Роль эпизода в произведении. Сочинение на тему: «Роль эпизода в драматическом произведении» по комедии Н

Роль эпизода в произведении. Сочинение на тему: «Роль эпизода в драматическом произведении» по комедии Н

Сергей ШТИЛЬМАН

Эпизод - часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Словарь иностранных слов

Среди тем экзаменационных сочинений, которые наши дети традиционно пишут в первый день лета, есть своеобразные “старожилы”. Это рецензия на рассказ или повесть, разбор лирического стихотворения, сочинение на свободную тему по жизненным впечатлениям или на материале художественного произведения. Это и давно ставшая привычной тема, связанная
с определением роли эпизода в одном из литературных произведений русских писателей-классиков.

Разумеется, по поводу того, какова роль того или иного фрагмента (эпизода) в прозаическом, поэтическом или драматическом произведении, написано немало. Поэтому в своей работе я коснусь наиболее ярких публикаций последних лет.

Как практически все остальные слова, начинающиеся на “Э”, слово эпизод - иноязычного происхождения. В переводе с греческого episodios - это “привходящий, посторонний”. Слово “привходящий” мне кажется интересным и с точки зрения его лексического значения, и с точки зрения того, с помощью каких приставок оно образовано, и в плане того, какое место привходящий занимает в структуре того или иного литературного произведения, как связан с произведением в целом.

Приставки при- и в-, “встретившись” вместе, как и в слове “привносить”, придают слову “привходящий” очень любопытную смысловую окраску. По сути - это своеобразная расшифровка того, что такое эпизод в структуре текста литературного (и не только!) произведения. Действительно, будучи частью текста, о чём свидетельствует префикс в-, эпизод привносит с собой нечто своё, особое, имеющее, с одной стороны, относительную законченность, а с другой - развивающее тему произведения в целом.

Вообще же об эпизоде и его роли в художественном произведении только в последние годы написано немало глубоких, интересных статей. Так, в «Литературе» № 11 за 1999 год была опубликована статья известного московского словесника Эдуарда Безносова «Роль эпизода». Вот несколько выдержек из неё, прямо относящихся к теме нынешнего разговора. “Эпизод - основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического или драматического произведения, - начинает свою статью Э.Л. Безносов. - Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями, из которых наиболее распространёнными являются причинно-следственные, причинно-временные или просто временные (выделено мной. - С.Ш.). Сюжет произведения - это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нём выполняющими определённую художественную функцию”.

Не менее важно и следующее высказывание Э.Л. Безносова: “Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия, времени, события или его участниками. Событие, заключённое в конкретном эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определённый мотив: встречу героев, их спор, ссору и тому подобное. Содержательная функция эпизодов, таким образом, может быть самой различной: характерологической, то есть раскрывающей какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологической, дающей представление о его душевном состоянии; может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев; может быть просто оценочной, когда авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям...”

Поскольку тема сочинения, связанного с раскрытием роли эпизода в художественном произведении, была на выпускных экзаменах в школе и в 1998 году, то в № 12 «Литературы» за 1998 год мы находим и ещё одну замечательную статью - Сергея Волкова, в которой автор на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» излагает своё видение подготовки ребят к этой теме и разбирает ряд наиболее важных, поворотных эпизодов пушкинского романа.

Кроме всего прочего, С.Волков совершенно справедливо замечает, что “целесообразно при подготовке к сочинению обговорить с учащимися варианты формулировки темы. Нужно учесть, что список крупных произведений невелик (речь идёт о XIX веке), тогда как количество возможных эпизодов практически неограниченно. В принципе, любой фрагмент текста может быть предложен для анализа. Однако, несмотря на это, стоит очертить круг эпизодов, наиболее значимых с точки зрения целого, поскольку степень вероятности их появления на экзамене выше. Сон Татьяны («Евгений Онегин»), повесть о капитане Копейкине («Мёртвые души»), дуэль Печорина с Грушницким («Герой нашего времени»), финал «Отцов и детей», сон Раскольникова («Преступление и наказание»), сцена встречи с дубом («Война и мир») - это лишь некоторые из возможных вариантов”.

Предложу и я вашему вниманию своё видение разбора эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - эпизода, который, по-моему, играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей, в их оценке, знаменует собой некий поворот в отношениях героев и очень точно с психологической точки зрения характеризует их.

Итак, во второй части лермонтовского романа, а именно - в повести «Княжна Мери», почти в самом её конце, после трагической развязки дуэли с Грушницким Печорин получает от своей возлюбленной Веры письмо, в котором та сообщает Григорию Александровичу, что между ними всё кончено, что они никогда уже больше не увидятся.

После завершения чтения этого довольно большого по объёму послания Печорин, как известно, бешено скачет в Пятигорск и насмерть загоняет своего коня Черкеса. Дневниковая запись красноречиво свидетельствует о том, какая буря чувств поднимается в душе Печорина: “Мысль не застать уже её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья. Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей...”

Настоящее отчаяние охватывает главного героя лермонтовского романа, когда Черкес не выдерживает этой безумной погони: “...изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребёнок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал, горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся”.

Не правда ли, в этом фрагменте «Княжны Мери», который завершается фразой “я возвратился в Кисловодск в пять часов утра”, перед нами очень непривычный Печорин - Печорин, глубоко страдающий, способный на безумство, на отчаянный поступок.

Да, конечно (из песни слова не выкинешь), следующий после процитированного абзац расставляет всё по своим местам: “Когда ночная роса и горный ветер освежили мою голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне ещё надобно? - её видеть? - зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться”.

Однако всё же необходимо разобраться в том, почему Печорин так неистовствовал, пытаясь настичь Веру и её мужа по дороге в Пятигорск. Вряд ли и в самый момент погони он не понимал, что Вера, замужняя женщина, связана условиями света и узами супружества и не сможет резко изменить свою жизнь. Да и сам он этого вряд ли захочет - стать её спутником жизни (не говоря уж о том, что перспективы развода Веры с мужем по тем временам были более чем сомнительны). К тому же Печорин откровенно сообщает в своей дневниковой записи от 14 июня: “...надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова”.

И чуть ниже Григорий Александрович вспоминает о том, что, “когда я был ещё ребёнком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе...”

Так из-за чего же Печорин так хлопочет, почему он так страстно стремится настичь беглянку? Конечно, дело не только (и не столько) в любви к Вере, хотя эта женщина (отчасти, быть может, в силу того, что она - замужняя) пользуется особой симпатией этого странного господина.

Вспомним о том, что ни в одном из эпизодов всех пяти глав романа «Герой нашего времени» никто из героев не посмел, да и не смог поставить Печорина в зависимое положение, навязать ему свою волю. Даже воинский начальник прапорщика Печорина Максим Максимыч, попытавшийся сгоряча арестовать своего подчинённого за авантюру с Бэлой и отобравший у того шпагу, в конце концов идёт на попятный и подчиняется воле своего прапорщика: “Я и в этом согласился. Что прикажете делать? есть люди, с которыми непременно должно соглашаться” (выделено мной. - С.Ш.). Чего стоит одна только эта выдержка из дневника Печорина: “...первое моё удовольствие - подчинять моей воле всё, что меня окружает...”

Печорин фактически манипулирует не только капитаном Максимом Максимычем, но и Азаматом, Грушницким, Верой, даже княжной Мери и её матерью. Он подобен опытному шахматисту, который видит развитие партии на несколько шагов вперёд. Он привычно и хладнокровно передвигает по шахматной доске тяжёлые и лёгкие фигуры. Недаром же в записи от 13 мая (глава «Княжна Мери») Печорин демонстрирует эту свою способность организовывать игру (интригу), в которой все роли им, режиссёром спектакля под названием «Человеческая комедия», давно распределены:

“- Завязка есть! - закричал я (Печорин. - С.Ш.) в восхищении: - об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.

Я предчувствую, - сказал доктор, - что бедный Грушницкий будет вашей жертвой...”

А ведь “бедный Грушницкий” всего лишь уронил стакан, который Мери подняла. Это не более чем экспозиция их “романа”! Да и триумфальное появление в доме у Лиговских после мастерски разыгранной интриги Печорин предсказывает задолго до этого самого “появления”: “...разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...”

Остаётся только вовремя очутиться около княжны в тот момент, когда ровно через неделю, 22 мая, на балу, желая скомпрометировать и оскандалить молоденькую княжну, около неё оказывается “господин во фраке с длинными усами и красной рожей”, направляющий “неверные шаги свои прямо к княжне”. Большей услуги “режиссёру” этого спектакля пьяный господин и его не менее нетрезвые товарищи и оказать не могли!

Примеров такого рода в романе предостаточно... Но вернёмся к сцене погони за Верой. Если бы сам Печорин “санкционировал” их расставание, если бы любовница главного героя романа исполнила его волю, никакой “скачки” бы, конечно, не было. Но как она посмела поступить по собственному разумению, сказать последнее слово! Право на это последнее слово всегда принадлежало ему, Печорину, и только ему!

Не менее красноречиво раскрывают характер главного героя романа «Герой нашего времени» связанные с предыдущими и последующими его эпизодами последние два абзаца разбираемого фрагмента:

“Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Всё к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принуждён на обратном пути пройти пятнадцать вёрст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих”.

Мы неспроста называем Григория Александровича Печорина рефлексирующим героем. В той же «Княжне Мери», в записи от 3 июня, Печорин приводит свой монолог, которым он, немного рисуясь, разразился перед наивной красавицей: “Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины...”

В том, что Печорин в этой своей исповеди перед княжной Мери не только кокетничает, мы убеждаемся в его откровенном признании самому себе в том же дневнике: “Я давно уж живу не сердцем, а головою... Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...”

Таким образом, и об этом пишет автор пособия по русской литературе XIX века «Текст» Н.М. Азарова, “именно во взаимоотношениях с Верой наиболее сильно ощущается трагизм положения Печорина, его отношение к любви: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя <...> раскрывается внутренний конфликт характера”.

Наутро Печорин, “получив приказание от высшего начальства отправиться в крепость N”, приходит проститься с княгиней (и княжной) Лиговской и говорит Мери убийственные для неё слова: “Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся!.. Вы должны презирать меня”. И в то же время в течение тех нескольких минут, пока продолжается эта невыносимая для обоих героев сцена, Печорин чувствует, что “ещё минута, и я бы упал к ногам её”.

Противоречивость натуры героя, его внутренний конфликт явлен Лермонтовым и в сцене погони, и в этом, последнем эпизоде, венчающем эту психологическую повесть - самую большую по объёму главу лермонтовского романа, исключительную во всех отношениях.

Следуя классификации, данной Э.Л. Безносовым, можем констатировать, что сцена погони за Верой играет и характерологическую роль, глубоко и полно раскрывает характер Григория Александровича Печорина, его образ мыслей; и - психологическую, поскольку, несомненно, даёт представление о душевном состоянии главного героя романа.

Эпизод этот наряду со многими другими фрагментами романа (разрыв с княжной Мери, прекращение отношений с Вернером) знаменует также поворот в отношениях Печорина с его возлюбленной.

Очевидны также причинно-следственные и причинно-временные связи сцены погони за Верой с другими фрагментами «Героя нашего времени».

Хорошо известно утверждение, что по одной капле воды с большей или меньшей точностью можно судить обо всём океане в целом. Разумеется, это относится и к тому, как эпизод (фрагмент) художественного произведения отражён во всём тексте повести, романа или драмы, свидетельствует о том, что собой представляет всё произведение в целом.

Этот фрагмент лермонтовского романа множеством незримых нитей связан с другими сценами. Вообще, применительно к этому, да и ко многим другим эпизодам романа «Герой нашего времени», можно сказать, что связь эта универсальная, исчерпывающая, всеобщая.

Этим, кстати, объясняется и то, что автор романа сумел всего на полутораста страницах текста сказать так невообразимо много о времени и его героях - о своём поколении и о себе.

Поэтому, как мне кажется, есть прямой резон, готовя ребят к выпускному сочинению за курс средней школы, выбирать именно такие эпизоды из произведений отечественных писателей-классиков XIX века, которые, так же как и отрывок из лермонтовского романа, имели бы максимальное число функций и связей с другими фрагментами произведения.

Роль эпизода в романе. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод - это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в художественном произведении - не только элемент фабулы, событие в жизни героев, но и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты идейно-художественного своеобразия произведения в целом, своеобразная нить, связывающая прошлое и будущее.

Путь героя, как правило, связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторская оценка.

Нередко от участия в главных событиях зависит и статус того или иного персонажа главный - второстепенный. И в этом смысле, как этап в развитии образа, эпизод самоценен. Элементы, составляющие художественный текст, связаны сложной функционально-подвижной системой связей, в которой каждый элемент органически взаимодействует с другими Бушмин А.С. Об аналитическом рассмотрении художественного произведения М 1995 Поэтому работа с эпизодом неизбежно выводит на разговор о важнейших мотивах, идеях, художественных приемах всего произведения, о творческой манере автора.

Ряд эпизодов, которым начинается роман И.С. Тургенева Отцы и дети возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино. Сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия предопределяет отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека.

Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути, понимаемого очень широко это не только и не столько выбор общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения. Проблема отношений отцов и детей, отразившаяся в заглавии романа и составляющая основной конфликт его проблема вневременная, жизненная.

Потому Тургенев отмечает типичность небольшой неловкости, которую ощущает Аркадий за первым после разлуки семейным ужином и которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова папаша и даже раз заменил его словом отец, произнесенным, правда, сквозь зубы. Однако этому эпизоду в романе соответствует точная дата - 20 мая 1859 года, как бы диктующая необходимость исторического комментария ко всему содержанию романа, остро полемического, отражающего идейную борьбу 60-х годов, споры вокруг подготавливающейся крестьянской реформы.

Не случайно основное действие романа происходит в дворянских гнездах, а Николай Петрович Кирсанов уже в первом разговоре с сыном заводит речь о хлопотах с мужиками. Важно отметить, что подобная конкретность не исключение, а скорее правило для романов Тургенева, очень точно отражающих время, в которое они написаны.

И неудачное хозяйствование Николая Петровича, и то, что толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ знаки времени, заключающие в себе скрытое сравнение с прежними временами. Молодого Кирсанова встречают барин и слуга. Как ни странно, но разговор о новом поколении начинается именно с Петра, в котором все и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения. Он не подходит к ручке барича, а только издали кланяется ему, а к мужикам относится презрительно.

Это вульгарное понимание нового, глупость и важность свойственны не одному Петру. По той же причине столь же ироничны описания Кукшиной и Ситникова, вытащивших, по выражению Писарева, идею Базарова на улицу, опошливших его взгляды. Петр, конечно, представляет гораздо меньшую опасность для общества, чем мнимые единомышленники Базарова, но едва ли меньшую роль играет его комический образ.

Петр встречает Кирсанова и Базарова в начале романа, он участвует как единственный секундант в одном из важнейших эпизодов - дуэли Базарова с Павлом Петровичем и, наконец, подобно Николаю Петровичу и Аркадию Николаевичу, женится. Роман начинается с диалога, диалоги вообще играют большую роль в этом романе и существенно преобладают над повествованием. Слово несет дополнительную нагрузку, является важнейшим средством характеристики персонажа.

Говорящий человек в романе - существенно социальный человек, исторически конкретный и определенный, и его слово - социальный язык, а не индивидуальный диалект. Действие, поступок героя в романе необходим как для раскрытия, так и для испытания его идеологической позиции, его слова Бахтин М.М. Слово о романе М 1989 Уже в первом эпизоде, говоря Аркадию о своих отношениях с Фенечкой, Николай Петрович переходит на французский язык, с появлением Павла Петровича в тексте появляются английские слова - и в речи персонажа, и в авторской речи. Так, европейское shake-hands Павла Петровича столь же далеко от рукопожатия, как далеко от поцелуя троекратное прикосновение Павла Петровича до щек племянника своими душистыми усами. В самом начале романа действие как бы в угоду реальности замедляется ожиданием встречи.

И, как будто воспользовавшись свободным временем, Тургенев обращается к биографии Николая Петровича Кирсанова. Предыстория тургеневских героев, как правило, лишенных прямой авторской оценки, всегда значима.

Их духовный мир тесно связан с обстоятельствами, в которых формируется их характер. Не случайно Аркадий, стремясь оправдать своего дядю в глазах друга, рассказывает ему историю Павла Петровича. Не случайно у главного героя романа - Евгения Васильевича Базарова - отсутствует предыстория. Образ Николая Петровича Кирсанова обладает высокой степенью типичности. Этот человек не исключение, он таков, как многие из обычной дворянской семьи, получивший обычное для того времени образование, женившийся по любви и живший в своей деревне хорошо и тихо. Он не преуспевает в хозяйственной деятельности, не живет, подобно брату, воспоминаниями яркой и бурной молодости.

Но он неравнодушен к музыке, восхищается природой и в этом смысле гораздо более выражает суть своего поколения, чем Павел Петрович, постоянно декларирующий свои убеждения и привязанности, но, в сущности, равнодушный ко всему. Судьбы Павла Петровича и Николая Петровича иллюстрируют две возможности, два пути для людей одного поколения, точно так же, как и Аркадий с Базаровым.

И близость Аркадия к отцу свидетельствует скорее о преемственности поколений, чем о консерватизме взглядов молодого Кирсанова. Однако уже в первые минуты встречи отца и сына намечается некая разница в поведении Аркадия и старшего Кирсанова Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына он словно потерялся немного, робел. Он вообще ведет себя гораздо менее решительно, чем Аркадий, наслаждающийся сознанием собственной развитости и свободы. И эта нерешительность, стремление к компромиссу, с одной стороны, разъединяет Николая Петровича с сыном, а с другой - служит основой их взаимопонимания.

По дороге в Марьино размышления Аркадия о необходимости преобразований сменяются восхищением представшей перед ним картиной природы А пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял. Пейзаж в романе Тургенева служит выражению внутреннего мира героев, является одним из приемов создания образа.

Не случайно именно на фоне прекрасной природы Тургенев выносит приговор Павлу Петровичу, не случайно природа, интересующая Базарова только в смысле практическом, в финале романа как будто бы последний раз и до конца противоречит его нигилистическим убеждениям.

И то, что Аркадий не может устоять перед природой, с первых страниц романа указывает на необходимость переворота в его душе. Природа близка ему так же, как и его отцу. Он подавляет собственные чувства, стараясь следовать нигилистическим взглядам Базарова. Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк Конечно заметил Николай Петрович ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным - Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился. Или чуть позже, когда цитируемые Николаем Петровичем пушкинские строки прерываются репликой Базарова Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром. А вечером, когда Базаров уходит в свою комнату, Аркадием овладевает радостное чувство от ощущения дома, той атмосферы теплоты и любви, которая соединяет его с детством.

Аркадий вспомнил нянюшку Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного О себе он не молился. Глубокая эмоциональная связь с миром детства и напускной нигилизм еще уживаются в Аркадии он как будто по привычке молится за нянюшку, в отношении себя оставаясь атеистом. Однако авторитет Базарова для Аркадия - скорее влияние сильной личности, чем общность взглядов.

То, что для Базарова естественно, для Аркадия часто только поза, стремление быть похожим на товарища, способ самоутверждения.

И в этом смысле путь молодого Кирсанова в романе - путь к самому себе. Уже в первом эпизоде романа Тургенева Отцы и дети намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева попытка проанализировать их - первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной целостности. Работа с эпизодами при всем их многообразии имеет важное значение для понимания всего произведения вцелом.

Это помогает выяснить смысловую и композиционную роли эпизода как влияет его содержание на читательское знание о герое, случайно ли его расположение общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующими и предыдущими своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи. Важно обратить внимание на расстановку персонажей в эпизоде, на то, от чьего имени ведется рассказ. 2.4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РОМАНА Несмотря на несомненную оригинальность романа Отцы и дети мы не можем не обратить внимание и не провести параллели с произведениями других авторов, а так же не отметить связь романа со все мировой мифологией. Роман Тургенева чрезвычайно символичен.

Например, третья глава романа Отцы и дети целиком посвящена разговорам только что встретившихся после долгой разлуки родственников. В числе прочих новостей упоминается, что умерла няня. Няня в русской литературе - персонаж весьма примечательный.

В Евгении Онегине, Обломове, Войне и мире добрая старушка оказывает важное благотворное влияние на главных героев, пересказывает им преданья простонародной старины, а иногда выступает в роли предсказателя судьбы например, нянина сказка про Емелю оборачивается моделью поведения взрослого Обломова или в роли своеобразного ангела-хранителя няня в Войне и мире зажигает перед образами венчальные свечи князя Андрея, что, по поверьям, помогает в тяжелые минуты жизни. И так далее.

Но Аркадий же у Тургенева, похоже, вовсе не склонен видеть в воспоминаниях о няне некую моральную опору, вспомнив о доброй старушке при виде сшитого ею одеяла, пожелал ей царствия небесного и крепко заснул, чтобы, проснувшись, более не возвращаться к ней мыслями. Зачем же тогда Тургенев вводит в свое произведение упоминание о няне? Посмотрим, в каком контексте упоминается смерть няни в романе Тургенева. У отца с сыном зашел разговор о любви к родным местам.

Аркадий, восхищающийся пейзажем, вдруг бросил косвенный взгляд назад по направлению к тарантасу Базарова и умолк. Через несколько минут уже не безмолвное, а весьма бесцеремонное вмешательство Базарова прерывает декламирование Николаем Петровичем стихов из Евгения Онегина. Стихи эти, правда, не о няне, не о родном доме и не об отеческих гробах, а о любви, но смысл эпизода не только в содержании прерванной цитаты, а именно в решительном приговоре Базарова устаревшим, с его точки зрения, сентиментальности, романтизму и питающим этот романтизм старинным былям, которые Татьяне Лариной или Андрею Болконскому могли даже объяснить современность.

Упоминание о няне, которая должна, по замыслу автора, ассоциироваться с народной культурой, поверьями, преданиями и, конечно, такой первостепенной для русского сознания фигурой, как Пушкин один из первых намеков на вечный, вневременный, или, как писал Н. Страхов, всегдашний аспект романа, посвященного, казалось бы, самым животрепещущим проблемам современностиСтрахов Н.Н. Литературная критика М. Современник, 1984 С.208 Не есть ли эти новые проблемы и новые люди на самом деле новые воплощения старого мифа? И если для этих новых людей старинные предания мертвы, погибли вместе с няней, то Тем хуже для новых людей.

Отцы и дети открываются точной датой 20 мая 1859 года. Первым же персонажем, о котором говорится как о человеке новейшего, усовершенствованного поколения, оказывается лакей Петр. Он копирует привычки хозяев, как и, например, Яша в Вишневом саде. Петр даже носит бирюзовую сережку в качестве охранительного талисмана. Вера в талисманы комически не согласуется с усовершенствованностью Петра, но в этом он подражает Павлу Петровичу, в чьей жизни, возможно, талисманы играют значительную роль. Более того, материалист, нигилист и атеист, Базаров в конце концов тоже окажется подвластен приметам, талисманам, преданьям простонародной старины и вообще глубокой мистичности всего сущего, которую он так яростно отрицал в начале романа.

В сущности Отцы и дети, роман о нигилисте, можно было бы назвать романом о талисмане.

Чрезвычайно важную роль в поэтике тургеневского романа играют предметно-символические детали, а среди этих деталей особо выделяются два типа символ-талисман и зоологические или растительные параллели, связанные персонажами. Причем детали того и другого типа могут пониматься и как средства социально-психологической характеристики персонажей, даже приметы времени если читать Отцы и дети как роман о современности, и как указание на тайные силы, управляющие миром если рассматривать роман как произведение о причинах вечного повторения древних сюжетов в жизни ушедших, современных и будущих поколений. Что означает одинокий опал Павла Петровича? Утонченность и продуманность туалета, несколько смешную в деревне и противопоставленную демократическим вкусам Базарова, или нечто большее? А может быть, это талисман Павла Петровича? Опал был излюбленным украшением римских патрициев, а в средние века существовало поверье, что этот камень делал людей меланхоликами.

Камень одиночества, символ разрушенных иллюзий и обманутых надежд Грачева Г.В. Грани самоцветов Литература в школе 1998 1 а также замкнутости и аристократизма весьма подходит Павлу Петровичу.

Но возникает вопрос сознательно ли Павел Петрович избирает камень с подобными свойствами. Некоторый свет на это проливает история перстня-талисмана со сфинксом.

У талисмана этого был прототип. От графини Воронцовой, вызвавшей к жизни несколько прекраснейших страниц русской поэзии, Пушкин получил в дар заветный перстень с восточными письменами. Когда Пушкин был убит, Жуковский снял этот перстень с остывшей руки волшебника, и в свой час он достался Тургеневу, и в свой час от лучшего чарователя русской художественной прозы этот перстень достался Полине Виардо, любимой женщине. От женщины - к поэту и от поэта - к женщине, круг завершился. Восточные письмена талисмана осуществили свою ворожбу не напрасно. Так писал Константин Бальмонт в замечательном эссе о Тургеневе Рыцарь Девушки-Женщины Бальмонд К. Избранное М. Художественная литература, 1983 С.615 Свободен ли от мифов и талисманов отрицатель Базаров Чем решительнее отрицание, чем менее обнаруживает оно колебаний и сомнений, тем лучше, тем могущественнее авторитет, тем возвышеннее идол, тем непоколебимее вера. Не только идол, но и талисман есть у Базарова.

Это, по замечанию Каткова, книжка Бюхнера, играющая роль какого-то талисмана.

Ту же мысль высказывают и современные исследователи Нетрудно заметить, что книга Бюхнера имеет для Базарова особенное значение. Герой часто носит ее с собой и, при случае, пусть несколько пренебрежительно, но рекомендует читать окружающим, словно новоявленный проповедник. Действительно, уже вскоре после своего появления сочинение Бюхнера воспринималось современниками, вследствие необыкновенной популярности, в качестве своего рода библии материализма. И несмотря на то, что все в романе, включая самого автора, подчеркивают, будто Базаров ни во что не верит, нельзя не заметить, что именно в свою библию силы и материи он как раз верит, причем верит неутомимо и даже идеально, почти по-шиллеровски. Интересно, что Базаров недоволен почти молитвенным отношением Николая Петровича к Пушкину и неизменно прерывает неоднократные попытки Кирсанова обратиться к авторитету великого поэта.

Однако неудача Базарова в попытке заменить томик Пушкина в руках Николая Петровича сочинением Бюхнера приобретает символический смысл. Пушкинская поэзия освещает весь роман - от цитируемых Николаем Петровичем стихов из Евгения Онегина 3-я глава до перифраза в последней главе строк из стихотворения Брожу ли я вдоль улиц шумных о том великом спокойствии равнодушной природы. Получается, что никакая наука не заменит веру и искусство, никакая польза не заменит любовь и поэзию.

Вспомним, что позже, в эпизоде разговора Базарова с Фенечкой ученая книга, мудреная со статьей о креозоте скользнула со скамейки на землю как раз в тот момент, когда Базаров увлеченно говорил комплименты Фенечке Наконец, в последних словах умирающего Базарова не поминается никакая наука.

Слова Дуньте на умирающую лампаду звучат романтично, а фраза Теперь темнота не случайно перекликается с гамлетовской The rest is silence Дальше - тишина. Этими же словами, кстати, заканчивается тургеневская повесть Довольно. Оказывается, в конце романа Базаров сам заговорил, как Пушкин или Тургенев.

Можно даже сказать, что Пушкин - это талисман всего тургеневского романа. Тургеневу близка мудрая позиция автора Евгения Онегина Но я молчу Два века сорить не хочу и вообще та особенность пушкинского творчества, о которой хорошо сказал В.Н. Турбин Любимый прием Пушкина повторять в современности древность Турбин В.И. Поэтика романа А.С. Пушкина Евгений Онегин М. МГУ, 1996 С.266 Ранее это, хотя и с явным неудовольствием, отмечал И.Ф. Анненский, писавший о Тургеневе Это был пушкинец, пожалуй, самый чистокровный.

Тургенев гармонизировал только старое, весь среди милых его сердцу условностей. Для Тургенева даже новое точно когда-то уже было Анненский И.Ф. Избранное М. Правда, 1987 С.439 Обращают на себя внимание и неоднократные упоминания о заразных заболеваниях, эпидемиях, вспыхивающих то тут, то там в неспокойное лето 1859 года. Холера стала появляться кое-где по окрестностям, именно с Павлом Петровичем случается довольно сильный припадок, причем Павел Кирсанов - единственный обитатель Марьина, упорно отказывавшийся до дуэли от медицинской помощи Базарова.

Упоминается в рассказах Василия Ивановича любопытный эпизод чумы в Бессарабии, хотя и давний. Наконец, роковой порез Базаров получает при вскрытии трупа тифозного больного тоже заразная болезнь Таким образом, в романе Тургенева силы матери-природы наказывают храбреца, самоуверенно бросившего вызов року. Мотив ослепления перед смертью можно усмотреть также в последних словах Базарова, которые мы выше сравнивали с последними словами Гамлета.

Здесь мы рассмотрели лишь небольшую часть всех переплетений романа с мифами и легендами мира. Базаров, Кирсанов, женщины, присутствующие в романе и даже слуга - все в понимании Тургенева зависимы от талисманов, их жизни переплетены между собой и закольцованы. О чем он думал, прожив красивую жизнь и уходя с этой земли? О чем вспоминал, лёжа у окна виллы в Буживале близ Парижа, глядя на проплывающие по Сене баржи и лодки, на зеленые луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, на сверкающие облака? О чем он думал, уходя? С. Марков

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "ОТЦЫ И ДЕТИ" в аспекте современного изучения классики

Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений. Не всегда соглашаясь с его оценкой событий и деятелей русской жизни, нередко.. Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писателей второй половины XIX века. В его творчестве продолжают..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

« Воина и мир»- роман- эпопея. Одно из значений слова эпопея- изображение жизни народа в национально- исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.

Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой- народ.

Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем- нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион.

Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушин много и действительно каждый настоящий воин в душе не много Тушин, с другой же стороны можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.

Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья - мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, «чувствуется скрытая теплота патриотизма».

До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа.

Но вот начало сражения «земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель - победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» так думают и Тушин и Болконский.

Тушин и Багратион в чем- то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, «пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны. Так же Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку».

Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.

Консультация.

Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века.

Итак, что не забыть? Эпизод должен быть проанализирован как в своих связях с целым произведением, так и изнутри – об этих двух сторонах анализа эпизода нужно помнить всегда. Что предшествует эпизоду, что идет за ним, какую функцию он выполняет. Может быть, эпизод посвящен изображению важного события, которое как-то подготовлено. Может быть и характеристика героя или среды. Эпизод может изображать одну и ту же ситуацию, но происходящую с разными героями. А может мы видели этого же героя, но в другой ситуации. Возможна и перекличка между произведениями. У каждого эпизода своя внутренняя логика, свой микро сюжет, композиция. Эпизод анализируем с точки зрения выражения в нем авторской позиции. События могут быть пропущены или представлены объективно через одно из героев. Где в эпизоде автор? Какова его оценка? Где герой? Манера автора? Как она проявляется в соединении точек зрения самого автора? Тренироваться можно при повторении любого писателя и его произведений в XIX веке. Содержательная функция эпизода может давать характеристику героям, их мировоззрению, дать представление о душевном состоянии героя, а может ознаменовать собой новый поворот в отношениях героев, просто оценка в эпизоде. Авторские отступления могут вторгаться в текст, давая характеристики персонажам и событиям. Могут быть и внесюжетные эпизоды. Лирические отступления, например: «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В постоянном сопоставлении эпизоды получают художественный смысл. Возьмем дуэль. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Поединок между Печориным и Грушницким. Формально победа за Печориным, но моральная победа на стороне Грушницкого. Ведь Печорин подчинился чужой воле впервые! Не имел Печорин желания убивать Грушницкого, но застрелил. И не потому, что испугался его угроз, а потому, что чувствовал Печорин моральную правоту другого человека. Это поражение индивидуалиста. Поражение болезненное, так победил не Печорин, а жалкий и смешной Грушницкий. Дуэль Кирсанова Павла и Базарова Евгения. И. Тургенев «Отцы и дети». Эта дуэль показана как кульминация, как непримиримость олицетворяемых ими сил. Эпизод дуэли Пьера Безухова и Долохова в романе Л. Толстого «Война и мир». В описании помещения часто можно увидеть, каков созданный персонаж. Например, Н.В. Гоголь «Мертвые души» (любая глава). Характер соединения эпизодов в художественном произведении имеет и эстетическую функцию. Н.В. Гоголь использовал прием странствующего героя, пути-дороги, что позволило создать более широкое эпическое полотно.

Анализируя эпизод, помните: надо определить его место в художественной системе конкретного произведения, то есть его связь с другими эпизодами и сценами. Только тогда получим представление о месте данного события в общей картине произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....

Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева Отцы и дети

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”И.С. ТургеневЦели: Подведени...

Конспект урока литературы в 10 классе. Роль эпизода «Раскольников и Соня читают «Евангелие»

Цели:Подготовка к письменной работе.Задачи:Обучающие: закрепить полученные знания о романе, привести в систему и уточнить их, объяснить смысл противопоставления героев-антиподов: Раскольникова и Сони...

« Воина и мир»- роман- эпопея. Одно из значений слова эпопея- изображение жизни народа в национально- исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.

Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой- народ.

Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем- нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион.

Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушин много и действительно каждый настоящий воин в душе не много Тушин, с другой же стороны можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.

Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья - мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, «чувствуется скрытая теплота патриотизма».

До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа.

Но вот начало сражения «земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель - победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» так думают и Тушин и Болконский.

Тушин и Багратион в чем- то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, «пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны. Так же Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку».

Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.