Бременские музыканты (мультфильм). Бременские музыканты Русский творческий подход

Бременские музыканты (мультфильм). Бременские музыканты Русский творческий подход

Если Вы не понимаете почему сказка называется «Бременские музыканты», тогда читайте нашу статью и найдете полезную информацию.

Почему сказка называется «Бременские музыканты»

Почему сказка называется именно «Бременские музыканты»? Главные герои направлялись в город Бремен, который был городом мечты, в который все так стремились попасть.

Это сказка о четырех музыкантах, которые воплощали общий образ немецкого народа. «Бременские музыканты» — музыки, которые так и не добрались до столь желанного города и не стали известным городскими исполнителями.

Бремен — культурный центр региона, в котором сбывались все мечты о лучшей жизни, поэтому животные-музыканты стремились добраться до города. Образ животных символический, который изображает мечту и стремление народа к лучшей светлой жизни.

Существует легенда, что основой сказки стали европейские музыканты, которых называли «клейзмер». Крейзмеры — европейские народные уличные музыканты; выступали на свадьбах, гуляниях, ярмарках. Ведущими инструментами были скрипка, цимбалы, контрабас, труба, кларнет, барабан и др.

Главные герои сказки «Бременские музыканты»: осел, собака, кот и петух, их было четверо, а классическая клейзмерской капелла состояла из 4-х музыкантов, играющих на скрипке, кларнете, файфиоли и барабане с тарелками.

Памятник бременским музыкантам в Бремене (Бремен, Германия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, нет туристов, которые бы побывали в Бремене и не сфотографировались возле памятника бременским музыкантам. Бронзовая скульптура, стоящая на Рыночной площади, без преувеличения - символ современного города. Памятник бременским музыкантам представляет собой своеобразную пирамиду из стоящих друг на друге персонажей из одноименной сказки братьев Гримм. Если быть точнее, на осле стоит собака, на ней - кот, а выше всех взобрался петух. Возле этих сказочных героев никогда не бывает безлюдно. Как раз наоборот: желающих запечатлеть себя на фоне бродячих музыкантов столько, что нередко здесь образуется приличная очередь.

С памятником бременским музыкантам в Бремене связана давняя легенда. Так, находясь рядом со скульптурой, каждый турист может загадать желание, а чтобы оно уж точно сбылось, нужно взяться за обе ножки осла и слегка потереть их.

Из истории возникновения памятника бременским музыкантам в Бремене известно, что он был установлен на Рыночной площади в 1951 г., а его автором стал один из самых выдающихся немецких скульпторов 20 века Герхард Маркс. Кстати, скульптура соседствует с другой известной достопримечательностью Бремена - средневековой Ратушей. Отчасти еще поэтому возле памятника бременским музыкантам всегда много туристов.

Кстати, с памятником бременским музыкантам в Бремене связана давняя легенда. Так, находясь рядом со скульптурой, каждый может загадать желание, а чтобы оно непременно сбылось, нужно сделать следующее. Взяться за обе ножки осла и слегка потереть их. Судя по затертым до блеска конечностям осла, многие туристы воспользовались этой традицией.

И не забудьте: нужно взяться именно за обе ножки сказочного персонажа, иначе ваше желание не сбудется; вдобавок вы рискуете услышать в свой адрес устоявшуюся в таких случаях в Бремене фразу, что один «осел» здоровается с другим. Таков юмор у местных жителей, обижаться на него точно не стоит.

До памятника бременским музыкантам в Бремене можно добраться на автобусах № 24 и 25, а также на трамваях с маршрутами № 2, 3, 4, 5, 6 и 8. Напомним, памятник бременским музыкантам стоит рядом с двухэтажным зданием Ратуши, выполненным в стиле ренессанса. Адрес: Am Markt 21.

З дравствуйте, друзья! Вы думаете, Бременские музыканты выходцы из Бремена? А вот и нет. Сейчас я все объясню.

* Вообще, эту статью следовало давно написать, все же она рассказывает об одном из символов знаменитого немецкого города, а я, как всегда, пока раскачаюсь, да созрею =) В конце очень много фото.

Вы помните сказку? Вот я ее подзабыла, поэтому сегодня, перед тем, как сесть за написание статьи перечитала. Нет, я не буду всю ее подробно пересказывать, только лишь напомню суть. А это надо сделать, чтобы понять кто такие Бременские музыканты (нем. Die Bremer Stadtmusikanten), вообще, с какого перепуга они бременские, и почему их везде изображают именно так: пирамидой (ослик, на нем песик, на нем котик, а сверху петух).

Краткое содержание

Главные герои этой сказки братьев Гримм - бродячие музыканты (которые и музыкантами-то даже не являлись, в принципе). Всем им пришлось покинуть свой дом в силу конфликтов с хозяевами. Осел стал слишком стар, и более не мог помогать на мельнице, поэтому хозяин решил от него избавиться (дабы не кормить за зря). Такая же участь грозила псу - его собирались пристрелить. Старого кота хозяйка планировала утопить, ну, а петуха хотели зажарить (или запечь... может сварить) к празднику.

Понятное дело, звери и петух были в корне не согласны с такой участью и убежали из дома. В дороге они и встретились. Идею идти в Бремен и стать там уличными музыкантами, всем подал осел, остальные лишь поддержали. Это было начало легендарного квартета.

Так как до Бремена путь лежал не близкий, наши друзья не дошли туда за один день. Нужно было место для ночевки. И в лесу они наткнулись на хижину разбойников. Идеальное место, чтобы провести там ночь. Но, было одно «но» - собственно, хозяева в хижине.

Наши смекалистые музыканты, разобрались с этой проблемой на раз-два - просто напугали разбойников своей, эмм... «музыкой». Шоу было то еще! На спину осла залез пес, сверху на пса взобрался кот, ну, а уже увенчал всю эту пирамиду петух. И тут они, всем квартетом, кааак грянули: осел заревел, пес залаял, кот по-кошачьи заорал, ну, а петух закукарекал.

Бедные разбойники и не поняли, что произошло. В сумерках толком ничего не разглядели, а судя по звукам, на них, вообще, какой-то демон собирался напасть. Короче говоря, бежали они вперед собственного крика из этой хижины.

Ну, а наши «музыканты» заняли отвоеванное жилище. И, причем, им там так полюбилось, что покидать это место они не захотели. И в Бремен так и не пошли, а остались жить в лесу, в разбойничьей хижине.

Но, несмотря на то, что эти ребята в городе не были, одним из его символов, все таки, стали.

Памятник Бременским музыкантам в Бремене

Самый знаменитый памятник Бременским музыкантам стоит в Бремене (удивительно, да? =)) на Рыночной площади, у восточной стены ратуши. И там очень много туристов. Вообще, наверно, каждый, кто побывал в Бремене, считает своим долгом привезти оттуда фото на фоне этой скульптуры. Поэтому люди выстраиваются в очередь, чтобы там запечатлеться.

Бронзовый памятник был установлен в 1951 году. Его автором является берлинский скульптор Герхард Маркс. По мотивам этой скульптуры были созданы еще две. Одна поставлена в Риге в 1990 году, вторая в Цюльпихе (Германия). И они абсолютно разные. Общее только то, что они представляют собой композицию, в которой герои сказки расположены канонично (друг на друге).

Легенды и мифы

Любая популярная скульптура овеяна какими-то своими легендами. Так и тут. Считается, что Бременские музыканты могут исполнять желания. Для этого нужно только потереть носик ослу или взяться за его передние лапки, и тоже слегка потереть (на фото видно, как туристы тщательно отполировали эти места =)).

* Только помните - держаться нужно обязательно за обе ножки, а не за одну! Иначе желание не исполнится. А еще, про вас могут сказать: «смотрите, один осел здоровается с другим». Такой вот он, местный юмор, не обижайтесь на него =)

А еще, голосами Бременских музыкантов «поют» канализационные люки на Рыночной площади города. Только для этого туда нужно бросить монетку. И если раньше монет в канализации было немного, то сейчас желающих услышать «пение» квартета хоть отбавляй, поэтому городским службам приходиться по несколько раз в день «снимать выручку».

Бременские музыканты как символ Бремена

Друзья, герои этого знаменитого немецкого квартета встречаются в Бремене везде. Ну, правда, везде! На магнитиках, открытках, книгах, значках, билбордах, в витринах, на одежде, на жилых домах и даже на посуде. Короче говоря, этот символ вы можете встретить в самых неожиданных местах. У нас дома, например, размножаются книжки с Бременскими музыкантами =)

Изображают их по-разному: где-то более канонично, где-то менее, где-то иронично, а где-то совсем... абстрактно (но, тем не менее, узнаваемо). Я собрала для вас такую немаленькую галерею, где все показано. Выведу ее в конце статьи, чтобы тут не мешалась.

А еще, мной подмечено небольшое родство между Бременскими музыкантами и Тульской тещей. Что одних, что другую иногда можно увидеть в неожиданном образе, например, в новогоднем колпачке или плаще. Милота, да и только =)

Ну, вот на этой позитивной ноте, я с вами попрощаюсь. Всего вам доброго! Читайте сказки, больше путешествуйте и улыбайтесь! Еще увидимся.

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

В какой стране жили бременские музыканты?

Германия как страна появилась на карте мира только с середины XIX века. До этого времени на её территории существовало несколько мелких княжеств, среди которых были и «вольные города». С тех пор остались на карте страны Бавария, Дрезден, Гамбург и Бремен, название которого связано со сказкой о бременских музыкантах.

Сейчас Германия – это высокоразвитая страна, с богатыми традициями не только культуры и искусства, но и знаменитых на весь мир автомобильных заводов, металлургии и фармацевтики.

Ротенбург-на-Таубере – наиболее сохранившийся в Германии средневековый город

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

В какой стране наиболее интенсивно используют сталь? В этом отношении лидером является Япония. По статистическим данным, на конец ХХ века в среднем за год расходуется в виде различных изделий (считая арматуру для железобетона, пошедшего на строительство разных

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране больше всего компьютеров на одного человека? По состоянию на 2004 год лидером в данном отношении являлось княжество Сан-Марино: 738 компьютеров на 1000 человек населения. В США этот показатель был равен

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране самая надежная гражданская авиация? По данным на 1998 год, за все время существования авиации в Австралии ни один человек не погиб в катастрофе коммерческого самолета (это не касается военных, личных и спортивных машин). Мало того, австралийские реактивные

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране Европы больше всего пробок на дорогах и в какой меньше всего? Из европейских стран больше всего пробок на автодорогах в Англии, меньше всего – в Греции. Из крупных английских дорог бывают ежедневно блокированы более чем на час 24 процента, а для Греции тот же

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране стали впервые пользоваться стеклянными зеркалами? Первыми обладательницами стеклянных зеркал стали богатые итальянки, а точнее – венецианки. Именно в Венеции около 1200 года нашей эры впервые появились стеклянные зеркала (с оловянной или свинцовой

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране пьют больше всего молока? Больше всего молоко любят в Ирландии – там его пьют более чем по 156 литров на душу населения в год. На втором месте финны – 153 литра на человека в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране наибольшая ожидаемая продолжительность жизни? Самая высокая в мире ожидаемая средняя продолжительность жизни отмечается во Франции: 75,2 года для мужчин и 82,7 – для

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

«Бременские музыканты» В середине 30-х годов XX века, когда знаменитый «молчаливый полковник» Вальтер Николаи занял кресло начальника военной разведки Третьего рейха, он начал старательно обхаживать японцев, пытаясь выковать крепкую ось «Берлин - Токио». Эта ось

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Какой струнный инструмент самый известный в нашей стране? Этим инструментом является балалайка. B XVIII–XIX веках она была, пожалуй, самым распространенным народным инструментом в России. Под нее плясали во время праздников, пели песни, о ней складывали сказки. У балалайки

автора Куканова Ю. В.

В какой стране нет ни одной реки? Государство Мальта занимает одноимённый остров в Средиземном море. Местоположение между Италией и Африканским побережьем позволило Мальте быть перекрёстком на пути разных народов, убежищем для моряков и путешественников.Климат Мальты

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

В какой стране стоят пирамиды? Египет – страна одной из древнейших цивилизаций на планете. Большие пустыни, Сахара и Ливийская, занимают больше 90 % территории страны, но почти вся жизнь здесь сосредоточена вдоль долины Нила, самой большой реки Африки. Благодаря ежегодным

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В какой стране наибольшее разнообразие пресноводных рыб? Самым большим в мире разнообразием пресноводных рыб обладает Бразилия. В реках и озерах этой страны обитает почти 3 тысячи видов рыб. Для сравнения: в Китае и США по 700–800 видов пресноводных

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора Ллойд Джон

В какой стране находится река Нил? Несмотря на вечную ассоциацию с Египтом, большая часть Нила – в Судане.Нил берет начало в Руанде, в области Великих озер Центральной Африки, и протекает через Эфиопию, Уганду, Демократическую Республику Конго и Египет – однако большая

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

В какой стране родился Александр Великий? Зависит от того, кому вы задаете этот вопрос. Простой ответ: в Греции. Дальше все гораздо сложнее.До IV века до н. э. Македония (что в переводе означает «земля высоких людей») была маленьким царством в северо-восточном углу

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

В какой стране находится голландский город Гронинген? В Нидерландах.Гронинген точно не в Голландии, и, даже будь он там, Голландия не страна.Гронинген – столица одноименной провинции на севере страны, одной из двенадцати, на которые поделены Нидерланды. Термин

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету! «. Один из самых моих любимых мультфильмов советского периода! А песни из мультфильма были любимыми даже в детстве, и чем дальше тем более ценились! Давайте узнаем об истории его создания подробнее …

Авторы мультфильма не знали, как сделать мультик-мюзикл для детей, но очень хотели, чтобы зритель «пел мультфильм». Это оказалось правильным решением - мы до сих пор помним и любим песни оттуда. И с удовольствием показываем «Бременских» уже собственным детям. Как часто бывает в таких случаях, многое пришлось создавать «с нуля» и решать возникающие проблемы с помощью смекалки и ловкости.

Инесса Ковалевская, режиссер многих мультиков нашего детства, вспоминает историю создания мультфильма «Бременские музыканты». Вряд ли кто-то лучше режиссера сможет раскрыть все тонкости работы и показать зрителям процесс «изнутри».

История, которую режиссер рассказала сайту 2danimator.ru , с материалами из ее личного архива.

Начало

Молодые, никому не известные композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и режиссёр Инесса Ковалевская решили сделать мультипликационный мюзикл для детей. Что такое мюзикл, было приблизительно известно, но что такое мультипликационный, да ещё и детский, авторы не знали.

Постепенно канва начала вырисовываться. Основой для музыкального мультипликационного фильма лучше всего было взять простую и хорошо знакомую сказку, чтобы сюжет был понятен из действий героев. И вместо повествований все силы направить на создание музыкальных образов героев.

Оставалось найти сказку, но попробуйте найти такую, которую ещё никто не экранизировал?

Никто не вспомнит, у кого именно возникла мысль сделать мультипликационный мюзикл по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». Она была не лучшей из сборника знаменитых сказочников. Пса, Кота, Осла и Петуха хозяева прогнали со двора за ненадобностью. Бедолаги вынуждены были скитаться по дорогам и постепенно стали бродячими музыкантами. Эпизод с разбойниками чуть-чуть украшает сказку, делая её действие разнообразнее. А вот драматургию фильма надо было заново придумать, чтобы он стал интересным, динамичным и укладывался в рамки мюзикла. На этом этапе к работе над сценарием подключился В.Ливанов в качестве второго сценариста.

Итак, «Бременские музыканты»! В наличии имеются Пёс, Кот, Осёл и Петух - бродячие музыканты. «Музыкальным руководителем» стал Юноша, он же впоследствии Трубадур. Но, если герой Трубадур, то в сказке непременно должна быть и Принцесса! А у Принцессы, естественно, есть папа-Король со своим королевским дворцом, толпой придворных. У братьев Гримм вся драматургия сводится, в основном, к эпизоду с разбойниками - значит, быть королевской охране для защиты.

Теперь все герои будущего фильма названы. С таких неказистых зарисовок рождался фильм:

Хотелось бы отметить особенность стихов Ю. Энтина, написанных для этого фильма. Они очень выразительны, полны юмора и точно характеризуют поющих персонажей. В стихах много забавной игры слов: «Ох, рано встаёт охрана!» «Нам любые дороги дороги!» «В королевских покоях потеряла покой!» и «В замке я под замком!». Все эти литературные шутки украшают песенки, делают их занятными и запоминающимися.

О музыке

Пока сказка складывалась, композитор Геннадий Гладков писал к ней музыку. Куплеты сразу понравились не только группе, работающей над фильмом, но их запели и другие студийцы.
4 Геннадий Гладков, Инесса Ковалевская, …., Макс Жеребчевский

Студия «Союзмультфильм» не располагала необходимыми возможностями, чтобы записать музыку так, как её задумал композитор. Долго договаривались со студией граммзаписи «Мелодия». Пригласили квартет «Аккорд», в то время очень популярный, состоящий из двух женских голосов и двух мужских.

Запись назначили на ночь - другого свободного времени на студии «Мелодия» не нашлось. Записал музыку небольшой оркестрик, в состав, которого вошли в основном молодые музыканты. Дирижировал оркестром сам композитор, Геннадий Гладков.

Настала очередь певцов - исполнителей. Партию Трубадура предложили спеть Олегу Анофриеву - театральному актёру с приятным голосом. В самый последний момент выясняется, квартет «Аккорд» не приехал на запись! Неужели отказаться от студии «Мелодия», добытой с таким трудом? Катастрофа! Среди ночи нам удалось дозвониться к певице Эльмире Жерздевой и певцу Анатолию Горохову…. Приехали!
5 Анатолий Горохов

С грехом пополам запись началась…Это просто счастье, что в создании фильма принял участие замечательный звукорежиссёр, а впоследствии и композитор Виктор Бабушкин. Записали серенаду Трубадура, их дуэт с Принцессой. Дошла очередь до ансамблей. И тут выяснилось, что Олег Анофриев - неплохой имитатор. Звукорежиссёр записывал певца на отдельные дорожки, потом соединял все вместе, прибавляя сочный бас Анатолия Горохова. Бо-о-ольшой секрет! - спел за Короля слабеньким тенорочком Геннадий Гладков. Добрались до куплетов настоящих разбойников и опять тупик… Во главе банды должна быть женщина - Атаманша. Лирическое сопрано Эльмиры Жерздевой никак для этого не подходило. И тогда Олег Анофриев предложил спеть и за Атаманшу! Все оторопели. Но он настаивал, потом спросил, кого из актрис нужно «видеть» в роли Атаманши? - Скорее всего, Фаину Раневскую? - Отлично! Попробую «под Раневскую»! - заявил Анофриев и пошёл к микрофону.

6 Олег Анофриев и Эльмира Жерздева

Запись благополучно закончилась. Все с облегчением вздохнули. Как говорится, в русской народной пословице - нет худа без добра! Из студии граммзаписи » Мелодия» разъезжались под утро. Ещё не проснувшаяся Москва с чистыми улицами и редкими машинами казалась прекрасной, жизнь - удивительной и совершенно счастливой…

7 Макс Жеребчевский и Инесса Ковалевская

О героях

Зачем нужен и что делает режиссер? Сценарист пишет сценарий, поэт - стихи, композитор сочиняет музыку, художник рисует персонажей, актёры озвучивают роли, мультипликаторы оживляют героев. Что же остаётся на долю режиссёра? Каждый из участников создания видит будущий фильм по-своему.

Задача режиссёра - собрать воедино мозаику творческих восприятий так, чтобы они смотрелись цело, а не разрозненно. При этом учесть, что каждый творческий человек очень раним и с трудом принимает критику.

Подготовительный период по фильму заканчивался, а споры с художником были в полном разгаре. «Тогда я решилась на достаточно рискованный шаг, - вспоминает Инесса Ковалевская, - представить художественному совету киностудии, наравне с режиссёрским сценарием, раскадровкой и музыкой, именно этих персонажей, по моему мнению, совершенно несозвучных ни музыке, ни жанру фильма.»
14

Была надежда, что вместо обид художник всё-таки прислушается к мнению членов худсовета. Члены художественного совета были удивительно единодушны во мнении, что данные персонажи не соответствуют сценарию, а особенно музыке. Надо отдать должное Максу Жеребчевскому - он согласился.

После поисков и новых споров типаж Трубадура нашли в каком-то иностранном журнале с портретами авангардных музыкантов.

Принцессу с забавными хвостами, торчащими в разные стороны, предложила ассистент художника-постановщика Светлана Скребнёва. Платье для Принцессы режиссер нашла, листая модные заграничные журналы в закрытой библиотеке Госкино.

В новом виде предстали и остальные музыканты. Даже повозка стала чемоданом на колесах. Король, охрана и придворные трудностей не составили, но вот разбойники… Мультипликационные разбойники, персонажи достаточно распространённые, но нужны особенные, ни на кого не похожие! Фильм запустился в производство, а «своих» разбойников не было. На студии был объявлен негласный конкурс. Но всё это было не то!

В один прекрасный день, а он был, безусловно, самым прекрасным, редактор студии Наталья Абрамова принесла красочный календарь, где была изображена троица самых известных тогда комиков: Юрий Никулин - Балбес, Георгий Вицин - Трус и Евгений Моргунов - Бывалый.
23 Вот они - наши герои! Разбойники!

24 Атаманшу нужно было сделать под стать всем остальным.

Литературный сценарий очень отличается от режиссерского. К сценарию прилагается раскадровка, она напоминает современные комиксы и состоит из рисунков-кадров. Фильм снимается не по порядку, все сцены разрознены, и, чтобы всё сошлось в единое целое, режиссёрский сценарий и раскадровка являются основным руководством для всех работающих над фильмом. К сожалению, сохранились только режиссёрские наброски:

Подготовительный период завершается заседанием Художественного совета киностудии, принимающим всю проделанную работу. Утверждается творческо-производственная группа. В неё входят: кинорежиссёр И.Ковалевская, художник-постановщик М.Жеребчевский, оператор Е. Петрова, звукооператор В. Бабушкин, ассистент режиссёра, ассистент художника С. Скребнёва, монтажёр Е. Тертычная, редактор А. Снесарев, группа художников-мультипликаторов и директор картины.

Что делают волшебники?

Когда всё придумано, нужно показать все эти фантазии зрителю. Но ведь таких нарисованных артистов в жизни нет, и не должны они быть как живые люди. Кто заставит фантазию двигаться? В своё время киностудия «Союзмультфильм» сама готовила свои кадры на специальных курсах. Сюда приходили совсем молодыми, здесь учились и потом работали практически всю жизнь. На студии у каждого было постоянное место с непременным зеркалом. Посмотрит мультипликатор в зеркало, вообразит себя волком или котёнком и перенесёт всё на бумагу.

Никто не удивлялся, если в коридоре студии кто-нибудь вдруг замяукает или запрыгает зайчиком - это просто художник входит в образ!

28 Лаборатория красок на киностудии

Иногда профессию художника-мультипликатора сравнивают с актёрской. Обычный актёр вживается в роль, приспосабливая свой организм создаёт из него образ. Художник-мультипликатор не только вживается в роль, он создаёт образ, которого в природе нет. Наделяет его походкой, привычками, характером, соединяет его с голосом. Даже когда его герой «неживой».

Попробуйте-ка представить себе, как ходит стул, как мечтает стол, сердятся подушки или танцуют ложки! Не можете? Значит вы не аниматор!

Конечно, у каждого художника-мультипликатора есть свои пристрастия: один любит персонажей динамических, другой - лирических, третий предпочитает музыкальный материал. Кому-то по душе психологические сцены, а некоторым- драки и погони. Но, в принципе, каждый должен уметь делать всё. В мультипликационном фильме каждую отдельную сцену делает один-единственный мультипликатор. Он играет и рисует за всех. Конечно, режиссёр старается подобрать задание для мультипликатора так, чтобы в сценах были одни и те же персонажи, но это удаётся редко. Чтобы сделать фильм в срок, к работе над фильмом одновременно привлекаются несколько художников-мультипликаторов, три или пять. Каждый мультипликатор вносит особенности своего творческого почерка. При этом, сохранив всё то хорошее, что придумал исполнитель, необходимо сохранить целостность фильма. Чем больше на картине работает художников-мультипликаторов, тем труднее приходится режиссёру и художнику-постановщику.

«Что же касается фильма „Бременские музыканты“, то на нём одновременно работали 16 художников-мультипликаторов. Только очень малый режиссёрский опыт мог заставить меня пойти на такой эксперимент. Больше этого я себе никогда не позволяла! - рассказывает Инесса Ковалевская, - Поскольку с большинством художников-мультипликаторов на фильме „Бременские музыканты“ я познакомилась впервые, то задания-сцены поначалу раздавались наугад, без учёта способностей и особенностей данного исполнителя. Только через некоторое время, после просмотра первых проб мультипликата, я стала лучше понимать, кому и какую предложить работу».

Несмотря на сложности и творческие споры, многих судьба связала на долгие счастливые годы совместной работы. Вспоминает художник-мультипликатор Элла Маслова:

«Я работала на многих фильмах режиссёра И.Ковалевской. Каждый раз после окончания фильма оставалось ощущение праздника. Я думаю, что зрители, посмотрев эти музыкальные мультфильмы, чувствуют то же самое. Хочется рассказать и об удивительной профессии художника-мультипликатора. Это художник-актёр, который должен быть всесторонне одарённым человеком. Он должен обладать навыками и других профессий: музыканта, танцора, спортсмена, постоянно наблюдая за всем, что происходит вокруг. Мультипликатор подглядывает за повадками животных и птиц, его можно сравнить с волшебником, который может оживить нарисованных людей, животных, птиц, наделяя каждого своим собственным характером. Например, в фильме „Бременские музыканты“, разрабатывая сцену с котом-факиром, мне пришлось вспомнить, как работает факир в цирке. Как двигаются его руки, как он манипулирует своим плащом, из которого появляются диковинные предметы».

Ещё хотелось бы рассказать об Александре Давыдове. Его рекомендовали, как интересного мультипликатора, так и оказалось. Потом, уже как режиссёр, он поставит фильмы «Про попугая Кешу» и «Раз горох, два горох».

В картину «Бременские музыканты» он вошёл легко и свободно с эпизода, где бродячая труппа, как чучело-пирамида выступает перед королевским дворцом. Потом распадается и продолжает эксцентрический танец.

Объяснить только на словах, какой это должен быть танец, практически невозможно, для этого нужно быть балетмейстером. Режиссер «как могла» показала мультипликатору, тот много раз слушал музыку, отмечал на экспозиционных листах заметки. Потом переписал запись себе на магнитофон и ушёл, напевая…

«Сцена получилась точно такой, какой я себе её и представляла и даже лучше!» - вспоминает Инесса Ковалевская.

Вдохновлённая удачей, режиссер предложила Давыдову взять знаменитую песенку лже-разбойников, в которых переоделись музыканты герои: «пиф - паф - и вы покойники!» Здесь были задействованы почти все персонажи фильма.

«Я бы даже не назвала его хорошим рисовальщиком. Но его умение слушать и слышать музыку, что совсем не одно и то же, умение точно расставить акценты в движениях персонажей, обострённое чувство экранного времени просто замечательны!» - рассказывает Инесса Алексеевна.

Отвлекаясь от темы, можно рассказать забавный случай, связанный с разбойничьим эпизодом. После окончания фильма творческая группа режиссёров с новыми картинами поехала в Казань: » Бременские музыканты«, «Шпионские страсти», » Чебурашка» и др. Приём был прекрасный.

Сопровождал группу очень серьёзный и неразговорчивый чиновник из проката. После небольшого выступления зрители смотрели программу, а группа за кулисами усаживались за стол, прислушиваясь краем уха к реакции зала. И каждый раз, как только дело доходило до номера с разбойниками, наш «серьёзный чиновник» смущённо извинялся, вылезал из-за стола и отправлялся в зрительный зал посмотреть любимый разбойничий номер.

С широкой улыбкой он возвращался к столу. Сколько раз он смотрел и слушал этот номер, трудно сказать.
34

«Ох, рано встаёт охрана!» Зритель увидел, услышал и запомнил! В этом большая заслуга художника - мультипликатора Виталия Боброва. Его акценты, находки в походке и мимике зафиксировали яркий эпизод, который полюбился зрителю. Прекрасный рисовальщик, которому удавались и люди и звери, и динамика и лирика, фантазёр и выдумщик, искренне увлечённый своей работой.

Лента черновой пробы склеена в кольцо и прогоняется много раз подряд. Тут же режиссёр и художник вносят свои поправки. Возникает обсуждение, споры. Просмотры черновых проб, как своих, так и чужих - отличная школа для художников-мультипликаторов, где можно многому научиться, услышать подробную оценку своей работы и увидеть собственные ошибки. Постепенно, по мере готовности мультипликата, к делу подключаются и цеха киностудии: прорисовка, фазовка, контуровка, заливка. Всё больше и больше студийцев трудятся над нашей картиной. Это уже не десяток, а добрая сотня пар искусных и трудолюбивых рук. Фазовка - черновая, чистовая или на целлулоиде соединяет компоновки, которые делает мультипликатор, в единое целое, что и создаёт движение на экране. И, наконец, заливка, когда персонажи из контурных, прозрачных, становятся полноценными, цветными героями фильма.

37 Заливка

Все эти этапы работы проходят через бесконечные проверки, доделки, уточнения, чтобы на экране не было дрожащего контура или ошибки в расцветке персонажей.

К финалу фильма наступала особенно горячая пора, оставались вечерами и работали в выходные. На помощь спешили другие группы, ведь они знали, что им помогут так же. Хочется отметить, что съёмочная техника была допотопной и самопальной, но на ней, как выяснилось теперь, снимались очень неплохие фильмы. Худсовет 1969 г. был многолюдным: помимо студийцев, в него входили известные писатели, поэты, художники, композиторы, мнение которых было достаточно профессиональным. Студийные приняли фильм более, чем критично.

Один из старейших и уважаемых Мастеров безусловно требовал закадровый текст. Другой, не менее уважаемый, яростно критиковал, утверждая, что так снимать нельзя. К концу обсуждения судьба фильма не имела перспектив. Положение спасли только «непрофессионалы». Известный художник Борис Ефимов (мастер политической карикатуры) сказал, что, не претендуя на профессиональный разбор качества картины, он получил большое удовольствие от просмотра, помолодел на десять лет и непременно покажет фильм детям и внукам, и всем знакомым.

Фильм приняли в Госкино и даже по первой категории. Прошёл показ и в Большом зале дома Кино. Зрители шумно реагировали на ультрасовременные наряды героев, изумлённо затихали, узнавая в разбойниках любимых киногероев, и дружно и долго аплодировали после просмотра. Некоторые сразу напевали мелодии: «Ох, рано встаёт охрана». Успех был совершенный! Но интрига ещё не начиналась.

Следующим этапом можно назвать обсуждение фильма в Союзе кинематографистов с привлечением кинокритиков, успешно пашущих на ниве мультипликации. Здесь произошло то же самое, что и на студийном Худсовете.
То, что было нового, интересного в фильме, вообще не обсуждалось. Лента раздражала кинокритиков. Особенно старался Н.Асенин, который яростно и убеждённо говорил об испорченной сказке.

Тем не менее, где-то выше, очевидно в Госкино, фильм решили послать на фестиваль в Берлине. Были подготовлены оригинальные плакаты… И вдруг, в один день всё отменилось! Спустя много лет интрига раскрылась. Как рассказали люди в «Совэкспортфильме», в это дело очень активно вмешался один из авторитетных режиссеров «Союзмультфильма» и Союза кинематографистов. Скорее всего на фестиваль отправился именно его фильм.

«Когда мне говорят о жестокой цензуре в советской кинематографии, а особенно в мультипликации, я только грустно улыбаюсь. Долгий опыт работы сначала в Госкино, а потом на студии, показал мне (и не только на моём примере), что 90% всех „неприятностей“ спровоцировано твоими же коллегами по работе. Причины могут быть самые разные, обычный чиновник до этого даже и не додумается». Инесса Ковалевская.

А фильм всё-таки встретился со зрителем. В Москве, в районе площади Восстания, открылся кинотеатр мультипликационного фильма со странным названием «Баррикада». Премьера «Бременских музыкантов» состоялась здесь, и с тех пор фильм долго не сходил с репертуарной афиши кинотеатра. Со всех концов Москвы сюда потянулись толпы родителей с детьми всех возрастов. Билеты раскупались мгновенно, и достать их было трудно.

Фильм постепенно набирал популярность. Как-то летом 1972 года во время перерыва какого-то матча на стадионе, внимание болельщиков было приковано к юноше, одетом в красные джинсы и пуловер. Он и внешне-то был похож на Трубадура - такой же стройный, светловолосый и белозубый! Юноша стоял в проходе на самом верху, гордый и довольный, позволяя рассматривать себя со всех сторон.

Обратная сторона Луны

Популярности способствовала и пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» почти одновременно с выходом фильма, получившая огромный тираж. Это, несомненно, радовало, если бы не одно маленькое обстоятельство. Для пластинки нужно было только наложить текст от автора, что и сделал В.Ливанов. Получилась музыкальная сказка. Странно только, что работа над пластинкой делалась втайне. На красивом конверте пластинки была скромная аннотация, в которой говорилось, что по этой сказке сделан мультипликационный фильм. Многие киноведы уверены, что сначала Ливанов сделал пластинку, а потом появился фильм.

В своей книге «Белая ворона» В.Ливанов рассказывает, как трое друзей (Гладков, Энтин и Ливанов) ни с того, ни с сего, развлекаясь, придумали музыкальный сценарий:

«Вот так со сценарием в портфеле мы отправились на нашу любимую киностудию „Союзмультфильм“. Там собрался большой художественный совет: строгие редакторы, опытные режиссеры, маститые писатели и талантливые художники и композиторы. Обсудили, прослушали песни и постановили: „Бременским музыкантам“ - быть! И мы приступили к созданию фильма.»

На этом воспоминания В.Ливанова о фильме заканчиваются. Одновременно с тем, как творческую группу фильма наперебой приглашали на встречи со зрителями, на студии и среди киноведов было другое отношение. Тогдашний директор студии М.Вальков мягким, извиняющимся тоном объявил, что режиссёр Ковалевская пришлась не по душе коллективу, и ей лучше подать заявление.

«Вероятно, это был привет из моего прошлого, когда я работала редактором в Госкино и курировала киностудию „Союзмультфильм“. Однако я твёрдо знаю, что никогда не позволяла себе обидеть или оскорбить кого-нибудь, поскольку люблю мультипликацию и уважаю людей, работающих в этой области».

Со временем студийная «буря в стакане» утихла. Ливанов, Энтин и Гладков предложили Ковалевской снять продолжение. Но сценарий не вызывал энтузиазма. Это как продолжить любимую сказку о Золушке! Сам по себе неплохой сюжетный ход не имел яркого финала. Снова бегство из дворца, которое зритель уже видел, как и разбойников. Нужно искать новый ход! Ковалевская предложила замену в виде остро-пародийного сыщика и согласилась поработать над сценарием, пока она будет занята в другой картине.

Немного погодя Инесса Алексеевна с удивлением узнала, что фильм находится в производстве. Что поделать? Это кинематограф со своей спецификой. «Надо просто перешагнуть через всё и работать дальше«,- так рассудила Инесса Алексеевна. В дальнейшем, разрабатывая жанр мюзикла в мультипликации, Ковалевская сделала два фильма: «В порту», на современном материале (композитор М. Минков) и «Сказка о попе и о работнике его Балде», по сказке А.С. Пушкина (композитор А Быканов).

По прошествии многих лет становится ясным, что фильм - мюзикл » Бременские музыканты» не только был новым оригинальным явлением в советской мультипликации, но вызвал интерес у других режиссёров к новому перспективному жанру. Это «Голубой щенок» и «Пёс в сапогах» Е.Гамбурга. Ещё более интересна в этом плане работа Г.Бардина «Летучий корабль». Точно и изобретательно разработанные режиссёром песни - эпизоды, особенно «Водяной» и «Бабки - Ёжки» принесли фильму заслуженную славу.

Давайте я вам еще напомню что их себя представляла или например . А вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -