Черный пиар или конфликт: «Театр. На Вынос» без здания, но с носорогом

Черный пиар или конфликт: «Театр. На Вынос» без здания, но с носорогом

Режиссер — Игорь Пехович

Cпектакль-джаз

Моноспектакль Игоря Пеховича — лауреата Международных фестивалей (Москва 1996, Киев 2002, THESPIS 2004), участника международных фестивалей «Монокль» 1997 в Санкт-Петербурге и «Созвездие» 2003 в Риге.

Участвуют: Игорь Пехович — актер Московского театра на Таганке, Вадим Правилов — контрабас.

Из прессы: «Игорь Пехович — воистину «человек-оркестр». Традиционную декламацию он превращает в яркое театральное действо — будто на сцене не один, а десятки актеров, и звучит не монолог, а разговор множества лиц. Причудливый, трагический, с неистовым темпераментом, с идиллическим венком на всклокоченных волосах, завернутый в белую простыню — то ли тога, то ли смирительная рубашка, — он убеждает каждым словом, каждым звуком глубокого, богатого, почти певческого голоса. Пехович не позволяет зрителям соскучиться ни на минуту и вынуждает следить за поэтическим словом, как за напряженным криминальным сюжетом. Но не только и не столько пластикой и режиссерскими находками поражает мастерство Пеховича. Пожалуй, главное достоинство спектакля — открытие как бы нового Бродского. Его сложная философская поэзия становится удивительно понятной. Соединение джазовых импровизаций с поэзией Бродского дает неожиданный эффект, проясняя содержание стихотворений, сообщая им энергию. Именно из ритма возникает образ Времени и образ Поэта — свободного человека, бросающего вызов Времени. Пеховичу аккомпанирует на контрабасе превосходный музыкант Вадим Правилов. Но это даже трудно назвать аккомпанементом — музыка является тканью спектакля, жерновами Времени, перемалывающими человека в труху. Сопротивление этому — и есть жизнь человека, оставшаяся буквами на листе…».

Продолжительность: 50 мин без антракта

Участок земли в сердце Васильевского острова уже в который раз становится камнем преткновения. Стрит-арт проект «Театра. На Вынос» заявил, что в будущем здании расположится театр, а власти города и официальный девелопер об этом даже не слышали.

На днях руководство «Театра. На Вынос» объявило, что якобы генподрядчик ЗАО «Концерт Монарх» уведомил их о приостановлении строительства на объекте, который расположен по адресу 11-я линия В.О. , дом 56, из-за обнаружения в земле останков детеныша шерстистого носорога.

Директор проекта Данил Вачегин так убедительно рассказывал всем душещипательную историю, дескать, из-за археологической находки театр может лишиться здания, на которое он рассчитывал. Предполагалось, что стройка завершится до конца текущего года.

По словам художественного руководителя Алексея Ершова, проект уже подготовил уникальную программу и заключил контракты с художниками и режиссерами из России и стран ближнего зарубежья. Однако неожиданная новость о найденных останках носорожка Йоси пустила все коту под хвост.

Директор «Театра. На Вынос» уточнил, что в связи с археологическими раскопками теперь непонятно, будет ли в этом живописном месте вообще располагаться проект.

«У нас есть федеральное распоряжение, а кому принадлежит здание и участок, решают в Комитете по строительству»,

— уверял Вачегин корреспондента «Мойка78».

Впрочем, кто и когда выдал театру официальную бумагу, директор не рассказал. Просьбы прислать копию документа или прокомментировать его каким-либо образом руководитель театра также проигнорировал.

На паспорте объекта, продемонстрированном театром, в качестве государственного заказчика значилась «Северо-Западная Дирекция по строительству и реконструкции объектов культуры».

В пресс-службе ведомства «Мойке78» сообщили, что щит, о котором идет речь, ненастоящий: «У Дирекции нет объекта строительства на Васильевском острове, 11 линия, д. 56. Конечно, быть может, у городского Комитета по строительству есть другая информация.»

Впрочем, звонок в администрацию не дал положительных результатов. В комитете заявили: «На данном участке работы не ведутся. К тому же мы занимаются только объектами АИПа».

Фото с места стройки.

«Мойка 78» обратилась за разъяснениями в группу компаний «Монарх». «Театр. На Вынос» называет данную организацию генподрядчиком. В петербургском филиале нам ответили, что строительные работы на Васильевском острове не ведутся.

«У нас единственный объект в Петербурге — комплекс в поселке Мурино. Конечно, мы группа компаний, поэтому, возможно, что какая-либо организация и занимается проектом, но точно не «Монарх СПб». В московском офисе корреспондента «Мойки78» несколько раз переключали с оператора на оператора, однако в итоге трубку никто не снял.

По данным Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, разрешение на строительство по этому адресу действительно есть. Но выдано оно на строительство жилого дома. Застройщиком числится ООО «Дом на 11-ой».

На сайте портала недвижимости novostroy.su также сказано, что застройщиком ЖК «Сердце острова», который должен расположиться по вышеуказанному адресу, является «Дом на 11-й». При этом, корпуса комплекса планировалось сдать во 2-3 квартале 2018 года.

В вышеназванной компании о стройке ничего не знают. Девушка на другом конце провода удивленным тоном заявила: «А там вообще нет дома». А после добавила, что не имеет полномочий разглашать информацию по объекту.

Вместе с тем СМИ писали, что несколько лет назад владельцем земельного участка на Васильевском острове стал миллиардер Евгений Гуревич, совладелец холдинга «Адамант». Мы направили запрос по строительству в компанию, нам обещали ответить. Однако пока «Мойка78» информации от холдинга «Адамант» не получала.

На этой неделе представители театрального проекта «Театр. На вынос» распространили удивительную информацию: рабочие, возводившие для проекта площадку на Васильевском острове, якобы раскопали останки детеныша шерстистого носорога - из-за этого строительство пространства приостановили. Директор театра Данил Вачегин даже рассказал, что он с коллегами в шутку окрестил находку Йосей - в честь Иосифа Бродского, «который однажды пообещал, что придет умирать на Васильевский остров». Многие по невнимательности поверили в эту новость (в том числе, признаемся, ).

Теперь уже понятно: и носорог, и главное, само строительство театра - мистификация в духе известного телесюжета Сергея Курехина и Сергея Шолохова «Ленин - Гриб» . При этом сам «Театр. На вынос» все-таки существует, а зрители хвалят его постановки. Рассказываем все, что известно о розыгрыше и о том, что на самом деле строят на 11-й линии Васильевского острова.

Щит

Информационный щит о строительстве театра по адресу 11-я линия В.О., 56, появился в ноябре 2017 года. Пространство должны были возвести к началу 2019 года. В качестве генподрядчика и проектировщика указаны москвичи - «Концерн МонАрх» и «Моспроект-2». На момент публикации материала компании не ответили на запрос The Village.

Зато ответил «заказчик» строительства - в пресс-службе Министерства культуры России сообщили, что не обладают информацией о таком объекте: «На щите изображена неверная эмблема нашего ведомства (с официальной символикой можно ознакомиться по ссылке). По информации, полученной от Северо-западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, у нее также нет объекта строительства по указанному адресу. Исходя из этого, можем сделать вывод, что представленный щит является ненастоящим и не имеет к Министерству культуры РФ никакого отношения».

О том, что история со строительством - скорее всего, шутка, начали подозревать еще в ноябре. В профильных комитетах Смольного - комитете по культуре, КГА, комитете по строительству - The Village сообщили, что ничего не знают о строительстве театра по указанному адресу. «В Комитете отсутствует информация о театре, документы на рассмотрение не поступали», - отметили, в частности, в пресс-службе КГА. А в пресс-службе комитета по культуре предположили, что история «похожа на фейк».

Публикация от Театр. На вынос (@t_navynos) Ноя 9, 2017 в 8:47 PST

По данным Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, на 11-й линии В.О., 56, действительно идет строительство - но не театра, а жилого дома. В Госстройнадзоре также сообщили, что «обязали застройщика многоквартирного дома на 11-й линии Васильевского острова демонтировать ложный информационный щит», который «вводил граждан в заблуждение». Сама «строительная организация привлечена к административной ответственности в виде предупреждения», - отметили в пресс-службе организации. Пресс-секретарь службы Анна Фриденталь пояснила The Village, что демонтировали именно информационный щит театра. А к ответственности привлекли ООО «Дом на 11-й», поскольку именно эта организация должна следить за содержанием стройки, в том числе - забора.

Дом

Судьба самого участка с несуществующей стройкой театра тоже непростая. В 2011 году его приобрел за 110 миллионов рублей некто Андрей Лихачев. Позднее выяснилось, что покупатель действовал в интересах совладельца холдинга «Адамант», миллиардера Евгения Гуревича. Спустя полгода Гуревич рассказал , что на приобретенном участке возведет жилой дом.

В 2015 году было зарегистрировано ООО «Дом на 11-й». В 2016-м застройщик получил разрешение на строительство двух корпусов ЖК «Сердце острова». В ноябре того же года снесли расположенные на участке здания (в том числе дореволюционные флигели). Тогда же издание «Канонер» отмечало , что планируемое здание будет выше примыкающей застройки. Шестиэтажный дом спроектировало Архитектурное бюро «А. Лен» Сергея Орешкина (на момент публикации не ответило на запрос The Village). Сдать комплекс в эксплуатацию планировали во втором квартале 2018 года.

С 2016-го никакой новой информации о строительстве ЖК не было. «Прошло немало времени, но новостройка на 11-й линии, 56а, как была загадкой, так и осталась», - сообщают на профильных ресурсах. Публично застройщик отказывается комментировать не только историю с «Театром. На вынос» и носорогом, но и статус самого объекта на Васильевском острове.

Ранее девелопером проекта выступала группа компаний «Доверие». Руководитель пресс-службы Александра Саблина сообщила The Village: «На текущий момент договор с собственником земельного участка закончил свое действие. Однако в его состав входило соглашение о неразглашении, по которому ГК „Доверие“ не может раскрывать информацию о проекте. Относительно строительства театра мы информацией не располагаем».

Очевидцы, побывавшие на 11-й линии, 56, сообщили The Village, что информационного щита о строительстве театра там уже нет. Зато на заборе висит паспорт объекта, извещающий о строительстве жилого дома «со встроенными помещениями и подземной автостоянкой». При этом никаких признаков стройки за забором до сих пор не наблюдается.

Театр

11 марта, накануне истории с обнаружением останков детеныша шерстистого носорога на Васильевском острове, в редакцию The Village написала студентка театроведческого факультета СПбГАТИ Полина Прокофьева. Она прислала свое интервью с художественным руководителем «Театра. На вынос» Алексеем Ершовым. Среди прочего, в начале интервью Алексей рассказывает, что участвовал в проекте режиссера Михаила Патласова «Цель визита». Сам Михаил на просьбу The Village охарактеризовать Алексея Ершова ответил так: «Все, что они говорят и делают, это фейк, созданный для пиара».

Главный редактор «Канонера» Дмитрий Ратников указывает , что «юрлица ГБУК „Театр. На вынос“ не существует» (The Village также не удалось найти государственное бюджетное учреждение культуры с похожим названием).

В 

Последнее время имя Иосифа Бродского начали, как будто, возводить в культ. Возможно, как последнего на данный момент всемирно признанного великого отечественного поэта. Ему ставят один за другим памятники, про него снимают фильмы, а недавно театр на Таганке поставил и очередной спектакль про поэта.

На главную и единственную роль был выбран лауреат международных премий Игорь Пехович - человек, свободно владеющий и техникой игры, и импровизацией. Так же, на протяжении всего спектакля на сцене находится контрабасист Вадим Правилов, изредка задающий ритм своим глухим аккомпанементом. 
В течение спектакля актер проходит через разные состояния читая стихи Бродского то быстрым полушепотом, то срываясь на крик, то распевая отдельные слова, то в ритм контрабаса щелкая пальцами переходит на речитатив. За один час Пехович показывает, что он может быть кем угодно - и возвышенным символом в венке из лавров и тунике, и не менее романтичным одиноким затворником, обезумевшим от пространства комнаты, и танцором, и страдальцем. Управляя своим голосом и иллюстрируя слова гротескными жестами и переодеванием, он меняет пафос классики на легкие нотки джаза или на помрачение одиночества.

Все это выглядит довольно красочно и выразительно. Но к середине спектакля зритель уже настолько привыкает к постоянным метаморфозам персонажа, что тому уже не всегда удается держать внимание зала, а переход к концовке оказывается наоборот настолько спокойным и сглаженным с предыдущим эпизодом, что и не сразу становится понятно, что «вот оно – все кончилось».

Главный вопрос, который возникает после просмотра «Жизни…», - А Бродский ли это? Да, и вообще, можно ли читать этого поэта вслух, и если можно, то, как именно? Ведь все это преувеличенное буйство драмы совершено не вяжется с миром замкнутого в себе, довольно спокойного, но внутренне напряженного поэта. Человек, хоть раз слышавший аудиозаписи Бродского, читающего свои стихи, знает, что понять смысл из услышанного трудно. Одна только интонация поэта и музыка звуков говорит намного больше о его внутренней сложности, о его задачах и решениях. Понятно, что на сцене подобным образом невозможно долго удерживать внимание зрителей, но этот факт не означает, что актер должен впадать в противоположную крайность дотошного разжевывания текста, расчленения смысла, дабы в упрощенной форме сделать его более понятным.

Мнимый минимализм постановки (один актер, отсутствие декораций, минимальный аккомпанемент) разрушается немного маскарадными переодеваниями Пеховича и чрезмерной театральностью жестов, звуков и акцентов. Как вывод из всего вышесказанного - постановка весьма спорная: в ней много как удачных, так и неоправданных моментов, наталкивающих на много немаловажных вопросов.