Мдт театр европы план зала. МДТ — Театр Европы

Мдт театр европы план зала. МДТ — Театр Европы

Люблю искусство, но театр долгое время обходила стороной, не рискуя столкнуться с бессмысленной, утомительной суетой на сцене, предпочитая Эрмитаж и концертные залы, где можно соприкоснуться с шедеврами мирового искусства. МДТ избавил меня от предрассудков в отношении театра.
В спектаклях этого театра изначально заложено несколько планов восприятия - эмоциональный, концептуальный, эстетический. Поэтому их не скучно смотреть и несколько раз. Актеры играют таким образом, что дистанция между ними и зрителями исчезает, и оказываешься втянутой внутрь действия, сопереживая тому, что происходит на сцене. Как правило, через несколько дней после просмотра спектакля восприятие усиливается. Сквозь непосредственность первых впечатлений начинает проступать замысел и концепция, улавливается все больше смыслов.
Я была уверена, что в театре невозможно испытать тот же восторг, что и в концертных залах, слушая музыку. Игра Игоря Иванова и Петра Семака убедила меня в обратном. Игорь Иванов захватывает сразу же, с первых секунд появления на сцене. Феерический артистизм Лебядкина воспринимается как вспышка на мрачноватом фоне происходящего в «Бесах». Профессор Серебряков в «Дяде Ване», обладающий внутренним достоинством, выходит на сцену победителем и уходит с нее победителем. Ролям Игоря Иванова, кажется, не хватает только пьедестала, того самого, который возвышает искусство над реальностью. Высочайший уровень игры, когда создаваемый художественный образ достигает не только максимальной достоверности, но и абсолютной завершенности. Жаль, сейчас актер играет мало.
Петр Семак очаровал меня не сразу, постепенно, из спектакля в спектакль, от роли к роли, по мере того, как раскрывался его великолепный талант. Актер с богатыми природными данными, с сильным артистическим темпераментом, виртуозно владеющий средствами своего ремесла, умеет создавать совершенно разные образы, каждый со своею неповторимой индивидуальностью, обладает разными манерами исполнения – концептуальной, точно выверенной, и спонтанной, свободной, импровизационной. В его исполнении я видела двух разных Вершининых, Астровых, Леонтов, Лиров, разных по психическому складу, характеру, манерам. Когда его артистический темперамент раскрепощается полностью, возникает ощущение того, что действие на сцене происходит здесь и сейчас, испытываешь переполняющий восторг, психически соединяясь с актером. Игра становится жизнью, а жизнь игрой, расхождений невозможно различить. И может быть, в этот момент театр и начинает обогащать и расширять жизнь.
Талантливое притягивает, будь то музыка, живопись или театр. Но картина и музыка уже написаны, на них невозможно повлиять. А театр, в самом деле, мистерия. И дело не только в коллективном экстазе. Актеры каким-то трудно постижимым образом улавливают импульсы, исходящие из зрительного зала. Спектакли наполняются жизненными вибрациями, в них появляются новые ракурсы и смыслы. Изменяясь, они начинают жить по-настоящему.

Люблю искусство, но театр долгое время обходила стороной, не рискуя столкнуться с бессмысленной, утомительной суетой на сцене, предпочитая Эрмитаж и концертные залы, где можно соприкоснуться с шедеврами мирового искусства. МДТ избавил меня от предрассудков в отношении театра.
В спектаклях этого театра изначально заложено несколько планов восприятия - эмоциональный, концептуальный, эстетический. Поэтому их не скучно смотреть и несколько раз. Актеры играют таким образом, что дистанция между ними и зрителями исчезает, и оказываешься втянутой внутрь действия, сопереживая тому, что происходит на сцене. Как правило, через несколько дней после просмотра спектакля восприятие усиливается. Сквозь непосредственность первых впечатлений начинает проступать замысел и концепция, улавливается все больше смыслов.
Я была уверена, что в театре невозможно испытать тот же восторг, что и в концертных залах, слушая музыку. Игра Игоря Иванова и Петра Семака убедила меня в обратном. Игорь Иванов захватывает сразу же, с первых секунд появления на сцене. Феерический артистизм Лебядкина воспринимается как вспышка на мрачноватом фоне происходящего в «Бесах». Профессор Серебряков в «Дяде Ване», обладающий внутренним достоинством, выходит на сцену победителем и уходит с нее победителем. Ролям Игоря Иванова, кажется, не хватает только пьедестала, того самого, который возвышает искусство над реальностью. Высочайший уровень игры, когда создаваемый художественный образ достигает не только максимальной достоверности, но и абсолютной завершенности. Жаль, сейчас актер играет мало.
Петр Семак очаровал меня не сразу, постепенно, из спектакля в спектакль, от роли к роли, по мере того, как раскрывался его великолепный талант. Актер с богатыми природными данными, с сильным артистическим темпераментом, виртуозно владеющий средствами своего ремесла, умеет создавать совершенно разные образы, каждый со своею неповторимой индивидуальностью, обладает разными манерами исполнения – концептуальной, точно выверенной, и спонтанной, свободной, импровизационной. В его исполнении я видела двух разных Вершининых, Астровых, Леонтов, Лиров, разных по психическому складу, характеру, манерам. Когда его артистический темперамент раскрепощается полностью, возникает ощущение того, что действие на сцене происходит здесь и сейчас, испытываешь переполняющий восторг, психически соединяясь с актером. Игра становится жизнью, а жизнь игрой, расхождений невозможно различить. И может быть, в этот момент театр и начинает обогащать и расширять жизнь.
Талантливое притягивает, будь то музыка, живопись или театр. Но картина и музыка уже написаны, на них невозможно повлиять. А театр, в самом деле, мистерия. И дело не только в коллективном экстазе. Актеры каким-то трудно постижимым образом улавливают импульсы, исходящие из зрительного зала. Спектакли наполняются жизненными вибрациями, в них появляются новые ракурсы и смыслы. Изменяясь, они начинают жить по-настоящему.

Малый драматический театр (МДТ) - один из ведущих театров России и один из лидеров мирового театрального процесса. Это постоянный участник и лауреат Фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска», а также многих престижных театральных фестивалей мира. Именно по его спектаклям зарубежные зрители зачастую судят об уровне российского театрального искусства. Именно поэтому решением Генеральной Ассамблеи Союза европейских театров ему присвоен статус Театра Европы.

Театр, прославленный благодаря режиссуре

Ленинградский малый драматический театр появился на свет в 1944 году как небольшой театр областного значения. Долгие годы он показывал свои спектакли в поселках и городах Ленинградской области и был почти не известен широкой публике. Всё изменилось с середины 1980-х, когда главным режиссером театра, а затем его художественным руководителем и директором стал Лев Додин - народный артист России, лауреат государственных премий России и СССР. Его заслуги в успешности театра невозможно переоценить, его режиссура восхищает.

МДТ - один из тех театров, где в основе каждого спектакля прослеживается серьезная и глубокая мысль режиссера. Репертуар Театра Европы разнообразен: здесь есть и классика, и современные постановки. Некоторые сюжеты полны модерна, другие (как «Три сестры») -почти дословно соответствуют тексту. Но о чем бы ни шла речь, постановка оказывается настолько убедительной, что заставляет зрителей восклицать: «Не умерло еще театральное искусство!» В театре почти всегда аншлаг. В советские времена «лишний билетик» спрашивали у метро Владимирская. Сейчас купить билет в Малый драматический театр Европы можно свободнее (в частности, благодаря нашему сайту), но всё равно о билетах лучше подумать заранее, ведь театр популярен, а мест в нем немного.

Атмосфера - камерная. Актерская игра - завораживающая.

Театр Европы - небольшой: в зале всего 13 рядов. Любителей больших пафосных театров может смутить маленькое фойе, не самые удобные кресла… Но о любых неудобствах забываешь, когда начинается представление. Сцена близко, и даже с последних рядов хорошо видно лица актеров. В таких камерных залах стирается грань между зрителями и сценой, здесь можно вблизи наблюдать за жизнью героев, видеть их подлинные эмоции. Тем более что актеры Театра Европы мастерски умеют вовлекать своих почитателей в эти переживания.

Сегодня МДТ считается одним из самых интересных театров Петербурга именно благодаря своей искренности, эмоциональному воздействию на зрителей. Несмотря на лаконичность костюмов и декораций, все спектакли смотрятся на одном дыхании. На какой бы спектакль вы ни пришли, всё равно останетесь довольны. В труппе традиционно великолепный актерский состав. Даже в небольших эпизодах играют мастера сцены. Поэтому спектакли запоминаются ощущением настоящего театра.

В труппе театра - Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Данила Козловский, Владимир Селезнев и другие известные актеры театра и кино. Своей игрой они полностью вовлекают зрителя в ощущение драмы, происходящей на сцене. Игра актеров экспрессивна, «на нерве», как и полагается в настоящем драматическом театре. И остается только восхищаться, как можно так точно, чутко и с пониманием передавать все мысли, все эмоции и переживания персонажей.

Малый драматический театр (МДТ) - один из ведущих театров России и один из лидеров мирового театрального процесса. Это постоянный участник и лауреат Фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска», а также многих престижных театральных фестивалей мира. Именно по его спектаклям зарубежные зрители зачастую судят об уровне российского театрального искусства. Именно поэтому решением Генеральной Ассамблеи Союза европейских театров ему присвоен статус Театра Европы.

Театр, прославленный благодаря режиссуре

Ленинградский малый драматический театр появился на свет в 1944 году как небольшой театр областного значения. Долгие годы он показывал свои спектакли в поселках и городах Ленинградской области и был почти не известен широкой публике. Всё изменилось с середины 1980-х, когда главным режиссером театра, а затем его художественным руководителем и директором стал Лев Додин - народный артист России, лауреат государственных премий России и СССР. Его заслуги в успешности театра невозможно переоценить, его режиссура восхищает.

МДТ - один из тех театров, где в основе каждого спектакля прослеживается серьезная и глубокая мысль режиссера. Репертуар Театра Европы разнообразен: здесь есть и классика, и современные постановки. Некоторые сюжеты полны модерна, другие (как «Три сестры») -почти дословно соответствуют тексту. Но о чем бы ни шла речь, постановка оказывается настолько убедительной, что заставляет зрителей восклицать: «Не умерло еще театральное искусство!» В театре почти всегда аншлаг. В советские времена «лишний билетик» спрашивали у метро Владимирская. Сейчас купить билет в Малый драматический театр Европы можно свободнее (в частности, благодаря нашему сайту), но всё равно о билетах лучше подумать заранее, ведь театр популярен, а мест в нем немного.

Атмосфера - камерная. Актерская игра - завораживающая.

Театр Европы - небольшой: в зале всего 13 рядов. Любителей больших пафосных театров может смутить маленькое фойе, не самые удобные кресла… Но о любых неудобствах забываешь, когда начинается представление. Сцена близко, и даже с последних рядов хорошо видно лица актеров. В таких камерных залах стирается грань между зрителями и сценой, здесь можно вблизи наблюдать за жизнью героев, видеть их подлинные эмоции. Тем более что актеры Театра Европы мастерски умеют вовлекать своих почитателей в эти переживания.

Сегодня МДТ считается одним из самых интересных театров Петербурга именно благодаря своей искренности, эмоциональному воздействию на зрителей. Несмотря на лаконичность костюмов и декораций, все спектакли смотрятся на одном дыхании. На какой бы спектакль вы ни пришли, всё равно останетесь довольны. В труппе традиционно великолепный актерский состав. Даже в небольших эпизодах играют мастера сцены. Поэтому спектакли запоминаются ощущением настоящего театра.

В труппе театра - Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Данила Козловский, Владимир Селезнев и другие известные актеры театра и кино. Своей игрой они полностью вовлекают зрителя в ощущение драмы, происходящей на сцене. Игра актеров экспрессивна, «на нерве», как и полагается в настоящем драматическом театре. И остается только восхищаться, как можно так точно, чутко и с пониманием передавать все мысли, все эмоции и переживания персонажей.

Буквально на днях я узнала о том, что существует такое явление как Союз театров Европы - ассоциация театров Европы, которую кормит Еврокомиссия и министерство культуры Франции. Отношение к этому явлению у меня неоднозначное.

С одной стороны, хорошо и правильно, что значительные суммы уходят на то, чтобы привнести культуру в массы, расширить горизонты, познакомить жителей различных стран с мировыми артистами, их творчеством. Чтобы различные культуры познакомились с мироукладом представителей других культур, в каждой из которых у людей свой собственный, особый способ взаимодействия с окружающим миром и друг с другом (и язык иностранный тут совершенно не причём, речь идёт исключительно о психосоматике). С другой стороны, это, конечно, всё очень субъективно, потому что звание «театра Европы» у нас, оказывается, носит Малый театр (Википедия - наше всё!), а он, на мой взгляд, максимально далёк от русской культуры. Всё больше понты администрации и обслуживающего персонала, да пафосные актёры, существующие на сцене разрозненно, сами по себе, не желающие никаким образом взаимодействовать с партнёрами по сцене (испачкают ещё!). Актёры Малого театра живут в мире себя-Великого, и больше никого и ничего им не нужно. Они и так знают, что они гениальны, и их любит весь мир, потому что по-другому и быть не может. Русского там нет ничего, да и как может союз РАЗНЫХ стран Европы решать, в каком театре Русью пахнет, а в каком нет? По каким параметрам? По длине носа?

Поэтому когда я узнала, что купила билеты не в обычный русский театр, а в театр, носящий звание Европейского, то сразу подумала, что, видимо, его принадлежность к Европейским стандартам качества будет выражена во внешней обстановке: зал, обслуживание, интерьер…

Раздевалка в театре находится ещё до входа - в просторном предбаннике, где можно сесть, отдохнуть, прийти в себя с дороги и спокойно, не торопясь, покопаться в сумочке и найти заветный билет. Минус в том, что, несмотря на длинные инструкции в сети Интернет по использованию электронных билетов, на деле всё выглядит иначе: на входе список, говоришь фамилию и проходишь. И нечего было стращать людей, что придётся огромным количеством документов доказывать, что билет купил именно ты, а не кто-то другой.

Администрация обещанных билетов взамен электронных не даёт, это меня расстроило: не осталось на память драгоценного кусочка картона с порванным контролем, программка - это всё-таки не то, не несёт она в себе отпечатка времени.

Надо сказать, что театры Санкт-Петербурга, в отличие от московских, по своей архитектуре очень удачно вписываются в общий облик города. Всё-таки Питер - это уже почти Бельгия, правда сильно обшарпанная, опустившаяся, со слезающей со стен краской и романтичными трещинами по всем домам. Но Бельгия - это уже Европа, не мы)) Найти театр в этом городе непросто, если, конечно, ты не знаешь точно, где он находится. Здания театров ничем не выдаются, не пытаются прокричать всему миру о своей исключительности (а у нас кирпич краснее!). С одной стороны, вроде бы и хорошо, что администрация города заботится о его облике, с другой стороны - негде проявить креативность, это печально (вспомните хотя бы, как выглядит театр Луны - это же чудо-чудное, диво-дивное, в Питере такое не разрешат).

Малый театр оказался «малым» не только в названии: небольшое уютное фойе, маленький зал, крохотный коридор с эскизами костюмов на стенах, необычный бюст Чехова, портреты всех работников театра, не только актёров. На портретах лиц со сцены значится красивое русское слово «артист», за что театру от меня лично огромное человеческое спасибо. Всё очень скромно, сдержанно, но со вкусом. Нет нагромождённости и претенциозности, как у Калягина, в то же время не злоупотребляли коричневым цветом (стены выкрашены простой белой краской - уютно и светло), который своей тяжестью в том же МХТ создаёт впечатление, что находишься не в театре, а в гробу, только крышку приколотить. МДТ светлый, чистый, радостный, публика разная, есть приличное количество иностранцев. По традиции, не все гости оказались культурными: нашлись всё-таки люди, пожелавшие разуться в зрительном зале.

Обслуживающий персонал - само очарование. Все очень вежливые, внимательные, в меру обходительные, на входе меня назвали «Ирочкой» (совершенно посторонний человек!), пока искали моё имя в списке электронок. Настроение моё, конечно же, сразу поднялось. Дарение цветов артистам на сцене максимально комфортно: в театре есть специальные вёдра с водой, где можно оставить букет, а в конце спектакля работники театра вносят в зал все оставленные в фойе цветы и раздают зрителям, нет нужды бегать по театру и искать, где ты оставил подарок любимому артисту. Это очень здорово!

Для гостей страны на специальном табло над сценой идёт перевод спектакля на английский язык. Русскому человеку это лучше не читать - ТАКОЙ УДАР ПО ПСИХИКЕ! Топорный английский язык убивает русскую культуру, но что поделаешь? Надо же как-то передать сюжет иностранцам, ну хотя бы через «clean and no-drink» (это про «талантливого человека в России», хотя в Америке фраза «Талантливый человек в России не может оставаться чистеньким и трезвым» вообще звучит как «A man of genius cannot be a saint in Russia» - нет слов, одни междометия…), ну что поделаешь? Потом в фойе на выдаче пальто все бурно обсуждали «Анкл Ваню» как глумление над русской классикой. Оно и понятно - за державу обидно, но где же альтернатива? По-другому нельзя.

Зал театра МДТ больше напоминает зал небольшого кинотеатра. Это очень большой минус. У нас залы для трансляции фильмов имеют возможность расти вширь (потому что белое полотно видно со всех мест), тогда как для театральной площадки существуют единые негласные установки: можно бесконечно увеличивать количество рядов, но не их ширину. Театральный зал должен быть вытянут в длину или иметь округлую сцену, иначе сидящим на боковых местах не будет видно то, что происходит в спектакле. В театре МДТ я на своём 3-ем с края месте узнала, что такое сидеть СБОКУ. В театре Вахтангова бок - это когда видно абсолютно всё, но если на что-то смотреть очень не хочется, то можно чуток отклониться и перевести внимание на другое. В театре МДТ я сидела даже не с самого края, однако примерно четверть спектакля мне было не видно - бутафорский стол напрочь отгораживал нас от происходящего в глубине сцены. Наверное, девушкам, сидящим около меня на первых двух местах, было ещё хуже видно. Зал театра МДТ излишне расширен - это существенный минус. Зато сидения занятные - опускаешь, и поднимается спинка.

После окончания спектакля я никуда особо не торопилась, но в очереди за одеждой не стояла, получила всё сразу. Повезло.

В целом у меня сложилось очень приятное впечатление от театра, мне бы хотелось ещё раз его посетить, но, к сожалению, это будет очень проблематично - уж очень далеко я живу. Зато теперь я буду меньше жаловаться на то, что мне до Вахтангова добираться тяжело - на автобусе + метро с двумя пересадками (с букетом цветов в переполненном метро - лепота-а-а…). Это всё-таки не 8 часов в поезде с минимальными удобствами и максимальными ценами на проезд.

Но в планах на будущее у меня появилась новая заметка: при первой же возможности выбираться в МДТ. Это дело полезное.

О самом спектакле я пока рассказывать не буду - это тема для отдельной записи.

Я очень не люблю ставить оценки, но в данном случае охота добавить ещё одну небольшую ложечку дёгтя. Театру пока ставлю «5-», причём минус - за излишнюю эмоциональность администрации театра в ответах на Фейсбуке. Надо быть сдержаннее, господа.