Арии, романсы, песни - федор шаляпин - ноты. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери) Произведения шаляпина

Арии, романсы, песни - федор шаляпин - ноты. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери) Произведения шаляпина
Арии, романсы, песни - федор шаляпин - ноты. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери) Произведения шаляпина

Понимание истории российского музыкального театра невозможно без рассмотрения вопроса о том, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Этот выдающийся певец оказал огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Трудно переоценить его вклад в становление национального оперного искусства. Его феноменальный успех за границей способствовал распространению и популяризации не только русской классической музыки, но и народного, фольклорного песенного творчества.

Некоторые факты биографии

Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Будущий певец происходил из простой крестьянской семьи. Он окончил местное приходское училище, с детства пел в церковном хоре. Однако из-за трудного материального положения он некоторое время обучался ремесленному мастерству. Через некоторое время молодой человек поступил в арское училище. Начало его творческой карьеры связано с поступлением в труппу Серебрякова, где он поначалу исполнял небольшие партии, участвуя в хоровом пении.

В 1890 году Федор Иванович Шаляпин уехал в Уфу, где поступил в опереточную труппу. Здесь он начал исполнять сольные партии. Через четыре года перебрался в Москву, а потом - в столицу империи, где был принят в главный театр. Здесь он исполнял роли как иностранного, так и отечественного репертуара. Талант молодого певца сразу привлек внимание не только широкой публики, но и критиков. Однако, несмотря на рост популярности, Шаляпин чувствовал себя несколько стесненным: ему не хватало свободы и личной инициативы.

Начало карьеры

Перелом в жизни певца произошел после его знакомства со знаменитым российским миллионером и меценатом С. Мамонтовым. С ним он впервые встретился поиском талантов и набирал в свою труппу лучших певцов, музыкантов и художников. В этом городе выступления Шаляпина начались с исполнения им заглавной партии Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Спектакль имел большой успех и сыграл судьбоносную роль в карьере артиста, поскольку именно в этой постановке раскрылся его огромный талант именно как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Тогда Савва Иванович пригласил певца в свою частную труппу. Он хотел создать русский национальный музыкальный театр, и поэтому особенно заботился о том, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых деятелей искусства.

Расцвет творчества

Мамонтовская опера сыграла выдающуюся роль в русской культуре. Дело в том, что на этой частной сцене ставились те оперы, которые не шли в казенных театрах. Например, именно здесь состоялась премьера нового произведения Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Шаляпин. Вообще этот новый театр был призван популяризировать музыку представителей «Большой кучки». И именно в данном репертуаре максимально раскрылся талант певца.

Для того чтобы понять, насколько сильно изменились роли этого выдающегося исполнителя, достаточно просто перечислить, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Он начал петь большую русскую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, которые писали свои произведения на исторические, былинные и сказочные темы. Традиционные народные мотивы особенно нравились певцу, а картины из древнерусской истории привлекали своей живописностью и глубиной. Именно в данный период своего творчества (1896-1899 гг.) он воплотил на сцене ряд выдающихся образов. Одной и наиболее значимых его работ этого этапа стала роль Ивана Грозного в сочинении Римского-Корсакова.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Критики замечали, что он прекрасно чувствовал музыкальный язык исполняемых произведений. Кроме того, Шаляпин был превосходным театральным артистом, то есть с помощью мимики и жестов передавал все психологические черты изображаемого персонажа. Певец обладал талантом перевоплощения. Например, он мог в одном спектакле играть несколько ролей. Этим мастерством особенно и прославился Федор Шаляпин.

«Борис Годунов» - опера, в которой он пел партии царя и монаха Пимена. Его исполнение отличалось особой выразительностью, так как для каждой роли он умел найти новый музыкальный язык. Мусоргский был его любимым композитором.

Эпизоды

Голос Шаляпина - это высокий бас. И хотя он прославился исполнением в первую очередь драматических партий, тем не менее, обладал хорошим чувством юмора, и как большой артист прекрасно играл комедийные роли, например партию дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Талант его был многогранен: он великолепно пел и в эпизодических партиях, как, например, в опере Глинки. Помимо исполнения главной роли в спектакле «Жизнь за царя» он сыграл роль одного из витязей в его другом произведении. Эта небольшая мизансцена была положительно отмечена критиками, которые говорили о том, что артисту удалось удивительно точно передать образ хвастливого воина.

Еще одна небольшая, но знаковая роль, - партия варяжского гостя, которая стала визитной карточкой певца, и образ мельника из другой сказочной оперы. Тем не менее основой его репертуара продолжали оставаться серьезные драматические партии. Здесь отдельно следует выделить работу в опере «Моцарт и Сальери». Данное произведение является камерным и отличается от тех спектаклей, в которых он прежде участвовал. Тем не менее Шаляпин и здесь проявил себя как большой артист, великолепно исполнив басовую партию.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Эмиграция

В 1920-1930-е годы певец активно гастролировал, выступая не только с отечественным, но и с иностранным репертуаром. При характеристике данного периода его творчества следует указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Так, специально для него Ж. Массне написал оперу «Дон Кихот». Певец сыграл эту роль и снялся в одноименном фильме.

Шаляпин умер в 1938 году от тяжелой болезни, был похоронен во Франции, но потом его прах был перевезен в нашу страну. В 1991 году ему посмертно вернули звание Народного артиста.

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театрДраматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в «Русалке» или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации… которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации».

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Семинарист», «Трепак» Мусоргского, «Сомнение» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Соловей» Чайковского, «Двойник» Шуберта, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б. Асафьев:

«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями».

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров… «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький…

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.

Федор Шаляпин – русский оперный и камерный певец. В разное время он был солистом в Мариинском и Большом театрах, а также в Метрополитен-опера. Поэтому творчество легендарного баса широко известно и за пределами его родины.

Детство и юность

Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Его родители были приезжими крестьянами. Отец Иван Яковлевич переселился из Вятской губернии, он занимался необычной для крестьянина работой – служил писчим в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна была домохозяйкой.

В детстве у маленького Феди заприметили красивый дискант, благодаря чему он был отправлен в церковный хор певчим, где и получил основы знаний музыкальной грамоты. Помимо пения в храме, отец отдал мальчика на обучение к сапожнику.

Закончив несколько классов начального образования с отличием, юноша отправляется на работу помощником писаря. Эти годы потом Фёдор Шаляпин будет вспоминать как самые скучные в его жизни, ведь он был лишен главного в его жизни - пения, так как в это время его голос переживал период ломки. Так бы и шла по накатанной карьера юного архивариуса, если бы однажды он не попал на представление Казанского оперного театра. Магия искусства навсегда захватила сердце юноши, и он решается на смену деятельности.


В 16 лет Фёдор Шаляпин с уже оформившимся басом проходит прослушивание в оперный театр, но с треском проваливает его. После этого он обращается в драматический коллектив В. Б. Серебрякова, в который его берут на должность статиста.

Постепенно молодому человеку стали поручать вокальные партии. Уже через год Фёдор Шаляпин исполнил партию Зарецкого из оперы «Евгений Онегин». Но в драматической антрепризе он долго не задерживается и уже спустя пару месяцев устраивается хористом в музыкальную труппу С. Я. Семёнова-Самарского, с которой уезжает в Уфу.


По-прежнему Шаляпин остаётся талантливым самоучкой, который после нескольких комически провальных дебютов обретает сценическую уверенность. Молодого певца приглашают в странствующий театр из Малороссии под руководством Г. И. Деркача, с которым он совершает ряд первых поездок по стране. Путешествие приводит Шаляпина в конечном счёте в Тифлис (ныне – Тбилиси).

В столице Грузии талантливого певца замечает педагог по вокалу Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Он берет на полное обеспечение небогатого юношу и занимается с ним. Параллельно с уроками Шаляпин работает исполнителем басовых партий в местном оперном театре.

Музыка

В 1894 году Федор Шаляпин поступает на службу в Императорский театр Санкт-Петербурга, но строгость, царящая здесь, начинает его быстро тяготить. По счастливой случайности на одном из спектаклей его замечает благотворитель и переманивает певца к себе в театр. Обладая особым чутьем на таланты, меценат обнаруживает в молодом темпераментном артисте невероятный потенциал. Он предоставляет Федору Ивановичу полную свободу у себя в коллективе.

Федор Шаляпин - "Очи Чёрные"

Во время работы в труппе Мамонтова Шаляпин раскрыл свои вокальные и артистические способности. Он перепел все знаменитые басовые партии русских опер, таких как «Псковитянка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Русалка», «Жизнь за царя», «Борис Годунов» и «Хованщина». Его исполнение роли в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор остаётся эталонным. Впоследствии он воссоздаст похожий образ в арии «Мефистофель» в театре «Ла Скала», чем заслужит успех у мировой публики.

С начала XX столетия Шаляпин вновь появляется на подмостках Мариинки, но уже в роли солиста. Со столичным театром он гастролирует по странам Европы, попадает на сцену Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, не говоря уже о регулярных выездах в Москву, в Большой театр. В окружении знаменитого баса можно заметить весь цвет творческой элиты того времени: И. Куприн, итальянские певцы Т. Руффо и . Сохранились фото, где он запечатлен рядом со своим близким другом .


В 1905 году Фёдор Шаляпин особенно отличился сольными выступлениями, на которых он пел романсы и знаменитые на тот момент народные песни «Дубинушка», «Вдоль по Питерской» и другие. Все средства от этих концертов певец пожертвовал на нужды рабочим. Такие концерты маэстро превращались в настоящие политические акции, чем в дальнейшем Федор Иванович снискал себе почет у советской власти. К тому же дружба с первым пролетарским писателем Максимом Горьким обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора».

Фёдор Шаляпин - "Вдоль по Питерской"

После революции новая власть назначает Фёдора Ивановича руководителем Мариинского театра и присуждает ему звание Народного артиста РСФСР. Но в новом качестве певец проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями 1922 года он иммигрировал с семьёй за границу. Больше он на подмостках советской сцены не появлялся. Спустя годы советское правительство лишило Шаляпина звания Народного артиста РСФСР.

Творческая биография Фёдора Шаляпина – это не только его вокальная карьера. Помимо пения, талантливый артист увлекался живописью и скульптурой. Также он снялся в кино. Ему досталась роль в одноименной кинокартине Александра Иванова-Гая, а также он участвовал в съёмках фильма немецкого режиссёра Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где Шаляпин исполнил главную роль знаменитого борца с ветряными мельницами.

Личная жизнь

С первой женой Шаляпин познакомился в молодости, во время работы в антрепризном театре Мамонтова. Девушку звали Иола Торнаги, она была балериной итальянского происхождения. Несмотря на темперамент и успех у женщин, молодой певец решил связать себя узами брака как раз с этой утонченной женщиной.


За годы совместной жизни Иола родила Федору Шаляпину шестерых детей. Но даже такое семейство не удержало Фёдора Ивановича от кардинальных изменений в жизни.

Находясь на службе в Императорском театре, ему приходилось часто жить в Санкт-Петербурге, где он и завёл вторую семью. Сначала со своей второй супругой Марией Петцольд Фёдор Иванович встречался тайно, так как она была тоже замужем. Но впоследствии они стали жить вместе, и Мария родила ему ещё троих детей.


Двойная жизнь артиста продолжалась до момента его отъезда в Европу. На гастроли предусмотрительный Шаляпин выехал в составе всей второй семьи, а через пару месяцев к нему в Париж поехали пять детей от первого брака.


Из большой семьи Федора в СССР остались только его первая жена Иола Игнатьевна и старшая дочь Ирина. Эти женщины стали хранительницами памяти оперного певца на родине. В 1960 году старая и больная Иола Торнаги переехала в Рим, но перед отъездом она обратилась к министру культуры с просьбой – создать в их доме на Новинском бульваре музей Федора Ивановича Шаляпина.

Смерть

В последнее турне по странам Дальнего Востока Шаляпин отправился в середине 30-х годов. Он дает свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. После этого, вернувшись в Париж, артист почувствовал себя нехорошо.

В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови: Шаляпину остается год жизни.

Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и только в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.


Правда, многие историки считают кончину Федора Шаляпина довольно странной. Да и доктора в один голос твердили, что лейкемия с таким богатырским телосложением и в таком возрасте встречается крайне редко. Также существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу – шишкой зеленоватого цвета. Доктора утверждают, что подобные новообразования возникают при отравлении радиоактивным изотопом или фенолом. Вопросом, что же случилось с Шаляпиным на гастролях, и задался краевед из Казани Ровель Кашапов.

Мужчина считает, что Шаляпина «убрала» советская власть как неугодного. В свое время он отказался вернуться на родину, плюс ко всему, через православного священника оказывал материальную помощь бедным русским эмигрантам. В Москве его поступок назвали контрреволюционным, направленным на поддержку Белой эмиграции. После такого обвинения о возвращении уже не шло и речи.


Вскоре певец вступил с властью в конфликт. Его книга «История моей жизни» была напечатана иностранными издательствами, а разрешение на печать они получили у советской организации «Международная книга». Шаляпина возмутило столь бесцеремонное распоряжение авторскими правами, и он подал в суд, который обязал СССР выплатить ему денежную компенсацию. Разумеется, в Москве это расценили как враждебные действия певца против советского государства.

А в 1932 году он написал книгу «Маска и душа» и издал ее в Париже. В ней Федор Иванович в жесткой форме высказался по отношению к идеологии большевизма, к советской власти и в частности к .


Артист и певец Федор Шаляпин

В последние годы жизни Шаляпин проявлял максимальную осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не пускал. Но в 1935 году певец получил предложение об организации гастрольного тура в Японии и Китае. А во время гастролей в Китае неожиданно для Федора Ивановича ему предлагают дать концерт в Харбине, хотя изначально выступление там не планировалось. Краевед Ровель Кашапов уверен, что как раз там доктору Витензону, сопровождавшему Шаляпина в этом туре, был вручен аэрозольный баллон с отравляющим веществом.

Аккомпаниатор Федора Ивановича, Жорж де Годзинский, в своих воспоминаниях утверждает, что перед выступлением Витензон осмотрел горло певца и, несмотря на то, что нашел его вполне удовлетворительным, «побрызгал ментолом». Годзинский рассказывал, что дальнейшие гастроли проходила на фоне ухудшающегося здоровья Шаляпина.


В феврале 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского оперного певца. В доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, где жил Федор Иванович с семьей с 1910 года, почитатели творчества широко отметили его юбилей.

Арии

  • Жизнь за царя (Иван Сусанин): Ария Сусанина «Чуют правду»
  • Руслан и Людмила: Рондо Фарлафа «О, радость! Я знал»
  • Русалка: Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые»
  • Князь Игорь: Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха»
  • Князь Игорь: Ария Кончака «Здоров ли, князь»
  • Садко: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»
  • Фауст: Ария Мефистофеля «Спустилась тьма»