Кукрыниксы произведения. Художники-карикатуристы кукрыниксы

Кукрыниксы произведения. Художники-карикатуристы кукрыниксы
Кукрыниксы произведения. Художники-карикатуристы кукрыниксы

Галерея Мамонтовых показывает уникальную коллекцию сатирических произведений выдающихся советских графиков и живописцев XX века, мастеров политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы, из собрания семьи Мамонтовых — одного из самых крупных частных собраний работ этих художни­ков. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Большинство представленных вещей не встречаются в изданиях, посвященных творчеству Кукрыниксов, и опубликованы только в каталогах галереи Мамонтовых.

Галерея Мамонтовых (Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1.)

Галерея Мамонтовых

Ставший легендарным псевдоним Кукрыниксы объединил трех художников — Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Алексан­дровича Соколова (1903-2000). Их творческий союз сложился еще в 1924-м — в годы учебы во ВХУТЕМАСе. Вместе они прора­ботали более шестидесяти лет, никогда не расставаясь. Имя Кукрыниксы стало не просто коллективным псевдонимом, а символом жанра острой политической карикатуры, принесшей трем художникам мировую известность.

Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Алексан­дрович Соколов

Антифашистские карикатуры появляются у них еще в 1930-е годы. Но только во время войны художники достигают настоя­щей творческой зрелости и заслуженно занимают одно из центральных мест в искусстве Великой Отечественной войны. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами. Их хорошо знали в Советском Союзе и за рубежом.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Все пять лет войны они трудились ежедневно. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропу­сками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Через день эти плакаты появлялись на улицах. Наполненные едким, гнев­ным сарказмом и дерзким юмором, сквозь ужасы войны они несли уверенность в победе над злом. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Художники работали с удивительной самоотдачей. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Шла война… Во время воздуш­ных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить, или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатно­го и сатирического искусства. Их создавали разные хорошие художники. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Ориги­налы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» зани­мают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Особое внимание художники уделяли декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеен­ные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боро­лись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечно­сти. Сами художники считали свое творчество «противостояни­ем». Проникнутое публицистическим пафосом, искусство Кукры­никсов противостояло варварству и жестокости фашизма. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Но сатири­ческие образы врага, созданные художниками, вызывали отнюдь не смех, но гнев, отвращение и ненависть. Плакатная сатира Кукрыниксов не так уж смешна и точно не безобидна, она груба и прямолинейна, зла и желчна. Ее эмоциональные характеристи­ки — искренность и страстность. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Ее историческое значение бесценно.

Творчество Кукрыниксов принадлежит классическим традици­ям сатирической графики, основанной на приемах зрительных характеристик, уподоблений, метафор. Каждое изображение «режиссируется» как трагикомическая мизансцена жестокого и кровавого фарса. Образ врага развивается в связи с изменением хода военных событий, но он всегда жесток, смехотворен и глуп. В начале войны — свирепый завоеватель. С развитием военных действий -жалкий неудачник. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его!», «Доигрался»); визуализи­руют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца»); самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека), используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно вырази­тельна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др.). Остроумие Кукрыниксов неис­черпаемо. Фантазия и изобретательность поразительны. Их сила — в сплоченности. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения.

В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговороч­ной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. В коллекции галереи Мамонтовых хранятся знамени­тые рисунки, сделанные Кукрыниксами в зале суда, шаржи на Гесса и прочих участников процесса, чьи лица за долгие годы войны художники успели изучить по фотографиям и кинохрони­кам. И снова работать приходилось оперативно: рисунки сразу же самолетом отправлялись в редакцию газеты. Главные объек­ты карикатур Кукрыниксов — Гитлер, Геринг и Геббельс были знакомы с их творчеством настолько хорошо, что включили художников в список потенциальных смертников, которые будут публично казнены при взятии немцами Москвы. На Нюрнберг­ском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Война нервов… При виде художников, вооруженных биноклями и карандашами, преступники прятали лица.

Из поездки в Берлин Кукрыниксы, каждый в отдельности, привезли много лирических живописных этюдов — изображений города, превращенного в руины (Н. Соколов. «Берлин. Дворец Вильгельма», «Берлин. Памятник Вильгельму I», «Берлин. Александр-платц»).

В свободное время в Берлине и Нюрнберге Кукрыниксы делают много натурных зарисовок: мирная жизнь города — торопливые рисунки на скорую руку, взахлеб (Н. Соколов. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г.», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). «В основном женщины, дети, старики. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, … матери с детьми, с вещами… Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспомина­ний Кукрыниксов). Как всегда у Кукрыниксов, эти рисунки отличает острота и точность психологических и пластических характеристик.

Своим ежедневным трудом в годы войны Кукрыниксы боро­лись с фашизмом. Боль и гнев выливались в едкую, злую, беспо­щадную сатиру. Рисунки, сделанные в Германии, иные.

Н. Соколов Жители Нюрнберга, 1945.

Не опостылевший враг, а пережившие кошмар войны, возвращаю­щиеся к мирной жизни такие разные люди. И эти мирные зари­совки не хуже плакатов свидетельствуют о том, что война — это ничем не оправданное зло, с которым надо бороться. Лучшей награды и утешения, чем мир, нет.

Выставка продлится по 3 июля в галерее Мамонтовых
по адресу: Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1. Часы работы: с 12:00 — 20:00 , выходные: воскресенье и понедельника.

Трибуна, 1941.

«Многие гитлеровцы, пытаясь избежать ответственности за свои преступления, объявляют себя умершими, изменяют свои фамилии и направляются в Испанию и другие «нейтральные» страны» — из газет.

Его везут на черной колеснице
К испанской, дорогой ему границе
А он кричит: Полегче, дуралеи,
Не то я в самом деле околею!
С. Маршак

Фотографии Татьяны Алешиной

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Михаил Куприянов Порфирий Крылов Николай Соколов

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск-вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Кукрыниксы на фронте, 1942 год

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСЫ

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?» — спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

КАРИКАТУРЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Будучи даровитыми живописца-ми, Кукрыниксы прежде всего и бо-лее всего — виднейшие мастера со-ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со-бытие в международной жизни на-чиная с 30-х годов и кончая сегод-няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату-ры Кукрыниксов беспощадно разо-блачали заговор империалистических держав против республикан-ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про-должение последней войны» и дру-гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту-пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

ПЛАКАТЫ ВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУКРЫНИКСОВ

Еще свежи в нашей памяти мно-гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз-громим и уничтожим врага!», «Пре-вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечав-шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору-жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру-довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ-лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958—1959 годах были опубликованы ка-рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по-священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто-жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из-вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря-женность момента, хорошо передан-ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими-стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав-шихся поработить нашу социали-стическую Родину.

Патриотическим чувством проник-нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы-тиям Великой Отечественной вой-ны, — «Таня», «Правда», «Конец».

"Таня"

"Конец"

В последней картине в образах большой художественной силы по-казана бесславная гибель гитле-ризма, в разгроме которого Совет-ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

"Тоска"

"Шинель"

Басня "Лиса и Бобёр"

"Царь Николай рассматривает блоху"

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладал яркой творческой индивидуальностью и много работал самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекали пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изобразил жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Кукрыниксы Кукрыниксы

(псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958), действительные члены АХ СССР (1947), Герои Социалистического Труда (П. Н. Крылов -с 1972, М. В. Куприянов и Н. А. Соколов - с 1973). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921-29). Совместно работая с 1924, выступили в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.) с новым типом карикатуры, отмеченным острой злобо- дневностью, уничтожающе-язвительным реше- нием темы, шаржированной характеристикой персонажей (серия "Транспорт", тушь, 1933-34). Огромной популярностью пользовались карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45 ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", гуашь, 1941; "Клещи в клещи", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджигатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Широк диапазон творчества Кукрыниксов в области книжной иллюстрации - от острого графического гротеска (иллюстрации к произведениях И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", тушь, 1933 и 1966, и "Золотой телёнок", тушь, акварель, 1969; к "Левше" Н. С. Лескова, Государственная премия СССР, 1975) до лирически-живописных образов (иллюстрации к "Даме с собачкой" и другим произведениям А. П. Чехова, 1940-46, Государственная премия СССР, 1947; к романам М. Горького "Фома Гордеев", 1948-49, Государственная премия СССР, 1950, и "Мать", 1950, Государственная премия СССР, 1951). В станковой живописи Кукрыниксы, развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда приёмы своей сатирической графики, обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, ГТГ), обличают фашизм ("Конец". 1947-48; Государственная премия СССР, 1949), воплощают тему героизма советских людей ("Таня", 1942-47, ГТГ). Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.

"Потеряла я колечко? (а в колечке - 22 дивизии)". Тушь, гуашь. 1943. Третьяковская галерея. Москва.



Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Дама с собачкой". Черная акварель. 1945 - 1946. Третьяковская галерея. Москва.
Сочинения: Собр. произв., т. 1-2-, М., 1984-. Литература: Н. И. Соколова, Кукрыниксы, 2 изд., М., 1975.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Кукрыни́ксы

(псевдоним по первым слогам фамилий), творческое содружество трёх художников-карикатуристов и иллюстраторов: Куприянов Михаил Васильевич (1903, Тетюши, Татария – 1991, Москва); Крылов Порфирий Никитич (1902, деревня Щелкуново Тульской области – 1990, Москва); Соколов Николай Александрович (1903, Москва – 2000, там же). Учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921–29). Действительные члены Академии художеств СССР (1947), народные художники СССР (1958). Познакомились во время совместной учёбы на графическом факультете Вхутемаса, тогда же начали работать втроём, создавая первые карикатуры для газет и журналов. С 1933 г. работали в газете «Правда».
Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре , книжной иллюстрации , исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.
Кукрыниксы оставили яркий и заметный след в истории советской карикатуры. Виртуозные рисовальщики, зоркие наблюдатели, они обладали непревзойдённым чувством юмора и стиля.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Кукрыниксы" в других словарях:

    Кукрыниксы - Кукрыниксы. Потеряла я колечко... . 1943. КУКРЫНИКСЫ (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (родился в 1903). Злободневные карикатуры на темы … Современная энциклопедия

    - (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… … Русская история

    Кукрыниксы - Куприянов, Крылов, Николай Соколов псевдоним коллектива советских художников карикатуристов СССР … Словарь сокращений и аббревиатур

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией … Википедия

    - (псевдоним по первым слогам фамилий) творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… … Большая советская энциклопедия

    КУКРЫНИКСЫ - Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… … Лингвострановедческий словарь

    Кукрыниксы - псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Буква Ы

Эти выдающиеся художники появились на свет в начале XX века - Порфирий Никитич Крылов в 1902 году, а Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов в 1903 году.

В 1921 году молодые люди познакомились во Вхутемасе - Высших художественно-технических мастерских. Это было уникальное, только что созданное учебное заведение, в котором преподавали такие легендарные личности как Родченко, Татлин, Фаворский..

Именно в Вхутемасе зарождалось авангардное советское искусство, и все юные художники постоянно экспериментировали, искали новые изобразительные формы, оставившие след в мировой культуре.

Соколов, Куприянов и Крылов тоже пробовали работать в разных манерах, иллюстрировали художественные произведения. Но затем все чаще выступали как карикатуристы, а впоследствии решили творить вместе - после того, как они втроем нарисовали студенческую стенную газету. Был придуман общий псевдоним - Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку - Куприянов, Кры - Крылов, НикС - Николай Соколов. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько.

Первая карикатура Кукрыниксов была напечатана в 1926 году в журнале «Комсомолия». Каждый из них продолжал создавать собственные художественные произведения, но все же запомнились всем их совместные работы. Сами художники говорили так: ««Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой… И то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Гад-бюрократ

Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России - Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев».

Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР - их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая - грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд!».

Некоторые рисунки были объединены в серию, например, «Транспорт» - все карикатуры в ней освещали «отдельные недостатки» в железнодорожной отрасли и имели такие бичующие наименования как «Дуплет в угол, или обмен поездами на станциях Свердловского узла», «Катастрофический машинист».

События внешней политики тоже обязательно попадали на кончики пера художников: «Двинулись к озеру Хасан, чтобы переползти через советскую границу», «Вся Европа - Гитлера и Риббентропа».

Смехом по врагу

Между тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм. А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой - они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным - карикатуристы убивали его своим оружием - смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…

По инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» - плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей - не случайно они популярны до сих пор…

В 1942 году Кукрыниксы получили Сталинскую премию - самую высшую награду, которую можно было иметь в то время. Власть любила их, потому что они верно служили ее идеалам, но и простой советский народ тоже дожидался с нетерпением очередной карикатуры Кукрыниксов - смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. После смерти Зои Космодемьянской, они написали картину «Таня», вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» - в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией - был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине…

И совсем другие чувства появлялись от торжественной картины Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и полотна «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», воспроизводящего бомбоубежище Гитлера в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками… Война закончилась, и часть победы в ней принадлежала Кукрыниксам…

«Крокодил» против США

После войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома.

Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова - книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов.

Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии, были обласканы всеми властями. Но неумолимая смерть унесла сначала Порфирия Никитича Крылова - в 1990 году, а через год Михаила Васильевича Куприянова. Николай Александрович Соколов пережил товарищей - он скончался в 2000 году.

Однако их имена не забыты до сих пор. Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова - ведь они рисовали картины и по отдельности. И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев- удивительно, как умудрились участники этого успешного триумвирата после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность…

В 1932 году москвичи увидели афиши первой выставки художника со странной фамилией – Кукрыниксы. Но, хотя выставка была первой, уже многие знали, что Кукрыниксы – это Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их творческое содружество началось в середине 1920-х гг. в стенах ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). Началось со студенческой стенгазеты, выставки изопародий на искусство тех лет, а затем продолжалось на страницах газет и журналов.


На художников обратил внимание Максим Горький. Во вступительной статье к каталогу первой выставки Кукрыниксов он назвал их «единосущной и нераздельной троицей». Знаком доверия писателя было поручение молодым художникам выполнить иллюстрации к роману «Жизнь Клима Самгина».


Максим Горький на выставке Кукрыниксов в 1932 г

Кукрыниксы – художники чрезвычайно широкого диапазона, им подвластны станковая живопись, карикатура, иллюстрация, плакатное искусство, скульптура, оформление спектаклей. Но наибольшей популярностью пользуется сатирическая графика Кукрыниксов. В 1930-е годы чрезвычайно популярными были их карикатуры и юмористические рисунки-циклы «Старая Москва», «Бытовые вредители», «Транспорт», «Горячая промывка». Обращаясь к злободневной тематике, художники завоевали любовь советских граждан.


И все же главное в творчестве Кукрыниксов – политический плакат и политическая карикатура.


С необычайной силой раскрылся публицистический талант Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах уже 24 июня 1941 года. Их плакаты и карикатуры военных лет – яркая страница советского искусства. Они звали на борьбу, пробуждали ненависть к врагу. Рисунки сопровождались лаконичным текстом или стихами. Авторами их были поэты С. Маршак, Д. Бедный.






С темой Великой Отечественной войны связаны наиболее значительные достижения Кукрыниксов в области тематической живописи. Побывав на месте гибели Зои Космодемьянской, художники пишут картину «Таня». Полотно «Бегство фашистов из Новгорода» также написано на материале, собранном при посещении тех мест. Но самой известной их картиной стала – «Конец. Последние дни ставки Гитлера».

Таня
Конец. Последние дни ставки Гитлера

После войны Кукрыниксы работали в области иллюстрации. Для многих поколений читателей созданные ими образы неотделимы от литературных героев оформленных ими книг.

Иллюстрации к повестям Гоголя

Иллюстрации к повести "Левша"