Флоренс Фостер Дженкинс – знаменитая певица, которая не умела петь.

 Флоренс Фостер Дженкинс – знаменитая певица, которая не умела петь.
Флоренс Фостер Дженкинс – знаменитая певица, которая не умела петь.

Марк Твен когда-то заметил: «Если в человеке сочетается невежество и уверенность в себе, то успех неизбежен». В 1944 году на одной из престижнейших музыкальных площадок Карнеги-Холл в Нью-Йорке с аншлагом прошел концерт Флоренс Фостер Дженкинс. История этой женщины уникальна тем, что она сумела добиться колоссального успеха, не имея ни чувства ритма, ни голоса. Будущая певица родилась в 1868 году в богатой семье промышленника Чарльза Дарранса Фостера. С детства девочка играла на фортепиано, некоторые даже считали, что Флоренс – одаренный ребенок. Когда в 17 лет девушка заявила о намерении посвятить себя музыке, она встретила со стороны родителей категорический отказ. Отец не желал оплачивать подобное занятие своей дочери. Тогда Флоренс вышла замуж за Фрэнка Дженкинса, который был в два раза старше ее, и укатила из Пенсильвании в Филадельфию.
Их брак продлился три года. Когда Флоренс узнала, что муж заразил ее сифилисом, она подала на развод. Но это было не худшее, что могло случиться. Все мечты Флоренс сталь профессиональной пианисткой так и не сбылись, потому что она повредила себе руку. Но женщина не отчаялась. В начале ХХ века она с матерью (отец на тот момент уже умер) переехала в Нью-Йорк. Флоренс организовала «Клуб Верди», где собирались любители классической музыки. Она поощряла музыкальные таланты, а сама решила стать оперной певицей. Флоренс Фостер Дженкинс относилась к тем редким людям, которые были уверены в своей неотразимости и таланте. Наследство отца позволило женщине брать уроки пения и жить так, как ей хочется. Афиша выступления Флоренс Фостер Дженкинс в 1944 году в Карнеги-холл. В 1912 году новоиспеченная оперная певица на собственные деньги организовала сольный концерт. Затем последовали другие выступления. Правда поначалу на ее концерты приходили только знакомые и музыканты из «Клуба Верди», в чье развитие она вкладывала деньги, но постепенно Флоренс стала знаменитостью. Уникальность Флоренс была в том, что у нее напрочь отсутствовало чувство ритма, а со своим голосом она не умела обращаться правильно. Критик Даниэль Диксон писал о ней: «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала. Когда приходило время петь, она забывала обо всем. Ничто не могло её остановить. Она думала, что она великая артистка». Сама же певица, слыша из зала смешки, считала, что это просто злопыхатели, завидовавшие ее таланту. Флоренс считала себе непревзойденной вокалисткой. Этот феномен еще называется «эффект Даннинга-Крюгера», когда человек считает, что он гениален, несмотря на то, что это не так. В 1937 году звукозаписывающая компания Meloton Recording сделала предложение певице записать грампластинку. Когда Флоренс пришла в студию, она отказалась от какой-либо репетиции, сказав, что и так все превосходно исполнит. Каково же было удивление работников студии, когда певица сказала, что с первого раза она спела идеально, поэтому грампластинки должны быть отпечатаны именно на этих записях.
25 октября 1944 года для Флорес Фостер Дженкинс состоялось знаковое событие – выступление на самой престижной музыкальной площадке Карнеги-холл. Это был полный аншлаг, люди выкупили билеты еще за несколько недель до концерта, причем их цена составляла $ 20 (довольно много по тем временам).
Мерил Стрип в роли Флоренс Фостер Дженкинс. 76-летняя Флоренс отдала все свои силы этому концерту. Через месяц после выступления она умерла. Некоторые считали, что женщину слишком задевали жесткие и насмешливые отзывы критиков. Она вздыхала: «Они такие невежи, такие невежи!»

Увы, у девочки не было ни голоса, ни слуха, но проблемой это стало несколько позже, когда решительная и упрямая Флоренс твердо заявила родителям о желании продолжать музыкальное образование за границей, чтобы стать непревзойденной оперной артисткой.


Удивительная история Флоренс Фостер Дженкинс легла в основу четырех пьес только за последние годы. Третья из них, "Souvenir" Стивена Темперли (Stephen Temperley), стартовала на Бродвее (Broadway) в ноябре 2005, а четвертая, "Glorious!" Питера Килтера (Peter Quilter), в то же время была поставлена в Англии (England). С тех пор она была переведена на многие языки и вышла более чем в 20 странах. Музыканты посвящали Дженкинс свои альбомы, на радио выходили целые программы о ней и ее творчестве. Наверное, в самом скором времени можно ожидать интереса к жизни Дженкинс и со стороны голливудских продюсеров.

Между тем, бродвейская звезда Джуди Кей (Judy Kaye), сыгравшая Флоренс в "Souvenir", рассказывала, что очень трудно было хорошо "спеть так плохо". Современники и потомки называли Дженкинс самой ужасной оперной певицей всех времен и народов и величайшей артисткой из всех плохих певиц, а зрители, собравшиеся в Карнеги-Холле (Carnegie Hall) на ее знаменитое выступление в 1944 году, даже не пытались сдерживать смех. Критики писали, что эта певица полностью лишена таланта, голоса, чувства ритма, музыкального слуха, дикции, контроля дыхания, владения голосом и даже хоть сколько-нибудь приятного тембра, и современный слушатель полностью согласится с ними – от Дженкинс остались записи, вполне доступные для прослушивания на YouTube, и они звучат как жестокая пародия на оперное искусство.



Почему же люди все еще помнят Дженкинс, почему пишут и говорят о ней, почему она не исчезла из человеческой памяти, хотя с момента ее смерти прошло почти 70 лет? Причиной тому, как говорят итальянцы, il sacro fuoco, "священный огонь", горевший в ней всю ее жизнь – его оказалось достаточно, чтобы оживить ее образ и вернуть его на сцену в качестве литературной героини.

Флоренс была полна решимости сделать певческую карьеру и абсолютно непоколебима в своих амбициях. Даже умирая, Флоренс искренне верила, что она – величайшая оперная певица в мире, а смех в зрительных залах и критика в прессе – не более чем нападки со стороны злобных завистников ее божественного сопрано. Современные исследователи, однако, считают такое состояние одним из видов когнитивного расстройства и даже дали ему научное название.

Итак, история Нарциссы Флоренс Фостер (Narcissa Florence Foster) началась 19 июля 1868 года в городе Уилкс-Барре, штат Пенсильвания (Wilkes-Barre, Pennsylvania). Любящие родители, Чарльз Дорранс Фостер (Charles Dorrance Foster) и его жена Мэри Джейн (Mary Jane Hoagland), позаботились о том, чтобы Флоренс получила хорошее образование, и конечно, как все девочки из хороших семей, она брала уроки музыки. Увы, у девочки не было ни голоса, ни слуха, но проблемой это стало несколько позже, когда решительная и упрямая Флоренс твердо заявила родителям о желании продолжать музыкальное образование за границей, чтобы стать непревзойденной оперной артисткой. Несмотря на толстый кошелек, отец отказался оплачивать ее счета, и тогда Флоренс сбежала из родительского дома в Филадельфию (Philadelphia) с неким Фрэнком Торнтоном Дженкинсом (Frank Thornton Jenkins), доктором по профессии. Они поженились в 1885, но брак оказался неудачным – выяснилось, что муж тоже не одобрял артистические наклонности своей юной супруги, - и, в конце концов, в 1902 году они развелись.

После развода Флоренс осталась в Филадельфии и зарабатывала на жизнь преподаванием и игрой на фортепиано. В 1908 в ее жизни появился театральный актер Сент-Клэр Бэйфилд (St. Clair Bayfield), позже взявший на себя обязанности ее менеджера, и вот этим-то отношениям и было суждено продолжаться до конца ее жизни.

Когда в 1909 умер ее отец, Дженкинс, которой пошел уже пятый десяток, унаследовала внушительное состояние, которое, наконец, позволило ей озаботиться своей певческой карьерой. Она брала уроки вокала у некой оперной дивы, чье имя тщательно скрывала, и начала вращаться в музыкальных кругах Филадельфии и Нью-Йорка (New York City), где основала клуб любителей музыки Верди (Verdi).

В 1912 Флоренс начала выступать с концертами, причем сначала ей самой приходилось финансировать свои выступления.

В 1928 умерла ее мать, и певица добавила к своему счету дополнительные средства. Ей исполнилось к тому времени уже 60 лет, но Флоренс и не думала о том, чтобы покинуть сцену. Со временем она стала не просто знаменитостью, она превратилась в легенду. Репертуар Дженкинс состоял из произведений Моцарта (Mozart), Верди, Штрауса (Strauss) и романсов Брамса (Brahms), которые находились далеко за пределами ее технических возможностей. По воспоминаниям очевидцев, даже ее бессменный аккомпаниатор Косме Макмун (Cosmé McMoon) вынужден был порой корчить рожи за спиной Флоренс, чтобы удержаться от смеха.

Флоренс любила сложные костюмы, которые придумывала сама, и часто выходила на сцену в образе "Ангела вдохновения", в изысканном шелковом платье с картонными крыльями за спиной, что, может, и пошло бы юной стройной девочке, но на корпулентной немолодой даме создавало дополнительный комический эффект. Публика валом валила на ее концерты.

Апофеозом ее карьеры стало выступление в Карнеги-холле 25 октября 1944 года – места были распроданы за несколько недель вперед, несмотря на военное время, кризис и высокую стоимость билетов. Бурные аплодисменты даже заглушали смех в зале.

Она умерла через месяц, 26 ноября 1944 года, исполнив свою мечту. Флоренс хотела петь, и она пела, а остальное, в сущности, неважно.

Сегодня мы расскажем о том, кто такая Флоренс Фостер Дженкинс. Биография ее будет подробно описана ниже. Речь идет об американской пианистке и певице с голосом сопрано. Она является одной из первых представительниц так называемой аутсайдерской музыки. Она стала известной благодаря отсутствию певческого таланта, и При этом она считала себя непревзойденной вокалисткой. У нее наблюдалась разновидность так называемого эффекта Даннинга-Крюгера. В таком состоянии человек уверен в своей гениальности или таланте, хотя это объективно не так.

Биография

Фостер Дженкинс Флоренс - пианистка, которая появилась на свет в 1868 г. Ее родителей звали Чарльз Дорранс и Мэри Джейн. Она обучалась фортепианной игре с восьми лет. В 17 заявила о желании отправится в Европу, чтобы изучать музыку. Богатый промышленник Чарльз Фостер её проект оплачивать отказался. В результате она сбежала с врачом по имени Френк Торнтон Дженкинс в Филадельфию. Позже он стал мужем нашей героини. Флоренс Фостер Дженкинс зарабатывала на жизнь тем, что давала уроки музыки.

С Френком брак оказался несчастливым. Они развелась в 1902 г. В 1909 году, после ухода отца из жизни наша героиня унаследовала внушительную сумму. Это позволило ей начать свою певческую карьеру. Об этом она мечтала очень долго. Однако к этой идее неодобрительно относился бывший муж и родители.

«Клуб Верди»

Флоренс Фостер Дженкинс брала уроки у знаменитой оперной певицы, однако имя ее знала только наша героиня и Клэр Бэйфилд - ее управляющая. Активно включившись в творческую музыкальную жизнь Нью-Йорка и Филадельфии, она основала «Клуб Верди». Он напоминал общество ценителей классической музыки.

Флоренс Фостер Дженкинс в 1912 г. на личные средства организовала дебютный сольный концерт. Далее начала выступать на различных сценах Саратоги-Спрингс, Бостона, Вашингтона и Ньюпорта. Со временем старания нашей героини увенчались успехом. Она в Нью-Йорке стала знаменитостью. Ежегодно она давала в отеле «Риц-Карлтон» закрытый концерт. На это мероприятие приглашались лишь избранные: коллеги, критики, поклонники и друзья. Набивалось в зал до 800 человек. В 1928 г. умерла мать нашей героини.

Особенность

Феномен Флоринс Дженкинс Флоренс заключается в уникальности ее голоса. Дело в том, что до неё никто не осмеливался петь так для широкой публики. У неё отсутствовали напрочь чувство ритма и музыкальный слух. Она не могла совершенно держать ноту. Косме Макмун, постоянный ее аккомпаниатор, мог с трудом подавить смех на её концертах. Хохот публики, который доносился из зала, наша героиня расценивала как профессиональную зависть. Репертуар ее состоял из известных сценических арий Штрауса, Верди, Моцарта, песен Брамса. Также в него входили написанные ею и Макмуном произведения.

Сцена

Флоренс Фостер Дженкинс для выступлений часто надевала необыкновенные придуманные ею самой. Самый известный образ - «Ангел Вдохновения», шёлковое платье с картонными крыльями и блестками. В 1937 г. звукозаписывающая студия под названием Meloton Recording предложила нашей героини записать грампластинку.

Она отличилась весьма оригинальным подходом к работе в студии. Все настройки аппаратуры и репетиции ею были отвергнуты. Она пришла в студию и запела. Все дорожки диска были записаны с одного раза. После прослушивания полученного результата певица признала его превосходным. Она потребовала, чтобы пластинки были созданы именно на основе этих записей.

В 1943 г. такси, перевозившее Флоренс, пострадало в аварии. Певица осталась невредимой. Кроме того, она обнаружила, что именно после пережитого события может взять наиболее высокую ноту фа. Ранее она этого делать не могла. В результате она послала таксисту коробку с дорогими сигарами в знак благодарности.

Долгое время нашу героиню упрашивали выступить на сцене «Карнеги-холла» - самой престижной площадки Нью-Йорка. Однако она отказывалась, не объяснив причины. Но в 1944 году, 25 октября, Флоренс в возрасте 76 лет наконец дала там концерт. Ажиотаж был настолько велик, что все билеты удалось распродать еще за несколько недель до концерта. Флоренс Фостер Дженкинс умерла спустя месяц после триумфа. Случилось это в 1944 году, 26 ноября.

Вы считаете, что только в наше время человек может прославиться как певец, будучи напрочь лишенным способностей к пению? Ничего подобного!

Знакомьтесь: Флоренс Фостер Дженкинс. У нее не было ни музыкального слуха, ни чувства ритма, ни певческого таланта. И именно поэтому она и стала известной на весь мир.

Флоренс родилась в 1868 году в семье Чарльза Дорранса Фостера и Мэри Джейн Хогланд. С 8 лет она обучалась игре на фортепиано, а в семнадцать заявила о своём желании уехать в Европу изучать музыку. Отец, богатый промышленник, отказался оплачивать её проект, поэтому она сбежала в Филадельфию с врачом Френком Торнтоном Дженкинсом, который позже стал её мужем.

На жизнь она зарабатывала, давая частные уроки музыки. Брак с Френком оказался несчастливым, и в 1902 году Флоренс с ним развелась. А после смерти отца в 1909 году Флоренс унаследовала внушительную сумму, что позволило ей заняться своей певческой карьерой, о которой она так долго мечтала.

Еще раз отметим: петь Флоренс совершенно не умела, никаких способностей к пению у нее не было. При этом она считала себя непревзойденной вокалисткой.

В психологии есть такое понятие – «эффект Даннинга – Крюгера», оно описывает явление, когда люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Так вот, Флоренс была уверена в том, что она гениальна, и совершенно неспособна понять, что это не так.

Активно включившись в музыкальную жизнь Филадельфии и Нью-Йорка, она основала нечто вроде общества любителей классической музыки - «Клуб Верди». В 1912 году на собственные средства она организовала свой первый сольный концерт. Далее она стала выступать на сценах Ньюпорта, Вашингтона, Бостона и Саратоги-Спрингс.

Понемногу, год за годом, старания мадам Дженкинс увенчались успехом: она стала местной знаменитостью в Нью-Йорке, и один раз в году она давала закрытый концерт в отеле Ритц-Карлтон, на который приглашались только избранные - друзья, поклонники, критики и коллеги по цеху. В зал набивалось до 800 человек.

«Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала»,

Писал критик Даниель Диксон в декабре 1957 года, вспоминая мадам Дженкинс. Её постоянный на протяжении многих лет аккомпаниатор Косме Макмун с трудом мог подавить смех во время её концертов.

«Когда приходило время петь, она забывала обо всем. Ничто не могло её остановить. Она думала, что она великая артистка»,

Рассказывал он. Смех публики, доносящийся из зала, Флоренс расценивала как проявление профессиональной зависти. Если вам тоже кажется, что недоброжелатели завидовали таланту Флоренс, послушайте её пение, ведь довольно много её записей дошли до наших дней. Но мы, если что, вас предупреждали.

Её репертуар состоял из популярных сценических арий Моцарта, Верди, Штрауса, песен Брамса, а также написанных ею самой и Макмуном. Часто мадам Дженкинс надевала для выступлений «шикарные» сценические костюмы, которые она придумывала сама. Самым известным её образом был «Ангел Вдохновения» - шёлковое платье с блестками и картонными крыльями за спиной.

Флоренс Фостер Дженкинс – “ангел вдохновения”

В 1937 году звукозаписывающая студия Meloton Recording предложила Флоренс записать грампластинку. Мадам Дженкинс проявила весьма оригинальный подход к студийной работе. Все репетиции и настройки аппаратуры были ею отвергнуты. Она просто пришла и запела, диск записывался, и все дорожки были записаны с первого раза. После прослушивания записей она назвала их «превосходными» и потребовала, чтобы грампластинки были отпечатаны именно с них.

В 1943 году такси, в котором ехала Флоренс, попало в аварию. Певица осталась целой и невредимой и даже вдруг обнаружила, что после пережитого потрясения теперь может взять самую высокую ноту фа, чего раньше не могла. И вместо того, чтобы подать в суд на таксиста, она послала ему в знак благодарности коробку дорогих сигар.

Долгое время поклонники мадам Дженкинс упрашивали её выступить на самой престижной сцене Нью-Йорка - в Карнеги-Холл, но она по неизвестным причинам отказывалась. Однако 25 октября 1944 года 76-летняя Флоренс наконец-то даёт там концерт. Ажиотаж был таким, что все билеты были распроданы за несколько недель до концерта, и цена на них достигала $20 (немалые деньги по тем временам!).

Через месяц после своего триумфа, 26 ноября 1944 года, Флоренс Фостер Дженкинс умерла. Ходили слухи, что она скончалась, не перенеся многочисленных насмешливых отзывов критиков на выступление в Карнеги-Холл.

«Они такие невежи, такие невежи!»

Сокрушалась она по поводу них. Однако всё говорит о том, что она умерла счастливым человеком. А ведь это, наверное, и есть самое главное.

По мотивам жизни Флоренс было поставлено несколько пьес. А в 2016 году вышел фильм «Фостер Дженкинс», главную роль в котором блестяще исполнила Мерил Стрип.

Флоренс Фостер Дженкинс – знаменитая певица, которая совершенно не умела петь Вы считаете, что только в наше время человек может прославиться как певец, будучи напрочь лишенным способностей к пению? Ничего подобного! Знакомьтесь: Флоренс Фостер Дженкинс. У нее не было ни музыкального слуха, ни чувства ритма, ни певческого таланта. И именно поэтому она и стала известной на весь мир.

Флоренс родилась в 1868 году в семье Чарльза Дорранса Фостера и Мэри Джейн Хогланд. С 8 лет она обучалась игре на фортепиано, а в семнадцать заявила о своём желании уехать в Европу изучать музыку. Отец, богатый промышленник, отказался оплачивать её проект, поэтому она сбежала в Филадельфию с врачом Френком Торнтоном Дженкинсом, который позже стал её мужем. На жизнь она зарабатывала, давая частные уроки музыки. Брак с Френком оказался несчастливым, и в 1902 году Флоренс с ним развелась. А после смерти отца в 1909 году Флоренс унаследовала внушительную сумму, что позволило ей заняться своей певческой карьерой, о которой она так долго мечтала. Еще раз отметим: петь Флоренс совершенно не умела, никаких способностей к пению у нее не было. При этом она считала себя непревзойденной вокалисткой. В психологии есть такое понятие – «эффект Даннинга – Крюгера», оно описывает явление, когда люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Так вот, Флоренс была уверена в том, что она гениальна, и совершенно неспособна понять, что это не так. Активно включившись в музыкальную жизнь Филадельфии и Нью-Йорка, она основала нечто вроде общества любителей классической музыки - «Клуб Верди». В 1912 году на собственные средства она организовала свой первый сольный концерт. Далее она стала выступать на сценах Ньюпорта, Вашингтона, Бостона и Саратоги-Спрингс. Понемногу, год за годом, старания мадам Дженкинс увенчались успехом: она стала местной знаменитостью в Нью-Йорке, и один раз в году она давала закрытый концерт в отеле Ритц-Карлтон, на который приглашались только избранные - друзья, поклонники, критики и коллеги по цеху. В зал набивалось до 800 человек. «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала», - писал критик Даниель Диксон в декабре 1957 года, вспоминая мадам Дженкинс. Её постоянный на протяжении многих лет аккомпаниатор Косме Макмун с трудом мог подавить смех во время её концертов. «Когда приходило время петь, она забывала обо всем. Ничто не могло её остановить. Она думала, что она великая артистка», - рассказывал он. Смех публики, доносящийся из зала, Флоренс расценивала как проявление профессиональной зависти. Если вам тоже кажется, что недоброжелатели завидовали таланту Флоренс, послушайте её пение, ведь довольно много её записей дошли до наших дней. Но мы, если что, вас предупреждали.

Это куплеты Адели из «Летучей мыши» Штрауса, если вы вдруг не узнали Её репертуар состоял из популярных сценических арий Моцарта, Верди, Штрауса, песен Брамса, а также написанных ею самой и Макмуном. Часто мадам Дженкинс надевала для выступлений «шикарные» сценические костюмы, которые она придумывала сама. Самым известным её образом был «Ангел Вдохновения» - шёлковое платье с блестками и картонными крыльями за спиной.

В 1937 году звукозаписывающая студия Meloton Recording предложила Флоренс записать грампластинку. Мадам Дженкинс проявила весьма оригинальный подход к студийной работе. Все репетиции и настройки аппаратуры были ею отвергнуты. Она просто пришла и запела, диск записывался, и все дорожки были записаны с первого раза. После прослушивания записей она назвала их «превосходными» и потребовала, чтобы грампластинки были отпечатаны именно с них. В 1943 году такси, в котором ехала Флоренс, попало в аварию. Певица осталась целой и невредимой и даже вдруг обнаружила, что после пережитого потрясения теперь может взять самую высокую ноту фа, чего раньше не могла. И вместо того, чтобы подать в суд на таксиста, она послала ему в знак благодарности коробку дорогих сигар. Долгое время поклонники мадам Дженкинс упрашивали её выступить на самой престижной сцене Нью-Йорка - в Карнеги-Холл, но она по неизвестным причинам отказывалась. Однако 25 октября 1944 года 76-летняя Флоренс наконец-то даёт там концерт. Ажиотаж был таким, что все билеты были распроданы за несколько недель до концерта, и цена на них достигала $20 (немалые деньги по тем временам!). Через месяц после своего триумфа, 26 ноября 1944 года, Флоренс Фостер Дженкинс умерла. Ходили слухи, что она скончалась, не перенеся многочисленных насмешливых отзывов критиков на выступление в Карнеги-Холл. «Они такие невежи, такие невежи!» - сокрушалась она по поводу них. Однако всё говорит о том, что она умерла счастливым человеком. А ведь это, наверное, и есть самое главное. По мотивам жизни Флоренс было поставлено несколько пьес. А в 2016 году вышел фильм «Фостер Дженкинс», главную роль в котором блестяще исполнила Мерил Стрип.