«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка. Концепция педагогически организованной музыкальной среды как средства становления духовной культуры растущего человека Л

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка. Концепция педагогически организованной музыкальной среды как средства становления духовной культуры растущего человека Л
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка. Концепция педагогически организованной музыкальной среды как средства становления духовной культуры растущего человека Л

(из опыта работы)

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект , «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный , позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD -плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество
  • музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэто­му музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде­ния следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов­местно с воспитателем в группе и в кружках музыкаль­ного творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинте­ресовать их в слушании знакомой музы­ки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музы­кальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (ут­ренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музы­кальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе­ниями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Само­стоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи­большим потенциалом развития креа­тивности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный ин­ститут, в котором начинается система­тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совмест­ной работы с родителями за­висит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понима­ние родителями значе­ния музыкального воспи­тания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
  • научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
  • способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведе­ний об их музыкальной культуре (их музыкальные предпо­чтения), об их осведом­ленности о музыкальном развитии детей, их отно­шении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)

С целью музыкального просвещения родите­лей мы организуем проведение родитель­ских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных кон­сультаций, а также организацию обрат­ной связи, анкети­рование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспита­нию (подборки педагогической и пси­хологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совмест­ной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, вы­ставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы­кальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусмат­ривает согласование педагогами и родителями воз­можностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, му­зыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь­ствие от встречи со знакомыми произ­ведениями и более активно и совершен­но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы­кальном просвещении детей. Этим от­личается и эмоциональный фактор. Ув­леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулиро­вания творческой активности детей. Использование возмож­ностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их му­зыкальности в целом, художе­ственной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации му­зыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педаго­гические функции:

  • проводить диагностику среды и личност­ных качеств детей (музыкаль­ность, креативность, эмпатийность);
  • организовывать музыкально-образовательный процесс;
  • консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.

Список литературы

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.

Консультация для воспитателей

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

- творческая активность , т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;

- самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

- интеллект , «интеллектуальные способности»;

- «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;

- знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

- информационный , позволяющий развивать интеллект;

- социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

- эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде. Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей:

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный ин­ститут, в котором начинается система­тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совмест­ной работы с родителями за­висит дальнейшее развитие ребенка .

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понима­ние родителями значе­ния музыкального воспи­тания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

Сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;

Научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;

Научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведе­ний об их музыкальной культуре (их музыкальные предпо­чтения), об их осведом­ленности о музыкальном развитии детей, их отно­шении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т. п.)

Информационный фактор предусмат­ривает согласование педагогами и родителями воз­можностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, му­зыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь­ствие от встречи со знакомыми произ­ведениями и более активно и совершен­но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум.

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы­кальном просвещении детей. Этим от­личается и эмоциональный фактор. Ув­леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулиро­вания творческой активности детей. Использование возмож­ностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их му­зыкальности в целом, художе­ственной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Средовые аспекты развития социума, сильное, а зачастую и решающее воздействие определенным образом сформированной среды на человека было известно еще в глубокой древности. На основе закономерностей влияния среды создавались религиозные и общественные центры прошлого, в которых под воздействием всех видов искусства формировался определенный, востребованный в данный исторический период взгляд человека на мир, его духовные и душевные потребности, соответствующие принятым в обществе идеалам. Художественная среда в целом всегда несла на себе формирующие, воспитывающие функции, влияя на развития человека. В философии ХIХ века обращает на себя внимание углубленный интерес к историческим корням отдельных государств и народов, своеобразию этнических пространств человечества. Данная статья раскрывает особые свойства музыкальной среды, то есть среды, образованной с помощью художественно (пространственно, интонационно, ритмически, динамически, темброво) организованных звуков, которые определяются, в первую очередь их волновой природой, обусловливающей проницаемость и способность распространяться в любой физической среде. Современной наукой доказано, что каждая клетка человеческого тела обладает своими собственными типами вибраций и под влиянием резонанса или интерференции эти вибрации могут усиливаться или подавляться под воздействием звука (И.А. Алдошина, А.А. Володин, Н.А. Гарбузов, Н.А. Гезехус, Ю.А. Индлин, И.Г. Кобылянский). Следовательно, именно проницаемость звука обусловливает способность к созданию определенной среды, которая может обладать различными качествами в зависимости от того, какие именно звуки участвуют в ее формировании. Музыка занимала важное место в системе средневекового знания. «Христианство очень рано оценило возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и включило ее в свой культовый ритуал» (Даркевич В.П. Прикладное искусство //Культура Византии, вторая половина VII-ХII вв. - М., 1989. - С. 683). ХХ век преобразил сам «музыкальный ландшафт». Теперь он полон парадоксов, связанных со стремительным цивилизационным прогрессом. «Возник феномен массовой музыки. Этот вид музыки развивался столь стремительно, что уже ко второй половине прошлого столетия массовые жанры стали основными в музыкальной культуре, и сегодня народная, классическая или церковная музыка - это всего лишь маленькие островки в море разнообразной популярной музыки. Само понятие «музыка» в сознании современного человека, как правило, связано с тем или иным жанром массовой музыки, например, с популярной песней» (Курчан Н.Н. Музыкальная культура ХХ века // Мировая художественная культура. - М.: Питер, 2008. - С. 238-239). Современная молодежь часто воспринимает музыку исключительно в форме клипа - нового жанра, построенного на последовательности музыкальных фрагментов, поддержанных мелькающим видеорядом, что формирует лишь некое впечатление, ощущение, но не полноценный художественный образ, так как в клипе отсутствует его важнейшие составляющие - преемственность и развитие во времени. Возможно, клиповое сознание является реакцией на информационную перегруженность современного человека, попытку «свертывания», сокращения ее потока и, тем самым, становится неотъемлемым и закономерным признаком современной культурной (и в том числе, музыкальной) среды. «Это самозащита, однако, самозащита агрессивная, поскольку привычка к «клиповому сознанию» вытесняет все другие формы познания окружающего мира. Выбирая между простой и сложной работой, человек, как правило, делает выбор в пользу первого» (Глеб Черкасов. Однорукий диктатор //Газета.ru, 23 ноября 2004. http://www.gazeta.ru/comments/2004/11/24_a_202524.shtml). На основе системного анализа философской, исторической и искусствоведческой литературы нами была прослежена линия развития художественной и, в частности, музыкальной среды. Среди принципов построения музыкальной среды мы выделяем следующие: принцип комплексности, когда информационные, психологические, эстетические и нравственные коды воздействуют на человека в комплексе; принцип объединения (всех составляющих музыкальной среды и всех, кто является объектом ее воздействия); принцип отражения (идеалов эпохи, своеобразия этнических пространств и т.п.); принцип проницаемости (имеющий в своей основе волновую природу звука). В творчестве выдающихся педагогов-музыкантов, таких, как С.В. Зверев, А.Д. Артоболевская, Г.Г. Нейгауз, А.И. Ямпольский обращает на себя внимание взаимодействие и неразрывная связь профессиональной сферы деятельности этих педагогов с их личной сферой общения, жизни, ученичества. В истории русской музыкальной педагогики выдающиеся достижения базируются на высоком профессиональном мастерстве учителя, которое проявляется во взаимодействии с педагогикой культурных сообществ. К особенностям педагогической музыкальной среды, созданной в процессе работы с учениками выдающимися педагогами-музыкантами относятся: интентное педагогическое включение; создание атмосферы доверия и особой «родственности» близких по духу людей; высокий «нравственный градус»; обращение к внутренним силам учеников в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания; широта интересов и всесторонняя образованность педагога. Предъявляя высокие требования к личности учителя музыки, Кабалевский исходил из уверенности в том, что личность ученика может быть воспитана только неординарной, яркой личностью учителя. С этим направлением концепции связаны и основные трудности ее внедрения и развития. Очевидна нехватка высококвалифицированных специалистов, способных на должном уровне вести педагогическую работу во всех школах, осуществляя идею массового музыкального воспитания молодежи. Описав и проанализировав формы существования музыкальной среды, а также способы ее организации и бытования мы выделяем два основных ее вида - стихийный и культурный. Стихийный вид музыкальной среды был описан Е.П. Кабковой (Материалы международного интерактивного сетевого семинара «Воспитание искусством как фактор социализации личности», 2008 /art-education.ru). Исследователь утверждает, что Стихийная музыкальная среда складывается сама собой под влиянием разнообразных факторов и являет собой пример характерной для ХХ в. «клиповости». Важным отличием стихийной музыкальной среды является преобладание коммерческих форм музыкального искусства, зачастую воздействующих на подсознательном уровне таким образом, что у учащихся, погруженных в подобную среду, увеличивается и развивается агрессивность, замкнутость, неспособность к диалогу, неспособность к ежедневному труду, потребность дистанцирования от реальной действительности. В пространстве стихийно складывающейся музыкальной среды встречаются и образцы высокого музыкального искусства, однако их наличие или отсутствие зависит во многом от социальных факторов. Таким образом, мы можем уточнить определение стихийной музыкальной среды, которое в данной работе звучит следующим образом: стихийная музыкальная среда представляет собой такой вид музыкальной среды, который складывается сам собой под влиянием разнообразных, часто не связанных между собой факторов и являет собой пример характерной для ХХ в. «клиповости», когда современный школьник в своей обычной жизни находится под влиянием разнообразных, зачастую негативно на него влияющих музыкальных факторов. Исследователями всесторонне изучается влияние клипового сознания на личностные характеристики современной молодежи. Среди прочих изменений, в качестве наиболее очевидных отмечаются следующие: 1) снижение интереса к обучению, поскольку оно не рассматривается как способ формирования будущего, да и будущее мало интересует молодого человека. Основой мировоззрения служат формулы о быстротечности жизни и необходимости наслаждаться и «брать от жизни все»; 2) ослабление и снижение интереса к поиску и формированию духовных связей; усиление прагматического аспекта во взаимоотношениях с людьми; 3) доминирование индивидуалистических ценностей, направленных на удовлетворение таких качеств, как тщеславие, эгоизм и другие; 4) снижение способности индивида к самоанализу. Педагогически организованная музыкальная среда определяется автором как полимодальная, динамичная художественная звуковая среда, существующая в целостном пространстве культуры и способствующая осуществлению возвышения и совершенствования духовной сферы слушателей. Характерной особенностью культурной музыкальной среды является ее гармоничность, что обеспечивает сбалансированное, «консонансное» воздействие такой среды на человека. Даже очень сильные эмоции, вызываемые музыкой в культурной музыкальной среде способствуют не разрушению духовной сферы человека, а ее катарсическому очищению, что было отмечено многими исследователями, начиная с времен античности. Таким образом, мы можем утверждать, что культурная музыкальная среда отличается следующими признаками: полимодальностью, динамичностью, интеллектуальной наполненностью, гармоничностью, значительной степенью присутствия высоких образцов музыкального искусства, коммуникативным потенциалом, открытостью к диалогу, терапевтическими, здоровьесберегающими функциями, высоким уровнем вербальной составляющей. Основными составляющими педагогически организованной музыкальной среды являются: музыкальные произведения (в своем законченном виде или представленные в виде определенных фрагментов, отражающих тематический, эмоционально-образный или иллюстративный аспекты образовательного процесса), звучащие в записи; живая музыка в исполнении профессиональных исполнителей; музыка, звучащая в собственном непосредственном исполнении учащихся; носители живого музыкального звучания - музыкальные инструменты, имеющиеся в образовательном учреждении, в музыкальной студии, у детей дома, в музее; воображаемая музыка - то есть такая, которую учащиеся «слышат» внутренним слухом в процессе в процессе восприятия других видов искусства (произведений литературы, живописи, архитектуры, скульптуры и т.п.); так называемая «музыка природы» - пение птиц, шелест листвы, шум волн, ветра, гудение пламени в очаге, звон капели и т.п.; мелодия выразительной речи (содержательная и образная). Мы отмечаем следующие основные каналы, посредством которых происходит, по нашему мнению, воздействие музыкальной среды: канал вибраций (как наиболее общий, охватывающий все проявления звучащего мира); канал эмоций (как основу «средоточия духовной жизни общества»); вербально-аналитический канал (способствующий критическому осмыслению поступающей информации, ее ранжированию и оценке); коммуникационный канал (обеспечивающий, с одной стороны, связь между различными проявлениями музыкальной среды, а с другой - способствующий сближению, взаимопониманию людей, погруженных в музыкальную среду и испытывающих ее всестороннее влияние. К значимым особенностям музыкальной среды мы относим: глобальный характер, связь с гармонией мироздания, пространственную структуру, интенсивность ее влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, самодостаточность, и, одновременно, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами, стирание границ между искусством и реальностью. Таким образом, наиболее значимыми педагогическими условиями формирования духовных ценностей молодежи в процессе ее взросления являются те, что формируются и функционируют внутри специально созданной педагогической музыкальной среды на основе ее проницаемости, влиятельности и свойства консонантного воздействия на человека.

МБДОУ ЦРР Д/с № 117 «Дружная семейка»

учебный год

Выступление на педсовете

Тема: «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка».

Докладчик: Швацкая Н. В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.

^ К важнейшим показателям креативности относятся:

творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;

самовыражение, иначе-свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект»--способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку (Х. Гарднер);

знания и навыки (Л. Ермолаева-Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

информационный, позволяющий развивать интеллект;

социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществить функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей. Опосредованное управление, использующее в качестве педагогического средства окружающую среду, находится в настоящее время на стадии становления..

В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода:

1. Представленный в большинстве современных исследований, определяет среду, как условие реализации ребёнком своих способностей;

2. Возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств.

Один из основателей педагогики среды С. Т. Шацкий рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды (вслед за Л. Н. Толстым он называет её «духом школы», эмоциональным подъёмом, который настраивает детей на творческий труд).

Представление о среде как «микромодели культуры» находим в работе А. М. Лобка, посвящённой «вероятной образовательной среде», что говорит о необходимости при организации педагогического процесса использовать принцип культуросообразности. Представление о среде образовательного учреждения как средоточии культуры весьма важно в музыкальном образовании, которое находится на стыке образования и культуры.

В педагогических исследованиях чаще встречается понятие «образовательная среда», т. е. упор делается на её образовательную функцию. Однако и при таком подходе большинство авторов наделяют среду разнообразными функциями. Так, В. А. Ясвин выделяет разновидности сред (семейная, дошкольная, внешкольная, дополнительная, стихийная), выполняющие особые педагогические задачи.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р. М. Чумичева). Существует научное направление (Е. П. Белозерцев), которое трактует культурно-образовательную среду как «совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся. Среда-это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается человек. Знания, наука-средство приспособления к жизни в этой атмосфере, приобщения к абстракциям, понятиям, теоретическим моделям». Но это также и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность населения». Культурно-образовательная среда понимается представителями данного направления как средство формирования «живого, жизненного» знания, активно воздействующего на разум, чувства, эмоции, веру индивида. Педагогический потенциал культурно-образовательной среды способствует приобщению к триаде способов познания мира и человека: рационально-логического (наука), эмоционально-образного (искусство) и провиденциально-аксиологического (религия).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду; которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности.

Накопление знаний о составляющих среды: природной (М. В. Шептуховский), эстетической (Ю. С. Мануйлов), архитектурной (Л. П. Барышникова, В. Л. Глазычев), внешкольной (М. П. Кузьминова, Л. А. Цыганова), среды микрорайона (М. М. Плоткин)-привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями. Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

В. С. Мухина отмечала, что ребёнок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира, образно-звуковых систем, природы, социальных отношений людей. А. А. Остапенко, следуя данной логике, предлагает обобщить эьт реальности и выявить основные элементы, лежащие в основе педагогического процесса. Вслед за В. И. Слободчиковым, считающим, что объективная реальность и есть среда, которая опосредует становление внутреннего мира, он выделяет следующие составляющие педагогического процесса: предметно-пространственную среду; реальность социального пространства педагогики, которую он называет локальной субкультурой отношений; знаково-символьную реальность.

Известный эстонский средовед М. Хейдметс, рассматривая среду с точки зрения субъекта, разделял её на индивидуальную и групповую; объекты пространственной среды-на места (территории, помещения) и отдельные вещи; по характеру использования объектов-на постоянные и временные. Для организации среды это достаточно важное структурирование, позволяющее моделировать данный компонент через места деятельности ребёнка и отдельные объекты.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю. С. Мануйлова, разработчика теории средового подхода в воспитании. Он определят среду, «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни и что опосредует его развитие и определяет личность». Из этого можно сделать вывод: среда представляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему-либо научиться). Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Наконец, предметный компонент среды детей дошкольного возраста подробно описан в работах С. Л. Новосёловой. Она обосновывает понятие развивающей среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, можно представить предметно-развивающую среду как музыкально-образовательную, которая состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой, независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон, радиоприёмник и т. д.), относится к предметному компоненту. В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса.

На данный аспект обращают внимание многие исследователи, отмечая, что мотивационно-ценностное отношение к культуре-сложный процесс, обусловленный социальным окружением, средой и характером деятельности не только самой личности, но и людей, направляющих этот процесс.

В социальной составляющей среды необходимо выделить такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребёнка и культивирующего его музыкальное творчество, важная задача педагога.

О проблеме значимости социальной среды в развитии творческих способностей ребёнка говорил В. А. Ясвин, который показал, что педагоги должны учитывать не только среду учреждения, но и особенности семей воспитанников, в том числе взаимодействия с ребёнком в процессе домашнего музыкального воспитания. В творческой образовательной среде, по В. А. Ясвину, происходит саморазвитие свободной и активной личности: обучающийся становится субъектом своего развития (а не остаётся объектом педагогического воздействия), проявляет активность в использовании возможностей среды.

Следуя из вышесказанного, творческая образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Таким образом, творческая среда характеризуется прежде всего творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.

С. Л. Новосёлова разработала требования к развивающей предметной среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству коренится в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами, в любознательности, интересе, превышающем своей мотивацией получение утилитарного результата.

Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л. С. Выготский).

Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе-им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки-пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки-пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность-пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т. д.)

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего-иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве-ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве-предметная, в дошкольном детстве-игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.

В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей), посещение одной из студий (по выбору детей и родителей).

На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые ситуации и т. п.

^ Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду-на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э. П. Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимные моменты и т. д.). Кроме того, дети (по желанию) посещают кружки, в которых осуществляется совместная с музыкальным руководителем деятельность;

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

^ 3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.).

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков (см. схему 1).

Среда ДОУ как место музыкальной деятельности.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ.

Создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и др. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечивающих разнообразную музыкальную деятельность ребёнка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к среде-её проблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности.

^ Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды

(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео-- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.

^ Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.

^ Эмоциональный фактор данной среды включает психологический компонент, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребёнок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребёнка полюбить музыку-ею можно только увлечь.

^ Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она имеет-должна иметь-потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

^ Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей-он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т. п.).

Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т. д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями, доступными им по стилю и оформлению.

^ Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и др.

Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателей записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребёнка.

^ Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализатором данного процесса.

^ Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей-такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка.

Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. В предлагаемой технологии музыкального образования детей семье уделяется большое внимание.

^ Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад-это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Основная проблема во взаимодействии с семьёй-непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности.

^ Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик»), анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант), создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).

^ Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы еа лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент.

Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но можно использовать и такие, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».

Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются. Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта позднее-другие произведения русской и зарубежной классики).

Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии. Они, как показывает практика, знакомятся с «Музыкальным дневником группы» и пользуются отражённой в нём информацией, внимательно осматривают выставку музыкально-педагогической и психологической литературы, принимают участие в конкурсах «Рисуем музыку», «Сделай сам игрушку-музыкальный инструмент».

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми.

Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.

Социум как среда музыкального просвещения ребёнка.

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателями, с одной стороны, и родителями-с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы-они уже слушали их в ДОУ и семье. Это даёт детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов

(большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей-развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Литература

Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда Липецкой области: неизбежность изучения // Материалы научно-практической конференции «Региональный аспект в образовании и воспитании учащихся». Липецк: ЛГИУУ; Елец, 2003.

Глазычев В. Л. Дух места // Освобождение духа./ Под ред. А. А. Гусейнова и В. И. Толстых. М., 1991.

Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2004.

Мануйлов Ю. С. Персонализация среды коллективом как фактор восприятия её личности // Психология и архитектура. Таллин, 1983.

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дисс…… д-р пед. Наук. М., 1998.

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. И доп. М., 1985.

Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда. М., Просвещение, 1997.

Остапенко А. А. Скрытые факторы образования //

Бэлла Вербицкая

Слайд №1 : Представление темы.

Слайд №2 : Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды .

Слайд №3 : Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре .

Таким образом , музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей .

Слайд №4 : Среда , окружающая ребёнка в учреждении, семье и социуме, может стать средством становления его креативности в том случае, если педагог способен быть организатором. Для этого необходимо знать состав, структуру среды , механизм её воздействия на личность. Учитывая всё это, педагог будет опосредованно руководить процессом музыкального образования ребёнка .

Слайд №5 : Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовый подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально -эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ , семье и социуме. В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ , семьи и учреждений культуры и образования .

Слайд №6 : ДОУ состоит из двух блоков.

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности :

Блок не регламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) в группе вне занятий.

Музыкально- образовательная среда семьи состоит из :

Совместной с родителями;

Самостоятельной музыкальной деятельности детей .

Музыкально- образовательная среда учреждений культуры и образования , направленная на музыкальное просвещение детей , посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.)

Слайд №7 : Музыкально- образовательная среда ДОУ (регламентированной) деятельности организована в музыкальном зале .

Музыкально -предметно-развивающая среда ДОУ (не регламентированной) деятельности организована в группах детского сада. Она организуется по трём основным блокам : *) восприятие музыки , *) воспроизведение музыки , *) музыкально -творческая деятельность. Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской музыкальной деятельности . Оформление музыкальных зон в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Слайд №8 : Музыкально- образовательная среда должна :

* учитывать возрастные интересы развития ведущей детской деятельности;

* соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития;

* Учёт исходной инициативности ребёнка, его стремление сразу же на деле применять приобретённые знания, как ясные, так и проблематичные;

* Развивающая музыкально- образовательная среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей со взрослыми в этой среде ;

* Ребёнок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в их предметной среде .

Разработка и оценка предметно-развивающей среды опирается на ряд критериев : Слайд №9 :

1. Качество содержания развивающей предметной музыкальной среды

Разработано с учётом деятельностно-возрастного системного подхода ,

Отражает полноту детской музыкальной деятельности ,

Отражает системность в овладении ребёнком музыкальной деятельностью ,

Обеспечивает детям возможности для их музыкально -творческого развития,

Представление проблемности для решения задач, проблем, возникших по ходу музыкальной деятельности ,

Соотносится с ведущим видом деятельности,

Динамичность содержания среды .

Слайд №10 :

2. Качество структуры развивающей предметной музыкальной среды :

Структура мини-центров представлена в виде целостных модулей, имеющих трансформирующиеся детали,

В мини-центрах представлены все виды детской музыкальной деятельности ,

Структура мини-центра создаёт условия для активного, развивающего характера музыкальной деятельности (пособия, инструменты,

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей.

Слайд №11 :

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в среде музыкальной деятельности :

Красочное оформление миницентров,

Среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка,

Пособия добротны, эстетичны, просты,

Мини-среды оформлены в одном стиле.

Среда организованной музыкально -творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях ,

праздниках, которые проходят в музыкальном зале , светлом, просторном, эстетически оформленном.

В зале имеются комплекты кукольных театров, две напольные ширмы, что позволяет разыгрывать музыкальные кукольные спектакли , драматизации, концерты для родителей.


Музыкальный зал оснащен техническими средствами : имеются 2 музыкальных центра , телевизор, DVD-плеер, пианино, стереофонический усилитель звука.


Музыкальные инструменты ,


игрушки, пособия,


музыкально -дидактический материал



хранится в зале, в специально отведённом месте.

Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой .


Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.



Организация не регламентированной деятельности требует соблюдения необходимых условий.

В каждой группе создан музыкальный уголок ,

1 младшая группа :


2 младшая группа :


Средняя группа :


Старшая группа :


Подготовительная к школе группа :


где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар ; кассеты с записью инструментальной музыки , детских песен и музыкальных сказок .

Слайд №12 : Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду , так и дома. Среда – это атмосфера , в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Она становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное наполнение повседневной, прежде всего, жизнедеятельности детей . Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач , фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и ауди отеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек , музыкальных инструментов , самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры .

Очень важно чтобы музыкальная деятельность детей в семье протекала с участием взрослых. Творческие способностей дошкольника смогут развиваться только при условии, если дома окружающие участвуют в творческом процессе развития ребёнка. Доказано, что способность к творчеству имеет корни в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами.

Слайд 13 : Среда социума является местом . Музыкальный руководитель и воспитатели согласовывают с родителями использование возможностей среды социума в музыкальном образовании детей .

Слайд 14 : Особенность социального фактора заключается во встрече детей с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной культуры , с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей . То же относится и к эмоциональному фактору. Увлечённость профессионалов, с которыми сталкиваются дошкольники , достаточно заразительна, что позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей .

Вывод : Подводя итог анализа музыкально- образовательной среды ДОУ , семьи и социума можно сделать вывод, что лишь при тесном взаимодействии музыкального руководителя , воспитателей, семьи и социума культуры музыкально- образовательная среда становится мощным средством музыкального образования детей дошкольного возраста .

Слайд 15 : Литература.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования .

2. Э. П. Костина. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : монография. – Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования , 2011 год.

Статья «Музыкально -творческий потенциал средового окружения ребёнка как средство становления и развития его креативности»; Стр. 185

Статья «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности » ; Стр. 199

Статья «Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка»; Стр. 203

Статья «Социум как место музыкального просвещения ребёнка » ., Стр. 206

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание . 2004. №1.

4. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.

5. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.