Сценарий литературных вечеров в доу. Литературные вечера досуга и их значение

Сценарий литературных вечеров в доу. Литературные вечера досуга и их значение
Сценарий литературных вечеров в доу. Литературные вечера досуга и их значение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литературные вечера досуга и их значение

воспитатель литература сад детский

Цель-познакомить студентов с особенностями организации и проведения литвечеров досуга как одной из форм работы с книгой

1) дать информацию о значении литературы и особенностях проведения литературных праздников в разных возрастных группах

2) познакомить с методикой проведения в разных возрастных группах

3) место в работе детского сада

1. Литературные вечера досуга и литературные праздники.

2. Проведение литературных праздников в разных возрастных группах.

3. Формы проведения литературных вечеров.

4. Подготовка воспитателя к проведению лит праздников, разработка конспектов.

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники.

Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

Вам понадобится

Театр игрушки;

Театр картинок;

Теневой театр;

Пальчиковый театр;

Театр перчаточных кукол;

Компьютер;

Мультимедийное оборудование;

- «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;

Звуковое оборудование;

Костюмы;

Декорации;

Сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

Инструкция проведения:

1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.

2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.

3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.

4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.

5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Правила и порядок проведения русской дуэли. Исследование роли дуэлей как способа защиты достоинства и чести человека на примере литературных героев: Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Базаров и Павел Петрович, Пьер Безухов и офицер Долохов.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Чтение как важнейший элемент культуры и быта, его отражение в литературных произведениях и введение "читающего героя". Литературные предпочтения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Круг чтения героев Пушкина. Роль книги в романе "Евгений Онегин".

    курсовая работа , добавлен 12.07.2011

    Общая характеристика русской литературной жизни начала XIX в. Появления разных литературных обществ, кружков, журналов, в которых происходил процесс кристаллизации эстетических идей, поэтических форм, стилей. Три пути литературного развития классицизма.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2009

    Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем с их фольклорными прототипами, выявление сходства. Место мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Петербургские повести", цели их введения.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Исследование литературно-эстетических взглядов К. Паустовского и литературных портретов с акцентуацией на художественных особенностях авторского изображения. Сравнительный анализ биографии А. Грина и портрета К. Паустовского "Жизнь Александра Грина".

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    История заселения Урала. Анализ теории жанра сказа. Изучение генетических истоков образов и мотивов в литературных сказах С.И. Черепанова, С.К. Власовой, Н.Г. Кондратковской. Познавательное значение старинных народных преданий. Анализ произведений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Сущность мотива как явления художественной словесности, изучение его повторяемости в повествовательных жанрах народов мира. Функционирование мифологических мотивов в литературе разных эпох. Особенности лейтмотивного построения лирического произведения.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Причины появления, проблематика полемической литературы на Украине. История и периодика полемических произведений. Обзор произведений этого жанра в конце XVI в. Специфика полемических литературных произведений XVII в., их значение для украинской культуры.

Название:
Номинация:


Сценарий литературного развлечения в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!»



Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через обобщение знаний детей о сказках, Годе литературы.

Задачи:


Продолжать развивать интерес к величайшему богатству русской народной культуры – сказкам; совершенствовать умения детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам.
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Формировать навыки мыслительных операций.

Способствовать развитию мышления, зрительного и слухового внимания, общей мелкой моторики, умения внимательно слушать говорящего, не перебивать, дослушивать до конца.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Воспитывать положительные качества личности: уверенности в себе, умение помогать друг другу, работать в команде.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу, чувство юмора.


Предварительная работа:


Чтение и обсуждение сказок, подготовка костюма, подбор необходимого оборудования и атрибутов

Дидактические игры: «Угадай, из какой сказки», «Чудо-дерево», «Сказочный салат»;
Изображение героев сказок в лепке, аппликации, оригами, рисовании;
Выставка рисунков на тему: Моя любимая сказка»;
Конкурс поделок по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
Драматизация сказок «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок»;
Под фонограмму песни Н. Королевой «Конфетти» в зал входит Фея Сказки.

Оборудование: мультимедийная установка, снежинки, книга, костюм Феи Сказки, метла, 2 рыбки на палочках, 2 лошадки на палке, маска Бабы Яги.

Песня Феи Сказки :
Фея сказки в гости к вам пришла, и вы меня узнали
Фею Сказки любит детвора, меня всегда вы ждали.
Палочкой волшебной я взмахну, и растворятся двери,
В сказку попадаешь снова ты и сразу в чудо веришь.
Фея Сказки- волшебница и чародей.
Фея сказки всегда окружает детей.
В разных сказках мы побывали, и добро от зла отличали.
Только в сказках случаются чудеса!

Фея Сказки . Здравствуйте, ребята! Я – Фея Сказки. Как хорошо, что мы опять с вами встретились. А вы знаете по какому поводу мы собрались? Завершается Год литературы. Год литературы был объявлен в нашей стране в начале 2015 года. Давайте посмотрим эмблему Года литературы.

На официальной эмблеме Года литературы изображены профили великих русских писателей и поэтов:
Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Анны Андреевны Ахматовой. Они окрашены в цвета российского флага: белого, синего, красного.
Я знаю, что в течение всего этого года вы учили стихи, читали разные сказки, познакомились с интересными сказочными героями. И сегодня я вас приглашаю совершить путешествие по дорогам известных вам сказок. Вы любите сказки? Сейчас проверим, хорошо ли вы их знаете.

1 задание. «Угадай сказку»


Фея Сказки
. Угадайте, из каких сказок следующие строки:
В дом хозяева пришли – беспорядок там нашли. (Три медведя)
Мышка к ним пришла на помощь- вместе вытянули овощ. (Репка)
Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)
Помогла нам яблонька, помогла нам печка. (Гуси-лебеди)
Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)
Не садись на пенек — не ешь пирожок. (Маша и медведь)
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. (Муха-Цокотуха)
НЕ пей из копытца – козленочком станешь. (Сестрица-Аленушка и братец Иванушка)
Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка ускакала от меня. (Мойдодыр)
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. (Колобок)
Как звали сестру семи братьев гномов? (Белоснежка)
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»(Федорино горе)

Игра «Метла»


Игроки встают в круг. В середине Фея сказки с метлой. Она начинает кружиться, ведя метлой по кругу над полом, стараясь задеть по ногам игроков, и произносит:
А метла-то, а метла-то весела,
Заплясала, заиграла, замела.
Ни пылинки у Федоры не оставила.
Задача игроков — перепрыгнуть метлу. Кого метла заденет, тот выходит из игры.

2. «Узнай героя сказки»


Он на печке всё лежит
И упрямо так твердит:
“По щучьему велению,
По моему хотению…”
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А, ну, подскажите имя ее.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?

В сказочке герой живёт:
Он не ёжик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык лисе попал! Кто это? Колобок

Красна- девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
.
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовётся….Бабою-Ягой.

Игра с Бабой Ягой.
Дети становятся в круг. В середине водящий-Баба Яга с завязанными глазами Дети произносят слова:
Бабка- Ежка- костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ,
Побежала в баньку, испугала Ваньку.
Баба Яга ловит детей.

3 задание « Кто прислал сообщение?»

1)“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
2)“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
3)“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
4)“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
5)“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
6)“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
7)“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
8)“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
9)Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Игра «поймай золотую рыбку»
Приглашаются 2 участника. У каждого в руках палочка с лентой. На конце ленты- золотая рыбка. По сигналу участник наматывает ленту на палочку, тем самым приближая силуэт рыбки к себе. выигрывает, кто быстрее возьмет рыбку в руки.

4 задание “Узнай сказку по картине”.
На слайдах иллюстрации к сказкам: «»Сказка оглупом мышонке», «Три медведя», «Теремок»,»Сивка-бурка», «Петушок-золотой гребешок», «Лисичка со скалочкой».
подвижная игра «Кто быстрее на Сивке-бурке»

5 задание « исправь ошибку»
1) царевна - индюшка
2) по собачьему веленью
3) Иван царевич и зеленый волк
4) сестрица Аленушка и братец Никитушка
5) Петушок - золотой пастушок
6) Мальчик - с кулачок
7) У страха уши велики
8) Лапша из топора

6 задание «4-ая лишняя»


Фея сказки.
Посмотрите, дети, на экран. Угадайте, какая сказка здесь лишняя.
На слайде 3 картинки из одной сказки, а 4-ая из другой.

Фея сказки. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. А сейчас я вам расскажу сказку.
‘ Сказка «Фея Добра»
Много-много лет назад один раз в год, зимой, на землю прилетала Фея Добра. Она всегда была с мешочком за плечами, в котором несла волшеб­ные снежинки. Фея Добра была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внима­ния. Но она ни на кого не обижалась и всем, даже самым злым людям, дарила волшебные снежинки.
Когда в ее мешочке не оставалось ни одной снежинки, приходила весна, а Фея Добра незаметно исчезала, что­бы через год зимой прилететь опять.
Каждый получивший в подарок волшебную снежинку становился са­ мым счастливым человеком на земле, потому что становился веселым, забот­ливым, отзывчивым. Люди становились добрыми, у них появлялись добрые мысли, они научились говорить добрые слова и делать добро.

Фея Сказки. Сегодня я вам подарю волшебные снежинки, чтобы вы стали самыми счастливыми и добрыми.
Фея Сказки дарит детям и гостям снежинки.

Фея Сказки
. В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…..
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

Название: Сценарий литературного развлечения в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, тематические праздники

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №2 «Светлячок»
Месторасположение: г. Жердевка Тамбовская область

1 ведущий: Поэзия-это не просто один из видов искусства. Для посвященных это свет, который ведет по жизненному пути и, отражаясь от сияния души человеческой, светит другим, помогая найти истину, удалить печали и обрести гармонию в душе.

2 ведущий: А ведь это так необходимо современному человеку, живущему в грохочущем мире бешеных скоростей, суеты и зависти, лжи и меркантильности. В этом мире мы порой забываем о самом главном, о том, что помогает человеку оставаться в любых условиях человеком,- о душе, которая есть у каждого из нас.

1 ведущий: У кого-то она свободная, светлая и открытая, а у кого-то крошечная, спрятавшаяся от света, загнанная в недра человеческой сути, но она все-таки есть, и час ее непременно настанет.

Марина Цветаева недаром говорила:

Если душа родилась крылатой,

Что ей хоромы и что ей хаты…

2 ведущий: О немногих из нас, пожалуй, об очень редких людях можно сказать, что душа их крылата. И сегодня судьба подарила нам счастливый миг встречи с личностью, чья душа, несомненно, способна не только сама воспарить, но и вознести к вершинам духовного блаженства всех, кто с ней соприкасается.

1 ведущий: У нас в гостях — Лариса Меженина, поэтесса, автор двух потрясающих сборников стихотворений, последний, к слову сказать, ею же и проиллюстрирован, и просто замечательный человек.

2 ведущий: Удивляет способность этой хрупкой девушки видеть в людях только хорошее. Об этом говорит эпиграф к одному из ее стихотворений: «Каждый из нас ангел, но только с одним крылом. И летать мы можем, только обнявшись друг с другом». Многие ли из нас могут вспомнить ситуации, когда их называли ангелами? Да и было ли такое в нашей жизни?

1 ведущий: Есть что-то очень печальное, даже трагическое в этих словах. Трагедии, словно посылаемые кем-то недобрым, сопутствуют человеку в этом мире, разрушая планы и ставя преграды на дорогах к мечте.

2 ведущий: Солнечным было начало Ларисиной жизни. Все, кто знал Ларису Меженину в школьные годы, помнят ее как удивительного человека с необычно теплым взглядом больших ясных глаз, всегда готовым помочь, выслушать.

1 ведущий: Общительная, деятельная, она всегда в центре событий как в школе, так и, позднее, в институте. Казалось, все дается ей слишком легко, без усилий. За что бы она ни бралась, все делалось как-то весело, играючи. И, главное, рядом с ней было легко и спокойно.

2 ведущий: Человек необычайно яркой, разносторонней одаренности, она с детских лет увлекалась рисованием, музыкой, стихами.

Когда в классе читали ее творческие работы, наступала тишина. Сочинения Межениной были похожи на поэтические миниатюры. В них чувствовался особенный почерк, тихий, удивительный свет, ответственность за все, происходящее на Земле.

Чтец: «Вслушайтесь в утреннюю тишину. Слышите, как шелестят лепестки цветов от легкого прикосновения налетевшего ветерка, как журчит в зеленой траве маленький быстрый ручеек, как янтарный сок стекает по белоснежной коре стройной молодой березки?

Тишина…

Почему вдруг так отчаянно забилось сердце? Просто на минуту вдруг показалось, что ничего этого нет, только темная пустота, дым и пепел!

Эти мысли не дают мне покоя особенно по ночам, когда небо становится седым от звезд, от этих маленьких сияющих огоньков.

А ведь наша Земля тоже такая, только, наверное, еще меньше, еще нежнее, она хрупка и беззащитна. Наша Земля-это часть огромной Вселенной, это ее крохотная голубая часть.

И как страшно представить, что однажды она может погаснуть, погаснуть навсегда…

И, может, кто-то на другой планете, взглянув однажды в небо, подумает: «Упала звезда. Это к счастью».

А ведь счастья тогда не будет, потому что исчезнет жизнь на Земле!»

1 ведущий: Могла ли Лариса Меженина знать тогда, когда ей только-только исполнилось шестнадцать, что судьба вовсе не думает о ее мечтах, напротив, пройдет немного лет, и она подвергнет девушку тяжелым испытаниям.

2 ведущий: Последующая жизнь Ларисы полна драматических событий. Внезапно обрушившаяся болезнь приковала девушку к постели, разлучила со сверстниками, друзьями, сокурсниками. Лариса Меженина не представляла себе жизни, обособленной от других. Но судьба распорядилась иначе.

1 ведущий: Более двух лет Ларисе не суждено было общаться с друзьями, ходить, играть на гитаре, писать и даже говорить. Врачи потеряли надежду. Но не умерла надежда родителей. Именно они сделали все, чтобы поставить дочь на ноги.

2 ведущий: Болезнь не прошла бесследно, пришлось Ларисе оставить учебу, о работе не могло идти и речи. Но появилось время остановиться, подумать и о прошлом, и о будущем. Самое главное было — не озлобиться ни на мир, ни на людей, не потерять веру в себя и все это передать в своих стихах, которые помогают жить и чувствовать себя нужной в этой жизни…

1 ведущий: Стихи Ларисы Межениной поражают, может быть, удивляют, о многом заставляют задуматься, к ним хочется обращаться снова и снова. Они помогают нам находить ответы на трудные вопросы бытия, учат нас верности и благородству, нежности и любви…

1 чтец

Молитва

Не отставь меня в час печали,

Не отвергни моей души

И на ней, словно на скрижалях,

Откровение напиши.

Не оставь в темноте кромешной,

Что могу я одна, скажи?

От души моей многогрешной,

Лик свой светлый не отврати.

2 чтец

Я тебя не позову,

Не окликну даже,

Потому что я живу,

Как душа подскажет,

А душа мне говорит:

«Сбрось былого бремя,

От любви и от обид

Лечит только время».

Я тебя не позову.

Ниточки все рвутся.

И мой путь с твоим путем

Не пересекутся.

1 чтец

Великая мудрость – ждать,

Огромное счастье – верить

И чувствовать, что опять

Надежда откроет двери.

Крепиться, когда нет сил,

И, слезы сглотнув, смеяться.

И, падая, не просить.

И верить, и не бояться.

И твердо и точно знать-

Надежда откроет двери,

Когда научишься ждать

И свято в любовь верить.

2 чтец

Чужими мыслями жила,

Чужую боль носила,

Чужого милого ждала

И в дом чужой входила.

Чужая тень за мною шла,

И я себе призналась,

Что эта жизнь… чужой была,

Хоть и своей казалась.

1 чтец

Буду солнцем, буду ветром,

Буду утренним дождем,

Распустившеюся веткой,

Белой вишней под окном…

Буду чистою водою

В полдень жажду утолять

И травою луговою

Твоего прихода ждать.

Хочешь, светом ярким буду

И счастливым днем в судьбе,

И надеждою на чудо-

Только б нравиться тебе.

2 чтец

Дыханье трав колышет воздух…

Жужжанье пчел уносит грусть,

И тишины знакомый отзвук

Дает от боли отдохнуть.

И солнцу желтые реснички

Раскрыли первые цветы,

Чтобы отдать всему частичку

Своей любви и теплоты.

И счастья каждое мгновенье

Способно сердце уловить,

И это мира возрожденье

Несет в себе желанье жить.

1 чтец

Снова порознь горят две свечи,

Но над ними один ореол.

Одинокое сердце молчит-

Слов поток безвозвратно ушел…

И не стоит виновных искать-

В этом, может быть, главный закон,

Если хочешь из пепла восстать,

То не будет ненужных препон.

И, оставив поток укоризн,

На судьбу недостойно роптать,

Чтобы все, что приносит нам жизнь,

Постараться за благо принять.

2 чтец

Доброта

Когда не ладится в судьбе,

Сумей безоблачным проснуться,

И, боль преодолев в себе,

Добрее стать и улыбнуться.

И вновь от чувства правоты

К тебе твой светлый мир вернется.

Жалеть не надо доброты:

Добро добром и отзовется.

Слово предоставляется поэтессе Ларисе Межениной.

2 ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча, и мы надеемся, что знакомство с Ларисой Межениной не пройдет для вас даром: ваши души станут светлее, сердца наполнятся любовью к жизни, да и сами вы станете добрее и хоть немножко мудрее.

1 ведущий: Пусть стихи Ларисы Межениной станут надежным спутником вашей жизни, а Лариса еще долго радует нас своим новым творчеством.

2 ведущий: Пусть нашей замечательной гостье всегда сопутствует удача, вдохновение, а сил и здоровья пусть прибавляется с каждой минутой. Вы очень нужны нам, Лариса, и мы с нетерпеньем будем ждать новых встреч с вами.

Применение ИКТ позволило создать атмосферу успешности для каждого участника литературной гостиной. Проведённое с использованием мультимедийной презентации внеурочное мероприятие стало уроком духовности, способствовало воспитанию у школьников таких духовно-нравственных качеств, как любовь ко всему живому, долг, ответственность за всё происходящее вокруг, уважение к личности другого человека, умение видеть красоту в простом и обыденном, дарить тепло и доброту.

Литературный праздник в детском саду. Старшая группа

Литературный вечер, посвященный Агнии Барто

Толстопятова Ираида Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Волшебница» г. Лабытнанги, ЯНАО.
Назначение: Данный вечер знакомит детей с творчеством детской писательницы Агнии Барто.
Предназначение: данный литературный вечер предназначается для старшей группы, а также для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: Познакомить с интересным человеком, творческой личностью с детским поэтом Агнией Барто, продолжать освоение навыков выразительного чтения, монологической и диалогической речи, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
Задачи:
1. Поддержать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
2. Обогащать «читательский" опыт за счет произведений более сложных жанров фольклора.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов.

Вечер Агнии Барто
Ведущий: Добрый день, дорогие уважаемые поэты, любители поэзии и все кто сегодня присутствует в этом зале. 21 марта мы с вами отмечаем всемирный праздник «День поэзии». Я вам хочу немного рассказать об Агнии Барто. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям. Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы называется так и называется - "Найти человека".
За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь. Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.

Послушайте стихотворение в аудиозаписи «Медвежонок – невежа» (сказка для маленьких и больших)

Ведущий: Как вы думаете, кто написал это стихотворение? Послушным был медвежонок?
Дети: Агния Барто. Медвежонок не слушался родителей.
Ведущий: А наши ребята, тоже знают стихи Агнии Барто.


Фонарик
Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем-
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком.
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.


Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Ведущий: Вова прочитал стихотворение «Караблик» - это стихотворение Агния Барто написала про игрушки и многие другие стихотворения. Вам надо разгадать кроссворд и написать в него слова названия этих стихотворений.


Ведущий: Продолжаем читать стихотворения.


Вам не нужна сорока?
Вам не нужна сорока,
Сорока без крыла?
Она у нас два срока –
Два месяца жила.
Ее нашли в июне,
Ее назвали Дуней.
Скакала как зайчонок
Сорока по траве,
Любила у девчонок
Сидеть на голове.

Она однажды ложку
Стащила со стола,
Но, поиграв немножко,
Андрюшке отдала.
Он был ее любимцем
Андрюшка челноков,
Она ему гостинцы
Носила – червячков.
Мы к ней привыкли очень,
А Дуня в тихий час,
Твердила по – сорочьи:
«Скучаю я без вас»
Но осень, осень скоро,
В саду желтеет лист,
Уже уехал в город
Володя – баянист.
И мы уедем… Осень
Но как мы Дуню бросим?
Она у нас два срока,
Два месяца жила
Вам не нужна сорока,
Сорока без крыла?


Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Гуси – лебеди»
(выбирается волк-ребенок, и мама- гусыня. После слов:
Гуси- гуси
Га-га-га
Есть хотите,
Да-да-да,
Ну, летите же домой.
Нам нельзя
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите. (Дети бегут к Гусыне – маме, а вол в это время ловит детей) (2 раза играют)


Ведущий: У Агнии Барто есть такое стихотворение, давайте его послушаем.
Гуси-лебеди
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк – Василий.
- Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
- Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил; - Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!


Ведущий: А сейчас наши дети продолжать читать стихотворения Агнии Барто.
Башмаки
Брату впору башмаки:
Не малы, не велики.
Их надели на Андрюшку,
Но ни с места он пока -
Он их принял за игрушку,
Глаз не сводит с башмака.
Мальчик с толком,
С расстановкой
Занимается обновкой:
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки,
Сел Андрей и поднял ногу,
Языком лизнул башмак...
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!



Резиновая Зина
Купили в магазине
Резиновую Зину.
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.


Помощница
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
-Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Это группа методов и средств использования литературы вне занятий, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

Литературные вечера досуга способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

  • чтение и рассказывание;
  • пение и танцы;
  • слушание;
  • просмотры и инсценировки.

На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений , в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более младших.

Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя . Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Стихи поэтов — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника : торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

Дети шести-семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей . Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты , которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).

Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

В детском саду можно организовать просмотр инсценировок произведений, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

В методике показа мультфильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией мультфильма желательно вступительное слово воспитателя.

Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.).

В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению.