Воздвижение Креста Господня: история и смысл праздника. Воздвижение Животворящего Креста Господня: обычаи, традиции и молитвы

Воздвижение Креста Господня: история и смысл праздника. Воздвижение Животворящего Креста Господня: обычаи, традиции и молитвы
Воздвижение Креста Господня: история и смысл праздника. Воздвижение Животворящего Креста Господня: обычаи, традиции и молитвы
(4 голоса : 3.75 из 5 )

Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха - Христос, закланный за нас…

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха - Христос, закланный за нас - каждое Воскресение евхаристически всё это переживается нами. Собственно говоря, православие - спасение переживается всегда евхаристически. Ибо только Кровь Иисуса Христа может очистить нас от всякого греха. И в этом смысле в православии спасение не достигается, а принимается действующей Божественной благодатью и переживается в Святом Причастии.

В принципе, человек, в идеале, должен был бы причаститься один раз: после крещения и этим ограничиться. Но, к сожалению, даже тогда, когда в крещении с нас снимаются все грехи и, казалось бы, мы не должны грешить, после крещения человек грешит и для этого Церковь установила Таинство Исповеди, как второе крещение. Точно так же Церковь разрешила причащаться второй, третий, четвертый раз тем, которые уже причастились, для того, чтобы была возможность ОБНОВЛЯТЬ встречу с Иисусом Христом. Поэтому настоящая духовная борьба и брань - от Причастия до Причастия, и на этом пути ничего не должно нас смущать.

Некоторые православные впадают в пелагианство. Это тяжелая ересь. Когда они думают, что они спасаются своими постами, молитвами, то это не так. Посты и молитвы - это благоприятные условия для духовного делания. Спасаемся мы только Господом Иисусом Христом. Это иудеи, мусульмане своими долгими молитвами хотят умилостивить Бога. Мы верим в прощение в струях Крови Сына Божия. И никакое смущение дьявольское не должно нас останавливать в этом веровании. Поэтому православный человек - это человек, который переживает спасение всякий раз, когда он причащается, и переживает состояние абсолютной святости всякий раз, когда он причащается Тела и Крови. Как мы и молимся, что этими Таинствами мы обожаемся, то есть переживаем обо́жение в струях Крови Сына Божия, и наша задача приучать нас к этой мысли. Иначе, когда человек будет стремиться спастись своими добродетелями, а жизнь его не будет соответствовать добродетелям, он будет впадать в депрессивное состояние, в уныние, например, которое является смертным грехом.

Дьявол всегда будет стараться нас смутить. Он не может спокойно смотреть на то, как мы стремимся вновь и вновь обновлять наши отношения с Иисусом Христом, и в такие моменты мы должны вспоминать, что в Евангелии очень часто Иисус Христос говорит: «не бойся». Эти слова, точнее, это слово, встречается неоднократно в Евангелии. «Не бойся». Действительно, что бояться человеку, если Христос с нами. Христос, о Котором сказано, что Он всегда и во веки Тот же; евхаристически мы переживаем встречу с тем же самым Иисусом Христом, Который родился в Вифлееме, Который преобразился на горе Фавор и Который на Тайной Вечере преподал Своим ученикам Божественную Евхаристию. Рассуждая об этом, мы освобождаемся от власти греха, от власти дьявола и от власти страха смерти и становимся людьми, исполненными благодатного общения со Христом и во Христе. Мы кто-то и что-то во Христе и со Христом и мы никто и ничто вне Христа и без Христа. Поэтому надо нести эту радостную благую Евангельскую весть о спасении во Христе, которое в православии переживается евхаристически, всем тем людям, которые в нерешительности, в депрессивности, противоречии собственной жизни между реальной действительностью и требованиями Святого Закона. Как Блаженный Августин учит нас: «Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены».

Один из главных церковных праздников, именуемый Воздвижением Креста Господня, имеет богатую историю и множество традиций, соблюдаемых в православном мире.

Ежегодно 27 сентября верующие отмечают великий праздник обретения Креста , на котором был распят Иисус. После длительных поисков святыня была передана церкви, и каждый христианин получил возможность прикоснуться к реликвии, исцелиться от недугов и вознести молитвы Высшим Силам.

Обычаи и традиции Воздвижения

В этот день все православные христиане отправляются в церковь на всенощное бдение, а по окончанию службы в утренние часы прикасаются к Кресту. Его священнослужители оставляют до 4 октября — дня отдания праздника Воздвижения.


В древние времена в день праздника было принято проводить крестный ход вокруг деревень и сел. Таким образом наши предки с помощью Высших Сил защищали свои семьи и жилища от всевозможных бед, болезней и неудач. Во время праздника с поля забирали последние снопы, чтобы получить в следующем году богатый урожай.

По обычаю в этот день были под запретом походы в лес. Считалось, что 27 сентября весь животный мир готовится к зиме, и потревожить его — значит, накликать на себя беды. Уважение к природе, в гармонии с которой жили наши предки, не позволяло в этот день заниматься сбором позднего урожая, заготовкой дров. Под запретом были и иные работы, которые могли бы потревожить покой земли.

Также на Воздвижение опасались разгула нечисти, которая устраивала «гульбища» перед приходом зимы. Ни один живой человек не должен был пересекать границу леса, чтобы не столкнуться с разбушевавшимися лесными духами. Такие встречи грозили не только плохим самочувствием, но и проблемами со здоровьем, а также порчей или сглазом.

Во время празднования не забывали о домашних хранителях очага и уюта. Так называемые овинники, духи дома, в этот день получали угощения. Считалось, что задобренный дух будет всю зиму охранять дом и скотину от негатива.

В праздник не скупились на подаяние нищим. Приготовленные постные угощения относили в церковь или раздавали нуждающимся с наилучшими пожеланиями. Такая щедрость всегда сторицей окупалась, и радушным хозяевам сопутствовала удача.

Церковный праздник предполагает скромность и воздержание, поэтому в этот день постятся, чтобы избежать бед со здоровьем.

Молодые люди в этот день засылали сватов к приглянувшимся девушкам, чтобы добиться их расположения, а старшее поколение отправлялось в церковь. Из нее домой приносили три свечи, которые расставляли по углам и читали молитвы .

На животных в праздничный день вешали амулеты и обереги, охраняющие от любого проявления зла.


Молитвы в праздник Воздвижения Креста Господня

«Господи Всемогущий! Спаси и сохрани всех живущих на земле, благослови на жизнь праведную да отпусти грехи наши вольные и невольные. Смиренно взываем к Твоей Божественной сути да уповаем на всепрощение. Аминь».

«Крест Честный, сохрани душу мою от негатива и происков дьявольских. Убереги разум мой от любого проявления злого. Не дай телу моему ослабнуть, духу позволь окрепнуть. Возносимые молитвы да услышит Господь наш, да поможет и в горести, и в радости сохранить веру истинную, непоколебимую, слезами Пречистой Девы Марии, да кровью Господней омытую. Аминь».

В день Крестовоздвижения стоит уделить время семье и провести его в мире и радости. В древние времена после богослужения семьи собирались за праздничным постным обедом, где продолжали возносить молитвы и благодарить Высшие Силы за пищу, кров и счастливую жизнь без лишений. Желаем вам радости и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.09.2017 01:29

Икона «Воздвижение Креста Господня» связана с обретением реликвии и одним из главных православных праздников. События, изображенные на иконе, описывают...

21 сентября / 4 октября Православная Церковь установила отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня .

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117–138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.


Воздвижение Креста Господня.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306–337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.

При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освещения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602–610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609–633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610–641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным воскресным днем!

Спаси Господи!

По милости Божией и в сегодняшнее воскресение стоим мы у Креста Господня. Неделю прошлую, в воскресение, мы торжественно праздновали этот великий праздник прославления Креста Господня. И многих из здесь стоящих Господь сподобил быть причастниками этого духовного торжества, этой, действительно, Пасхи второй, когда торжественно Крест Святой был возносим на все четыре стороны света, освящая весь мир силою своею. И глубоко верим, стоя у подножия Креста: Господь и нас, крестоносцев, не оставит Своей милостью, но будет силою Креста Своего защищать нас от всех врагов видимых и невидимых. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его!

Как дьявол ненавидит Крест, как он трясется, трепещет, боится Креста, если мы глубокой верой возлагаем на себя, осеняем себя, освящаем себя Святым Крестом! Крест Святой и нас всегда освящает в жизни нашей земной, до гробовой нашей доски. Крест Святой будет освящать и наши могилки, когда мы будем лежать, уже вечно упокоившись в земельке сырой. Святой Крест над могилкой говорит нам, что здесь лежит крестоносец, который донес свой Крест до конца. Не так, как сейчас, стыдятся на кладбище Крест ставить, какие-то жидовские памятнички, эти пирамидки какие-то ставят каменные! Кому это нужно ‒ поклонение иной вере? Крест должен всегда украшать могилы, и кто эти разные памятнички ставит, тот стыдится Креста своего, а если мы стыдимся Креста, значит, и Бог нас постыдится. Вот об этом всегда надо помнить, никогда не стыдиться носить Крест Святой на себе, никогда не стыдиться, проезжая мимо монастыря или храма, или кладбища перекреститься, осенить себя Святым Крестом. Если мы будем стыдиться Бога и Креста Господня, значит, и Бог постыдится нас грешных на Суде Божием. Никогда стыдиться не надо! И обедать садишься ‒ перекрестись, перекрести пищу ‒ и с Богом кушай во Славу Божию осененное все святым Крестом Господним.

Крестоносцы мы все. Господь нес этот Крест, и сегодня читали нам Евангелие, что всякий несет свой Крест и все мы являемся этими крестоносцами, последователями Христа Спасителя. И дай, Господи, нам духовной силы мирно пронести крест, очистившись от страстей своих, от гадких помыслов, от наглости своей, ибо есть такие наглые люди, что даже стыдно смотреть на них всегда. Дай только Боже, терпения эту наглость человеческую смотреть.

Почему на храмах ставится большой Крест Голгофа? Чтобы мы, издалека взирая на Святой Крест, чувствовали силы, почувствовали помощь. Христос не оставил своего Креста, Он пронес его до конца, до мученической смерти и до славного Воскресения, и нам этот путь крестоношения указует ‒ до конца нести крест, не ослабевая под ним, не ныть, не унывать, но за все Слава Богу! Отче! И всех наших недоброжелателей прости, ибо не ведают, что творят. Но чтобы простил Бог всех наших недоброжелателей, одно условие мы должны выполнить. Какое? ‒ Всем все простить! Если мы не прощаем ‒ бесполезны посты, бесполезно крестное знамение ‒ все бесполезно для злого человека. Никогда Бог таких не будет прощать, запомните. Некоторым нужно подумать, задуматься... А кто кричит: не прощу и все прочее, тот человек уже в аду находится, полностью себя в ад определяет, живьем идет в лапы сатаны. Страшно за таких людей. Подумайте, пока не поздно, одумайтесь и исправьтесь!

Вчера говорил вам о чистоте сердца, и еще напоминаю: непонятен нам Бог, не- понятен Крест Господень для многих, непонятно нам Его спасение, потому что нет чистоты сердца. Где злоба, гордость, ненависть, зависть, подозрительность друг на друга, блуд страстный особенно, который мучает некоторые человеческие существа, ‒ там никогда не будет понятен ни Крест, ни Воскресение Христово, одно язычество только, требоисполнение: открестились, откланялись и пошли во ад ‒ этого бояться нужно. Вот именно, желаю и себ,е и вам всем чистоты сердца и чистоты совести, чтобы вы до глубины сердца познали Евангелие Христово, не умом «рацио», своим глупым этим умишком, мозговым веществом этим серым своим, а чтобы сердце познало и Евангелие, и смысл Страданий, и смысл Воскресения Христова. Тогда будет понятен и смысл христианской жизни. Тогда на твоей морде не будет написано вот это вот безразличие, зло, зависть. Эти блудные глаза вылупит на тебя: какой там Крест? Его там нет и не будет, этого Креста, одна мерзость только в душе, черви злые при жизни еще гложут эту душу человеческую. «Сердце чисто созижди во мне, Боже!» ‒ вот вздох, вот молитва, вот тогда понятен этот Крест. Это не простое дерево будет для нас, а живая благодатная сила и благодатная помощь Креста Господня!

Сегодня отдание совершаем праздника Воздвижения Креста Господня, прощаемся с этим светлым, добрым, радостным осенним праздником, и после святой литургии, после молебна последний раз совершим поклонение Кресту Господню, испрашивая у Креста, чтобы дал Господь нам силу Божественную, осенил, освятил нас и помог и в дальнейшем нашем жизненном крестоношении.

И тогда унесем Крест во святой алтарь. А Распятие постоянно перед вашими очами, Голгофа стоит, внизу голова Адамова. Череп человеческий, омытый кровью Богочеловека, напоминает нам о том, что как первого человека Адама искупил Господь своими Крестными Страданиями, и нас всех искупил Господь Кровью Своей, Крестными Страданиями Своими, и нас всех не лишает жизни вечной и Царствия Небесного.

Всегда напоминаю, чем дорог нам этот Крест ‒ камень вложен в эту Голгофу с нашей русской Голгофы ‒ Соловецких островов, с Голгофской горы, на вершине которой находится Голгофо-Распятский скит. Особые подвижники ‒ монахи, схимники там находились. Старцы предсказывали, что эта Русская Голгофа когда-то омоется кровью мученической. И пришел XX век, действительно, безбожники избрали эту Голгофу, этот скит Анзерского острова сделали нашей русской Голгофой. Десятки тысяч людей были расстреляны и казнены там, жуткий стон, жуткие страдания претерпела наша земля русская от безбожников. Русская Голгофа, русское крестоношение ‒ почему и называется земля русская Святая Русь. Действительно, омытая слезами, кровью, страданиями, покаянием омытая Русь действительно Святая. И этот камень напоминает о той крови, весь обагренный кровью человеческой, кровью святых мучеников, дедов и прадедов уже наших на Соловецком острове. Наверху безбожники расстреливали или живьем привязывали бревно к каждому человеку, толкали вниз, и катился бедный человек по острым камням Голгофы, кровью омывая камни эти, мученически оканчивая житие свое. Где ни копни на Соловецком острове ‒ кругом белые косточки, черепа расстрелянных наших русских мучеников, угодников Божьих XX века.

Вот наше русское крестоношение, наша Русская земля, наше русское терпение страданий. Никто бы, никакой народ такого поношения не выдержал бы, как выдержала Русская земля. Именно чистая, глубокая Православная вера и дала духовные силы народу выдержать это крестоношение. Это только прелюдия была грядущим страданиям и скорбям ‒ предстоит новая Голгофа жутких и страшных времен и страданий, уже перед антихристом. Мы накануне уже стоим этих страданий, накануне очередных репрессий от властей, накануне страданий за веру Православную, за Крест Христов. Опять польется кровь неминуемая, опять страдания, опять слезы. Возможно и нам, грешным, Господь уготовил, некоторым из здесь стоящих, принять мученические страдания за веру Христову ‒ не отступить, Господи, не бросить своего креста жизненного. Взирая на Святой Крест, вздохнем всегда: «Господи, до конца, до последнего издыхания: дай нам, Господи, силы донести, дотащить наш земной крест и обязательно войти через это крестоношение в жизнь вечную и в жизнь радости вечной».

Кричат сейчас некоторые глупые люди: в России будет спасение! Кругом польется кровь ‒ и в Украине, и в России, и в Белоруссии ‒ кругом на Руси эта кровь мученическая польется антихристом, кругом будут гонения, кругом жуткие времена наступят. Здесь у нас побыстрее будет на Украине, потом все пойдет на Россию и на прочие страны, и весь мир будет охвачен жутким богоборчеством. Так что место нас не спасет. Вон в Андреевке, где я служил, поп сдурел на старости лет, всех подурил людей, побросали они свои дома, побросали все ‒ в Россию поехали спасться. А мне звонят из Белгорода: «Что ж такое нашествие от вас, как саранча приехали из Донбасса?» Я говорю: «Простите, это поп подурел, секту свою собрал, людей обдурил, повез их туда спасаться». Сам-то дом купил, есть где жить, а людям где? В монастырь женский свалились ‒ сидят там, да и все. А монашки перепугались ‒ что же делать с этой саранчой Донбасской? Спасаться они поехали... разве мы там спасемся? В Иерусалиме спасемся, если мы туда поедем? На Афоне мы спасемся, если туда выедем? Нигде мы не спасемся, если злые, а если добрые, спасемся и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в простой деревеньке ‒ кругом обретешь спасение, кругом Бог, кругом благодать Божия.

Серафим Саровский куда ездил? Благословил старец его ‒ иди в Саров и там спасешься… Пришел пешком в Саров и до гробовой доски там сидел, никуда не выходил, только в ближнюю и дальнюю пустыньку свою, в лес, и то по благословению, не по своей воле. Не так, как по своей воле бегают эти «шаталова пустынь», из одного монастыря ‒ там спасение, там... Да нигде ты не найдешь это спасение. С печалью посмотришь ‒ такой молодой да дурной ‒ «шаталова пустынь», так и будет шататься, пока не погибнет…

Место нас никогда не спасет, сам убеждаюсь в этом. Ты должен освящать любое место и подвигами, и молитвой, и терпением. Как меня старец благословил «служить только в селах, в город не иди, в городе погибель, там злоба, месть, там нет чистой этой службы» ‒ и ни одного дня не служил, только с архиереем когда приходится побывать вместе, а так все в селах.

Кто знает близко мою жизнь, знает, как из деревни в деревню кочевали, служили ‒ и эти деревни процветали, и дома строили, храмы обновляли. Спасение было там или нет, не знаю, это не нам судить. Я думаю, что спасение кругом, ‒ стремились бы мы к этому спасению во Славу Божию! Так что укрепи, Господи!

Накануне страданий, накануне гонений Господь являет нам чудеса: иконы святые плачут, миро истекает, мощи являются, новые угоднички Божии прославляются ‒ все это Господь нам дает накануне страданий для укрепления нашей слабой веры: «Виждь, осяжи и не буди неверен, но верен». И воскликнул Фома: «Господь мой и Бог мой!» Так и мы подобные Фомы: «Виждь, посмотри, поклонись, поцелуй, почувствуй и воскликни: „Верую, Господи, помоги моему неверию!‟» Аминь.

Со святым праздничным сегодняшним воскресным днем! Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского, одного из любимых святителей земли нашей Русской. Счастливый тот человек, кто имеет его жития его. Говорю всегда: собирайте эти книги духовные в наследие, любите читать. Каждый день выбери время, почитай сядь житие святых дневное, вот тебе будет добротолюбие жизни твоей, назидание. Там и Евангелие, там и Псалтирь, там и Библия в житиях святых, там и история, там Богословие, там самое главное ‒ путь спасения. Читай жития святых ‒ это бесценный труд Димитрия Ростовского! По крупицам собирал сведения святитель Димитрий, все летописи, все древние жития, патерики все собирал и составил чудный свой труд спасительный, переизданный в наше время.

Помню, как мы в безбожное время дорожили этими книгами:где у какой бабки лежит потрепанная книга жития святых ‒ выпросишь, вымолишь. До сих пор вспоминаю этих бабок, записаны у меня в синодик ‒ она же дала мне книжечку старенькую, по которой я учился духовной жизни. Переплетаешь, клеишь, дописываешь, переписываешь ‒ вот какие были времена.

Сейчас дожили, что полностью изданы эти все книги новенькие, золотом обложенные, в руки их даже страшно брать, не насмотришься! 12 книг житий святых угодников Божиих! Читаешь эту красоту ‒ как будто бы они сегодня написаны, такая жизнь трепещет из этих книг! Ведь это же деды, прадеды наши, они жили так же, как и мы, и грешниками были, и тяжкими притом. Взять, например, Моисея Мурина ‒ разбойник, развратник был, но потом ужаснулся о своих грехах, покаялся. Взять ту же Марию Египетскую, царя Давида, царя Соломона, ‒ какие были великие грешники, как каялись, исправляли свою жизнь, обновляли и сподобились лика святых угодников Божиих! И нам, грешникам, указывают этот путь: не унывайте, не отчаивайтесь ‒ покаяние искреннее принесите. Не только здесь стать на колени да пошептать батюшке свои грехи, искренне в жизни своей перемениться, исправиться ‒ вот что требует Господь, требует святитель Димитрий Ростовский и другие угоднички Божии, жития которых являются нам духовным сокровищем и духовным личным наследием.

Вечная книга жизни написана святителем Димитрием. Много заумных книг понаписано, и читаем их, и ничего не понимаем, чокаемся только от них да и все. А простые жития святых... Да что там житие святых, мне давай Нила Мироточивого ‒ я там буду что-то разбираться, познавать! Глупый ты человек, посмотришь, покиваешь головой: ну что сделаешь, ума же не вставишь... Временами говорю: была бы возможность, я бы по частичке ума давал бы, отщипывал бы ‒ нема. Каждому в коробочку Бог свое дал, могу только учить, объяснить, рассказывать, а у вас как об стенку горохом получается. Так что, любите жития святых ‒ это бессмертная книга, это духовное руководство в жизни нашей и в наследии Вечного Царства Небесного.

Информационный отдел Хабаровской епархии

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - Господский двунадесятый праздник. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

В день Крестовоздвижения положено совершать всенощное бдение и Литургию.

Интересно, что во время утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».