Александр сергеевич даргомыжский биография. Композитор А

Александр сергеевич даргомыжский биография. Композитор А

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии . Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.
Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене . Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии . Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн . В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья").

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа", по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда" также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи . В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно", "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка".

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии : "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал","Червяк", "Титулярный советник".

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка").

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене "Ария Мельника и князя" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.

Даргомыжский Александр Сергеевич родился 14 ноября 1813 года в имении Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. С 1817 года жил в столице, Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное музыкальное образование. Помимо базового фортепиано, хорошо играл на скрипке, имел успех в вокальном исполнении. Современники отмечали, что высокий хрипловатый голос мальчика «трогал до слез».

Учителями будущего композитора в разные периоды были Луиза Вольгеборн, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг. В юности Даргомыжский идет по стопам отца, по карьерной лестнице госслужбы, и на некоторое время забывает о композиции.

Ключевым в творчестве композитора стало знакомство с . С 1835 года Даргомыжский изучает теорию музыки по его конспектам, неоднократно выезжает в европейские страны. К сорока годам творчество Даргомыжского выходит на пик. В 1853 году в Санкт-Петербурге с большим успехом проходит концерт, состоящий только из его произведений. Параллельно с композицией Даргомыжский издается в популярных сатирических журналах «Искра» и «Будильник», принимает активное участие в создании Русского музыкального общества. С 1867 года становится руководителем Петербургского отделения Общества.

«Могучая кучка» и творчество Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский – один из вдохновителей и организаторов «Могучей кучки». Как и другие члены общества, исповедовал принципы народности, национального характера и оттенка музыки. Для его творчества характерно горячее сочувствие к простым, «маленьким» людям, раскрытие душевного мира человека. Не только в музыке, но и в жизни А.С. Даргомыжский следовал своим принципам. Одним из первых в России дворян он освободил своих крестьян от крепостничества, оставил им всю землю и простил долги.

Фундаментом для появления новых приемов и средств музыкальной выразительности стал главный эстетический принцип Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

Наиболее ярко принцип «музыкальной правды» просматривается в речитативах произведений Даргомыжского. Гибкие, мелодичные музыкальные приемы передают все оттенки и краски человеческой речи. Знаменитый «Каменный гость» не только стал воплощением декламационной формы пения, но и сыграл значительную роль в развитии русской классической музыки.

Были по достоинству оценены как современниками, так и потомками. Очень точно обобщил творчество Александра Сергеевича другой русский музыкальный классик Модест Петрович Мусоргский:

«Даргомыжский – великий учитель музыкальной правды!»

Александр Сергеевич Даргомыжский ушел из жизни 17 января 1869 года, совершив перед тем длительное зарубежное турне (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). Похоронен в Александро-Невской лавры, неподалеку от М. Глинки.

Даргомыжский. Самые известные сочинения:

  • опера «Эсмеральда» (1838-1841);
  • опера-балет «Торжество Вакха» (1848), «Русалка» (1856), «Каменный гость» (1866-1869, сочинение завершили после смерти композитора Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков в 1872 году);
  • неоконченные оперы «Рогдана» и «Мазепа»;
  • фантазии «Баба-Яга, или с Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»;
  • произведения для фортепиано «Блестящий вальс», «Табакерочный вальс», Две мазурки, Полька, Скерцо и другие;
  • вокальные произведения. Даргомыжский – автор более чем сотни песен и романсов, среди которых «И скучно, и грустно», «Шестнадцать лет», «Я здесь, Инезилья», «Мельник, «Старый капрал» и др., хоровые произведения.

А.С. Даргомыжский. «Каменный гость». Трансляция из Мариинского театра

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в небольшом поместье Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. В 1817 году семья переехала в Петербург. Несмотря на скромный достаток, родители дали своим детям хорошее домашнее воспитание и образование. Помимо общеобразовательных предметов, дети играли на различных музыкальных инструментах, учились пению. Кроме того, они сочиняли стихи и драматические пьесы, которые сами и разыгрывали перед гостями.

В этой культурной семье часто бывали известные в то время литераторы, музыканты, и дети принимали активное участие в литературно-музыкальных вечерах. Заниматься игрой на фортепиано юный Даргомыжский начал с 6-ти лет. А в 10-11 лет уже пробовал сочинять музыку. Но первые его творческие попытки пресекались учителем.

После 1825 года положение отца пошатнулось и Даргомыжскому пришлось начать служить в одном из департаментов Петербурга. Но служебные обязанности не могли помешать его главному увлечению-музыке. К этому времени относятся его занятия с выдающимся музыкантом Ф.Шоберлехнером. С начала 30-х годов юноша посещает лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. И везде юный Даргомыжский- желанный гость. Он много играет на скрипке и фортепиано, участвует в различных ансамблях, исполняет свои романсы, количество которых быстро увеличивается. Его окружают интересные люди того времени, он принят в их круг как равный.

В 1834 году Даргомыжский встретился с Глинкой, который работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не предавал серьёзного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он увидел живой пример художественного подвига. Перед ним был человек не только талантливый, но и преданный своему делу. И юный композитор потянулся к нему всей душой. С благодарностью принимал он всё, что мог дать ему старший товарищ: свои познания по композиции, конспекты по теории музыки. Общение друзей заключалось так же и в совместном музицировании. Они проигрывали и разбирали лучшие произведения музыкальной классики.

В середине 30-х годов Даргомыжский уже известный композитор, автор многих романсов, песен, фортепианных пьес, симфонического произведения «Болеро». Ранние романсы его ещё близки к типу салонной лирики или городской песни, что бытовала в демократических слоях русского общества. Заметно в них и влияние Глинки. Но постепенно Даргомыжский осознаёт всё большую потребность в ином самовыражении. Особый интерес он питает к явным контрастам действительности, столкновению различных её сторон. Наиболее ярко это проявилось в романсах «Ночной зефир» и « Я вас любил».

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Работа над оперой продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он в скоре переделал в оперу.

Постепенно Даргомыжский приобретает всё большую известность как крупный, самобытный музыкант. В начале 40-х он возглавляет петербургское Общество любителей инструментальной и вокальной музыки.

В 1844 году Александр Сергеевич уезжает за границу, в крупные музыкальные центры-Берлин, Брюссель, Вену, Париж. Главной целью путешествия был Париж - признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений. Там он знакомит европейскую публику со своими сочинениями. Одно из лучших произведений того времени является лирическая исповедь «И скучно, и грустно» на стихи Лермонтова. В этом романсе передаётся глубокое горестное чувство. Поездка за границу сыграла большую роль в формировании Даргомыжского как художника и гражданина. По возвращению из заграницы Даргомыжский задумывает оперу «Русалка». В конце 40-х годов творчество композитора достигло наибольшей художественной зрелости, особенно в области романса.

В конце 50-х годов в России назрели большие социальные перемены. И Даргомыжский не остался в стороне от общественной жизни, что оказало на его творчество заметное влияние. В его искусстве усиливаются элементы сатиры. Они проявляются в песнях: « Червяк», «Старый капрал», «Титулярный советник». Их герои – униженные и оскорблённые люди.

В середине 60-х годов композитор предпринял новую заграничную поездку – она принесла ему большое творческое удовлетворение. Там, в европейских столицах, он слышал свои произведения, которым сопутствовал большой успех. В его музыке, как отмечали критики, было заключено «множество оригинальности, большая энергия мысли, мелодичность, острая гармония…». Некоторые концерты, составленные целиком из произведений Даргомыжского, вызвали настоящий триумф. Радостно было возвращение на родину – теперь, на склоне жизни, Даргомыжский был признан широкой массой любителей музыки. Это были новые, демократические слои русской интеллигенции, вкусы которых определялись любовью ко всему русскому, национальному. Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера «Каменный гость». Написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни – будто островки среди речитативных монологов и ансамблей. Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не закончил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить её своим молодым друзьям Ц.А.Кюи и Н.А.Римскому-Корсакову. Ими она и была завершена, а затем и поставлена в 1872 году, уже после смерти композитора.

Роль Даргомыжского в истории русской музыки очень велика. Продолжив начатое Глинкой утверждение в русской музыке идей народности, реализма, он своим творчеством предвосхитил достижение последующих поколений русских композиторов XIX века – членов «Могучей кучки» и П.И.Чайковского.

Основные произведения А.С. Даргомыжского:

Оперы:

- «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838-1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 5(17) декабря 1847 года;

- «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843-1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 11(23) января 1867 года;

- «Русалка». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848-1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года;

- «Каменный гость». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866-1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрованаН. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года;

- «Мазепа». Эскизы, 1860 год;

- «Рогдана». Фрагменты, 1860-1867 годы.

Произведения для оркестра:

- «Болеро». Конец 1830-х.;

- «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году;

- «Казачок». Фантазия. 1864 год;

- «Чухонская фантазия». Написана в 1863-1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.

Камерные вокальные произведения:

Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова В.Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского), «Червяк» (слова П.Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».

Произведения для фортепиано:

Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок»;

- «Блестящий вальс». Около 1830 года;

Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.;

- «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год;

Две мазурки. Конец 1830-х.;

Полька. 1844 год;

Скерцо. 1844 год;

- «Табакерочный вальс». 1845 год;

- «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год;

Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х);

Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865);

Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.

Опера «Русалка»

Действующие лица:

Мельник (бас);

Наташа (сопрано);

Князь (тенор);

Княгиня (меццо-сопрано);

Ольга (сопрано);

Сват (баритон);

Ловчий (баритон);

Запевала (тенор);

Русалочка (без пения).

История создания:

Замысел «Русалки» на сюжет поэмы Пушкина (1829-1832) возник у Даргомыжского в конце 1840-х годов. К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Через год, 4 (16) мая 1856 года, в Петербурге на сцене Мариинского театра состоялась премьера.

Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в чем сказалось враждебное отношение театральной дирекции к новому, демократическому направлению в оперном творчестве. Игнорировал оперу Даргомыжского и «высший свет». Тем не менее «Русалка» выдержала немало представлений, получив признание у широкой публики. Передовая музыкальная критика в лице А. Н. Серова и Ц. А. Кюи приветствовала ее появление. Но подлинное признание пришло в 1865 году. При возобновлении на петербургской сцене опера встретила восторженный прием у нового зрителя - демократически настроенной интеллигенции.

Даргомыжский оставил неприкосновенной большую часть пушкинского текста. Им была внесена лишь заключительная сцена гибели Князя. Изменения коснулись также трактовки образов. Композитор освободил образ Князя от черт лицемерия, которыми он наделен в литературном первоисточнике. Развита в опере душевная драма Княгини, едва намеченная поэтом. Несколько облагорожен образ Мельника, в котором композитор стремился подчеркнуть не только корыстолюбие, но и силу любви к дочери. Вслед за Пушкиным Даргомыжский показывает глубокие перемены в характере Наташи. Он последовательно отображает ее чувства: затаенную грусть, задумчивость, бурную радость, смутную тревогу, предчувствие надвигающейся беды, душевное потрясение и, наконец, протест, гнев, решение мстить. Ласковая, любящая девушка превращается в грозную и мстительную Русалку.

Характеристика оперы:

Драма, лежащая в основе «Русалки», воссоздана композитором с большой жизненной правдой, глубоким проникновением в душевный мир героев. Даргомыжский показывает характеры в развитии, передает тончайшие оттенки переживаний. Образы основных действующих лиц, их взаимоотношения выявляются в напряженных диалогических сценах. В силу этого значительное место в опере занимают, наряду с ариями, ансамбли. События оперы разворачиваются на простом и безыскусственном бытовом фоне.

Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств.

Значительную часть первого акта составляют развернутые ансамблевые сцены. Комедийная ария Мельника «Ох то-то, все вы, девки молодые» моментами согревается теплым чувством заботливой любви. Музыка терцета живо передает радостное волнение и грусть Наташи, мягкую, успокаивающую речь Князя, ворчливые реплики Мельника. В дуэте Наташи и Князя светлые чувства постепенно уступают место тревоге и нарастающему волнению. Высокого драматизма музыка достигает на словах Наташи «Ты женишься!». Психологически тонко решен следующий эпизод дуэта: короткие, словно недоговоренные мелодические фразы в оркестре рисуют растерянность героини. В дуэте Наташи и Мельника смятение сменяется ожесточением, решительностью: речь Наташи становится все более отрывистой, взволнованной. Акт завершается драматичным хоровым финалом.

Второй акт - красочная бытовая сцена; большое место здесь занимают хоры и танцы. Первой половине акта присущ праздничный колорит; вторая наполнена беспокойством и тревогой. Торжественно и широко звучит величавый хор «Как во горнице-светлице, на честном пиру». Грустью отмечена задушевная ария Княгини «Подруги детства». Ария переходит в светлый, радостный дуэт Князя и Княгини. Следуют танцы: «Славянский», соединяющий легкую элегичность с размахом и удалью, и «Цыганский», подвижный и темпераментный. Тоскливо-печальная песня Наташи «По камушкам, по желтому песочку» близка к крестьянским протяжным песням.

В третьем акте две картины. В первой - ария Княгини «Дни минувших наслаждений», создающая образ одинокой, глубоко страдающей женщины, проникнута скорбью и душевной болью.

Открывающая вторую картину каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам» отличается красотой и пластичностью напевной мелодики. Дуэт Князя и Мельника принадлежит к числу драматичнейших страниц оперы; грусть и мольба, ярость и отчаянье, едкая ирония и беспричинная веселость - в сопоставлении этих контрастных состояний раскрывается трагический образ безумного Мельника.

В четвертом акте чередуются фантастические и реальные сцены. Первую картину предваряет небольшое красочно изобразительное оркестровое вступление. Ария Наташи «Давно желанный час настал!» звучит величественно и грозно.

Ария Княгини во второй картине «Много лет уже в страданиях тяжких» полна горячего, искреннего чувства. Чарующе волшебный оттенок придан, мелодии призыва Русалки «Мой князь». Терцет проникнут тревогой, предчувствием приближающейся беды. В квартете напряжение достигает высшего предела. Завершается опера просветленным звучанием мелодии призыва Русалки.

Женский хор «Сватушка »

В нём композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата.

Либретто А.Даргомыжского по драме А.Пушкина

Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;

По невесту ехали, в огород заехали,

Пива бочку пролили, всю капусту полили.

Тыну поклонилися, вере молилися;

Верея ль вереюшка, укажи дороженьку,

Укажи дороженьку по невесту ехати.

Сватушка, догадайся, за мошоночку принимайся

В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится,

В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится,

Норовится, красным девушкам норовится, норовится, красным

девушкам, норовится.

Хор «Сватушка» носит шутливый характер. Эта свадебная песня звучит во 2-м действии.

Жанр произведения: шуточная свадебная песня в сопровождении аккомпанемента. Хор «Сватушка» близок к народным песням, так как здесь встречаются распевы.

    Музыкально-теоретический анализ

Произведение исполняется в сопровождении аккомпанемента.

Музыкальная форма:

Форма произведения 2-х частная куплетная, 2-я часть - эҭо 2 куплета, между которыми есть проигрыш. Куплеты совершенно одинаковы в мелодическом плане.

1 часть

1 куплет - 12 т. проигрыш 2 куплет - 12 т.

1 пҏедл. 2 пҏедл. 1 пҏедл. 2 пҏедл.

4 т. 8 т. 4 т. 8 т.

2 часть

12 т. 10 т. 12 т.

Фактура изложения произведения гомофонно-гармоническая. Основная тема проходит в партии сопрано, а альты и аккомпанемент являются гармонической поддержкой.

Основная тональность B-dur. Но во 2 части встречается отклонение в g-moll, затем Es-dur, а потом снова возврат в B-dur.

Гармония в произведении несложная

Размер в произведении 2/4. Он не меняется на протяжении всего произведения.

В произведение много мелких длительностей, что придает легкий и шутливый характер.

Темп «Moderato» (умеренно) постоянный на протяжении всего произведения.

Аккомпанемент играет вспомогательную роль, он подчеркивает так же оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть пьяного свата. Очень разнообразна динамика аккомпанемента от p к f . Иногда в аккомпанемент включен изобразительный момент. Так, например, в проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.(в оркестре исполняют духовые инструменты). Самостоятельный аккомпанемент в проигрыше воссоздает настроение, соединяет части, служит «тематическим мостиком».

    Вокально-хоровой анализ.

Партитура «Сватушка» написана для женского 3-х голосного хора: сопрано I и II и альт.

Тип хора: однородный женский.

Хор «Сватушка» исполняется умеренно, способ звуковедения - non legato. Основной вид атаки - мягкая, non legato пҏедполагает четкую дикцию, ясную, близкую артикуляцию.

Дыхание в произведении беҏется по фразам, а в сеҏедине фраз - цепное, оно предназначено для того, ҹтобы получить непҏерывное звучание фразы и добиться развития во фразах, а, следовательно, добиться точно пеҏедачи замысла произведения, насҭҏᴏения.

Темповый ансамбль будет зависеть от дирижера. Он должен четко показывать дирижерским жестом снятия и ауфтакты, особенно ауфтакты ко второй доле, а также в конце произведения, где использован синкопированный ритм. Темповый ансамбль непрерывно связан с ритмическим. Трудность его в движении ритма. Темп умеренный, но мелкие длительности визуально ускоряют его, нужно выработать точное интонирование, от этого зависит и дикционный ансамбль, нужно отчетливо выговаривать и проговаривать все слова, можно поработать над дикцией при помощи скороговорок. Можно использовать и сам текст произведения. Динамика в основном mf и f. Общая кульминация, которая находится в конце произведения, выражается на ff . В произведении присутствуют и частные кульминации. В динамическом ансамбле важно показать развитие, не смотря на то что оно узко, должен быть контраст.

Тембровый ансамбль предполагает исполнение легким, светлым звуком. Низкий звуки альты должны петь в высокой позиции, «не нагружая» звук. Нужно отметить, что тесситура произведения очень удобна.

Мелодическая линия партий своеобразна. Преобладание скачков вносят свои трудности в исполнении. Встречаются скачки на ч.4,ч.5,м 6,б6,ч 8. Причем не только у ведущего голоса, но и у сопрано 2 и альтов.

Кроме горизонтального мелодического строя необходимо создать, выстроить в произведении вертикальный гармонический строй, который представляет собой правильное интонирование созвучий, аккордов в их последовательном движении. Партии должны слушать, «подстраиваться» друг под друга, выравнивать аккорды, т.е.создать гармонический ансамбль. Для того, чтобы партии в произведении при работе можно петь с закрытым ртом или на слог «лю», так чтобы все партии хорошо прослушивались.

Некоторую сложность представляет создание унисонного ансамбля. В произведении «Сватушка» таких мест мало и тем не менее не следует на это закрывать глаза. Когда все партии поют в унисон необходимо постараться убрать звучание всех партий, потому что иначе этот звук выделится из общего звучания.

В партиях встречаются и другие вокальные трудности , кроме рассмотренных выше.

Так, например, исполнителю необходимо помнить о том, что в мелодии один и тот же звук повторяется на одной высоте, его необходимо формировать позиционно выше предыдущего, как бы интонировать вверх. Это способствует удержанию высоты.

Еще одной вокальной трудностью являются хроматизмы, которые встречаются во 2 части. На них нужно обратить внимание. Полутона следует интонировать, как можно ближе. Сложность заключается еще в том, что полутона интонируются рядом с целыми тонами, необходимо вовремя переключать свой слух.

Скачок на ч8 в альтах следует петь активно, но в одной позиции. Альты не должны «заваливать»,петь низко низкие звуки, им необходимо их петь в высокой вокальной позиции, тогда не будет разрыва между нижним звуком и верхним, скачок сгладится.

Дикция: Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция. Хорошее, понятное произношение слов, активная артикуляция обязательна для всех партий.

Правильное пение предполагает протягивание гласных и быстрое проговаривание согласных. В произведении «Сватушка» встречаются такие слова, как «поклонилися», «молилися», «принимайся», «шевелится», «норовится». Вместо слога «ся» необходимо петь слог «са», а вместо сочетания «тся» – «ца».

Так же необходимо утрировать некоторые согласные в словах «принимайся», «красным».

Произведение исполняется умеренно, но текст должен произноситься четко, хотя и в характере – мягко.

Нужно заострить внимание хора на интонировании согласных, они произносятся в высокой позиции, на высоте гласных, к которым они примыкают.

Динамика: сложность будет представлять динамическое развитие в произведении, т.к.динамика в произведении «Сватушка» очень гибкая и разнообразная от p до ff .Наиболее яркая динамика во 2 части. ffpfpf,такое чередование делает произведение ярче. Кульминация произведения звучит во 2 части на ff после вступления на 2-ю долю. Дирижеру необходимо вести хор, ясно показывать развитие во фразах и к кульминации, хору необходимо одновременно делать cresc и dim,т.е. создавать динамический ансамбль.

Дирижерские трудности: Успешное исполнение этого произведения зависит главным образом от дирижера, от того насколько будет понятен хору его жест.

Жест должен быть легким, nonlegato , соответствовать характеру, настроению произведения. Особое внимание следует уделить ауфтактам и снятиям. Ауфтакты и снятия даются в характере мягко, спокойно, на кульминации более упругим жестом.

Вывод:

Конечным итогом работы над этим произведением является раскрытие перед слушателями идейного замысла, отражение настроения произведения и сцены в опере.

Произведение «Сватушка» помимо исполнения в опере, может исполняться на творческих вечерах, на тематических вечерах, посвященных опере или творчеству композиторов. Исполнение хора «Сватушка» под силу как высокопрофессиональному хору, так и любительскому, самодеятельному.

Профессии

Алекса́ндр Серге́евич Даргомы́жский (2 (14) февраля (18130214 ) , село Троицкое, Белёвский уезд , Тульская губерния - 5 (17) января , Санкт-Петербург) - русский композитор , чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки », Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Биография

Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; По сведениям музыковеда М. С. Пекелиса княжна М. Б. Козловская унаследовала от своего отца (деда композитора) родовое смоленское имение Твердуново, ныне в Вяземском районе Смоленской области, куда из Тульской губернии после изгнания наполеоновской армии семья Даргомыжских вернулась в 1813 году. В смоленском имении Твердуново Александр Даргомыжский провел первые 3 года своей жизни. Впоследствии в это родительское имение он неоднократно приезжал: в конце 1840 - середине 1850 - х годов для сбора смоленского фольклора во время работы над оперой «Русалка», в июне 1861 года для освобождения от крепостной зависимости своих смоленских крестьян.

Мать композитора М. Б. Козловская была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е - 1830-е годы, живо интересовалась французской культурой. В семье было шестеро детей: Эраст (), Александр, Софья (), Виктор (), Людмила () и Эрминия (1827). Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству. Брат Даргомыжского, Виктор, играл на скрипке , одна из сестёр - на арфе , а сам он интересовался музыкой с ранних лет. Тёплые дружеские отношения между братьями и сёстрами сохранились в течение многих лет, так, Даргомыжский, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова .

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения . В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля . Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке , играл в квартетах , однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой , с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона . Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена . Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя », Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», однако создание оперы продвигалось медленно, и в 1837 году , по совету Василия Жуковского , композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России - «Собор Парижской Богоматери ». Даргомыжский использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен , чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 году, Даргомыжский писал :

Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.

Рукопись первой страницы одного из романсов Даргомыжского

Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы ) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие.

«Русалка» занимает в творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина , она создавалась в период 1848-1855 годов . Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике» (её объём был столь велик, что она была напечатана по частям в нескольких номерах), что помогло этой опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавило творческой уверенности самому Даргомыжскому.

Через некоторое время Даргомыжский сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина .

Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы - почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением - заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи , искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства. Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5 (17) января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию , «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым .

Новаторство Даргомыжского не разделялось его младшими коллегами, и снисходительно считалось оплошностями. Гармонический словарь стиля позднего Даргомыжского, индивидуализированная структура созвучий, их типическая характерность были, как на древней фреске, записанной позднейшими наслоениями, до неузнаваемости «облагорожены» редакцией Римского-Корсакова, приведены в соответствие с требованиями его вкуса, подобно операм Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», также кардинально отредактированным Римским-Корсаковым .

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища , неподалёку от могилы Глинки .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • осень 1832-1836 - дом Мамонтова, Грязная улица, 14.
  • 1836-1840 - дом Кенига, 8-я линия, 1.
  • 1843 - сентябрь 1844 - доходный дом А. К. Есаковой, Моховая улица, 30.
  • апрель 1845 - 5 января 1869 - доходный дом А. К. Есаковой, Моховая улица, 30, кв. 7.

Творчество

В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость » как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды» , но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского - «Борисе Годунове » и особенно ярко в «Хованщине ». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды» .

Основное её достоинство - новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». Этот стиль впоследствии развил М. П. Мусоргский. …

Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Именно три оперы - «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. «Сусанин» - опера, где главным героем является народ, «Руслан» - мифический, глубоко русский сюжет, и «Гость», в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания.

Другая опера Даргомыжского - «Русалка » - также стала значительным явлением в истории русской музыки - это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского - «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» - ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах - испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского . В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все - начало 1860-х). Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

Сочинения

Оперы
  • «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери ». Написана в 1838-1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр , 5(17) декабря 1847 года .
  • «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843-1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр , 11(23) января 1867 года .
  • «Русалка ». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848-1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года .
  • «Мазепа». Эскизы, 1860 год.
  • «Рогдана». Фрагменты, 1860-1867 годы.
  • «Каменный гость ». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866-1869 годах, окончена Ц. А. Кюи , оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым . Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 16(28) февраля 1872 года .
Произведения для оркестра
  • «Болеро». Конец 1830-х.
  • «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.
  • «Казачок». Фантазия. 1864 год.
  • «Чухонская фантазия». Написана в 1863-1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.
Камерные вокальные произведения
  • Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
  • Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова В.Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского , «Червяк» (слова П.Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова , Курочкина , Пушкина , Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».
Произведения для фортепиано
  • Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
  • «Блестящий вальс». Около 1830 года.
  • Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
  • «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.
  • Две мазурки. Конец 1830-х.
  • Полька. 1844 год.
  • Скерцо. 1844 год.
  • «Табакерочный вальс». 1845 год.
  • «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.
  • «Песня без слов» (1851)
  • Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
  • Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
  • Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.

Дань памяти

  • Памятник на могиле А. С. Даргомыжского , установленный в 1961 году в Некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Скульптор А. И. Хаустов .
  • Находящееся в Туле музыкальное училище носит имя А. С. Даргомыжского.
  • Недалеко от родины композитора, в посёлке Арсеньево Тульской области, установлен его бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В. М. Клыков , архитектор В. И. Снегирёв). Это единственный в мире памятник Даргомыжскому.
  • В Арсеньеве расположен музей композитора.
  • Именем Даргомыжского названы улица в Липецке , Краматорске , Харькове , Нижнем Новгороде и Алма-Ате.
  • На доме 30 по Моховой улице в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.
  • Имя А. С. Даргомыжского носит Детская школа искусств г. Вязьма. На фасаде школы установлена мемориальная доска.
  • Личные вещи А. С. Даргомыжского хранятся в Вяземском историко-краеведческом музее.
  • Именем «Композитор Даргомыжский» был назван теплоход, однотипный с «Композитор Кара Караев».
  • В 1963 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Даргомыжскому.
  • Решением Смоленского Облисполкома № 358 от 11 июня 1974 года деревня Твердуново в Исаковском сельсовете Вяземского района объявлена памятником истории и культуры регионального значения, как место, где прошли детские годы композитора А. С. Даргомыжского.
  • В 2003 году в бывшем родовом имении А. С. Даргомыжского - Твердуново, ныне урочище в Вяземском районе Смоленской области в его честь установлен памятный знак.
  • В поселке Исаково Вяземского района Смоленской области именем А. С. Даргомыжского названа улица.
  • На автодороге Вязьма - Темкино, перед поселком Исаково, в 2007 году установлен автодорожный указатель, показывающий дорогу в бывшее имение А. С. Даргомыжского - Твердуново.

Примечания

Литература

  • Кармалина Л. И. Воспоминания Л. И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка // Русская старина, 1875. - Т. 13. - № 6. - С. 267-271.
  • А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Петроград: 1921.
  • Дроздов А. Н. Александр Сергеевич Даргомыжский. - М.: 1929.
  • Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский. - М.: 1932.
  • Серов А. Н. Русалка. Опера А. С. Даргомыжского // Избр. статьи. Т. 1. - М.-Л.: 1950.
  • Пекелис М. С. Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке. - М.-Л.: 1951.
  • Шлифштейн С. И. Даргомыжский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М .: Музгиз, 1960. - 44, с. - (Библиотечка любителя музыки). - 32 000 экз.
  • Пекелис М. С. Даргомыжский и его окружение. Т. 1-3. - М.: 1966-1983.
  • Медведева И. А. Александр Сергеевич Даргомыжский. (1813-1869). - М., Музыка, 1989. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы). - ISBN 5-7140-0079-X .
  • Ганзбург Г. И. Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1827» и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского . - Харьков, 2007. ISBN 966-7950-32-8
  • Самоходкина Н. В. Оперный стиль А. С. Даргомыжского: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. - 80 с. - (Библиотека методической литературы).
  • Степанов П. А. Глинка и Даргомыжский. По поводу отзывов А. С. Даргомыжского // Русская старина, 1875. - Т. 14. - № 11. - С. 502-505.
  • Dissinger B. Die Opern von Aleksandr Dargomyzskij. Frankfurt am Main: Lang, 2001.
  • Будаев Д. И. Страничка из биографии композитора А. С. Даргомыжского // Смоленский край в истории русской культуры.- Смоленск,1973. С.119 - 126.
  • Пугачев А. Н. Смоленщина в жизни и творческой биографии А. С. Даргомыжского. Смоленск,2008.
  • Тарасов Л. М. Даргомыжский в Петербурге. Лениздат. 1988. 240 стр.

Ссылки

  • Даргомыжский Александр Сергеевич - статья из Большой советской энциклопедии
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Биография Даргомыжского на сайте Музыкальный справочник
  • Биография композитора на сайте Тульской областной универсальной научной библиотеки

Я не намерен снизводить...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.
А. Даргомыжский

В начале 1835 г. в доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской классической музыки. В биографиях обоих композиторов немало общего. Раннее детство Даргомыжского прошло в имении отца неподалеку от Новоспасского, и его окружала та же природа и крестьянский уклад, что и Глинку. Но в Петербург он попал в более раннем возрасте (семья переехала в столицу, когда ему было 4 года), и это наложило свой отпечаток на художественные вкусы и определило интерес к музыке городского быта.

Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. В 7 лет его стали обучать игре на фортепиано, скрипке (позже он брал уроки пения). Рано обнаружилась тяга к музыкальному сочинительству, но она не поощрялась его учителем А. Данилевским. Свое пианистическое образование Даргомыжский завершил у Ф. Шоберлехнера, ученика знаменитого И. Гуммеля, занимаясь с ним в 1828-31 гг. В эти годы он часто выступал как пианист, участвовал в квартетных вечерах и проявлял все больший интерес к композиции. Тем не менее в этой области Даргомыжский еще оставался дилетантом. Не хватало теоретических познаний, к тому же юноша с головой окунулся в водоворот светской жизни, «был в пылу молодости и в когтях наслаждений». Правда, уже тогда имели место не только развлечения. Даргомыжский посещает музыкально-литературные вечера в салонах В. Одоевского, С. Карамзиной, бывает в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Однако полный переворот в его судьбе совершило знакомство с Глинкой. «Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас... Мы скоро сошлись и искренно подружились. ...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», - писал Даргомыжский в автобиографической записке.

Именно тогда перед Даргомыжским впервые по-настоящему встал вопрос о смысле композиторского творчества. Он присутствовал при рождении первой классической русской оперы «Иван Сусанин», принимал участие в ее сценических репетициях и воочию убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать. Музицирование в салонах было заброшено, и Даргомыжский приступил к восполнению пробелов в своих музыкально-теоретических познаниях. Для этой цели Глинка передал Даргомыжскому 5 тетрадей, содержавших записи лекций немецкого теоретика З. Дена.

В своих первых творческих опытах Даргомыжский уже проявлял большую художественную самостоятельность. Его привлекали образы «униженных и оскорбленных», он стремится воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, согревая их своим сочувствием и состраданием. Все это повлияло на выбор первого оперного сюжета. В 1839 г. Даргомыжский закончил оперу «Эсмеральда » на французское либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской богоматери». Ее премьера состоялась лишь в 1848 г., и «эти-то восемь лет напрасного ожидания», - писал Даргомыжский, - «легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

Неудача сопутствовала и следующему крупному произведению - кантате «Торжество Вакха » (на ст. А. Пушкина, 1843), переработанной в 1848 г. в оперу-балет и поставленной только в 1867 г. «Эсмеральда», явившаяся первой попыткой воплотить психологическую драму «маленьких людей», и «Торжество Вакха», где состоялась впервые в рамках масштабного сочинения ветрена с гениальной пушкинской поэзией, при всех несовершенствах были серьезным шагом к «Русалке ». Путь к ней прокладывали также и многочисленные романсы. Именно в этом жанре Даргомыжский как-то сразу легко и естественно достиг вершины. Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой. «...Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения», - писал Даргомыжский. В молодости композитор нередко отдавал дань салонной лирике, однако даже в ранних романсах он соприкасается с главными темами своего творчества. Так бойкая водевильная песня «Каюсь, дядя» (ст. А. Тимофеева) предвосхищает сатирические песни-сценки позднего времени; острозлободневная тема свободы человеческого чувства находит воплощение в балладе «Свадьба» (ст. А. Тимофеева), столь любимой впоследствии В. И. Лениным. В начале 40-х гг. Даргомыжский обратился к поэзии Пушкина, создав такие шедевры, как романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград». Пушкинская поэзия помогала преодолевать влияние салонного чувствительного стиля, стимулировала поиск более тонкой музыкальной выразительности. Все теснее становилась взаимосвязь слова и музыки, требовавшая обновления всех средств, и в первую очередь - мелодии. Музыкальная интонация, фиксирующая изгибы человеческой речи, помогала вылепить реальный, живой образ, а это вело к формированию в камерном вокальном творчестве Даргомыжского новых разновидностей романса - лирико-психологических монологов («Мне грустно», «И скучно, и грустно» на ст. М. Лермонтова), театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок («Мельник» на ст. Пушкина).

Немаловажную роль в творческой биографии Даргомыжского сыграло заграничное путешествие в конце 1844 г. (Берлин, Брюссель, Вена, Париж). Главный его результат - неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более четкую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи. Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, антикрепостнические тенденции в среде передовой части русского общества, усиливающийся интерес к народной жизни во всех ее проявлениях - все это способствовало серьезным сдвигам в русской культуре, в первую очередь в литературе, где к середине 40-х гг. складывается так называемая «натуральная школа». Ее главная особенность, по словам В. Белинского, заключалась «в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью, в большей и большей близости к зрелости и возмужалости». Темы и сюжеты «натуральной школы» - жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека - были очень созвучны Даргомыжскому, и это особенно проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 50-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 г., открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Первое представление «Русалки» 4 мая 1856 г. в Петербурге вызвало интерес публики, однако высший свет не удостоил оперу своим вниманием, а дирекция императорских театров отнеслась к ней недоброжелательно. Ситуация изменилась в середине 60-х гг. Возобновленная под управлением Э. Направника, «Русалка» имела успех поистине триумфальный, отмеченный критикой как признак того, что «воззрения публики... радикально изменились». Эти изменения были вызваны обновлением всей социальной атмосферы, демократизацией всех форм общественной жизни. Отношение к Даргомыжскому стало иным. За минувшее десятилетие его авторитет в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М. Балакиревым и В. Стасовым. Активизировалась и музыкально-общественная деятельность композитора. В конце 50-х гг. он принимал участие в работе сатирического журнала «Искра», с 1859 г. стал членом комитета РМО, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Так что когда в 1864 г. Даргомыжский предпринял новое заграничное путешествие, зарубежная публика в его лице приветствовала крупного представителя русской музыкальной культуры.