Викторина "крещение господне". Крещение Господне - христианский праздник

Викторина
Викторина "крещение господне". Крещение Господне - христианский праздник
Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ Православной Культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам православную викторину «Семья как наследница и хранительница духовно - нравственных традиций». Материалом для составления православной викторины послужила православная литература и журналы. Использовать материал можно в самой разнообразной форме, как на уроках Основ православной культуры, так и на занятиях в Воскресных школах.
Цель:
1. Расширение историко-культурологического образования и духовно - нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания;
2. Знакомство учащихся со Священной историей сотворения мира и существования на Земле;
3. На примере жизни святых показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные;
4.. Учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными;
5. Развивать у учащихся интерес к истории; развивать эстетический вкус учащихся; развивать мышление, речь, память;
6. Воспитывать трудолюбие, терпение.
Задачи:
Образовательная: Изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства. Ознакомление с особенностями церковного искусства; изучение устроения православного храма.
Ознакомление с основными видами православного богослужения;формирование целостного восприятия мира. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека. Формирование культуры общения. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. Возрождение православных основ семьи. Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории. Творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории. Воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
Воспитательная: воспитать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющейся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии; приобщать к высшим ценностям: мужество, взаимоуважение, терпимость.
Развивающая: развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Оборудование: Выставка православных книг

Счастлив тот дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня…
Святитель Иоанн Златоуст

Православная викторина «Семья как наследница и хранительница духовно - нравственных традиций»

1. Какие православные праздники праздновали на Руси в сентябре. Назовите их даты по новому стилю.
– А) Великий праздник Усекновения Главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
Б) Начало индикта, церковное новолетие (14 сентября)
В) Великий Двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября)
Г) Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября).
Д) День памяти святых мучениц отроковиц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (30 сентября)
2. Праздник Воздвижения Креста Господня необычный праздник. Нет в нем простого веселья, но есть радость подвига. Почему православные христиане называют этот праздник подвижническим?
- Он чествует Распятого на Кресте Спасителя, Который принес за людей Искупительную Жертву. Христиане жили радостной надеждой на вечную жизнь в Царствии Небесном. Чтобы удостоиться этой радости, необходимо было подготовиться – в земной жизни – понести свой крест. Для христиан путь к радости шел через Крест Христов. Об этом говорит Воздвижение.
3. Скажите, как вы понимаете христианское подвижничество?
- Христианское подвижничество – это следование в жизни заповедям Божиим.
4. Расскажите, какие обычаи, и традиции праздника Воздвижения сложились на Руси?
- К православному календарю были приурочены на Руси в христианской семье и хозяйственные дела. Постепенно складывались обычаи, обряды, отражавшиеся в народном быту. В старые времена на Руси на Воздвижение воздвигали православные люди часовенки, церкви – по обещанию в честь праздника. Это считалось особенно угодным Богу. Ставили придорожные кресты. Совершались на этот праздник крестные ходы вокруг деревень, городов, для ограждения от беды, обходили поля с молитвой о будущем урожае. Говорили в народе, твердо помня дедовский завет о том, что «правда сильна верою, а вера – правдою», и что одна без другой мертва.
5. Расскажите, что такое «обетный крест»?
- Обетные кресты на Руси ставились по дорогам и назвались придорожными обетными крестами. Ставили их в благодарность за избавление от зла – напасти.
6. Архангел Михаил почитается христианами как воевода Сил Небесных. Православная Церковь установила особый день для общего почитания Ангелов – служителей Божиих и хранителей рода человеческого от лукавых духов тьмы. – Собор Небесного Ангельского воинства, которое возглавляет Архангел Михаил. Скажите, как называется этот праздник? Когда он был установлен? Когда совершается празднование?
- Праздник называется Собор Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. Был установлен в начале четвертого века. Совершается празднование 21 ноября.
7. Согласно учению Православной Церкви, Ангелов очень много. Священное Предание открывает нам имена семи Архангелов, которых и изображают на иконах. Назовите их имена? Скажите, что они означают.
- Вот эти имена: Михаил; Гавриил – его имя означает «сила Божия» (он изображен на иконах с лилией в руках и скипетром или свитком, в котором записаны слова Божии); Рафаил – «Бог излечил» (изображается с посохом в руках и перекинутой через плечо флягой с водой); Уриил – «свет Божий» (изображается с книгой, свитком или факелом в руке); Салафиил – «молитва к Богу» (он изображается с кадилом в руках); Иеремиил – «высота Божия»; Варахиил – «Благословение Божие; Иегудиил – «хвала Божия». Они изображены на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (В восьми ее лепестках).
8. В иконостасе православного храма можно увидеть двух Архангелов. Назовите их имена. Расскажите, где они находятся.
- Архангел Михаил и Гавриил. Архангел Михаил – справа от Спасителя, рядом с Богоматерью, а Гавриил – слева, рядом с Иоанном Крестителем.
9. Сколько дней в православном календаре от праздника Покрова Пресвятой Богородицы до Михайлова дня?
- Тридцать восемь дней.
10. Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
Так праздничный день именин в русской литературе описал А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин». Расскажите, когда бала установлена традиция празднования именин. Что означает слово именины?
- Традиция празднования именин известна на Руси с семнадцатого века. Именины – день памяти святого, имя которого носит христианин.
11. Когда в православной семье было принято крестить ребенка?
- В православной семье было принято крестить ребенка на восьмой день после рождения. День именин связан поэтому, прежде всего, с Таинством Крещения и со святым, именем которого нарекался новорожденный. В старину святых покровителей называли иногда ангелами их земных тезок. Однако, святой покровитель – не является Ангелом Хранителем. По традиции, христиане смотрят, чья память отмечается в день рождения их ребенка, и определяют день его Крещения.
12. Какой день на Руси считается первым днем зимы?
- День Михаила Архангела считается на Руси первым днем зимы. Реки покрываются льдом. В народе говорили: «С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет», «Михайло мостит мосты».
13. Православная Русь строила по дням церковного календаря все повседневные дела. Что начиналось с праздника Ведения во храм Пресвятой Богородицы?
- В старину праздник Ведения во храм Пресвятой Богородицы был началом зимнего торга. Торговцы зазывали покупателей прибаутками:
Вот санки – самокаты,
Разукрашены – богаты,
Разукрашены – раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг у двора,
Санкам ехать пора
Сани сами катят,
Сани ехать хотят!
Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь – дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Снег заледенело,
Малых ребят,
Красных девчат
На салазки усадило,
На ледянке с горы покатило….
14. С какого числа начинается Рождественский пост. Как его еще называют. Сколько дней он продолжается?
- Рождественский пост начинается с 28 ноября. Это время Церковью было установлено для особых духовных трудов. А так как в этот день праздновалась память святого апостола Филиппа, его называют еще Филипповым постом. Продолжается пост сорок дней – до Рождества Христова, празднуемого 7 ноября.
15. Что такое Царские часы? Почему они были названы Царскими часами?
- Царские часы – богослужение перед праздниками рождества, крещения, а также в Великую Пятницу. Царскими они были названы в Константинополе, так как на них приходил царь и ему торжественно возглашали многолетие.
16. В православном календаре стоит праздник Крещения Господня О чем говорил христианам этот праздник?
- О том, что пришедшая в мир Любовь Божия озарила сердца людей, крестился Христос и показал всем путь к спасению. Следуя за Христом, принимая Крещение, человек мог возродиться к духовной жизни – жизни с Богом. В Крещении Иисуса Христа Бог явил Себя людям как Святую Троицу – Бога Единого в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому праздник Крещения называется еще Богоявлением.
17. Когда в православном календаре отмечается праздник Крещения Господня? Как накануне называется день?
- Праздник Крещения Господня в православном календаре отмечается девятнадцатого января. День накануне называется, как и перед Рождеством, сочельником. В этот день христиане соблюдают пост. После праздничной службы в крещенский сочельник во всех храмах на Руси совершается Великое освящение воды, в память того, как воды Иордана освятились, когда в них крестился Иисус Христос.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Классный час

Крещение Господне – христианский праздник.

Цель: познакомить обучающихся с праздником Крещения; способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников; воспитывать гордость и ответственность за сохранение культурных традиций своей страны.

Ход классного часа.

Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. На это Иисус ответил, что “надлежит нам исполнить всякую правду”, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.

Господь пришел смиренно
Людские смыть грехи.
С главою преклоненной
Стоит Он у реки.

И просит кротко Чистый
Крестить Его, как всех,
Хоть Он и чище чистых,
Хоть Он святее всех!

В праздник Богоявления вспоминают величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22) .

Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.

А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но и Бог.

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней “был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Крещение можно назвать духовным рождением человека, его рождением для Церкви. Посредством Крещения он становится ее членом. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, ко Святому Причастию, в котором происходит соединение человека с Богом. Во время Таинства происходит либо троекратное погружение человека в воду, либо обливание крещаемого с произношением священником молитв.

Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На “новорожденного” христианина надевается освященный нательный крестик – его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой.

Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.

Очищаются души
Под знаменьем креста

Будь ты нем и послушен
В день крещенья Христа.

Виталий Сивяков

Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам:

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

2. Не убивай.

3. Не кради.

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.

Крещенские традиции.

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): “В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей”.

Накануне или в день Праздника Крещения Господня многие верующие отправляются к водоемам или заранее вырубленным при храмах прорубям. Искусственные проруби чаще всего имеют форму креста. Такие места крещенского освящения воды называются иорданями – в память о крещениях, совершаемых святым Иоанном Предтечей на берегах Иордана. Священник совершает чин освещения воды: произносит молитвы и троекратно погружает крест в воду. Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, и этим действием освящаются душа и тело человека. В храмах в этот день служится специальный молебен по чину великого освящения воды, и каждый прихожанин может взять с собой бутылочку крещенской воды, которая послужит ему для укрепления духовного, душевного и телесного.

«Покайтесь и креститесь
В знак покаянья, Вы,-
Так говорил Креститель,
Беседуя с людьми,-

Крещу я Вас водою,
Смывая с вас грехи.
За мной идёт Мессия-
Спаситель душ людских.

Крестить Он будет Духом
Святым, от Бога данным…»

Православные христиане ежегодно 19 января отмечают праздник Крещение Господне, а 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.

Крещенский Сочельник также называют Голодной кутьей, голодным святвечером. В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели. Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали на судьбу по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Крещенский Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки. А поэтому, все кто шел освящать воду, старались как можно быстрее вернуться домой.

В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью. И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать. А вот после Крещения морозы наступало ослабление морозов.

С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней. Кроме этого все, у кого были сокровенные желания, старались помолиться о них 19 января к утру, когда небо откроется, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется.

В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.

Утром 19 января мужчины шли к реке и делали прорубь в форме креста. Ближе к обеду священник освящал воду, после чего ее набирали и пили, совершали купания. А женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались.

Приметы дня:

    Много снега – много хлеба.

    Утром снег – хороший урожай гречихи.

    Метель – пчелы роиться хорошо будут.

    Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.

    Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.

    Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.

    Много собаки лают – много зверя, дичи будет.

Викторина “Крещение Господне”:

1. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, так как:

a) Господь явил Себя как Пресвятую Троицу

б) Христос показал Свою человеческую и Божественную сущность

с) Оба ответы верны

2.“Глас вопиющего в пустыне” означает:

3. Господь Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в возрасте:

4. Святой Дух явился во время Крещения Господня в виде:

а) Облака

с) Голубя

5. Иоанн Предтеча не хотел крестить Господа потому, что:

а) Считал, что недостоин

б) Иисус сказал ему, что не время для этого

с) Сам принял крещение от Господа

Я с Крещением поздравить
Так хочу скорей тебя,
С миром всем желаю ладить,
Жить, тепло в душе храня!
Будь всегда таким же добрым,
Будь здоровым! Сильным будь!
Пусть в твоей душе огромной

Цель: познакомить с православным праздником “Крещение Господне” и традициями русского народа

Ход классного часа

Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Лопатинская ООШ»

Классный час

"Народные традиции. Крещение Господне"

Подготовила и провела учитель начальных классов Сергеева Г.Н.

Лопатино,2015г.

Цель: познакомить с православным праздником “Крещение Господне” и традициями русского народа

Ход классного часа

Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. На это Иисус ответил, что “надлежит нам исполнить всякую правду”, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.

В праздник Богоявления вспоминают величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица

Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.

А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но и Бог.

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней “был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Крещение можно назвать духовным рождением человека, его рождением для Церкви. Посредством Крещения он становится ее членом. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, ко Святому Причастию, в котором происходит соединение человека с Богом. Во время Таинства происходит либо троекратное погружение человека в воду, либо обливание крещаемого с произношением священником молитв.

Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На “новорожденного” христианина надевается освященный нательный крестик – его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой.

Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.

Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам:

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

2. Не убивай.

3. Не кради.

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.

1.Крещенские традиции.

Я расскажу о христианских обычаях празднования Крещения Господня. Этот праздник начинается с Крещенского сочельника - так называется день накануне Крещения. Крещенским сочельником заканчиваются Святки, праздничные дни после Рождества Христова. В знак знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников - елки, елочке украшения.

В сочельник установлен строгий пост, как и в Рождественский сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагается трапезничать только вареной пшеницей (или рисом) с медом - сочивом, отсюда и название этого дня. Конечно, не допускаются никакие увеселения и гулянья в ночь перед Крещением.

Нельзя и гадать: по правилам Церкви всякого рода гадания «в крещенский вечерок» и другие дни - грех, осквернение святого дня и себя.

В Крещенский сочельник после утренней службы происходит первое Великое освящение воды. Второй раз вода освящается уже в сам праздник Крещения, 19 января. По своим целебным свойствам это одинаковая вода, она освящается по одному и тому же чину. Верующие приходят в храм, участвуют в праздничном богослужении, набирают святой воды, чтобы хватило на целый год. В это время не следует ругаться, вести себя дерзко, пробираться без очереди. Лучше, когда ожидаешь, привести свои мысли в порядок, отвести от себя дурные помыслы. Крещенская вода может храниться в течение года. Она не портится, поэтому в холодильник ее ставить не нужно. Если воды не хватит, можно ее добавить в обыкновенную, неосвященную воду, тогда и она вся освятится. Хранить святую воду следует в красном углу возле икон.

Пьют крещенскую воду натощак, даже если человеку предписан прием лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже препараты. Но сначала следует помолиться, попросить благословения у Бога на день. Правда, бывают исключения для больных. Нередко духовники рекомендуют им пить крещенскую воду по ложечке каждый час. Ею можно также умывать больного и кропить его постель. Пьют крещенскую воду по чуть-чуть. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, особенно когда ее принимают с верой. Ею также окропляют жилище.

Как велико всегда было значение этого праздника на Руси, сопровождаемого освящением воды, видно из слов одного чужеземца, который писал, что число народа, собиравшегося в день Богоявления на Москву-реку, доходило до четырехсот тысяч человек.

2. Языческие традиции праздника

Наши предки-язычники боготворили стихии - неведомые силы природы. Одной из таких стихий была вода - вечная кормилица-мать и благодетельница. Это почитание воды соединилось с памятью о крещении Иисуса Христа в палестинской реке Иордан. Таким образом, с христианским религиозным событием наши предки связали и свои языческие верования, назвав праздник Крещения Господня Водокрестием, Водокрещами.

В часы Крещенского сочельника в деревнях совершали изгнание нечистой силы - ставили мелом кресты на дверях и окнах, в ночь на Богоявление парни на лошадях носились по дворам, били метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.

В селах Белоруссии в крещенскую ночь вязали веревкой ножки стола, чтобы лошади не хворали и были в рабочую пору сытыми.

В Крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили с ними в морозную ночь кликать суженого, кидали сапожки, старались узнать свою судьбу по сиянию звезд на небе, по погоде, по тому, как высоко поднялась вода в устроенной иордани.

Много было примет, связанных с крещенским снегом.

Так, например, снег, собранный со стогов, якобы мог выбелить всю холстину, этот же снег брошенный в колодец, давал подспорье даже в самое засушливое лето, этим же снегом исцеляли разные недуги. В Белоруссии, кроме того, собирали еловые ветви, которыми принято было украшать иордань, и хранили их около образов, как вербу, чтобы окуривать, для изгнания нечистой силы, свои хаты, бросали по амбарам от крыс и мышей и, настояв на них воду, поили лошадей, чтобы они не надорвались в работе.

3. Народные приметы и поверья

Я расскажу о народных приметах, связанных с Крещенским сочельником. Можно сказать, что это прогноз на урожай будущего года. Запоминайте. Если в этот день метель, снег или поземка - быть урожаю.

Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.

Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи.

На Богоявление день теплый - хлеб будет темный (то есть густой).

На Богоявление снег хлопьями - к урожаю; ясный день - к неурожаю.

В Крещение в полдень синие облака - к урожаю.

Коли прорубь в иордани полна воды, разлив будет большой.

Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, это к плодородию ягнят.

Воробьи расчирикались в крещенский день - к оттепели.

Звездная ночь на Крещение - урожай на горох и ягоды.

Этим приметам можно верить, ведь это не гадания, а результат тысячелетнего народного опыта. Кто не верит в правильность этих примет, запомните, какая будет погода в ночь на Крещение, и проверьте, сбудется ли народная примета

Сегодня мы знакомились с традицией празднования древнего христианского праздника Крещения, вспоминали события библейской истории, обычаи древней Руси.

Нужно ли это нам, современным людям? Ведь наша повседневная жизнь вроде бы далека от этих событий.

(Дети высказываются.)

Тысячу лет наш народ был православным, верил в христианские истины, жил по евангельским заповедям, строил свою святую Русь. Идеалом для миллионов людей была святость, к которой все стремились. Много веков эта вера давала нашему народу силы в годы тяжких испытаний, хранила его от вырождения и одичания.

Сейчас многие люди возвращаются к этим идеалам, изучают традиции и веру своих отцов, видя в этом спасение России.

Викторина “Крещение Господне”

1. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, так как:

a) Господь явил Себя как Пресвятую Троицу

б) Христос показал Свою человеческую и Божественную сущность

с) Оба ответы верны

2.“Глас вопиющего в пустыне” означает:

3. Господь Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в возрасте:

а) 30 лет

б) 33 лет

с) 20 лет

4. Святой Дух явился во время Крещения Господня в виде:

а) Облака

б) Орла

с) Голубя

5. Иоанн Предтеча не хотел крестить Господа потому, что:

а) Считал, что недостоин

б) Иисус сказал ему, что не время для этого

с) Сам принял крещение от Господа