Происхождение честных древ животворящего креста. Происхождение честных древ животворящего креста господня. Братья и сёстры

Происхождение честных древ животворящего креста. Происхождение честных древ животворящего креста господня. Братья и сёстры
Происхождение честных древ животворящего креста. Происхождение честных древ животворящего креста господня. Братья и сёстры

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В календаре Православной Церкви 1(14) августа именуется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Что же Святая Церковь молитвенно воспоминает в этот день? Уже в самом названии праздника мы можем увидеть суть события. Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Этот обычай издревле существовал в столице Византийской империи - во граде святого Константина. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Библия не говорит, что Сатана был ангелом света, а затем упал. Они существуют в евангельских кругах, учений, которые передаются долго, повторенное поколениями мастеров, полученных по традиции, которые никогда не были рассмотрены с необходимой осторожностью, в свете Писания.

Традиция заменила священный текст во многих доктринах. Учителя, боясь разоблачения, а повторить то, что другие крупные спицу, в сфере «аргумент от власти». И что аргумент от власти? Он заключается в следующем: если человек имеет важное значение в вашей церкви или уже сделаны некоторые курсы верхнего уровня, все, что он говорит, что считается истинным многими, особенно если вы написали книгу. Обычно всегда задают этот вопрос: «Верите ли вы еще в Библии или учения их деноминации».

В месяцеслове Русской Церкви до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Животворящему Кресту Господню, которая появляется в отечественной богослужебной традиции с введением Иерусалимского устава. Но в 1168 году в России при митрополите Киевском Константине устанавливается в этот день празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Так называемый в народном обиходе «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами в 1164 г.

Братья и сёстры!

Давайте рассмотрим убеждение, что пришло из язычества, увековеченный в литературе и искусстве, но не учат Слову Божьему. Традиционное учение, что сатана был хороший ангел, который жил на небе, имел категорию архангела, был правителем небесного хора, но один день, по зависти, полный страсти, полна суеты, решил восстать против власти божественные, переместил бунт против Бога, соблазнил большое количество ангелов и был изгнан из рая.

В это время была катастрофа настолько велика, что земли, которые были созданы Богом, так красиво, стал «безвидна и пуста». Кроме того, учат, что он был в Эдеме и был совершенен, пока нечестие не было найдено в нем. Именно из-за этого, что очень архангел Михаил, командир воинов ангелов Господа, проявлял уважение к позиции другого, сатана, потому что он понимает свою роль и миссию. Апостол Иуда критиковал людей, которые «злословят власти», а затем сразу же говорит.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Благоверный князь Андрей имел благочестивый обычай, шествуя на брань, брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два священника. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым.

И все же Точно так же и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят достоинствам. Михаил Архангел, когда споря о Моисеевом теле, не смел против него оскорбительных осуждение; но сказал: да запретит тебе Господь. Давайте посмотрим теперь другой текст, который используется нетерпеливыми толкователями: Исаия 14, стихи 4 специально Также надуманный текст, тяжелый, полный символов. Вы должны прочитать его внимательно, с особым акцентом на всех контекстах. Как ты вырубить на землю, попиравший народы!

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

И все же он будет доставлен в ад, в глубины преисподней. Те, кто видит вас увидит вас, вы будете считать, и сказать, тот ли это человек, который сделал землю дрожать, что сделали потрясали царство; Это сделало мир в пустыню и разрушал города ее; То, что их пленники не отпирает выпустили в свои дома? «Но ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как мертвое платье, пронзенное мечом, который опускают в каменные рвы, и растоптали труп.».

После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов. Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину Великому в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

Начнем с того, в тексте есть ссылки на смерть, погребение человека и т.д. условия, которые не относятся к сатане никогда. Давайте посмотрим на важный контекст, который всегда остается незамеченным многими библейскими аналитиков. Кто говорит все эти слова просто процитировал? Персонаж, которому текст относится, имеет определенные характеристики, которые перечисляют ниже.

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу

Великая сила; Он упал с определенного уровня; Его обвиняют в том, что он страдает от ярости; Своим падением они сказали, что земля покоится;; Говорят, что Шеол, или могила, или ад, как его называют царством мертвых в Ветхом Завете, встревожили его, чтобы встретиться с ним при его приходе; Мертвые проснулись из-за него при его приходе; Он разбудил князей или княжеств; Он восстал с престолов Своих всех царей народов; Его обвинили в том, что он упал с небес; Его называли «утренней звездой»; Его обвинили в том, что он вознесся на небеса, будучи как Всевышний; Он умер; Он был похоронен; Хотя он похоронен, он оставил свою могилу сверхъестественно. Мы снова спрашиваем: кому относятся эти тексты?

Греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо — исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Просто царь Вавилонский? Почему цари наций обвиняли его так много и говорили, что он тоже болен, как они? И почему эти цари из народов болят? Разве это не ссылка на духовных правителей наций, княжеств и держав, которые доминируют в странах, как мы находим в Данииле и других ссылках? Этот персонаж, называемый «утренняя звезда» и «сын утра», - кто-то такой же ужасный и отвратительный, как сатана? Почему мы не понимаем, что эти цари наций разозлились на человека, очень отличающегося от сатаны? Да, почему мы не понимаем, что этот текст относится именно к противоположному: Господь Иисус Христос!

В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В Константинополе издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца (кроме сентября и января) по Уставу, изложенному при Константинопольском Патриархе Фотии. Порядок совершения был следующим: по окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершалось водоосвящение, а "после водоосвящения идет протопресвитер, а по стопам его архидиакон и протопсалт, если есть, или иной кто равного звания, - архидиакон, неся Крест, а последний - сосуд со святой водой. Император идет навстречу. Протопресвитер, взяв Крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует Крест, а окружающие поют многолетия". Благочестивый придворный византийский обычай освящать воду в первый день каждого месяца, был унаследован Православной Русью и положил начало водоосвящению 1 августа, возможно с этой традицией и был связан выбор дня крещения для киевлян.

Именно они пришли, чтобы сказать о теле Иисуса в таких же серьезных словах: «Маленькие животные под вами будут распространяться, и животные покроют вас». В могиле эти черви могли ничего не делать, кроме как оставаться выше и под священным телом Иисуса, но они не могли тронуть его, потому что это написано. «Ты не оставишь мою душу в аду и не потерпи Твоего Святаго, чтобы увидеть тление». «В этом предсказании он сказал о воскресении Христа: что его душа не осталась в Аиде, и его плоть не увидела тления».

Иисус умер, как и любой человек, но его тело не прошло через гниение. Давайте рассмотрим еще одну важную деталь: кто на самом деле называет Библию «Утренней звездой»? Согласно рассказу апостола Петра, это относится к самому Господу Иисусу. Другое изобретение - назвать сатану «Люцифера» или «Лусбел». Люцифер означает «носитель света», а Лусбель означает «господин света». С каких пор сатана носитель света или властелин света? Это фантазия о чьей-то голове или нет? В течение многих лет сатана получал из уст своих христиан хвала, которой он не обладает - того, чтобы быть хорошим ангелом в один прекрасный день.

В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". И согласно с этим в этот день, по сложившейся традиции, во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.. После обедни и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда ("попова доля") оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: "На Первый Спас и нищий медку попробует!" Поэтому именовался Первый Спас и "медовым".

Конечно, он сделал что-то в небе, восстание. Он соблазнил третью часть небесных ангелов, превратив их в своих последователей, в демонов. Однако мы осмеливаемся сказать, что все это было в планах Бога. Бог позволил всему этому случиться, чтобы Его слава могла быть более полно проявлена. Возлюбленный брат или сестра, научитесь более внимательно читать Библию и, лучше всего, с большим почтением. Бросить высокие человеческие традиции и подчинение человеческим властям и достичь нового видения и измерения библейских знаний.

Если же падение их пришло только в Эдеме, как учит, что великая катастрофа, которая разрушила форму Земли сменилась в начале, когда он упал? И если бы он упал там в начале творения, как в Эдеме он был еще совершенным? Другое дело: сатана может грешить без искушения? Это более логично, более последовательное, более честно, считаю, что Библия говорит, принимая суверенитет Бога и подчиняться Его воле? Вы, читатель, готовы верить больше в Библии, даже если то, что она говорит, отличается от обучения старейшин Церкви?

Вот как праздновали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, "с Евдокимова дня на Происхожденьев", государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, - которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

Сатана не устоял в истине. Не час, не минута, или второй, сатана утвердился на самом деле. Так что он дьявол с самого начала. Бог сделал для этой цели, в оппозиции к его космическому плану, вечна, дают возможности для сотворенных существ, чтобы сделать выбор между добром и злом. Добро и зло творения Бога на метафизическом плане. Если в гносеологическом, прагматическом плане или, проще говоря, земную реальность, мы видим огромное противостояние между добром и злом, на метафизическом плане и сходятся к выполнению Божиего вечного плана.

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

Бог выходит за пределы добра и зла. Он является высшим, превосходит эту сферу. Это не зависит от наших действий или решений. Исаия говорит, что Бог является создателем зла. Некоторые теологи, боясь признать что-то настолько велик и страшен, они говорят, что этот текст не относится к онтологическим злом, но прагматичный зло, зло, преследующих землю. Если Бог так бы сказал следующее: «Я создаю зло.» Первое послание Иоанна подтверждает и уточняет далее, что сказал Иисус. Для того, чтобы не потерять свое привилегированное положение в церкви, вы предпочли бы научить ложь или просто скрывают правду?

После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту - святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной "иорданской" водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

Предпочитает молчать и быть «Мэри идет с другой стороны,» соглашаясь с ошибкой, потому что он не собирается «сжечь»? Существует какой-то магия толкователя, который способен исказить эти два текст, искать какое-то другое объяснение для начала? Если бы это было в начале творения, или в самом начале его жизни, или в начале жизни человека, или бы то ни было, неоспоримым фактом является то, что, когда сатана пришел в существование, начал грешить, потому что уже сделано греховной природы, чтобы выполнить цель.

Такая цель установлена, встроенная и скрытая в божественной экономике. У нас нет пароля доступа для этой цели. Вы вопрос Создателю из-за этого? Не лучше ли принять тот факт, что Бог сделал ад с конкретной миссией опустошить землю, искушая человека, обвиняя его в исполнении божественного гнева на людей, семей и народов? Также обратитесь к цитате, что Иисус, о сатане упал с неба. Когда Иисус послал семьдесят, чтобы осуществить первоначальную работу евангелизации, они вернулись возбуждены и еще более возбужденным, когда они увидели результат проделанной работы.

После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская "праздницкая" - народное гуляние, происходившее на островке около крепостных "Происхожденских", или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.

Вот что говорит Лука, «И семьдесят возвратились с радостью, говоря: Господи, имя Твое, и бесы повинуются нам.» До этого времени никогда не демон не был исключен. Это было началом чего-то совершенно нового. Мы видим, например, такие случаи, как Саул, что злой дух от Господа пришел мучить его и Давид, играющих на арфу с облегчением, но не говоря здесь о изгонял бесов. Поскольку духовная битва на земле начала разрушать дела дьявола, сатаны, принца сил воздуха, видя, что его империя рушится, решил спуститься до уровня земли.

В этой фразе Иисуса нет понятия, что сатана был добрым, а затем стал злым. Давайте теперь посмотрим на некоторые важные детали Иезекииля 28, текст больше всего используется нетерпеливыми экзегетами, чтобы попытаться доказать, что сатана когда-то был добрым, а затем стал злым. Пророчество Иезекииля эклектично, мистично и герметично. Пророчество против короля Тира, но в то же время есть выражения, которые явно относятся к другому персонажу. Кто будет этот другой персонаж? Вы узнали, что это был сатана. но, правда?

Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: "Спас на воде", или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: "На Спаса купаться - незамоленные грехи простятся". Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.

В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.

Из всего вышеописанного мы видим, что празднование в Русской Церкви дня «Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня» имеет особый, уникальный характер, т. к. в русской традиции это празднество объединило в себя несколько разновремённых традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.


Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 14 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1 ». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — , а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.


Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 8

Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.


Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника — поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.



На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.


Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод». В день Маккавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».


В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».