Необычное представление героев в афише. Самые необычные театры, в которых непременно cтоит побывать

Необычное представление героев в афише. Самые необычные театры, в которых непременно cтоит побывать
Необычное представление героев в афише. Самые необычные театры, в которых непременно cтоит побывать

Урок литературы в 9 классе.
А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».
Цели урока:
 Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии
«Бедность не порок».
Задачи:

Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать
выводы;
Развивать умения дискутировать на заданную тему;
Развивать монологическую речь;


 Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;
 Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.
1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром
Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не
порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших
классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому
несколько слов о самом драматурге.
Особенности:
 Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;
 Яркие, узнаваемые характеры;
2. Разбор конфликта пьесы.
(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».
Название. Итак, бедность не порок.
­ Как вы понимаете это изречение?
­ К какому жанру относится это выражение?
­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого
мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых
двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын,
Без вины виноватые.
Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у
одного писателя.
Особенность:
 Своеобразие названий.
Работа с 9 слайдом.
Чтение текста слайда.
Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.
Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном
произведении.
Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.
Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).
­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев,
доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность
мировоззрения).
­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).
Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному
миру власти и денег.
Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же
в нём участвует?
(Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.
­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие
качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин,
Разлюляев, Митя?
(Гордей – гордый, богатый купец,
Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,
Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент),
Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха),
Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)
П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?
У. – дал им говорящие имена и фамилии.
Особенность:

Говорящие имена.
Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.
­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус
персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?
Особенность:
Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в
пьесе.
­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?
(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже
готов отдать за старика единственную дочь)
­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)
­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает
свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)
­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?
(Зачитать: Д. 1, явл. 12.
Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот
и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет
ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело
сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не
давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным
голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.
Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…
Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)
(Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос)
5. Краткий обзор действий.
Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12
) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия.

Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые
представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.
В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука
нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку
сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я
тебя люблю. Любовь Торцова».
П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?
У. – О них мы слышим от других персонажей.
О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,
от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)
О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с
нищими у собора.
Особенность:

«Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.
П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?
У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками:
«Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что,
испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)
Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят,
точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная!
Чтоб у меня этого не было вперёд!
П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. –
грубит, унижает, «мужичьё» ­ ругательство).
Особенность:

Значимость первой реплики героя
) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все
(Сл.13

они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности,
праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и
козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев
становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает
девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.
П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это
святки?
­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?
У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным
представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира.
(Традиции устного народного творчества – фольклора)
Особенность:
 Фольклорные моменты.
) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то,
(Сл. 14

что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это
действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения,
которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка
непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в
развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует
торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете
жить, у кого нету стыда в глазах».
Опять пословица!
Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый
язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый
персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем.
Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)
Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то
прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот
фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что!
Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я
считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки
там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить
в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.
­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.
(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.
Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не
фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц
он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).
Особенность:
 Своеобразие речевой характеристики героев.
П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы,
кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?
(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити –
действия исподтишка Коршунова;
Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не
чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости
тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал,
что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;
Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие
второго.)
Особенность:
 Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.
6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим
Торцов – любимый герой Островского?
7. Подведём итог урока.
(Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:
Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании
которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,






ОСТРОВСКИЙ

  • ОСТРОВСКИЙ

  • Александр Николаевич

  • Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье - купеческом и мещанско-чиновничьем районе,в семье чиновника, заслужившего дворянство.



  • Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника.

  • Умерла в 1831 году.


  • Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки.


  • 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.

  • 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.


  • В 1840-43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали

  • М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,

  • П. Г. Редкин.



  • «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

  • И.А.Гончаров




  • Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".




  • «Гроза» (1860) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.


  • "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.


  • "Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).


  • «Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".


  • Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания


1. Говорящие фамилии

  • 1. Говорящие фамилии


  • Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.


Говорящие фамилии

  • Говорящие фамилии


  • Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди - сочтемся!”.

  • Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».


  • Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница.


  • Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец


  • Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе


  • Специфические авторские ремарки


  • Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия


  • Фольклорные моменты в пьесах А.Н.Островского.


  • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.


  • Значимость первой реплики героя


  • «Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие. Примеры.


  • Своеобразие речевой характеристики героев А.Н.Островского


  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.

  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

  • Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?


  • А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.


  • 2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.


  • 3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.


  • Драма "Гроза« (текст + учебник)

  • История создания,

  • система образов,

  • приемы раскрытия характеров героев.

  • Своеобразие конфликта.

  • Смысл названия.


Группа 1

  • Группа 1

  • История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).


Группа 2.

  • Группа 2.

  • Смысл названия пьесы "Гроза".


Группа 3

  • Группа 3

  • Система действующих лиц пьесы


Урок 30. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Цели урока:

Обучающая:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
  • рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
  • выяснить, в чем суть основного конфликта;
  • познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»), таблица, схема жанров.

Ход урока

Эпиграф

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )

I. Мотивация.

–Темой нашего урока будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос:

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок . Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов .

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: « У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Особенности стиля Островского (запись в тетерадь):
- говорящие фамилии;
- необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- специфические авторские ремарки;
- роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- фольклорные моменты;
- параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- значимость первой реплики героя;
- «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- своеобразие речевой характеристики героев.

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Вот в чем будет заключаться сложность при чтении «Грозы» .

II. Творческая история «Грозы» (подготовленный ученик)

– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

III. Чтение и анализ действий «Грозы». Ролевое чтение 1 действия пьесы.

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину. В чём заключается конфликт в пьесе?

– Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?

IV. Подведение итогов

– Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф ) В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Оценивание учащихся.

V. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)


На сцене созданного в 2002 году театра ставят в основном документальные пьесы молодых драматургов. Документальный жанр подразумевает любимую многими аннотацию «основано на реальных событиях». Это пьесы на злобу дня, в основу которых положены настоящие истории людей, дневники, письма и т. п. Со сцены говорят о любви, сексе, офисах, политике, убийст­­вах, гастарбайтерах, медицине — в общем, обо всем, из чего состоит наша жизнь. Будьте готовы к тому, что в спектаклях есть нецензурная лексика. В этом театре часто проходят лекции и обсуждения пьес.

Адрес: Трехпрудный пер., 11/13, стр. 1 (м. Тверская)

Цена билетов: от 500 руб.

Театр «Практика»

Экспериментальный театральный центр новой драмы был учрежден в 2005 году. А в апреле этого года его художественным руководителем стал режиссер Иван Вырыпаев. В центре ставят пьесы современных драматургов и писателей: Юрия Клавдиева, Михаила Дурненкова, Сергея Медведева, Александра Гельмана, Александра Солженицына, Владимира Сорокина и др. В театре постоянно проходят выставки, концерты, кинопоказы и т. п. Он больше похож на клуб по интересам, в котором можно бывать хоть каждый день, а не только тогда, когда есть спектакли.

Цена билетов: от 600 руб.

Театр «Уголок дедушки Дурова»

В прошлом году этому уникальному театру исполнилось сто лет. Актерами здесь числятся разные животные, среди которых: бегемоты, слоны, тигры, собаки, кошки, голуби и даже вороны. При театре существует музей и работает знаменитый аттракцион «Мышиная железная дорога», где всем заправляют белые мыши. Здание театра сохранилось до наших дней почти в том же виде, каким оно было в начале XIX ве­­ка. Парадная лестница украшена фигурами доисторических животных, которых Дуров вылепил сам. Сюда хорошо приходить всей семьей на экскурсию или спектакль.

Адрес: ул. Дурова, 4 (м. Цветной бульвар)

Цена билетов: от 400 руб.

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой

Уже больше двадцати лет этот театр пользуется популярностью у тех, кто ценит поэзию и авторскую песню. Здесь проходят моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления джазовых коллективов и т. п. Зал очень маленький, и в некоторых спектаклях зрители оказываются практически участниками действа и могут подпевать артистам.

Адрес: ул. Б. Пироговская, 53/55 (м. Спортивная)

Цена билетов: от 600 руб.

Детский музыкально-драматический театр «А-Я»

Сюда можно приводить детей начиная с трех лет. Пьесы ставят по Остеру, Шварцу, Ураль­скому, Грибоедову, Крылову и т. д., при этом стараются выбирать не самые известные из них. Театральный зал очень маленький, малышей сажают в первые ряды, и во многих спектаклях актеры обращаются непосредственно к ним, иногда даже вовлекая их в действие.

Адрес: Петровский пер., 5, стр. 9 (м. Чеховская)

Цена билетов: от 400 руб.

«Студия театрального искусства»

Этот молодой театр создали восемь лет назад выпускники мастерской Сергея Женовача. В репертуаре — малоизвестные и прежде не инсценировавшиеся произведения классиков мировой литературы. Здесь идут «Москва — Петушки» В. Ерофеева, «Река Потудань» Платонова, «Три года» Чехова, «Мальчики» Достоевского и другие спектакли — номинанты и лауреаты премии «Золотая маска». Еще одна причина побывать в этом театре — здание, в котором он находится. В XIX веке на этом месте была золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, известный всему миру под фамилией Станиславский. В 1904 году Станиславский открыл на территории фабрики театр, помещение которого сохранилось и по сей день. Именно это отреставрированное здание и занимает с 2008 года СТИ.

Адрес: ул. Станиславского, 21, стр. 7 (м. Марксистская)

Цена билетов: от 600 руб.

Театр для всей семьи «Семицветик»

Театр начал свое существование два года назад. Сюда можно приходить с детьми от двух лет. В небольшом уютном зале стульев ставят столько, сколько пришло зрителей. Почти все спектакли интерактивные, так что даже самые маленькие дети не успеют заскучать и устать. В «Семицветике» проводят и театрализованные праздники для детей. Ближайшие приурочены к Хеллоуину.

Адрес: ул. Тимирязевская, 10/12 (м. Тимирязевская)

Цена билетов: от 500 руб.

Московский государственный историко-этнографический театр

В этом году необычный театр отмечает свое 25-летие. В его репертуаре обрядовые мистерии, русские народные сказки, скоморошьи эпопеи и героико-романтические представления. В театре есть спектакли и для взрослых, и для детей. Каждый — как путешествие в машине времени.

Адрес: ул. Рудневой, 3 (м. Бабушкинская)

Цена билетов: от 100 руб.

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Кукольный театр, созданный в 1989 году, основной своей задачей полагает воспитание у детей любви к чтению и литературе. Малыши встретятся с любимыми героями, известными им по книжкам: котенком Гав, Принцессой на горошине, Винни-Пухом, слоненком Хортоном и другими. Здесь часто проходят встречи с писателями и презентации новинок детской литературы.

Адрес: Сретенский б-р, 9/2 (м. Тургеневская)

Цена билетов: от 700 руб.

Театр «Человек»

В следующем году этот театр отметит сорокалетие. Здесь ставят Ионеско, Хармса, Мрожека, Бонавентуру и т. п. И спектакли эти рассчитаны на совсем небольшое число зрителей. Остаться равнодушным не получится: актеры, как сказал один критик, играют буквально на нервах!

Адрес: Скатертный пер., 23а (м. Арбатская)

Цена билетов: от 700 руб.

Московский еврейский театр «Шалом»

Американский фонд Шолома-Алейхема называл этот театр лучшим еврейским театром мира. В репертуаре спектакли на русском языке, но с элементами идиша и с еврейским колоритом — танцами и песнями. Сюда можно прийти на «Вечер соленого и малосольного анекдота», на мюзикл, на балладу и т. д.

Адрес: Варшавское ш., 71, корп. 1 (м. Нахимовский проспект)

Цена билетов: от 400 руб.

Камерный музыкальный театр им. Покровского

Уже сорок лет здесь можно слышать классические и редко исполняемые оперы. Поклонники этого вида искусства приезжают сюда со всей страны, а гастроли труппы за рубежом всегда проходят с аншлагами. Большой выбор спектаклей для детей, комических опер, опер-шуток, серьезных опер, опер-притч и опер-фантас­ма­­горий. Даже если вы не ценитель, посмотрите несколько спектаклей и обязательно побывайте на развлечении для детей и взрослых «Давайте создадим оперу».

Адрес: ул. Никольская, 17 (м. Китай-город)

Цена билетов: от 350 руб.

Цель и задачи:

1) раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра на примере учебного материала с использованием ИКТ;

2) показать новаторство Островского – драматурга;

3) формировать навык учащихся самостоятельной работы с учебным материалом, умения вычленять главное, сопоставлять, сравнивать содержание материала, представленного учебной литературой и пополненной материалами Интернета

4) вызвать интерес учащихся к жизни и творчеству писателя.

Тип урока: Лекция с элементами беседы и инсценировки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний о великом драматурге и его творчестве.

План урока:

  1. Зачитывание учителем эпиграфа к уроку.
  2. Вступительное слово учителя по теме урока.
  3. Выступление учащихся с фактами из биографии драматурга (самостоятельная поисковая работа с энциклопедиями, источниками Интернета, учебником).
  4. Инсценировка учащимися отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся». Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.
  5. Раскрываем смысл названия комедии. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок).
  6. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев с говорящими фамилиями.
  7. Значимость реплик героев; Значимость первой реплики героя.
  8. Своеобразие речевой характеристики героев.
  9. Актуальность темы пьесы в сегодняшнее время.
  10. Вывод по теме урока.
  11. Выставление оценок за урок.
  12. Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф к уроку: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр…»

(И.А.Гончаров)

(Слайд № 2)

1. Вступительное слово учителя о роли А.Н.Островского в развитии литературы и театра.

В середине 19 века в России назрела необходимость создания национального репертуара в театре. Театральную публику конца 1840-1850 годов не удовлетворял репертуар, где «пьесы из русского быта» составляли лишь некоторую долю, а из русской классики утвердились на сцене только «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, сцены из комедии А.С.Грибоедова, «Горе от ума». Вот и все.

Национальный репертуар для русского театра суждено было создать А.Н.Островскому. Мощное дарование великого драматурга ответило на запрос времени. Но невозможно изучать творчество великого русского драматурга, не познакомившись с важными и интересными фактами его биографии. (Слайд № 3)

Выступление учащихся, подготовивших сообщение по биографии писателя.

Ученик: 31 марта 1823 года в Москве, в Замоскворечье, в семье преуспевающего чиновника родился сын Александр. Он незаметно подрастал в маленьких комнатах, в доме с узенькими окошками, со скрипучими половицами. Бегал играть во двор и на улицу – тихую, пустынную, не мощеную Малую Ордынку – летом пыльную, весной и осенью грязную. Смотрел, как в праздники движется к поздней обедне пестрая толпа купчих, барышень, приказчики, мещаночки, молодые чиновники в модных фраках и простой люд. (Слайд №4)

Ученик: пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти писателя на всю жизнь. (Слайд № 5)

Ученик: перед нами портрет матери Александра Островского. Она из бедного духовенства, отличалась необыкновенными душевными качествами, но рано умерла (в 1831 году): мачеха была из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков.

Ученик: в 1840 году Островский окончил первую Московскую гимназию. Затем учился на юридическом факультете Московского университета. В 1843 году, по настоянию отца покинул университет и поступил канцеляристом в Московский советный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних. В 1845 году он был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы стать профессиональным литератором.

Ученик: работа в судах существенно обогатила жизненный опыт Островского. То, что таилось годами за высокими тесовыми заборами купеческих домов, за воротами с двойными лязгающими засовами, – все это выплескивалось перед столом судьи и ложилось под перо канцеляриста: страсти разгорались, языки развязывались, семейные тайны выговаривались вслух, родственники не щадили друг друга.

Ученик: Островский обрел здесь возможность зачерпнуть из самой гущи жизни, познакомиться с ее скрытыми пружинами. Серьезному писателю не требуется специально «изучать жизнь». Она сама идет к нему, он живет ею и – волей или неволей – впитывает ее.

Ученик: долгие годы Островский жил на грани нищеты. Будучи признанным главой русских драматургов, он и на склоне лет постоянно нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Умер писатель за письменным столом в Щелыкове (это имение отца), работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра». (Слайд № 6)

Ученик: 47 пьес создал Островский. Малый театр на протяжении трех десятилетий знакомил своих зрителей с этими произведениями. Малый театр не случайно называли Домом Островского. У его стен находится памятник великому драматургу.

Ученик: Работая над своими произведениями, Островский понял, что вся сила комедии в языке. Герои должны говорить натурально. И вместе с тем их речь – старомосковская, цветистая – должна оставлять радостное ощущение искусства. Все свои усилия он сосредоточил, работая над пьесой «Банкрот» (1849 году, в журнале "Москвитянин»). (Слайд №7)

Учитель: в современном языке банкрот – это разорившийся делец, не способный уплатить свои долги. Это слово имеет и переносный смысл. Банкрот – это человек, потерпевший духовное крушение.

Учитель: Тема банкротства тогда носилась в воздухе. Пьеса с таким названием была запрещена. И Островский на заглавном листе, посланного цензору, написал «Банкрот», а ниже крупным почерком «Свои люди – сочтемся». Так пьеса получила второе название.

Театральный сезон начался, а разрешения на постановку комедии все не было. Наконец, из Петербурга пришло известие, что пьеса запрещена. Цензор вынес свой приговор: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха – отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». И комедия была поставлена только после смерти Николая I, в 1861 году. Успех ее был огромный, небывалый.

Учитель: давайте теперь попробуем вместе с Островским пережить некоторые интересные моменты его комедии.

(Учащиеся инсценирую отрывок из пьесы Островского «Банкрот»).

Действие 1. Гостиная в доме Большова

Липочка: какое это приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительней? Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными. Ах прелесть! Восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у многих даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет!

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница!.. ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка. Как, маменька? Я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз…два… три, раз, два…

Аграфена Кондратьевна. Говорю тебе, не вертись!

Липочка. Что за грех такой! нынче все этим развлекаются. Раз… два… Мне не вас, мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми… Слышите, найдите мне жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое… А то для вас же хуже будет: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придётся отца позвать.

Липочка. Только и ладите, что отца позвать; бойки вы при нём разговаривать-то, а попробуйте-ко сами!

Аграфена Кондратьевна. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя гусары, бесстыжий твой нос!

Липочка. Всё я скверная, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? Извести своими капризами? (Плачет). Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет, потом рыдает).

Аграфена Кондратьевна. Липочка, ну, будет! Ну перестань! Ну не сердись на меня (плачет), бабу глупую… неучёную (плачут вместе) серёжки куплю…

Липочка (плача). На что мне серёжки ваши… а вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка. (Сквозь слёзы) Тогда и перестану, как замуж выду!

Аграфена Кондратьевна. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой… Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

Входит Устинья Наумовна.

Устинья Наумовна. Уф, что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползёшь!

Липочка. Ах, вот и она!

Аграфена Кондратьевна. Ну, что новенького, нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь, у меня девка-то стосковалась совсем.

Липочка. И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

Устинья Наумовна. Да вот ишь ты, с вами нескоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенько-то твой ладит за богатого. Маменько-то вот тоже норовит в своё удовольствие: подай ты ей беспременно купца. У тебя тоже своё на уме.

Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду. Затем я разве так воспитывалась, училась и по-французски, и на фортепианах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а найди мне благородного.

Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особый скус? Голый на голом сидит… А ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкою.

Липочка. Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкою. Что мне в твоём купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка его, что ли, мне нужна?

Фоминишна. Не мочалка, а божий волос, сударыня, так-то-сь!

Липочка. Да что вы пристали. Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду!

Устинья Наумовна. Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдём тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Липочка. Ничего и потолще, был бы собою не мал, конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтобы не курносого, беспременно чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтобы и одет был по-журнальному.

Устинья Наумовна. А есть у меня теперь жених, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле…

Липочка. Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет!

Устинья Наумовна. Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему. Ты вот поди, оденься, а мы с маменькой потолкуем об этом деле.

Липочка уходит…

Ученик. Островский избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространённый случай мошенничества в купеческой среде в России 40-ых годов 19 века. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя банкротом, несостоятельным должником. Своё состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдаёт за него замуж свою дочь Липочку.Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесёт для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия комедии.

  1. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название? (стр. 91, действие 3, явление 7).
  2. Какие фрагменты текста 4 действия проясняют это?
  3. Отражает ли название комедии сущность основного конфликта.

(Да. Основной конфликт комедий – обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы. В пьесе есть еще один конфликт – это конфликт отцов и детей)

Учитель. А теперь прочитаем список действующих лиц. Нет ли «говорящих» фамилий?

  • Большов – от крестьянского «большак», т.е. глава семьи. Большов – купец первого поколения. Самсон Силыч – значит сильный, сила его во власти, в деньгах.
  • Липочка(Алимпиада Самсоновна) – липовый, то есть ложный.
  • Подхалюзин – трижды презренная фамилия. Составлена драматургом так, что из каждого слога её будто сочится подлость: под и хал и ещё вдобавок юзин.
  • Сысой Псоич Рисположенский – сыс, пёс.

Учитель: Одно дело фамилия, а каковы же на самом деле эти герои? Начнём с Самсона Силыча Большова. Рассмотрим его социальное положение, поступки, речь. Он – купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом (стр. 32, слова Устиньи Наумовны о семействе Большовых) Самсон Силыч – типичный самодур.

  1. Как вы понимаете смыл этого слова? (В комедиях Островского понятие «самодурство» становится синонимом слова «деспотизм») Комедия показывает, как вырастают самодуры. В пьесу введены три этапа купеческой биографии.
  2. Через какие образы автор показывает эти этапы?

(Сам Большов – в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь проделал и Подхалюзин. В комедии есть ещё одно действующее лицо – мальчик – Тишка. У всех он на побегушках, без счёта получает подзатыльники, но перепадает и ему. Он пока все терпит и втихомолку собирает капиталец).

Самодурство Большова не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твёрдую почву – богатство. Но жадность, страсть к деньгам губят его. Большова сажают в долговую яму. Его можно спасти, уплатив кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь отказывают старику в помощи.

  1. Как вы думаете, чем можно объяснить такую жестокость? А речь главного героя? Давайте посмотрим, как он разговаривает с родными людьми).
  2. Какой вывод можно сделать? (не удивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, не может быть взаимной любви и уважения к человеку. Такой денежный расчёт, конечно же, калечит человеческие души).

В конце пьесы Большов является из ямы, опозоренный и несчастный, даже становится жалко его. Но на что он может пенять? Ведь он сам приучил своего приказчика и свою дочь жить по такому закону: «если не обманешь ты, то обманут тебя».

Верно заметил Добролюбов, в Подхалюзине сидит потенциальный самодур. Это расчётливый, беззастенчивый делец новой эпохи, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Слово учителя: Давайте сделаем вывод: А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Ребята, как вы думаете, тема банкротства и самодурства актуальна для нашего современного общества?

Недавно в нашем городе произошло событие, о котором сегодня нельзя промолчать. В газете «Комсомольская правда» опубликована статья «Калачеевская Салтычиха»: дело о кровавых миллионах» (http://www.kp.ru/daily/26148/3037626/) Жажда наживы, алчность, обман, убийство родных и близких людей – все пороки на лицо.

Вот и получается, что произведения великого драматурга, к сожалению, актуальны и наш 21 век.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему: «Зачем же люди лгут? Разве Островский устарел?»