Домашний театр: развлекаемся и развиваемся. Как поставить спектакль Детский спектакль сделать с детьми

Домашний театр: развлекаемся и развиваемся. Как поставить спектакль Детский спектакль сделать с детьми
Домашний театр: развлекаемся и развиваемся. Как поставить спектакль Детский спектакль сделать с детьми

Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной ко-манды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Театр теней

От 3 до 5 участников

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

От 1 до 15 участников

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч-ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ-цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от-странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет-ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом.

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав-ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи-сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо-нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти-метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава-рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо-нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников.

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов-ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску-чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано-вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу-магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло-фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под-бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро-игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ-чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан-ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре-лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7-15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто-ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен-ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир-мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.


Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при-меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля-деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня-ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же - сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы . Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен-тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы - отвечающими современным проблемам. .

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при-ме-ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер-шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви-гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию.

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год

Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.



Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра - это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром - Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо-нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю-ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол-шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она...» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): «Влюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про-сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва-ние пере-ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка » и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

  • Анастасия Букреева. «Ганди молчал по субботам » 10 действующих лиц
  • Ирина Васьковская. «Бог ездит на велосипеде » 8 действующих лиц
  • Иван Вырыпаев. «Чему я научился у змеи » Монопьеса
  • Вадим Климовский. «Митина война » 8 действующих лиц
  • Маша Конторович. «Мама, мне оторвало руку » 12 действующих лиц
  • Серафима Орлова. «Аста » 10 действующих лиц
  • Дана Сидерос. «Всем кого касается » 13 действующих лиц
  • Юлия Тупикина. «Вдох-выдох » 6 действующих лиц

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ-чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу-лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча-стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль-ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти-воре-чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка» , 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель-ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети-ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь-ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали-стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы-вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе-сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне-ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж-дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со-средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве-дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят-но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга-ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер-нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо-нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети .

Вы решили устроить для своего ребенка, и не знаете, что придумать оригинального? Почему бы не организовать домашний для своих детей!

Создать домашний театр своими руками только на первый взгляд кажется сложной задачей. На самом деле, при большой доле творческого подхода и сравнительно небольших вложениях, вы можете получить настоящий праздник, который надолго запомнится и вам, и вашему ребенку.

Как сделать домашний театр

Формат и технологии организации домашнего театра будут различаться, в зависимости от целей представления. Если импровизированное шоу вы решили сделать одной из составляющих детского дня рождения, то скорее всего, это должен быть мини-спектакль, которому не будет посвящено все время праздника. И, конечно же, главную роль обязательно должен исполнить именинник! Если для вас организация детских праздников кажется чем-то непосильным, то лучше доверить её профессиональным постановщикам.




Другой критерий — возраст ребенка. Если малышу не больше трех лет, не нужно устраивать большое представление — пусть это будет маленький детский домашний кукольный театр , где главными актерами будут пальчиковые куклы. Его можно обустроить где угодно — за столом, на кровати или диване, на полу. В качестве сценария подойдут те сказки, которые вы читаете вместе с малышом, — лучше всего, если герои будут ему знакомы. Такой домашний кукольный театр — это не просто развлечение, а еще и способ развития для вашего чада. Во время игры с пальчиковыми куклами развивается фантазия, память, включается воображение.

Для более взрослых детей можно устроить домашнее представление посерьезнее — с выбором сценария, распределением и заучиванием ролей, подготовкой декораций, костюмов и грима. Здесь уже можно пригласить друзей ребенка поучаствовать принять участие в мероприятии, а также позвать зрителей. Как правило, в качестве последних будут выступать родители детей, бабушки и дедушки, соседи.

Домашний театр для детей — этапы организации

Первым делом нужно выбрать произведение, которое будет ставиться на сцене. Кстати, сцену нужно обязательно сделать — огородить какое-то пространство, иначе ощущение театра будет неполным. Лучше всего, если книга, которую вы берете за основу, будет известна всем участвующим в подготовке мероприятия. К примеру, если вы устроите детский праздник Алиса в Стране Чудес, вы вряд ли попадете впросак — большинство детей все же читали эту книгу, или смотрели фильм.




Дальше следует распределить роли. Конечно, всем деткам захочется играть красивых, умных, смелых и сильных персонажей. Но что же тогда делать с отрицательными героями? Попробуйте преподнести их образы юным актерам так, чтобы эти герои казались им интересными.

Следующий этап — подготовку костюмов каждый артист должен взять на себя. Конечно же, не без помощи своих родителей. Кстати, что касается костюмов и грима для вашего ребенка, то здесь в ход пойдут старые родительские вещи, а также мамина косметичка.

Декорации лучше всего сделать общими усилиями участников мероприятия — каждый может принести из дома все, что может сойти за театральный реквизит. Обязательно предложите детям сделать что-то своими руками — это также будет способствовать их развитию.

Ну вот и все! Осталось только выучить роли, заранее зарядить видеокамеру и предложить зрителям садиться поудобнее. Представление начинается…

НАДЕЖДА ТЕРИНА
Консультация для родителей «Как устроить спектакль дома»

Уважаемые родители !

Если вы желаете, чтоб ваш ребёнок был успешным, социально раскрепощённым и коммуникабельным, читайте ему умные поучительные сказки, рассказы, истории. ставьте дома спектакли для детей , с участием детей, настольные, с игрушками. пусть ваша фантазия не иссякает.

продумайте содержание, составьте сценарий, учитывайте возраст зрителей.

артистов должно быть немного и представление должно быть не более 15мин., чтоб не утомить детей.

в зависимости от возраста и содержания делаете несколько репетиций

для представления должно быть достаточно места, чтоб артистам было где развернуться.

помогите изготовить из подручных материалов декорации и костюмы.

будьте благодарными зрителями.

Если ставят спектакль взрослые , которые вполне способны объединять несколько ролей, то за ширмой должно быть не больше трех актеров. А если в спектакле принимают участие малыши, то, конечно, каждый из них получает одну роль и спектакль обязательно должен быть короткий, например, одна сценка из "Маша и Медведь" или "Теремок" или "Колобок", где мало текста и всё происходит быстро.

Вначале, перед репетицией, прочитайте текст, обсудите сюжет, персонажей, характеры. Если это куклы, раздайте героев, чтобы войти в образ и потренироваться оживлять их. Очень полезно делать это перед зеркалом, чтоб увидеть себя со стороны. Важно, чтобы кукла для маленького актера стала не перчаткой, а героем со своим характером, со своими повадками, привычками, позами и ужимками. Придумать их для своего персонажа - это увлекательнейшая игра, в которую дети играют с удовольствием. Если вы оформите спектакль музыкой , шумовыми эффектами, то это будет почти профессионально. Дерзайте!

Спектакль можно приурочить к любому семейному торжеству. Главное, чтоб было внимание, заинтересованное участие, помощь в оформлении, и чтобы помещение подходило. Комната должна быть не загромождена мебелью, где бы можно было поставить ширму или натянуть верёвку для самодельной перегородки. Зрителей-детей можно сажать не обязательно на стулья, вполне хватит и подушек на ковре. Летом можно ставить спектакль прямо на улице - на даче или во дворе.

Для домашнего театра - кукольный подходит лучше всего, поскольку не ограничивает ни в составе героев, ни в месте действия, ни в нарядах, ни в декорациях. К тому же, изготовление кукол и декораций - это отдельное очень увлекательное занятие, имеющее много общего с естественными детскими играми про устройство кукольного быта и гардероба.

Перед началом спектакля должны быть аплодисменты, как в театре. И на протяжении спектакля подбадривайте артистов, это придаст им уверенность и они загорятся желанием и дальше участвовать в постановках. А творческие детки никогда не скажут - не хотим репетировать, они это любят и рвутся выступать. Если ребёнок не соглашается играть в постановке - не торопите, он ещё не созрел. Все люди по отношению к этому виду искусства делятся на тех, кто хочет удивлять, и тех, кто хочет удивляться. Дайте время, чтобы понять своего ребёнка. Главное, заранее найти тех зрителей, которым ваш спектакль точно понравится , ведь детям в любом их начинании так важен первый успех.

Публикации по теме:

Как устроить прудик на участке своими руками (фотозарисовка) Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, здравствуйте. В первых.

Консультация для родителей «Как устроить самый незабываемый день рождения ребенку дома своими силами» "Как устроить самый незабываемый день рождения ребенку дома своими силами". Подготовка ко Дню рождения ребенка: 1. Подобрать веселые детские.

Кукольный спектакль во второй младшей группе №1 «Колобок учит азбуку движения» Подготовили воспитатели: Быкова Ю. А. Терехова Т. А..

Кукольный спектакль «По грибы» (звучит музыка, с разных сторон ширмы выходит дед и баба) - Бабка, корову подоила? - Да уж гулять отпустила! А ты кадку налил? - Как.

Сказка «Репка» Посадил дед репку: - Расти, расти, репка, и сладк, и крепк! Выросла репка и сладк, и крепк.

Собрание для родителей «День рождения - праздник детства! или Как устроить день рождения для ребенка» Цель собрания: способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались традиции, чтобы ребёнку отмечали дни рождения с приглашением друзей, с организацией.

Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить малыша. Домашний театр — это отличный способ речевого, эмоционального, творческого развития. И самое главное — это совместная деятельность, которая объединяет всех членов семьи. Ролей хватит всем!

Организация домашнего театра не требует больших финансовых затрат, многое можно изготовить из подручных материалов своими руками. Будьте готовы лишь пожертвовать своим временем. Но оно того стоит, поверьте! Горящие глаза ребенка, буря эмоций, бесценный опыт, забавные фотографии в семейном архиве, аплодисменты зрителей — это далеко не весь перечень будущих «дивидендов».

Прячась за куклами, вживаясь в образы героев, дети часто говорят то, что не сказали бы в обычной жизни. Играя в театре, ребенок проигрывает то, что его волнует в данный момент, от имени сказочного персонажа рассказывает собственные проблемы, переживания, страхи. Постановка спектаклей помогает усовершенствовать навыки общения, развивает выразительность речи и умение формулировать свои мысли.

Давайте рассмотрим, каким может быть домашний театр, из чего и как можно сделать кукол.

Как сделать кукол для театра

В продаже очень много всевозможных пальчиковых кукол, кукол-перчаток. Мы расскажем о куклах, которые легко можно сделать самим, в домашних условиях. Иногда для этого вовсе не обязательно уметь шить.

Вам не понадобится изготавливать много кукол. Серый волк, лиса, медведь, заяц и другие «ходовые» герои могут участвовать в огромном количестве сказок.

Пальчиковые куклы для домашнего театра


live-and-learn.ru

Знакомить малышей с театром можно с самого раннего возраста. Роли главных актеров сыграют наши пальцы. Их нужно только слегка принарядить. Со временем карапуз и сам будет разыгрывать коротенькие сценки.


detskij-dvorik.ru

Кукол для домашнего театра можно связать ключком.


natalytkachenko.ru


nhpko.ru

Пальчиковых кукол можно пошить из обрезков флиса, фетра или ярких х/б и трикотажных тканей.


cs1.livemaster.ru


cs5.livemaster.ru

Пальчиковых кукол можно сделать из бумаги в технике оригами.

ejka.ru

Специальные развертки позволяют сделать фигурки посложнее.

Куклы-топотушки

Интересны и просты в изготовлении куклы-топотушки. Подойдет плотный картон. Получается настоящая шагающая кукла!

olgagre.ru


olgagre.ru


mamadelki.ru

Любая плоская картинка с двумя отверстиями для указательного и среднего пальцев в считанные минуты станет талантливым актером вашего домашнего театра, сможет смешно шагать, прыгать и бегать.

Перчаточные куклы для театра


belzo.ru

В ход пойдут перчатки-потеряшки, носки без пары, варежки, остатки ткани, фетра, пряжа и др.

kubirubi.livejournal.com


iledebeaute.ru

Носок может превратиться в кого угодно, если пришить глазки, чубчик и прочие недостающие детали образа.


st.stranamam.ru

Если кукла сделана таким образом, что может открывать рот — это здорово! Персонаж, говорящий и правдоподобно шевелящий губами (ртом), способен на многое.

ic.pics.livejournal.com

Простая выкройка в виде прихватки. На лицевой стороне нарисовать героев.

Вязаные куклы в виде рукавички.


liveinternet.ru


cs5.livemaster.ru


www.toysew.ru


livemaster.ru

Перчаточных кукол можно сделать из сломанных игрушек. Достаточно прикрепить голову к чехлу-перчатке. Отлично подходят головы от резиновых игрушек.

Куклу на руку можно не только пошить, но и свалять из шерсти.

Марионетки

st.stranamam.ru

Управлять марионеткой нужно научиться. Тут важна координация и сноровка.

www.toysew.ru

Сделать куклу можно из клубочков, крупных бусин, куска ткани. Обязательно крестовина и леска.

tehnologi.su

Куклы на палочке

www.nevworker.ru

Куклы из одноразовых ложек. Быстро — и держать удобно!


rusbatya.ru

В качестве держателей можно использовать деревянные шпажки или палочки от мороженого.


www.emeraldday.com


zaitseva-toys.ru


www.lapsik.ru

Куклы на подставках

Вырезать героев для домашнего театра можно из журналов или сделать фигурки самостоятельно. Обязательно наклеить на плотный картон и сделать подставки.


ezhikezhik.ru


brestcity.com

Театр теней

pumbr.ru

Домашний театр теней устроить несложно – в качестве экрана подойдет белая простыня, а вместо проектора можно взять обычную настольную лампу.

Придумывать и показывать героев можно и при помощи рук.

puppentheater.ru

Фланелеграф

Сделать фланелеграф просто – кусок фанеры или дощечка обтягивается однотонной фланелью. Персонажи наклеиваются на плотный картон (можно вырезайте картинки из журналов или скачать из Интернета). С обратной стороны приклеивается бархатная бумага или швейная «липучка».

3.bp.blogspot.com

Пусть сказка оживет!

Уважаемые читатели! Есть ли у вас опыт организации домашнего театра? Возможно, вы присутствовали на постановках, которые организовывали ваши знакомые мамы и папы со своими детьми? Может умеете делать декорации и кукол для театра? Расскажите в комментариях об этом.

Малыши учатся взаимодействовать с другими детьми и осваивают различные навыки. Только игра может быть ключиком к ребенка чтению, счету, запоминанию различных фактов и выполнению заданий на .

Одним из самых ярких вариантов развивающей игры является детский кукольный театр. Этот сказочный мир фантазии и волшебства был создан очень давно. И сейчас родители во всем мире активно используют детский театр, не только как метод обучения ребенка, но также как способ понять его внутренний мир, проникнуть в его переживания и поговорить с малышом на все волнующие его темы.

Кукольный театр для детей может стать неотъемлемой частью жизни Вашего ребенка практически с самого его рождения. Конечно, в раннем возрасте кроха не сможет стать участником театральной постановки. Но зато он может быть самым любопытным и внимательным зрителем. Современные спектакли рассчитаны на деток младшего дошкольного возраста, и театр для детей от года становится все более популярным как среди родителей, так и среди педагогов. Во многих дошкольных учреждениях создаются театральные группы, и кукольный театр в детском саду является неотъемлемой частью образовательной программы. В младших группах актерами выступают воспитатели и музыкальные работники, а в старших группах они активно привлекают в постановки всех желающих.

Кукольный театр дома

Как устроить кукольный театр дома? Уже начиная с 3-х лет, Вы можете разыгрывать с малышом несложные сценки, используя его любимые игрушки, и фантазируя на любые темы. Как только поймете, что ребенок освоился с правилами настольного театра, начинайте понемногу приучать его к соблюдению сюжета выбранной сказки и точному произношению текста. Это не составит труда, так как маленькие дети обычно всегда помнят наизусть 2-3 книжечки, которые родители читают им каждый день.

Когда ребенку исполнится 4 года, можете приобрести в книжном магазине бумажный набор для самодельного театра. Такие наборы содержат изображения героев из различных сказок. Вы вместе можете их вырезать и склеить в форме конусов, а это дополнительно занятие для крохи на .

Также Вы можете изготовить бумажных кукол на палочках и начинать работать с ширмой. Альтернативой такому театру на палочках является пальчиковый театр, который Вы можете приобрести в магазине или сделать из подручных материалов.

В возрасте 5-6 лет предпочтения малышей меняются. Теперь они уже могут полноценно участвовать в постановках. Чтобы Ваши спектакли выходили яркими и живыми, Вы можете использовать театр марионеток. Такие театральные куклы имеют множество разновидностей, и выбрать для себя подходящий набор можно в специализированном магазине.

Кроме того, одним из наиболее популярных детских театров по-прежнему остается театр теней. Теневые спектакли для детей довольно просто ставить и очень забавно смотреть. Ведь все, что видят дети на светящемся экране, это силуэты героев. Но детское воображение способно дорисовать самые мелкие черты и детали всем сказочным персонажам. Чтобы использовать такой театр в домашних условиях, Вам придется изготовить экран из натянутой белой ткани. А далее ставим экран на невысокий стол, подсвечиваем его лампой и играем спектакль. Кроме бумажных силуэтов сказочных героев, Вы можете попробовать изображать животных и людей пальцами рук. У Вас получится отличная , о пользе которой мы уже писали на Bambino Story.

Не обязательно ограничиваться лишь традиционными видами театральных постановок. Вы можете ставить фантастические детские спектакли, применяя различные подручные материалы, обыгрывая обстановку в Вашей квартире или используя условия на природе. Но каждый раз, кроме организации развлечения для малыша, пытайтесь извлекать максимум пользы из такой нетрадиционной формы общения.

Старайтесь разыгрывать в своем кукольном театре различные спорные ситуации, которые переживает малыш или даже вся Ваша семья. Дайте ребенку возможность выразить свое отношение к происходящему. Иногда даже полезно обыгрывать некоторые трагические ситуации, чтобы немного подготовить кроху к тому, что в жизни бывает всякое.

Позволяйте ребенку хоть иногда быть негативными героем. Обычно дети любят играть только положительных персонажей. Но примерив на себя маску того героя, которым он не хочет быть, малыш сможет победить свой маленький страх и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Хотя сильно давить и заставлять ребенка играть того, кто ему не нравится, конечно, не стоит.

Постарайтесь сделать все, чтобы малыш поборол свою стеснительность. Хвалите его, смейтесь вместе, образно и ярко играйте свою роль. Подайте ребенку пример, что чем более раскрепощенно он чувствует себя на сцене, тем интересней зрителю, и тем больше положительных эмоций испытывает он сам.

Чтобы заинтересовать детей игрой, никогда их не ругайте и не пытайтесь довести их актерские данные до совершенства. Для Вас важен процесс, а не результат. Сократите весь неинтересный текст автора, и дайте возможность маленьким актерам руководить сценой. Конечно, хорошо, если дети будут знать слова наизусть, но импровизация также приветствуется.

Чем старше становится ребенок, тем глубже должно быть содержание спектаклей и тем сложнее должен быть реквизит. Возможно, такое семейное времяпрепровождение придется Вам по душе, и Вы с удовольствием будете устраивать в своем доме такие интересные мини-постановки. А между тем Ваш малыш будет учиться красиво и грамотно говорить, выгодно презентовать себя перед окружающими, а также очень эмоционально и чувственно доносить свои мысли и переживания. Это непременно станет отличной основой для развития в нем интересной и многогранной личности.