Чичиков как новый герой эпохи (сочинение). Доклад: Чичиков герой "Новой формации"

Чичиков как новый герой эпохи (сочинение). Доклад: Чичиков герой "Новой формации"

Тема: «Чичиков - новый «герой» эпохи».

Цель: учить строить рассуждение на основе текста от анализа предложенного фрагмента; развивать навыки структурирования развёрнутого ответа на предложенный вопрос с учётом учебной задачи, умение использовать в качестве аргументационной базы литературный текст и литературно-критический материал, делать анализ и самоанализ выполненной работы, умение находить ошибки и совершенствовать выполненную работу; воспитывать чувство порядочности и внимательного отношения к окружающим людям, целеустремлённость.

Тексты для работы на уроке русского языка (контрольный тест по программе 9 класса).

1 вариант

1) Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. 2) Приобретение - вина всего. 3) Из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых. 4) Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее. 5) Но мудр тот, кто не гнушается никакими характерами, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. 6) Быстро всё превращается в человеке. 7) И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. 8) Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. 9) И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес. (Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 11 глава).

1 вариант

1. Из предложения 7-8 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 8-9 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

4. Объяснить постановку тире во 2 предложении.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 1-4)

6. Из предложений 3-6 выписать вводное слово.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-7), содержащего обособленное обстоятельство.

Ключ (1 вариант)

1. разрасталась

2. бесчисленны

3. заключено

6. правда (предложение 4)

8. запятые при однородных членах предложения.

9. 1,2 - сравнительный оборот, 3 - ССП, 4 - ССП, 5,6 - обособленные согласованные определения, выраженные одиночными прилагательными

2 вариант

1) Приём разоблачающей градации - сознательная установка Гоголя. 2) В «Выбранных местах…» он пишет: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

3) В процессе изображения помещиков перед читателями развёртывается и образ главного героя - Чичикова. 4) Помещики и чиновники, обрисованные Гоголем, соревнуются в душевной выхолощенности. 5) Но и тех и других явно превосходит Чичиков - деятельный рыцарь «копейки». 6) Он более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, дерущая семь шкур со своих крепостных, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения.

7) В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.

8) Гоголь, зоркий наблюдатель, верно усмотрел рост в недрах феодально-крепостнического режима буржуазных тенденций, быстро развивающейся. 9) И эти тенденции нашли в нём беспощадного обличителя, который подметил в них страшную, закабаляющую власть денег, связанную с чудовищными спекуляциями, с сознательно мошенническими авантюрами. (А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1985)

2 вариант

1. Из предложения 5-6 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 3-4 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой звонкого согласного звука.

3. Из 9 предложения выписать страдательное причастие.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 7-9)

6. Из предложений 4-5 выписать согласованное определение.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-6), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 8 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 9 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (2 вариант)

1. дерущая

2. развёртывается

3. связанную

4. распространённое приложение, стоящее в конце предложения

6. обрисованные Гоголем (4 предложение)

8. 1,2 - причастный оборот, 3,4,5 - однородные члены

9. 1,2 - распространённое приложение, 3 - причастный оборот

3 вариант

1) Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! 2) Это поэма о приобретательстве, выжимании пота во имя миллиона. 3) Там и городская афишка, сорванная с тумбы, и похоронный билет, говорящий его трезвому уму о скоротечности жизни. 4) Та же куча Плюшкина, только не растрёпанная, а приведённая в симметрию, где каждый предмет - к делу. 5) Куча Плюшкина - это кладбище умерших вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека.

6) Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мёртвых душ» о летящей в неизвестность тройке.

7) Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство, о котором рассказывает сам автор.

8) Этот-то рассказ о детстве Чичикова и даст потом разгон его тройке, подхватит её как на крыльях и понесёт к неведомому второму тому.

9) В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казённый экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти. (Золотусский И. Статья «Чичиков замешен совсем на иных дрожжах» «Литература в школе», №2, 1999).

3 вариант

1. Из предложения 4-5 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 4-5 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

3. Из 3 предложения выписать страдательное причастие.

4. Объяснить постановку тире в 5 предложении.

5. Написать номер сложносочинённого предложения (предложения 5-6)

6. Из предложений 2-3 выписать однородные члены.

7. Выписать номер предложения (из предложений 1-3), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 9 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 7 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (3 вариант)

1. умерших

2. растрёпанная

3. сорванная

4. тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именами существительными (составное именное сказуемое при пропущенной связке)

6. приобретательстве, выжимании пота; афишка, билет

8. 1,2 - причастный оборот, 2 - однородные сказуемые, 3 - придаточное определительное

9. 1и2 тире - распространённое приложение, 3 запятая - однородные члены

Как проверить работу.

1. Посмотреть, есть ли в работе вступление и ответить на вопрос: «Соответствует ли вступление содержанию основной работы, готовит ли к восприятию основной части работы?» Если нет - перестроить вступление или убрать.

2. Посмотреть, правильно ли истолкован предложенный фрагмент, все ли мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены.

3. Посмотреть, есть ли в работе рабочий тезис и соответствует ли он толкованию фрагмента.

4. Перечитать аргумент и ответить на вопрос: «Подтверждает ли аргумент рабочий тезис и истолкованный фрагмент?» Если не подтверждает - «обрамить» размышлениями или заменить (аналогичную работу проводим с каждым из аргументов).

5. Посмотреть, есть ли в работе заключительная часть, перекликается ли она со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является ли она логическим выводом из всего сказанного выше. Если нет - перестроить вывод.

6. Проверить, все ли предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически.

7. Проверить ошибки. Если сомневаетесь в правописании слова - проверьте по словарю или замените синонимом. Если не удаётся проанализировать структуру предложения - перестройте его. Устраните речевые и грамматические ошибки («отчеканьте» фразы).

Критерии оценки:

К1. Вступление есть и оно соотносится с истолкованием фрагмента и рабочего тезиса, соответствует содержанию основной части работы, готовит к её восприятию (1 балл).

К2. Предложенный фрагмент истолкован, все мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены (2 балла).

Фрагмент истолкован, но рассмотрены и объяснены не все понятия (1 балл).

Фрагмент не истолкован (0 баллов).

К3. Рабочий тезис и соответствует толкованию фрагмента (2 балла).

Рабочий тезис есть, но он не соответствует истолкованию фрагмента (1 балл).

Рабочего тезиса нет (0 баллов).

К4. Аргументы подтверждают рабочий тезис и истолкованный фрагмент (учитываются первые три тезиса) (за каждый правильно подобранный аргумент - 3 балла; максимальное количество баллов - 9).

К5. Заключительная часть перекликается со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является логическим выводом из всего сказанного выше (3 балла).

Вывод логически завершает основную часть работы, но он не соотносится со вступлением и рабочим тезисом (1 балл)

Вывода нет или он не соотносится с содержанием работы (0 баллов).

К6. Все предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически (3 балла).

Есть одна логическая ошибка (2 балла).

Есть две логические ошибки (1 балл).

Допущено более 2 логических ошибок (0 баллов).

Максимальное количество баллов - 20.

Оценки: 15-20 баллов - «5»

11-14 баллов - «4»

9-13 баллов - «3»

0-8 баллов - «2»

Оформление доски.

Обратная сторона (доска закрыта)

Домашнее задание:

1 вариант

Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (глава 5 (отступление о метко сказанном русском слове), глава 7 (о двух типах писателей; о бурлаках), глава 11 (о птице-тройке, о дороге, о Руси и её богатырях, о выборе героя). Какую художественную функцию они выполняют?

2 вариант

Подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?»

Доска в развороте

1 створка

Фрагменты из 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1)Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям…добронравный человек всё-таки не взят в герои…пора наконец припрячь и подлеца

2) Кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетельный, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?

3) Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин.

Центральная створка

Чичиков - новый герой эпохи?

Сочинение-рассуждение

Структура:

1. Вступительная часть

А)+- Вступление

Б) Работа с фрагментом (истолкование фрагмента)

В)Рабочий тезис, сформулированный на основе истолкования фрагмента

2. Основная часть работы - рассуждение с доказательством или иллюстрацией рабочего тезиса, содержащее не менее 2-3 аргументов (ссылка на текст, цитирование, частичное цитирование, частичный пересказ; ссылка на литературно-критическую оценку произведения), подтверждающее положения, выдвинутые в тезисе.

3. Завершающая работу часть (вывод из всего сказанного выше).

2 створка

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею.

Аргумент - довод, доказательство.

Ход урока

1. Запись домашнего задания

2. Определение учебной задачи

Сегодня мы отрабатываем навыки составления сочинения-рассуждения в соответствии с той учебной задачей, которую вам предлагается решить при выполнении задания в части С2 на ГИА. Различие в том, что в качестве аргументационной базы мы будем использовать текс произведения и его литературно-критическую оценку (тексты, предложенные для выполнения контрольной работы на уроке русского языка, учебные пособия, литературно-критические материалы). Таким образом, мы продолжим подготовку к экзамену по русскому языку и отработаем несколько тем сочинения, которое вам будет предложено написать по завершении изучения поэмы «Мёртвые души» и творчества Н.В Гоголя.

В конце урока нам предстоит уточнить формулировку темы урока, записанную на доске.

К сегодняшнему уроку вы написали сочинение на тему: «Кто он, этот Чичиков?», пользуясь листком-консультантом «Как проверить работу» проверили написанную работу, устранили ошибки и оценили свою работу в соответствии с критериями оценки.

3.Работа с написанными учащимися сочинениями. Кто поставил себе оценку «5»? (одна работа берётся учителем для проверки, учащиеся делятся на пары, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга при помощи листка-консультанта. Все пометки и исправления делаются карандашом. После проверки выставляется вторая оценка. При выставлении оценки учитывается только литературная составляющая в соответствии с предложенными критериями). На выполнение работы - 15 минут.

4. Анализ работы, оценённой учителем (работы учащихся, оценённые одноклассниками сдаются на контроль).

5. Работа с предложенным образцом (работа анализируется без вывода).

Кто он, этот Чичиков?

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес». Но замыслу автора не суждено было сбыться. Чичиков так и остался тем Чичиковым, с которым мы расстаёмся, перелистывая последнюю страницу поэмы - «странным подлецом», у которого есть, однако, чему поучиться.

Литература в целом, литературное произведение и каждый литературный герой в частности - это «учебник жизни». Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? Умеренности аккуратности, умению, если это необходимо, обуздать свои желания, дипломатичности в отношениях с людьми, организованности, упорству и целеустремлённости может научить нас герой. Но самый главный урок, полученный при общении с Чичиковым, - урок порядочности. На примере неблаговидных поступков нашего героя мы убеждаемся в том, что самый большой грех - играть судьбами людей, перешагивать через людей на пути к достижению любой, пусть даже очень «высокой» цели. Нет ничего безнравственнее фразы: «Цель оправдывает средства». Только та цель, которая достигается «нравственными средствами» может быть оправдана и принесёт достигающему её удачу и душевный покой.

6. В работе нет завершающей части. Завершим работу вместе. Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? (беседа с классом, зачитывается вывод)

7. Уточним формулировку темы (слово «герой» целесообразно закавычить и убрать вопросительный знак).

Кто он, этот Чичиков?

Ф.М.Достоевский утверждал, что каждый человек - это загадка, и её следует разгадывать, чтобы оставаться человеком. А Н.В.Гоголь продолжил и развил его мысль: «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин». Следуя заветам классиков, попытаемся разгадать загадку Чичикова. Ведь, «разгадывая» другого, мы становимся мудрее, потому что у каждого, пусть даже не очень «добродетельного героя», есть чему поучиться.

А именно таковым видит своего главного героя, Чичикова, автор. В 11 главе поэмы «Мёртвые души», приступая к обстоятельной обрисовке его характера, «доискиваясь» «первоначальных причин» его «качеств нравственных», Н.В.Гоголь предполагает, что «избранный» им «герой» вряд ли может понравиться читателю, однозначно именуя его подлецом. А уже завершая рассказ о нем, призывает нас не быть «строгу» к нему. Создаётся впечатление, что сам автор неоднозначно относится к своему герою, и для него он - загадка.

Так кто же такой Чичиков? Подлец он или человек «добродетельный»? А если подлец, то в чём причина его подлости? Где спрятана загадка Чичикова и как её разгадать?

И. Золотусский говорил о Чичикове так: «…он всё же подлец какой-то странный». Внимательно вчитываясь в строки произведения, мы убеждаемся в этом. Чичиков - натура двойственная. Он, можно сказать, «подлец поневоле», не лишённый положительных качеств.

В том, что Чичиков подлец, сомневаться не приходится. Наставления отца о том, что нужно угождать учителям и начальникам, «водиться» с теми, кто побогаче и может быть полезен, копить копейку, которая «надёжнее всего на свете» и может «всё перешибить» не только «заронились глубоко…в душу» Павлуши, но и получили творческое развитие. Уж в этом деле он преуспел! Павлуша не только «копил копейку», отказывая себе во всём и готовясь к будущей безбедной жизни (это не самый большой грех), но и «перешагивал через людей», двигаясь к намеченной цели (а это уже грех, и того, кто поступает подобным образом иначе как подлецом не назовёшь). Вспомним, как изощрённо он «выкачивал» деньги из одноклассников, как «надул, сильно надул» своего учителя. Следует отметить, что уж его было за что надуть, когда он был «при силе и власти». Но обстоятельства изменились, и как-то подло поступил бывший любимый ученик, отказавшись помочь тому, кто оказался в униженном положении и «с чьей руки он кормился». А случай с «бесчувственным» и «непотрясаемым» повытчиком, под началом которого трудился в поте лица чиновник Чичиков. И к нему «подбился», «привлёк его расположение» и «надул» его наш герой, «надул» самым бесчестным образом, сыграв на его отцовских чувствах. Да не просто «надул», а ещё и «подсидел»! А перешагнув через этот «самый трудный порог», наш герой уже «легче и успешнее» справлялся с разноуровневыми трудностями, возникающими на пути к заветной цели, оттачивая мастерство пройдохи-надувателя. Он «примеривал» различные роли, мастерски перевоплощался, не гнушался никакими средствами, играл людьми, как кошка с мышкой. Ну кто он после этого, как не подлец! Не случайно А.И.Ревякин называет его «ловким хищником», «цивилизованным подлецом», обвиняет в жадности («более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка»), в чёрствости («черствее Собакевича»), в наглости («наглее Ноздрёва в средствах обогащения»), вынося ему безоговорочный обвинительный приговор: Чичиков превосходит всех помещиков «в душевной выхолощенности».

Но так ли чудовищно бессердечен наш герой? Рискнём предположить, что нет. Не случайно И. Золотусский называет его «странным подлецом», Н.Г.Чернышевский утверждает, что Чичиков - «характер самый трудный», а Н.В.Гоголь, будучи гениальным художником и великолепным психологом, просто не мог создать столь однозначный образ да еще сделать его главным героем своего «вершинного» произведения. У Чичикова масса достоинств. Он, в отличие от помещиков и чиновников, необыкновенно деятелен. Его изобретательность не знает границ. Чего только стоит его авантюра с покупкой мёртвых душ и обогащением за счёт косности и недальновидности помещиков, «заторможенности» «государственно-бюрократической машины»! Он аккуратен. Даже выполняя черновую работу, он выгодно отличался от своих сослуживцев, мелких чиновников. Он чувствителен. Вспомним момент его встречи с блондинкой, воплощением чистоты и невинности. Он задумался, позабыл про всё окружающее. А при встрече с уже знакомой блондинкой на балу у губернатора «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова». И в этой немоте «спряталась» доля истинного переживания. Чичиков тонкий психолог. «Зерно» этого героя - умение приспосабливаться к людям, угадывать их. С Маниловым он любезен, с Коробочкой - настойчив, с Ноздрёвым - напорист, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Чичиков способен на глубокие размышления. Интересно для постижения характера Чичикова следующее место в произведении. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду - , Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червём?» И это действительно так: Чичиков хотел обогатиться, «надувая» государство, но он, на данном этапе своей жизни, не совершал бесчестных поступков по отношению к людям. Продолжая свои размышления, Чичиков задаёт себе вопрос: «И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!» Это тоже характеризует нашего героя с положительной стороны: отцовский урок пошел впрок (отец, по большому счёту, оставил ему только завет, который во многом определил его дальнейшую судьбу: следуя завету бесхозяйственного и безответственного отца, Чичиков превратился в пройдоху и надувателя). А наш герой хочет обеспечить своим детям безбедную жизнь. Да и все размышления, сопровождающие поступки Чичикова - , своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. С другими персонажами поэмы этого не происходит. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не животным. Чичиков не опускает руки, когда его постигают многочисленные неудачи и возвращают на исходную позицию. «Плачем горю не пособишь, надо дело делать», - даёт он себе установку, вновь с чистого листа принимается за дело и опять добивается желаемого. Таким целеустремленности, организованности и упорству можно позавидовать! Следует учесть, что Чичикову приходилось всего в жизни добиваться самому, не рассчитывая па постороннюю помощь, а это очень трудно! Вернёмся к оценке автором нравственных качеств своего героя. Восхищаясь его умением терпеть и ограничивать себя во всем, если это необходимо, автор говорит, что он «самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете». А вот другой фрагмент из произведения, в котором автор положительно оценивает нравственные качества своего героя: «Нельзя, однако ж, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме... Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками…Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая и себе и другому». А кто из нас, положа руку на сердце, не мечтает о безбедной и «сладкой» жизни? Вот только далеко не каждый умеет обуздать свои страсти и ограничить себя во всём, а Чичиков умел.

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотесанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к “господам средней руки”. Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т. к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе.

Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже “Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны”, назвал его “пренеприятным человеком”.

Происхождение Чичикова “темно и скромно”. Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу “не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”. Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете ” Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Гоголь, по словам В. Г. Белинского, “первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность”. Сатира писателя была направлена против “общего порядка вещей”, а не против...
  2. Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нем те ростки...
  3. Озадачившись вопросом, связанным с тем, каков же он лирический герой Владимира Маяковского, однозначного ответа получить мы не сможем. Читателю нравится поэзия автора по той причине,...

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы, охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова, формировать у обучающихся умения составлять характеристику персонажей, формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: таблицы, учебник, текст поэмы « Мертвые души», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок – анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать главного героя Чичикова, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель: В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла « добродетельному» герою:» Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало» Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди –подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

IV. Работа над темой урока

А) Чтение эпизода « Чичиков в трактире»

Каким вы увидели П.И. Чичикова?

Б) Чтение эпизода « Встреча Манилова и Чичикова»

Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова?

Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру-открытом всем ветрам... покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций! пять-шесть берез небольшими купами... Под двумя из них была беседка... с надписью: "Храм уединенного размышления"... вляли две бабы, которые, картинно подобравши платья... ° ли п° колени в пРУДе" влача... бредень». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается доволь-претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до притор-ти навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можно оха-актеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших - «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивет Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед Хозяином, принимая его манеру поведения. Чичикову важно доиться своей цели - собрать как можно больше душ умерших крестьян, не прошедших ревизской сказки. Он задумал гранди-°3Ную аферу и теперь идет напролом к своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзя было обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениально изобразил отдельных его типов. Писатель ним из первых увидел неприглядное «лицо» капитала и зал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».

2. Аналитическая беседа

В чем сходство и различие в характерах Чичикова и каждого помещика. В каких ситуациях герой ведет себя как помещики? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков?

Благодаря каким качествам Чичикову удается завоевать симпатии помещиков? В чем секрет его обаяния?

Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова?

Есть ли в поэме « живые души»? Кто они?

Какова роль в поэме» Повести о капитане Копейкине»?

3. Коллективная работа над составлением таблиц « Павел Иванович Чичиков», « Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками»

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование
а) наказ отца
б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
- слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
- накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
- выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
- был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь¬ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо¬роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб¬ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

омещик и его отличительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

4. Мини-дисскусия

Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько такой герой интересен современному читателю?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

VI. Домашнее задание

Творческое задание: Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «И еще одна причина... препятствовала вступлению Гоголя в область романа: Гоголь миновал женский характер во всей его глубине» Согласны ли вы с этим утверждением?

В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, - это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
Что же за человек Чичиков? В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.
Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и нат чальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели.
Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит оправдание.
Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги - средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.
От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” - все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков - единственный персонаж, способный на проявление движений души. “Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов”, - говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, “будто оглушенный ударом”, перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а “человеческое” движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие - самые опасные. Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”. леньких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума”.
Так что же? Чичиков - пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически-бездушного значения слова “душа” (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение - “душа человека”, в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может бытъ мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: “Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность - “смерть”. Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий “расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство”. В дальнейшем “странное направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется”.
В этом контексте “пошлость” выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут “смерти” (в предельном смысле этого слова - “смерть души”). Тема пошлости, удвоенная (“пошлость пошлого человека”) и абсолютизированная (еще о “Ревизоре” Гоголь говорил, будто публику испугала “пошлость всего вместе”), ведет человека вниз по лестнице мирозданья: лица превращаются в животные “рыла”, “рыла” - в бездушные вещи. А самый “низ” этой лестницы - в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец (“пора припрячь и подлеца”), а еще и мелкий бес, адский прислужник.
Но это еще не все - далеко не все. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: “Мертвые души” - не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение”. Почему поэма? “Мертвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трех частях: первая часть - “Ад”, вторая часть - “Чистилище”, третья часть - “Рай”. Замысел, таким образом, не ограничился изображением “ада”, “пошлости пошлого человека”, предел его - спасение этого самого “пошлого человека”. Кого же конкретно из первой части “Мертвых душ”? Чичикова прежде всего. Что же указывает (на это в тексте первой части?
Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого - биографии. Биография Чичикова (так же как и Плюшкина) - это история “падения души”; но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение - через покаяние.
Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее “я”, внутренний голос. Право на душевную жизнь, на “чувства” и “раздумья” тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). “С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы...”; “неприятно, смутно было у него на сердце...”; “какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им” - фиксирует Гоголь моменты “интроспекции” (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним - например, отступление об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке (“Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!”).
Как герой поэмы, Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве “подлеца” мерцают блики “живой души”, для которой возможно восхождение в последующих томах поэмы. Обратим внимание на то, как автор “Мертвых душ” переходит к знаменитому отступлению о “птице-тройке”, завершающему первый том “Мертвых душ”. Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, “ибо любил быструю езду”; и тут же - авторское обобщение: “И какой же русский не любит быстрой езды?” Далее: “Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?” И наконец, предельный, стать грандиозной поэме, план обобщения: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?” От Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”- Получается, что и Чичиков причастен к этому “полету”, а значит, и к “тайне”: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.
Первый том “Мертвых душ” начинается с загадки: “два русских мужика” обсуждают, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы; а завершается той же бричкой, тем же словом - “русский”, слившимся в “Русь-тройку”, - и снова загадкой, выросшей до грандиозного символа: “Русь, куда ж несешься ты?” Кто же такой тот, кто в этой бричке находится, - Чичиков? Да, пошляк, да, мелкий бес - во и загадка. Вот как откликнулся на нее Герцен: “Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность”.

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к «господам средней руки». Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т.к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе. Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже «Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны», назвал его «пренеприятным человеком».

Происхождение Чичикова «темно и скромно». Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете » Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.

    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
    • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
    • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]