Чудотворная икона курской коренной божией матери. Курская-коренная икона знамение божией матери

Чудотворная икона курской коренной божией матери. Курская-коренная икона знамение божией матери
Чудотворная икона курской коренной божией матери. Курская-коренная икона знамение божией матери

4 127

В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, как гласит предание, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу. «… И увидел он близ реки Тускари в полугоре/ у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси…»

Найденная икона своим изображением напоминала новгородскую икону Знамение Божией Матери (1170 г.). Эта обретенная на берегу Тускари икона вошла в историю под названием Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.
С этой иконой связано много таинственных и знаменательных событий. Как считает один из современных исследователей истории этой иконы Й. Сенаторский, через столетия дошли до нас «чудесные знамения и милости Божий, снисходящие на всех, кто с верою прикасался к чудотворному образу Богоматери Знамения Курской Коренной».

Явление этой иконы произошло в переломный для русской земли момент истории: многие русские города и поселения были разорваны и разрушены татаро-монголами. Одним из этих городов, переживавших ужасные бедствия, был Курск. Жители этого города во всех постигших их несчастьях видели гнев Божий, наказание за грехи. Свое освобождение от чужеземного разбоя они тоже связывали с Божьей благодатью, которая снисходила на них в образах чудотворных икон, в значительном числе являвшихся русским людям в порабощенных монголами землях.

Церковные источники сохранили названия таких известных икон в честь Пресвятой Богородицы, в разное время явленных нашим праотцам, как Костромская (1239 г.), Устюгская (1290 г.), Курская Коренная (1295 г.), Толгекая (1814 г.), Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.), Тихвинская (1383 г.), ПутивЛьская (1405 г.) Колочская (1413 г.), Псковская или Чирская (1420 г.), Казанская (1579 г.).

Правда, среди церковных историков не раз вспыхивали споры относительно года явления Курской Коренной иконы. Объяснялось это тем, что в ряде списков «Повести о явлениях чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Курской…» (литературный памятник XVII века) 1295 год вообще не назван, а упоминается лишь, что это было время монгольского владычества.

Но как бы то ни было, в одном из рукописных сказаний назван год 6803 от сотворения мира или 1295 год от рождества Христова. И именно эта дата отмечается Русской Православной Церковью как время явления курской святыни.

Одно из первых летописных упоминаний о чудотворениях Курской Коренной Знаменской иконы связано с именем князя Василия Шемяки, к которому вернулось зрение после усердной молитвы перед образом Богоматери.

С заступничеством этой иконы куряне связывают преодоление последствий страшного голода (1601-1603 гг.) в царствование Бориса Годунова и смутного времени с «го неисчислимыми бедами от самозванцев, отражение набегов крымских татар, литовцев и поляков.

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.

Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым - дивным воеводством, хранити присно в своем крове».

Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский - один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. Родился будущий святой 19 июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства одну из жемчужин культовой архитектуры - Сергиево-Казанский собор в центре Курска. Еще в детстве над святым отроком не раз проявлялся дивный покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность. Когда ему исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершённую еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз думая, Что ее сын разбился насмерть, но, к неописуемой радости, нашла его целым и невредимым. Три года спустя мальчик тяжело заболел, да так, что домашние уже не верили в счастливый исход его заболевания. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему Свое прощение и скорое исцеление от болезни. Й в скором времени это пророчество сбылось. В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы (именуемой Коренной); на этот раз по причине дождя и грязи крестный ход прошел прямо через двор Агафий Мошниной. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стад поправляться и вскоре совершенно выздоровел.

За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению царя икона была украшена серебряно-золотистым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Вокруг иконы была сделана кипарисная доска, на которой был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и снизу - пророки со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Царицей Ириной Федоровной к иконе была привешена пелена красного атласа, которую она вышила золотыми и серебряными нитями и украсила драгоценными каменьями.

После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.

Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.

Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку» что на корню».

Время пребывания святыни в Коренной пустыни менялось: сначала - одна неделя (1726-1765 гг., что зафиксировано в церковных источниках), С 1765 года срок этот по просьбе игумена Коренной обители Исайи московским патриархом был продлен до двух недель.

А в 1768 году Указом Священного Синода носить икону в Коренную пустынь запретили по причине нарушения Духовного Регламента, вылившегося в недостойные споры между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей по поводу доходов от крестного хода и Коренной ярмарки. А во время крестного хода в 1767 году возникли даже беспорядки.

Запрет на крестный ход в Коренную пустынь просуществовал 22 года. Он пришелся на времена правления императрицы Екатерины II, которая мнила себя стоящей на страже нравственности своих подданных. Крестный ход, имевший 150-летнюю традицию, привлекал в Коренную обитель паломников. После его запрета стал падать авторитет Курской ярмарки, стали подрываться интересы торгового люда, что в итоге наносило ощутимый урон и государственной казне.

И только в 1790 году после многочисленных просьб духовенства, чиновничьего люда Священный Синод внял просьбам курян и вновь разрешил проводить крестные ходы. По прошествии 22 лет, в июне 1791 года, в девшую пятницу по Пасхе чудотворная икона, сопровождаемая тысячами паломников, торжественно прошествовала из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Среди участников возобновленного крестного хода были паломники из Петербурга, Москвы, Киева, Греции, Польши, Валахии и других стран.

С 1805 года были изменены и сроки нахождения иконы в Коренной пустыни. Это было сделано Александром I в ответ на прошение игумена Коренного монастыря Макария. Русский император разрешил находиться чудотворной иконе в Коренной пустыни не две недели, а с девятой седмицы по Пасхе до 12 (25) сентября - праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине XIX века (май 1852 года) Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция крестного хода, которая укреплялась веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть. После получения Курском статуса губернской столицы (1775 г.) и епархиалъно-админнстративного центра (1833 г.) значение этого обряда значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника, крестный ход объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд. Кроме того, участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало этому обряду особую торжественность и значимость.

По воспоминаниям архиепископа Курского и Белгородского Серафима, накануне выноса чудотворной иконы, в четверг вечером, кроме архиерейской всенощной в Знаменском соборе служилась еще и народная всенощная на особом помосте посредине Краевой площади. Начиналась она после 8 часов вечера и кончалась за полночь. Десятки тысяч лиц озарялись горящими во тьме свечами. Стоголосый хор разносил по округе священные песни. Звон монастырских колоколов подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран… Очень реалистично это состояние духа передал великий И. Е. Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии».

Традиция крестного хода в Курской губернии была прервана событиями 1917 года. После выхода декрета (23.01.1918 г.) об отделении церкви от государства и государства от церкви, как писал в те дни в своём отчаянном послании Святейший Тихон, патриарх Московский и Всея Руси, «гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь. Святые храмы подвергаются или разрушению через расстрелы из орудий смертоносных… или ограблению… безбожными властелинами века сего… Власть… проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всем и, в частности, над Святой Церковью Православной».

Монастырь, в котором хранилась икона, был разграблен в годы гражданской войны, но Курскую Коренную икону Знамения Богоматери удалось спасти. В октябре 1919 года эта святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог при непосредственном участии епископа Курского и Обоянского Феофана. А 1 апреля 1920 года икона покинула пределы России на пароходе «Святой Николай». Последний раз икона была на территории России в том же 1920 году в сентябре-октябре по просьбе генерала Врангеля в его войсках. После это го в России осталась только ее копия.

В эмиграции икона находилась в Греческих Салониках, сербском городе Нище, Белграде, Вене, Мюнхене. Этот путь она прошла за тридцать лет и, наконец, окончательно остановилась в Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). С того момента, как икона покинула Россию (1921 год), Курский образ Пресвятой Богородицы является главной святыней русской православной эмиграции.

Монастырь в Коренной пустыни был закрыт в 1923 году, а затем до основания разрушен, разграблен и осквернен. Так Россия потеряла еще одну свою национальную святыню, Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах. Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников. Была устроена охота буквально на каждого паломника; У верующих попытались вытравить саму память о крестном ходе в Коренную пустынь.

Но искоренить силовыми методами веру окапалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину крещения Руси. В этом году последовало обращение правящего архиерея Курской епархии Ювеналия к Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался храм Пресвятой Богородицы.

С этого момента началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века. Восстановление этого памятника было осуществлено практически за пять лет. На месте развалин была возведена звонница, храмы Коренной пустыни. У места явления иконы вновь был возведен храм, построенный в свое время сподвижником Петра I, генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым, на собственные средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.

Помимо основных сооружений этого православного памятника, был возрожден скит с домовой церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. Вновь были налажены наземные пути к этой исторической святыне.

Были возрождены и прерванные когда-то православные традиции. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников (его протяженность была всего лишь 900 метров), он был осуществлен внутри монастырской ограды. Последующие крестные ходы обрели свой прежний исторический масштаб. Став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь осуществлялся тысячами паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Атмосфера и все события, которые происходят идось, освящены и несут в себе огромный наряд духовной энергии.

Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

Это святое место и по сей день не перестает удивлять своих паломников чудесными знамениями. Так, в год 700-летия явления иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной крестный ход сопровождался природным чудом. Ход состоялся в пятницу 23 июня и был по-особому многолюдным и торжественным. Ему предшествовала неделя, на всем протяжении которой лили обильные дожди. Дождь шел и ночью с четверга на пятницу. В день крестного хода, ранним утром, когда в Знаменском кафедральном соборе перед выносом чудотворной иконы владыка Ювеналий начал божественную литургию, небо вдруг очистилось от тяжелых туч, и все окрест озарилось ласковым летним солнцем, которое светило на всем пути крестного хода.

В этот день впервые после возобновления хода куряне и гости города торжественно пронесли заступницу Курского края по улицам Курска до Введенского храма Ямс? кой слободы с благодарственными молебнами в стоявших на пути крестного хода Верхнем Свято-Троицком и Воскресенско-Ильинском храмах, Сергиево-Казанском соборе.
Гришечкина Н. В


Галерея икон .

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы , он приказал принести её в город. Народ встретил икону с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону от места явления при корне дерева стали называть Коренною.


«Знамение» Курская-Коренная икона Божией Матери. Галерея икон .

Но икона пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.


«Знамение» Курская-Коренная икона Божией Матери. Галерея икон .

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» – 8 сентября (21 сентября по новому стилю).

После революционного лихолетья чудотворный образ оказался за пределами России. Ныне является одной из святынь Русской Православной Церкви Заграницей.

Дни празднования: 21 марта (8 марта по старому стилю), 21 (8 сентября), 10 декабря (27 ноября) и в 9-ю пятницу по Пасхе.


Святейший Патриарх Кирилл доставил чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» в Курск 23 сентября 2009 года.

Еще об иконе «Знамение» Курская-Коренная

Чудотворная икона, самая прославленная копия-список иконы «Знамение» Новгородская. История ее почитания началась, вероятно, в 16 веке. По преданию, в 1597 царь Алексей Михайлович повелел принести в Москву чтимую в Курске икону «Знамение». В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков, царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом. Вскоре икону возвратили в Курск , где была основана Коренная обитель (названа в память явления иконы, произошедшем, по преданию, в 13 веке «при корне дерева»). Икону вновь принес в Москву Лжедмитрий I , возвращена в Курск в 1615 царем Михаилом Федоровичем. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов). В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США.

Сохранившаяся икона «Знамение» Курская-Коренная небольших размеров, исполнена в конце 16 века; изображения пророков на раме более поздние. В 17-19 веках икона особенно почиталась как покровительница православного воинства, ее копии брали в военные походы. Ежегодно икону носили крестным ходом из курского Знаменского собора , где она хранилась с 17 века, в Коренную пустынь. Многочисленные копии иконы (в основном в южных районах России), также почитались чудотворными.


«Знамение» Курская-Коренная икона Божией матери.

8/21 марта Святая Церковь Христова празднует память иконы Божией Матери «Знамение». Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния .

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.

Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их.

На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Святая икона Божьей Матери Курская Коренная «Знамение» почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий.

В юбилейный год тысячелетия Крещения Руси святыня посетила нашу паству в Австралии, а также приходы в Чили, Аргентине и Бразилии. Далее, в 1993 году, икона была во Франции, в Лесне, где происходил Архиерейский Собор, по окончании которого икона посетила Германскую епархию. В ноябре 1993 года митрополит Виталий с Чудотворным образом посетил Австралийскую епархию. Икона посетила почти все приходы этой епархии.

Много было вознесено молитв и пролито слез перед Чудотворной иконой Божьей Матери; безмерны радость, утешение и чудесная помощь от Царицы Небесной, изливающиеся через Ее чудотворный образ.

Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала наша общезарубежная святыня, Одигитрия русского рассеяния — Курская икона Божьей Матери «Знамение».

И в наше смутное время будем молить Пресвятую Богородицу — да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых; да будет непреложно Знамение обетований Божиих, и да восстанет святая Русь во всем ее духовном величии. От этого зависит судьба не только России, но и всего мира.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 14 сентября 1920 года в Крыму, в войсках, сражавшихся против большевиков. Покинув Россию в 1920 г., святая икона стала «Одигитрией» (Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). А в Российском Курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

Курская икона «Знамение» Божьей Матери. История

Одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси — Курская икона «Знамение» Божьей Матери . История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.

В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями.

Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам » Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.

Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления — 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование.

Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне.

Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве.

В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу.

Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

Икона Богородицы Зна́мение Курская-Коренная

В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богородицу. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена.

Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякой, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (Максимович) (день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.

Оригинал чудтворной иконы Матери Божией Курско-Коренная находится в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, США.

Дни празднования:

  • 8 марта (21 марта) – в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году;
  • 9-я пятница по Пасхе – ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь.
  • 8 сентября (21 сентября) – в память обретения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;
  • 27 ноября (10 декабря) – праздник иконы Божией Матери «Знамение».

Богоматерь «Знамение»

ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ЗНАМЕНИЕ»
Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес / стяжавше Тя, раби Твои, / Богородице Пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя: / мир граду Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Честнаго образа Твоего знамение / празднующе людие Твои, Богородительнице, / имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, / темже Тебе верою взываем: / радуйся, Дево, христиан похвало.

Величания

Достойно есть блажити Тя, / Богородице Дево, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим. Или: Песнь всяку духовную принесем Богородице.

Ино величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже дивную победу на сопротивныя / граду Твоему даровала еси.

Ино величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой честный, / имже показала еси / преславное знамение.

Ино величание, иже в Великом Новеграде

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой честный, / имже победу на враги дарова / граду нашему.

Молитва

Царице наша преблагая, надежда наша, Богородице. Приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице; зриши нашу беду, зриши нашу скорбь. Помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Из книги «Опыт постижения Америки»
По сложившейся многолетней традиции, всякий раз, посещая Нью-Йорк, мы первым делом направляем свои стопы в восточную часть Манхэттена, где на пересечении Парк Авеню и 93-й Стрит находится администрация Синода РПЦЗ и два храма: Синодальный в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной и так называемый «нижний», во имя преподобного Сергия Радонежского.

Здание Синода РПЦЗ на Манхеттене.

Курская Коренная икона Божией Матери Знамение»

Расположенное в фешенебельной части города, здание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей впечатляет своей респектабельностью.

Но влечет нас в этот ухоженный особняк совершенно иное: за полвека, прошедшие с тех пор, как сюда переехал Архиерейский Синод РПЦЗ, построенный в классическом стиле по проекту архитектора Уильяма Адамса Делано, особняк стал неотъмлемлемой частью русской культуры Нью-Йорка, домом сугубой молитвы, местом пребывания Одигитрии Русского рассеяния - чудотворной Курской Кореннной Иконы Божией Матери «Знамение» и других дорогих сердцу православного человека святынь.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была обретена на месте, где впоследствии был воздвигнут монастырь Коренная пустынь. По преданию, в корнях дерева 8 сентября 1295 года икону нашел некий охотник. Когда он поднял ее, на этом месте забил родник.

С тех пор образ находился на курской земле, но в 1919 году был вывезен сначала в Новороссийск, а затем покинул Россию.

С 1957 года чудотворная икона находится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Икона-путешественница

Икона часто путешествует не только по православным приходам Соединенных Штатов и Канады, но бывает и на других континентах: в Латинской Америке, Европе, Азии, Австралии, и везде ее ждут с нетерпением и упованием на чудо.
Поэтому застать ее в Нью-Йорке совсем непросто. Правда, о месте ее пребывания можно узнать заранее по расписанию на сайте Синода РПЦЗ, и, если позволяет возможность, приурочить посещение «города большого яблока» к тем дням, когда чудотворная икона находится в Знаменском храме. Однако это не всегда удается, поэтому икону-путешественницу на время ее отсутствия заменяет список, хранящийся в алтаре и тоже чудотворный.

Бывает Одигитрия русского рассеяния и на постсоветском пространстве.

С 2009 года каждое лето ее привозят на место обретения - в Коренную пустынь, откуда святой образ переносится крестным ходом в Знаменский кафедральный собор Курска, а затем покидает стены собора на целый день - его несут туда, где нуждаются в благодатной помощи более всего: по лечебным учреждениям Курска. География триумфального шествия чудотворной иконы по Руси обширна, и это далеко не только Москва и другие крупные города, но и самая что ни на есть русская глубинка. И везде Одигитрия русского рассеяния дарит радость исцеления, вразумления, наставления на путь истинный.

Интересно, что несколько раз мы даже сподоблялись приложиться к ней в России и Украине. Особенно запомнилось ее первое посещение после долгих лет пребывания в зарубежье и те чудеса, которые происходили по пути ее следования.

Однажды, приехав в Нью-Йорк, мы узнали, что чудотворная икона в это время пребывает в дальней российской глубинке (в Нефтекамске, если быть точнее), и мы помолились к ее дивному списку, написанному легендарным «иконописцем всего зарубежья» - архимандритом Киприаном (Пыжовым), подарившим Православию в Америке множество замечательных росписей, а также чудотворному образу некогда обновившейся Харбинской Богородицы «Всех скорбящих Радосте», хранящемуся в нижнем храме, и другим святыням, о которых расскажем ниже.

Икона «Всех скорбящих Радосте»

Но мы нисколько не огорчались.
В конце концов, мы так часто бывали здесь, что делать трагедию из того, что икона путешествует, не стали, а, наоборот, искренне порадовались за тех, кто в это время там, в России, имел возможность помолиться перед этой прекрасной древней святыней. Ведь по опыту знали: она все слышит…

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Свято-Сергиевском храме здания Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке

Чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», находящейся в Свято-Сергиевском храме здания Архиерейского Синода в Нью-Йорке - одна из чудом обновившихся после Октябрьского переворота и Гражданской войны икон.

Феномен обновления икон впервые был отмечен в южной России и постепенно распространился на восток России - в Иркутск (1919) и Владивосток. В последнем икона, на которой были несколько изображений Божией Матери и святых, обновилась 3 февраля 1923 года в пятницу Недели Сыропустной. Образ настолько потемнел от времени, что изображений не было видно, но следы времени чудесно исчезли, и на иконе проявились скрытые многие годы образы.

Во время Великого поста и Пасхи 1923 года число случаев чудесного обновления умножилось, и это произвело сильное впечатление на народные массы, чья верность Святому Православию становилась все глубже. Агенты ОГПУ, узнавая о каждом новом случае обновления, спешили в храм и всячески старались скрыть очевидные факты. Они собирали людей, скоблили краску на иконах, пытаясь доказать, что обновление икон - это обман и шарлатанство, «проделки попов». Но количество благодатных обновлений увеличивалось.

Достигнув Тихоокеанского побережья, волна обновлений перекинулась в Маньчжурию. 8 ноября 1923 года в Харбине обновилась икона великомученика Георгия Победоносца и мученицы Александры.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - вторая по счету, обновившаяся в Харбине. Она хранилась в домовом храме «Дома милосердия», который построил епископ Камчатский Нестор, чтобы помочь хроническим больным, престарелым и сиротам. Храм был освящен в честь Божией Матери и в память Ее образа «Всех скорбящих Радосте». Одна из помощниц владыки - благочестивая женщина Екатерина Курмая, у которой была копия иконы, пожертвовала ее в храм.

Икона написана в традиционном русском стиле, но настолько потемнела от времени, что почти невозможно было разобрать ни ликов святых, ни надписей. Епископ Мефодий (Герасимов; позже митрополит) Харбинский и Маньчжурский (+1932) близко рассматривал икону до обновления и после. Он обратил внимание, что краска и позолота на иконе стали яркими и свежими. Сохранились также поновления и темные места, которые показывали следы времени. На их фоне чудесное обновление было особенно заметно. Молитва пред этой иконой также имеет большую благодатную силу

Общение с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви(РПЦЗ)

Несколько раз мы сподобились большой духовной радости: общения с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), Митрополитом Иларионом, застать которого также не всегда предоставляется возможным. Архипастырь внимательно выслушивал нас, благословлял на дальнейшую дорогу и дарил книги, иконки, буклеты. Особенно ценной представляется книга о Джорданвилльском монастыре. Я же в ответ на любезность архипастыря в свою очередь преподносила ему какую-нибудь очередную из своих монографий.

Вообще владыка очень прост и доступен, и, всякий раз, когда мы беседуем с ним, тепло его любвеобильного сердца надолго согревает нас, а архипастырское благословение очень помогает в нашем многотрудном паломничестве.

Беседы с владыкой всегда душеполезны

Владыка принимает посетителей в своих уютных покоях, где все просто и удобно.

Необходимо отметить, что здесь, даже несмотря на богатство интерьера храмов и архитектурную вычурность роскошного особняка, воистину всегда царит русский дух, а о человеке, тщанием которого он был передан Церкви, напоминает установленная а его фасаде памятная доска - «Мемориал Семененко». О том, как это произошло, мы напишем ниже.

История обретения здания Синода

Здание имеет свою историю. С конца XIX столетия на земле, на которой находится ныне здание Архиерейского Синода, стоял деревянный особняк, построенный в стиле Ренессанса. Одно время хозяином его был генерал-лейтенант Винфильд Скотт (1786-1866), главнокомандующий Объединенной Армии в период Гражданской войны 1861 года.

После кончины в 1866 году генерала Скотта в особняке расположился женский католический монастырь ордена урсулинок, сестры которого занимались образованием и воспитанием девочек. Строительство в районе Парк Авеню туннеля метро и связанная с этим суета вынудили урсулинок выставить особняк на продажу.
В 1913 году новой владелицей здания стала вдова одного из владельцев пароходной компании Нью-Йорка Роберта Б. Минтурна - Сюзанна (Шоу) Минтурн. Однако, спустя три года г-жа Минтурн, владевшая к тому же и другой недвижимостью в восточной части Верхнего Манхэттена, продала особняк известному финансисту и потомственному банкиру Фрэнсису Палмеру, основателю крупной брокерской компании на 40 Уолл-Стрит.

Заняться дизайном своего нового приобретения Палмер пригласил модного в те годы архитектора Уильяма А. Делано, выпускника Йелльского университета, одного из авторов импозантного монументального здания Нью-Йоркской публичной библиотеки. Знаменит архитектор был также и тем, что по отцовской линии приходился дальним родственником президенту США Франклину Делано Рузвельту, а по материнской был прямым потомком президента Джона Адамса.

Для своего очередного творения Делано выбрал классический стиль, который с успехом использовал при строительстве The Colony Club, The Union Club, The Knickerbocker Club.

Свято-Сергиевский храм

Здание Синода РПЦЗ

Возведение нового особняка на углу 75 Ист 93-й улицы и 1180 Парк Авеню началось в 1916 году и было завершено в 1918 году. Пятиэтажное здание квадратной формы было построено из красного кирпича с вкраплением белого орнамента, выполненного из тосканского мрамора. Над мансардой обустроена конусообразная крыша. Словом, все тщательно продумано и выдержано в едином стиле. Никаких излишеств.
Палмер умер в 1923 году, а спустя 3 года его вдова, Изабель, получив в наследство еще один особняк в городе, продала творение Делано Джорджу Ф. Бейкеру - младшему, единственному сыну и наследнику одного из самых могущественных, по мнению журнала «Таймс», людей США - банкира Джорджа Ф. Бейкера - старшего.

Одновременно с покупкой особняка под номером 75 по фешенебельной Ист 93-й улице Бейкер - младший приобрел еще 3 прилегающих к нему здания. Они были снесены, а на их месте было построено, также по проекту Уильяма Делано, продолжение дома с залом для балов и главным обеденным залом, выходящим на Парк Авеню. Реконструированы были и комнаты внутри особняка, в особенности те, где собиралась знатная публика.

В 1937 году Джордж Бейкер - младший скончался во время круиза на Гавайских островах, и особняк перешел к его жене Эдит Бейкер (в девичестве Кейн).

Сегодня это главный зал церковных собраний и банкетный зал, где по сей день находится перенесенный Бейкерами из своего родового дома камин. В воскресные и праздничные дни здесь вместе со священнослужителями и архиереями трапезничают прихожане храма.

В красивом и просторном помещении был освящен Знаменский собор, получивший свое название от чудотворной иконы Богородицы «Знамение» Курская Коренная. Здесь проходят воскресные и праздничные богослужения.

Бальный зал стал соборным храмом «Знамения» Божией Матери, бывшая главная столовая была переоборудована под храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где в настоящее время ежедневно совершаются богослужения, в том числе и ранние службы на английском языке для православных американцев. Кстати, во многих храмах и обителях во время богослужения звучит сакральный английский, и это совершенно нормально, тем более, что ход богослужения совершенно не изменяется и даже человеку, не владеющему английским, все понятно.

Знаменский собор

Храм во имя прп.. Сергия Радонежского

В главной гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, где заседает Архиерейский Синод.

В зале у камина очень уютно

«Когда в особняке разместился Синод Русской Зарубежной Церкви и сюда переехал Первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), мне было всего восемнадцать лет, - вспоминает первые годы староста собора князь Владимир Кириллович Голицын.
В главной гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, где заседает Архиерейский Синод.

В час испытаний

После революции 1917 года часть духовенства, не принявшая советскую власть, выехала из страны. В 1920 году в Константинополе был создан административный орган Высшего Церковного управления.

В 1921 году король Александр и Сербский Патриарх Димитрий пригласили иерархов Зарубежной Церкви переехать в Сербию, в город Сремски Карловцы. Там Архиерейский Синод Зарубежной Церкви оставался до конца Второй мировой войны. С приближением советских войск к границам Сербии Синод временно выехал в Чехословакию, а затем в Мюнхен, находившийся в Американской зоне.

В конце 1940-х годов центр русской эмиграции переместился за океан, вследствие чего Первоиерарх и Синод решили, что разумнее было бы и церковной администрации переехать в США.

Исход русской эмиграции в США

В 1951 году Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Анастасий (Грибаневский), прибыл в Америку.

Известный член русской общины и многолетний благотворитель Русской Зарубежной Церкви, князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский (1895-1978) предоставил для нужд Архиерейского Синода свое загородное поместье в местечке Магопак, находившееся на севере, недалеко от Нью-Йорка. Сюда была первоначально доставлена и чудотворная икона Курская Коренная.

Так выглядит Одигитрия русского рассеяния в праздник, посвященный Ее памяти

Икона в Джорданвилле

А вот такой мы ее встретили в Джорданвилле, куда она была перевезена из Нью-Йорка во время урагана Сэнди, вызвавшего в октябре 2012 года страшное наводнение на Восточном побережье Соединенных Штатов.

Однако вернемся к истории

Но Магопак был местом достаточно удаленным от большинства русских православных, которые по экономическим соображениям селились в пределах города Нью-Йорка и ближайших его пригородах.

Тогда князь передал Синоду дом на 77-й улице в западной части Манхэттена, куда и переехала церковная администрация РПЦЗ. Именно в этом доме с Первоиерархом, митрополитом Анастасием, встретился после долгого перерыва человек, с чьим именем связано нынешнее здание Архиерейского Синода РПЦЗ на Ист 93-й улице - Сергей Яковлевич Семененко.

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965) был известным иерархом еще в дореволюционной России. Несмотря на то, что среди московских архиереев в то время он был самым молодым, его ценили за благоговейность и смирение, ум и организаторские способности. Именно ему была поручена организация всех богослужений во дни празднования в 1913 году в Москве 300-летия династии Романовых. После восстановления Патриаршества на Всероссийском Соборе 1917-1918 гг. епископ Анастасий был назначен на Кишиневскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Но епархией управлять пришлось недолго: с приходом к власти большевиков архиепископ Анастасий вынужденно покинул страну. Незадолго до эмиграции в Кишиневе владыка познакомился с семьей купца Якова Семененко, которому не только помог выехать из страны, но и оказал неоценимую помощь в Константинополе, куда Семененко попал вместе с другими беженцами.

Митрополит Анастасий (Грибановский)

Нашел владыка Анастасий и средства для того, чтобы сын Якова, Сергей, поступил на учебу в Гарвардский университет. Там Сергей Семененко окончил Школу управления бизнесом, основанную, по стечению обстоятельств, Джорджем Бейкером - старшим, и начал карьеру в финансовой сфере. Спустя несколько лет он стал президентом First Bank of Boston, а потом - Bank of New York.
Тем временем послушание архиепископа Анастасия в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме завершилось, и в 1936 году он был избран вторым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.
В середине 1950-х годов Сергей Семененко, проживавший в элегантных апартаментах великолепного нью-йоркского отеля Pierre, узнал, что владыка Анастасий, которому он лично был обязан многим, также поселился в Нью-Йорке и находится в несколько стесненных обстоятельствах. Недостаточно респектабельный дом из коричневого кирпича на 77-й улице показался Семененко слишком скромным Для Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и в благодарность за оказанную в сложный период жизни помощь, он решил подыскать подходящий дом для митрополита и Синодальной администрации. В поисках Сергею Яковлевичу помог русский эмигрант Михаил Григорьевич Щербинин, вхожий в высшие круги нью-йоркского общества. В результате поисков лучшим вариантом оказался особняк Палмера-Бейкера, и тогда М.Г. Щербинин нашел возможность представить С.Я. Семененко его хозяйке, Эдит Бейкер. Соглашение о покупке было достигнуто. В 1958 году Архиерейский Синод переехал в восточную часть Нью-Йорка, в особняк №75 на Ист 93-й улице.
Новым хозяевам импозантного особняка предстояло в очередной раз внести в его внутреннюю планировку коррективы в соответствием с назначением здания.

Семененко Сергей Яковлевич (1903-1980) - самый крупный жертвователь русского зарубежья

Родился 26 августа 1903 г. в г. Одесса Херсонской губернии в семье подрядчика по строительству портовых сооружений. Во время революции семья Семененко бежала в Турцию. Окончил в Константинополе колледж с отличием. В 1924 г. поступил в аспирантуру Гарвардского университета, по окончании которого начал работать клерком в банке First National. В 1967 г. ушел в отставку с должности вице-председателя совета директоров банка. Самый крупный жертвователь в пользу Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1958 г. пожертвовал 1 млн. долларов на приобретение одного из значительных зданий в Манхеттане для создания собора Знамения Божией Матери в юрисдикции РПЦЗ и храма св. Сергия Радонежского, с помещением для Синода, покоями митрополита и духовенства, зала для торжественных собраний и школьных помещений. На здании имеется памятная доска с надписью, посвященной С. Скончался 26 апреля 1980 г. Похоронен на кладбище Маунт-Оберн, в Кембридже (шт. Массачусетс).

Первоиерархи РПЦЗ

Митрополит Филарет (Вознесенский)

В Знаменском синодальном соборе проходило настолование четырех первоиерархов РПЦЗ: митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы) и Илариона (Капрала).
После блаженной кончины митрополита Анастасия архиереи долго не могли выбрать главу Церкви из двух предложенных кандидатов: архиепископа Иоанна Шанхайского, ныне прославленного в лике святых, и архиепископа Никона (Рклицкого). И тогда владыка Иоанн предложил на пост первоиерарха самого молодого из архиереев – архиепископа Филарета (Вознесенского), викарного епископа Австралийской епархии.

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский ; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск - 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) - епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.

Родился 22 марта 1903 года в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Фёдорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом.

Семья Вознесенских в 1909 году переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 году окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьёй в Харбин, поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 году.

В 1930 году рукоположён в сан диакона. В 1931 году он окончил Пастырско-богословские курсы при Институте св. князя Владимира. В 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. В том же году рукоположён в иеромонаха. В 1933 году возведён в сан игумена, а в 1937 году - во архимандрита.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, архимандрит Филарет, перешёл в клир Московского патриархата, однако решительно отказался принять советский паспорт и поминать за богослужением атеистическую власть. Отец архимандрита Филарета в 1946 году вернулся в СССР, где вскоре скончался.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу. Только к 1962 году Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он вскоре переехал в Брисбен.

29 марта 1962 года на заседани Синода РПЦЗ слушали письмо архимандрита Филарета (Вознесенского) на имя председателя Синода о его прибытии в Гонконг и раскаянии в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписанное им покаянное заявление по форме установленной Собором Епископов.

К тому времени в Австралии собралась значительная часть бывшей паствы архимандрита Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении его епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой (Раевским).

26 мая 1963 года архимандрит Филарет был рукоположён во епископа Брисбенского, викария Сиднейской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Савва (Раевский) и епископ Антоний (Медведев) в присутствии епископа Константинопольской православной церкви Дионисия (Псиахаса).

14 (27) мая 1964 года, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ, был избран Собором епископов РПЦЗ и настолован в тот же день первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

В его первосвятительство, в сентябре 1974 года, был проведён третий Всезарубежный Собор; прославлен ряд святых, в частности Иоанн Кронштадтский (1964) и новомученики и исповедники Российские (1981).

В 1998 году останки почившего первоиерарха были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу собора Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными.

Митрополит Виталий также запомнился нам как строгий монах, который, однако, любил, чтобы в храме было красиво, со вкусом; в алтаре не терпел беспорядка.

Родился 8 (20 ) августа 1873 года в местечке Глафировка Таганрогского округа в семье диакона . Семья жила очень бедно . В семь лет осиротел .

Митрополит Виталий (Максименко)

Окончил Мариупольское духовное училище . В 1895 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию , поступил в Киевскую духовную академию .

За участие в студенческих беспорядках в 1896 году был отчислен со 2 -го курса академии без права восстановления и назначен сельским учителем: «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла , достал дров и так занялся детьми с утра до вечера … На экзаменах моя школа , не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней , вышла первой …».

В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии - Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий ). Василий был принят на второй курс Казанской духовной академии благодаря поручительству Епископа Антония .

В 1899 году пострижен в монашество Антонием (Храповицким ), рукоположен им же в иеродиакона и иеромонаха . Приписан к Донскому монастырю в Москве .

В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия . Назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в селе Ардонское .

В начале 1903 году возведён в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру , по настоянию переведённого в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого ).

Был председателем Почаевского отдела Союза русского народа . Сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России .

К концу Первой мировой войны был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат .

Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилёв , с тем чтобы умолять государя взять своё отречение назад . Но к свиданию допущен не был .

После занятия Волыни поляками во время первой мировой войны был посажен в подводный каземат в Демблине . После освобождения эмигрировал в Югославию , затем в Чехословакию . Некоторое время служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия ). Основал в селе Ладомирово на Пряшевской Руси монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём .

6 мая 1934 года в Белграде хиротонисан во епископа Детройтского , управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке , с местопребыванием в Свято -Троицком монастыре в Джорданвилле , штат Нью -Йорк ). Воссоздал в обители типографию .

3 сентября 1934 года возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского . С 1948 года был настоятелем Свято -Троицкого монастыря . Основал при монастыре духовную семинарию .

С 1950 года - архиепископ Восточно -Американский и Джерзейситский .

Скончался 8 (21 ) марта 1960 года в Нью -Йорке . Похоронен на кладбище Свято -Троицкого монастыря в Джорданвилле .

Митрополит Лавр (Шкурла)

Митрополит Лавр (Шкурла)

Родился 1 января в Ладомирово (Владимирова (Чехословакия)). С 1939 г. (с 11 лет) жил при монастыре прп. Иова Почаевского во Владимировой. Эмигрировал в 1944 г. и стал послушником. В 1946 г. вместе с братией монастыря прп. Иова Почаевского прибыл в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США). В 1947 г. принял постриг в рясофор, в 1948 г. был пострижен в мантию. Иеродьякон (1950). Иеромонах (1954). С 1954 по 2001 гг. преподавал догматическое богословие и каноническое право в Свято-Троицкой духовной семинарии. Инспектор семинарии (1958). Игумен (1959). Архимандрит (1966). Епископ Манхеттенский, викарий Восточно-Американской епархии (1967) и секретарь Архиерейского Синода (1967). Епископ Сиракузский и Троицкий (1976) и настоятель Свято-Троицкого монастыря. Ректор Свято-Троицкой семинарии (1976). Архиепископ Сиракузский и Троицкий (1981). В 1991 г. упомянут как секретарь Синода РПЦЗ (в сане архиепископа). Заместитель первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЗЦ) (2000). С 2001 г. митрополит, первоиерарх РПЗЦ. Активный сторонник установления канонического общения РПЦЗ с Московской Патриархией. Скончался 16 марта 2008 г. в скиту в Джорданвилле.

Митрополит Иларион (Капрал)-нынешний Первоиерарх РПЦЗ

Родился 6 января 1948 г. в г. Спирит-Ривер (Spirit River) (провинция Альберта, Канада). Он был младшим ребенком в семье Алексея Капрала и Ефросиньи (урожденной Касянюк). Родители Игоря были родом из деревни Обенижи в Волынской области на Украине и в 1929 году эмигрировали в Канаду. В 1967 году, в возрасте 19 лет, поступил вСвято-Троицкую духовную семинарию в г. Джорданвиль (США) и, окончив ее в 1972 г., поступил в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвиле послушником. 2 декабря 1974 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. 4 декабря 1975 года был рукоположен во иеродиаконы архиепископом Аверкием (Таушевым), при котором будущий владыка служил келейником. В 1976 году епископом Манхэттенским Лавром (Шкурлой) рукоположен во иеромонахи. В том же году отец Иларион закончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Будущий владыка был редактором английской версии журнала «Православная жизнь», работая одновременно наборщиком в монастырской типографии. Епископ Манхеттенский (1984). В 1991 г. упомянут как заместитель секретаря Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (в сане епископа). Епископ Вашингтонский с местопребыванием в Нью-Йорке (1995). Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (1996). В 2003 году награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 15-19 мая 2006 года - определен первым заместителем председателя Архиерейского Синода РПЦЗ с местопребыванием в Нью-Йорке. После кончины митрополита Лавра (Шкурла) 16 марта 2008 года, как первый заместитель председателя Синода, стал временно управляющим РПЦЗ, а 12 мая 2008 г. был избран первоиерархом РПЦЗ с возведением в сан митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского.

Архиереи РПЦЗ

Первым старостой Знаменского собора стал князь Владимир Владимирович Голицын.

Князь Владимир Голицин

Воспоминания князя Владимира Голицына

«Когда в особняке разместился Синод Русской Зарубежной Церкви и сюда переехал Первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), мне было всего восемнадцать лет, - вспоминает первые годы староста собора князь Владимир Кириллович Голицын. - Мы сразу занялись устроением храма и приспособлением помещений для церковных целей: делали рамы для картин, проводили электричество, мастерили вешалки для архиерейского облачения, а нередко и готовили трапезу для митрополита Анастасия и его гостей.

Мой дедушка - князь Владимир Владимирович Голицын, до революции возглавлявший Московское дворянское собрание, также поселился в Америке и, спустя некоторое время, принял монашество с именем Дионисий. Он жил в Монреале, а вскоре митрополит Анастасий благословил отца Дионисия стать его келейником и переехать в Нью-Йорк.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор был освящен в 1959 году. Иконы для храмового иконостаса написал известный иконописец архи-мандрит Киприан (Пыжов), как его называли - «иконописец всея зарубежья». По левую сторону от солеи в киоте под сенью пребывает чудотворная иконы «Знамения» Курско-Коренная.
Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном. Рядом - иконы Божией Матери «Казанской» и святителя Иоанна Шанхайского с частицей мощей.

Далее на стене - иконы Санкт-Петербургских святых: блаженной Ксении с хранящемся в ковчежце осколком камня из внутренней облицовки могилы святой; и праведного Иоанна Кронштадтского с его мантией. Рядом на аналое - медальон преподобного Серафима из Екатеринбургских икон Царской семьи и крест святого из его гроба. На стене в киоте - образ преподобного Анастасия Синайского, небесного покровителя второго Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия.

С С правой стороны от алтаря - образ святителя Николая Чудотворца в киоте и хранящаяся тут же мантия царя-страстотерпца Николая II.



Престольный праздник собора отмечается 10 декабря (по новому стилю) в день празднования иконы Божией Матери «Знамение».

Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. На иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая и молитвенно поднявшая Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Хранители Курской коренной иконы

Первым хранителем иконы считается епископ Курский Феофан (Гаврилов). Именно им икона была вывезена из России и через Турцию привезена в Грецию, где находилась непродолжительное время, после чего была перенесена в Сербию. Во время войны Митрополитом Анастасием (Грибановским) икона через Австрию была доставлена в Германию. В Мюнхене хранителем иконы стал архимандрит Аверкий (Таушев), посещавший с ней прихожан и беженцев. В штат Нью-Йорк икона попала в 1951 году вместе с архимандритом.

Через некоторое время последовало назначение хранителем иконы протоиерея Бориса Крицкого, путешествовавшего с нею по приходам Русской Зарубежной Церкви.

После его смерти в 1989 году тогдашний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Виталий (Устинов) сам стал хранителем иконы, и разные священники получали от него назначения путешествовать с нею.

В декабре 2010 года хранителем Курско-Коренной иконы Божией Матери назначен диакон Николай Ольховский (ныне епископ).

Обретение иконы

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, в кроне огромного дерева, недалеко от сожжённого татарами Курска. На этом месте поставили часовню, а затем в 1618 году Знаменский монастырь, в котором икона хранилась ровно 301 год.


Знаменский монастырь в Курске.

Ежегодно икону переносили в Коренную пустынь. Крестные ходы с иконой собирали огромное количество верующих.

Возобновленную Курскую Коренную пустынь возглавил наш вселюбимый старец, схиархимандрит Исаия (см. нашу статью «Глубоко внутренний человек»)

Возрожденная Курская Коренная пустынь в наше время

Во время Гражданской войны, чтобы святыня не попала в руки красных командиров, икона была вывезена из монастыря, а осенью 1920 года надолго покинула Россию. Посетит свое отечество она только через 89 лет, в 2009 году. Здесь, в дальнем зарубежье, ее с любовью называют Одигитрией русского рассеяния. Правда, в соборе она бывает не всегда: путешествует по различным градам и весям, утешая страждущих… И хотя верующие понимают, что святыня принадлежит всем, возвращение ее всегда радостно и желанно.


Необходимо отметить, что в наше непростое время кризис, охвативший Америку, Больно ударил и по Церкви.Все труднее становится содержать столь большую площадь, платя налоги, просто непомерные из-за дороговизны недвижимости на Манхеттене, и Священноначалие задумывается над тем, чтобы сменить престижный район и просторное помещение на более скромные. Ежегодный дефицит Синода составляет 450-500 тыс. долларов.

Во время престольного праздника

По этому вопросу Синод РПЦЗ сделал специальное заявление. „Синодальная канцелярия осознает, что в случае, если продажа здания станет единственным выходом из положения, прихожане Знаменского собора в Нью-Йорке, располагающегося в здании Архиерейского Синода, лишатся церкви“, - отмечается в нем.
В РПЦЗ констатируют, что „серьезность положения оставляет мало времени на поиски решения“.
Силами прихожан храма и паломников, большинство из которых составляют не весьма обеспеченные эмигранты, решить проблему представляется делом очень непростым.
К сожалению, в трудном положении пребывают и многие другие храмы, некоторые из которых вообще закрываются. Нас очень огорчило известие о том, что один из любимых и посещаемых эмигрантами храмов во имя Богородицы Неупиваемая Чаша на Брайтоне, в который мы всенепременно заходили помолиться и пообщаться с настоятелем, отцом Вадимом Арефьевым, к нашему последнему приезду был уже закрыт под предлогом несоответствия пожарным нормам.


Там же находился Дом трудолюбия, где о. Вадим, не один год самоотверженно работавший в этом направлении, собирал спившихся бомжей и безработных, давая им приют и надежду на новую жизнь.

Кстати, многим это помогало выжить и не потерять себя, и мы знали некоторых из них. Все они сейчас остались без пристанища, и хотя организован сбор средств на строительство нового храма, их катастрофически не хватает.

Эх, Америка, Америка! Богатая и беспечальная, с необъятными просторами и разнообразными ландшафтами, где могли бы счастливо проживать миллионы людей, ты порой бываешь лютой мачехой для тех, кто не выдерживает твоего стремительного ритма и жесткого миропорядка, основанного на безоговорочном подчинении власти денег… В твоем плавильном котле безжалостно переплавляются человеческие судьбы, перемалываются жизни… Золотой телец прочно обосновался не только на Уолл-Стрит, но и в сознании людей. Скорбный глас Христа в их сердцах слышится все реже…
Очень не хочется завершать рассказ на такой грустной ноте. Мы все-таки очень надеемся, что Церковь сумеет преодолеть эти негативные тенденции, ибо, по словам Спасителя, „врата адовы не одолеют Ее“.

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

История чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» началась очень давно — на исходе XIII столетия, когда эпоха татарского ига опустилась на Русь.

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери совершилось именно в те времена. 1295 год. Курск прекратил свое существование полувеком ранее, во время нашествия Батыя. Сожженный и разграбленный, он зарастал подлеском. Местные жители прятались по лесам, ожидая со дня на день новых бед. Земледелием в ту пору занимались мало, пробавляясь бортничеством и охотой. Охотник-то и набрел случайно на «древо вяз», у корней которого лежала неведомо откуда взявшаяся икона Божией Матери.

В «Сказании о чудотворной Знамения Пресвятыя Богородицы иконе, называемой Курскою» об этом событии говорится так:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности города Курска по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону „Знамения“ Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей повыше упомянутого места на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Здесь образ находился довольно долго, покуда в 1385 году не напали на «русскую украину» крымские татары. Обнаружив уединенную лесную часовню, они решили сжечь ее. Однако шальное намерение это не столь просто было воплотить: часовня не горела. Татары приступили с угрозами к некоему священнику Боголюбу, видя причину своего неуспеха в его «волхованиях». Священник сказал, что никаким волшебством он никогда не занимался, а что гореть часовне не дает, по-видимому, чудотворная икона, находящаяся в ней. За свою честность иерей поплатился: икону татары вынули из часовни и разрубили пополам, самое здание сожгли, а Боголюба взяли в плен.

Несколько лет томился священник в плену у крымцев, пока, наконец, его не выкупил русский посланник, прибывший к крымскому хану по какому-то поручению великого князя. Вместе с посольством Боголюб возвратился на родину, и первой его мыслью было отыскать две половины разрубленной иконы. Это ему удалось. И более того: части иконы срослись, едва только он приложил их друг к другу.

Священник отправился в Рыльск и рассказал согражданам о совершившемся чуде. Жители города весьма обрадовались и попытались перенести Коренной образ в Рыльск. Однако эта попытка была столь же неудачна, как и прежняя, столетней давности, когда икону «вытребовал» себе князь Рыльский Василий Шемяка. Образ Пресвятой Богородицы не остался в Рыльске, вернувшись буквально через несколько часов к месту своего обретения. Несмотря на это, были предприняты еще несколько неуспешных попыток поместить чудотворную икону в городе. Но Матерь Божия ясно выказала иное намерение: оставить до времени Свою икону там, где она явилась. И икона всякий раз исчезала из Рыльска, обретаясь потом на берегу тихой Тускари.

Путешествия Курской Коренной иконы Божией Матери

Впервые образ Божией Матери надолго покинул свою скромную часовенку в 1597 году, когда царь Феодор Иоаннович повелел принести его в Москву. Собственно, этот выезд и положил предел постоянному пребыванию Коренного образа на месте его явления. Хотя по царскому указанию здесь должен был устроиться монастырь, но саму икону вскоре поставили все-таки в Курске, незадолго до того восстановленном, где она находилась вплоть до изъятия ее в 1604 году Лжедмитрием I.

После десятилетнего отсутствия Коренная икона Божией Матери вернулась в , основанный курянами по обету после достопамятной польской осады 1612 года. В 1618 году состоялся первый в «пустыньку, что на корню». Так появилась традиция переносить икону на малое время из Знаменского монастыря в .

В Курске Коренная икона мирно пребывала до конца XIX века. А спустя двадцать лет империя рухнула, рухнула вся русская жизнь, что отразилось и на судьбе чудотворной. В 1918 году образ и список с него среди бела дня были похищены из Знаменского собора. В Курске тогда хозяйничали большевики, и поиски иконы велись вяло.

По легенде иконы обнаружились случайно в колодце, выкопанном, по преданию, самим преподобным Феодосием Печерским... И вот, как раз в день памяти преподобного Феодосия Печерского, в четверг Фоминой недели, 3 мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара... Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянных иконы Знамения Божией Матери без риз.

В середине октября генерал Кутепов сообщил местному архиерею, что город может быть оставлен Добровольческой армией, и предложил ему, а также другим лицам духовного звания выехать на юг. Решено было вывезти и Курскую Коренную икону — сначала в Обоянь, а если ситуация на фронтах обострится, то и далее. 31 октября 1919 года Коренная икона покинула Знаменский монастырь.

Вместе с Белой армией икона отступала к южным окраинам России — через Белгород, Таганрог, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбыла в Салоники.

Чудотворный образ еще раз возвращался в Россию — 14 сентября 1920 года он, по усердной просьбе генерала Врангеля, прибыл в Крым. Однако Белое движение уже агонизировало, и в конце октября икона на десятилетия покинула русский берег.

Следующую четверть века она находилась в Югославии. Когда в 1944 году бомбежки Белграда стали непрерывными, а советские войска вплотную приблизились к нему, икону вывезли сначала в Вену, а потом в Мюнхен. На пять лет задержалась икона в Европе, а в начале февраля 1951 года она была доставлена в Новую Коренную пустынь — монастырь, устроенный в США в бывшем имении князей Белосельских-Белозерских.

Сейчас икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная находится в Знаменском синодальном храме Нью-Йорка. В 2009 году, ранней осенью, она впервые после долгого перерыва побывала в России.