Описание картины с боттичелли весна фрагмент. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Описание картины с боттичелли весна фрагмент. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
Описание картины с боттичелли весна фрагмент. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

“Весна”, Боттичелли

Это выдающееся произведение великого Боттичелли было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , кузена Лоренцо Великолепного.

Историки искусств расходятся во мнении насчет точной датировки произведения. Предполагается, что картина была написана между 1477 и 1482 гг .

Также представляет некоторую сложность трактовка многочисленных аллегорических символов . Согласно наиболее распространенной интерпретации, на картине изображено царствование Венеры, воспетое античными поэтами и приближенным литератором двора Медичи Анджело Полициано.

Картина читается справа налево: крылатый бог ветров Зефир, влюбленный в нимфу Хлорис, настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает ее во Флору, богиню природы и весны. В центре изображена Венера, символизирующая собой гуманность, которая царит над людьми. Группа слева – три танцующие грации. Сцену заключает Меркурий, рассеивающий тучи своим магическим жезлом.

Таким образом Венера, воплощение гуманности, отделяет плотскую любовь и материализм (группа справа) от любви духовной и моральных ценностей (группа слева). Под «гуманностью» понимался идеал человеческой личности – высоконравственной, уверенной в своих силах и возможностях и прислушивающейся к нуждам других.

В период Возрождения эта античная концепция тщательно изучалась философами-гуманистами неоплатонической школы при дворе Медичи. Неоплатонизм, философское и эстетическое течение, следовало теориям греческого философа Платона. Неоплатонические концепции идеальной красоты и возвышенной «платонической» любви оказали огромное влияние на культуру и мировоззрение деятелей эпохи Возрождения, в их числе Боттичелли.

Таким образом, произведение также отражает высокий интеллектуальный уровень представителей династии Медичи и их любовь к культуре и искусству.

Боттичелли с поражающей точностью изобразил различные сорта цветов и трав, которые можно было найти в окрестностях Флоренции в весенний период. Мастерское использование красок, изысканность фигур, соединенных внутренним движением, поэтичность композиции делают это произведение чарующим и уникальным.

Посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры» .

«Весна» Сандро Боттичелли (1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Все герои, изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Справа – бог теплого, весеннего ветра Зефир, настигающий нимфу Хлориду, и богиня цветов Флора. В каких они отношениях? Что их связывает? И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви?

«Это диалектика любви, воплощенная в движении»

Марина Хайкина, искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. И поэтому очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но давайте попробуем. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Она не просто богиня любви и красоты. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью, и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».

«Гимн живому человеческому влечению»

Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин, их образы принципиально различны. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Меркурий (слева) нарциссически красив. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.

Рядом с ним три Грации, однако между ним и девушками нет никакой телесной связи: грация Наслаждение стоит к Меркурию спиной. Взгляд Целомудрия обращен к Меркурию, но контакта между ними тоже нет. Словом, во всей этой группе нет и намека на пробуждение Весны, сексуальности. Но именно эту группу благословляет Венера. Она здесь – не богиня любви, а христианский символ Матери, Мадонна. В ней нет ничего женственно-сексуального, она – Богиня духовной любви и поэтому благосклонна к левой группе, лишенной чувственности.

А вот что мы видим справа: Зефир берет силой Хлориду, и девушка-нимфа превращается в женщину, Флору. И что же происходит потом? Флора уже не смотрит на Зефира (в отличие от Хлориды), ее не интересует мужчина, ее интересуют цветы и дети. Хлорида была смертной девушкой, а богиня Флора обрела божественное бессмертие. Получается, что идея картины такова: ты можешь быть бессмертным и всемогущим, только отказавшись от сексуальности.

На рациональном уровне символизм картины побуждает нас ощущать величие и божественность материнства, нарциссическую уверенность Меркурия, самодостаточность наших внутренних Граций. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное, и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Быть живым, смертным, чувствующим, испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».

История одного шедевра

"Весна" Сандро Боттичелли

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Во Флоренции, в галерее Уффици, среди мно­гочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знамени­тых в мире картин - «Весна» Сандро Боттичел­ли. Об этом замечательном произведении, создан­ном 500 лет назад, в 1478 году, написаны сотни статей, многие тысячи страниц. О ней и наша сегодняшняя беседа.

Образы картины навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в свое произведение сложный философ­ский смысл. Для того чтобы раскрыть основной замысел «Весны», обратимся к ее содержанию и композиционному построению.

Движение в картине устремлено справа нале­во. Из верхнего правого угла вторгается голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем - это ветер. От его полета согнулись стволы деревьев. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя, и жестом сеяте­ля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Эту девушку с худощавым лицом подро­стка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Вес­ной. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает - «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. О том, как весной расцветает природа. И как поэтично показано превращение! Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слета­ют цветы, они сыплются из-под ее руки, покры­вают мелким узором ее подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура - это уже пре­вращенная Хлорис в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вы­шитые узоры ее платья (например, на ее воро­те), напоминая зрителям, о каких реальных ве­щах повествует эта красивая сказка... Три правые фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она показана простой, тихой и скромной. Вовсе это не блистательная красави ца богиня, привыкшая повелевать. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее го­ловой не парил в воздухе Амур с луком и огнен­ной стрелой (Амур - сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступа­лись вокруг нее полукруглым просветом, показы­вая, что здесь смысловой центр картины. Скло­нив голову набок, смотрит она в нашу сторону задумчиво, чуть испытующе. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благослов­ляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий. Он задерживает наше внимание, за­ставляя лучше ощутить четкую ритмическую па­узу в центре картины, а затем посылает наш взгляд влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны - апрель. Древнеримский поэт Овидий писал в поэме «Фасты», а поэты XV века повторяли вслед за ним, что апрель назван по имени Афродиты, это греческое имя Венеры.

Наконец, последний персонаж картины - Меркурий (крайняя фигура слева). Достойный спутник Граций, поскольку он божество разу­ма и красноречия, изобретатель искусств. Но са­мое главное то, что в древнеримском календа­ре Меркурию был посвящен весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия - Майи. Этот месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, служащий в картине символом мая, повернут спиной к дру­гим весенним божествам.

Мир, изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт . Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А между тем просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Похоже, что Боттичелли сознательно отка­зывается от достижений ренессансной перспекти­вы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.

Композиционный ритм «Весны» частый, сдав­ленный. Художник волнообразно расположил ряд фигур, то сдвинув их тесно, то увеличив интер­вал, окружив темным фоном зелени и создав еще второй, дробный ритм цветов и орнаментов . В линиях контуров и складок преобладают до вольно крутые диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей.

У большинства фигур взгляд и жесты разоб­щены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погру­женная в созерцание Меркурия. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает, или теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии , перекли каются между собой, но не связываются, а разоб­щаются. Отсюда настроение глубокой созерца­тельности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория , - тема духовной жизни.

Девическая дружба, зарождение любви, меч­тательное взращивание жизни (тема образа Флоры), нежная опека (значение жеста Венеры), мед­лительное восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) - все это показано художником с проникновенной наглядностью и чистотой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Мер курию и скромность ее одежд можно понять как предпочтение, отданное духовному в человеке.

«Весна» Боттичелли была написана для од­ного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Некоторые искусствоведы полага­ют, что картина должна была укрепить в под­ростке привязанность к тем нравственным идеа­лам, которые внушали ему воспитатели. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего симво­лизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» - достойную принадлежность к человече­ству, человечность. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Картина Боттичелли тесно связана с культу­рой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают некоторые танцы того времени. По своей тематике, подбору действующих лиц она перекликалась с костюмированными шестви­ями, устраивавшимися во Флоренции каждую весну, и была поэтому общепонятна в ту эпоху.

В заключение хочется сказать немного и о та­ких сторонах содержания «Весны», которые бы­ли ясны лишь наиболее образованным современ­никам художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но это не единствен­ное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого боже­ства - Венеры; считали, что Грации - это она сама! Ученые много спорят об именах и разли чиях Граций у Боттичелли; оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто на­зывали «Вердура» (зелень, молодость). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис? Венеру не­которые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, счи­тался богом ветра и в этом качестве назывался... Зефиром! Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, ра­зум, другой - любовь, природу, цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, стано­вится силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, - и он же обращается к небесам (обратите внимание на движение Меркурия, разгоняющего жезлом обла­ка и среди них ищущего волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью, влечением - началом и основным источником познания согласно учению флорентийских фило­софов, современников Боттичелли...

А. БАРАНОВ

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год – работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.

Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.

Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно – приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой, их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.

Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо – одухотворенность.