В сочетании слов посредством перестановки букв местами. Домашнее задание. Задания школьной олимпиады по русскому языку

В сочетании слов посредством перестановки букв местами. Домашнее задание. Задания школьной олимпиады по русскому языку

1. Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Паяц, макароны, летит, якорь, меньше, съел, кость, отбор.

2. К выделенному в предложении слову подберите максимальное количество синонимов. Составьте предложения с примерами употребления каждого из этих синонимов (по одному предложению на каждый синоним).

В математике мы используем более точный язык

Теперь мы заботимся о порядке. «982» не будет работать и не будет «892». Когда определенное количество вещей всегда происходит вместе. Чтобы лучше знать, рассмотрим следующий приведенный пример. Решение. Рассмотрим двух людей, которые хотят быть вместе как 1 единица. Количество перестановок из оставшихся 5 человек 1 единица = шесть единиц - 6! Для каждого из этих двух людей, которые рассматриваются как одна единица, могут быть организованы в 2! Поэтому полные перестановки = 6!

Таким образом, всего 3 единицы могут быть расположены в 3! В данной задаче имеется 5 единиц, так как их можно повторять сколько угодно. Каждое место может быть заполнено любой из пяти цифр. Когда два типа не встречаются вместе. Если две девушки не могут быть вместе, мы сначала организуем мальчиков. В пробелах мы должны устроить девушек.

Гений берёт простые, БАНАЛЬНЫЕ сюжеты и рассказывает их так, что они вызывают потрясение читателей.

3. На уроке дали для разбора по составу следующие слова: вазочка, грядочка,

избёночка, точка (знак препинания), строчка. Один учащийся сделал это так:

корень, суффикс

Очк- и окончание

корень, суффикс -к- и окончание

корень,

суффикс -оч-,

суффикс -к- и окончание

корень и окончание

ваз-очк-а

изб-ён-очк-а

строч-к-а

гряд-оч-к-а

точк-а

Найдите ошибки учащихся и исправьте их.

4. Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех фразеологизмов -

«сразу выполнить два нужных, важных дела, решить две важные проблемы». Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации «одно орудие/средство убивает сразу двоих»:

to kill two birds with one stone (« убить двух птиц одним камнем », англ .);

zwei Fliegen mit einer Klappe schlаgen («убить двух мух одной хлопушкой»,

нем.);

matar dos pájaros de un tirо («убить двух птиц одним выстрелом», исп.).

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением. Объясните, почему мы можем говорить о неполном сходстве русского фразеологизма с иностранными.

5 . Исправьте орфографические ошибки в тех словах, где они допущены.

Запишите эти слова без ошибок.

желтолиций

темп

лыжы

парашютный

сестрицин

испанцы

силуэт

сброшуровать

маестро

принцыпы

дуелянты

ателье

проэктировать

циплята

чюжой

6. Дано предложение: Новый классный нашего класса - классный!

Сколько в этом предложении существительных и прилагательных? Ответ обоснуйте.

7. Оля в шутку написала целое предложение в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

пимпечку.

Нада

чень

щёо

чепоут

прох

ладно,

раме

имыто

8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования

(перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).

Разгадайте анаграмму Яго Фромило , напишите лингвистический термин.

9. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нём хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев.

Объясните, в чём разница лексических значений слов «царица» и «царевна».

Смогли бы вы догадаться о том, чем различаются значения этих слов, если бы впервые с ними встретились? Поясните свой ответ.

Объясните лексическое значение слова «хватилась» в тексте.

Выпишите из текста синонимическую пару.

10. Прочитайте предложения.

1) Искони Бог вся глаголы глаголет ангеловыми усты, и того ради слово ангелово − слово Божие есть... [И.Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718−1725)]

2) На Руси испокон веку почитается та красота, которая украшается душой. [В.Г. Распутин. Новая профессия (1998)]

Первое предложение переведите на современный русский язык.

Как соотносятся подчёркнутые в предложениях слова со словом «начало»?

(6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

Критерии и ответы

Это вариант слова Ньютон , существовавший во времена Ломоносова, – 1 балл .

В основе таких различий в заимствованиях лежит сосуществование в языковой системе двух разных принципов освоения заимствованных слов – 1 балл :

транскрипции – 0,5 балла (т. е. когда фонетический облик иноязычного слова передаётся средствами «принимающего» языка – 1 балл ) и транслитерации – 0,5 балла (т. е. установление межбуквенных соответствий и последующего побуквенного воспроизведения – 1 балл ).

Ответ, написанный без такой терминологии, тоже принимается, если он верен по существу.

За приведение аналогичного примера (например, Гудзон – Хадсон), – 2 балла .

Всего 6 баллов.

Задание 2

(6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации. Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.

Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

Критерии и ответы

Это контексты: X шире Y и Y уже X (или Волга шире Оки и Ока уже Волги ) (схема – 1 балл, пример – 1 балл ); X больше Y и Y меньше X (или Москва больше Пскова и Псков меньше Москвы ) (схема – 1 балл , пример – 1 балл ).

Возможны варианты с аналитической сравнительной степенью: X более широкий, чем Y и Y более узкий, чем X . Дополнительно за данные варианты – 2 балла (схема и пример).

Всего 6 баллов.

Задание 3

(16 баллов) Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно .

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

Критерии и ответы

  • плот/площ/плач – плотный,сплачивать,воплощение
  • площ – площадь
  • плот/плёт – оплот,плётка
  • плат/плач – оплата,выплачивать
  • полот/плат – платье,полотно

За каждую верно найденную группу – 1 балл . Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.

  • За каждый алломорф одного корня – 1 балл . Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в критериях (например, плоск для площадь ), за каждый алломорф – 0,5 балла .

Всего не более 16 баллов.

Задание 4

(2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм в ус не дует (кто-либо) (1 балл) – кто-либо ни о чём не беспокоится, ни о чём не заботится, проявляет к чему-либо полное безразличие (1 балл).

Примечание . Если учащиеся выпишут фразеологизм хоть трава не расти (кому-либо), это можно засчитать как 0,5 балла, поскольку грамматическая схема у данного выражения другая.

Всего 2 балла.

Задание 5

(5 баллов) Какая особенность обнаруживается в образовании именительного падежа множественного числа слова яблоко ?

Критерии и ответы

Это слово в именительном падеже множественного числа (1 балл) имеет не характерное для этой формы у слов среднего рода (1 балл) окончание –и (яблоки ) (1 балл), тогда как обычное окончание именительного падежа множественного числа у слов среднего рода – -а (облако – облака ) (1 балл) (кроме слов с уменьшительными суффиксами типа ведёрко – ведёрки, яичко – яички ) (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание 6

(5 баллов) Прочитайте отрывок из текста.

Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше. приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ . яко се вместеше рука.

  1. Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.
  2. Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

Критерии и ответы

  1. «Подавал ему через (сквозь) оконце».

За верный перевод – 2 балла .

  1. В современном русском языке такое пространственное значение формы творительного падежа остаётся в некоторых случаях, например «кровь пошла горлом», «прошли узким проливом». За объяснение (выделено жирным шрифтом) и один или более примеров – 3 балла .

Всего 5 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

На примере показа литературного героя романа Петра Гринёва можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке качества честности и отваги.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

Критерии и ответы

  1. А. «показа… героя романа Петра Гринёва» – речевая ошибка. Неоправданное скопление существительных в род. п.

Б. «на примере показа… героя» – речевая ошибка: слово «показ» избыточно.

В. «качества честности и отваги» – грамматическая ошибка (можно истолковать и как речевую: слово «качество» избыточно).

  1. На примере Петра Гринёва, главного героя романа, можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке такие качества личности, как честность и отвага.
  2. За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу .
  3. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла .

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква ˂….˃ или˂….˃, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃ или Я.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила.
  3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

  1. В суффиксах ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ причастий НАСТОЯЩЕГО времени пишется буква У или Ю, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква А или Я.
  2. Правило называется: правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
  3. Примеры: шепчУЩий (от шептать – 1-е спр.); клеЯЩий (от клеить – 2-е спр.)
  4. За верно восстановленное правило – 2 балла .
  5. За адекватное название правила – 2 балла .
  6. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл .

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример : эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: сочеоснователи .

Критерии и ответы

Словосочетание.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Слышавше же се половци, почаша воевати. И придоша половци мнози, и оступиша Торцийскый град.
  2. Аще же богъ въсхощеть великыи разумьнаго духа напълнитеся, тъ бо поточить глаголъ и мудрость ею (Кирилла и Мефодия), и в молитвѣ исповѣстася господеви, тъ бо явить казание и учение ею, и въ законѣ завѣта господня похвалистася, въсхвалять ею разумъ мнози, и до вѣка не потрѣбиться и не оступить ею, и имя ею живеть въ роды и роды.

Критерии и ответы

  1. Оступиша – оступить (обступить): окружить, осадить (войско, крепость) (3 балла ).
  2. Оступить – отступиться, оставить, покинуть, отказаться (3 балла ).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.