Духовные произведения западных и русских композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов XIX - XX веков

Духовные произведения западных и русских композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов XIX - XX веков
Духовные произведения западных и русских композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов XIX - XX веков
Главная > Реферат

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Научная библиотека

Духовная музыка в творчестве

русских композиторов

Библиографический список

Кемерово

Редакционная коллегия: Кашина В.П. Компьютерное оформление: Сергеев А.В. Ответственный за выпуск: Гаврилова В.А. Духовная музыка в творчестве русских композиторов: библиографический список / Сост. В.П. Кашина. – Кемерово: НБ КемГУКИ. – 19 с.

Введение ………………………………………………………………….. 4От составителей …………………………………………………………... 5Общая часть ……………………………………………………………….. 7Персоналии ………………………………………………………………… 8

Введение

Духовная музыка - прародительница всего русского музыкального творчества. Во все времена она являлась сферой приложения творческих сил выдающихся русских композиторов.Мотивы, по которым они обращались к духовным жанрам, были различны – от внутренних религиозных установок, до эстетических предпочтений. Музыка русской православной церкви является истоком музыкальной классики вплоть до наших дней. Она находит свое естественное преломление в творчестве композиторов, работающих в жанрах духовно-музыкальных сочинений. Но в силу своей глубокой почвенности, этот музыкальный план, воспринимаемый часто как фольклор включается композиторами и в произведения светских музыкальных жанров.Русские композиторы принесли в мировую культуру оригинальные, присущие лишь России приемы музыкального письма. В основу их художественного метода положены древние церковные жанры, обогащенные интонациями русского фольклора и достижения профессионального композиторского творчества. Эти традиции продолжены современными отечественными композиторами.Цель библиографического списка «Духовная музыка в творчестве русских композиторов» - облегчить поиск источников информации о жизни и творчестве композиторов, создававших в жанре духовной музыки.

От составителей

Представленный библиографический список посвящен произведениям, написанным как в жанре духовной музыки, так и других жанрах, написанных на духовные сюжеты.Библиографический список «Духовная музыка в творчестве русских композиторов» состоит из двух частей. Общая часть включает работы, характеризующие специфические формы и жанры церковной музыки. Вторая часть – посвящена персоналиям композиторов, (как известных, так и незаслуженно забытых) творивших в жанре духовной музыки.Внутри разделов и подразделов материал расположен в алфавитном порядке. Библиографическая характеристика документов осуществляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Сокращения слов в целом соответствуют ГОСТу 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»Работы, относящиеся к различным частям, дублируются указанием их порядкового номера в конце соответствующей части списка.Библиографический список составлен на материале фонда Нотного отдела Научной библиотеки КемГУКИ, и включает в основном статьи из журналов «Музыкальная академия», «Встреча», «Старинная музыка».Персоналии композиторов, творчество которых слабо освещено в периодических изданиях, представлены статьями из фундаментальных исследований по истории русской музыки.Издание предназначено для студентов, преподавателей факультета музыкального искусства и всех тех, кто интересуется историей русской духовной музыки.Библиографический список окажет помощь для самостоятельной работы студентов в учебных курсах «История русской музыки», «История отечественной музыки ХХ века», «История русской хоровой музыки», «История отечественной хоровой музыки ХХ века» и в классах по специальности.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций [Текст] /Н. Гуляницкая // Муз. академия. – 1993. - № 4. – С. 7-13; 1994. - № 1. – С. 18-25 Гурьева Н. Многоголосная литургия конца XVII века и ее авторы [Текст] /Н. Гурьева // Старинная музыка. – 2000. - № 3. – С. 8-10. Денисов Н. Новая сфера творчества [Текст] /Н. Денисов // Муз. академия. – 1998. - № 3-4. – С. 42-45. Кошмина И.В. Русская духовная музыка [Текст]: в 2 кн./И.В.Кошмина – М.: Владос, 2001. Левашев Е. От Глинки до Рахманинова (Духовная музыка Отечества) [Текст] /Е.Левашев // Муз. академия. – 1992. – № 2.– С. 2-13. Паисов Ю. Воскрешение идеала (Песнопения святым в современной музыке России) [Текст] /Ю.Паисов // Муз. академия. – 1993. –№ 4. – С. 152-154. Плотникова Н. Пойте богу нашему («Херувимская песнь») [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. - 1998. - № 3. – С. 26-27. Протопопов В. Музыка русской литургии (Проблемы цикличности) [Текст] /В.Протопопов // Муз. академия. – 1997. - № 1. – С. 30-37. Протопопов В. Музыка предначинательного псалма во Всенощном бдении [Текст] /В.Протопопов // Муз. академия. – 1999. - № 1. – С. 1-10. Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «Серебряного века» [Текст] /Л.А.Рапацкая. – М.: Владос, 2001. – 384 с. Русская духовная музыка XX века [Текст] //История современной отечественной музыки: в 3 вып.- М., 2001. – Вып. 3. – С. 398-452. Русская музыка в школе [Текст]: методические очерки. – М.: Мирос, 1998. – 256 с. Умнова И.Г. Преломление традиций духовной музыки в творчестве современных отечественных композиторов [Текст] /И.Г.Умнова // Православие – Культура – Образование – Кемерово: материалы межрегион. науч.-практ. конф.- Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2002. – С. 392-388.

Персоналии

В.А. Агафонников (р. 1936)

    Плотникова Н. Яркий национальный стиль [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 12. – С….. ; 2002. - № 1. – С. 19-21.

А.В. Александров (1883-1946)

    Плотникова Н. Гимн русской душе [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. - № 7. – С. 24-25.

М.В. Анцев (1865-1945)

    Плотникова Н. От учебника и до литургии [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 7. – С. 24-25.

А.С. Аренский (1861-1906)

    Музыка светлая как ручей [Текст] // Встреча. – 2002. - № 5. – С. 17-18.

В.П. Артемов (р. 1940)

    Артемов В. Обрести живую ценность [Текст] /В.Артемов // Муз. академия. – 1996. – № 1. -С. 72-74.

А.А. Архангельский (1846-1924)

    Плотникова Н. Великий властелин гармонии [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 1999. – № 1-2.- С.27-28. Оболенский П. Летопись одной музыкальной жизни [Текст] /П.Оболенский // Муз. академия. – 1994. - № 1. – С. 95-98.

А.М. Архангельский (1863-1915)

    Плотникова Н. К родным берегам [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 2. – С. 19-20.

А.М. Астафьев (1873-1956)

    Плотникова Н. И Регент и учитель [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 11. – С. 25-27.

Н.А. Афанасьев (1821-1898)

    Плотникова Н. Принадлежит России [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 1999. - № 4. – С. 23-24.

Н.И. Бахметьев (1807-1891)

    Плотникова Н. Помещик и музыкант [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 10. – С. 23-25.

В.Д. Беневский (1864-1930)

    Плотникова Н. Дирижер, педагог, композитор [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 11. - С. 22-24.

М.С. Березовский (1745-1777)

    М.С. Березовский [Текст] // История русской музыки: в 3-х вып. /под ред. А. Кандинский. – М., 1999. – Вып. 1. – С. 206-210. Рыцарева М. Композитор М. С. Березовский [Текст] /М.Рыцарева. – Л.: Музыка, 1982. – 142 с.
См. также № 10

Д.С. Бортнянский (1751-1825)

    Д.С. Бортнянский [Текст]// История русской музыки: в 3 вып. // под ред. А. Кандинский. - М., 1999.- Вып.1. - С. 210-225. Рыцарева М. Композитор Д.С. Бортнянский [Текст] /М.Рыцарева. – Л.: Музыка, 1979. - 255 с.
См. также № 10

Ю.М. Буцко (р. 1938)

    Буцко Ю. Отдать России всю мою работу, мою жизнь [Текст] /Ю.Буцко // Муз. жизнь. – 1999. - № 4 . – С. 11-13. Дубинец Е. Знаки стиля Юрия Буцко (Знаменный распев в ХХ веке) [Текст] /Е.Дубинец // Муз. академия. – 1993. - № 1. - С. 49-52. Карабань М. Многомерность ладового пространства и принципы нечеткой логики [Текст] /М.Карабань// Муз. академия. – 2001. - № 4. – С. 49-54.

А.Е. Варламов (1801-1848)

    Плотникова Н. Музыка – нужна душа [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2003. -№ 8. - С.25-27.

А.Н. Верстовский (1799-1862)

    Плотникова Н. Могучая сила чувств [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. – № 12. – С. 29-30.

М.А. Виноградов (1809-1888)

    Плотникова Н. У музыканта нет досуга [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2004. - № 2. – С. 16-17.

П.М. Воротников (1810-1876)

    Плотникова Н. В традициях старой школы [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 9. – С. 19-21.

В.А. Гаврилин (1939-1999)

    Мещерякова Н. «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Перезвоны»: диалог на расстоянии века [Текст] /Н.Мещерякова // Муз. академия. – 2000. - № 1. – С. 190-195. Тевосян А. Концерт в трех частях памяти В. Гаврилина [Текст] /А.Тевосян // Муз. академия. – 2000. - № 1. – С. 184-190.

М.И. Глинка (1804-1857)

    Компанейский Н. Влияние сочинений Глинки на церковную музыку [Текст] /Н.Компанейский // Российская музыкальная газета. – 2004. - № 6. – С. 8. Плотникова Н. Войти во двор Христов [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2004. - № 5. – С. 15-17. Плотникова Н. «Стяжи дух мирен» [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 4. – С. 21-23.
См. также № 5

Н.С. Голованов (1891-1953)

    Лузанова А. Молитвенный отклик [Текст] /А.Лузанова // Встреча. – 2002. - № 8. – С. 25-27.

А.Т. Гречанинов (1864-1956)

    Плотникова Н. С верой и молитвой [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2001. - № 9. – С. 22-23. Рахманова М.П. А.Т. Гречанинов [Текст] /М.П.Рахманова // История русской музыки: в 10 т. – М., 1997. – Т. 10-А. – С. 170-216.
См. также № 10,11

Г.П. Дмитриев (р. 1942)

    Георгий Дмитриев «Я нашел свою тему» [Текст] /Г.Дмитриев // Муз. жизнь. – 2000. - № 10. – С. 9-11.

А.П. Есаулов (1800-1850)

    Плотникова Н. В ладу с большим миром [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 1999. - № 8. – С. 22-23.

М.М. Ипполитов-Иванов (1859-1935)

    Плотникова Н. Мелодии православной старины [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2003. - № 1. – С. 21-23.

В.С. Калинников (1870-1927)

    Плотникова Н. Истовый работник [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 3. – С. 17-19.

В.Ю. Калистратов (р. 1942)

    Калистратов В. Взирай с примечанием [Текст] / В. Калистратов, А. Тевосян // Муз. академия. – 1994. - № 4. – С. 16-22.

Н.Н. Каретников (р.1930)

    Селицкий А. «Я писал для Господа и для себя» [Текст] / А.Селицкий, Н. Каретников // Муз. академия. – 1996. - № 3-4. – С. 33-34.

А.Д. Кастальский (1856-1926)

    Кастальский А. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке [Текст] /А.Кастальский // Муз. жизнь. – 1991. – № 13-14. – С. 20-22. Зверева С.Г. А.Д. Кастальский [Текст] /С.Г.Зверева// История русской музыки: в 10 т. – М., 1887. – Т. 10 А. – С. 274-306.
См. также № 10,11

В.Г. Кикта (р. 1941)

    Николаева Е. Валерий Кикта: на рубеже веков [Текст] /Е.Николаева // Муз. академия. – 2001. - № 4. – С. 42-48. Николаева Е. Литургические фрески Валерия Кикты [Текст] /Е.Николаева// Музыкальное просвещение. – 2004. - № 1. – С. 41-44. Тевосян А. История одного посвящения [Текст] /А.Тевосян// Муз. академия. – 1997. - № 1. – С. 48-51.

А.И. Киселев (р. 1948)

    Маноров О. Возобновляя традиции [Текст] /О.Маноров // Музыка и время. – 2003. - № 4. – С. 12.

Н.С. Кленовский (1853-1915)

    Плотникова Н. В согласии с древним распевом [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2002. - № 3. – С. 22-23.

М.Г. Коллонтай (р. 1952)

    Иванова И. Послесловие к одной премьере (Agnus Dei) М. Коллонтая [Текст] /И.Иванов// Муз. академия. – 2003. - № 2. – С. 35-39. Степанова И. М. Коллонтай. Творчество – путь познания или ярмо? [Текст] /И.Степанова // Муз. академия. – 1995. - № 1. – С. 20-26.

Н.И. Компанейский (1848-1910)

    Плотникова Н. Музыкальный труженик [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 7. – С. 22-23.

А.А. Копылов (1854-1911)

    Плотникова Н. Искренне любил свое искусство [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2001. - № 8. – С. 24-25.

А.Ф. Львов (1798-1870)

    Плотникова Н. Из глубины души [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. – № 5. – С. 20-22. Золотницкая Л. Музыкант из императорской семьи [Текст] /Л.Золотницкая // Муз. жизнь. – 1994. – № 11-12. – С. 37-39.

А.К. Лядов (1855-1914)

    Плотникова Н. Благость и красота церковного напева [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. - № 9. – С. 21-23.

В.И. Мартынов (р. 1946)

    Грачев В. О «благочестивом минимализме» в творчестве Владимира Мартынова [Текст] /В.Грачев // Муз. академия. – 2004. - № 1. – С. 12-19.
См. также № 1,11

М.П. Мусоргский (1839-1881)

    Головинский Г. Мусоргский и древнерусская певческая традиция: опыт практической разработки проблемы [Текст] / Г. Головинский, А. Конотоп // Муз. академия. – 1993. - № 1. – С. 203-206. Щербакова П. «Жизнь, где бы ни сказалась…»: Литургический элемент в творчестве Мусоргского [Текст] /П.Щербакова // Муз. академия. – 1999. - № 2. – С. 127-131.
См. также № 12

А.А. Оленин (1865-1944)

    Плотникова Н. Чтоб музыка входила в душу [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 9. – С. 25-28.

С.В. Панченко (1867-1937)

    Плотникова Н. Музыкант, философ, пророк [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000.- № 3. – С. 24-25.

Н.М. Потулов (1810-1873)

    Плотникова Н. В строгом стиле [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2002. - № 12. – С. 20-21.

С.В. Рахманинов (1873-1943)

    Бобров В. Вершины музыкального православия [Текст] /В.Бобров// Муз. жизнь. – 1998. - № 12. – С. 27-29. Кандинский А. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков [Текст] /А.Кандинский// Сов. музыка. – 1991. - № 5. – С. 4-7; № 7. – С. 91-97. Кандинский А. Литургия святого Ионна Златоуста [Текст] /А.Кандинский// Муз. академия. – 1993. - № 3. – С. 148-156. Рубцова В. В контексте «серебряного века» [Текст] /В.Рубцов // Муз. академия. – 2003. - № 3. – с. 175-178. Чернушенко В. Придите, поклонимся «Всенощная» С.В. Рахманинова [Текст] /В.Чернушенко// Муз. жизнь. – 1988. - № 24. – С. 20-22.
См. также № 5,10,11

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)

    Плотникова Н. Звуку покорна душа [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 1998. - № 4. – С. 25-26.

В.И. Рубин (р. 1924)

    Рубин В. Мы должны следовать тому, что заложено в нас от природы [Текст] /В.Рубин// Муз. академия. – 2004. - № 4. – С. 4-8. Рубин В. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» [Текст] / В. Рубин, А. Тевосян // Муз. академия. - 1995. - № 1. – С. 26-36. Тевосян А. «Песнь Восхождения» [Текст] /А.Тевосян // Муз. академия. – 1999. - № 4. – С. 15-22.

А.Г. Рубинштейн (1829-1894)

    Грузинцева Н. «Христос» - духовная опера Антона Рубинштейна [Текст] /Н.Грузинцева // Музыка и время. – 2001. - № 6. – С. 22-30. Серебрякова Л. Антон Рубинштейн: к мифологии судьбы [Текст] /Л.Серебрякова // Муз. академия. – 2000. - № 4. – С. 158-163.

Г.И. Рютов (1873-1938)

    Плотникова Н. Небесные мелодии [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. – № 2. – С. 28-29.

Г.В. Свиридов (1915-1998)

    Свиридов Г. Из разных записей [Текст] /Г.Свиридов// Муз. академия. – 2000. - № 4. – С. 20-30. Паисов Ю. Новаторские черты хорового стиля Свиридова [Текст] /Ю.Паисов // Музыкальный мир Георгия Свиридова. – М., 1990. – С. 199-216. Полякова Л. Неизреченное чудо [Текст] /Л.Полякова// Муз. академия. – 1993. - № 4. – С. 3-6. Полякова Л. Свиридов как композитор XX века [Текст] /Л.Полякова// Музыкальный мир Георгия Свиридова. – М., 1990. – С. 40-45. Слушая музыку грядущего [Текст] // Встреча. – 2001. - № 12. – С. 43-48.
См также № 11

Н.Н. Сидельников (1930-1992)

    Венок Сидельникову [Текст] // Муз. академия. – 2001. - № 1. – С. 106-119.

С.В. Смоленский (1848-1909)

    Отмечая 150-летие со дня рождения С. Смоленского [Текст] // Муз. академия. – 1998. - № 2. – С. 153-168.
См. также № 5

С.И. Танеев (1856-1915)

    Плотникова Н. Простор для художественных изысканий [Текст] /Н.Плотникова// Встреча.- 1999. - № 7. – С. 21-23. Протопопов В. Мир идеалов С.И. Танеева «По прочтению псалма» [Текст] /В.Протопопов // Муз. академия. – 2004. - № 1. – С. 147-152.
См. также № 37

С.З. Трубачев (1919-1995)

    Гуляницкая Н. «Россия – воспряни!» (музыка Сергея Трубачева) [Текст] /Н.Гуляницкая // Муз. академия. – 1999. - № 3. – С. 76-82.

П.И. Турчанинов (1779-1856)

    Плотникова Н. Смиренный протоирей [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 5-6. – С. 25-27.

В.А. Успенский (р. 1939)

    Энтелис Н. Долог путь сомнений, трудно обретается вера (Хоровой триптих В. Успенского) [Текст] /Н.Этелис // Муз. академия. – 1995. - № 4-5. – С. 34-37.

П.И. Чайковский (1840-1893)

    Анчугова А. Музыка на все времена [Текст] /А.Анчугова// Встреча. – 2003. - № 12. – С. 37-40. Плотникова Н. Потружусь для церковной музыки [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 1. – С. 31-33. Чернушенко В. «Верую» (О «Литургии Чайковского) [Текст] /В.Чернушенко// Муз. жизнь. – 1988. - № 21. – С. 19-20.
См. также № 5

Н.Н. Черепнин (1873-1945)

    Келдыш Ю.В. Н.Н. Черепнин [Текст] /Ю.В.Келдыш // История русской музыки: в 10 т. – М., 1997. – Т. 10 А. – С. 235-243.
См. также № 10

П.Г. Чесноков (1877-1944)

    Плотникова Н. Молитвенные крылья музыки [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2001. - № 2. – С. 19-21. Отмечая 120-летие со дня рождения П. Чеснокова [Текст] // Муз. академия. – 1998. - № 2. – С. 168-180.
См. также № 10,11

А.Г. Шнитке (1934-1998)

    Беседы с Альфредом Шнитке [Текст] /сост. А. Ивашкин. – М.: РИК Культура, 1994. – 304 с. Вобликова А. Литургические симфонии А. Шнитке в контексте соотношения культа и культуры [Текст] /А.Вобликова// Муз. академия. – 1994. - № 5. – С. 37-41. Холопова А. Слушая Альфреда Шнитке сегодня [Текст] /А.Холопова// Муз. академия. – 1995. - № 2. С. 28-32.

Р.К. Щедрин (р. 1932)

    Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина [Текст] /Ю.Паисов. – М.: Композитор, 1992. – 236 с.

Документ

Одним из важных средств коммуникации в жизни человечества всегда была и остается музыка. И, прежде всего, уже на самых ранних этапах человеческого развития звуки играли сакральную, богослужебную роль, с самого начала музыка служила высшему началу.

  • Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0

    Учебно-методическое пособие

    История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование

  • Рязанцева Ольга Николаевна, II категория. Ф. И. О., категория предмет музыка 2-8 классы предмет, класс и т п. 2011 год пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе программы Д.Б.Кабалевского рекомендованной Министерством образования Российской Федерации государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • «Народная музыка в произведениях Русских композиторов» Цель , 48.37kb.
  • Народный мужской вокальный ансамбль «Пой, friend» , 15.45kb.
  • Положение седьмой областной олимпиады по музыкальной литературе Учредители и организаторы , 57.02kb.
  • Исследование влияния общения с живой природой и влияние музыки на эмоциональное состояние , 13.65kb.
  • , 47.84kb.
  • 1 октября 105 лет со дня рождения В. Горовица (1904-1989), американского пианиста, , 548.89kb.
  • Список опубликованных научных и учебно-методических работ , 201.59kb.
  • Конкурс юных композиторов " музыка моя душа" , 83.88kb.
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 5

    «Как будто внутренность собора –

    Простор земли, и чрез окно

    Мне слышать иногда дано».

    Б.Л.Пастернак

    ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ВЕЧНОЕ СЛОВО»

    Реферат по музыке

    «Духовная музыка в творчестве русских композиторов Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского,

    С.В. Рахманинова»

    Руководитель: Выполнила: Учитель музыки Ученица 7 «Г» класса»

    Гурина Вероника Анатольевна Милованова Наталья

    г. Светлый

    1. Введение. - 3

    2. Духовно-церковная музыка в творчестве Д.С. Бортнянского. – 4

    3. Духовно-церковная музыка в творчестве П.И. Чайковского. – 5

    4. Духовно-церковная музыка в творчестве С.В. Рахманинова. – 7

    5. Заключение. – 8

    Введение

    За тысячелетие христианства на Руси Православной Церковью был накоплен огромный опыт пения, так как человеческий голос по силе воздействия не может быть превзойден ни одним музыкальным инструментом. Через века до нас дошли удивительной красоты распевы, в них поражают разнообразие, изысканность и полнота мелодики.

    Церковно-певческое искусство на протяжении многих веков было весьма близко русскому человеку. Православные молитвы пелись не только в храмах и монастырях, но и в домашнем обиходе. Церковное пение сопровождало всю жизнь православного человека на Руси. Каждый великий церковный праздник имел свою музыкальную окраску. Многие песнопения исполнялись только однажды в году, в определённый день. Совершенно особенные песнопения звучали в Великий пост – они создавали покаянный настрой, а на Пасху каждый храм наполнялся торжественными и ликующими воскресными песнопениями.

    В своей работе ставлю перед собой цель – показать богатство русского духовного музыкального наследия – на примере творчества композиторов Д.С. Бортнянского, П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова.

    Раскрыть эту цель мне помогут следующие задачи:

    Знакомство с духовно-церковной культурой русского народа;

    Знакомство с нововведениями в церковно-хоровой музыке композиторов;

    Знакомство с жанрами церковно-духовной музыки;

    Отразить настроение, глубину переживаний, тончайшие оттенки эмоционального состояния композиторов.

    Бортнянского Дмитрия Степановича

    Развитие русской духовной музыки шло сложными и неоднозначными путями, она вбирала в себя многое из мировой музыкальной культуры - польской, итальянской и др. Однако, в XVIII веке произошел поворот к самым древним русским распевам. Это сыграло огромную роль в творчестве многих русских композиторов, в частности, таких общемировых гениев как Д.С.Бортнянский, П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов. В русской музыкальной культуре выработались - новый стиль и новые музыкально-хоровые формы. Одним из жанров, достаточно новым по форме, но органично вошедшим в православную культурную традицию, стал духовный концерт. Именно с жанром духовного концерта связаны имена выше сказанных композиторов.

    Излюбленной книгой молитв на Руси, как известно, всегда была Псалтырь. Молитвенная поэзия царя Давида могла дать выражение любым чувствам – радости и печали, скорби и ликованию. Уже в XVII веке поэт Симеон Полоцкий сделал стихотворное переложение Псалтири, которое было вскоре положено на музыку и употреблялось вне храма, в домашнем обиходе. В XVIII веке духовные концерты писались композиторами по преимуществу на слова псалмов. Автор обычно брал не весь псалом, а лишь некоторые фразы-стихи из псалма, исходя из своего замысла.

    Композитором, принесшим этому жанру всеобщее признание, стал Дмитрий Степанович Бортнянский, автор более чем ста духовных концертов. Д.С. Бортнянский весьма успешно работал и в светских жанрах, но вершиной творчества композитора признаны именно его духовные концерты.

    Духовный хоровой концерт давал большой простор для личного творчества. Куда более сложной творческой задачей было создание музыки для песнопений, входящих в строгий богослужебный канон. Зная хорошо человеческие голоса, Бортнянский писал всегда удобоисполнимо и достигал прекрасной звучности. Но богатая звуковая сторона его песнопений не служит для него целью и не затеняет их молитвенного настроения. Вот почему многие сочинения Бортнянского охотно поются и теперь, умиляя молящихся.

    Он первый сделал опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в церковно-певческих книгах, изданных Святейшим Синодом впервые в 1772 г. Этих гармонизаций у Бортнянского немного: ирмосы «Помощник и покровитель», «Дева днесь», «Приидите, ублажим Иосифа» и некоторые другие. В этих переложениях Бортнянский только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им однообразный размер, уложив их в рамки европейских тональностей мажора и минора, для чего потребовалось иной раз изменить и самые мелодии, ввёл в гармонизацию аккорды, не свойственные так называемым церковным ладам мелодий.

    Духовная музыка в творчестве композитора

    Чайковского Петра Ильича

    Великие русские композиторы XIX – начала XX веков посещали церковные службы, и церковное пение нередко вызывало у них творческий отклик и вдохновение. Свои силы в церковном песнотворчестве пробовали М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов и многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные песнопения из главной православной службы – Литургии – писали Д.С.Бортнянский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев и др. Но именно П.И. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию.

    Чайковским двигало желание привести современное ему авторское церковно-певческое творчество в соответствие с древними традициями русской церковно-певческой культуры. В одном из писем он писал: «Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки (в этом отношении у композитора огромное и ещё едва тронутое поле деятельности). Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и прочими, но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!»

    Это желание вылилось в два монументальных произведения – «Литургию» и «Всенощное бдение». Чайковский хотел создать именно церковные по своей сути сочинения, которые бы и самим строем, и традиционным звучанием были связаны с православным богослужением.

    П.И. Чайковский обращался и непосредственно к древнерусской музыке. В написанной им «Всенощной» многие песнопения являются гармонизацией мелодий разных распевов. В одной из своих «Херувимских песен», которой композитор дорожил более всего, он, по его словам, «пытался подражать не нотному церковному пению», то есть пению древнему, писанному «знаменем». «Литургия» и «Всенощная» Чайковского подобны тезису и антитезису, а цикл «Девять духовных музыкальных сочинений» стал синтезом и вершиной церковной музыки Петра Ильича.

    Перу композитора принадлежат « Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», цикл «Девять духовных музыкальных сочинений», Гимн в честь Кирилла и Мефодия. Промежутки всего лишь в несколько лет отдаляют церковные сочинения Чайковского друг от друга, однако смысловые расстояния между ними значительно шире. В особенности это касается «Литургии» и «Всенощного бдения». Различие между ними довольно точно определил сам композитор: «В Литургии я совершенно подчинился своему собственному артистическому побуждению. Всенощная же будет попыткой возвратить нашей церкви её собственность насильно от неё отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов». Чайковский стал интересоваться историей церковного пения, взялся за изучение обихода, устава, слушал и сравнивал пение в Лавре и других монастырях и храмах Киева.

    Сложным, неоднозначным и, несмотря ни на какие «но», прекрасным явлением предстаёт духовная музыка Чайковского в контексте русской культуры.

    Духовная музыка в творчестве композитора

    Рахманинова Сергея Васильевича

    Церковной музыке большое внимание уделял и С.В. Рахманинов.

    В качестве образца Рахманинов изучал и «Литургию» Чайковского. Однако в отличие от Кастальского в «Литургии» Рахманинов не стал брать за основу непосредственно древние распевы. В русле более строгой церковно-певческой традиции Рахманинов выступил в своём «Всенощном бдении», написанном им спустя пять лет после «Литургии».

    Рахманинов один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений. Ведь знаменное пение – это не только гомофонная форма музыки, записанная знаками, но и прежде всего, духовная музыкальная и культура древней Руси, воспринятая в наследие от осмогласия Иоанна Дамаскина-Октоиха.

    Ещё при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. В ней есть духовная насыщенность, необычайная величественность, красочность, нежность и мечтательность. Она рассказывает миру о Боге и о любящей Его прекрасной Святой Руси, поющей Ему славу своим неповторимым колокольным гласом…О России, чьи бескрайние просторы украшены величественными храмами, наполненными чудотворными иконами, возвышенными молитвами и духовными песнопениями…Такой России уже почти никто не помнит и не знает, но такой Её знал маленький Серёжа Рахманинов…

    Летом 1990 года вернувшись в Россию из Америки, он пишет Литургию Иоанна Златоустого. Работая над Литургией, композитор не раз обращается к авторитетному мастеру церковной музыки Александру Кастальскому. Так, первая попытка Рахманинова вновь облечь церковную молитву в ткань древнерусских знаменитых распевов сочувствия не встретила. Но она послужила подготовительной ступенью для создания через пять лет ещё более величественного «Всенощного бдения», послужившего символическим завершением русского периода творчества великого художника, и ставшего его завещанием погружавшейся во тьму России. И, возможно, в утверждение своей мысли о необходимости возвращения богослужебного устава к русской знаменной музыке, и о её глубинной связи с наследием Осьмогласия, Рахманинов вновь встаёт за дирижёрский пульт Большого Театра, чтобы незабываемо исполнить кантату своего учителя С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин».

    Заключение.

    Одним из важных средств коммуникации в жизни человечества всегда была и остается музыка. И, прежде всего, уже на самых ранних этапах человеческого развития звуки играли сакральную, богослужебную роль, с самого начала музыка служила высшему началу. С помощью пения, мелодии, гармонических созвучий людям дан дар выражать и понимать самые затаенные чаяния, сокровенные порывы, благоговение и любовь, то, что невозможно выразить никакими словами. Дух русского народа, основу его культурного бытия создало Православное мироощущение.

    Всё богатство духовной музыки, к сожалению, для многих, даже для специалистов, остается «закрытым». В повседневной современной практике в православных храмах звучит в основном только поздняя духовная музыка, да и то часто не лучших образцов, ограниченная рамками церковного обихода. Поэтому многие люди, услышав в храме пение воспринимают его как что-то глубоко чуждое русской православной традиции, а мысль, что пение, которое они привыкли слышать в церкви сейчас, сформировалось под влиянием западноевропейской католической музыки, кажется многим просто кощунственной.

    Возрождение приходов и монастырей, снятие негласных запретов на участие светских певцов в церковном пении, издание грампластинок и кассет с церковными песнопениями, опыты по восстановлению древнерусских напевов – всё это привело к тому, что из всех видов церковного искусства именно церковное пение получило в конце XX века наибольшее развитие.

    В России XIX века творчество отечественных композиторов, - даже такого популярного, как Чайковский, - оставалось достоянием сравнительно узкого круга современников. Единственной сферой музыки, к которой были приобщены всё без исключения сословия, каждый человек в отдельности, была музыка, звучавшая в церкви. В православном храме, как известно - хоровая, без инструментального сопровождения.

    Но, как всегда у Чайковского, были тут причины и глубоко личного характера, относящиеся к области нравственных исканий. От скептицизма по отношению к религиозным догматам, он всё более - особенно в период создания Всенощной - тяготел к христианским ценностям. "...В душу мою все больше и больше приникает свет веры,... я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел". Живым и реальным был для композитора образ Христа: "Хотя Он был Бог, но в тоже время и человек, Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нём его идеальные человеческие стороны", - это дневниковая запись, запись для самого себя.

    Чайковский, по собственному признанию, стремился преодолеть излишний "европеизм", привитый русскому церковному пению в конце XYIII - первой половине XIX века, который, по словам Петра Ильича, "мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!" Композитор стремился "сохранить во всей неприкосновенности древние напевы", хотел вернуть богослужебное пение к его исконным истокам, "возвратить нашей церкви её собственность".

    Литургия Святого Иоанна Златоуста, а потом и другие духовные сочинения Чайковского, стали исполняться и вне храма в концертах. Этот факт, поначалу встреченный частью общества неодобрительно, положил начало плодотворнейшей традиции, продолженной С.В.Рахманиновым , В.Кастальским, десятками других авторов и - после долгого перерыва - возрожденной в России уже в наши дни.

    Л. З. Корабельникова

    Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов.

    Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является опасность утраты нравственных ориентиров, угроза духовного оскудения личности. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения, поэтому сегодня особенно важно обратиться к традиционной культуре нашей страны, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать молодежи те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу, к его музыкальному и поэтическому фольклору. Необходимо помнить, что отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе, ведёт к бездуховности и отсутствию моральных принципов подрастающего поколения, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества. Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.». Великий русский педагог Василий Сухомлинский говорил о том, «что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания».

    Русская духовная музыка- это целый пласт русской православной культуры, несколько забытый в советское время. В данный момент, в современном мире, происходит возрождение духовных ценностей и традиционной обрядовой культуры прошлого. Особенно важно возрождать и знать православные обряды русской православной церкви, семейные ценности и особенности происхождения православной музыкальной культуры. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал: «Древнерусское церковное пение есть, несомненно одно из глубочайших произведений нашего народного творчества».

    Творчество отечественных композиторов всегда оставалось достоянием сравнительно узкого круга современников. Единственной сферой музыки, к которой были приобщены всё без исключения сословия, каждый человек в отдельности, была музыка, звучавшая в церкви, в православном храме - хоровая, без инструментального сопровождения.

    Сочинения Чайковского - Литургия Святого Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881), Девять Духовно-музыкальных сочинений и хор "Ангел вопияше" - открыли новую эпоху в истории русского церковного пения. Потребность в национальном музыкальном самосознании сказалась в первую очередь. Вероятно, не случайно в тот же период к духовно-музыкальному творчеству обратились М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков .

    Великий русский композитор П.Чайковский писал: «В душу мою все больше и больше приникает свет веры, я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел" . Живым и реальным был для композитора образ Христа: "Хотя Он был Бог, но в тоже время и человек, Он страдал, как и мы. Мы жалеем его, мы любим в нём его идеальные человеческие стороны» . Композитор стремился "сохранить во всей неприкосновенности древние напевы" , хотел вернуть богослужебное пение к его исконным истокам, "возвратить нашей церкви её собственность".

    Литургия Святого Иоанна Златоуста , а потом и другие духовные сочинения Чайковского, стали исполняться и вне храма в концертах. Русскую духовную музыку православную музыку храма писали С.В.Рахманиновым , В.Кастальским, десятками других авторов, возрожденной в России уже в наши дни.

    В десятом веке происходит важное событие для русского народа –Крещение Руси (в 988). Киевский князь Владимир (Красно Солнышко), по примеру своей Бабушки княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога –Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Послы, посланные Владимиром в разные страны послы свой восторг провозгласили в летописях. Красота богослужения, увиденного ими в Греции, входивший в состав Византии, потрясла их.

    Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Отличительной чертой русской православной музыки является пение без музыкального сопровождения a capella .

    В восемнадцатом веке одним из самых известных композиторов, который писал духовные хоровые концерты был Максим Сазонтович Березовский (1745-1777), он прожил короткую жизнь всего тридцать два года, музыкальные творения этого замечательного русского композитора 18 века, долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки. Музыкально одаренный ребенок был привезен в Петербург из городка Глухова на Украине. В Глухове на Украине воспитывались музыканты для работы при дворе российских императоров. Всесторонее дарование позволяло М.Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах, сочинять музыку. Получив высшее образование в Киевской академии , где начал писать собственные произведения, в 1758 году за исключительные вокальные данные послан в Петербург, где стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича , «Хор государевых певчих дьяков». Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счет на учебу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером – руководителем хорового коллектива и оркестра. Болонскую Академию прославили русские композиторы – М.Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстегней Фомин и тд. Судьбы Березовского и Бортнянского неразрывно связаны с первым русским хором «государев певчих дьяков» - Придворной Певческой капеллой. Современные исследователи относят образование хора к с1479 году, когда происходило освящение Успенского собора Московского Кремля.Музыку М.Березовского незаслуженного забытого композитора – его многочисленные духовные концерты, а также оперные и инструментальные сочинения открыли слушатели через много лет после его кончины. Духовный концерт М.Березовского - -одно из самых значительных произведений этого жанра. Немногочисленные биографические сведения, дошедшие до наших дней, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, композитору оказывали внимание при царском дворе. Концерт «Не отвержи меня во время старости» написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого завета». Его современный перевод: «Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря»: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего» Боже! Не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне (звучит концерт М.Березовского «Не отвержи меня во время старости»)

    Березовский - автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами мирового хорового искусства XVIII века. Особенно широко известен его концерт «Не отвержи мене во время старости». Большинство произведений Березовского сохранилась в рукописях. Были изданы только отдельные композиции, которые, собственно, и принесли ему мировую славу.

    С возвращением на Родину композитор не нашел признания в музыкальном мире России. Здесь его духовная музыка была не нужна: стиль композитора считали устаревшим. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и скончался 22 марта (2 апреля ) 1777 года . Есть версия, что композитор покончил жил самоубийством.

    В 80-е годы XIX века к сочинению духовной музыки обращаются Н. Римский-Корсаков и П. Чайковский. Их поиски приводят к возникновению в начале XX века так называемого «нового направления» в русской духовной музыке, к которому принадлежит творчество П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Кастальского и вершиной которого стало творчество С. Рахманинова. (С.В.Рахманинов. Духовная музыка.)

    Конец XIX – начало XX вв. стали для России временем великих исторических испытаний, – происходит необыкновенный рост национального самосознания, поиски русской идеи, обостряется интерес к старине, к древнерусскому искусству, которое А. Блок назвал «новым русским возрождением».

    Рахманинов родился в музыкальной семье, музыкальные способности передались ему от родителей “За другие сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку”, - вспоминал Сергей Рахманинов, которая была женщиной религиозной регулярно посещала церковные службы и брала внука с собой. Обладая великим талантом композитора, Рахманинов был прекрасным дирижером, талантливым композитором, виртуозным пианистом. Он был переведен из Петербургской консерватории в Московскую где проявлял выдающиеся музыкальные способности, которые были отмечены великими людьми двадцатого столетия П.Чайковским, С.Танеевым, Ф.И.Шаляпиным. Рахманинов закончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Его дипломной работой была опера «Алеко», написанная на сюжет произведений А.С.Пушкина. Его современник И. Гофман : «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках золото в сердце…. Я не только преклонялся перед великим артистом, но и любил в нем человека». Музыка его произведений отличается напевностью, проникновенностью, мелодичностью, глубоким лиризмом, удивительной изобразительностью, глубокой эмоциональностью и высокой художественной одухотворенностью: «Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная цель композитора» (С.В.Рахманинов),

    Особенно Сергею запомнился перезвон далекого Новгородского Софийского собора. Он на всю жизнь сохранился в памяти композитора “Звонари были артистами, - писал он позже, - четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано... - мне вновь запел колокол Софийского собора”. Его друг, композитор А.Ф. Гедике, писал в воспоминаниях о С. Рахманинове : «Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и уезжал в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные, суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами параллельными квинтами. Это производило на него сильное впечатление».

    В своем творчестве Сергей Рахманинов обратился к духовной музыке в 1910 году, создав музыку к Литургии св. Иоанна Златоуста. Литургия Рахманинова – явление неординарное. Древнерусское искусство, ожившее в музыке московской школы синодального училища, оказало на Рахманинова огромное влияние. Для своего хорового сочинения Рахманинов отобрал тексты 20 песнопений, каждое из которых отличалось одухотворенным своеобразием. В «Литургии» Рахманинов не обращался к подлинно знаменным или другим древнерусским распевам. Многие части «Литургии» проникнуты теплым лиризмом, это и «Иже херувимы», «Тебе поем». При этом композитор никогда не нарушает строгой простоты богослужебного чина.

    Литургия С.В. Рахманинова была впервые исполнена в 1910 году, в зале Синодального училища. Повторные исполнения проходили в Большом зале Консерватории. И все же сочинение вызвало в свое время много критических замечаний. Рахманинова упрекали в нарушении традиций и «нецерковном» характере «Литургии». Отмечалась также и излишняя эмоциональность, которую местами привнес композитор в свою музыку. В ряде случаев композитор опирается на практику антифонного клиросного пения, добиваясь полнозвучной красоты хоровой фактуры. Сильное впечатление оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминационных точка развития композиции (Звучит Фрагмент Единородный сыне из «Литургии Св.Иоанна Златоуста». А спустя пять лет он завершил величайшее из своих творений - Всенощное бдение, написанное на темы древних песнопений знаменного распева. Для “Свете тихий” взята в основу мелодия Киевского распева.

    Всенощное бдение посвящено памяти Степана Васильевича Смоленского (1848-1909) - исследователя и знатока церковного пения, профессора Московской консерватории, управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. В музыке к «Всенощному бдению» С.В. Рахманинова тесно переплетены лирико-эпическое и философско-религиозное, глубоко личностное и всечеловеческое, соборное начала. Нечто наивысшее прекрасное, совершенное предстает во «Всенощном бдении». Всенощная – это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню. Воскресная служба занимает исключительное место в церковной жизни. «Это день, принадлежащий не времени, а вечности. Это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю».

    «Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915 года). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучали как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В это же время Рахманинов дал немало благотворительных концертов в пользу пострадавших на фронте. В мелодиях напевах Всенощной оживают детские впечатления композитора от колокольных звонах новгородского софийского собора, подобно хоралам музыка всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.

    Литургическое слово и музыка составляют целостную ткань произведения, где все средства музыкальной выразительности направлены на передачу и углубление литургического смысла. Это произведение написано для двенадцатиголосного смешанного хора, партитура чрезвычайно сложна в вокально- хоровом отношении и требует от исполнителей высочайшего профессионального мастерства. (фрагмент из «Всенощного бдения»).

    Близость к церковной традиции обнаруживается в выборе способов изложения – часто С. Рахманинов использует антифонный (пение на два лика) принцип изложения, колокольный двузвон, проявляющийся в приемах звукоизобразительности, имитирующих колокольный звон в «Шестопсалмии», которым начинается утреня. Хоровые духовные произведения С. Рахманинова – ценнейший вклад в русскую духовную музыку. Это произведение выходит далеко за рамки церковной музыки принадлежащий одновременно искусству духовному и светскому.

    Во «Всенощном бдении» С. Рахманинова сплетены в неразрывное целое древние пласты церковной и народно-песенной культуры. Древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту первоисточника. Гений композитора открыл скрытую в древних напевах бесконечную глубину содержания, духовных смыслов и символов, эпическую основу древнего распева подлинным симфонизмом, оперным богатством образов и напряженностью драматургического развития. Глубина личного религиозного чувства, преклонение и восхищение величием Творца, молитвенная просветленность и глубокое покаяние, сосредоточенное размышление и призыв к единению во имя мира всему миру – вот содержание и гуманистический пафос «Всенощного бдения» С. Рахманинова.

    Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный образ Родины так можно определить идею «Всенощной». Из 15 песней цикла десять написаны на подлинные обиходные распевы: знаменный, греческий, киевский. Другие пять являющиеся оригинальными сочинениями, по словам С.Рахманинова, «сознательно подделывались под Обиход». В первых семи номерах «Вечерни» преобладает мягкая звучность, лиричность. Исключение составляют «Приидите и поклонимся» (№1) - своеобразный эпиграф приглашение, звущащий торжественно и строго, как вступление к действию.

    Песнопение «Ныне отпущающе» (№5) подобно умиротворённой колыбельной. Знакомый вам хор «Богородице Дева радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни». Проникнутые светлым настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции.

    Активно, утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне». Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.

    Но «Всенощная «создана» для храма, а этот храм по словам известного дирижера Чернушенко, - вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности к земле своей». (фрагмент из «Всенощного бдения»)

    Первое исполнение Всенощной состоялось 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания в Москве. В течение месяца это сочинение было исполнено четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв Первой мировой войны).

    Успех синодального хора, безусловно, был связан с именем близкого друга Рахманинова, дирижера Николая Данилина.
    Синодальное училище, наряду с петербургской Придворной капеллой, было одним из центров профессиональной певческой культуры. Училище выпускало отлично подготовленных регентов для всей России, а его хор уверенно завоевывал положение лучшего в мире.
    Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. С Рахманиновым их связывали дружеские отношения, он с Николаем Данилиным и при создании хоровой партитуры “Всенощной”. Сочинение вызвало восторженную реакцию публики, услышавшей в нем отклик на события первой мировой войны, напоминание о высоком нравственном предназначении человека, о его долге перед людьми м Богом. В последний раз “Всенощная” исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года, в концертном зале Синодального училища - там, где проходили все репетиции. Рахманинов вместе с со многими представители творческой интеллигентности не принял Октябрьскую революцию и вместе с семьей эмигрировал из России. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Он считал, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию.

    Я - русский композитор, - писал Рахманинов, - и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, - это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце ”. В 42-ом году Рахманинов дал серию благотворительных концертов (Детройте), которые имели оглушительный успех, сборы с которых пошли на нужды Красной армии. Этот факт еще раз подтверждает, что этот великий композитор был настоящим патриотом своей Родины, оставив нам богатое духовное музыкальное наследие, в котором тема Родины тема России является главной. 28 марта 43 года после тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз. После 1917 года это произведение долгие годы не исполнялось, одной из первых запрещенную русскую духовную музыку включила в свои концертные выступления капелла под управлением Юрлова. 2 марта 1965 года были исполнены фрагменты Всенощного бдения, солировал Иван Семенович Козловский. Это произведение стали ежегодно исполнять в полном объеме в московском храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, хором под управлением известного регента Николая Матвеева. Сегодня Литургия и Всенощная Рахманинова исполняются в концертных залах всего мира, а отрывки звучат во время богослужений в русских православных храмах: “Тебе поем”, “Богородице Дево, радуйся”. Н.Ф. Бунаков отмечал, «что в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей».

    В.Сухомлинский писал: «Только тому суждено подняться на вершину нравственной красоты, у кого от пути к этой вершине остается что-то безмерно дорогое, созданное собственными руками; кто своим трудом и потом создал красоту маленького уголка родной земли, и в этой красоте, как в волшебном зеркале, перед ним открылась вся родная земля, вся наша великая и прекрасная Родина. Мне хочется сказать человеку, стоящему на пороге жизни: пусть всегда живет в твоем сердце самое дорогое! Пусть войдет в твое сердце Родная земля!»

    Зная колоссальный потенциал воздействия музыки на подсознание ребенка, учитель в своей деятельности должен тонко и умело использовать все функциональные возможности искусства, раскрывать воспитательное, познавательное и коммуникативное назначение музыки. Миссия-это служение, в основе профессии учителя музыки лежит любовь к детям, которая является проводником к высокому искусству.

    Музыка делает человека чище, добрее и благороднее, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Участие музыки в воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Благотворное воздействие на душу человека средствами искусства, помогает сформировать морально - сильную личность, способную преодолевать трудности, сохраняя при этом состояние внутреннего покоя и чувства уверенности в себе. В руках у учителя музыки - фортепиано, - это огромный ресурс воспитания подрастающего поколения.

    Знакомство детей с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов и с их великими произведениями, принадлежащими золотому фонду не только нашей страны, но и других стран мира, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его духовного мира. Использование на уроках различных видов музыкальной деятельности, помогает формированию творческих способностей детей. Современный учитель музыки должен расширять возможности предмета применять в педагогической деятельности различные формы работы: игровую, лекционную, метод компьютерной графики и музейной педагогики. В руках у учителя музыки фортепиано это - огромный воспитательный ресурс.

    Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский писал, что «... Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление». Хоровое пение детей - одно из главных средств, школьного музыкального воспитания, продолжение хоровой работы, проводимой на уроках. Поэтому К.Ушинский сказал буквально следующее: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они пошли вперед». Хоровое пение способствует развитию не только творческих способностей и вокально-хоровых навыков, но прежде всего, способствует формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения.

    Очень важно формировать в детях уважения к ценностям культуры своей страны, это и есть путь к воспитанию патриотизма, так как человек всегда ценит то, что ему близко и знакомо ему с детства. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

    Сегодня много говорят о духовном возрождении России. Одной из действенных форм реализации этого направления является изучение народного художественного творчества в современной школе. Дисциплины связаны с предметами искусства, в системе современного образования, к сожалению, имеют второстепенное значение, но на самом деле именно они оказывают мощное воспитательное воздействие на гармоническое развитие личности и на формирование духовных ценностей подрастающего поколения. Поэтому я считаю, что нужно в своей работе объединять урочную и внеурочную деятельность, с целью расширения возможностей предмета, с целью успешной реализации музыкальной деятельности и изучения традиций музыкального фольклора.

    Список литературы:

    1.Перепелицын П.Д. Богослужебное пение Православной Церкви. Сказание летописей о начале церковного пения в России. (17{Хрестоматия}).

    2.Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная Энциклопедия: В 25-ти тт./ Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алекcия II. Том «Русская Православная Церковь». – М., 2000, с. 599–610.

    3.Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г - 272 с.

    4. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999. - 320с.

    5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989. -238с.

    6.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М., Владос, 2003г.-. 320с.


    На рубеже XIX - XХ вв. во всех сферах духовной жизни общества обострилась тяга к поиску национальных корней. Русская светская музыка, пережившая кульминационную точку национально-самобытного выражения в гениальном творчестве М. П. Мусоргского, всё более входило в русло стилизаторско-академического искусства, например, в творчестве композиторов «беляевского кружка». Идея новой волны «русификации» музыки вызрела в недрах не светского, а религиозно-церковного искусства, давно нуждавшегося в кардинальном обновлении.

    К началу века сформировалась группа композиторов, образовавших школу Нового направления. В Москве, в Синодальном училище пения, вокруг Смоленского сплотились Кастальский, Гречанинов, Чесноков, Толстяков, Шведов. В Петербурге это направление представлено именами Панченко, Компанейского, Лисицына, Архангельского. Основная деятельность композиторов развернулась в области разработки знаменного распева. Все они находились под мощным влиянием взглядов Смоленского, который стал истинным идеологом Нового направления в русской духовной музыке новейшего времени и которому Рахманинов посвятил свою гениальную Всенощную.

    Смоленский, благодаря работе с первоисточниками и столь глубокому проникновению в пласты древнерусского знаменного пения, наблюдая за особенностями строения, мелодики, ритмики древних распевов, пришёл к обоснованному выводу, что западноевропейская основа не пригодна для обрамления этих напевов, что мажоро-минорная система вступает в противоречие со всем строем этих напевов.

    Главный принцип Смоленского -- отказ от европейских форм гармонии и контрапункта. Он не просто декларировал огромное значение и художественную ценность знаменного распева, но и предлагал путём глубокого проникновения в его самобытные черты создавать новые русские гармонию и контрапункт для обработки древних обиходных мелодий. Предыдущие же обработки церковных напевов Смоленский считал «блужданием русской певческой мысли по иноземным путям»

    С рассветом классической русской музыки, культовое музыкальное искусство в России отошло на задний план. У композиторов, полностью сосредоточившихся на духовной музыке, обнаружилась ограниченность художественного горизонта, нередко ремесленнический подход к творческим задачам. Отрицательно сказывалась зависимость от церковных властей, от установленных «правил» сочинения духовных песнопений. Крупнейшие же мастера-классики лишь эпизодически и далеко не все (Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков) создавали «переложения» (гармонизации) обиходных напевов -- обычно по долгу службы, работая в Придворной певческой капелле. Выделилась главным образом работа Чайковского, поставившего своей целью преодолеть штампы духовного хорового сочинительства и создавшего во второй половине века крупное по своим художественным достоинствам произведение - «Литургию Иоанна Златоуста» и гораздо более скромную партитуру «Всенощного бдения». Композитор сознательно не выходил за границы так называемого «строгого стиля», лишь изредка отступая от него. Он, что существенно, не стремился опереться на стилистику древнерусского искусства, не пользовался языком народной песни (последнее ощущается в духовных композициях Римского-Корсакова).

    В то же время ориентировку на эту стилистику можно встретить в жанрах светской музыки -- оперных и инструментальных композициях Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина», финал «Картинок с выставки»), Римского-Корсакова («Псковитянка», «Садко», «Салтан» и «Китеж», музыкальная картина «Светлый праздник»). Примеры обращения к обиходной тематике есть и у Чайковского (закулисный хор в «Пиковой даме»), у Танеева (кантата «Иоанн Дамаскин») и Аренского (Второй квартет).

    В 1890-х годах хоровая культовая музыка вновь вступает в полосу подъёма и достигает значительных высот у Кастальского, Лядова, Чеснокова, особенно же -- у Рахманинова. Деятельность названных мастеров (за исключением Лядова) в совокупности с исполнительским искусством выдающихся хоровых коллективов, дирижёров, музыкальных учёных, сосредоточенная в Москве, составил так называемую «московскую школу» хоровой духовной музыки конца XIX начала XX века. Представители этого художественного направления стремились обновить хоровой жанр традициями прошлого посредством углубления и усиления в этой области фольклорного начала. Самым крупным здесь стало рахманиновское «Всенощное бдение».

    Хоровые произведения a cappella, относящиеся к области культового искусства, не занимают видного места в творчестве русских композиторов-классиков. Под таким углом зрения до сравнительно недавнего времени рассматривалась и духовная музыка Рахманинова. Между тем эта часть наследия композитора связана с исторически глубинными пластами русской музыкальной культуры. Древнерусское певческое искусство вместе с фольклором явились, по убеждению Рахманинова, важнейшим истоком и опорой русской музыкальной культуры в целом, средоточением исторической памяти народа, его художественного чувства и эстетического сознания. Отсюда их широкое общенациональное значение.

    Склонность Рахманинова к духовной музыке укреплялась влиянием крупных авторитетов -- С. В. Смоленского (директора Синодального училища), читавшего курс истории русской церковной музыки в Московской консерватории и известного композитора и дирижёра Синодального хора А. Д. Кастальского, автора выдающихся трудов по народному песнетворчеству. Несомненно, решающее значение на Рахманинова оказали сами хоровые культовые произведения этого мастера. «Из искусства Кастальского -- подчёркивал Б. В. Асафьев -- выросли великолепные циклические хоровые композиции Рахманинова («Литургия» и, особенно, «Всенощная»)... народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы»

    С. В. Рахманинов творил и в области духовно-хоровой музыки православной традиции a cappella. Композитор, обратившись к возрождению национальных музыкальных традиций, искал самобытное и подлинно народное в области православного пения. Попытки максимального приближения к народному духу способствовали рождению в его творчестве нового художественного языка, новых средств и форм выражения, «окрашенных неповторимым рахманиновским стилем». Он трактовал духовные композиции в духе романтизма. Религиозное начало выступило в эстетизированной концертной форме. Религиозное, древнее, архаичное выступает у него в форме национального, народного.

    Известно, что замысел этого произведения возник у него уже в начале 1900-х годов. Не менее важными были впечатления детских лет -- от северной русской природы, от древнего Новгорода с его соборами, иконами и фресками, колокольными звонами, с церковным пением. Да и семейная обстановка детских новгородских лет, где сохранялись исконные традиции русской жизни, их высокая духовность -- питала художественную натуру композитора, его самосознание русского человека.