В каком городе живут иошпе и рахимов. Биография

В каком городе живут иошпе и рахимов. Биография
В каком городе живут иошпе и рахимов. Биография
✿ღ✿Узбек и еврейка. Судьба дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова✿ღ✿

Алла ИОШПЕ и Стахан РАХИМОВ: "Мы выжили, потому что остались вместе"


В конце 70-х из народных любимцев они превратились во врагов народа. Популярнейший дуэт, Алла Иошпе и Стахан Рахимов, песни которых - "Алеша", "Соловьи" и "До свидания, мальчики" - знала наизусть вся страна, в одночасье потеряли все. Знаменитую пару лишили званий, из продажи были изъяты и уничтожены все их пластинки и кассеты, Стахана исключили из партии, их дочь, студентку-отличницу Таню, выгнали из университета с формулировкой "не соответствующая высокому званию советской студентки"...

Да бросьте вы ее, эту предательницу, эту сионистку! - уговаривал Рахимова представитель "органов". - Из-за какой-то жидовки портите себе жизнь. Пусть она катится к чертовой матери, но вы-то...

Тогда на увещевания молодого сотрудника КГБ Стахан Рахимов ответил фразой, ставшей впоследствии их девизом по жизни:

Даже если Иошпе поставить на один конец земного шара, а Рахимова - на другой и развернуть их спиной друг к другу, они все равно возьмут дыхание в одном месте... Мы не можем не петь вместе. Мы не можем не жить вместе. Это исключено.

В этом году исполняется 40 лет, как Алла Иошпе и Стахан Рахимов живут и поют вместе.

Узбек и еврейка - они, если честно...

Алла увидела его случайно. В выходной день под звуки вечно бубнящего телевизора она наводила порядок в своей квартире. Алла уже направлялась в другую комнату, как вдруг какая-то неведомая сила приковала ее взгляд к экрану. С полузакрытыми глазами то ли пел, то ли молился худенький нерусский мальчик. "Боже, как он поет!" - прошептала Алла.

"Боже, как она поет!" - теперь уже настал черед удивляться Стахану. Он сидел в зрительном зале, когда на сцену поднялась Алла. Худенькая, как ему показалось, страшненькая, конопатенькая. Прихрамывающая на одну ногу. "Конец концерта, - усмехнулся про себя Стахан, - зачем она вышла?.." И тут девушка начала петь. Стахан был шокирован. Он достал из кармана ручку, нашел в программке имя неизвестной певицы - Алла Иошпе - и обвел его кружочком.

Через какое-то время они встретились. В Колонном зале проходил заключительный конкурс студенческой самодеятельности. Фаворитов, по общему мнению, было двое: солистка оркестра МГУ Алла Иошпе и восходящая звезда МЭИ Стахан Рахимов. Они в итоге и поделили первое место.

Алла его не узнала. "Вот сразу видно, что вы не певец! - возмутилась она, когда Стахан присел к ней за столик и небрежно закурил. - Курите, а это вредит связкам". Стахан молча погасил сигарету и пошел на сцену...

Стахан: "Еще до концерта я сказал себе: если она останется меня слушать - все будет. И когда она осталась, я незаметно снял обручальное кольцо и положил его в карман".

Алла: "Когда услышала, как он поет, я не выдержала, подошла к нему и сказала: "Стахан, какой же вы молодец!" А потом он пошел провожать меня домой и рассказывал сказки на узбекском языке. "Боракан-йогакан" - я слушала эту странную вязь речи, светили звезды... Это было так красиво. Я немного устала, он тактично посадил меня на лавочку у Никитских ворот, и мы разговаривали, разговаривали... Но я еще ни о чем не думала: любовь - не любовь. Даже и представить себе не могла, что заведу роман на стороне, уйду от мужа... Через неделю Стахан привел меня в свою компанию. Он делал плов, завернул вот так (показывает. - Авт.) рукава рубашки. Смуглый, красивый, худой, скуластый, зараза... Как он разделывал это мясо! Тогда я подумала: "Иошпе, тебе нужно спасаться бегством". Но он меня уже не отпустил..."

В семьях Стахана и Аллы известие об их браке восприняли в штыки. Родители Аллы возмущались: ты замужем, у тебя такой прекрасный муж, он тебя так любит! А этот - узбек. Из другой семьи, из другой республики. Ты что, не знаешь, они многоженцы, они коварные... Алла умоляла родителей: "Но мы не можем, мы так поем вместе!.."

Мама Стахана поначалу тоже казалась непреклонной. Говорила: "Москвичка. Они же все испорченные, избалованные. У нас тут что, мало узбечек своих?" - "Мама, - пытался возразить Стахан, - конечно, Алла москвичка, но она не русская, она еврейка..." Как ни странно, эта фраза подействовала. Женщина вдруг на минутку задумалась, тяжело вздохнула. "Ну что ж, - говорит, - все-таки своя". "В смысле, нацменка", - поясняет Стахан.

Алла: "Мой первый муж наше расставание перенес очень тяжело. Он вез меня на очередную репетицию, когда я сказала: "Не получится у нас, прости меня ради бога". Он отпустил руль, машина чуть не скатилась в кювет, одним колесом повиснув над оврагом. "Я тебя прошу, одумайся, - сказал он мне. - Ты потом об этом всю жизнь будешь жалеть. Это не твой человек. Я знаю, я чувствую. Пускай пройдет полгода, год, но давай не будем расставаться. Я никогда не напомню тебе о том, что было..." Он был для меня настоящим рыцарем: оберегал, заботился. Интеллигентнейший, добрейший, деликатнейший человек, любящий меня несказанно. Наверное, я его любила... Конечно, я его любила. Но у нас была разная жизнь: он - инженер, я - певица. А люди сцены - они же ненормальные, и терпеть эту ненормальность может только такой же ненормальный человек".

Жена Стахана тоже переживала?

Страдала, страдала девочка. Никогда не забуду: она приехала в Москву, вызвала его по телефону вниз... Мне так ее было жалко!

Стахан: "Наташа была студенткой, очень хорошая девочка: мягкая, добрая. А мама меня всегда учила, что человек должен быть не столько красивый, сколько теплый. Наташа как раз была такой - с изюминкой. Но ничего не поделаешь - музыка.".

"Стахан мне сказал: "Не пойдем к Рознеру, мне не понравилось, как он на тебя посмотрел"

В начале 70-х говорили о великолепной пятерке советской эстрады. На самом деле их было шестеро: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и они - Алла Иошпе и Стахан Рахимов. Ни один кремлевский концерт, ни один новогодний "Огонек" не обходился без песен интернационального дуэта. "Алеша", "Соловьи", "До свидания, мальчики", "Ночка луговая" - с этими шлягерами Иошпе и Рахимов стали звездами первой величины в Советском Союзе и объездили весь мир.

Их называли "эстрада во фраке". Мягкая, лиричная манера исполнения. Негромкие, чистые, приятные голоса, неподдельная искренность. Зрители их боготворили. А вот коллеги - недолюбливали. Многие из знаменитых артистов за спиной у Аллы и Стахана перешептывались: "Чего в них особенного - как была самодеятельность, так и осталась. У них напрочь отсутствует эстрадная подача".

Алла: "Мы же на сцене очень статичны, почти не двигаемся. Помню, как-то раз были в Юрмале, выступали на концерте Раймонда Паулса. Перед нами вышел один латвийский дуэт. Неплохо пели, даже хорошо. Но все время обнимались, показывали, как они друг друга любят. А нам всего этого не надо. Зал ловил каждый наш нюанс: как я на него посмотрю, как он меня возьмет за руку, как я на него обопрусь... Этим же очень много сказано, правда? Не зря говорят, что самый громкий крик - это шепот. Про нас говорили: когда они поют на сцене, возникает ощущение, что зрительный зал им только мешает".

Стахан: "А недолюбливали нас в основном те артисты, которым в свое время мы, студенты, перекрыли кислород своими "леваками". У нас была слаженная команда, которая называлась "семь плюс семь": мы с Аллой, пятеро наших музыкантов и семь "разговорников": Марик Розовский, Алик Аксельрод, Семен Фарада, Александр Филиппенко и другие. Все студенты-аспиранты - ни одного профессионала. И мы "левачили" - все левые, коммерческие концерты в Москве были наши. В Мосэстраде народные артисты шептались по углам: "Откуда взялись эти аспиранты?!" Нас "кадрили" знаменитые коллективы: Московский мюзик-холл, оркестры Лундстрема, Рознера..."

Кстати, - перебивает мужа Алла, - однажды мы все-таки пришли к Эдди Рознеру домой. Уже договорились о репертуаре, но только вышли, Стахан мне сказал: "Не пойдем, мне не понравилось, как он на тебя посмотрел". И со многими известными композиторами выходила точно такая же история - Стахан снова говорил: нет.

Со стороны могло показаться, что Алла и Стахан - эдакие баловни судьбы: молодые, талантливые, обласканные властями. На самом деле их путь к эстрадному Олимпу был усеян не только розами, но и шипами. Первый раз "по шапке" они получили за то, что во время Семидневной войны исполнили в Лужниках "вражескую" "Хаву Нагилу". Тогда, с формулировкой "за нарушение трудовой дисциплины", Аллу и Стахана не пустили на гастроли в Германию.

Дальше - больше. На концерте памяти Марка Бернеса сугубо патриотическую песню "С чего начинается Родина" Иошпе и Рахимов позволили себе исполнить в виде диалога, а в концовке еще и оставили вопрос открытым. Это уже была настоящая крамола. "Сосунки, они задают вопрос, они ставят под сомнение: с чего начинается Родина?!" - не могла скрыть возмущения "советская общественность" в лице чиновников из Министерства культуры.

Во время другого концерта Стахан на какое-то мгновение забыл слова одной из песен. Наступила неловкая пауза. Но певец не растерялся: подошел к рампе и попросил подсказки у зрительного зала. На следующий день кто-то распустил по Москве слух, что Рахимов вышел на сцену пьяным.

Но все это были цветочки - трагедия в их жизни случилась позже.

10 лет под домашним арестом

Как-то раз Иошпе и Рахимова пригласили в Министерство культуры. Тогдашний министр Демичев начал деловито: "Тут к нам поступило письмо, подписанное сотнями зрителей. Пишут: "Неужели наше великое государство не может помочь в лечении талантливой артистке Алле Иошпе?" Чем могу помочь?" "Нужна операция за границей", - ответил Стахан. "Почему за границей?! - возмутился Демичев. - Оперируйтесь здесь. У нас нет таких денег, чтобы оплачивать ваше лечение за границей".

Почти всю жизнь Алла Иошпе борется с постоянными болями в ноге. В 11 лет у нее обнаружили заражение крови. С того света девочку вытащить удалось, но проблемы со здоровьем остались. Восхищенные зрители и не догадывались, с какой чудовищной болью приходилось бороться певице. Отработав месяц, следующие два Иошпе обычно проводила в постели.

Алла: "В детстве мне мама говорила: "Ты не такая, как все. Что-то тебе не дано. Но что-то тебе дано намного больше, чем другим". Нет, я никогда не чувствовала себя ущемленной. Наоборот, меня всегда окружала масса мальчишек, которые ухаживали за мной, даже ревновали друг к другу. Я была хорошенькой девочкой, чего там говорить. И ребятам хотелось меня беречь, защищать. Все-таки слабенькая, хромаю. Например, в десятом классе у меня было сразу семь мальчиков. Чудных. Так трогательно: они приносили мне марки, книжки, цветочки, пирожки. Мама спрашивала: "Ты в кого-нибудь из них влюблена?" Отвечала: "По-моему, во всех".

Стахан: "Тогда, в конце 70-х, Аллу еще можно было вылечить. Мы нашли три клиники: в Израиле, в Нью-Йорке и в Париже. После отказа Министерства культуры мы сказали, что можем и сами оплатить лечение, готовы продать все, что есть... Ответ был тот же: не положено".

Алла: "То есть мы для них - никто. А ведь мы зарабатывали для государства большие деньги. Весь мир объездили с концертами, получали суточные по десять долларов в день, а в Госконцерт собственными ручками привозили тысячи. И были хорошими. А когда нам самим понадобилась помощь..."

И тогда Стахан решился, как посчитали многие, на безумство: подал документы на выезд на постоянное место жительства в Израиль. Реакция властей последовала незамедлительно: запретить. "Вы слишком много сделали для советского государства, чтобы вами рисковать, - сказали им на Лубянке. - Может случиться все что угодно". Как раз тогда страну потрясло известие об убийстве одного из наших музыкантов, который решил не возвращаться из Японии. "Вы нам угрожаете?" - глядя в глаза сотруднику КГБ, спросила Алла.

Уже на следующий день вчерашних любимцев объявили отщепенцами и предателями. Артистов лишили званий, уничтожили все их записи, запретили выступать с концертами. 1-й секретарь компартии Узбекистана Рашидов, когда ему доложили о ситуации, чуть не задохнулся от собственного гнева: "Рахимов?! Да он у меня скорее на Дальний Восток поедет, чем на Ближний!"

Ежедневно Алла и Стахан получали письма с угрозами, их дочка Таня вздрагивала от каждого телефонного звонка после того, как однажды услышала в трубке от незнакомца: "Приехал из Ташкента человек - убить твоего отца". Им поджигали двери, почтовый ящик, разбивали машину... И постоянно вызывали на Лубянку, где Алле предлагали отказаться от Стахана, Стахану - от Аллы, а их дочери Тане - от обоих родителей. "Пусть они едут, - говорили, - оставайся, мы же воспитываем детей-сирот".

Алла: "Для телевидения и прессы мы как будто умерли - ни одного упоминания. И лишь лекторы общества "Знание", вещавшие на различных предприятиях о международном положении, поминали нас "добрым" словом. Говорили, что некогда популярные певцы Алла Иошпе и Стахан Рахимов эмигрировали в Израиль. Что ведут там нищенский образ жизни. Что Стахан там варит плов и продает. Что просимся обратно, но Советский Союз не хочет принимать предателей".

Почти десять лет Иошпе и Рахимову не давали работать. Деньги, накопленные за долгие годы выступлений, таяли буквально на глазах. Супругам пришлось продать автомобиль. А через некоторое время стены их квартиры украшали лишь книжные полки - вся остальная мебель, а также посуда и антиквариат со временем осели в ближайшей комиссионке.

В один из дней Алла и Стахан написали ровно сто писем во все столичные издания: "Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать..." Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: "Ребята, мы с вами, держитесь". А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть. И вскоре по Москве распространились слухи: Иошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди: актер Савелий Крамаров, музыкант Александр Брусиловский, пианист Владимир Фельцман, знаменитый академик Александр Лернер, нынешний министр труда Израиля Натан Щаранский - все те, кому в разное время было отказано в выезде. Свой "домашний театр" они назвали "Музыка в отказе". Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

"Здравствуйте, Алла Борисовна..."

При Горбачеве Иошпе и Рахимова уже не могли запрещать. Но и разрешать вовсе не спешили.

Стахан: "Нам дали какой-то жуткий оркестрик, разрешили гастролировать. Только без афиш. Приезжаем в один город - в зале лишь несколько человек в штатском. В другой - та же самая история. И вот для этой кучки гебешников мы пели. После серии таких "концертов" нас с Аллой вызвали в Министерство культуры, сказали: "Вот видите, люди не хотят вас слушать, родина вас не принимает".

Алла: "А чтобы отнять у нас право на сольные концерты, на Мосэстраде устроили переаттестацию всех артистов. Марк Новицкий, один из членов худсовета, подошел к нам и сказал: "Ребята, я вас так уважаю, я не могу в этом участвовать". И вышел из зала".

А они, державшись за руки, пели: "С любимыми не расставайтесь". В зале плакали. Даже кто-то из комиссии стал хлопать, но вовремя одернул себя...

Окончательно их "простили" только в 89-м. Да и то когда на заседание парткома, где решался вопрос: снимать или не снимать со Стахана Рахимова формулировку "враг родины", пришел Иосиф Кобзон. Певец, к слову которого привыкли прислушиваться на самом верху, сказал: "Отстаньте уже от них". И от них отстали.

Они и сегодня собирают полные залы. Причем не только в России. Америка, Израиль, Австралия, Германия - в этих странах Аллу и Стахана уже давно называют "народными артистами русской эмиграции". А два года назад Иошпе и Рахимову присвоили звания народных артистов России.

Алла: "Мы недавно были в Америке. Сидим в номере, вдруг раздается звонок: "Вы не читали эту беспардонную статью?" - "Нет, какую?" - "Сейчас мы вам привезем". Привезли, читаем - интервью с Аллой Пугачевой. Вроде все деликатно, никого не опуская, никого не обзывая. И вдруг натыкаемся на последнюю фразу. Вопрос журналиста: а почему вы то с одним, то с другим: то Филипп, то Галкин? Алла отвечает: ну как же, актерская судьба такая: если бы я все время была с одним, нас забыли бы точно так же, как Иошпе и Рахимова.

Так вот, уважаемая Алла Борисовна. Спасибо за то, что вы нас не забыли, упомянули всуе. Но вы забыли, что нас уничтожила советская машина. Поэтому, моя дорогая, мы сегодня не в обойме. А не потому, что я не бросила мужа или он меня. С вашей стороны подобное утверждение выглядит, мягко говоря, беспардонно. А если быть точнее - невежливо и неумно".

Их не забыли. И сегодня, когда Иошпе и Рахимов выходят на сцену, зал встает. Потому что они выжили. Потому что остались вместе. Потому что не предали друг друга. Не изменили своему стилю. Они не в обойме. Они - в сердцах людей.
17.02.2004

Дмитрий МЕЛЬМАН

Источник - Московский Комсомолец
Постоянный адрес статьи -

Они входили в пятёрку самых популярных эстрадных исполнителей Советского Союза. Но за оглушительным успехом последовали почти десять лет забвения. Казалось бы, после такого испытания можно опустить руки. Но нет, их союз до сих пор крепок и продолжает радовать поклонников.

В гостях у журнала «Содружество» - народные артисты России Алла ИОШПЕ и Стахан РАХИМОВ.

– Поскольку все мы – родом из детства, то и мой первый вопрос о нём. Не могли бы вы вспомнить самое яркое событие, которое произошло с вами в детстве?

Стахан Рахимов:

– Для меня – первый выход на сцену. Хотя это был не совсем выход (смеётся ). В общем, дело было так. Поскольку мама – певица (народная артистка Узбекской ССР Шаходат Рахимова – прим. авт. ), то я буквально вырос за кулисами. Она была очень популярной в Узбекистане. Каждый день – спектакли. Где мама – там всегда аншлаг. Оставить меня было не с кем, и она брала меня с собой. И вот как-то я оказался слишком близко к подмосткам. А по сюжету героиню, которую играла моя мама, партнёр должен был душить. Когда я это увидел, то выскочил из-за кулис с криком: «Мама!» Тем самым сорвал спектакль. Потом, когда мы выходили из театра, многие, показывая на меня, говорили: «Вот этот выскочил на сцену». Такой был дебют.

– Сколько лет Вам тогда было?

– Четыре года.

Алла Иошпе:

– А у меня самые яркие впечатления оставила эвакуация. Немцы стояли под Москвой. Меня забрали у родителей и отправили на Урал. Помню, ехали в автобусе, и неожиданно началась бомбёжка. Мы выскочили и спрятались в траве. Было очень страшно, но всё, слава Богу, обошлось.

– Кстати сказать, ни в одном интервью ни Вы, Алла Яковлевна, ни Вы, Стахан Мамаджанович, не упоминаете об этом периоде. Не могли бы вы вспомнить ещё что-нибудь?

Алла Иошпе:

– Из эвакуации очень скоро родители нас забрали, и мы вернулись в Москву. Но дальше у меня – грустные воспоминания: о том, как я в очередной раз сломала ногу, как мама с папой несли меня на носилках в Филатовскую больницу. Дело было вечером. Я лежала и смотрела на звёзды. Это было как раз в канун Нового года. После операции меня положили в отдельную палату. И папа, чтобы поднять мне настроение, принёс в больницу огромного Деда Мороза, который был ростом даже выше его. Этого исполина он увидел в какой-то витрине и уговорил продать ему реквизит. Деда Мороза установили у всех на виду, но так, чтобы я из-за своей ширмы тоже могла его видеть.

Стахан Рахимов:

– Наши с Аллой биографии в чём-то перекликаются, но всё-таки у меня другие воспоминания о военном периоде. Мне почему-то очень запомнились лепёшки из жмыха. Хотя недостатка еды в доме никогда не было. Маме всё время что-то приносили – пшеницу, рис, буквально мешками. Мы жили в многоквартирном доме, пожалуй, одном из первых многоэтажных домов в Ташкенте, так называемом «Доме специалистов». Нашими соседями были известные учёные, писатели, музыканты, композиторы, певцы. Но была ещё и дача. Эту дачу маме подарили за её вклад в Победу. Дело в том, что она передала огромную по тем временам сумму, заработанную на своих концертах, в помощь фронту, и на эти деньги изготовили даже не один, а несколько танков. Сохранилась телеграмма от Сталина, в которой он лично благодарит её за эту поддержку.

А материальной благодарностью стала дача. Благодаря даче, можно сказать, что я вырос на земле.

– С чего началось ваше приобщение к музыке? Ваши семьи этому способствовали, поощряли ваши начинания?

Алла Иошпе:

– У меня папа пел в хоре. А потом, когда уже стал взрослым, играл короля Лира в самодеятельном театре. Публика рыдала. К тому же детство моё прошло во дворе Еврейского театра. Это, видимо, и предопределило мою судьбу. В театре знали больную девочку, которую мама вывозила во двор зимой на санках, а летом просто оставляла на стульчике. И мне разрешали смотреть не только сами спектакли, но и репетиции. Это было интереснее любых детских игр. А потом родители купили мне пианино, и мама говорила: «Учись играть! Музыка станет твоей профессией!» Так и случилось.

Стахан Рахимов:

– Мои первые публичные выступления начались года в три. Няня, она, кстати сказать, была русская, обратила внимание на то, что я всё время что-то напеваю. И когда она брала меня с собой, отлучаясь по хозяйственным делам, то я пел эти песенки в магазине, на рынке, в парикмахерской. Так я начал получать первые «гонорары» в виде сладостей и, конечно же, аплодисментов. А дальнейшему моему приобщению к искусству способствовал мамин пример.

– Вы, как и многие, начинали свой путь с художественной самодеятельности. Сегодня вы оба – народные артисты, то есть мастера эстрады. Потребовалось ли для этого приобретение дополнительных навыков и знаний или всё постигалось в процессе работы?

Алла Иошпе:

– Нашей главной школой была именно самодеятельность. Я к ней приобщилась ещё со школы. Начала играть в театре. Но поскольку со здоровьем всегда были проблемы, мне предлагали в основном сидячие роли. Но без сцены я просто не могла. А потом были университетская самодеятельность, гастроли с оркестром. А это уже настоящая творческая жизнь и хорошая практика.

Стахан Рахимов:

– Я всё детство провёл во дворцах пионеров. Занимался в различных кружках. В Ташкенте это был драмкружок. Потому что из хора меня выгнали, так как голос «торчал», а в солисты почему-то не взяли. Потом был танцевальный кружок. Я даже какой-то приз завоевал, что примечательно – за русский перепляс. А когда приехал с мамой в Москву, то ходил ещё в рисовальный кружок. Что касается непосредственно музыки, то учился я в основном на маминых занятиях, пока она была на переподготовке в Московской консерватории. Я даже подсказывал ей, когда она забывала какие-то куски. Потом её педагоги посоветовали мне заниматься вокалом и игрой на фортепьяно. Правда, я был очень неусидчив. Но окончательно я проникся музыкой после смерти Сталина… Да, да, в 1953 году. Дело в том, что в дни траура по радио звучала исключительно камерная музыка. И я буквально заболел ею. Очень скоро выучил всего Чайковского, Мусоргского и других композиторов. Я просто плакал от этой музыки. Произошёл переворот в сознании.

– То есть получается, что к мастерству в профессии вы оба пришли путём самообразования?

Стахан Рахимов:

– То, что мы с Аллой закончили – она университет и аспирантуру, я – Московский энергетический институт, а потом ещё четыре года работал в конструкторском бюро, от многого нас спасло. Я не прогибаюсь перед сильными мира сего, и в то же время у меня нет надменности по отношению к простым людям. А театральный институт, консерватория, они портят взаимоотношения между людьми одной профессии, делают так, что ты в каждом начинаешь видеть конкурента.

Ещё на втором курсе МЭИ мне предлагали поступить в театральный институт, причём без экзаменов, а потом совмещать учёбу в обоих вузах. Но, слава Богу, нашлись люди, которые меня вразумили. Например, в Москонцерте был такой администратор – Лёня Степанов. И он мне так сказал: «В тот момент, когда ты переступишь порог театрального института, уже никакого МЭИ не будет, потому что театральный институт – это круглосуточное понятие». И я задумался. Но последней инстанцией стала, естественно, моя мама. Она сказала: «Ни в коем случае! Закончи МЭИ, получи профессию, а если Бог дал, то всё равно прорвёт…» И я её послушал. Теперь ничуть не жалею.

– Кстати, перечисляя всё, чем Вы занимались помимо музыки, Вы кажется, упустили ещё одно направление… Я имею в виду бокс.

Стахан Рахимов:

– Да, Вы совершенно верно подметили. До того как основательно заняться музыкой, я некоторое время пробовал себя в этом виде спорта. У меня был первый юношеский разряд. Я выходил в финал первенства Узбекистана, правда, меня там нокаутировали. В память об этом периоде осталось одна юношеская фотография, где я в боксёрских перчатках.

– Ваш дуэт входил в пятёрку лучших артистов СССР. Лишь обстоятельства выбили вас из обоймы. Жалеете ли вы об этом?

Алла Иошпе:

– Конечно, жалею. Было очень тяжело. Хотя Стахану было даже тяжелее, чем мне.

Стахан Рахимов:

– Наверное, тяжелее. Но если бы мы тогда не решили уехать из Советского Союза, то, наверное, сейчас бы уже не пели. Я бы пошёл по партийной линии и стал бы чиновником. Ведь я уже в то время был секретарём по идеологии в Мосэстраде.

– И всё-таки, после того как гонения на Вас прекратились, Вы на протяжении нескольких лет возглавляли Москонцерт? Чем особенно запомнился этот период?

Стахан Рахимов:

– Тем, что заметно пошатнулось здоровье. Я просто перестал спать ночами. Представляете, 900 человек, и у всех – свои проблемы. Сопереживал каждому. Чиновничья работа – это особая работа. Чиновником, наверное, надо родиться. Артисту этим заниматься нельзя!

– Ваш дуэт исполнил со сцены более тысячи песен. Как подбирался репертуар? Чему отдавалось предпочтение?

Алла Иошпе:

– Я начинала с бардовских песен. Мой первый шлягер был «Царевна­-Несмеяна». Эту песню написал Ген Шангин-­Березовский, профессор-­микробиолог, вообще очень интересный человек. Я с ней впервые попала на телевидение и сразу обратила на себя внимание. Затем в моём репертуаре появились изумительные песни Ады Якушевой. А потом за нас со Стаханом взялись профессиональные композиторы. И первым был Эдуард Савельевич Колмановский. Он предложил мне свою песню «Товарищ мой придёт». Стахан до сих пор плачет, когда её слушает. Потом был Андрей Эшпай, который очень жалел, что не первым нас разглядел. С Марком Фрадкиным мы очень серьёзно работали. Планировали издать пластинку его песен. Но не случилось. Хотя песни уже были записаны, но мы как раз подали документы на выезд в Израиль... Лучшие свои песни в конце жизни написал для нас Оскар Фельцман. Это были «Осенние колокола», «Седые юбилеи», «А самовар кипит», «Тумбочка». Все – на стихи Юрия Гарина.

Отдельного разговора заслуживает моя встреча с Микаэлом Таривердиевым. Он позвонил и предложил мне выступить с ним по телевидению, в «Кинопанораме». За три дня я выучила несколько его песен, и почти сорок минут пела их в программе. А он мне аккомпанировал. Потом Микаэл сказал: «Знаешь, что про тебя мне сказал автор слов – Вознесенский? Она поёт лучше, чем мы пишем». Я понимала, что это, конечно, не так, песни были сказочные.

Но однажды мы с Микаэлом поссорились. Вернее, он на меня обиделся. Он принёс мне песню «Вагончики», которая позже вошла в фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Но тогда я сказала, что не буду её исполнять. Он поинтересовался: «Почему?» А я говорю: «Вам неприлично писать такие легкомысленные песни». «Дурочка, ты дурочка, её все будут петь», – ответил он мне тогда. Наверное, я действительно была дурочкой.

– Алла Яковлевна, может быть, несколько слов о самой свежей работе?

– Да. Это песни Саши Морозова. Совсем недавно мы со Стаханом записали совершенно потрясающий диск, на нём – 14 песен.

– Какая или какие из совместно исполненных песен вам особенно дороги и почему?

Алла Иошпе:

– Наверное, самая первая. А это была «Ночка луговая», или ещё как её называли «Сенокосная пора», композитора Георгия Дехтярова на стихи Антона Пришельца. Мне позвонила редактор радиостанции «Юность» Ирина Зинкина и сказала: «Аллочка, песня из Сибири пришла, прямо для тебя. Срочно приезжай!» Я приехала, тут же записали. Я исполнила её на два голоса – первым и вторым. Для того времени это была редкость. Всё получилось замечательно. Но когда я рассказала Стахану про песню и даже напела чуть-чуть, он воскликнул: «Алла, это же песня про нас с тобой! Это должен был быть наш дуэт!» И тогда я позвонила на радио и попросила послушать нас со Стаханом. Мы перезаписали песню в дуэтном исполнении. И многие годы без неё не обходился ни один наш концерт.

– А вообще, трудно ли петь дуэтом?

Алла Иошпе:


– Мы сами по себе достаточно сильные вокалисты. Если бы мы пели по отдельности, то каждый из нас мог бы сделать неплохую сольную карьеру. Вот, правда, насколько долго мы бы продержались на эстраде, неизвестно. А в дуэте приходится отказываться от собственного «я». В дуэте нельзя быть эгоистом. Надо слушать и слышать партнёра. Только тогда может родиться то, что родилось у нас со Стаханом.

– Как вы считаете, в правильном ли направлении движется сегодняшняя эстрада?

Алла Иошпе:

– Понимаете, очень хорошо спел Кобзон: «На эстраде племя незнакомое, песни незнакомые поёт». Я не считаю, что племя незнакомое, племя знакомое, но очень мало, что нам близко, мы – другие.

Стахан Рахимов:

– Простите, но иногда мне кажется, что идёт банальное оглупление народа. И заключается оно в том, чтобы люди ни о чём не думали. Например, этот Новый год стал первым, когда мы смотрели телевизор без звука. Что­-то там прыгало, плясало, но звук мы не включали. В этом не было потребности. Потому что лично меня это уже начинает раздражать. При том что талантливые люди, с хорошими голосами, а занимаются чёрте-чем: переодеваются, изображают из себя клоунов.

Я никого не хочу обидеть, но иногда мне кажется, что сегодняшние исполнители даже не подозревают, что существует такое понятие, как «драматургия песни». А если дуэт, то это вообще спектакль! Когда мы с Аллой делали свои программы, с нами работали театральные режиссёры, такие, например, как Леонид Викторович Варпаховский. Он ставил нам программу.

– Как Вы считаете, есть какой­то шанс на оздоровление?

Стахан Рахимов:

– Когда появились ВИА, они же были фактически в каждом дворе. Я тогда сказал: «Это пена. Пройдёт 5–6 лет, и всё спадёт, останутся лучшие». И действительно, прошло время, и на эстраде заблистали «Ариэль», «Самоцветы», «Ялла», бакинский «Гая», белорусские «Песняры», грузинский «Орэра» и многие другие. То есть остались нормальные, достойные коллективы. Так, может, и сейчас произойдёт нечто подобное. Хотя надежды мало.

– Сегодня у знаменитого вокального дуэта появилось ещё одно направление в творчестве. Я говорю о литературном труде. Алла Яковлевна, о чём Ваши книги?

Алла Иошпе:


– Первая книга «Песня длиною в жизнь» – это книга воспоминаний. Вторая книга «Хлеб с солью и пылью» – про встречи с самыми разными людьми, с известными и не очень. Но в ней есть такой бонус, как два самостоятельных художественных рассказа. В третьей книге «В городе белой вороны» рассказов уже больше половины и немного стихов. А в четвёртой «Бочка счастья» – целая глава отведена поэзии. И все книги, кроме первой, проиллюстрированы рисунками мужа. Мне кажется, что он – хороший художник.

– Вам в жизни довелось встречаться с множеством замечательных людей. Не могли бы вы вспомнить наиболее яркие из этих встреч?

Алла Иошпе:

– Как я уже сказала, моя вторая книга как раз посвящена этим воспоминаниям. Но что­-то я, пожалуй, выделю.

Мы в Америке. Нас выпустили. Во многом благодаря Иосифу Кобзону. Была комиссия, которая решала судьбу нашей поездки, много спорили. Он вошёл и сказал: «Да отстаньте вы уже от них наконец!» И выезд нам разрешили.

Прилетаем в Сан-Франциско. Выступаем. Отработали концерт. А на следующий день такой же концерт даёт Муслим Магомаев. И мы решили задержаться на один день, специально, чтобы посетить концерт Муслима. Хотели сделать ему сюрприз. Купили цветы, сидим. А администратор успел предупредить Муслима, что мы в зале. Муслим всегда был необыкновенно деликатным человеком. Спел несколько песен и сказал: «А сейчас я хочу поблагодарить тех, кого очень уважаю и кто пришёл сегодня на мой концерт, тем более так далеко от дома, и так приятно, что это мои коллеги». Он назвал наши имена, мы встали, и зал зааплодировал. Понимаете, не каждый артист отдаст часть своего успеха, особенно коллегам по цеху. А Муслим это делал. Это я запомнила на всю жизнь.

И ещё запомнилась встреча с Клавдией Ивановной Шульженко. Мы пели с ней в одном концерте. Я ещё начинающая, а она – звезда! Так получилось, что не хватало гримёрок. Её попросили впустить к себе в гримёрку кого-нибудь из участников концерта, на её выбор. Даже дали список выступающих. И вот из всего списка она выбрала меня! Я была очень горда и счастлива. В память об этой встрече у меня осталась её фотография с автографом, которую я храню до сих пор.

Стахан Рахимов:

– Встреч действительно было много. Например, в то время, когда были под запретом, то устраивали домашние концерты. К нам приходили многие известные актёры, Савелий Крамаров, например, и другие.

Но мне вспоминается одна более ранняя встреча. Это было в 1957 году. Первый Фестиваль молодёжи и студентов, где, по сути, состоялся мой дебют на профессиональной сцене. А у меня к тому времени в репертуаре были уже индийские и итальянские песни. Так вот, на этот фестиваль приехал отец известного актёра Раджа Капура – Притхвирадж. И когда он услышал песню бродяги из одноимённого фильма в моём исполнении, то подарил мне свою пилотку.

– И всё-­таки, что стало с вашими старыми записями? Неужели ничего не сохранилось?

Стахан Рахимов:

– У нас было очень много записей, но всё, что хранилось в фондах, в один момент было уничтожено. И всё-таки кое-что осталось у людей, на руках. В этом плане наши поклонники творят настоящие чудеса. Отовсюду присылают диски, по две, по три песни. Недавно из Санкт­-Петербурга прислали 19 наших старых песен, причём не просто песен, а телевизионные съёмки. А кто-то нам прислал старую пластинку, ещё 76 оборотов, толстую, виниловую, а на ней – «Слушайте горы» и «Люблю костёр», то, что у нас пропало когда-то. А в прошлом году из Германии нам прислали диск с концерта 1963 года, который состоялся в Колонном зале Дома союзов. На нём – запись пяти моих песен и пяти песен Аллы, с реакцией публики, с аплодисментами. И вот слушаешь даже сейчас эту запись, вроде такие молодые и неокрепшие голоса, но с другой стороны, придраться не к чему, с точки зрения музыкальности всё идеально.

– Вот уже более 50 лет длится ваш творческий и семейный союз. Что является его цементирующим звеном? И происходили ли с годами переоценки?

Алла Иошпе:

– Конечно! Мы со Стаханом очень разные люди. И по идее, если бы не музыка, я думаю, что мы бы не смогли быть вместе. Он – восточный человек, очень вспыльчивый, обидчивый. У него в крови – жена должна подчиняться. А я – избалованная московская девчонка, с характером. Взять узбеку такую жену, как я, в чём-то даже подвиг. Но с годами у меня выработалось несколько правил, которые помогли сохранить наш союз. Одно из них – уметь уступать, даже когда очевидно, что супруг неправ. Второе – уметь прощать. Он же никогда не попросит прощения. И, наконец, третье – никогда не возвращаться к старым обидам.

– Что бы вы могли пожелать читателям журнала «Содружество», основную часть которых составляют сотрудники органов внутренних дел стран СНГ?

Алла Иошпе :

– Мы живём в очень трудное время. Поэтому хочется пожелать выдержки и терпения! А также понимания близких!

Стахан Рахимов:

– Здоровья! И успехов в службе!

– И, конечно же, мира!

Игорь Алексеев
Фото из личного архива А. Иошпе и С. Рахимова


Алла Яковлевна Иошпе и Стахан Мамаджанович Рахимов – одногодки, она родилась в Москве, он – в Андижане (Республика Узбекистан). Оба очень рано увлеклись музыкой, активно участвовали в художественной самодеятельности, сначала – школьной, затем – вузовской.

Их судьбоносная встреча состоялась на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы в 1961 году. С этого времени они пошли по жизни вместе. А с 1963 года начали выступать дуэтом на профессиональной сцене.

Популярность к дуэту пришла очень быстро: радио, телевидение, пластинки большими тиражами, сотрудничество с самыми известными композиторами и поэтами­-песенниками страны. Дуэт Иошпе и Рахимова объездил с гастролями не только весь Советский Союз, но и полмира.

Однако в 1979 году из популярнейших артистов они в одночасье превратились в изгоев. Причина была в их намерении выехать на постоянное местожительство в Израиль. Их объявили врагами Родины и запретили выступать на сцене. Записи дуэта на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Алла Иошпе и Стахан Рахимов провели практически «под домашним арестом». И только в конце 1980­-х занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь сначала на небольших площадках, а затем и на главных сценах страны.

Советская и российская эстрадная певица

Заслуженная артистка Росси (1995) Народная артистка России (2002) Алла Йошпе родилась в 1937 году на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампутации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета

В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов. На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!» Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х годов стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 году Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль. Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания: Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать... Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья

В 2002 году А. Я. Йошпе и С. М. Рахимов стали народными артистами России.

алла бузикова 2016-09-07 08:03:48

Я заворожена этими прекрасными певцами у которых голоса льются как бальзам на душу и рада за них что смогли перенести травлю властей.


[Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]

Тогда не было не только Интернета, но и свободной прессы, поэтому когда что-то случалось неординарное в советской стране, то в лучшем случае об этом можно было узнать из передач вражеских радиостанций. Поэтому внезапное исчезновение из эфира очень популярного дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова породило множество невероятных слухов. С другой стороны, не медалями же награждать артистов, желающих эмигрировать на историческую родину.

Ранние годы

Родилась знаменитая певица 13 июня 1937 года в еврейской семье на Украине. Ей было десять лет, когда она увидела, как по кукурузному полю бегают соседские дети. Алла Иошпе выбежала босиком и, играя, поранила ножку. От занозы в кровеносные сосуды попала инфекция, начался сепсис. Отечественные лекарства не помогали, а импортные достать было невозможно. Родители продали все, что можно, чтобы обеспечить лечение. Ничего не помогало, маленькая Алла буквально горела и умирала от заражения. Врачи хотели ампутировать ногу, но мама не дала согласия. А потом случилось чудо, ребенок пошел на поправку.

В школу первое время ее водила мама, она еще плохо ходила и практически висела на ней. Так они и ковыляли вдвоем. Со страшным диагнозом, при котором многие не встают с постели, она успевала хорошо учиться, петь и играть на гитаре. В школе ей как будто становилось лучше. Она часто вспоминает: худенькая, бледная девочка лежит на диване и мечтает танцевать фокстрот вместе с гостями - подругами сестры. Но боль в ноге ей не давала покоя ни днем, ни ночью.

Первые выступления

В их школе учились только девочки, в восьмом классе к ним пригласили мальчиков из соседней школы. Для маленькой Аллы Иошпе это было волнующее событие, она встала пораньше, надела зеленое пальто с меховой опушкой сестры Фаины, в котором считала себя неотразимой. И ушла гулять по городу, домой не возвращалась - отберут пальто. Зашла в парикмахерскую, где в первый раз сделала маникюр, ведь сегодня у нее первое выступление.

Она не зря так готовилась, концерт действительно стал в биографии Аллы Иошпе судьбоносным. Тогда, в пятнадцать лет девочка-подросток познакомилась со своим будущим мужем - Владимиром. Через восемь лет они поженились.

И мама, и бабушка всегда говорили, что на сцене она преображается - буквально на глазах хорошеет. И позже, смеясь, вспоминали: лежит прямо-таки умирает, вся зеленая, замерзшая, практически ничего не ест. А только выйдет выступать, так моментально будто бы выздоравливает. Глаза сияют и светятся, словно прожекторы.

Получение специальности

Как ни мечтала о сцене Алла, учиться пошла на психологический факультет МГУ, позже даже защитила кандидатскую диссертацию. Поступать ей пришлось фактически дважды, она набрала на вступительных экзаменах 19 баллов при проходном 18. Но в списках поступивших ее не оказалось. Алла Иошпе пошла на прием к ректору, который просто сказал, что она не прошла по конкурсу, и предложил сдать экзамены на филологический факультет. Без всякой подготовки молодая девушка опять получила только одну четверку - по русскому устному. Ей предложили забрать документы, но она отказалась, и университету пришлось выделить дополнительное место. Как позже писала ее однокурсница, блестящей Иошпе пришлось туго, подвело и происхождение, и национальность.

В студенческие годы она много выступала с агитбригадами, стала солисткой университетского эстрадно-симфонического ансамбля.

Встреча с судьбой

В 1960 году она прошла в финал студенческого конкурса художественной самодеятельности Москвы, заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. Она выступала в первом отделении концерта в белом скромном платьице. Его ей сшила мама из занавески, поскольку в доме не нашлось другой подходящей материи.

На этой сцене Аллу Иошпе впервые увидел Стахан Рахимов, как он вспоминает: худенькая, как тростинка, девушка, когда пела, тянулась к небу, вытягиваясь, как струнка, вверх. И он понял, что они чувствуют музыку одинаково. Познакомились они еще до выхода на сцену. Девушка подошла и сделала ему замечание. Стахан был, наверное, единственным, кто не нервничал, он просто сидел и дымил. Алла посчитала, что это вредит голосовым связкам вокалистов.

По воспоминания мужа певицы, она заканчивала первое отделение, а он - второе, как певцы, разделившие первую премию. Стахан почему-то загадал, если Алла дождется его выступления, то у них все будет хорошо. После выступления он увидел девушку, спрятал свое обручальное кольцо в карман, и они пошли вместе домой. Шли долго, пешком от Колонного зала до Малой Бронной и говорили, говорили...

Дебют дуэта

Алла Иошпе пригласила нового друга на юбилейный концерт своего оркестра, в кафе "Молодежное", которое находилось на улице Горького (ныне Тверская). Они взяли такси и поехали сначала пообщаться - пили шампанское, которое Стахан взял в долг, оставив в кафе свои часы в залог.

Потом начался концерт, она спела свои популярные песни: "Царевну-Несмеяну", "Купите фиалки", а потом почему-то решила спеть "Песню о Тбилиси". Молодой узбекский певец только что вернулся с гастролей в этом городе и знал ее, только на грузинском языке. Что-то его дернуло, как он сам вспоминает, ко второму куплету он подошел к ней и стал подпевать вторым голосом. Это стало первым совместным выступлением в биографии Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. Зрители притихли и даже перестали танцевать, впечатленные исполнением. Потом артисты спели еще несколько песен по просьбе слушателей. Им не нужны были репетиции, они просто чувствовали друг друга.

Лучшие годы дуэта

Вскоре состоялись первые сольные концерты и гастроли по городам Советского Союза. Дебютной стала поездка по Сибири, где их очень хорошо принимали зрители. После этого они стали популярны, как считает сама певица Алла Иошпе, потому что ниша была не занята, жанр был не очень востребован. А когда их услышали, то полюбили.

Они много выступали, по радио постоянно звучали песни дуэта, правда, по телевидению их показывали достаточно редко. Концерты давали только в тех городах, в которые хотели поехать. Они сами планировали программу гастролей. Со своими песнями Стахан Рахимов и Алла Иошпе объездили полмира. Даже совершили гастрольный тур по Австралии, где пели для местных жителей, причем на разных языках: русском, английском, греческом.

Первый звонок

По стране они ездили с программой "Песни народов мира", в которой звучали песни французские, немецкие, итальянские и даже африканские. После проката в Омске состоялся концерт в московских "Лужниках". Перед выступлением Алла Иошпе спросила директора Росконцерта Борю Брунова: «Можно спеть "Хаву нагилу"?» Тот послушал и разрешил. Однако за исполнение этой еврейской песни им отменили все концерты и гастроли за нарушение трудовой дисциплины. Потому что в это время началась Семидневная война.

Вскоре дуэту запретили петь песни Аллы Иошпе, обязав исполнять только произведения членов Союза композиторов. В том числе им не понравилась ее песня "Лошадь", в которой есть слова: "Тише едешь, дальше будешь..." Чиновники посчитали, что эти слова намекают на эмиграцию в Израиль.

Неудавшиеся сионисты

В 70-х годах Аллу опять начала сильно беспокоить поврежденная в детстве нога. Сделанные в Советском Союзе операции практически не помогали. Они стали искать возможность лечения за границей. Оказалось, что в Израиле ей могут помочь. Когда они обратились с просьбой в советские официальные инстанции разрешить выехать на лечение, то везде получили отказ. В 1979 году они подали документы на выезд в Израиль, им отказали, как и многим другим будущим репатриантам. Алла Иошпе говорит, что не знает, почему не выпустили, в органах просто сказали, что они важны для страны.

Запрет на профессию

Власти отреагировали очень жестко: им не только не дали выехать из советской страны, но и подвергли репрессиям. Конечно, были уже не 30-е годы. Но им отменили все гастроли, перестали приглашать на радио и телевидение. Записи песен и выступлений были уничтожены. Стахана постоянно вызывали на собеседование в КГБ, предлагали отказаться от еврейки, как и Аллу от него. Дочь Татьяну исключили из комсомола и университета.

Иногда им звонили незнакомые люди из телефонов-автоматов, говорили слова поддержки. Алла выражала свою боль и горечь в стихах и книге, которую начала писать. Творчество в биографии Аллы Иошпе осталось, хотя следующее десятилетие дуэт на сцену не выпускали. Стахан старался прокормить семью. Они упорно продолжали каждые полгода подавать документы на выезд.

Супруги распродали почти все свое имущество, сначала антиквариат, а потом и мебель. Спали на книжных полках, потому что больше ничего не осталось. Поскольку дуэт внезапно исчез с эфиров, то по стране стали ходить самые дикие слухи, в том числе о том, что они бедствуют в Израиле, а Стахан торгует там домашним пловом.

Домашние концерты

Многие отказались от такого опасного знакомства, но друзья продолжали заходить в гости, приносили еду: салаты, фрукты, конфеты, тортики и другие продукты. И, конечно, импровизированные посиделки заканчивались домашними концертами. Постепенно сформировался семейный театр "Музыка в отказе". Один раз в месяц к ним приходили человек 60-70, хотя супруги и не просили, но все гости приносили что-нибудь. Семейный дуэт пел, а под окнами дежурили милиционеры.

Часто к ним заглядывали на "огонек" известный пианист Владимир Фельцман, альтист Леша Дьячков с женой Фирой, профессор Александр Лернер. Иногда выступал и популярный комедийный актер Савелий Крамаров, которого тоже долго не выпускали из страны.

Супруги начали писать письма в газеты: если не даете уехать, дайте хотя бы возможность заработать на жизнь. Они отправили свои послания в около 100 изданий. И это сработало, им позволили петь в глубинке. Постепенно люди стали узнавать об этом, залы были переполнены. В репертуаре появились песни Аллы Иошпе: "Скрипка", "Дороги артистов", "Осенняя пора", "Танго", "И снова танго", поскольку "врагам народа" никто не давал свои произведения.

Песни земли обетованной

С перестройкой появилось больше возможностей, они не сломались, смогли начать все заново. Им надо было снова завоевывать аудиторию, снова много ездить. По настоянию Стахана появились еврейские песни Аллы Иошпе, постепенно дуэт обновил репертуар. Первые зарубежные гастроли после десятилетия забвения были в Америке. Их тепло приняли эмигранты из Советского Союза, в общей сложности артисты провели в США почти три года.

В 2002 году певцам некогда знаменитого дуэта было присвоено звание "Народных артистов России". Каждый год в декабре они организуют концерт в Москве, посвященный еврейскому празднику Ханука. Алла Иошпе написала четыре книги, в которых собраны ее стихи и рассказы.

Два мужа певицы

Первый раз Алла вышла замуж за парня, которого знала еще со школы. Молодая семья жила у родителей мужа, в небольшом многокомнатном доме. В одной из них жил Роберт, старший брат с женой, в другой - Аллан Чумак, будущий знаменитый на всю страну экстрасенс, а в третьей - Алла с Владимиром. Муж поддерживал все ее начинания, был хорошим семьянином. Скоро у супружеской пары родилась дочка Татьяна, которая стала врачом. Ее сын, внук Костя, живет в Лондоне.

Со Стаханом они поселились на Васильевском острове, к моменту знакомства оба были уже не свободны. Дети Стахана Рахимова и Аллы Иошпе жили со вторыми половинками начинающих артистов. Как вспоминала позже певица, там зародилась их любовь и пришло осознание: они должны быть вместе навсегда. Алла поехала домой, но как сказать об этом мужу? Владимир сильно страдал, когда Алла сказала ему, что ее сердце принадлежит другому мужчине. Она уехала, забрав с собой дочку Танечку. Иошпе до сих пор благодарна ему за все.

У Рахимова, который тоже учился в московском вузе, жена Наташа с дочкой Лолой жили у его мамы в Ташкенте. Лола и Татьяна - это единственные дети в биографии Аллы Иошпе.

Алла Иошпе родилась в 1937 году на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампутации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета.В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов. На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!»Алла Иошпе - Три плюс пять Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х годов стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 году Алла Иошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль. Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Иошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания:Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.И вскоре по Москве распространились слухи: Иошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны.Сейчас Аллу Иошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья.В 2002 году А. Я. Иошпе и С. М. Рахимов стали народными артистами России.