч при передаче,

временно выбывает из игры

«Мяч соседу» (М.И.)

Цель

игры:

закреплять

передачу

игры.

строятся

расстоянии

вытянутых

стоящих на противоположных сторонах круга, - по

передают

одном направлении, как можно быстрей, стараясь,

чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у

которого окажется 2 мяча.

Правила

игры .

передавать

соседнему

никого не пропускать.

«Ловишка с мячом» (В.И.)

Цель

учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг,

бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение

действовать

наталкиваясь

Воспитывать выдержку.

Ход игры:

расстоянии

вытянутых

становится в центр круга. Это – водящий. У ног

небольших

называет или проделывает ряд движений. Дети повторяют. Внезапно

воспитатель говорит «Беги из круга!» и дети разбегаются в разные

стороны. Водящий поднимает мячи и старается, не сходя с места

попасть в убегающих детей. Затем по сигналу «Раз, два, три в круг

скорей беги» дети снова образуют круг. Выбирается новый водящий.

2 вариант:

после нескольких секунд игры воспитатель говорит: «

Стоп!» и дети должны замереть на своих местах. Водящий целится в

того, кто стоит поближе и бросает мяч.

«День и ночь» (С.И.)

Цель игры : обучать детей умению

бросать и ловить мяч.

Ход игры :

У каждого из детей в руках по мячу. По

выполняют

знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в

кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По

команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала

Игра проводится 3 – 4 мин.

Правила

игры :

двигаться,

последует

команда «День!».

Кто двигается, выбывает из игры.

«Стоп» (В.И.)

Цель

учить детей бросать мяч о стену так, чтобы он, коснувшись стены,

отскочил

стараясь

запятнать игроков. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Ход игры:

Дети встают перед стеной на расстоянии 4-5 шагов. Водящий бросает в стену мяч,

так чтобы он коснулся стены, отскочил от неё. Бросая мяч, водящий называет

кого он назначает его ловить. Последний быстро ловит мяч на лету или

поднимает с пола. Если он поймает мяч, то сразу же бросает его о стену и

называет нового ловящего, если поднимает от земли

то, взяв его, кричит «Стоп!» и когда все остановятся,

пятнает, не сходя с места ближайшего ребёнка. Тот, в

свою очередь, берёт быстро мяч, кричит «Стоп» и

пятнает другого и так до первого промаха. После

промаха все идут снова к стене, но право бросать и

назначать

принадлежит

промахнувшемуся ребёнку.

При ловле мяча все разбегаются, но как только мяч

будет пойман и раздастся возглас - стоп, все должны

остановиться.

которого

увёртываться, присесть, нагнуться, подпрыгивать, но с места сходить нельзя.

«Пас» (С.И.)

Цель

учить детей передавать мяч друг, другу прокатывая

Развивать

глазомер,

точность

Ход игры:

Стоя напротив, дети передают мяч друг другу, прокатывая его

по земле ударом ноги.

2 вариант:

передают стоящему напротив или соседу по

3 вариант:

передавать

фишками расстояние 30см.

«Зевака» (С.И.)

Цель

: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками,

не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать

умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.

Ход игры:

Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках

большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх.

Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя

кого-нибудь

поймать, и в направлении того, кого назвали.

2 вариант

Дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч

вверх и называет имя того, кто должен его поймать все

Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А

тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто

стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам

бросает мяч вверх.

«Горячая картошка» (С.И.)

Цель игры : закреплять передачу мяча по кругу.

Ход игры :

Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч.

Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч

друг другу. Как только музыка остановилась,

которого

оказался

выбывает из игры. Игра продолжается до тех

пор, пока не останутся 2 игрока-победителя.

Правила игры :

При передаче мяч не бросать, уронившие мяч,

выбывают из игры.

«Перебрось через планку» (С.П.)

Цель

учить детей подбивать мяч, ногой снизу, стараясь

перебросить мяч через планку высотой 20-30см., потом 50-60

Развивать

ловкость

глазомер.

Воспитывать

спортивным играм.

Ход игры:

Подбивая

д о л ж е н

п о с т а р а т ь с я

перебросить мяч через планку,

приподнятую

земли на 20см, 60см, 100см.

2 вариант:

прокатился

планкой и не выкатился за пределы противоположной линии.

«Охотники и звери» (В. И.)

Цель:

учить детей бросать маленький мяч, стараясь попасть в

выполнять

имитационные

движения,

изображая

зверей. Развивать ловкость, глазомер.

Ход игры:

Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый

второй делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на

своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга.

Охотники

перебрасывают

стараются

попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот,

считается

подстреленным

круга. Затем игроки ме6няются ролями.

2 вариант:

охотников может быть 3-4, они находятся на одной стороне площадки,

на другой дом зверей – лес. По сигналу звери убегают в лес, а

охотники стреляют в них с места. Или могут бежать за зверями, но не

забегать в лес.

«Волшебная скакалка» (С.И.)

Цель

учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове

слогов. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать внимание,

координацию движений

Ход игры:

колоннах,

скакалки.

исполняющий

ведущего,

произносит

какое-нибудь

стоящие впереди колонны должны сказать, сколько частей в названном

слове, и выполнить столько прыжков вперед, сколько слогов в слове.

Воспитатель и дети отмечают правильность выполненных действий.

Выполнивший

правильно

переходит

сторону площадки, кто ошибся, тот встаёт в конец

2 вариант:

Дети прыгают на скакалке, пока не

Пробежать со скакалками вдвоём. Кто быстрее

пробежит до линии и не заденет скакалку.

«Перемени предмет» (В.И.)

Цель

перебегать

противоположную

площадки,

предмет и предавать своему товарищу. Развивать умение действовать

соблюдать

ловкость,

выносливость.

Воспитывать

настойчивость

достижении

положительных

результатов.

Ход игры:

На одной стороне площадки за

линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн.

На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны

очерчены круги диаметром 60-80см. каждый первый в колонне держит

в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого

кладётся

кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом

на своё место и поднимают принесённый предмет над головой. Тот,

считается

выигравшим.

Прибежавшие

передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны.

Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее

количество выигрышей.

Усложнение

: бежать за предметом змейкой между кеглями, не

уронив кегли.

«Чья колонна скорее построится?» (С.И.)

Цель:

учить детей двигаться по площадке в разных направлениях,

по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами

находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по

сигналу, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков.

Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку

или камешек и т.д. Все дети одной группы имеют один и тот же

площадки

выбирают

подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же

предметом.

направлениях.

строятся

соответствующего предмета в колонну.

2 вариант:

Воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети

останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это

время меняет места предметов, затем подаёт сигнал

«На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим

предметам и строятся.

«Перемена мест» (В.И.)

Цель

учить детей перебегать с одной стороны площадки на

другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение

строится

действовать

согласованно,

Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры:

Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к

другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов

(дистанция

расходятся

вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к

стараясь

оказаться

противоположного

поворачиваются

площадки

строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая

это быстрее.

2 вариант:

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

«Собери флажки» (В.И.)

Цель : учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на

другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко,

стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений,

координацию, внимание.

Ход игры:

На поле, площадке расставлены флажки через каждые 8-10м. в первом

играющих, во втором ряду ещё на 2 меньше. Таким

образом, если играют 10 детей то флажков должно

быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. по сигналу дети

старается

завладеть

первом ряду. Двое, не успевших, это сделать,

выбывают из игры. После второго этапа остаётся

участников,

сильнейших.

овладевший

последним

флажком, становится победителем.

Усложнение :

добраться

прыжками

продвижением

вперёд на двух ногах.

«Будь внимателен» (В.И.)

Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая

команду, какой из предметов нужно принести. Развивать

внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на

противоположной

(дистанция

напротив каждого лежат три предмета (кубик,

погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети

устремляются

предметам.

Примерно

середине

предметов

например

берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию,

выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот

предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант:

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать

взять предмет и поднять его вверх.

«Пингвины с мячом» (В.И.)

Цель

учить детей прыгать до зрительного ориентира на

стараясь

потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость,

быстроту движений, координацию.

Ход игры

Дети стоят в 4-5 звеньях.

Напротив каждого звена на расстоянии

5м ориентир - пенёк фишка. Первые в

звеньях получают по мячу. Зажав их

между коленями, прыгают к предмету, берут мя, и, обежав

ориентир, возвращаются каждый в своё звено и передают мяч

следующему.

Прыгать, не теряя мяча, потерявший должен снова зажать

мяч ногами и начать прыгать с того места, где был потерян

2 вариант:

Прыгать с мячом до ориентира и

обратно, играть командой.

«Бег в мешке» (В.И.)

Цель: учить детей прыгать

Развивать

л о в ко с т ь,

быстроту, выдержку.

Ход игры:

Двое - трое детей надевают себе на ноги просторные мешки и

ориентира,

преодолеть

расстояние быстрее тот и выигрывает.

Усложнение: в мешке находится 2 ребёнка.

«Кто самый меткий» (В. И.)

Цель:

вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в

неё. Развивать глазомер, моторику рук.

Ход игры:

Дети делятся на 4-5 звеньев. У одной из сторон комнаты

проводится черта, а на расстоянии 3 метров от неё ставится 4-

5 одинаковых мишеней. Дети по одному из каждого звена

выходят на линию и бросают мешочек, стараясь попасть в

цель. В конце подсчитывается количество очков в каждом

2 вариант:

увеличить

расстояние

можно сделать из подвешенных обручей.

«Сбей кеглю» (В.И.)

Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить

расстояния

предавая другим детям. Развивать глазомер, силу точность

Ход игры: на одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них

расстоянии

обозначают

подходят

линии становятся напротив кеглей, берут по

мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем

бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят

их следующим детям.

2 вариант:

отталкивать ногой.

«Быстрые и меткие» (В.И.)

Цель: учить детей метать мешочки в

горизонтальную

способом,

наперегонки. Развивать глазомер, точность броска, ловкость.

Ход игры:

2-4 детей бегут наперегонки, у каждого в руках по

два мешочка с песком. Добежав до линии, которая

находится

расстоянии

должны остановиться и бросить мешочки в круги

диаметром - 1м, нарисованные в 3 метрах от линии

финиша. Затем дети должны быстро вернуться на

Побеждает

забросил

мешочки и быстрее вернулся на место.

2 вариант:

Дети до линии финиша бегут, обегая кегли.

«Медвежата» (В.И.)

Цель: учить детей ходить на высоких четвереньках,

наперегонки. Развивать мышцы спины, ног, ловкость.

Ход игры:

Дети стоят на линии старта в парах по сигналу дети ползут на

высоких четвереньках до линии финиша.

соревнуются

четвереньках

медвежьи.

Усложнение:

через лужайку с перелезая через

«Не урони шарик» (С.И.)

Цель: учить детей ходить, держа в руках ложку с шариком.

Укреплять

моторику

Развивать

быстроту

движений,

ловкость.

Ход игры:

Дети по очереди – или одновременно 2-3 ребёнка, несут в

ложках шарики, стараясь не уронить донести до ориентира-8-

уронивший

шарик положить в ложку и продолжить движение с того

места, где шарик упал.

Усложнение: нести шарик,

преодолевая

п р е п я т с т в и е:

перешагивая

что-либо,

«Тройка» (С.И.)

Цель: учить детей ходить по площадке тройками, помогая

согласовывая

движения

движениями

сохранять

расстояние

тройками.

Развивать глазомер, ориентировку в пространстве, внимание.

Ход игры:

Дети встают по трое, держась за руки. Между тройками

расстояние не менее 1метра. В каждой

тройке средний ребёнок стоит лицом по

направлению движения, двое других с

правой стороны и левой от него стоят

спиной. По сигналу тройки двигаются

по площадке, по сигналу «Стой» останавливаются, меняются

местами в тройках.

Усложнение: устроить соревнование, чья тройка первая

придёт к финишу.

«Эстафеты в ходьбе» (В.И.)

Цель

учить детей выполнять разнообразные движения: ходьба по

извилистой

подлезание

перешагивание

предметы

скорость.

Развивать

ловкость,

выносливость, быстроту движений.

Ход игры:

Одновременно

несколько

зависимости

препятствий)

преодолевают

различные

препятствия

(подлезают,

пролезают, перешагивают и т. д.). побеждает ребёнок, который пришёл

к финишу первым и правильно выполнивший все задания.

2 вариант:

Пройти по извилистой тропинке (ш-20см, д-6 -10м); подлезть под

натянутый

опущенные

перешагнуть

несколько

положенных

«Полоса препятствий» (В.И.)

Цель

учить детей преодолевать полосу

препятствий

скорость,

выполнять

качественно.

Развивать

детей координацию движений, ловкость, быстроту, умение

передавать эстафету.

Ход игры:

качестве

препятствий

различные

скамейки,

преодоления

препятствий

например:

подлезть

несколькими

(рейками),

набивные

положенных

расстоянии

дру го го),

перепрыгнуть с места через две линии, проползти по скамье,

пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6-7 м

и метнуть его в цель. Оцениваются

быстрота и точность

выполнения задания.

В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях роботы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Эти упражнения, особенно циклического характера, могут вызывать утомление, при этом наблюдается снижение работоспособности. Поэтому такие упражнения следует давать во второй половине занятия.

«Рыбаки и рыбки».

Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой.

Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто все-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака».

2. «Кто быстрей».

Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой линии.

Описание игры: в середине площадки находится мяч; руководитель называет номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть мячом.

3. «Перехват мяча».

Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника.

Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч. Третий старается перехватить его.

4. «Тигробол».

Подготовка: игроки образуют круг 8 м, несколько «тигров» находятся в середине круга.

Описание игры: занимающиеся разыгрывают мяч между собой, «тигры» стараются коснуться мяча. Кто позволил «тигру» коснуться мяча становится на его место.

5. «Выбивалы».

Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.

Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая мяч между собой.

6. «Регби».

Подготовка: на площадке две команды по 5 человек, 6-й в воротах.

Описание игры: мяч устанавливается в центре. Обе команды стараются за мячом от линии своих ворот. Каждая команда старается доставить мяч за линию ворот соперника.

7. «Футбол на спине»

Подготовка: игроки располагаются в положении лежа на спине, упор руками сзади и развирывают мяч ногами. Команды стараются забить мяч в ворота соперника.

8. «Скачки».

Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».

Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии, »наездник» сидит верхом на «коне».

Задача. Быстрее достичь противоположной лицевой линии.

9. «Сумей догнать»

Подготовка: на беговой дорожке 16 игроков. Они находятся на расстоянии 25 метров друг от друга.

Описание игры: по сигналу начинается бег. Необходимо догнать впереди бегущего игрока, но и не допустить, чтобы тебя догнал сзади бегущий.

Игры для развития ловкости

Ловкость - это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия оценки. Под ловкостью понимают:

способность быстро осваивать новые движения;

способность осваивать сложные по координации движения;

3)способность быстро найти выход из двигательной ситуации.

Это качество проявляется в умении быстро перестраиваться

в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и ее совершенствовании. Для воспитания ловкости используют самые разные упражнения.

« Зоркий глаз».

Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленное действие. Например: поднятая вверх рука означает, что дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.

«Падающая палка».

Подготовка: занимающиеся становятся в круг. В центре круга водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.

Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку, игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.

3. «Мяч над веревкой».

Подготовка: через середину поля на высоте поднятой руки натягивается сетка или веревка. На каждой половине площадки располагается одна команда.

Описание игры: каждая команда старается бросить мяч над сеткой на поле соперника так, чтобы он коснулся земли и одновременно не допустить этого на своем поле.

4. «Передачи волейболистов».

Описание игры: занимающиеся становятся в круг и способом верхней передачи отбивают мяч вверх друг другу. Игрок, допустивший падение мяча, получает штрафное очко. Побеждает тот, кто меньше допустил ошибок.

5. «Только снизу».

Описание игры: обычная игра в волейбол, но передачи мяча разрешается выполнять только снизу двумя или одной рукой. В противном случае мяч передаётся на противоположную сторону, а команда получает очко.

6. «Бомбардиры».

Подготовка: участники стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч.

Описание игры: допустивший ошибку при приёме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Остальные, время от времени нападающим ударом посылают мяч в сидящих. Если попали в игрока, тот выходит из круга и продолжает игру. Обстрел длится до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки, тогда все встают, а игрок пробивший в руки садится в круг.

7. «По наземной мишени».

Подготовка: на волейбольной площадке чертятся два круга.

Описание игры: игроки поочереди разбегаются и бросают мяч в круг двумя руками. За удачное попадание команда получает очко.

8. «Точная подача».

Подготовка: на волейбольном поле чертятся квадраты.

Описание игры: игроки выполняют любую подачу, предварительно назвав номер квадрата, в который они хотят попасть. Игрок, попавший в квадрат, получает очко.

9. «Смена кругов».

Подготовка: на площадке чертят круги. Одна команда становится в круги, другая между ними.

Описание игры: команда, находившаяся вне круга, старается отобрать мяч у игроков круга, которые перебрасывают мяч между собой, не выходя из круга.

Игры для развития гибкости

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок.

Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнёром и упражнения близкие по своей структуре к упражнениям волейболиста, выполняющего технический приём.

1. «Кто быстрее передаст».

Подготовка: две команды выстраиваются в колонну. Дистанция между игроками в команде 1 м.

Описание игры: по сигналу обе команды начинают передавать мяч, используя верхнюю передачу мяча, сзади стоящему партнёру. Кто быстрее передаст мяч.

2. «Кто быстрее».

Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между партнерами-1м.

Описание игры: игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо, достигнув крайнего игрока, мяч передается в обратном направлении поворотом налево.

3. «Скамейка над головой».

Описание игры: по команде игроки наклоняются вправо и берут скамейку, переправляя ее над головой на другую сторону, потом переходят на другое место, чтобы скамейка оказалась слева, и выполняют упражнение вновь до условной линии. Игра выполняется по времени.

4. «Мостик и кошка».

Подготовка: строятся две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.

Описание игры: по сигналу первые пары от каждой команды начинают эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает " мост", а второй пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор, стоя согнувшись. Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и передают эстафету следующей паре.