Могучая кучка - пятеро смелых. Композиторы «Могучей кучки» Художественная культура пореформенной Руси

Могучая кучка - пятеро смелых. Композиторы «Могучей кучки» Художественная культура пореформенной Руси
Могучая кучка - пятеро смелых. Композиторы «Могучей кучки» Художественная культура пореформенной Руси

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «Дружный»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

План – конспект занятия

Содружество русских композиторов «Могучая кучка».

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Педагог дополнительного образования

УФА 2016 г.

Тема: Содружество русских композиторов - «Могучая кучка».

М. П. Мусоргский фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Объединение «Игровая радуга»

Год обучения: 1- 4 год обучения

Педагог дополнительного образования:

Пономарева Наталья Александровна

Место проведения: ДДТ «Дружный»

Цель: Приобщить детей к лучшим образцам русской музыкальной культуры.

Задачи:

Обучающие:

Знакомство с великими композиторами девятнадцатого века творческого союза «Могучая кучка»;

Знакомство с произведением М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»;

Научить излагать свои мысли.

Развивающие:

Развивать умение различать образный характер музыки;

Развивать музыкальный слух и память;

Воспитывающие:

Привить интерес к классической музыке;

Воспитывать чувства гордости за отечественную музыку.

Оборудование:

Фортепиано, аудиокассеты, компьютер, мультимедиа-проектор.

Ожидаемые результаты

Знать:

Союз русских композиторов «Могучая кучка»;

Фортепианную сюиту «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Уметь:

Уметь рассказать о русских композиторах 19 века;

Узнавать пьесы фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

Формы организации работы: групповая.

Формы организации работы педагога: организаторская, обучающая, развивающая.

Ход занятия.

1.Организационная часть.

Звучит пьеса «Прогулка» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки»

М. П. Мусоргского.

Педагог: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости и родители!

Сегодня мы будем говорить о великих русских композиторах 19 века, и о прекрасном произведении М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». И какая будет тема нашего занятия?

Прогнозируемые ответы детей.

(слайд с изображением русских композиторов «Могучей кучки»)

2.Основная часть

В середине девятнадцатого века был создан творческий союз русских композиторов «Могучая кучка». В эту группу композиторов входили: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи. Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской музыкальной школой», а также «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева.

История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. Он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. На одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии. Кюи очень любил музыку. Своими новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу «Кавказский пленник». Следующим композитором, присоединившимся к группе, был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. К балакиревскому кружку присоединяются Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком. Ещё в годы студенчества в Медико-хирургической Академии Бородин, играя на виолончели, часто участвовал в ансамблях любителей музыки. До встречи с Балакиревым Бородин сам написал несколько камерных сочинений. Таким образом, сформировался балакиревсий кружок. Большая заслуга в воспитании и развитии его участников в тот период принадлежала М.А.Балакиреву. Он был их вождём, организатором и учителем. К этому времени у каждого из них было создано много крупных самостоятельных произведений. Так, Мусоргский написал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» и первую редакцию «Борис Годунов». Римский-Корсаков – симфонические произведения «Антар», «Садко» и оперу «Псковитянка». Балакиревым были сочинены его основные произведения: симфоническая поэма «В Чехии», увертюра «1000 лет», блестящая фортепьянная фантазия «Исламей», «Увертюра на три русские темы», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир». Бородин создал первую симфонию. Кюи окончил оперу «Ратклиф». Каждый из композиторов, входивших в «Могучую кучку», представляет собой яркую творческую индивидуальность. Однако историческое своеобразие «Могучей кучки» заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив передовых художников своего времени. Ведущую линию в тематике произведений «кучкистов» занимают жизнь и интересы русского народа. Композиторы записывали, изучали и разрабатывали образцы народного фольклора. Они смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Создавая художественные произведения для народа, говоря на языке ему понятном и близком, композиторы делали свою музыку доступной самым широким слоям слушателей. Влияние западноевропейских театров в России обеспечивалось всеми государственными привилегиями. Преодолевая преграды, чинимые продвижению «национальной» музыки, нападки со стороны критиков, композиторы «Могучей кучки» упорно продолжали своё дело развития родного искусства. Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере.

Физкультминутка

Упражнения для рук и пальцев .

3. Практическая часть.

Сегодня мы познакомимся с одним из величайших русских композиторов Модестом Петровичем Мусоргским и его сюитой «Картинки с выставки».

Модест родился 21-го марта 1839-го года в имении на Псковщине. Начиная с шести лет, его мама взяла на себя руководство музыкальным образованием сына. А в 10 лет он поступил в Петропавловскую школу в Санкт-Петербурге. Спустя три года он перешел в Школу гвардейских прапорщиков. В то время Модест совмещал учебу в Школе с обучением у пианиста Герке.

Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией.

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке. По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана. Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора. Через год после этого трагического события была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом. Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки. Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам. Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка». Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной.

Сюита состоит из 10 пьес, прообразом которых стали различные произведения Гартмана: его акварели («Катакомбы»), рисунки («Избушка на курьих ножках»), архитектурные проекты («Богатырские ворота»), эскизы игрушек («Гном»), и костюмов к балетному спектаклю («Балет невылупившихся птенцов»), и наконец живописные портреты («Два еврея – богатый и бедный») и жанровые зарисовки («Тюильрийский сад»).

Тема прелюдии – широкая, в русском народном духе.

Звучит Прелюдия.

Первая картинка «Гном»- это фантастический этюд. Фигурка неуклюжего, кривоного гнома, оживает в музыке. Сказочный образ обитателя горных недр.

Звучит пьеса «Гном».

Какая музыка по характеру?

Прогнозируемые ответы детей.

Следующая картинка называется «Тюильрийский сад» .На картине Гартмана живописная зарисовка аллеи Тюильрийского сада с пестрой толпой детей и нянек. В музыке слышен гомон озорной ребячьей возни («ссора детей после игры») и добродушный разговор нянюшек (в среднем эпизоде).

Звучит «Тюильрийский сад».

И вот снова неожиданность – волшебное скерцино (шутка) «Балет невылупившихся птенцов».

Блеск остроумия, мастерство изобразительности соединились в обаятельной музыке миниатюрного «балета».

Звучит « Балет невылупившихся птенцов».

Перед нами картинка «Лиможский рынок» ,показывающее шумную суету рыночной площади, толпу лиможских кумушек, азартно обсуждающих городские новости.

Звучит пьеса «Лиможский рынок»

Как звучала эта пьеса?

Прогнозируемые ответы детей.

Следующая картинка уносит воображение композитора в волшебный мир русской сказки. «Избушка на курьих ножках»- в акварели Гартмана – изящное обрамление бронзовых часов. В восприятии Мусоргского –фантастический образ Бабы-Яги. Она и является героиней музыкальной пьесы. Это чудесное русское скерцо в народном духе, картинно воспроизводит сердитое постукивание «костяной ноги» и лихой полет злой волшебницы в ступе с помелом, и загадочность темного дремучего леса

Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках».

А сейчас предлагаю поиграть в игру: по страницам «Картинок с выставки», постарайтесь угадать музыкальные пьесы.

Звучат фрагменты пьес, дети отгадывают.

М. П. Мусоргский - один из самых выдающихся композиторов XIX века.

Будучи автором опер, романсов, хоровых сочинений, то есть преимущественно вокальным композитором, Мусоргский избирает слово в качестве главного носителя смысла. Творческая энергия гениального композитора, объединившего музыку и слово, создала искусство.

Сочинения Мусоргского - не “вокальные сочинения”, а повествования, написанные сердцем и душой композитора. Глубоко искренние, полные сострадания, они повествуют о жизни народа, отдельных людях и судьбах.

Творческое наследие Мусоргског необычайно велико и разнообразно. Им написано 5 опер, вокальные циклы, сифонические картинки «Ночь на Лысой горе», фортепианная сюита «Картинки с выставки», романсы и песни.

М. П. Мусоргский - один из величайших творцов музыкального искусства, создавший изумительные по силе и красоте музыкальные произведения. Его музыка, имеющая всемирную известность, составляет национальную гордость русского народа.

3.Заключительная часть

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? Что узнали нового?

Прогнозируемые ответы детей.

Педагог индивидуально говорит о каждом ребенке и отмечает его активность на занятии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Могучая кучка» или Балакиревский кружок Балакирев М.А.

История создания. «Могучая кучка»-это общепринятое наименование группы композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918).

Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской музыкальной школой», а также «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли «Пятёрка» по числу главных представителей. Композиторы «Могучей кучки» выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века.

История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым.

Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) организатор и вдохновитель «Могучей кучки». Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы.

Владимир Васильевич Стасов – интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником.

В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко. Своими новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет в 1857 году скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу «Кавказский пленник», а в 1859 году – одноактную комическую оперу «Сын мандарина».

Цезарь Антонович Кюи (1835-1908) Военный инженер. Основные произведения: оперы:«Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.

Следующим композитором, присоединившимся к группе «Балакирев – Стасов – Кюи», был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над своими музыкальными произведениями. Основные произведения: Оперы:«Саламбо»,«Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен.

В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

А. П. Бородин (1834-1887) Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. Тесная связь с русским фольклором.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Первую симфонию написал в 19 лет. Основные произведения: оперы «Снегурочка». «Садко», «Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом».

Становление и развитие взглядов «кучкистов». Большая заслуга в воспитании и развитии его участников в тот период принадлежала М.А.Балакиреву. Он был их вождём, организатором и учителем. Методы занятий Балакирева с учениками были своеобразными. Он прямо задавал сочинять симфонии, увертюры, скерцо, оперные отрывки и т.д., а потом рассматривал и строго анализировал сделанное. Балакирев сумел внушить своим товарищам по кружку и необходимость широкого самообразования. Помимо Балакирева, огромную роль в руководстве композиторской молодёжью принадлежала и В.В.Стасову. Участие Стасова в деятельности кучки было многообразным. Нередко Стасов подсказывал сюжеты для произведений и помогал в их разработке и во всестороннем обсуждении уже созданных произведений.

Каждый из композиторов, входивших в «Могучую кучку», представляет собой яркую творческую индивидуальность и достоин самостоятельного изучения. Однако историческое своеобразие «Могучей кучки» заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив, боевое содружество передовых художников своего времени, спаянных идейным единством, общими художественными установками. В этом отношении «Могучая кучка» была типичным явлением своего времени. Подобные творческие содружества, кружки, товарищества, создавались в различных областях искусства. . В живописи это была «Художественная артель», положившая затем начало «передвижничеству», в литературе – группа участников журнала «Современник».

Русский народ в творчестве композиторов. Ведущую линию в тематике произведений «кучкистов» занимают жизнь и интересы русского народа. Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывала образцы народного фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»). Преодолевая преграды, чинимые продвижению «национальной» музыки, нападки со стороны критиков, композиторы «Могучей кучки» упорно продолжали своё дело развития родного искусства и, как писал впоследствии Стасов, «товарищество Балакирева победило и публику, и музыкантов. Оно посеяло новое благодатное зерно, давшее вскоре роскошную и плодовитейшую жатву».

Общественность и «Могучая кучка». Композиторы «Могучей кучки» вели большую общественно-просветительскую работу. Первым общественным проявлением деятельности балакиревского кружка явилось открытие в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Главным организатором были М.И.Балакирев и хормейстер Г.Я.Ломакин. Бесплатная музыкальная школа основной своей задачей ставила распространение музыкальных знаний среди широких масс населения. Уже к концу 70-х и началу 80-х годов творчество композиторов «Могучей кучки» завоёвывает широкую известность и признание не только у себя на родине, но и за рубежом.

Распад «Пятерки». «Могучая кучка» как единый творческий коллектив просуществовала до середины 70-х годов. К этому времени в письмах и воспоминаниях её участников и близких друзей всё чаще можно встретить рассуждения и высказывания о причинах её постепенного распада. Наиболее близок к истине Бородин. В письме к певице Л.И.Кармалиной в 1876 году он писал: «...По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школой, над тем, что человек унаследовал от других. ...Наконец, у одного и того же, в различные эпохи развития, в различные времена, взгляды и вкусы в частности меняются. Всё это донельзя естественно». Первым из деятелей «Могучей кучки» ушёл из жизни Мусоргский. Он умер в 1881 году. Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжёлыми. В 1887 году умер А.П.Бородин. Со смертью Бородина пути оставшихся в живых композиторов «Могучей кучки» окончательно разошлись. Балакирев, замкнувшись в себе, совсем отошел от Римского-Корсакова, Кюи давно отстал от своих гениальных современников. Один Стасов оставался в прежних отношениях с каждым их трех.

На великих традициях «Могучей кучки» Римский-Корсаков воспитал целое поколение музыкантов. Среди них такие выдающиеся художники, как Глазунов, Лядов, Аренский, Лысенко, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Штейнберг, Мясковский и многие другие. Они донесли эти традиции живыми и действенными до нашего времени. Глазунов, Лядов,Римский-Корсаков

Влияние творчества «кучкистов» на мировое музыкальное искусство. Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность. Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.

«Ночь на лысой горе»

Опера «Борис Годунов»


Cлайд 1

Презентация выполнена Коротенко Людмилой Алексеевной, учителем музыки МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.» «Могучая кучка»

Cлайд 2

«Могучая кучка» В 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве было организовано Русское музыкальное общество, цель которого – сделать искусство доступным для широкого круга любителей музыки. Камерная, симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, придворных залов, где она раньше звучала, и стала достоянием демократических кругов слушателей.

Cлайд 3

Особенно важную роль сыграли концерты «Бесплатной музыкальной школы», основанной выдающимся музыкантом М.А. Балакиревым. В шестидесятые годы вокруг него объединилась группа молодых исполнителей.

Cлайд 4

В содружество входили: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи

Cлайд 5

Владиимир Васильевич Стасов (1824 -1906) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Известный исскуствовед В.В. Стасов вдохновлял их на создание музыкальных полотен, достойных великой России. Он назвал эту группу «Могучей кучкой». «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». – писал Стасов в своей статье после одного из концертов под управлением Балакирева.

Cлайд 6

Милий Алексеевич Балакирев (1836 -1910) – тогда молодой, ярко талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники.

Cлайд 7

Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве. Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Cлайд 8

Александр Порфирьевич Бородин (1833 -1887) - русский учёный-химик и композитор. Им создано более 40 научных работ по химии. Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы.

Cлайд 9

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор, член «Могучей кучки». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов», «Хованщина», сюита «Картинки с выставки».

Cлайд 10

Николай Андреевич Римский - Корсаков (1844 - 1908) Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Н.А. Римского – Корсакова называют композитором – сказочником. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Cлайд 11

Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели, хоры, вокальные ансамбли, романсы(более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Cлайд 12

Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы русского музыкального фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка» (Н.А. Римский-Корсаков), «Хованщина», «Борис Годунов» (М.П. Мусоргский). Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин. В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

1 слайд

«Могучая кучка» - пятеро смелых Моряк, военный, химик, инженер. И лишь один – профессиональный музыкант. Вместе – «Могучая кучка». Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи и Балакирев. Композиторы, благодаря которым в XIX в. в России появилась – и заявила о себе на весь мир – своя национальная музыкальная школа.

2 слайд

Сами они называли себя «Балакиревским кружком». А в историю с легкой руки великого критика Владимира Васильевича Стасова вошли как «маленькая, но уже могучая кучка русских музыкантов», проще говоря – «Могучая кучка». Пятеро смелых, боровшихся за право русской музыки на существование и победивших в этой борьбе: Милий Алексеевич Балакирев, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюри…

3 слайд

Милий Балакирев Исполнительский талант основателя кружка Милия Балакирева проявился в раннем возрасте. Семья, жившая в Нижнем Новгороде, решила, что мальчик обязательно станет пианистом, музыкантом. Вскоре и меценат нашелся – местный промышленник А. Улыбышев, у которого было две страсти – музыка и собирание книг. Он содержал собственный домашний оркестр, а библиотека занимала несколько комнат его особняка. Юный Балакирев проводил долгие часы среди улыбышевских фолиантов. Читал все – от классики мировой литературы до специальных книг по теории музыки. И так получил очень неплохое музыкальное образование. А до 1862г. в России не было ни единого музыкального заведения! А первую дирижерскую практику имел уже в 18 лет – на пасхальном концерте улыбышевского оркестра.

4 слайд

В середине 50-х гг. 19-летний музыкант решил покорить столицу. Первые же его концерты в Петербурге привлекли огромное внимание публики. Его имя становится известным, модного пианиста-виртуоза (исполняющего и музыку собственного сочинения) наперебой приглашают на светские рауты.

5 слайд

Но вскоре Балакирев отказывается от выгодной, казалось бы, карьеры исполнителя. У него иная цель! Вслед за глинкой он хочет развивать национальные традиции в музыке, быть музыкантом-просветителем. Горячие речи Милия Алексеевича, его исключительная музыкальная одаренность и любовь к национальному искусству действовали на окружающих гипнотически: «… обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения…» (из воспоминаний Римского-Корсакова). Вокруг Балакирева быстро складывается кружок молодежи, из которого на первых порах выделяется молодой военный инженер Цезарь Кюи.

6 слайд

Цезарь Кюи Вообще-то Цезарь Антонович Кюи был на два года старше Балакирева. И к 1856г., когда юный музыкант только завоевывал столицу, он уже окончил солидную Инженерную академию. Кюи хорошо разбирался в музыке, играл на скрипке и фортепиано и даже пробовал сам писать. В его родном городе Вильно гармонией с ним занимался знаменитый польский композитор Станислав Монюшко.

7 слайд

Но до поры до времени инженер Кюи не придавал своему хобби – музыке – серьезного значения. Балакирев убедил Кюи всерьез заняться музыкой и стал для него учителем, критиком, помощником. Впрочем, даже завоевав признание как композитор, Кюи не бросил своей основной деятельности: после окончания академии он остался преподавать в ней фортификацию. А в 1878г. был назначен профессором и занимал кафедры одновременно в трех военных академиях: генерального штаба, Инженерной и Артиллерийской. Вот названия наиболее заметных работ выдающегося русского композитора: «Краткий учебник полевой фортификации», «Атака и оборона современных крепостей», «Роль долговременной фортификации при обороне государств». По ним училось не одно поколение русских военных инженеров! И как композитор Кюи тоже был весьма плодовит: оперы, сюиты, тарантелла (блестяще переложенная Ф. Листом для фортепиано), пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели и, конечно, романсы (среди его любимых авторов – Пушкин, Некрасов, А.К.Толстой). Но все же больше всего Кюи был известен современникам как музыкальный критик.

8 слайд

Боевой характер его статей, их литературный блеск, то же изящество стиля, что и в музыке, вывели Кюи в число наиболее авторитетных и опасных для недругов литераторов. К его мнению прислушивались, его рецензий боялись. Ему верили. Защищая творчество своих соратников по «Могучей кучке» Кюи камня на камне не оставлял от своих оппонентов. Но какой ужас испытали друзья, когда Кюи с той же мощью, с тем же остроумием обрушился на гениальное, новаторское произведение своего собрата М.Мусоргского – оперу «Борис Годунов», которая была посвящена товарищам по кружку! Этого «Ножа в спину» Мусоргский не простил Кюи до конца дней. Позже поэт Алексей Апухтин написал эпиграмму: Но кто сей Цезарь, сей Кюи? Он стал фельетонистом, Он мечет грозные статьи на радость гимназистам. Он, как Ратклиф, наводит страх, Ничто ему Бетховен, И даже престарелый Бах бывал пред ним виновен.

9 слайд

Модест Мусоргский А начиналось все идиллически – Мусоргский стал третьим постоянным участником балакиревских музыкальных вечеров. Случилось это в 1857г., когда будущему гениальному композитору было все лишь 17 лет. Родина его – село Карево на Псковщине. Русская глушь, где сам «дух народной жизни», как говорил Модест Петрович, сохранился в неприкосновенности. Первые музыкальные опыты Мусоргского проходили дома под руководством матери. Десяти лет от роду потомка старинного дворянского рода отвезли в Петербург, в Школу гвардейских подпрапорщиков.

10 слайд

Обучение в школе произвело на Модеста столь сильное впечатление, что первое же его музыкальное произведение, полька для фортепиано, было названо «Подпрапорщик». По окончании школы Мусоргский был зачислен в Преображенский гвардейский полк. Казалось, будущее предрешено, однако молодой человек явно тяготился военной рутиной. Он не только блестяще играл на фортепиано, но и свободно импровизировал, был очень начитан, прекрасно знал философию, историю, нрав имел раскованный и веселый, был общительным, тянулся к людям. Знакомство с Балакиревым и Кюи оказалось судьбоносным, он с радостью отказался от военной службы во имя искусства. Мусоргский готовится писать большую музыкальную драму. Ежедневно бывая у Балакирева, молодой композитор обсуждает с ним планы, учится у него инструментовке, композиции, много времени проводит за роялем. Именно таким увидел экс-прапорщика молодой гардемарин Николай Римский-Корсаков.

11 слайд

Николай Римский-Корсаков Римский-Корсаков происходил из древнего дворянского рода. Родился в старинном городке Тихвин Новгородской губернии. Здесь любили праздники, свято соблюдали обычаи – зиму провожали песнями и плясками, сжигали чучело Масленицы, весну встречали венками и хороводами, в ночь на Ивана Купалы жгли костры, а свадьбы справляли после уборки хлебов. Все это не раз наблюдал маленький Ника, прогуливаясь с матерью или дядюшкой в окрестностях города. Возвращаясь вечером, садились пить чай с вареньем.

12 слайд

Потом мать аккомпанировала дядюшке, любившему петь. Шуточная народная «Шарлатарла из парталы» сменялась грустной «Не сон мою головушку клонит». Вскоре Ника, обладавший идеальным слухом и прекрасной музыкальной памятью, уже гордился тем, что и сам может подыграть дядюшке… Но в 12 лет тихая тихвинская жизнь закончилась. Мальчика отправили в Петербург, в Морской корпус. Нике там не понравилось. Единственная отрада, спасение от серых будней – воскресные поездки в оперу. Больше всего поражал его симфонический оркестр, в котором каждый инструмент, казалось, жил своей жизнью, имел собственный голос. А сплетаясь, эти разные голоса создавали невероятное чудо музыки… Старший брат увлек подросшего мальчика в летнее плавание – лучшая практика для будущего морского офицера.

13 слайд

Однако это короткое путешествие чуть не стало трагическим. Ника упал в море, сорвавшись с канатов бизань-мачты. Полуживого, его вытащили из воды. Позже Римский-Корсаков говорил, что именно тогда он понял, что военно-морская служба не для него. Последние 2 года учебы он берет уроки музыки, пробует сочинять сам. И, наконец, благодаря своему учителю музыки итальянцу Канилле, горячему поклоннику Глинки, попадает в дом Балакирева… Ученические пьесы настолько понравились композитору, что он стал немедленно убеждать молодого человека бросить все и заняться музыкой всерьез. Растерявшийся Римский-Корсаков остаток вечера провел как в тумане: «Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, оказавшись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде столько слышал…» Николай становится завсегдатаем балакиревских вечеров. Он быстро подружился с Мусоргским и Кюри. Ободренный новыми друзьями, Римский-Корсаков берется за сочинение симфонии. Но, какая досада, не успевает дописать ее до выпускных экзаменов и последующего плавания, обязательного для выпускников Морского корпуса. Бросить все ради музыки Ника еще не готов. И клипер «Алмаз», входящий в состав эскадры контр-адмирала Лесовского, становится на ближайший год его домом.

14 слайд

А наставник Балакирев все торопит его окончить симфонию, сетует на редкость писем от бравого моряка, описывает события музыкальной жизни столицы. Душой молодой офицер в далеком Петербурге, его совершенно не занимает та секретная политическая миссия, с которой эскадра движется в Нью-Йорк… А это не развлекательная поездка: в Америка разгар войны Юга и Севера. Симпатии России на стороне «северян». Боевая задача эскадры – охрана побережья от нападения флота «южан» и устрашение кораблей Франции и Великобритании, сочувствующих конфедератам… А Римский-Корсаков рвется в Петербург. В одном из концертов Бесплатной музыкальной школы (основанной Балакиревым в противовес официальной Консерватории) исполнена его наконец-то дописанная симфония. Успех ее превзошел все ожидания, окрылил автора и его соратников! Балакиревский кружок становится ярчайшим явлением русской музыкальной жизни. В это время к уже сложившейся четверке присоединяется пятый участник «Могучей кучки» - петербуржец Александр Бородин.

15 слайд

Александр Бородин Отцом Саши был грузинский князь Лука Гедианов, а матерью – петербургская мещанка Авдотья Антоновна. Фамилию и отчество мальчик получил от одного из крепостных отца. Но внешность и темперамент выдавали в нем наследника грузинского княжеского рода. Видимо, этим и объясняется выбор профессии, ведь химия – одна из немногих наук, где все бурлит, горит и взрывается законно, для пользы дела. Саша оказался разносторонне одаренным ребенком – с 8 лет играл на флейте, фортепиано и виолончели, а с 9 начал сочинять музыку.

16 слайд

Блестяще окончив Медико-хирургическую академию, Бородин отправился в Гейдельберг на 3-годичную стажировку. К этому времени он уже автор нескольких романсов и инструментальных пьес. Но наука для будущего академика, руководителя химической лаборатории Медико-хирургической академии по-прежнему безоговорочно на первом месте. Так было до возвращения в Петербург в 1862г. Познакомившись с Балакиревым и придя на его музыкальный вечер, Бородин встретил там М.Мусоргского. С ним он был знаком давно, еще по военно-сухопутному госпиталю, в котором проходил практику во время учебы (а 17-летний прапорщик Мусоргский нес там дежурства)… Обстановка в доме Балакирева творческая, непринужденная. Бородин с радостью садится за рояль, исполняет свои сочинения. Балакирев восхищен: ему удалось найти еще один необыкновенный талант.

17 слайд

Наступило прекрасное время. Собрания в доме Балакирева не невском проспекте все многолюднее. Они, как магнитом, притягивают к себе одаренную молодежь. Слава кружка уже давно переступила пределы Петербурга, сюда едет специально послушать настоящую музыку, поговорить о путях развития русского искусства, о судьбах страны. «Могучая пятерка» работает не покладая рук: каждого переполняют творческие идеи, любая мысль подхватывается на лету, раскрывается, наполняется новым содержанием… Они молоды, работоспособны и очень талантливы. Встречаются члены кружка теперь практически каждый день: то на «средах» Балакирева, то на «четвергах» Кюи (в 1858г. Кюи женился на ученице композитора Даргомыжского, пианистке Марии Бамберг, и зажил своим домом), то в доме Людмилы Ивановны Шестаковой, младшей сестры Глинки, то по воскресеньям в доме Стасова, то на музыкальных вечерах у Даргомыжского. Обстановка почти семейная: сидя за столом, гости и хозяева беседуют, пьют чай с баранками и вареньем. Для холостяков всегда приготовлены закуски и портвейн. У рояля сменяются исполнители – звучат наброски новых произведений, отрывки из опер, фортепианные пьесы, романсы, народные песни.

18 слайд

На одном из вечеров Римский-Корсаков знакомится с очаровательной пианисткой Надеждой Пургольд. Долгие романтические прогулки в окрестностях ее дачи в Парголове, совместное чтение и проигрывание музыкальных произведений… Николай Андреевич понимает: эта девушка – его судьба, пора делать ей предложение.

19 слайд

Но… сначала надо закончить оперу «Псковитянка». Активно помогает ему в этом Мусоргский, параллельно работающий над второй редакцией «Бориса Годунова». Сложился уникальный музыкальный тандем. Чтобы не бегать друг к другу по нескольку раз в день, Мусоргский и Римский-Корсаков решают даже поселиться вместе, сняв квартиру на Пантелеймоновской улице. «Наше житье с Мусоргским было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов, - вспоминал впоследствии Римский-Корсаков. – Мы оба много работали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями». Бородин тем временем не отстает от товарищей, по совету Балакирева и Стасова он задумывает оперу на сюжет «Слово о полку Игореве». При этом Бородин большую часть своего времени отдает работе в Медико-хирургической академии, ведь с 1864г. он профессор. Кюи оканчивает оперу «Вильям Ратклиф» и собирается писать оперу «Анджело» по сюжету Виктора Гюго. Как и Бородин, музыкальное творчество он совмещает с преподаванием в Инженерной академии. Да еще и пишет полемические статьи для «Санкт-Петербургских Ведомостей». Лидер же кружка, отец-основатель Балакирев, приобретает все большую известность как дирижер. Его дирижерская манера, по словам Даргомыжского, отличается «огненной горячностью».

20 слайд

А присутствовавший на одном из его выступлений великий Рихард Вагнер восторженно отзывается о Балакиреве, говоря, что видит в русском дирижере своего будущего соперника. В 1867г. Балакирева приглашают в Прагу дирижировать постановкой оперы Глинки «Руслан и Людмила». Счастливый, он пишет в Петербург: «Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза…» Предсказанное им триумфальное шествие русской музыки по миру началось… Успех балакирева в Праге ставит его в один ряд с лучшими русскими дирижерами того времени. Поэтому, когда Антон Рубинштейн уезжает работать за границу, именно Балакирева приглашают занять освободившееся место главного дирижера императорского русского музыкального общества. А это значит, что «новая русская школа» одержала наконец-то победу в многолетней войне с консервативным официальным направлением в русской музыке. 2 последующих года композитор продолжает ревностно пропагандировать лучшие, с его точки зрения, произведения современной музыки. Не забывает он и о любимом детище – Бесплатной музыкальной школе.

21 слайд

Однако бескомпромиссная позиция Балакирева раздражает многих. И вот в печати разворачивается целая кампания против него. «Могучую кучку» опять ругают и обвиняют во всех смертных грехах. Но больше всего достается ее создателю – даже Стасов не в силах защитить своего друга Балакирева. Весной 1869г. Милия Алексеевича отстраняют от дирижирования концертами общества. Гордый, самолюбивый Балакирев болезненно переживает случившееся. Правда, остается еще Бесплатная музыкальная школа, остаются верные ученики, творчество. Только школа существует на частные пожертвования, и после скандала с Музыкальным обществом финансирование резко сокращается. Балакирев пытается вкладывать свои средства, но тут умирает его отец, и ему приходится взять на себя заботу о младших сестрах. Оркестрантам и преподавателям нечем платить зарплату. В 1874г. Балакирев отказывается от должности директора Бесплатной школы. Как-то сами собой изменились и отношения Балакирева с его питомцами, членами «Могучей кучки». Они встречаются все реже, у каждого своя жизнь, своя работа, Балакирев уже не властен над их умами и чувствами.

22 слайд

Сформировавшись как самостоятельные творческие личности, композиторы уже не нуждаются в постоянной опеке. Нет, они не отказались от прежних идеалов и к Балакиреву относятся с огромным уважением, но дальше каждый хочет идти своим путем. Бородин говорил о этом так: «пока мы все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц по птенцу – обросли перьями. Перья у всех вышли… различные; а когда отросли крылья – каждый полетел, куда его тянет… Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества… по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела». Но уязвленный Балакирев не может примириться с потерей влияния на недавних учеников. Он расценивает это как предательство. Ему кажется, что все, чему он посвятил жизнь, оказалось невостребованным – его в конце концов просто выкинули, как ненужную, старую вещь! Началась тяжелейшая депрессия, появились мысли о самоубийстве. Потрясенные состоянием этого когда-то душевно сильного, неутомимого человека, друзья призывали его вернуться к творчеству, к музыке, к прежней кипучей деятельности. В ответ Балакирев идет служить мелким чиновником в Магазинное управление Варшавской железной дороги, делается нелюдимым, болезненно религиозным человеком.

23 слайд

Он избегает своих прежних музыкальных знакомых, да и вообще любых разговоров на эти темы. К музыкальному творчеству Балакирев вернулся лишь через 10 лет: снова стал директором Бесплатно музыкальной школы и даже занял пост директора Придворной Певческой капеллы. Работал много и плодотворно, но жил замкнуто. Судьба Мусоргского, самого талантливого и оригинального, по мнению Стасова, из всей великолепной пятерки композиторов, сложилась трагически. Под маской веселости и бесшабашности скрывалась одинокая, по-детски ранимая душа. Он прекрасно чувствовал себя среди друзей. Но Римский-Корсаков женился и поселился отдельно, Кюи и Бородин все больше отдаляются и живут своей жизнью. А депрессивный Балакирев не слишком-то подходил на роль няньки. После распада «могучей кучки» Мусоргский чувствует себя одиноким, ему обязательно нужно, чтобы кто-то о нем заботился. А тут в начале 70-х гг. умер его близкий друг художник и архитектор Гартман («картинки с выставки», одно из лучших произведений Мусоргского, - дань памяти этому художнику). Нужно как-то зарабатывать на жизнь. Мало того, дирекция Императорских театров не принимает «Бориса Годунова» к постановке, требует переделок… Еще Мусоргский страдал от извечной русской болезни – чрезмерной тяги к алкоголю. Бороться с этой пагубной привычкой ему удавалось, если был человек, который находился рядом, следил за ним…

24 слайд

Встреча с молодым поэтом графом Арсением Голенищевым-Кутузовым наполнила жизнь Мусоргского новым смыслом. Мусоргский творил, а Голенищев-Кутузов следил, чтобы у композитора всегда были завтрак, обед и ужин. А также решал за него остальные бытовые проблемы. Не случайно вокальные произведения 70-х г. написаны Мусоргским на слова Голенищева-Кутузова. Но вот Арсений женится и Модест снова остается один. Ну разве что Стасов… Он еще заботился о здоровье и душевном состоянии Мусоргского, о чем композитор писал с восторгом: «Никто жарче Вас не грел меня.. никто яснее не указал мне путь-дороженьку… Лучше вас никто не видит, куда я бреду, какие раскопки делаю… Любы вы мне – это Вы знаете, люб и я Вам – это я чую...» Но беда в том, что Мусоргскому требовалось ежедневное внимание, а этого даже Стасов дать не мог… Петербургская же публика в большинстве своем не принимала новаторских творений Мусоргского, он был для нее «невеждой», а его музыка – «какофонией и безобразием». Назло всем Мусоргский продолжал писать, правда, теперь уже медленно, с перерывами. Начиная с 1872г. И до самой смерти в 1881г. он работает над знаменитой музыкальной драмой «Хованщина». Его всецело поддерживают Стасов и старые друзья.

25 слайд

Когда Мусоргский в очередной раз лишился места и был изгнан из квартиры за неуплату, они решили «скинуться» и платить ему что-то вроде пенсии, с условием, что он обязательно будет сочинять музыку к «Хованщине». Получив деньги, обрюзгший, неряшливо одетый Мусоргский большую часть времени бродил по городу в поисках дешевой выпивки.«Хованщина» Мусоргским так и не была закончена, великий труд завершения оперы и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного взял на себя Римский-Корсаков… Мусоргский, композитор-новатор, обогнал свое время и повлиял на становление великих композиторов: Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Стравинского. Так получилось, что со временем Римский-Корсаков стал неформальным лидером «Могучей кучки». Еще в 1871г. Композитор получил от дирекции Петербургской консерватории предложение занять место руководителя класса практического сочинения, инструментовки и оркестрового класса. Поколебавшись, он согласился. К счастью, потому что он оказался прекрасным педагогом. Его занятия проходили легко, непринужденно, собирая с каждым годом все больше студентов. Не случайно чуть позже он занял еще и пустующее место директора Бесплатной музыкальной школы. Именно у Николая Андреевича учились композиторы будущего – Глазунов, Мясковский, Стравинский...

26 слайд

27 слайд

Из старых друзей теплые отношения сохранились с Бородиным и Стасовым… Римский-Корсаков самоотверженно работает над неоконченными произведениями других участников Балакиревского кружка. Как и «Хованщина» Мусоргского, опера «Князь Игорь» Бородина (писавшаяся 18 лет) тоже осталась незаконченной. В 1887г. Бородин неожиданно умер от сердечного приступа – прямо на масленичном карнавале. «Князя Игоря» Римский-Корсаков дописывал вместе с Глазуновым. Первое представление оперы состоялось на Мариинской сцене в 1890г. Она вызвала восторг у публики и музыкальной критики и стала одной из самых известных в мире русских опер… В редакции Римского-Корсакова впервые была поставлена и «Хованщина». Им же была сделана обработка «Бориса Годунова», а также подготовлена к изданию музыка «Могучей кучки». Ее оригинальность настолько очевидна, что европейские музыкальные критики с восторгом говорят о появлении нового, мощного, самостоятельного течения в мировой культуре… Большинство из них понятия не имели о том, что авторами этого течения стали музыкант-самоучка, моряк, инженер, химик и военный…

28 слайд

29 слайд

«Россия за какие-нибудь 50-60 лет сделала в области музыки то, что у других делалось в 300 или 400 лет, - и нагнала, и перегнала всех. И это диво дивное и чудо чудное…» Владимир Стасов, музыкальный и художественный критик XIXв.

Цель : познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка»

Задачи :

  • Пробуждать интерес к музыке;
  • Совершенствовать музыкальное восприятие;
  • Способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка;
  • Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
  • Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской классической музыке.

Оборудование:

  • Компьютер с мультимедийными возможностями;
  • Электронная презентация

Структура :
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
Ознакомление с новым материалом (Сообщения учащихся);
Осмысление и закрепление;
Подведение итогов урока;

Методы :
повторение пройденного методом устного опроса;
рассказ учителя и учеников с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
хоровое исполнение песни (О.Газманов «Москва»);
вокальные упражнения (исполнение интонации хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя»).

I.Орг. Момент.
Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ученики!» (Поступенное движение мелодии вверх).
Ответ Учеников: «Здравствуйте, учитель!» (Мелодия движется поступенно вниз)
- Узнайте по ритмическому рисунку мелодию. (Прохлопываю ритмический рисунок первой фразы хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя») Работа над слаженным исполнением. По полутонам идем вверх, распеваясь.
- Ребята, скажите, а в каком городе праздновали победу над поляками? (Ответы детей)
Исполнение песни О.Газманова «Москва».
- Скажите, почему в песне все время упоминаются колокола?
Совершенно верно, издревле колокола играли большую роль в жизни русского народа.
Работа над унисоном, дикцией, выразительным исполнением песни
- А какой композитор использовал в опере звучание колоколов? (М.И.Глинка «Жизнь за царя»).
Михаил Иванович Глинка стал основоположником русской классической музыки и его последователи, старались в своем творчестве продолжить традиции великого музыканта.
Во второй половине XIX века пять композиторов объединились для того, чтобы нести творчество в массы. Это объединение получило название «Могучая кучка»
слайд № 1-3
Могучая кучка - название творческого содружества русских композиторов-реалистов, сложившегося в начале 60-х годов XIX века под руководством М. Балакирева. В кружок входили А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Идейным вдохновителем «Могучей кучки» был искусствовед и критик В. Стасов, давший название содружеству. Композиторы «Могучей кучки» стали наиболее яркими представителями русской национальной реалистической музыки середины XIX века.
<слайд № 4-5 >

II. Сообщения учеников.

Балакирев Милий Алексеевич. Родился в Нижнем Новгороде в семье разорившегося дворянина, служившего чиновником в соляном управлении. Первой учительницей музыки для малыша была его мать. Десятилетнего Балакирева возили в Москву, где он некоторое время занимался у знаменитого пианиста и педагога Дюбюка, среднее образование Балакирев получил в гимназии, а потом в Александровском институте, два года был вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета. Первые публичные выступления Балакирева как пианиста и дирижёра состоялись в Нижнем Новгороде. В восемнадцать лет он переезжает в Петербург и всецело посвящает себя музыке. Очень скоро в музыкальных кругах столицы он приобретает известность как отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импровизатор и композитор. Его поддерживают Глинка и Серов. К концу 50-х годов вокруг Балакирева объединяется группа передовых и талантливых молодых музыкантов, складывается балакиревский кружок «Могучая кучка».
В 1850-60-е годы Балакирев создаёт немало симфонических произведений, романсов, развивающих традиции Глинки. В 1832 году композитор становится одним из организаторов Бесплатной музыкальной школы, ставшей очагом массового образования и просвещения. Сезон 1866-1867 гг. Балакирев проводит в Праге, где и дирижирует операми Глинки. С 1867 по 1869 год он - дирижёр симфонических концертов Русского музыкального общества.
Время блестящих побед и творческих достижений сменяется для Балакирева годами кризиса. 70-е годы - отход от активной общественной жизни, прекращение выступлений, разрыв со многими старыми друзьями и сближение с церковью. В начале 80-х Балакирев возвращается к музыкальной деятельности, вновь становится руководителем Бесплатной музыкальной школы, выступает в концертах, с 1883 года управляет Придворной певческой капеллой. Умер Балакирев в 1910 году в Петербурге.
< слайд № 6-7 >

Что удивило вас в звучащей музыке? Какое она произвела на вас впечатление? (Ответы детей)

Кюи Цезарь Антонович. Родился в Вильнюсе в семье учителя. Музыкой начал заниматься в 10 лет, первым учителем Кюи по композиции был С. Монюшко. С 1851 года учился в Главном инженерном училище, затем в Военно-инженерной академии, где и остался преподавать (с 1891 года заслуженный профессор). Был известным военным инженером-фортификатором, имел чин генерала. Большую роль в творческой жизни Кюи сыграло знакомство с Балакиревым, Даргомыжским, Стасовым. Кюи становится членом «Могучей кучки». Дебют Кюи-композитора состоялся в 1859 году («Скерцо» для оркестра). С 1864 года занимался музыкально-критической деятельностью, печатался в самых разных изданиях, всегда отстаивал идеи русской музыкальной школы.
В своем творчестве, несмотря на близкое творческое общение с композиторами «Могучей кучки», Кюи скорее принадлежал к романтикам. Самое ценное в творческом наследии Кюи - вокальная лирика, романсы. Кюи завершил (по эскизам) неоконченные оперы Даргомыжского «Каменный гость» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
<слайд № 8 >

Бородин Александр Порфирьевич. Родился в Петербурге, внебрачный сын грузинского князя Л. Гедианова. С детства проявилась его любовь и к музыке, и к естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико-хирургическую академию (1856), Бородин продолжает занятия наукой (химия). В 1858 году он защищает диссертацию на степень доктора медицины. На медицинском факультете Бородин руководит химической лабораторией, ему присваивают звание профессора. Однако под влиянием Балакирева он все серьёзнее начинает заниматься изучением музыки. Некоторое время спустя он уже пишет свою первую симфонию, которая нашла признание в музыкальных кругах России. Вместе с Римским-Корсаковым, Балакиревым и Ц. Кюи он создаёт группу, так называемую «Могучую кучку», к которой впоследствии присоединился М. Мусоргский. Вся жизнь Бородина прошла без бурь и встрясок, в основном, в одном и том же городе – Петербурге. Своей профессией он считал химию. В 1877 году Бородин получает звание академика. Он преподаёт на Женских врачебных курсах (1872-1885), но каждую свободную минуту посвящает музыкальному творчеству. Бородин написал оперу «Князь Игорь» (со знаменитыми «половецкими плясками»), оперу-балет «Млада», три симфонии, симфоническую поэму «В Средней Азии», два квартета (в один из них входит часто исполняемый «Ноктюрн»), песни и фортепианные произведения. Для произведений Бородина, первые из которых особенно близки немецкому романтизму, характерны эпическая широта, мужественность, богатая мелодичность, гармоническая ясность и чистота, и, прежде всего – тесная связь с русским фольклором.
< слайд № 9-12 >

Что вы представили, слушая эти произведения? Какую бы вы нарисовали картину? (Ответы учеников)

Мусоргский Модест Петрович. Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской губернии. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году, одновременно занимаясь музыкой у известного пианиста-педагога А. Герке. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский смог уделить время своим музыкальным занятиям. Когда прогрессивно настроенные композиторы - Бородин, Балакирев, Кюи и Римский-Корсаков организовали «Могучую кучку», Мусоргский присоединился к ним.
Несмотря на занятость по службе (1862-1867), композитор много и напряжённо работает над своими музыкальными произведениями.
В 1879 году, с удовольствием вырвавшись из серых будней чиновничьей службы, Мусоргский отправляется в поездку по России в качестве аккомпаниатора певицы Дарьи Леоновой.
Угнетающее однообразие повседневной жизни и тяжёлые материальные условия привели Мусоргского к алкоголизму. Его депрессия непрерывно углублялась. Умер он в Николаевском военном госпитале в Петербурге.
В своём творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был наиболее последовательным выразителем демократических идей. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения образов, по правдивости и яркости изображения народных масс.
Отличительной чертой творчества Мусоргского было отсутствие у него систематического музыкального образования. Считается, что он не умел инструментовать свои сочинения, и это зачастую делал за него Римский-Корсаков.
Кроме опер, Мусоргским написана сюита «Картинки с выставки», ряд хоровых, фортепианных и симфонических произведений («Ночь на Лысой Горе» и др.), много песен и романсов, среди которых весьма оригинальные для того времени «Песни и пляски смерти».
<слайд № 13-18 >

Какое произведение вам понравилось?

Римский–Корсаков Николай Андреевич. Родился в городе Тихвине в дворянской семье. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. В течение нескольких лет Римский-Корсаков служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимался творческой деятельностью и в 1871 году получил звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Позже ему передали класс композиции и назначили директором Бесплатной музыкальной школы и инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует «Могучую кучку». Римский-Корсаков обладал большой творческой изобретательностью и совершенной композиторской техникой.
Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия, в нём широко разработаны народные мелодии, народные поэтические образы, отражены предания и поэзия родной страны.
Им были написаны сказочные оперы «Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», три симфонии, симфоническая сюита «Шахерезада», увертюра «Светлый праздник», «Испанское каприччио», музыкальная картина «Садко», многочисленные песни, а также хоровые и камерные произведения. Всё творчество композитора глубоко проникнуто «русским духом».
Наряду с Г. Берлиозом и Р. Штраусом Римский-Корсаков считается крупнейшим мастером инструментовки. Большое значение имеют и его теоретические труды. Учебник «Основы оркестровки» является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником по гармонии учащиеся пользуются и в наше время.
<слайд № 19-22 >

Мы с вами слушали фрагменты из оперы «Снегурочка». Скажите, а почему опера заканчивается радостно-торжественно, ведь Снегурочка растаяла? (Ответы детей)

III. Выполнение на компьютерах теста . (его можно оцифровать в той оболочке, которая удобна учителю)
Приложение № 1

IV. Подведение итогов урока.
- Машина вам всем поставила оценку. Если вас она не удовлетворяет, значит нужно найти материал по этой теме, подготовиться и на следующем уроке опять попробовать свои силы.

Литература:

  1. Козлова «Музыкальная литература. XIX»
  2. SD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  3. SD «Интерактивный мир» «Энциклопедия классической музыки»