Место искусство в духовной культуре урок по обществознанию. Урок "место искусства в духовной культуре"
Читайте также
ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА. ИСКУССТВО СУЩЕСТВУЕТ МНОГИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ИЗУЧАЕТСЯ – ФИЛОСОФАМИ, КУЛЬТУРОЛОГАМИ И Т. Д. ИСКУССТВО ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЯ? 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИЗ ПОТРЕБНОСТИ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ. 3. ИСТОКИ ИСКУССТВА В НЕРАСТРАЧЕННОЙ ЭНЕРГИИ. 4. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МАГИЕЙ. 5. ИСКУССТВО – ДИТЯ ТРУДА. 6. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МИФАМИ.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: НАУКА ПОЗНАЕТ МИР ПОРЕДСТВОМ ИСТИНЫ, МОРАЛЬ ОТРАЖАЕТ МИР ЕГО В КАТЕГОРИЯХ ДОБРА И ЗЛА, А ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЪЕКТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННООБРАЗНОЙ ФОРМЕ ИСКУССТВО ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗНОСТИ, ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ СОЧЕТАЕТСЯ С ВЫМЫСЛОМ. ИСКУССТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, И В ОТЛИЧИЕ ОТ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В ВИДЕ КОНКРЕТНЫХ ЧУВСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВО МНОГРАННО: 1. ИСКУССТВО КАК МАСТЕРСТВО. 2. ИСКУССТВО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА МНОГИЕ ВЕКА ТЕОРЕТИКИ КУЛЬТУРЫ ПЫТАЮТСЯ ВЫРАБОТАТЬ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА КАК ПОДРАЖАНИЯ, ОТРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЕГО СТОРОННИКИ РАССМАТРИВАЮТ ИСКУССТВО В СВЯЗИ С ПОЗНАНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАК НИЗШЕЕ ЗВЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЛАТОН ВИДЕЛ В ИСКУССТВЕ ПОДРАЖАНИЕ МИРУ ЧУВСТВЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ. АРИСТОТЕЛЬ ТОЖЕ ПОНИМАЛ ИСКУССТВО КАК ПОДРАЖАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ И ВВЕЛ ПОНЯТИЕ КАТАРСИСА- ОЧИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ОТ НИЗМЕННЫХ СТРАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗЕРЦАНИЯ. ИСКУССТВУ ПРИСУЩ ЭЛЕМЕНТ УДОВОЛЬСТВИЯ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХА ВОЗРОЖДЕ НИЯ ЭПОХА КЛАССИЦИЗ МА ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЫ. ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДОПОДОБИЯ С ПОМОШЬЮ АНАТОМИИ И МАТЕМАТИКИ. НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ НЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, А ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХТИПОВ. АКТУАЛЬНА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА. В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ- ИСКУССТВО КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ – ИСКУССТВО- «ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ-(ПОДРАЖАНИЯ)- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИСКУССТВА МЕНЯЛАСЬ ОТ СЛЕПОГО ПОДРАЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ МИРА, ДО СОВЕСТИ ОБЩЕСТВА. СОГЛАСНО ТЕОРИИ САМОВЫРАЖЕНИЯ- ИСКУССТВО ЭТО СФЕРА ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ХУДОЖНИКА, НО НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, А ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ЛИШЬ СРЕДСТВО ИХ ВЫРАЖЕНИЯ. ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ- СПОСОБ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ИНЫМ ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА- СВОЕБРАЗНЫЙ ШИФР НЕСУЩИЙ В СЕБЕ ЗАКОДИРОВАННУЮ ТВОРЦОМ ИНФОРМАЦИЮ. ВКАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА- ИКОНОПИСЬ.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА. ВИДЫ ИСКУССТВА МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ПО СРЕДЕ, МАТЕРИАЛУ, В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ. ЗВУК В МУЗЫКЕ, ЛИНИЯ И ПАЛИТРА В ЖИВОПИСИ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Ф. ШЕЛЛИНГ- КЛАССИФИКАЦИЯ- НА ИДЕАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. РЕАЛЬНЫЕ- МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ИДЕАЛЬНЫЕ- ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА. ПОЭЗИЯ- ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА. КЛАССИФИКАЦИИ: 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧНЫЕ- АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 2. ВРЕМЕННЫЕ ИЛИ ДИНАМИЧНЫЕ- ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА. 3. ПРОСТРАНСТВЕННО- ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ ЗРЕЛИЩНЫЕТЕАТР, ЦИРК И Т. Д. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ- ЭЛИТАРНОЕ, НАРОДНОЕ, МАССОВОЕ.
СИСТЕМА ЖАНРОВ ИСКУССТВА. ПОНЯТИЕ «ЖАНР» ОБОБЩАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАКОЙ- ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, НАРОДА ИЛИ МИРА В ЦЕЛОМ: В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ- ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТСЯЭПОС, ЛИРИКА, И ДРАМА. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ – 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА. - ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ, ПЕЙЗАЖ, БАТАЛЬНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА. ИНОГДА ЖАНРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ: КАРИКАТУРА, ШАРЖ. В МУЗЫКЕ ЖАНРЫ: 1. ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ- ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, 2. ПО СОДЕРЖАНИЮ- ЛИРИЧЕСКИЕ, ЭПИЧЕСКИЕ И ДРАМАТИЧЕСКИЕ 3. ПО МЕСТУ И УСЛОВИЯМ ИСПОЛНЕНИЯ- ТЕАТРАЛЬНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ, КАМЕРНЫЕ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ КАНОНОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СОЗДАЮТСЯ В РАМКАХ « ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ» СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПО МНЕНИЮ Х. ОРТЕГА- И- ГАСЕТАРАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИДЕТ ПО ПУТИ «ДЕГУМАНИЗАЦИИ» , ТО ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТВОРЦА К БЕЗГРАНИЧНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ, ВЫПЛЕСКИВАНИЮ СВОИХ ЭМОЦИЙ. ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ ОТРАЗИТЬ МНОГООБРАЗИЯ МИРА, А ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ.
Обществознание 11, профильный уровень
Урок 87-88
Место искусства в духовной культуре
Д.З: § 34, ?? (с.365), задания (с.365),
источник (с.365-366)
© А.И. Колмаков
- познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
- развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- формировать осознанное отношение к религии, религиозному сознанию.
Универсальные учебные действия
- уметь извлекать информацию из разных источников, развивать монологическую речь ;
- знать виды и жанры искусства
- виды искусства;
- жанры искусства;
- образность;
- функции искусства ( познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, компенсаторную, эстетическую );
- знак;
- символ
Изучение нового материала
- Виды и жанры искусства.
Вспомните. Что такое культура? Каковы пути её развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?
Что такое искусство?
- искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью? формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
- искусство - это один из элементов культуры , в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
- искусство - это форма чувственного познания мира.
- искусство - вид творческой деятельности человека.
- искусство - процесс освоения человеком художественных ценностей , доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»
Что такое искусство?
- Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
- Форма бытия искусства – художественное произведение.
Специфика искусства как формы художественного познания.
Образное
и наглядное
Большая роль
в процессе познания
воображения и фантазии
познающего субъекта
Специфические способности
воспроизведения
окружающей действительности .
Средства, при помощи которых
происходит создание
художественных образов
( слово, звук, цвет и т.п.)
- эстетическая деятельность - низшее звено познавательной. Искусство - это подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». ( Платон )
Платон (477-347 до н.э.)- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Евклида
- Аристотель основывал искусство на подражательной способности, по полагал, что подражание - познавательная способность.
- понятие катарсиса ( ввёл Аристотель ) - очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания.
- искусству непременно присущ элемент удовольствия.
Аристотель. Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/334 г. до н. э. основал Ликей.
Воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».
- Отношение к искусству как подражанию природе свойственно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величайшего её творения - человека - основная задача искусства.
- Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечивалось точными знаниями анатомии, математики.
- С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.
Рафаэль. Секстинская мадонна.
- В эпоху классицизма на первый план выдвигается не натуралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов.
- Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения рассматривают искусство как своеобразную «школу нравственности».
- Беспристрастное отражение жизни несёт в себе огромный воспитательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.
Век Просвещения
Вольтер - Voltaire
Знаково-символическая концепция искусства
Искусство – замкнутая, автономная сфера деятельности, а также способ связи человека с иным, потусторонним миром.
- Любой элемент, включенный иконописцем в живописный образ, несёт определенную смысловую нагрузку. Так, крест символизирует мученичество, копье в руках святого – победу над темными силами, а указующий перст , традиционно изображаемый в правом верхнем углу, означает Божественный промысел. Лестница , изображение которой можно увидеть на некоторых старинных иконах, символизирует духовное возвышение и стремление к Богу, а пещера является аллегорией преисподней.
- только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система символов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания.
3) пространственно-динамические, синтетические или зрелищные , - театр, киноискусство, хореография, цирк
1) пространственные , или пластические , виды: архитектура, ИЗО, художественная фотография
2) временные или динамические виды - литература и музыка
Классификация искусства по социологическому принципу
В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров . Понятие « жанр » обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом .
Миф и реальность современного искусства
- Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
- Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
- Одна из главных форм – коллаж .
- Хэппенинг - действо, разыгрываемое художником на публике без определенного сценария.
- Перфоманс - представление, ориентированное на аудио-визуальное восприятие. Один из видов современного искусства.
Контрольные вопросы
- Что такое искусство? Каковы его отличительные черты?
- Какие предположения о причинах возникновения искусства выдвигают исследователи?
- Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох?
- Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.
- Перечислите основные виды и жанры искусства.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Федотенко Светлана Александровна, учитель истории и обществознания, http://konkurs-krugozor.ru/ ;
МЕСТО ИСКУССТВО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА. ИСКУССТВО ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЯ? ИСКУССТВО СУЩЕСТВУЕТ МНОГИЕ ТЫСЯЕЛЕТИЯ И ИЗУЧАЕТСЯ – ФИЛОСОФАМИ,КУЛЬТУРОЛОГАМИ И Т.Д. 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИЗ ПОТРЕБНОСТИ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ. 3. ИСТОКИ ИСКУССТВА В НЕРАСТРАЧЕННОЙ ЭНЕРГИИ. 4. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МАГИЕЙ. 5. ИСКУССТВО – ДИТЯ ТРУДА. 6. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МИФАМИ.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: НАУКА ПОЗНАЕТ МИР ПОРЕДСТВОМ ИСТИНЫ, МОРАЛЬ ОТРАЖАЕТ МИР ЕГО В КАТЕГОРИЯХ ДОБРА И ЗЛА, А ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЪЕКТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ ИСКУССТВО ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗНОСТИ, ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ СОЧЕТАЕТСЯ С ВЫМЫСЛОМ. ИСКУССТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, И В ОТЛИЧИЕ ОТ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В ВИДЕ КОНКРЕТНЫХ ЧУВСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВО МНОГРАННО: 1. ИСКУССТВО КАК МАСТЕРСТВО. 2. ИСКУССТВО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА МНОГИЕ ВЕКА ТЕОРЕТИКИ КУЛЬТУРЫ ПЫТАЮТСЯ ВЫРАБОТАТЬ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА КАК ПОДРАЖАНИЯ, ОТРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЕГО СТОРОННИКИ РАССМАТРИВАЮТ ИСКУССТВО В СВЯЗИ С ПОЗНАНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАК НИЗШЕЕ ЗВЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЛАТОН ВИДЕЛ В ИСКУССТВЕ ПОДРАЖАНИЕ МИРУ ЧУВСТВЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ. АРИСТОТЕЛЬ ТОЖЕ ПОНИМАЛ ИСКУССТВО КАК ПОДРАЖАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ И ВВЕЛ ПОНЯТИЕ КАТАРСИСА- ОЧИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ОТ НИЗМЕННЫХ СТРАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗЕРЦАНИЯ. ИСКУССТВУ ПРИСУЩ ЭЛЕМЕНТ УДОВОЛЬСТВИЯ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХА ВОЗРОЖДЕ НИЯ ЭПОХА КЛАССИЦИЗ МА ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЫ. ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДОПОДОБИЯ С ПОМОШЬЮ АНАТОМИИ И МАТЕМАТИКИ. НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ НЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, А ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХТИПОВ. АКТУАЛЬНА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА. В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ- ИСКУССТВО КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ – ИСКУССТВО- «ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ-(ПОДРАЖАНИЯ)- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИСКУССТВА МЕНЯЛАСЬ ОТ СЛЕПОГО ПОДРАЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ МИРА, ДО СОВЕСТИ ОБЩЕСТВА. СОГЛАСНО ТЕОРИИ САМОВЫРАЖЕНИЯ- ИСКУССТВО ЭТО СФЕРА ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ХУДОЖНИКА, НО НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, А ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ЛИШЬ СРЕДСТВО ИХ ВЫРАЖЕНИЯ. ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ- СПОСОБ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ИНЫМ ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА- СВОЕБРАЗНЫЙ ШИФР НЕСУЩИЙ В СЕБЕ ЗАКОДИРОВАННУЮ ТВОРЦОМ ИНФОРМАЦИЮ. ВКАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА- ИКОНОПИСЬ.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА. ВИДЫ ИСКУССТВА МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ПО СРЕДЕ, МАТЕРИАЛУ, В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ. ЗВУК В МУЗЫКЕ, ЛИНИЯ И ПАЛИТРА В ЖИВОПИСИ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Ф.ШЕЛЛИНГ- КЛАССИФИКАЦИЯ- НА ИДЕАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. РЕАЛЬНЫЕ- МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ИДЕАЛЬНЫЕ- ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА. ПОЭЗИЯ- ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА. КЛАССИФИКАЦИИ: 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧНЫЕ- АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 2. ВРЕМЕННЫЕ ИЛИ ДИНАМИЧНЫЕ- ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА. 3.ПРОСТРАНСТВЕННО- ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ ЗРЕЛИЩНЫЕ- ТЕАТР,ЦИРК И Т. Д. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ- ЭЛИТАРНОЕ, НАРОДНОЕ,МАССОВОЕ.
СИСТЕМА ЖАНРОВ ИСКУССТВА. ПОНЯТИЕ «ЖАНР» ОБОБЩАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАКОЙ- ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, НАРОДА ИЛИ МИРА В ЦЕЛОМ: В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ- ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ- ЭПОС, ЛИРИКА, И ДРАМА. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ – 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА.- ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ, ПЕЙЗАЖ, БАТАЛЬНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА. ИНОГДА ЖАНРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ: КАРИКАТУРА, ШАРЖ. В МУЗЫКЕ ЖАНРЫ: 1. ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ- ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, 2. ПО СОДЕРЖАНИЮ- ЛИРИЧЕСКИЕ, ЭПИЧЕСКИЕ И ДРАМАТИЧЕСКИЕ 3. ПО МЕСТУ И УСЛОВИЯМ ИСПОЛНЕНИЯ- ТЕАТРАЛЬНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ, КАМЕРНЫЕ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ КАНОНОВ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СОЗДАЮТСЯ В РАМКАХ « ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ» ПО МНЕНИЮ Х. ОРТЕГА- И- ГАСЕТА- РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИДЕТ ПО ПУТИ «ДЕГУМАНИЗАЦИИ», ТО ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТВОРЦА К БЕЗГРАНИЧНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ, ВЫПЛЕСКИВАНИЮ СВОИХ ЭМОЦИЙ. ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ ОТРАЗИТЬ МНОГООБРАЗИЯ МИРА, А ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ТВОРЕЦ КОНСТРУИРУЕТ СВОЙ ИЛЛЮЗОРНЫЙ МИР, ОН ИЗМЕНЯЕТ СОБСТВЕННОЕ И НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. ВСЕ ПРИВОДИТ К ПОНИМАНИЮ БЕСКОНЕЧНОСТИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО- СВОЕБРАЗНОЕ ДВИЖУЩЕЕ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ С ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОЧКОЙ ОБОЗРЕНИЯ. САМ ЖЕ ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «РАСШИФРОВКУ» ЗНАКОВО СИМВОЛИЧЕСКИХ КОМБИНАЦИЙ. НО ЭТО ДЕЛАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПОДЛИННО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМ.
Вспомните:
Что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?
Несмотря на то что искусство существует уже многие тысячелетия и активно изучается исследователями - философами, культурологами, искусствоведами, историками искусства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости использовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов становятся объектом художественного отображения и эстетического наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действительности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО
Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Оно позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в отличие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.
Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-
тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
О чем твои стихи? - Не знаю, брат. |
Ты их прочти, коли придет охота. !
Стихи живые - сами говорят, \
И не о чем-то говорят, а что-то. I
С. Я. Маршак «)
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА
Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.
С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторонники рассматривают искусство в связи с познанием, зачастую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для философа Платона искусство - это подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также основывал искусство на подражательной способности, по полагал, что подражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удовольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».
Отношение к искусству как подражанию природе свойственно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величайшего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечивалось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.
В эпоху классицизма на первый план выдвигается не натуралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравственности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-
ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Беспристрастное отражение жизни несет в себе огромный воспитательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.
Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимости искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести общества.
По мысли сторонников теории самовыражения, искусство является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который выплескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зрения - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что читатель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком понимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представляют собой лишь средство их выражения.
Знаково-символическая концепция искусства рассматривает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобразным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система символов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее пространстве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глубина, изменены пропорции, нарушены временные отношения событий.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита тельную, компенсаторную, эстетическую и др. Проблема
соотношения функций искусства друг с другом в полной мере не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе искусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятельности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.
Остановимся подробнее на содержании некоторых функций искусства. Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задуматься об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодействия, общения в самом широком смысле.
Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания человека.
Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА
Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце. Каждая среда, материал требует специфических выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содержание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.
Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные - музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные - литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся словом как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.
Существуют и иные классификации видов искусства, например, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобразительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды - литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Третью группу составляют пространственно-динамические ей ды, которые также называют синтетическими или зрелищ ными, - театр, киноискусство, хореография, цирк и др.
Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамично развивается - появляются все новые виды. Однако каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.
Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.
В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо историчес-
кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выделения жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы знаете, что по способу отражения действительности выделяются, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном искусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения - вокальные и инструментальные; во-вторых, по содержанию - лирические, эпические и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, концертные, камерные и др.
Система жанров искусства динамически развивается - появляются новые жанры, меняется удельный вес традиционных. Несомненна современная тенденция к стиранию границ, синтезу различных видов и жанров искусства.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Как известно, современное искусство весьма разнообразно, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Произведения современного искусства нередко создаются в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 -1955), развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е. преодоления стремления творца к безграничному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и многообразии - ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлинно свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художественный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них признака) - своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию бесконечности мира человеческих возможностей.
В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппе- \
Нинг - действо, разыгрываемое художником на публи- I
ке без определенного сценария. Человек, бьющий живой курицей по струнам рояля, студенты, облизывающие кузов автомобиля, - художественный смысл, ценность и исход действа определяли случайные прохожие.
Таким образом, современное искусство - своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точкой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая компонента (язык, совокупность выразительных средств) превращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифровку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая ограниченность коммуникативных возможностей национальных культур.
ЯШ Основные понятия: искусство. ШШ Термины: виды искусства, жанры искусства, знак, символ.
Проверьте себя
1) Что такое искусство? Каковы его отличительные черты? 2) Какие предположения о причинах возникновения искусства выдвигают исследователи? 3) Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох? 4) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства. 5) Перечислите основные виды и жанры искусства.
Подумайте, обсудите, сделайте
- Известно высказывание выдающегося деятеля
фран
цузской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство
совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите
несколько объяснений того, зачем нужно искусство. - Ученый, исследовавший круг наиболее активных и
компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вы
вод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не
удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте.
Подтвердите или опровергните на нескольких примерах пра
воту его вывода. - Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже
XX-XXI вв. мидкульта - своеобразного синтеза высокой
массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих
видов. Предположите, какими признаками могут обладать
произведения искусства мидкульта. - Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных
направлениях западного искусства; б) о выдающихся пред
ставителях современного отечественного искусства. - Важнейшей тенденцией развития современного искус
ства является синтез видов и стилей. Приведите несколько
конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предполо
жения о причинах появления данной тенденции.
Прочтите фрагмент размышлений известного российского литератора Серебряного века Вячеслава Иванова о мифологизме искусства.
В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Внутренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение, но ипостась некоторой сущности или энергии. [...] Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивидуальной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову, и могущественнее обычного слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчеству тяготеет к типу большого, всенародного искусства. [...]
Истинное содержание художественного изображения всегда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагическом, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объем лет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведение искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. [...]
Иванов В. И. Предчувствия и предвестия// По звездам. - СПб., 1909. - С. 196-197, 200, 201.
Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете обозначенную автором связь символа и мифа? 2) Объясните, почему «миф - не свободный вымысел: истинный миф - постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетворение». 3) В чем, по мнению В. Иванова, проявляется символизм искусства? 4) На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает В. Иванов, с искусством. 5) Проявления каких функций искусства обозначены в приведенном тексте?
12-Л Н Боголюбов, 11 кл ШьЛл
§ 35. Массовая культура
Вспомните:
Каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?
Массовая культура - важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга - лидер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в повседневную жизнь людей.
Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ
Культура, как вы уже убедились, многолика и многогранна. Она принимает специфические формы. В ней можно проследить разные направления, выделить достаточно автономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явлений и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую. Причины возникновения массовой культуры, присущие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвердилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-классовым расслоением общества.
Народная культура включает ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk - народ, lore - знания, мудрость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами)
Важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.).
В народном искусстве получают свое отражение представления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного исторического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности - идеалы добра, красоты, справедливости, солидарности. Это искусство творилось и в совместном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении многочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Исполняется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фамилий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.
Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти факторы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказалась иной. Востребованной широкими слоями общества оказалась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.
Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культуры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хорошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их все-
Искусство существует уже многие тысячелетия и активно
изучается исследователями - философами,
культурологами, искусствоведами, историками искусства,
даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность.
Ученые выводят искусство:
Из потребности всех
живых существ с
помощью каких-либо
украшений
привлекать внимание
противоположного
пола с целью
продолжения рода
Из необходимости
использовать
энергию
подсознательных
влечений для
других целей
сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и
облекать их в рациональную форму.
Понятие «искусство»
многозначно
Мастерство,
умение,
ловкость
Специфический вид
духовно-практического
освоения
действительности и
эстетического
отношения к ней.
Что такое искусство?
искусство - это специфический вид духовногоотражения и освоения действительности, имеющий
целью формирование и развитие способности человека
творчески преобразовывать окружающий мир и
самого себя по законам красоты.
искусство - это один из элементов культуры, в
котором аккумулируются художественноэстетические ценности.
искусство - это форма чувственного познания мира.
искусство- вид творческой деятельности человека.
искусство - процесс освоения человеком
художественных ценностей, доставляющий ему
удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и
понимания искусства).
Споры о сущности искусства
«Как учитель детейнаставляет на ум, так
людей уже взрослых -
поэты».
эстетическая
деятельность - низшее
звено познавательной.
Искусство - это
подражание миру
чувственных
предметов, каждый из
которых представляет
собой копию идеи, т. е.
художник, по сути,
создает копию копии
- «тени теней».
(Платон)
Споры о сущности искусства
понятие катарсиса(ввел Аристотель) -
очищения человеческой
души от низменных
страстей посредством
созерцания.
искусству непременно
присущ элемент
удовольствия, основная
задача – воспитание
ума
Отражение природы и величайшего ее творения человека - основная задача искусства (эпоха Возрождения).
Возрожденческийгуманизм - это
утверждение
безграничности
творческого
потенциала человека.
Эпоха Просвещения
В эпоху классицизма напервый план выдвигается
отражение человеческих
типов. Особенно
актуальной становится
воспитательная
составляющая
искусства.
Вольтер Voltaire
В век Просвещения и
позднее сторонники
концепции отражения
рассматривают
искусство как «школу
нравственности».слепое копирование
отдельных объектов
окружающего мира
Совесть общества
Теория самовыражения
МункИскусство - безграничная сфера проявления
творческого потенциала личности (зритель
заражается эмоциями автора).
На первый план выдвигаются
неэстетические, житейские переживания
человека, творца или зрителя, а
художественные образы представляют
собой лишь средство их выражения.
Знаково-символическая концепция искусства.
Любой элемент, включенный иконописцем вИскусство – замкнутая, автономная сфера
живописный образ, несет определенную
деятельности, а также способ связи
смысловую нагрузку. Так, крест
человека
с
иным,
потусторонним
миром.
символизирует мученичество, копье в руках
святого – победу над темными силами, а
перст, традиционно
толькоуказующий
в знаково-символическом
контексте
изображаемый
в правом
верхнем
может
быть понята
иконопись
- углу,
система
означает
промысел.
Лестница,
символов,Божественный
с помощью которых
творцы
изображение
которой
можносвоего
увидеть на
пытались
отразить
объект
некоторых старинных иконах, символизирует
религиозного почитания.
духовное возвышение и стремление к Богу, а
пещера является аллегорией преисподней.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА:
познавательная,информационная,
коммуникативная,
ценностно-ориентирующая,
воспитательная,
компенсаторная,
эстетическая и др.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА:
Реальные виды:музыка,
живопись,
пластика (архитектура
и скульптура).
Идеальные виды:
литература,
поэзия.
Фридрих Шеллинг
(1775-1854)
1. Пространственные
(пластические) виды:
архитектура,
все виды изобразительного
искусства,
художественная фотография.
2. Временные (динамические):
литература,
музыка.
3. пространственнодинамические (синтетические)
виды: театр, киноискусство,
хореография, цирк.
Классификация искусства по социологическому принципу:
Ориентировано нанебольшую группу
людей, обладающих
особой художественной
восприимчивостью, в
силу которой они
должны оцениваться
как элита.
элитарное
воплощает в себе
традиции (то есть
устойчивые формы
жизни народа,
отражающие
особенности его
национального
характера и
национальных образов
мира).
народное
рассчитано на самый
широкий круг зрителей,
общедоступное, простое по
форме, не требующее
специальной подготовки
для понимания.
массовое
В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров
«Жанр» обобщает специфическиесвойства художественной формы и
содержания значительной группы
произведений искусства какой-либо
исторической эпохи, народа или мира в
целом.
Какие бывают жанры?
В литературе по способу отражениядействительности выделяются: эпос, лирика и
драма…
В изобразительном искусстве выделение жанров
может основываться на специфических чертах
предмета изображения: портрет, натюрморт,
пейзаж, батальная или историческая картина.
В музыке жанры различаются по способу
исполнения - вокальные и инструментальные;
по содержанию - лирические, эпические и
драматические;
по месту и условиям исполнения: театральные,
концертные, камерные.
ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в
широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры)драматургических произведений: трагедия, драма, комедия.
ЛИРИКА - род литературы, отображающий жизнь через личные
переживания человека. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание,
эпиграмма.
ЛИРОЭПИКА -в произведениях художественный мир читатель
наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но
одновременно события и персонажи получают определенную
эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через
рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды
(жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ,
новелла, художественный очерк.
КОМЕДИЯ - вид драматургического произведения. Отображает нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. ЛИРИЧЕСКОЕ
СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) - вид художественной литературыпоэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на
положительных и отрицательных.
ОЧЕРК - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы,
отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение,
состоящее из нескольких куплетов и припева.
ПОВЕСТЬ - произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного
героя.
ПОЭМА -стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ -произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН -произведение, в событиях которого обычно принимает участие много
действующих лиц, чьи судьбы переплетаются.
ТРАГЕДИЯ - вид драматургического произведения, рассказывающего о
несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ - произведение или цикл произведений, изображающих значительную
историческую эпоху либо большое историческое событие.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Современное искусство весьма разнообразно, в немотсутствуют какие-либо строгие каноны и правила.
Развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е.
преодоления стремления творца к безграничному
самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных
состояний.
Хэппенинг - действо, разыгрываемое
художником на публике без определенного
сценария.
Перфоманс - представление, ориентированное
на аудио-визуальное восприятие. Один из видов
современного искусства.