Богиня танца - терпсихора. Греческие музы
Читайте также
Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
The Muses - Terpsichore
Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.
Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.
Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)
Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.
Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.
Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.
Musa -terpsichore
Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.
Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA
За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.
Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag
И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.
Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.
Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?
Делия Стейнберг Гусман
Muse-Terpsichore at the Hermitage.
Многие картинки кликабельны.
Терпсихора - это одна из девяти древнегреческих муз, покровительствующих искусствам и наукам, которые, по преданию, родились от могущественного Зевса и Мнемосины, богини памяти. Прекрасная дева с лирой в венке из плюща давала вдохновение тем, кто почитал искусство танца и хорового пения.
Прекрасные музы
Музы, а иначе их называли мусами, изображались в виде прекрасных девушек. Они могли не только покровительствовать людям искусства - артистам, поэтам, художникам, музыкантам, но и наказывали тех, кто вызывал их гнев, лишая таланта и вдохновения. Для того чтобы их задобрить, строили храмы, мусейоны, где можно было попросить о покровительстве и порадовать дарами.
Как изображали Терпсихору
Терпсихора - это муза, которая благоволила к тем, кто занимался танцами и хоровым пением. Ее также называли Цец.
Изображают Терпсихору с атрибутами, которые указывают на ее связь с искусствами. На голове у нее красуется венок из плюща, указывающий на отношение к Дионису, в руках она держит лиру и медиатр (плектру), на которой играет с улыбкой на лице. Музы сопровождали Диониса на празднества и свадьбы, были связаны с ним мистическими силами и внутренним огнем.
На картине Буше Франсуа она изображена в виде белокурой девушки с бубном, возлежащей на облаках с ангелами. Предполагалось, что с помощью музы можно достичь необыкновенных высот в искусстве, прикоснуться к божественному.
Источник вдохновения для поэтов и художников
Геосид в своем тексте о музах "Теогония" описывает их как благородных дев, которые, омывшись в водах святых источников, превозносят красивыми голосами и изящными танцами Зевса. Платон воздвиг в честь них храм в Афинах, к Юго-Западу от Акрополя, а также их святилища можно было встретить на всей территории страны.
Провожая в путь, древние греки давали напутствие: «Да пребудут с тобой музы!» Посещение музы - гордость, знак удачи.
Вечные философы и искатели истины, греки посвящали музам свои творения, просили их открыть путь к совершенствованию, а художники изображали рядом с музами себя и писали с ними портреты великих людей. В древнегреческих произведениях Прокла к ним обращались с просьбой провести душу к священному свету. Не раз Терпсихору упоминает А. С. Пушкин в "Евгении Онегине".
Терпсихора родила от бога реки Ахелоя очаровательных сирен, которые пели так, что никто не мог противиться им и ослушаться их. Знаменитый Одиссей, главный герой поэмы Гомера, с трудом противостоял их обаянию.
Многие пытались изобразить Терпсихору, эту богиню танца, стараясь передать ее грацию, одухотворенность, музыкальность.
Танец самой музы считался гармонией безупречных движений души и тела. Поэтому нетрудно разгадать значение фразеологизма «легкая, как Терпсихора».
Космическое дыхание танца
В переводе с греческого языка Терпсихора - это "восхищение", "утешение", "наслаждение танцем", "хоровым пением". Танец был не только способом выразить свои эмоции и страсти. Гармония в движениях, легкость, грациозность, по мнению философов, могла быть отражением души, ее светлых порывов, а красивые и верные движения, связанные ритмами, сливающиеся с музыкой, вводили танцоров в транс, и танец превращался в мистическое действо. Вдохновленный музой танец помогал душе возвыситься, соединиться с Космосом, получить откровения и исцеление.
По легенде, культ муз появился среди фракийских певцов, которые жили в Пиерии у горы Олимп. Кроме Диониса, музы сопровождали Аполлона, игравшего на лире на Олимпийсках пирах в окружении своих спутниц, которые вели души к свету, солнцу, истине, мудрости, постижению высшего смысла слова, музыки, танцев. Терпсихора - это главная вдохновительница хорового пения и танцев, столь любимых греческим народом, поэтому по праву занимала место среди муз, которые являлись третьим поколением жителей Олимпа.
Обитали они на Парнасе, рядом бил источник воды. Свой дар они передавали некоторым с самого детства, посещали и покровительствовали своему избраннику на протяжении всей его жизни.
Крылатая фраза о Терпсихоре
В значение «легкая, как Терпсихора» вкладывают не только восхищение талантливыми танцовщицами, но и грациозными женщинами, которые, независимо от возраста и веса, могут двигаться красиво, благородно, вызывают восхищенные взоры. Движения, как и глаза, отражают состояние, настроение, по походке можно узнать характер человека.
Те, кто одарен танцевальными способностями, могут считать себя счастливыми людьми, говорить с небесами языком танца.
Лидия Игнатенко
В гостях у Богини танца Терпсихоры
«В гостях у Богини танца Терпсихоры »
Зал празднично украшен. Дети входят в зал под музыку и исполняют танцевальную композицию
«Радуга желаний» .
1-й ребенок : Внимание, внимание!
скорее все сюда.
увидеть представление
спешите, господа.
2-й ребенок : Перед тем как появиться
Пред вами в этом зале,
Мы минут наверно тридцать
Перед зеркалом стояли.
3-й ребенок : Проверяли банты, складки,
чтобы было все в порядке.
будем весело кружиться,
танцевать и веселиться .
4-й ребенок : сегодня праздник радостный,
и нет другого дня,
когда увидеть сможете танцующим себя !
Ведущий : Ребята, вы, наверное, все очень любите и хотите танцевать ? По этому случаю, мы пригласили к нам в детский сад повелительницу танца - прекрасную Терпсихору !
Под торжественную музыку входит в зал Терпсихора .
Терпсихора : Мое имя - Терпсихора ,
Я на праздник к вам пришла,
ведь и музыка, и танцы -
Это символы добра!
Я Богиня - муза танца .
больше нет другой такой,
но не стану зазнаваться,
скучно станет вам со мной.
скуку нынче прочь гоните,
не пускайте на порог,
ведь сегодня праздник танца ,
Праздник тела, рук и ног.
Много в мире разных танцев :
быстрых, легких, озорных,
даже птицы, даже звери не обходятся без них!
А самым популярным и любимым танцем во все времена считается «Вальс» .
Что за принц пожаловал,
замерли минутки,
джентльмены в черном,
дамы в пышных юбках
звук аккорда плавно воздух рассекает,
Первые движения - зритель замирает.
Венский вальс чудесный вносит в зал к нам чары,
Переносит в сказку молодых и старых.
Вальса волшебная музыка льется,
Плавно закружатся пары сейчас,
Мы веселимся, и каждый смеётся
пусть же звучит только вальс, только вальс.
Вальс Свиридова «Метель» , дети исполняют танцевальную композицию .
Звучит веселая музыка, в зал входит Спотыкайло.
Спотыкайло : Я - веселый Спотыкайло
в жизни мне не повезло :
спотыкаюсь, спотыкаюсь,
спотыкаюсь день и ночь.
к вам, ребята, я на праздник
так спешил и так летел,
раз 15 спотыкнулся,
25 перевернулся,
нос разбил, разбил коленку,
стукнул лоб о вашу стенку.
В жизни так уж повелось -
спотыкаюсь день и ночь.
Прибыл к вам на праздник танца
и скажу вам без вранья,
Танцевать бы научили
вы несчастного меня.
Ведущий : Что ты, милый Спотыкайло,
здесь в саду у нас ребята
очень любят танцевать
«Рок-н-ролл» , «Ламбаду» , «Польку» ,
«Вальс» , «Калинку» ,
«Ча-ча-ча» .
Спотыкайло : Если хочешь, мы можем и тебя научим танцевать . У нас в гостях сегодня повелительница танца - прекрасная Терпсихора .
Спотыкайло : Спасибо за ваше предложение. Согласился я б, конечно, научиться танцевать . Не один я Спотыкайло, есть еще один несчастный любитель танцев , мой друг Запинайло. Он еще к вам не приходил?
Дети : Нет.
Спотыкайло : А вот и он!
Под музыку, без конца запинаясь, входит Запинайло.
Запинайло : Грустно очень Запинайле
жить на этом белом свете,
что ни шаг - то запинаюсь,
спотыкаюсь, зацепляюсь.
Было б здорово, ребята.
Вы, ребята, дошколята
уделили мне внимание,
научили танцевать .
Спотыкайло : А вот и мой друг пожаловал! Здравствуй, приятель!
Здороваются, долго трясут друг другу руки.
Вот с тобой мы поздоровались, а с ребятами не поздоровались.
Запинайло : Это правда. Это нехорошо. Это ты виноват, Спотыкайло.
Спотыкайло : теперь уже все равно, кто виноват. Поздоровайся лучше с ребятами - и все дела.
Запинайло : А я и не знаю как?
Спотыкайло : ну, хорошо, я тебя научу, смотри и слушай. Это очень просто. Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Кланяется.
Запинайло : Это очень просто. Здравствуйте ребята! Спотыкайло : «очень просто» говорить не надо скажи только : ну, иди.
Запинайло : Очень просто - говорить не надо скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте» .
Спотыкайло : Ты, Запинайло, ничего не понимаешь, не надо ребятам говорить : «очень просто» , скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» . Экий ты, бестолковый, даже поздороваться не можешь научиться, а еще собираешься танцевать научиться . Даже маленькие дети умеют здороваться, а ведь ты уже не маленький. Запинайло : (громко плачет) Ты только меня учишь и ругаешь. Спотыкайло : Ну, хорошо, не сердись, давай вместе поздороваемся. Повторяй за мной и вместе кланяйся. Вместе : Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Ведущий : ну, вот и хорошо, что наконец-то вы научились здороваться и поздоровались с нашими гостями и ребятами . Весело живется в детском саду ребятам, а начинают они свой день веселой песней.
Исполняется песня «Детский сад» муз. Асеевой.
Ведущий : Вместо утренней зарядки
Мы танцуем рок-н-ролл
Прыгаем, руками машем,
Застонал под нами пол.
Рок - ролл - отличный танец
Заводной, простой, живой.
Если ты танцуешь с нами ,
Будем мы дружить с тобой.
Исполняется «Рок – н рол» .
Танцевальная композиция по выбору
музыкального руководителя.
Спотыкайло : Как весело, как весело как здорово у вас.
Мы с другом Запинайло все повторим сейчас. Терпсихора : Нет, милые друзья, чтобы так научиться танцевать , нужны терпение и старание . Посмотрите-ка еще и поучитесь у ребят.
А танцы у нас разные :
И народные, и прекрасные.
Ой, на горе, на горе девицы гуляли.
Красны ленты, в русы косы девки, заплетали.
Вышли русские лебедки танцевать «калинку» ,
Это русская душа вспомнила старинку.
Ребенок : Русский танец - заводной,
Пропоем напев родной.
Мы с улыбкой танец спляшем,
Как в нем двигаться покажем.
Дети исполняют пляску «Калинка» «Ритмическая мозаика» ).
Терпсихора : Это танец русского народа, а у американского народа есть тоже свой танец. Он называется «Кантри» или «Ковбойский танец» . Кантри в переводе с английского языка означает деревня. Ковбоями в Америке называют конных пастухов. Он не менее зажигательный и веселый, чем русский танец «Калинка» .
Ребенок : Крестьянский танец «Кантри» в Америке возник, Его танцуют взрослые и каждый ученик.
Живет он в сердце каждого так много, много лет,
Поднимет настроение, избавит вас от бед.
Дети исполняют «Ковбойский танец Кантри» .
Спотыкайло : Вот это танец! Мы с моим другом все поняли, давай-ка спляшем!
Повторяют движения танца , у них ничего не получается.
Терпсихора : Достаточно, достаточно, молодцы! уже получается лучше. Я думаю, к концу нашего представления вы станете настоящими мастерами танца . Пока же я вам советую еще подучиться.
Есть еще один интересный танец у наших ребят. Ребятки, отгадайте-ка загадку. Что это за танец?
Известна ты в Эстонии,
Известна - латышам,
А также во всем мире
Веселым малышам.
Дети : Полька!
1-й ребенок : Полька танец чудо, как дождик озорной.
Мы хлопаем в ладоши и топаем ногой.
2-й ребенок : Польку, польку, полечку,
Мы станцуем с Олечкой ,
Ну-ка вместе раз, два, три,
Польку спляшем, посмотри!
Дети исполняют белорусскую польку «Янка» .
Терпсихора : Дорогие гости , Спотыкайло и Запинайло, а вы бы могли на барабане станцевать ?
Запинайло : Кто, мы? На барабане? Да где уж нам. Мы только недавно научились ходить. Нет, нет, не получится у нас.
Терпсихора : А вот наши ребята умеют, и у них в программе есть такой танец. Внимание, внимание «танец на барабане» .
Дети исполняют «Танец на барабане» муз. Р. Паулса.
Терпсихора : Просто чудо, просто диво
Этот мини остров,
И живется малышам
там довольно просто!
Называют все его
Просто Чунга-чанга
Даже танец есть такой
В стиле Чанго-Манго.
Исполняется танец «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.
Музыкальная композиция А. И. Бурениной
Запинайло : А вот этот танец мы танцевать умеем !
Начинают танцевать .
Терпсихора : Молодцы, молодцы, у вас здорово получается танцевать этот танец . Я верю, что из вас получатся отличные танцоры .
Есть еще очень веселый народ, у которого танцы и веселье - главная суть жизни. Их танцы веселы и зажигательны. Это цыгане.
Под музыку входят девочки в цыганских костюмах.
1-й ребенок : Ах, цыганочки-смуглянки,
кольца золотые,
наши юбки солнце-клеш
с цветами полевыми.
2-й ребенок : Поле - наша родина,
Табор - дом родной,
Мы живем большою,
дружною семьей.
3-й ребенок : Мы гадалки с детства,
В танцах - мастерицы ,
И сейчас вы можете
В этом убедиться.
4-й ребенок : Девочки-цыганочки,
Становитесь в круг.
Пусть от танца вашего
Захватывает дух.
Девочки исполняют пляску «Цыганочка» (музыкальная композиция А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» ).
Ведущий : Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Нашей прекрасной гостье пора с нами прощаться, но этот праздник мы не забудем никогда, в нашем сердце он останется навсегда.
Терпсихора : Вот настал час расставания,
Нам пора прощаться,
Но, признаться, очень жалко
С вами расставаться.
В мир прекрасных танцев -
Музыки, движенья,
Приходите чаще и без сожаленья.
С вами мы, ребята, встретимся не раз,
До свиданья, до свиданья,
В добрый, добрый час!
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой.
Терпсихора (Teryicora)
- муза танца и хорового пения. В греческой мифологии дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница танца (иногда - хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами". Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.
Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Существует миф, согласно которому Терпсихора - мать певца Лина (по другой версии, его мать - Урания).
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен (Apoll. Rhod. IV 892-896; вариант: сирены - дети Мельпомены).
Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец - это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим - да и то не всегда - лишь обложку.
Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Да, возможно ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно....
Муза Танца всегда была, есть и будет среди нас. Правда, мало кто уже знает ее имя и искусство, которому она покровительствует, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то - есть Терпсихорой.
Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.
adUnit = document.getElementById("google-ads-smN7"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";
Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.
Муза Каллиопа – муза эпической поэзии
Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.
Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону - знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.
Муза Клио – покровительница истории
Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.
Муза Мельпомена – муза трагедии
В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.
Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.
Муза Талия – муза комедии
Талия или в другом варианте Фалия - в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.
Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Муза Полигимния – муза торжественных гимнов
Полигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам - писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.
Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.
Муза Терпсихора – муза танца
Терпсихора - муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Муза Урания – муза астрономии
Урания - муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.
Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному - к Небу и Звездам.
Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии
Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») - в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.
Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Муза Эрато – муза любовной поэзии
Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .
Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.
Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.
По материалам Википедии