Что такое икона? Тихвинская икона божией матери.

Что такое икона? Тихвинская икона божией матери.
Что такое икона? Тихвинская икона божией матери.

Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери считается ровесницей самой Богородицы. Написал ее евангелист Лука. Образ не раз удивлял человека своими чудесами и вообще он имеет большое значение для России. Икона выполнена в стиле Одигитрия, когда изображается общение Иисуса со своей Матерью. Божий сын одной рукой показывает благословляющий жест, а во второй у него находится священный свиток. Праздник, посвященный этой иконе, принято отмечать 9 июля.

Какова история Тихвинской иконы Божией Матери?

После написания Лука отправил икону в свой родной город Антихио, откуда ее перенесли в Иерусалим, а затем, в Константинополь. Там для нее был построен очень красивый храм, который известен, как Влахернский. Когда началось гонение за иконами, образ Богородицы замуровали в стену монастыря Пантократора. Со временем ее вернули в храм, но после каким-то странным образом икона явилась на Руси возле Тихвина.

После чудесного явления иконы купцы посетили собор Софии и рассказали о случившемся. Патриарх провел параллель и сказал о том, что это именно икона из Влахернского храма. В монастыре икону Тихвинской Божьей Матери повесили таким же образом, как она стояла в Константинополе.

Чудесное явление иконы на Руси произошло в 1383 году. В летописях можно найти информацию, что образ появился над водой в Ладожском озере, весь в лучезарном свете. В следующий раз явление произошло на некотором расстоянии от Тихвина. Значение Тихвинской иконы Божьей Матери для людей огромно, поскольку образ проявился многочисленными чудесами и исцелениями. На месте, где возник лик, был построен деревянный храм, который несколько раз горел, но при этом икона никаким образом не пострадала. В 1510 году вместо деревянного храма был построен собор из камня. Это событие также прославилось чудом. По окончании строительства по непонятным причинам обрушились своды, которые привалили 20 рабочих. Все были уверены, что они умерли, но после того, как разобрали завалы, оказалось, что все люди были живы и абсолютно здоровы.

С оригинального изображения было сделано много списков, которые также ознаменовались чудесными проявлениями. Одно из наиболее известных происшествий случилось со списком, который на данный момент находится в городе Каракол. Согласно существующей информации в этот образ прямо в упор было выпущено несколько путь, но они отскакивали от лика, оставляя только небольшие царапины.

В чем помогает Тихвинская икона Божьей Матери?

Этот образ считается покровителем младенцев и подростков. , которые родители читают перед этой иконой, помогают наладить отношения с собственным чадом. Согласно преданию этот образ Богородицы помогает детям выбрать друзей, оградиться от врагов и плохого влияния со стороны. Возле Тихвинской иконы Божьей Матери читают молитву о легких родах, помещая образ рядом с собой. Женщины обращаются к ней, если имеют проблемы с зачатием. Рассчитывать на помощь могут люди, которые искренне верят в Бога, а также произносят молитвы от чистого сердца.

Молитва перед Тихвинской иконой Божьей Матери помогает при лечении различных душевных расстройств, к примеру, депрессии, стресса и т.д. Еще помогает образ в лечении различных заболеваний. Есть свидетельства, что искренние молитвы помогли многим избавиться от паралича и эпилепсии. Издавна используют икону для защиты земель от вторжений врагов. Именно поэтому рекомендуется иметь такой образ дома, чтобы защититься от непрошеных гостей, врагов и различного негатива. Икона является мощным семьи и жилища. Приобрести образ можно в церковной лавке или сегодня популярностью пользуются вышитые своими руками иконы.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

Порою бывают в жизни ситуации, когда человеку остаётся уповать только на помощь Божию. Но и просто помолиться на благо родных и близких никогда нелишне. Часто приходя в храм или церковь, мы видим перед собой множество икон. На всех изображены святые, которым молятся о разных вещах. Считается, что у каждой иконы нужно молиться с определёнными просьбами. Но люди, не сведущие в религиозных правилах, редко когда знают предназначение каждой иконы. Мы расскажем вам, какой иконе о чём молиться:

«Троица» - одна из чудотворных православных икон, самая главная святыня Троице-Сергиевой Лавры. Около неё молятся о самом главном и важном в жизни, о том, что может повлиять на всю дальнейшую судьбу человека. Молиться около неё надо людям, которые потеряли надежду и не находят выхода из сложной ситуации. Перед молитвой чётко продумайте свою просьбу. Молиться Троице нужно после покаяния и вознесения хвалы Господу.

«Спас Нерукотворный». На ней изображён Спаситель, к которому следует обращаться с просьбами спасти душу, указать путь истинный, исцелиться и избавиться от дурных мыслей. Милости можно просить как для себя, так и для других, но сначала нужно покаяться и прочесть «Отче наш».

«Спас Вседержитель» . Её просят сохранить членов семьи.

«Распятие» помогает защитить дом от воров и преступников.

«Спас в терновом венке» помогает преодолеть все препятствия на пути спасения души.

Икона Божией Матери "Владимирская" - принято молиться об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России - день празднования 23 (6) июня.

Икона Божией Матери "Казанская" - молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак - день празднования 8 (21) июля 22 (4) октября.

Икона Божией Матери "Иверская" - молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножения плодородия земли- день празднования 12 (25) февраля (празднуется во Вторник Светлой Седмицы).

Икона Божией Матери "Тихвинская" - молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия иноплеменных - день празднования 26 (9) июня.

Икона Божией Матери «Остробрамская» помогает обрести и сохранить счастье супружеской пары. Также ей молятся о том, чтобы посторонние люди не вмешивались в отношения новобрачных.

Икона «Вера, Надежда, Любовь» дарует людям мудрость, помогает укрепить в людских сердцах веру, надежду и любовь, а также даёт силы для преодоления трудных жизненных препятствий.

Икона «Взыскание погибших». Ей молятся о здоровье, благополучии и счастье детей, а также о возвращение в семью заблудших чад (дети, которые попали в секту, подверглись сильной наркотической и алкогольной зависимости и т.д.).

«Пётр и Феврония». Молитвы около неё помогают обрести семейное счастье и благополучие, также её можно просить о рождении ребёнка.

«Ангел-хранитель» помогает избавиться от нужды и болезни каждому крещённому христианину. Молясь этой иконе, человек обращается к своему Ангелу-хранителю, который спасает его от грехов, бед и напастей.

«Серафим Саровский». У этой иконы молятся те, кто нуждаются в поддержке и опоре. Помогает исцелиться от заболеваний, дарует утешение.

«Блаженная Матрона». Почитаемая икона современности. У неё можно просить помощи по любому тяжкому вопросу.

«Неупиваемая Чаша». У этой иконы просят об исцелении от пагубных зависимостей, таких как пьянство, наркомания, азартные игры.

«Николай Угодник Чудотворец». Одна из самых известных и почитаемых икон в мире. Ей нужно молиться тем, кто по жизни или по работе много путешествует или часто находится в пути. Ей молятся моряки, рыбаки, лётчики, путешественники и мореплаватели. Кроме того, Николай Чудотворец - заступник несправедливо обиженных, женщин, детей, нищих, несправедливо осужденных и заключённых. Поэтому все эти категории населения могут обращаться к Иконе Николая Чудотворца со своими просьбами.

«Святой великомученик Пантелеймон». Этой иконе молятся об исцелении от болезней.

«Сергий Радонежский». Этот святой - покровитель всех, кто учится. У этой иконы можно просить благословения на новый учебный год, а также помощи в освоении новых знаний.

Икона "Святой Екатерины Александрийской" помогает тем, кто стремится к знаниям. Обратитесь к ней, если Вы хотите получить хорошее образование. Она способствует успеху в любых науках, особенно в изучении языков, математики. Икона помогает находить новые подходы в педагогике. В Европе многие учебные заведения носят имя святой Екатерины. Юристы, прокуроры и судьи просят поддержки в судебных делах. Святой Екатерине также молятся о замужестве и помощи во время беременности и родов.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери

Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», - сказал Чудотворец, - «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

————————

Библиотека Русской веры

Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы

Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия , характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие - в наклоне головы.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины

Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь - неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице ».

Расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.

Бывший старообрядческий храм РПсЦ располагается в Москве.

Единоверческая располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

Тихвинской иконе Божией Матери молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных.

Считается покровительницей младенцев, ее еще называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Согласно древнему сказанию, чудотворная Тихвинская икона Божией матери была написана святым апостолом Лукой в жизненные годы Девы Марии и переслана им с Евангелием в Антиохию. В V веке икону помпезно переместили в Константинополь, где в честь нее воздвигнут Влахернский храм, который впоследствии стал хранилищем важнейших святынь Византии.

В 1383 году икона непостижимым образом исчезла, что посчиталось предзнаменованием краха Византийской империи, которая пала в 1453 году от турок-османов. Но в том же году произошло чудо - икона объявилась на Руси. Изумленные рыбаки, промышлявшие в Ладожском озере, увидели ее парящей над водами озера. И вот она снова появляется в окрестностях того же озера!

Образ Божией Матери еще много раз показывался в разных местах, пока не выбрал наконец-то себе богоугодное - около будущего града Тихвина, куда он явился по воздуху и повис над горой. Узревшие это чудо люди пали перед ней ниц с молитвами о прощении, милости и помощи. Икона вняла мольбам и плавно спустилась вниз, где ее восторженно встретили местные жители и на этом месте впоследствии построили для нее часовню. Константинопольский патриарх, выслушав показания новгородских купцов, подтвердил достоверность иконы и благословил ее.

Строительство началось незамедлительно, и до вечера уже был готов сруб. Но утром оставленные на ночь стражники не увидели ни начатого сруба, ни образа. Срочно собрали народ и приняли все действия для поисков пропавшей иконы, молясь и горько оплакивая пропажу. И вдруг чудесным образом икона вместе с начатым срубом нашлась на другом берегу реки Тихвинки – так икона указала место для своего окончательного пребывания. В этом месте и возвели ей храм, а икону назвали в честь местности Тихвинской. Этот храм однажды ночью спустя семь лет сгорел, но икона нашлась в ближайших зарослях целой и невредимой. Еще три раза был пожар, и все три раза икона чудесным образом спасалась.

Слава о свойствах Чудотворной иконы разнеслась далеко за границы края, а в 1613 году, когда Россия воевала за свою независимость и свободу, икона спасла своими чудесными свойствами Тихвинскую обитель. Когда к власти пришел царь Романов Михаил Федорович и его отважные отряды освободили Новгородские земли от коварных шведов, те решили отомстить и уничтожить святыню Тихвинского монастыря. Послушнице Марии, которую в свое время икона исцелила от слепоты, в вещем сне явилась Богородица и наказала взять ее икону и обойти вокруг стен городских. И пошел народ, гордо неся образ перед собой. Когда шведы увидели это шествие, их обуяла такая паника, что они сбежали без оглядки. Когда вражеские войска второй раз решили напасть на Тихвинский монастырь, они увидели громадное войско, напирающее прямо на них, и снова в страхе сбежали с места боя. И снова шведские войска под предводительством жестокого полководца Далагарди все силы бросили на то, чтоб не только разрушить монастырь, но и обязательно уничтожить икону. Тогда защитники обители решили увезти и схоронить ее в Москве, но икона как будто вросла в стену – ее не смогли подвинуть и на миллиметр. И снова наступающим шведам привиделось многочисленное войско русское, идущее в их сторону, и они окончательно бросились в бегство.

Что знаменательно – ровно через год именно в Тихвинском монастыре, перед иконой Божией Матери, был подписан договор о перемирии со шведами. С этого времени началось всемирное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, и день ее празднества стал 26 июня (9 июля).

После октябрьской революции в 1924 году Тихвинский монастырь закрыли, а чудотворную икону переместили в один из храмов Тихвина. После второй мировой войны чудотворная Тихвинская икона заняла в иконостасе почетное место справа от Спасителя, и только раз в году, в престольный праздник, ее достают для великого богослужения и проносят крестным ходом кругом храма.
По сказаниям, именно из Тихвинской церкви Сталин перед битвой за Москву взял чудесную икону и приказал обогнуть на самолете столицу, благодаря такому благословению враг был побежден.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн и мирянин по имени Сергий, спасая чудотворную икону, увезли ее в Европу, а потом и вообще США. Перед своей смертью архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну хранить икону как зеницу ока и вернуть её в Россию только тогда, когда в стране произойдет почитание советской властью Церкви и будет реконструирован Тихвинский монастырь.

В 2004 году свершилось долгожданное возвращение чудотворной иконы на свою родину. И поныне перед иконой молятся те, кто страдает тяжкими душевными заболеваниями, параличами, болезнями суставов, слепотой, но особо Божия Матерь оберегает и исцеляет детей и женщин, страдающих от бесплодия.

Находится в Храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском , г.Москва.